Иоаким Викторович Тартаков — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Конец)
 
Строка 4: Строка 4:
 
{{youtube|gelkPl3MnD0|И.Тартаков. Романс Демона}}
 
{{youtube|gelkPl3MnD0|И.Тартаков. Романс Демона}}
 
{{youtube|Q_MZHLxkHQk|И.Тартаков. «[[Средь шумного бала (романс)|Средь шумного бала...]]»}}
 
{{youtube|Q_MZHLxkHQk|И.Тартаков. «[[Средь шумного бала (романс)|Средь шумного бала...]]»}}
'''Иоаким Викторович Тартаков''' (2(14) ноября 1860, Одесса — 23 января 1923, Петроград) выдающийся оперный певец (лирико-драматический баритон), режиссер, педагог вокала. «Заслуженный артист императорских театров» (1911). Засл. арт. Республики (1923)<ref name=Pruj>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Тартаков%20Иоаким%20Викторович/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008. // Тартаков Иоаким Викторович]</ref><ref>[http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ta/read_38/ ВСЭ // Тартаков Иоаким Викторович]</ref>.
+
'''Иоаким Викторович Тартаков''' (2(14) ноября 1860, Одесса — 23 января 1923, Петроград) — выдающийся оперный певец (лирико-драматический баритон), режиссер, педагог вокала. «Заслуженный артист императорских театров» (1911). Засл. арт. Республики (1923)<ref name=Pruj>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Тартаков%20Иоаким%20Викторович/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. // Тартаков Иоаким Викторович]</ref><ref>[http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ta/read_38/ ВСЭ // Тартаков Иоаким Викторович]</ref>.
  
 
== Происхождение ==
 
== Происхождение ==
Строка 11: Строка 11:
 
Официальная версия гласит: певец родился в многодетной семье одесского еврейского портного<ref name=Pruj/><ref name=acade>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/122185/Тартаков Большая биографическая энциклопедия. 2009. Тартаков, Иоаким Викторович]</ref><ref name=funer>[http://funeral-spb.ru/necropols/tihvinskoe/tartakov/ ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860—1923)]</ref>.
 
Официальная версия гласит: певец родился в многодетной семье одесского еврейского портного<ref name=Pruj/><ref name=acade>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/122185/Тартаков Большая биографическая энциклопедия. 2009. Тартаков, Иоаким Викторович]</ref><ref name=funer>[http://funeral-spb.ru/necropols/tihvinskoe/tartakov/ ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860—1923)]</ref>.
  
А есть еще версии неофициальные, циркулировавшие в виде слухов, но со временем перенявшие форму мемуаров. По ним, а именно: по утверждению дирижёра [[Антон Георгиевич Шароев|Антона Шароева]] и писателя [[Осип Дымов|Осипа Дымова]] (наст.имя Иосиф Исидорович Перельман), Иоаким Тартаков был внебрачным сыном [[Антон Григорьевич Рубинштейн|Антона Рубинштейна]]. Кроме того, Антон Шароев еще утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец, пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков<ref>[http://www.classicalmusicnews.ru/interview/Hristos-Antona-Rubinshteina-novoe-rozhdenie/ «Христос» Антона Рубинштейна — новое рождение]</ref><ref name=funer/>. По поводу последней версии — в семье Шароевых наверняка есть подтверждения тому. А версию Рубинштейн — Тартаков действительно поддерживает в своих воспоминаниях О.Дымов<ref>[http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=print&id=3424 Осип Дымов: то, что я помню]</ref>, но поддерживает только в том смысле, что действительно были такие слухи.
+
А есть еще версии неофициальные, циркулировавшие в виде слухов, но со временем перенявшие форму мемуаров. По ним, а именно: по утверждению дирижёра [[Антон Георгиевич Шароев|Антона Шароева]] и писателя [[Осип Дымов|Осипа Дымова]] (наст.имя Иосиф Исидорович Перельман), Иоаким Тартаков был внебрачным сыном [[Антон Григорьевич Рубинштейн|Антона Рубинштейна]]. Кроме того, Антон Шароев еще утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец, пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков<ref>[http://www.classicalmusicnews.ru/interview/Hristos-Antona-Rubinshteina-novoe-rozhdenie/ «Христос» Антона Рубинштейна — новое рождение]</ref><ref name=funer/>. По поводу последней версии — в семье Шароевых наверняка есть подтверждения тому. А версию Рубинштейн — Тартаков действительно поддерживает в своих воспоминаниях О.Дымов<ref>[http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=print&id=3424 Осип Дымов: то, что я помню]</ref>, но поддерживает только в том смысле, что действительно были такие слухи.
  
Вместе с тем — существуют мнения, не только опровергающие эту версию, но и объясняющие ее происхождение. Да и что может быть общего у столичного жителя, представителя высших богемных кругов Петербурга, директора консерватории А. Г. Рубинштейна, с женой одесского портного, известного лишь в районе близлежащих улиц.
+
Вместе с тем — существуют мнения, не только опровергающие эту версию, но и объясняющие ее происхождение. Да и что может быть общего у столичного жителя, представителя высших богемных кругов Петербурга, директора консерватории А. Г. Рубинштейна, с женой одесского портного, известного лишь в районе близлежащих улиц.
  
 
== Юные годы ==
 
== Юные годы ==
 
Интерес к музыке у официального сына одесского портного проявился рано, и с детских лет он посещал оперные спектакли театра Одесской оперы.
 
Интерес к музыке у официального сына одесского портного проявился рано, и с детских лет он посещал оперные спектакли театра Одесской оперы.
  
Серьезно заниматься самому музыкой помогли спонсоры, и с 16 лет Иоаким Тартаков на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итальянской одесской оперы В. Лушковской, которая, кстати, неправильно определила его голос тенором<ref name=Pruj/><ref name=operanews>[http://www.operanews.ru/tartakov.html Иоакиму Тартакову — 150 лет; автор Евгений Цодоков]</ref> впрочем, это были ранние годы, когда голос мог еще и не устояться. Брал уроки и у других педагогов.
+
Серьезно заниматься самому музыкой помогли спонсоры, и с 16 лет Иоаким Тартаков на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итальянской одесской оперы В. Лушковской, которая, кстати, неправильно определила его голос тенором<ref name=Pruj/><ref name=operanews>[http://www.operanews.ru/tartakov.html Иоакиму Тартакову — 150 лет; автор Евгений Цодоков]</ref> — впрочем, это были ранние годы, когда голос мог еще и не устояться. Брал уроки и у других педагогов.
  
