Жан-Франсуа Байар — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
''Есть тезка: Жан Франсуа Байяр, но с французским написанием Jean-François Bayart ('''t''' на конце) — 1950 г. рождения, современный политолог, в 1994—2000 гг. возглавлял Центр космических исследований и др.-исследовательский Internationales (CERI), в 1998 году основал журнал критики International, известен другими работами.''
+
''Есть тезка: Жан Франсуа Байяр, но с французским написанием Jean-François Bayart ('''t''' на конце) — 1950 г. рождения, современный политолог, в 1994—2000 гг. возглавлял Центр космических исследований и др.-исследовательский Internationales (CERI), в 1998 году основал журнал критики International, известен другими работами.''
  
 
[[Файл:JEAN-FrancBayar.JPG|thumb|255px|Портрет драматурга Ж.-Ф.-А. Байара. Художник: Marie Alexandre Alophe]]
 
[[Файл:JEAN-FrancBayar.JPG|thumb|255px|Портрет драматурга Ж.-Ф.-А. Байара. Художник: Marie Alexandre Alophe]]
'''Жан-Франсуа-Альфре Байяр''' (фр.: Jean-François-Alfred Bayard; 17 марта 1796, Шароль — 19 февраля 1853, Париж)<ref name=imdb>[http://www.imdb.com/name/nm0960533/ Jean-François-Alfred Bayard (1796—1853)]</ref> французский драматург, один из самых плодовитых авторов водевилей 19 века (номер идентификации 0960533)<ref name=imdb/>.
+
'''Жан-Франсуа-Альфре Байяр''' (фр.: Jean-François-Alfred Bayard; 17 марта 1796, Шароль — 19 февраля 1853, Париж)<ref name=imdb>[http://www.imdb.com/name/nm0960533/ Jean-François-Alfred Bayard (1796—1853)]</ref> — французский драматург, один из самых плодовитых авторов водевилей 19 века (номер идентификации 0960533)<ref name=imdb/>.
  
Перебравшись в Париж с юных лет для изучения юриспруденции, молодой человек, как и многие его сверстники, был очарован парижской жизнью с ее беспрестанными кутежами, весельем, богемой — Париж этого времени не просто столица Франции, это столица мира, столица культуры, искусств, всех технических новшеств и совершенств. Все, что есть в Европе талантливого и нового, спешит предстать в Париже. И сколько же молодых людей, побросав свои основательные карьеры, бросились в этот омут талантов, сколько их потонули там, но Жан Франсуа Байар — выплыл, забросив работу клерка в адвокатской конторе и приобретя славу известного французского драматурга<ref name=perso>[http://persons-info.com/index.php?p=5&geotranslit=FRANTSIIA&pid=69156 БАЯР Жан Франсуа Альфред]</ref>.
+
Перебравшись в Париж с юных лет для изучения юриспруденции, молодой человек, как и многие его сверстники, был очарован парижской жизнью с ее беспрестанными кутежами, весельем, богемой — Париж этого времени не просто столица Франции, это столица мира, столица культуры, искусств, всех технических новшеств и совершенств. Все, что есть в Европе талантливого и нового, спешит предстать в Париже. И сколько же молодых людей, побросав свои основательные карьеры, бросились в этот омут талантов, сколько их потонули там, но Жан Франсуа Байар — выплыл, забросив работу клерка в адвокатской конторе и приобретя славу известного французского драматурга<ref name=perso>[http://persons-info.com/index.php?p=5&geotranslit=FRANTSIIA&pid=69156 БАЯР Жан Франсуа Альфред]</ref>.
  
Первые его пьесы не пользовались у публики особым восторгом, но начинающий литератор не сдавался. Успех пришел в 1828 году с пьесой «Королева шестнадцати лет» (Reine de seize ans)<ref name=perso/> и больше уже не покидал профессионального драматурга до конца его жизни.
+
Первые его пьесы не пользовались у публики особым восторгом, но начинающий литератор не сдавался. Успех пришел в 1828 году с пьесой «Королева шестнадцати лет» (Reine de seize ans)<ref name=perso/> — и больше уже не покидал профессионального драматурга до конца его жизни.
  
В 1837 году он согласился возглавить парижский театр Варьере (théâtre des Variétés) театр уж слишком скатывался до уровня «бульварных» постановок, однако как директор себя не оправдал — он был драматургом, писателем, творителем, поэтому в скором времени передал бразды правления своему другу и соавтору Дюмануару, хотя формально еще какое-то время оставался в высокой должности директора театра.
+
В 1837 году он согласился возглавить парижский театр Варьере (théâtre des Variétés) — театр уж слишком скатывался до уровня «бульварных» постановок, однако как директор себя не оправдал — он был драматургом, писателем, творителем, — поэтому в скором времени передал бразды правления своему другу и соавтору Дюмануару, хотя формально еще какое-то время оставался в высокой должности директора театра.
  
Он жил неподалеку от другого знаменитого французского драматурга — [[Эжен Скриб|Эжена Скриба]], с которым часто встречались, даже приходили друг к другу в гости и работали совместно. Дело кончилось тем, что Байар женился на племяннице Скриба, так что их соавторская работа продолжилась уже на родственной почве.
+
Он жил неподалеку от другого знаменитого французского драматурга — [[Эжен Скриб|Эжена Скриба]], с которым часто встречались, даже приходили друг к другу в гости и работали совместно. Дело кончилось тем, что Байар женился на племяннице Скриба, так что их соавторская работа продолжилась уже на родственной почве.
[[Файл:Lerit02.jpg|thumb|Актер Пьер Ашар (Pierre Achard) в роли Карла Великого, пьеса «Индиана и Карл Великий», театр Пале-Ройяль, 1840 г.. Шарж [[Ромен Тома (Леритье)|Леритье]]]]
+
[[Файл:Lerit02.jpg|thumb|Актер Пьер Ашар (Pierre Achard) в роли Карла Великого, пьеса «Индиана и Карл Великий», театр Пале-Ройяль, 1840 г.. Шарж [[Ромен Тома (Леритье)|Леритье]]]]
[[Файл:Lerit03.jpg|thumb|Актер [[Ромен Тома (Леритье)]] в роли Субиза (Soubise) в водевиле Ж.Байара и Ф.Дюмануара «Виконт де Леторьер», театр Пале-Ройяль, 1841 г. Автошарж]]
+
[[Файл:Lerit03.jpg|thumb|Актер [[Ромен Тома (Леритье)]] в роли Субиза (Soubise) в водевиле Ж.Байара и Ф.Дюмануара «Виконт де Леторьер», театр Пале-Ройяль, 1841 г. Автошарж]]
[[Файл:Lerit01.jpg|thumb|Актер [[Ромен Тома (Леритье)]] в роли Гилломо (Guillaumot) в водевиле Ж.Байара и А.Варнера «Суб-префект улыбается», театр Пале-Ройяль, 1850 г. Автошарж]]
+
[[Файл:Lerit01.jpg|thumb|Актер [[Ромен Тома (Леритье)]] в роли Гилломо (Guillaumot) в водевиле Ж.Байара и А.Варнера «Суб-префект улыбается», театр Пале-Ройяль, 1850 г. Автошарж]]
[[Файл:Lerit04.jpg|thumb|Актриса [[Фелисия Тьерре]] в роли Бергамотты, пьеса Ж.Байара и Бьевиля «Испанские танцовщицы» (Los dansores espagnolas), театр Пале-Ройяль, 1852 г.. Шарж [[Ромен Тома (Леритье)|Леритье]]]]
+
[[Файл:Lerit04.jpg|thumb|Актриса [[Фелисия Тьерре]] в роли Бергамотты, пьеса Ж.Байара и Бьевиля «Испанские танцовщицы» (Los dansores espagnolas), театр Пале-Ройяль, 1852 г.. Шарж [[Ромен Тома (Леритье)|Леритье]]]]
[[Файл:LaDiVirgeni.jpg|thumb|Актриса [[Виржини Дежазе]] в роли вдовы де Брион («Вдова де Брион»). Париж, театр Водевилей, 5 ноября 1850 г. Фотография]]
+
[[Файл:LaDiVirgeni.jpg|thumb|Актриса [[Виржини Дежазе]] в роли вдовы де Брион («Вдова де Брион»). Париж, театр Водевилей, 5 ноября 1850 г. Фотография]]
 
Байар прославился как автор водевилей, комедий, драм и либретто опер.
 
Байар прославился как автор водевилей, комедий, драм и либретто опер.
  
 
За свою литературную деятельность был награжден Орденом почетного легиона.
 
За свою литературную деятельность был награжден Орденом почетного легиона.
  
Уже после кончины драматурга, в 1855—1858 гг. вышел сборник его водевилей — он состоял из 12 томов и включал 200 пьес<ref name=perso/> и это было далеко не все, написанное им.
+
Уже после кончины драматурга, в 1855—1858 гг. вышел сборник его водевилей — он состоял из 12 томов и включал 200 пьес<ref name=perso/> — и это было далеко не все, написанное им.
  
 
Произведения Байра легли основу множества кинофильмов, теле- и театральных постановок<ref name=imdb/> и пользуются известностью до настоящего времени.
 