Молодой певец стал принимать участие в концертах. Счастливый поворот в судьбе случился в 1876 году, когда на одном из концертов, в котором выступал Тартаков, присутствовала мать двух выдающихся музыкантов — [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Г. Рубинштейна]] (см. раздел: Происхождение) и [[Николай Григорьевич Рубинштейн|Н. Г. Рубинштейна]]. Услышав пение молодого вокалиста, она предложила Тартакову отправиться вместе с ней в Петербург, где директором консерватории был ее сын Антон (см. раздел: Происхождение).
+
Молодой певец стал принимать участие в концертах. Счастливый поворот в судьбе случился в 1876 году, когда на одном из концертов, в котором выступал Тартаков, присутствовала мать двух выдающихся музыкантов — [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Г. Рубинштейна]] (см. раздел: Происхождение) и [[Николай Григорьевич Рубинштейн|Н. Г. Рубинштейна]]. Услышав пение молодого вокалиста, она предложила Тартакову отправиться вместе с ней в Петербург, где директором консерватории был ее сын Антон (см. раздел: Происхождение).
  
Межу тем [[Сергей Юрьевич Левик|С.Ю.Левик]] в своей книге «Записки оперного певца» излагает иную версию переезда юноши в Петербург: сам Рубинштейн, находясь на гастролях в Одессе, услышал Тартакова и, сразу определив талант начинающего певца, принял решение о необходимости заняться его судьбой<ref name=operanews/>. По этой версии, на первый план выходят способности певца и честная и бескорыстная работа директора Петербургской консерватории, а отнюдь не личные родственные мотивы и вдруг ни с того ни с сего пробудившееся отцовство.
+
Межу тем [[Сергей Юрьевич Левик|С. Ю. Левик]] в своей книге «Записки оперного певца» излагает иную версию переезда юноши в Петербург: сам Рубинштейн, находясь на гастролях в Одессе, услышал Тартакова и, сразу определив талант начинающего певца, принял решение о необходимости заняться его судьбой<ref name=operanews/>. По этой версии, на первый план выходят способности певца и честная и бескорыстная работа директора Петербургской консерватории, а отнюдь не личные родственные мотивы и вдруг ни с того ни с сего пробудившееся отцовство.
  
Но — как бы то ни было — на следующий год, в 1877 году, Иоаким Тартаков стал студентом Петербургской консерватории, педагог [[Камилло Эверарди]]<ref name=funer/><ref name=acbse>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/138328/Тартаков Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Тартаков Иоаким Викторович]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7437/Тартаков Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.]</ref>.
+
Но — как бы то ни было — на следующий год, в 1877 году, Иоаким Тартаков стал студентом Петербургской консерватории, педагог [[Камилло Эверарди]]<ref name=funer/><ref name=acbse>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/138328/Тартаков Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Тартаков Иоаким Викторович]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7437/Тартаков Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.]</ref>.
  
 
Консерваторию И.Тартаков окончил в 1881 году с серебряной медалью<ref name=Pruj/><ref name=operanews/>.
 
Консерваторию И.Тартаков окончил в 1881 году с серебряной медалью<ref name=Pruj/><ref name=operanews/>.
Строка 31: Строка 31:
 
22 августа 1877 года дебютировал в партии Риголетто ([[Риголетто (опера)|одноименная опера]] Дж. Верди) на сцене Одесского оперного театра (антреприза С. Пальма), где пел один сезон.
 
22 августа 1877 года дебютировал в партии Риголетто ([[Риголетто (опера)|одноименная опера]] Дж. Верди) на сцене Одесского оперного театра (антреприза С. Пальма), где пел один сезон.
  
В 1882—1884 — солист петербургского [[Мариинский театр|Мариинского театра]] (Петербургская императорская труппа)<ref name=funer/>.
+
В 1882—1884 — солист петербургского [[Мариинский театр|Мариинского театра]] (Петербургская императорская труппа)<ref name=funer/>.
  
В 1884—1887 и 1890—1893 выступал в Киевской опере (антреприза Н. Савина, с 1890, антреприза И. П. Прянишникова). С 1885 года стал режиссёром Киевской оперы, в 1888 году занял там же должность главного режиссёра; поставил впервые в Киеве «[[Кармен (опера)|Кармен]]» Ж. Бизе, 1885 и «Мазепу» П. Чайковского, 1886)<ref name=Pruj/>. В эти же самые годы, в летние месяцы 1884—1887, когда Киевский театр не работал, принимал участие в московской оперетте (антреприза [[Михаил Валентинович Лентовский|М. Лентовского]], театр сада «Аквариум»).
+
В 1884—1887 и 1890—1893 выступал в Киевской опере (антреприза Н. Савина, с 1890, антреприза И. П. Прянишникова). С 1885 года стал режиссёром Киевской оперы, в 1888 году занял там же должность главного режиссёра; поставил впервые в Киеве «[[Кармен (опера)|Кармен]]» Ж. Бизе, 1885 и «Мазепу» П. Чайковского, 1886)<ref name=Pruj/>. В эти же самые годы, в летние месяцы 1884—1887, когда Киевский театр не работал, принимал участие в московской оперетте (антреприза [[Михаил Валентинович Лентовский|М. Лентовского]], театр сада «Аквариум»).
 
[[Файл:ITartakov.jpg|thumb|left|220px|Иоаким Тартаков]]
 
[[Файл:ITartakov.jpg|thumb|left|220px|Иоаким Тартаков]]
 
В сезоне 1887/88 участвовал в первой гастрольной поездке русcкой оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исполнял партии Демона (одноименная опера А. Рубинштейна), Калашникова («Купец Калашников» А. Рубинштейна), Князя Вязьминского («Опричник» П. Чайковского).
 
В сезоне 1887/88 участвовал в первой гастрольной поездке русcкой оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исполнял партии Демона (одноименная опера А. Рубинштейна), Калашникова («Купец Калашников» А. Рубинштейна), Князя Вязьминского («Опричник» П. Чайковского).
  
В 1888 — гастролировал в Харькове, Казани, Н. Новгороде, Керчи.
+
В 1888 — гастролировал в Харькове, Казани, Н. Новгороде, Керчи.
  
 
В 1888—1890 пел в Тифлисской опере.
 
В 1888—1890 пел в Тифлисской опере.
  
В 1892 в составе труппы И. П. Прянишникова гастролировал в Москве (оперы «Демон» А. Рубинштейна и «Фауст» Ш. Гуно, п/у П. Чайковского).
+
В 1892 в составе труппы И. П. Прянишникова гастролировал в Москве (оперы «Демон» А. Рубинштейна и «Фауст» Ш. Гуно, п/у П. Чайковского).
  
В 1893—1894 гг. пел в Петербурге (театр сада «Аркадия» и Малый театр, антреприза С. Пальма).
+
В 1893—1894 гг. пел в Петербурге (театр сада «Аркадия» и Малый театр, антреприза С. Пальма).
  