Произведения Байра легли основу множества кинофильмов, теле- и театральных постановок<ref name=imdb/> и пользуются известностью до настоящего времени.
Строка 41: Строка 41:
 
* 1834: ''Les Charmettes'', совместно с Philippe-Auguste-Alfred Pittaud de Forges и [[Эмиль Вандербух|Э.Вандербухом]] (Émile Vanderburch), премьера: Théâtre du Palais Royal
 
* 1834: ''Les Charmettes'', совместно с Philippe-Auguste-Alfred Pittaud de Forges и [[Эмиль Вандербух|Э.Вандербухом]] (Émile Vanderburch), премьера: Théâtre du Palais Royal
 
* 1834: «Фретиллон или Добрая Девушка» (''Frétillon ou La Bonne Fille'') совместно с Alexis Decomberousse, Théâtre du Palais Royal
 
* 1834: «Фретиллон или Добрая Девушка» (''Frétillon ou La Bonne Fille'') совместно с Alexis Decomberousse, Théâtre du Palais Royal
* 1835: «Трус» (''Le poltron''), совместно с [[Альфонс Готье|А.Готье]] и [[Шарль Потрон|Ш.Потроном]], премьера: театр Водевиле, 9 октября 1835 г.; в Московской императорской труппе пьеса была поставлена в переводе [[Павел Степанович Фёдоров|П. С. Фёдорова]]
+
* 1835: «Трус» (''Le poltron''), совместно с [[Альфонс Готье|А.Готье]] и [[Шарль Потрон|Ш.Потроном]], премьера: театр Водевиле, 9 октября 1835 г.; в Московской императорской труппе пьеса была поставлена в переводе [[Павел Степанович Фёдоров|П. С. Фёдорова]]
* 1836: «Энгувильский немой» (''Le muet d’Ingouville''), совместно с Давесном (Charles-Hippolyte Dubois-Davesnes) и Буффе (Hugues Bouffé)<ref>[http://books.google.com/books/about/Le_muet_d_Ingouville_comédie_vaudeville.html?id=m7FLcgAACAAJ Le muet d’Ingouville comédie-vaudeville en deux actes]</ref>; пьеса неоднократно ставилась и в Петербургской императорской труппе, и в Московской, роль немого Жоржа в России часто исполняли танцовщицы: [[Фанни Эльслер]], [[Лебедева Прасковья Прохоровна|Прасковья Лебедева]], [[Мария Мариусовна Петипа|Мария Петипа-мл.]]; особым успехом пользовалась постановка в Москве в 1839 г. в московской императорской труппе на сцене Большого театра в переводе В. Шнейдера в бенефис [[Никита Андреевич Пешков|Н. А. Пешкова]] (роль Генриха исполнил [[Михаил Семенович Щепкин|М. С. Щепкин]], [[Никита Андреевич Пешков|Н. А. Пешков]] роль немого Жоржа<ref>[http://www.maly.ru/fwd2.php?var=/!_work/history/repertuar.html Сайт Малого театра]</ref>)
+
* 1836: «Энгувильский немой» (''Le muet d’Ingouville''), совместно с Давесном (Charles-Hippolyte Dubois-Davesnes) и Буффе (Hugues Bouffé)<ref>[http://books.google.com/books/about/Le_muet_d_Ingouville_comédie_vaudeville.html?id=m7FLcgAACAAJ Le muet d’Ingouville comédie-vaudeville en deux actes]</ref>; пьеса неоднократно ставилась и в Петербургской императорской труппе, и в Московской, роль немого Жоржа в России часто исполняли танцовщицы: [[Фанни Эльслер]], [[Лебедева Прасковья Прохоровна|Прасковья Лебедева]], [[Мария Мариусовна Петипа|Мария Петипа-мл.]]; особым успехом пользовалась постановка в Москве в 1839 г. в московской императорской труппе на сцене Большого театра в переводе В. Шнейдера в бенефис [[Никита Андреевич Пешков|Н. А. Пешкова]] (роль Генриха исполнил [[Михаил Семенович Щепкин|М. С. Щепкин]], [[Никита Андреевич Пешков|Н. А. Пешков]] — роль немого Жоржа<ref>[http://www.maly.ru/fwd2.php?var=/!_work/history/repertuar.html Сайт Малого театра]</ref>)
* «Дочь скупого» (''La Fille de l’avare''), драма в 2 д. по роману [[Оноре Бальзак|О. Бальзака]] «Евгения Гранде»; совместно с П. Дюпором; пьеса была поставлена в России в переводе [[Павел Иванович Вальберх|П. И. Вальберха]]: в Петербургской императорской труппе в 1837 году, роль Евгении Гранде исполняла [[Варвара Николаевна Асенкова|В.Асенкова]]; в Московской императорской труппе — 15 июля 1838 г. в московском Малом театре, в роли старика Гранде [[Михаил Семёнович Щепкин|М. С. Щепкин]]
+
* «Дочь скупого» (''La Fille de l’avare''), драма в 2 д. по роману [[Оноре Бальзак|О. Бальзака]] «Евгения Гранде»; совместно с П. Дюпором; пьеса была поставлена в России в переводе [[Павел Иванович Вальберх|П. И. Вальберха]]: в Петербургской императорской труппе в 1837 году, роль Евгении Гранде исполняла [[Варвара Николаевна Асенкова|В.Асенкова]]; в Московской императорской труппе — 15 июля 1838 г. в московском Малом театре, в роли старика Гранде [[Михаил Семёнович Щепкин|М. С. Щепкин]]
* 1836: «Маркиза де Претентай» (''La Marquise de Prétintaille''), совместно с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], премьера: Théâtre du Palais Royal. На русском языке водевиль известен как перевод-переделка [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т. Ленского]] под названием «[[Барская спесь и Анютины глазки (пьеса)|Барская спесь и Анютины глазки]]».
+
* 1836: «Маркиза де Претентай» (''La Marquise de Prétintaille''), совместно с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], премьера: Théâtre du Palais Royal. На русском языке водевиль известен как перевод-переделка [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т. Ленского]] под названием «[[Барская спесь и Анютины глазки (пьеса)|Барская спесь и Анютины глазки]]».
 