В 1894 по инициативе [[Эдуард ФРанцевич Направник|Э. Направника]] И.Тартаков снова был приглашен в Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), сразу заняв ведущее место, и работал там до 1921, одновременно принимая участие в разных концертах (4 декабря 1905 участвовал в концерте в пользу жертв революции) и много гастролируя с частными антрепризами (например, 1908 году в составе антрепризы [[Алексей Акакиевич Церетели|А. А. Церетели]] выступал в Лондоне, Стокгольме, Берлине). В 1909—1921 являлся главным режиссёром петербургского (затем ставшего по политическим причинам петроградского) Мариинского театра<ref name=dic>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/56470/Тартаков Энциклопедический словарь. 2009. Тартаков Иоаким Викторович]</ref> (поставил оперы «Нерон» А. Рубинштейна, 1906; «Измена» М. Ипполитова-Иванова, совместно с Н. Н. Боголюбовым, 1914; [[Севильский цирюльник (опера)|«Севильский цирюльник»]] Дж. Россини, 1918; [[Риголетто (опера)|«Риголетто»]]<ref>[http://biruch.sptl.spb.ru/index.php?view=shedule&theatre=1&page=3 Журнал Бирюч: Репертуар театров // Мариинский театр]</ref>)<ref name=Pruj/>.
+
В 1894 по инициативе [[Эдуард ФРанцевич Направник|Э. Направника]] И.Тартаков снова был приглашен в Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), сразу заняв ведущее место, и работал там до 1921, одновременно принимая участие в разных концертах (4 декабря 1905 участвовал в концерте в пользу жертв революции) и много гастролируя с частными антрепризами (например, 1908 году в составе антрепризы [[Алексей Акакиевич Церетели|А. А. Церетели]] выступал в Лондоне, Стокгольме, Берлине). В 1909—1921 являлся главным режиссёром петербургского (затем ставшего по политическим причинам петроградского) Мариинского театра<ref name=dic>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/56470/Тартаков Энциклопедический словарь. 2009. Тартаков Иоаким Викторович]</ref> (поставил оперы «Нерон» А. Рубинштейна, 1906; «Измена» М. Ипполитова-Иванова, совместно с Н. Н. Боголюбовым, 1914; [[Севильский цирюльник (опера)|«Севильский цирюльник»]] Дж. Россини, 1918; [[Риголетто (опера)|«Риголетто»]]<ref>[http://biruch.sptl.spb.ru/index.php?view=shedule&theatre=1&page=3 Журнал Бирюч: Репертуар театров // Мариинский театр]</ref>)<ref name=Pruj/>.
  
 
В эти годы он все меньше выступает, а значительно больше занимается постановками опер<ref name=acade/>.
 
В эти годы он все меньше выступает, а значительно больше занимается постановками опер<ref name=acade/>.
Строка 51: Строка 51:
 
Одновременно со службой в императорской труппе некоторое время в начале 1900-х гг. преподавал в Саратовском музыкальном училище<ref name=Pruj/>.
 
Одновременно со службой в императорской труппе некоторое время в начале 1900-х гг. преподавал в Саратовском музыкальном училище<ref name=Pruj/>.
  
После 1917 г. одновременно выступал в спектаклях МАЛЕГОТа. В 1921 — зав. Художественно-административной частью МАЛЕГОТа; постановил там оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923).
+
После 1917 г. одновременно выступал в спектаклях МАЛЕГОТа. В 1921 — зав. Художественно-административной частью МАЛЕГОТа; постановил там оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923).
[[Файл:Tar&MMt07.jpg|thumb|240px|Выдающиеся русские певцы [[Иоаким Викторович Тартаков|И. В. Тартаков]] и [[Медведев Михаил Ефимович (певец)|М. Е. Медведев]] с афишей оперы «Демон»]]
+
[[Файл:Tar&MMt07.jpg|thumb|240px|Выдающиеся русские певцы [[Иоаким Викторович Тартаков|И. В. Тартаков]] и [[Медведев Михаил Ефимович (певец)|М. Е. Медведев]] с афишей оперы «Демон»]]
По инициативе [[Александр Константинович Глазунов|А. К. Глазунова]] в 1920 был приглашен в Петроградскую консерваторию<ref name=dic/>, где, получив профессорскую должность, преподавал до самого конца своей жизни в 1923<ref name=acbse/> и стал педагогом многих выдающихся певцов; среди его учеников: Н. А. Аксакова, [[Александр Иосифович Батурин|А. И. Батурин]], [[Александр Михайлович Брагин|А. М. Брагин]], А. Д. Городцов, [[Мария Самойловна Давыдова|М. С. Давыдова]], [[Алексей Михайлович Каншин|А. М. Каншин]], [[Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа|М. Н. Кузнецова-Бенуа]], [[Зоя Петровна Лодий|З. П. Лодий]], [[Элеонора Яковлевна Мелодист|Э. Я. Мелодист]], Ю. А. Модестов, В. А. Никольский, Л. Ратнер, В. С. Розинг, В. А. Селях, [[Сперанский Николай Иванович|Н. И. Сперанский]], И. Н. Стешенко, А. Н. Смоленская, Г. Ф. Стравинский, А. М. Шишмарева и др. Кроме того, занимался с учениками и частным образом (у него уроки брали [[Яков Львович Горский|Я. Л. Горский]]<ref>[http://www.lauta.ru/Iacob-Gorski-Biografie.html румын.: Iacob Gorski Biografie]</ref>, [[Николай Николаевич Радошанский|Н. Н. Радошанский]]<ref name=Pruj/>). К И. Тартакову не раз обращались за профессиональными советами и другие выдающиеся певцы времени, среди которых [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф. И. Шаляпин]] и [[Николай Никанорович Куклин|Н. Н. Куклин]]<ref name=Pruj/>. И. В. Тартаков поддерживал молодых талантливых певцов, помогая им и советами, и заступничеством, и собственным опытом, сыграв тем самым неоспоримо большую роль в их дальнейшей творческой карьере; под его руководством молодые певцы не раз готовили свои партии (например, И.Тартаков помогал певцу [[Владимир Иванович Касторский|В. И. Касторскому]] в начале его сценической карьеры<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Касторский%20Владимир%20Иванович/ Отечественные певцы, 2008 // Касторский Владимир Иванович]</ref>).
+
По инициативе [[Александр Константинович Глазунов|А. К. Глазунова]] в 1920 был приглашен в Петроградскую консерваторию<ref name=dic/>, где, получив профессорскую должность, преподавал до самого конца своей жизни в 1923<ref name=acbse/> и стал педагогом многих выдающихся певцов; среди его учеников: Н. А. Аксакова, [[Александр Иосифович Батурин|А. И. Батурин]], [[Александр Михайлович Брагин|А. М. Брагин]], А. Д. Городцов, [[Мария Самойловна Давыдова|М. С. Давыдова]], [[Алексей Михайлович Каншин|А. М. Каншин]], [[Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа|М. Н. Кузнецова-Бенуа]], [[Зоя Петровна Лодий|З. П. Лодий]], [[Элеонора Яковлевна Мелодист|Э. Я. Мелодист]], Ю. А. Модестов, В. А. Никольский, Л. Ратнер, В. С. Розинг, В. А. Селях, [[Сперанский Николай Иванович|Н. И. Сперанский]], И. Н. Стешенко, А. Н. Смоленская, Г. Ф. Стравинский, А. М. Шишмарева и др. Кроме того, занимался с учениками и частным образом (у него уроки брали [[Яков Львович Горский|Я. Л. Горский]]<ref>[http://www.lauta.ru/Iacob-Gorski-Biografie.html румын.: Iacob Gorski Biografie]</ref>, [[Николай Николаевич Радошанский|Н. Н. Радошанский]]<ref name=Pruj/>). К И. Тартакову не раз обращались за профессиональными советами и другие выдающиеся певцы времени, среди которых [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф. И. Шаляпин]] и [[Николай Никанорович Куклин|Н. Н. Куклин]]<ref name=Pruj/>. И. В. Тартаков поддерживал молодых талантливых певцов, помогая им и советами, и заступничеством, и собственным опытом, сыграв тем самым неоспоримо большую роль в их дальнейшей творческой карьере; под его руководством молодые певцы не раз готовили свои партии (например, И.Тартаков помогал певцу [[Владимир Иванович Касторский|В. И. Касторскому]] в начале его сценической карьеры<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Касторский%20Владимир%20Иванович/ Отечественные певцы, 2008 // Касторский Владимир Иванович]</ref>).
  