* 1836: «Ночной демон» (''Le demon de la nuit''), в соавторстве с [[Этьен-Винсен Араго|Э.Араго]]
 
* 1836: «Ночной демон» (''Le demon de la nuit''), в соавторстве с [[Этьен-Винсен Араго|Э.Араго]]
 
* 1836: «Парижский хлопец» (''Le Gamin de Paris'')
 
* 1836: «Парижский хлопец» (''Le Gamin de Paris'')
Строка 50: Строка 50:
 
* 1836: «Сэр Хьюго де Жильфор» (''Sir Hugues de Guilfort''), с [[Эжен Скриб|Э.Скрибом]]
 
* 1836: «Сэр Хьюго де Жильфор» (''Sir Hugues de Guilfort''), с [[Эжен Скриб|Э.Скрибом]]
 
* 1837: «Парижское дело» (''Un ménage parisien'')
 
* 1837: «Парижское дело» (''Un ménage parisien'')
* 1837: «Отец дебютантки» (''Le Père de la débutante''), совместно с [[Эммануэль Теолон|Э.Теолоном]]; в Москве пьеса была поставлена в помещении Большого театра 3 ноября 1839 в переводе [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т. Ленского]] под названием «[[Лев Гурыч Синичкин (водевиль)|Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка]]», получив огромную популярность и войдя в классику русского театра
+
* 1837: «Отец дебютантки» (''Le Père de la débutante''), совместно с [[Эммануэль Теолон|Э.Теолоном]]; в Москве пьеса была поставлена в помещении Большого театра 3 ноября 1839 в переводе [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т. Ленского]] под названием «[[Лев Гурыч Синичкин (водевиль)|Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка]]», получив огромную популярность и войдя в классику русского театра
* «Помощнички» (''Les aides-de-camp''), с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]]; пьеса была поставлена в Московской императорской труппе под названием «Генеральша, или Домашние дела» в переводе [[Пётр Андреевич Каратыгин|П. А. Каратыгина]]
+
* «Помощнички» (''Les aides-de-camp''), с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]]; пьеса была поставлена в Московской императорской труппе под названием «Генеральша, или Домашние дела» в переводе [[Пётр Андреевич Каратыгин|П. А. Каратыгина]]
* 1838: «Семья Пиншон» (''Madame et Monsieur Pinchon''), совместно с [[Адольф д’Эннери|А. д’Эннери]] и [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], Théâtre des Variétés; пьеса в переводе на русский язык [[Николай Арсеньевич Коровкин|Н. А. Коровкиным]] была поставлена Московской императорской труппой под названием «Мэр по выбору, или Смелый поневоле» в помещении Большого театра в 1839 г.)
+
* 1838: «Семья Пиншон» (''Madame et Monsieur Pinchon''), совместно с [[Адольф д’Эннери|А. д’Эннери]] и [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], Théâtre des Variétés; пьеса в переводе на русский язык [[Николай Арсеньевич Коровкин|Н. А. Коровкиным]] была поставлена Московской императорской труппой под названием «Мэр по выбору, или Смелый поневоле» в помещении Большого театра в 1839 г.)
* 1838: «Фебус, или известный писатель» (''Phoebus, ou L’ecrivain public''), совместно с [[Шарль-Анри-Этьен-Эдмон Денуайе де Бьевиль|Ш.-А.-Э. Бьевилем]]; поставлена в московском Большом театре под названием «Фебус, публичный писец» 1839 г. в переводе [[Николай Арсеньевич Коровкин|Н. А. Коровкина]]
+
* 1838: «Фебус, или известный писатель» (''Phoebus, ou L’ecrivain public''), совместно с [[Шарль-Анри-Этьен-Эдмон Денуайе де Бьевиль|Ш.-А.-Э. Бьевилем]]; поставлена в московском Большом театре под названием «Фебус, публичный писец» 1839 г. в переводе [[Николай Арсеньевич Коровкин|Н. А. Коровкина]]
 
* 1839: «Три шара» (''Les Trois Bals''), премьера 6 февраля 1839, théâtre des Variétés во время Парижского карнавала<ref>[http://www.theatre-des-varietes.fr/archives/directeurs/1837_bayard.htm Site Internet officiel du Théâtre des Variétés]</ref>
 
* 1839: «Три шара» (''Les Trois Bals''), премьера 6 февраля 1839, théâtre des Variétés во время Парижского карнавала<ref>[http://www.theatre-des-varietes.fr/archives/directeurs/1837_bayard.htm Site Internet officiel du Théâtre des Variétés]</ref>
 
* 1839: «Первое оружие Ришельё» (''Les Premières Armes de Richelieu''), с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], Théâtre du Palais Royal
 
* 1839: «Первое оружие Ришельё» (''Les Premières Armes de Richelieu''), с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], Théâtre du Palais Royal
* «Матильда, или Зависть» (''Mathilde ou la jalousie''), совместно с [[Лоренсен]]ом (наст. имя: Поль Эме Шапель), драма; пьеса была поставлена в московском Малом театре 6 сентября 1840 г. в переводе [[Николай Петрович Мундт|Н. П. Мундта]]
+
* «Матильда, или Зависть» (''Mathilde ou la jalousie''), совместно с [[Лоренсен]]ом (наст. имя: Поль Эме Шапель), драма; пьеса была поставлена в московском Малом театре 6 сентября 1840 г. в переводе [[Николай Петрович Мундт|Н. П. Мундта]]
 
* 1840: «Дети полка» (''Les Enfants de troupe'')
 
* 1840: «Дети полка» (''Les Enfants de troupe'')
 
* 1840: «[[Дочь полка (опера)|Дочь полка]]» (''La fille du régiment''), совместно с [[Жюль-Анри Сен-Жорж|Ж.Сен-Жоржем]]
 
* 1840: «[[Дочь полка (опера)|Дочь полка]]» (''La fille du régiment''), совместно с [[Жюль-Анри Сен-Жорж|Ж.Сен-Жоржем]]
Строка 65: Строка 65:
 
* 1841: «Виконт де Леторьер» ''Le Vicomte de Létorières'', с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], Théâtre du Palais Royal
 
* 1841: «Виконт де Леторьер» ''Le Vicomte de Létorières'', с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], Théâtre du Palais Royal
 
* 1842: «Капитан Шарлотта» (''Le Capitaine Charlotte'') с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], Théâtre du Palais Royal
 
* 1842: «Капитан Шарлотта» (''Le Capitaine Charlotte'') с [[Филипп Франсуа Дюмануар|Ф.Дюмануаром]], Théâtre du Palais Royal
* 1844: «Дачный муж» (''Le Mari à la campagne''), в соавторстве с Ж. Вайном; в Москве постановка прошла под названием «Война с тещей, или Насилу за ум взялись» в переводе [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т. Ленского]]
+
* 1844: «Дачный муж» (''Le Mari à la campagne''), в соавторстве с Ж. Вайном; в Москве постановка прошла под названием «Война с тещей, или Насилу за ум взялись» в переводе [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т. Ленского]]
* «Мать» (Une mère), комедия в 2 д., в соавторстве с [[Эрнест Жем|Э. Жемом]]. В России: в помещении московского Большого театра 11 сентября 1846 г. в бенефис танцовщицы [[Глафира Ивановна Воронина|Г. И. Ворониной]] под названием «Вот так маменька!» в переводе [[Сергей Петрович Соловьев|С. П. Соловьева]].
+
* «Мать» (Une mère), комедия в 2 д., в соавторстве с [[Эрнест Жем|Э. Жемом]]. В России: в помещении московского Большого театра 11 сентября 1846 г. в бенефис танцовщицы [[Глафира Ивановна Воронина|Г. И. Ворониной]] под названием «Вот так маменька!» в переводе [[Сергей Петрович Соловьев|С. П. Соловьева]].
 
* 1847: «Дитя любви, или Два маркиза Сен-Жак, или Сен-Жак» (''L’Enfant de l’amour ou Les Deux Marquis de Saint-Jacques, ou Saint-Jacques''), совместно с [[Эжен Гино|Э.Гино]], Théâtre des Variétés
 
* 1847: «Дитя любви, или Два маркиза Сен-Жак, или Сен-Жак» (''L’Enfant de l’amour ou Les Deux Marquis de Saint-Jacques, ou Saint-Jacques''), совместно с [[Эжен Гино|Э.Гино]], Théâtre des Variétés
 