Т. В. Тартаков был одним из организаторов театра «Малая опера» в Петрограде<ref name=Pruj/>.
+
Т. В. Тартаков был одним из организаторов театра «Малая опера» в Петрограде<ref name=Pruj/>.
  
 
Одним из первых русских певцов он записывался на грампластинки и всего записал 28 произведений<ref name=Pruj/>.
 
Одним из первых русских певцов он записывался на грампластинки и всего записал 28 произведений<ref name=Pruj/>.
  
Только по этой краткой хронологической биографии уже видно, насколько значима и обширна была деятельность Иоакима Тартакова. Помимо огромного оперного и концертного репертуара и режиссерской работы, он вел и педагогическую работу, и большую организационную работу в области певческого искусства. Слава пришла к нему и укрепилась настолько, что послужила началам слухов: завистники часто ищут причины чужих успехов не в таланте своих конкурентов, а в объяснениях какими-то иными факторами. [[Сергей Юрьевич Левик|С. Ю. Левик]] считает, что именно так возник слух об отцовстве А. Г. Рубинштейна, покровительствовавшего талантливому певцу<ref name=operanews/>.
+
Только по этой краткой хронологической биографии уже видно, насколько значима и обширна была деятельность Иоакима Тартакова. Помимо огромного оперного и концертного репертуара и режиссерской работы, он вел и педагогическую работу, и большую организационную работу в области певческого искусства. Слава пришла к нему и укрепилась настолько, что послужила началам слухов: завистники часто ищут причины чужих успехов не в таланте своих конкурентов, а в объяснениях какими-то иными факторами. [[Сергей Юрьевич Левик|С. Ю. Левик]] считает, что именно так возник слух об отцовстве А. Г. Рубинштейна, покровительствовавшего талантливому певцу<ref name=operanews/>.
  
 
== Конец ==
 
== Конец ==
В воскресный день 21 января 1923 года Тартаков вместе с другими артистами выступал перед рабочими Александровского завода — далеко за Невской заставой в театре «Революционная эстрада» (бывшем «Вена»). Исполнялась опера Верди «Аида», Тартаков пел партию царя Амонасро. Поздно вечером артистов развозили по домам в автомобиле. На проспекте Обуховской обороны метельщицы в это позднее время наводили порядок — мели улицу. Какая-то из женщин зазевалась и не отошла в строну вместе с другими, чтобы пропустить машину. В результате шофер вынужден был вильнуть в сторону, но все было в рытвинах, и автомобиль попал передней частью в яму, вырытую для столба, и, перевернувшись, придавил всей тяжестью пассажиров. У И. В. Тартакова спинкой откидного сиденья была раздавлена вся полость живота и повреждена голова<ref>[http://pda.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10238162@SV_Articles "С.-Петербургские ведомости // Последняя гастроль]</ref>. Полученные ушибы оказались трагичны — несовместимы с жизнью<ref name=funer/>.
+
В воскресный день 21 января 1923 года Тартаков вместе с другими артистами выступал перед рабочими Александровского завода — далеко за Невской заставой в театре «Революционная эстрада» (бывшем «Вена»). Исполнялась опера Верди «Аида», Тартаков пел партию царя Амонасро. Поздно вечером артистов развозили по домам в автомобиле. На проспекте Обуховской обороны метельщицы в это позднее время наводили порядок — мели улицу. Какая-то из женщин зазевалась и не отошла в строну вместе с другими, чтобы пропустить машину. В результате шофер вынужден был вильнуть в сторону, но все было в рытвинах, и автомобиль попал передней частью в яму, вырытую для столба, и, перевернувшись, придавил всей тяжестью пассажиров. У И. В. Тартакова спинкой откидного сиденья была раздавлена вся полость живота и повреждена голова<ref>[http://pda.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10238162@SV_Articles "С.-Петербургские ведомости // Последняя гастроль]</ref>. Полученные ушибы оказались трагичны — несовместимы с жизнью<ref name=funer/>.
[[Файл:IVTartakovMogila.jpg|thumb|Могила И. В. Тартакова. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)]]
+
[[Файл:IVTartakovMogila.jpg|thumb|Могила И. В. Тартакова. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)]]
 
Иоаким Викторович Тартаков скончался 23 января 1923 года, так и не приходя в себя, в больнице Александровского завода, куда был доставлен сразу после аварии.
 
Иоаким Викторович Тартаков скончался 23 января 1923 года, так и не приходя в себя, в больнице Александровского завода, куда был доставлен сразу после аварии.
  
 
Похороны выдающегося певца в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре были засняты на кинопленку<ref name=funer/><ref name=Pruj/>.
 
Похороны выдающегося певца в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре были засняты на кинопленку<ref name=funer/><ref name=Pruj/>.
  
Проект надгробия разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. А. Фомин — «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом Петроградского Союза работников искусств». Уже через месяц проект был рассмотрен комиссией по сооружению памятника. В мае 1923 года Комитет по постановке памятника Тартакову возглавил А. К. Глазунов<ref name=funer/>.
+
Проект надгробия разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. А. Фомин — «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом Петроградского Союза работников искусств». Уже через месяц проект был рассмотрен комиссией по сооружению памятника. В мае 1923 года Комитет по постановке памятника Тартакову возглавил А. К. Глазунов<ref name=funer/>.
  
В том же 1923 состоялись два концерта в память И. В. Тартакова: один — в ГАТОБе, другой — в Малом зале Петроградской консерватории, сбор от которых поступил на сооружение памятника<ref name=Pruj/>.
+
В том же 1923 состоялись два концерта в память И. В. Тартакова: один — в ГАТОБе, другой — в Малом зале Петроградской консерватории, сбор от которых поступил на сооружение памятника<ref name=Pruj/>.
  