* 1847: «Карточный замок» (''Un château de cartes''), комедия в стихах
 
* 1847: «Карточный замок» (''Un château de cartes''), комедия в стихах
* 1849: «Нет дыма без огня» (''Pas de fumée sans feu''); премьера: le Théâtre du Vaudeville le 7 septembre 1849. В России пьеса шла в императорских театрах под названием «Нет действия без причины» в переводе [[Федоров Павел Степанович|П. С. Фёдорова]]
+
* 1849: «Нет дыма без огня» (''Pas de fumée sans feu''); премьера: le Théâtre du Vaudeville le 7 septembre 1849. В России пьеса шла в императорских театрах под названием «Нет действия без причины» в переводе [[Федоров Павел Степанович|П. С. Фёдорова]]
 
* 1850: «Суб-префект улыбается» (''Le sous-préfet s’amuse''), совместно с [[Антуан-Франсуа Варнер|А.Варнером]]
 
* 1850: «Суб-префект улыбается» (''Le sous-préfet s’amuse''), совместно с [[Антуан-Франсуа Варнер|А.Варнером]]
* 1850: «Богатая вдова де Брион» (''La Douairière de Brionne''), комедия, совместно с [[Филипп-Франсуа Дюмануар|Ф. Дюмануаром]], премьера: театр Водевилей, 5 ноября 1950 г.
+
* 1850: «Богатая вдова де Брион» (''La Douairière de Brionne''), комедия, совместно с [[Филипп-Франсуа Дюмануар|Ф. Дюмануаром]], премьера: театр Водевилей, 5 ноября 1950 г.
* «Три сводных брата» (''Les trois beaux frères'') /по-французски «сводный брат», «шурин» и «деверь» называются одинаково/, в соавторстве с [[Тома Соваж|Т.Соважем]]; пьеса была поставлена в московском Малом театре 23 августа 1854 г. под названием «Шурин не дурен, да и муж хорош» в переводе [[Павел Владимирович Востоков|П. В. Востокова (Караколпакова)]]
+
* «Три сводных брата» (''Les trois beaux frères'') /по-французски «сводный брат», «шурин» и «деверь» называются одинаково/, в соавторстве с [[Тома Соваж|Т.Соважем]]; пьеса была поставлена в московском Малом театре 23 августа 1854 г. под названием «Шурин не дурен, да и муж хорош» в переводе [[Павел Владимирович Востоков|П. В. Востокова (Караколпакова)]]
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 17:45, 2 января 2017

Есть тезка: Жан Франсуа Байяр, но с французским написанием Jean-François Bayart (t на конце) — 1950 г. рождения, современный политолог, в 1994—2000 гг. возглавлял Центр космических исследований и др.-исследовательский Internationales (CERI), в 1998 году основал журнал критики International, известен другими работами.

Портрет драматурга Ж.-Ф.-А. Байара. Художник: Marie Alexandre Alophe

Жан-Франсуа-Альфре Байяр (фр.: Jean-François-Alfred Bayard; 17 марта 1796, Шароль — 19 февраля 1853, Париж)[1] — французский драматург, один из самых плодовитых авторов водевилей 19 века (номер идентификации 0960533)[1].

Перебравшись в Париж с юных лет для изучения юриспруденции, молодой человек, как и многие его сверстники, был очарован парижской жизнью с ее беспрестанными кутежами, весельем, богемой — Париж этого времени не просто столица Франции, это столица мира, столица культуры, искусств, всех технических новшеств и совершенств. Все, что есть в Европе талантливого и нового, спешит предстать в Париже. И сколько же молодых людей, побросав свои основательные карьеры, бросились в этот омут талантов, сколько их потонули там, но Жан Франсуа Байар — выплыл, забросив работу клерка в адвокатской конторе и приобретя славу известного французского драматурга[2].

Первые его пьесы не пользовались у публики особым восторгом, но начинающий литератор не сдавался. Успех пришел в 1828 году с пьесой «Королева шестнадцати лет» (Reine de seize ans)[2] — и больше уже не покидал профессионального драматурга до конца его жизни.

В 1837 году он согласился возглавить парижский театр Варьере (théâtre des Variétés) — театр уж слишком скатывался до уровня «бульварных» постановок, однако как директор себя не оправдал — он был драматургом, писателем, творителем, — поэтому в скором времени передал бразды правления своему другу и соавтору Дюмануару, хотя формально еще какое-то время оставался в высокой должности директора театра.

Он жил неподалеку от другого знаменитого французского драматурга — Эжена Скриба, с которым часто встречались, даже приходили друг к другу в гости и работали совместно. Дело кончилось тем, что Байар женился на племяннице Скриба, так что их соавторская работа продолжилась уже на родственной почве.

Актер Пьер Ашар (Pierre Achard) в роли Карла Великого, пьеса «Индиана и Карл Великий», театр Пале-Ройяль, 1840 г.. Шарж Леритье
Актер Ромен Тома (Леритье) в роли Субиза (Soubise) в водевиле Ж.Байара и Ф.Дюмануара «Виконт де Леторьер», театр Пале-Ройяль, 1841 г. Автошарж
Актер Ромен Тома (Леритье) в роли Гилломо (Guillaumot) в водевиле Ж.Байара и А.Варнера «Суб-префект улыбается», театр Пале-Ройяль, 1850 г. Автошарж
Актриса Фелисия Тьерре в роли Бергамотты, пьеса Ж.Байара и Бьевиля «Испанские танцовщицы» (Los dansores espagnolas), театр Пале-Ройяль, 1852 г.. Шарж Леритье
Актриса Виржини Дежазе в роли вдовы де Брион («Вдова де Брион»). Париж, театр Водевилей, 5 ноября 1850 г. Фотография

Байар прославился как автор водевилей, комедий, драм и либретто опер.

За свою литературную деятельность был награжден Орденом почетного легиона.

Уже после кончины драматурга, в 1855—1858 гг. вышел сборник его водевилей — он состоял из 12 томов и включал 200 пьес[2] — и это было далеко не все, написанное им.

Произведения Байра легли основу множества кинофильмов, теле- и театральных постановок[1] и пользуются известностью до настоящего времени.