Материалом для памятника послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесённой в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я. А. Троупянского были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губполит-просвета, которой скульптор заведывал в 1919—1934 годах. Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В. А. Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 года<ref name=funer/>.
+
Материалом для памятника послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесённой в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я. А. Троупянского были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губполит-просвета, которой скульптор заведывал в 1919—1934 годах. Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В. А. Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 года<ref name=funer/>.
  
 
== Репертуар ==
 
== Репертуар ==
Репертуар И. В. Тартакова насчитывал 117 партий и 26 опереточных ролей, причем он исполнял еще и некоторые басовые партии. Камерный репертуар И. В. Тартакова насчитывал около 600 произведений композиторов разных эпох и направлений, главное место в этом списке занимали романсы русских композиторов<ref name=Pruj/><ref name=funer/>.
+
Репертуар И. В. Тартакова насчитывал 117 партий и 26 опереточных ролей, причем он исполнял еще и некоторые басовые партии. Камерный репертуар И. В. Тартакова насчитывал около 600 произведений композиторов разных эпох и направлений, главное место в этом списке занимали романсы русских композиторов<ref name=Pruj/><ref name=funer/>.
  
И. В. Тартаков прославился не только как вокалист-исполнитель, критика высоко отмечала его актерскую работу, умение перевоплощаться и создавать психологически насыщенные образы<ref name=operanews/>. В частности, Евгений Цодоков приводит цитару из книги С. Левика о И. Тартакове: ''«Не припомню ни одного случая, чтобы о нем говорили отрицательно как о драматическом актере, хотя масштаб его драматических способностей, да и темперамент были не очень велики. Очевидно, он хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»''<ref name=operanews/>.
+
И. В. Тартаков прославился не только как вокалист-исполнитель, критика высоко отмечала его актерскую работу, умение перевоплощаться и создавать психологически насыщенные образы<ref name=operanews/>. В частности, Евгений Цодоков приводит цитару из книги С. Левика о И. Тартакове: ''«Не припомню ни одного случая, чтобы о нем говорили отрицательно как о драматическом актере, хотя масштаб его драматических способностей, да и темперамент были не очень велики. Очевидно, он хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»''<ref name=operanews/>.
  
Музыкальный критик [[Эдуард Александрович Старк]], работавший под псевдонимом Зигфрид, писал о Иоакиме Тартакове (Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. Л.; М., 1940. С. 104—110): ''«Будучи представителем итал. бельканто, в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой; был мастером мелодического речитатива. Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но все блестяще в целом»''<ref name=Pruj/>.
+
Музыкальный критик [[Эдуард Александрович Старк]], работавший под псевдонимом Зигфрид, писал о Иоакиме Тартакове (Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 104—110): ''«Будучи представителем итал. бельканто, в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой; был мастером мелодического речитатива. Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но все блестяще в целом»''<ref name=Pruj/>.
  
 
=== Оперный репертуар ===
 
=== Оперный репертуар ===
[[Файл:Tartakov04.jpg|thumb|[[Иоаким Викторович Тартаков|И. В. Тартаков]] Грязной. [[Царская невеста (опера)|«Царская невеста»]] Н. Римского-Корсакова]]
+
[[Файл:Tartakov04.jpg|thumb|[[Иоаким Викторович Тартаков|И. В. Тартаков]] — Грязной. [[Царская невеста (опера)|«Царская невеста»]] Н. Римского-Корсакова]]
[[Файл:Tart02.jpg|thumb|И. В. Тартаков — Демон. [[Демон (опера)|«Демон»]] А. Рубинштейна]]
+
[[Файл:Tart02.jpg|thumb|И. В. Тартаков — Демон. [[Демон (опера)|«Демон»]] А. Рубинштейна]]
[[Файл:Tartakov05.jpg|thumb|И. В. Тартаков — Эскамилио. [[Кармен (опера)|«Кармен»]] Ж. Бизе]]
+
[[Файл:Tartakov05.jpg|thumb|И. В. Тартаков — Эскамилио. [[Кармен (опера)|«Кармен»]] Ж. Бизе]]
* 11 октября 1884<ref>[http://www.pseudology.org/eneida/EugenyOnegin/index.htm Фатех Вергасов. «Евгений Онегин»]</ref> Евгений Онегин — «[[Евгений Онегин (опера)|Евгений Онегин]]» П. Чайковского (впервые в Киеве, постановка [[Прибик Иосиф Вячеславович|И. В. Прибика]]<ref>[http://vslovar.org.ru/cult/4313.html ПРИБИК]</ref>, на киевской премьере присутствовал сам П. И. Чайковский; в этой партии Тартаков, по совету своего партнера, исполнителя партии Ленского [[Ряднов Евгений Карлович|Е. К. Ряднова]], перенёс последнее ''fa'' в слове «мечты» на октаву вверх<ref name=aca-music>[http://aca-music.ru/sergej-yurevich-levik/raznye-oshibki-i-defekty/ С. Ю. Левик // Разные ошибки и дефекты]</ref>, против чего П. Чайковский не возражал); неоднократно выступал в этой партии
+
* 11 октября 1884<ref>[http://www.pseudology.org/eneida/EugenyOnegin/index.htm Фатех Вергасов. «Евгений Онегин»]</ref> — Евгений Онегин — «[[Евгений Онегин (опера)|Евгений Онегин]]» П. Чайковского (впервые в Киеве, постановка [[Прибик Иосиф Вячеславович|И. В. Прибика]]<ref>[http://vslovar.org.ru/cult/4313.html ПРИБИК]</ref>, на киевской премьере присутствовал сам П. И. Чайковский; в этой партии Тартаков, по совету своего партнера, исполнителя партии Ленского [[Ряднов Евгений Карлович|Е. К. Ряднова]], перенёс последнее ''fa'' в слове «мечты» на октаву вверх<ref name=aca-music>[http://aca-music.ru/sergej-yurevich-levik/raznye-oshibki-i-defekty/ С. Ю. Левик // Разные ошибки и дефекты]</ref>, против чего П. Чайковский не возражал); неоднократно выступал в этой партии
* 1884 — Бакбара — «Лалла Рук» Ф. Давида
+
* 1884 — Бакбара — «Лалла Рук» Ф. Давида
* 1885 — Эскамилио — [[Кармен (опера)|«Кармен»]] Ж. Бизе (впервые в Киеве)
+
* 1885 — Эскамилио — [[Кармен (опера)|«Кармен»]] Ж. Бизе (впервые в Киеве)
* 1887 — Акоста — [[Уриель Акоста (опера)|«Уриель Акоста»]] [[Валентина Семоновна Серова|В. Серовой]]
+
* 1887 — Акоста — [[Уриель Акоста (опера)|«Уриель Акоста»]] [[Валентина Семоновна Серова|В. Серовой]]
* 1888 — Дон Сезар — «Дон Сезар де Базан» Г. Лишина (в Тифлисе, первый исполнитель)
+
* 1888 — Дон Сезар — «Дон Сезар де Базан» Г. Лишина (в Тифлисе, первый исполнитель)
* 1890 — Князь Елецкий, позже Граф Томский — «[[Пиковая дама (опера)|Пиковая дама]]» П. Чайковского (впервые в Киеве, антреприза [[Ипполит Петрович Прянишников|И. П. Прянишникова]]<ref>[http://fanparty.ru/fanclubs/fanparty-fan-club-composer/tribune/89477 Пётр Ильич Чайковский]</ref>; исполнение певца получило одобрение П. Чайковского)
+
* 1890 — Князь Елецкий, позже Граф Томский — «[[Пиковая дама (опера)|Пиковая дама]]» П. Чайковского (впервые в Киеве, антреприза [[Ипполит Петрович Прянишников|И. П. Прянишникова]]<ref>[http://fanparty.ru/fanclubs/fanparty-fan-club-composer/tribune/89477 Пётр Ильич Чайковский]</ref>; исполнение певца получило одобрение П. Чайковского)
* 1892 — Шакловитый — «[[Хованщина (опера)|Хованщина]]» М. Мусоргского (впервые в Киеве, антреприза [[Иосиф Яковлевич Сетов|И. Сетова]])
+
* 1892 — Шакловитый — «[[Хованщина (опера)|Хованщина]]» М. Мусоргского (впервые в Киеве, антреприза [[Иосиф Яковлевич Сетов|И. Сетова]])
* 1892 — Гамлет — «[[Гамлет (опера Тома)|Гамлет]]» А. Тома (впервые в России)
+
* 1892 — Гамлет — «[[Гамлет (опера Тома)|Гамлет]]» А. Тома (впервые в России)
* 1896 — Верховный жрец Дагона — [[Самсон и Далила (опера)|«Самсон и Далила»]] К. Сен-Санса
+
* 1896 — Верховный жрец Дагона — [[Самсон и Далила (опера)|«Самсон и Далила»]] К. Сен-Санса
* 1899 — Миракль, Коппелиус и Дапертутто — «[[Сказки Гофмана (опера)|Сказки Гофмана]]» Ж. Оффенбаха (впервые в [[Мариинский театр|Мариинском театре]])
+
* 1899 — Миракль, Коппелиус и Дапертутто — «[[Сказки Гофмана (опера)|Сказки Гофмана]]» Ж. Оффенбаха (впервые в [[Мариинский театр|Мариинском театре]])
* 1901 — Соломон — «Суламифь» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]]
+
* 1901 — Соломон — «Суламифь» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]]
* 1901 — Григорий Грязной — «[[Царская невеста (опера)|Царская невеста]]» Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре; композитор считал артиста лучшим исполнителем этой партии)
+
* 1901 — Григорий Грязной — «[[Царская невеста (опера)|Царская невеста]]» Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре; композитор считал артиста лучшим исполнителем этой партии)
* 1912 — Зурга — [[Искатели жемчуга (опера)|«Искатели жемчуга»]] Ж. Бизе (впервые в Мариинском театре)
+
* 1912 — Зурга — [[Искатели жемчуга (опера)|«Искатели жемчуга»]] Ж. Бизе (впервые в Мариинском театре)
* 1917 — Дон-Карлос — «[[Каменный гость опера)|Каменный гость]]» А. Даргомыжского, ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре)
+
* 1917 — Дон-Карлос — «[[Каменный гость опера)|Каменный гость]]» А. Даргомыжского, ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре)
* Дон Карлос («[[Каменный гость (опера)|Каменный гость]]» А. Даргомыжского, постановка В. Э. Мейерхольда)
+
* Дон Карлос («[[Каменный гость (опера)|Каменный гость]]» А. Даргомыжского, постановка В. Э. Мейерхольда)
 
* Демон ([[Демон (опера)|одноименная опера]] А. Рубинштейна, композитор считал И.Тартакова лучшим исполнителем этой партии)
 
* Демон ([[Демон (опера)|одноименная опера]] А. Рубинштейна, композитор считал И.Тартакова лучшим исполнителем этой партии)
 
* Князь Игорь ([[Князь Игорь (опера)|одноименная опера]] А. Бородина)
 
* Князь Игорь ([[Князь Игорь (опера)|одноименная опера]] А. Бородина)
Строка 108: Строка 108:
 
* Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
 
* Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
 
* Амонасро («[[Аида (опера)|Аида]]» Дж. Верди)
 
* Амонасро («[[Аида (опера)|Аида]]» Дж. Верди)
* Риголетто — «[[Риголетто (опера)|Риголетто]]» Дж. Верди
+
* Риголетто — «[[Риголетто (опера)|Риголетто]]» Дж. Верди
 
* Жорж Жермон ([[Травиата (опера)|«Травиата»]] Дж. Верди)
 
* Жорж Жермон ([[Травиата (опера)|«Травиата»]] Дж. Верди)
 
* Тонио и Сильвио ([[Паяцы (опера)|«Паяцы»]] Р. Леонкавалло).
 
* Тонио и Сильвио ([[Паяцы (опера)|«Паяцы»]] Р. Леонкавалло).
Строка 120: Строка 120:
 
* Син-Син-Гу/Трактирщик («Сын мандарина» Ц. Кюи)
 
* Син-Син-Гу/Трактирщик («Сын мандарина» Ц. Кюи)
 
* Кали («Наль и Дамаянти» А. Аренского)
 
* Кали («Наль и Дамаянти» А. Аренского)
* Граф Альмавива ([[Свадьба Фигаро (опера)|«Свадьба Фигаро»]] В. А. Моцарта)
+
* Граф Альмавива ([[Свадьба Фигаро (опера)|«Свадьба Фигаро»]] В. А. Моцарта)
* Дон Жуан («[[Дон Жуан (опера)|Дон Жуан]]» В. А. Моцарта)
+
* Дон Жуан («[[Дон Жуан (опера)|Дон Жуан]]» В. А. Моцарта)
 
* Нелюско («Африканка» Дж. Мейербера)
 
* Нелюско («Африканка» Дж. Мейербера)
 
* Граф де Невер ([[Гугеноты (опера)|«Гугеноты»]] Дж. Мейербера)
 
* Граф де Невер ([[Гугеноты (опера)|«Гугеноты»]] Дж. Мейербера)
Строка 127: Строка 127:
 
* Альберт («Вертер» Ж. Массне)
 
* Альберт («Вертер» Ж. Массне)
 
* Яго («Отелло» Дж. Верди)
 