Среди произведений

  • 1826: «Мачеха» (La Belle-mère), в соавторстве с Э.Скрибом
  • «Кристина, или Королева шестнадцати лет» (Christine ou la Reine de seize ans)
  • «Феи Парижа» (Les Fées de Paris)
  • «Мари Мино» (Marie Mignot)
  • 1829: «Акционеры» (Les actionnaires), в соавторстве с Э.Скрибом
  • 1830: «Мания мест, или Сумашествие века» (La Manie des places ou la folie du siècle), в соавторстве с Э.Скрибом
  • 1830: «Луиза, или Ремонт» (Louise, ou la réparation), в соавторстве с Э. Скрибом и Мельвилем
  • 1831: «Юный и старый, или Первая и последняя глава» (Jeune et vieille ou le premier et le dernier chapitre), в соавторстве с Э. Скрибом, Мельвилем
  • 1831: «Бюджет молодого делового человека» (Le Budget D’Un Jeune Menage), в соавторстве с Э.Скрибом
  • 1832: «Камилла, или Сестра и брат» (Camilla, ou la soeur et le frère), совместно с Э.Скрибом
  • 1832: «Медицина без медика» (La Médecine sans médecin), комическая опера, с Э.Скрибом
  • «Роман на продажу» (Roman à vendre)
  • 1833: «Камилла, или Сестра и брат» (Camilla, ou la soeur et le frère), совместно с Э. Скрибом
  • 1833: «Сторож» (Le gardien), совместно с Э. Скрибом
  • 1834: Les Charmettes, совместно с Philippe-Auguste-Alfred Pittaud de Forges и Э.Вандербухом (Émile Vanderburch), премьера: Théâtre du Palais Royal
  • 1834: «Фретиллон или Добрая Девушка» (Frétillon ou La Bonne Fille) совместно с Alexis Decomberousse, Théâtre du Palais Royal
  • 1835: «Трус» (Le poltron), совместно с А.Готье и Ш.Потроном, премьера: театр Водевиле, 9 октября 1835 г.; в Московской императорской труппе пьеса была поставлена в переводе П. С. Фёдорова
  • 1836: «Энгувильский немой» (Le muet d’Ingouville), совместно с Давесном (Charles-Hippolyte Dubois-Davesnes) и Буффе (Hugues Bouffé)[3]; пьеса неоднократно ставилась и в Петербургской императорской труппе, и в Московской, роль немого Жоржа в России часто исполняли танцовщицы: Фанни Эльслер, Прасковья Лебедева, Мария Петипа-мл.; особым успехом пользовалась постановка в Москве в 1839 г. в московской императорской труппе на сцене Большого театра в переводе В. Шнейдера в бенефис Н. А. Пешкова (роль Генриха исполнил М. С. Щепкин, Н. А. Пешков — роль немого Жоржа[4])
  • «Дочь скупого» (La Fille de l’avare), драма в 2 д. по роману О. Бальзака «Евгения Гранде»; совместно с П. Дюпором; пьеса была поставлена в России в переводе П. И. Вальберха: в Петербургской императорской труппе в 1837 году, роль Евгении Гранде исполняла В.Асенкова; в Московской императорской труппе — 15 июля 1838 г. в московском Малом театре, в роли старика Гранде М. С. Щепкин
  • 1836: «Маркиза де Претентай» (La Marquise de Prétintaille), совместно с Ф.Дюмануаром, премьера: Théâtre du Palais Royal. На русском языке водевиль известен как перевод-переделка Д. Т. Ленского под названием «Барская спесь и Анютины глазки».
  • 1836: «Ночной демон» (Le demon de la nuit), в соавторстве с Э.Араго
  • 1836: «Парижский хлопец» (Le Gamin de Paris)
  • 1836: «Голубая птица» (L’Oiseau bleu), совместно А. Вернером, Théâtre du Palais Royal
  • 1836: «Сэр Хьюго де Жильфор» (Sir Hugues de Guilfort), с Э.Скрибом
  • 1837: «Парижское дело» (Un ménage parisien)
  • 1837: «Отец дебютантки» (Le Père de la débutante), совместно с Э.Теолоном; в Москве пьеса была поставлена в помещении Большого театра 3 ноября 1839 в переводе Д. Т. Ленского под названием «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», получив огромную популярность и войдя в классику русского театра
  • «Помощнички» (Les aides-de-camp), с Ф.Дюмануаром; пьеса была поставлена в Московской императорской труппе под названием «Генеральша, или Домашние дела» в переводе П. А. Каратыгина
  • 1838: «Семья Пиншон» (Madame et Monsieur Pinchon), совместно с А. д’Эннери и Ф.Дюмануаром, Théâtre des Variétés; пьеса в переводе на русский язык Н. А. Коровкиным была поставлена Московской императорской труппой под названием «Мэр по выбору, или Смелый поневоле» в помещении Большого театра в 1839 г.)
  • 1838: «Фебус, или известный писатель» (Phoebus, ou L’ecrivain public), совместно с Ш.-А.-Э. Бьевилем; поставлена в московском Большом театре под названием «Фебус, публичный писец» 1839 г. в переводе Н. А. Коровкина
  • 1839: «Три шара» (Les Trois Bals), премьера 6 февраля 1839, théâtre des Variétés во время Парижского карнавала[5]
  • 1839: «Первое оружие Ришельё» (Les Premières Armes de Richelieu), с Ф.Дюмануаром, Théâtre du Palais Royal
  • «Матильда, или Зависть» (Mathilde ou la jalousie), совместно с Лоренсеном (наст. имя: Поль Эме Шапель), драма; пьеса была поставлена в московском Малом театре 6 сентября 1840 г. в переводе Н. П. Мундта
  • 1840: «Дети полка» (Les Enfants de troupe)
  • 1840: «Дочь полка» (La fille du régiment), совместно с Ж.Сен-Жоржем
  • 1840: «Индиана и Карл Великий» (Indiana et Charlemagne), с Ф.Дюмануаром, Théâtre du Palais Royal
  • 1841: «Мадмуазель Салле» (Mademoiselle Sallé), с Ф.Дюмануаром и Сантином, Théâtre du Palais Royal
  • 1841: «Красавица токарщица» (La belle tourneuse), совместно с Э.Рошфором
  • 1841: «Леонса» (Léonce), в соавторстве с К. Дусе
  • 1841: «Виконт де Леторьер» Le Vicomte de Létorières, с Ф.Дюмануаром, Théâtre du Palais Royal
  • 1842: «Капитан Шарлотта» (Le Capitaine Charlotte) с Ф.Дюмануаром, Théâtre du Palais Royal
  • 1844: «Дачный муж» (Le Mari à la campagne), в соавторстве с Ж. Вайном; в Москве постановка прошла под названием «Война с тещей, или Насилу за ум взялись» в переводе Д. Т. Ленского
  • «Мать» (Une mère), комедия в 2 д., в соавторстве с Э. Жемом. В России: в помещении московского Большого театра 11 сентября 1846 г. в бенефис танцовщицы Г. И. Ворониной под названием «Вот так маменька!» в переводе С. П. Соловьева.
  • 1847: «Дитя любви, или Два маркиза Сен-Жак, или Сен-Жак» (L’Enfant de l’amour ou Les Deux Marquis de Saint-Jacques, ou Saint-Jacques), совместно с Э.Гино, Théâtre des Variétés
  • 1847: «Карточный замок» (Un château de cartes), комедия в стихах
  • 1849: «Нет дыма без огня» (Pas de fumée sans feu); премьера: le Théâtre du Vaudeville le 7 septembre 1849. В России пьеса шла в императорских театрах под названием «Нет действия без причины» в переводе П. С. Фёдорова
  • 1850: «Суб-префект улыбается» (Le sous-préfet s’amuse), совместно с А.Варнером
  • 1850: «Богатая вдова де Брион» (La Douairière de Brionne), комедия, совместно с Ф. Дюмануаром, премьера: театр Водевилей, 5 ноября 1950 г.
  • «Три сводных брата» (Les trois beaux frères) /по-французски «сводный брат», «шурин» и «деверь» называются одинаково/, в соавторстве с Т.Соважем; пьеса была поставлена в московском Малом театре 23 августа 1854 г. под названием «Шурин не дурен, да и муж хорош» в переводе П. В. Востокова (Караколпакова)

Источники