* Яго («Отелло» Дж. Верди)
* Оттокар («Вольный стрелок» К. М. Вебера)
+
* Оттокар («Вольный стрелок» К. М. Вебера)
* Вольфрам фон Эшенбах — «Тангейзер» Р. Вагнера
+
* Вольфрам фон Эшенбах — «Тангейзер» Р. Вагнера
* Тельрамунд — «Лоэнгрин» Р. Вагнера
+
* Тельрамунд — «Лоэнгрин» Р. Вагнера
* Альберих — «Золото Рейна»
+
* Альберих — «Золото Рейна»
* Альберих — «Зигфрид» Р. Вагнера
+
* Альберих — «Зигфрид» Р. Вагнера
* Альберих — «Гибель богов» Р. Вагнера
+
* Альберих — «Гибель богов» Р. Вагнера
* Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно (басовая партия, критики сравнивали певца в этой роли с немецким трагиком Э. Поссартом)
+
* Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно (басовая партия, критики сравнивали певца в этой роли с немецким трагиком Э. Поссартом)
* Лотарио — «Миньон» А. Тома (басовая партия)
+
* Лотарио — «Миньон» А. Тома (басовая партия)
Партнёры (по алфавиту): [[Иван Алексеевич Алчевский|И. А. Алчевский]], [[Амфитеатрова-Левицкая Александра Николаевна|А. Н. Амфитеатрова-Левицкая]], [[Аделаида Юлиановна Больска|А. Ю. Больска]], [[Николай Аркадьевич Большаков|Н. А. Большаков]], [[Боссе Гуальтьер Антонович|Г. А. Боссе]], Е. А. Бронская, Р. Г. Горская, [[Александр Михайлович Давыдов|А. М. Давыдов]], Дж. Димитреску (в апреле 1894), [[Иван Васильевич Ершов|И. В. Ершов]], [[Варвара Михайловна Зарудная|В. М. Зарудная]], Л. Ю. Звягина, [[Елена Ивановна Катульская|Е. Катульская]], [[Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа|М. Н. Кузнецова-Бенуа,]] [[Лубковская Мария Мечиславовна|М. Лубковская]], [[Любатович Татьяна Спиридоновна|Т. С. Любатович]], [[Александра Николаевна Мацулевич-Соловьева|А. Н. Мацулевич-Соловьёва]], [[Михаил Ефимович Медведев|М. Е. Медведев]], [[Стефан Фёдорович Молчановский|С. Ф. Молчановский]], [[Евгения Константиновна Мравина|Е. К. Мравина]], [[Антонина Васильевна Нежданова|А. В. Нежданова]], К. И. Петраускас, [[Евгений Карлович Ряднов|Е. К. Ряднов]], [[Ряднова-Джубеллини Джованна Иосифовна|Д. И. Ряднова-Джубеллини]], [[Антон Владиславович Секар-Рожанский|А. В. Секар-Рожанский]], [[Серебряков Константин Терентьевич|К. Т. Серебряков]], [[Дмитрий Алексеевич Смирнов|Д. А. Смирнов]], [[Сонки Евелина Осиповна|Э. О. Сонки]], [[Федор Игнатьевич Стравинский|Ф. И. Стравинский]], [[Фострем Альма Августовна|А. Фострём]], [[Федор Иванович Шаляпин|Ф. И. Шаляпин]].
+
Партнёры (по алфавиту): [[Иван Алексеевич Алчевский|И. А. Алчевский]], [[Амфитеатрова-Левицкая Александра Николаевна|А. Н. Амфитеатрова-Левицкая]], [[Аделаида Юлиановна Больска|А. Ю. Больска]], [[Николай Аркадьевич Большаков|Н. А. Большаков]], [[Боссе Гуальтьер Антонович|Г. А. Боссе]], Е. А. Бронская, Р. Г. Горская, [[Александр Михайлович Давыдов|А. М. Давыдов]], Дж. Димитреску (в апреле 1894), [[Иван Васильевич Ершов|И. В. Ершов]], [[Варвара Михайловна Зарудная|В. М. Зарудная]], Л. Ю. Звягина, [[Елена Ивановна Катульская|Е. Катульская]], [[Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа|М. Н. Кузнецова-Бенуа,]] [[Лубковская Мария Мечиславовна|М. Лубковская]], [[Любатович Татьяна Спиридоновна|Т. С. Любатович]], [[Александра Николаевна Мацулевич-Соловьева|А. Н. Мацулевич-Соловьёва]], [[Михаил Ефимович Медведев|М. Е. Медведев]], [[Стефан Фёдорович Молчановский|С. Ф. Молчановский]], [[Евгения Константиновна Мравина|Е. К. Мравина]], [[Антонина Васильевна Нежданова|А. В. Нежданова]], К. И. Петраускас, [[Евгений Карлович Ряднов|Е. К. Ряднов]], [[Ряднова-Джубеллини Джованна Иосифовна|Д. И. Ряднова-Джубеллини]], [[Антон Владиславович Секар-Рожанский|А. В. Секар-Рожанский]], [[Серебряков Константин Терентьевич|К. Т. Серебряков]], [[Дмитрий Алексеевич Смирнов|Д. А. Смирнов]], [[Сонки Евелина Осиповна|Э. О. Сонки]], [[Федор Игнатьевич Стравинский|Ф. И. Стравинский]], [[Фострем Альма Августовна|А. Фострём]], [[Федор Иванович Шаляпин|Ф. И. Шаляпин]].
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 12:09, 1 августа 2018

()

Иоаким Тартаков (1860-1923), драматический баритон; записи 1899-1903

()

Иоаким Тартаков, часть 2

()

Иоаким Тартаков, часть 3

()

И.Тартаков. Романс Демона

()

И.Тартаков. «Средь шумного бала...»

Иоаким Викторович Тартаков (2(14) ноября 1860, Одесса — 23 января 1923, Петроград) — выдающийся оперный певец (лирико-драматический баритон), режиссер, педагог вокала. «Заслуженный артист императорских театров» (1911). Засл. арт. Республики (1923)[1][2].

Происхождение

В происхождении этого выдающегося певца много неясного, а об истинном отцовстве по сию пору не умолкают разные слухи.

Официальная версия гласит: певец родился в многодетной семье одесского еврейского портного[1][3][4].

А есть еще версии неофициальные, циркулировавшие в виде слухов, но со временем перенявшие форму мемуаров. По ним, а именно: по утверждению дирижёра Антона Шароева и писателя Осипа Дымова (наст.имя Иосиф Исидорович Перельман), Иоаким Тартаков был внебрачным сыном Антона Рубинштейна. Кроме того, Антон Шароев еще утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец, пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков[5][4]. По поводу последней версии — в семье Шароевых наверняка есть подтверждения тому. А версию Рубинштейн — Тартаков действительно поддерживает в своих воспоминаниях О.Дымов[6], но поддерживает только в том смысле, что действительно были такие слухи.

Вместе с тем — существуют мнения, не только опровергающие эту версию, но и объясняющие ее происхождение. Да и что может быть общего у столичного жителя, представителя высших богемных кругов Петербурга, директора консерватории А. Г. Рубинштейна, с женой одесского портного, известного лишь в районе близлежащих улиц.

Юные годы

Интерес к музыке у официального сына одесского портного проявился рано, и с детских лет он посещал оперные спектакли театра Одесской оперы.

Серьезно заниматься самому музыкой помогли спонсоры, и с 16 лет Иоаким Тартаков на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итальянской одесской оперы В. Лушковской, которая, кстати, неправильно определила его голос тенором[1][7] — впрочем, это были ранние годы, когда голос мог еще и не устояться. Брал уроки и у других педагогов.

Молодой певец стал принимать участие в концертах. Счастливый поворот в судьбе случился в 1876 году, когда на одном из концертов, в котором выступал Тартаков, присутствовала мать двух выдающихся музыкантов — А. Г. Рубинштейна (см. раздел: Происхождение) и Н. Г. Рубинштейна. Услышав пение молодого вокалиста, она предложила Тартакову отправиться вместе с ней в Петербург, где директором консерватории был ее сын Антон (см. раздел: Происхождение).

Межу тем С. Ю. Левик в своей книге «Записки оперного певца» излагает иную версию переезда юноши в Петербург: сам Рубинштейн, находясь на гастролях в Одессе, услышал Тартакова и, сразу определив талант начинающего певца, принял решение о необходимости заняться его судьбой[7]. По этой версии, на первый план выходят способности певца и честная и бескорыстная работа директора Петербургской консерватории, а отнюдь не личные родственные мотивы и вдруг ни с того ни с сего пробудившееся отцовство.

Но — как бы то ни было — на следующий год, в 1877 году, Иоаким Тартаков стал студентом Петербургской консерватории, педагог Камилло Эверарди[4][8][9].

Консерваторию И.Тартаков окончил в 1881 году с серебряной медалью[1][7].

Артистическая карьера

22 августа 1877 года дебютировал в партии Риголетто (одноименная опера Дж. Верди) на сцене Одесского оперного театра (антреприза С. Пальма), где пел один сезон.

В 1882—1884 — солист петербургского Мариинского театра (Петербургская императорская труппа)[4].

В 1884—1887 и 1890—1893 выступал в Киевской опере (антреприза Н. Савина, с 1890, антреприза И. П. Прянишникова). С 1885 года стал режиссёром Киевской оперы, в 1888 году занял там же должность главного режиссёра; поставил впервые в Киеве «Кармен» Ж. Бизе, 1885 и «Мазепу» П. Чайковского, 1886)[1]. В эти же самые годы, в летние месяцы 1884—1887, когда Киевский театр не работал, принимал участие в московской оперетте (антреприза М. Лентовского, театр сада «Аквариум»).

Иоаким Тартаков

В сезоне 1887/88 участвовал в первой гастрольной поездке русcкой оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исполнял партии Демона (одноименная опера А. Рубинштейна), Калашникова («Купец Калашников» А. Рубинштейна), Князя Вязьминского («Опричник» П. Чайковского).

В 1888 — гастролировал в Харькове, Казани, Н. Новгороде, Керчи.

В 1888—1890 пел в Тифлисской опере.

В 1892 в составе труппы И. П. Прянишникова гастролировал в Москве (оперы «Демон» А. Рубинштейна и «Фауст» Ш. Гуно, п/у П. Чайковского).

В 1893—1894 гг. пел в Петербурге (театр сада «Аркадия» и Малый театр, антреприза С. Пальма).

В 1894 по инициативе Э. Направника И.Тартаков снова был приглашен в Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), сразу заняв ведущее место, и работал там до 1921, одновременно принимая участие в разных концертах (4 декабря 1905 участвовал в концерте в пользу жертв революции) и много гастролируя с частными антрепризами (например, 1908 году в составе антрепризы А. А. Церетели выступал в Лондоне, Стокгольме, Берлине). В 1909—1921 являлся главным режиссёром петербургского (затем ставшего по политическим причинам петроградского) Мариинского театра[10] (поставил оперы «Нерон» А. Рубинштейна, 1906; «Измена» М. Ипполитова-Иванова, совместно с Н. Н. Боголюбовым, 1914; «Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1918; «Риголетто»[11])[1].

В эти годы он все меньше выступает, а значительно больше занимается постановками опер[3].

Одновременно со службой в императорской труппе некоторое время в начале 1900-х гг. преподавал в Саратовском музыкальном училище[1].

После 1917 г. одновременно выступал в спектаклях МАЛЕГОТа. В 1921 — зав. Художественно-административной частью МАЛЕГОТа; постановил там оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923).

Выдающиеся русские певцы И. В. Тартаков и М. Е. Медведев с афишей оперы «Демон»

По инициативе А. К. Глазунова в 1920 был приглашен в Петроградскую консерваторию[10], где, получив профессорскую должность, преподавал до самого конца своей жизни в 1923[8] и стал педагогом многих выдающихся певцов; среди его учеников: Н. А. Аксакова, А. И. Батурин, А. М. Брагин, А. Д. Городцов, М. С. Давыдова, А. М. Каншин, М. Н. Кузнецова-Бенуа, З. П. Лодий, Э. Я. Мелодист, Ю. А. Модестов, В. А. Никольский, Л. Ратнер, В. С. Розинг, В. А. Селях, Н. И. Сперанский, И. Н. Стешенко, А. Н. Смоленская, Г. Ф. Стравинский, А. М. Шишмарева и др. Кроме того, занимался с учениками и частным образом (у него уроки брали Я. Л. Горский[12], Н. Н. Радошанский[1]). К И. Тартакову не раз обращались за профессиональными советами и другие выдающиеся певцы времени, среди которых Ф. И. Шаляпин и Н. Н. Куклин[1]. И. В. Тартаков поддерживал молодых талантливых певцов, помогая им и советами, и заступничеством, и собственным опытом, сыграв тем самым неоспоримо большую роль в их дальнейшей творческой карьере; под его руководством молодые певцы не раз готовили свои партии (например, И.Тартаков помогал певцу В. И. Касторскому в начале его сценической карьеры[13]).

Т. В. Тартаков был одним из организаторов театра «Малая опера» в Петрограде[1].

Одним из первых русских певцов он записывался на грампластинки и всего записал 28 произведений[1].

Только по этой краткой хронологической биографии уже видно, насколько значима и обширна была деятельность Иоакима Тартакова. Помимо огромного оперного и концертного репертуара и режиссерской работы, он вел и педагогическую работу, и большую организационную работу в области певческого искусства. Слава пришла к нему и укрепилась настолько, что послужила началам слухов: завистники часто ищут причины чужих успехов не в таланте своих конкурентов, а в объяснениях какими-то иными факторами. С. Ю. Левик считает, что именно так возник слух об отцовстве А. Г. Рубинштейна, покровительствовавшего талантливому певцу[7].

Конец

В воскресный день 21 января 1923 года Тартаков вместе с другими артистами выступал перед рабочими Александровского завода — далеко за Невской заставой в театре «Революционная эстрада» (бывшем «Вена»). Исполнялась опера Верди «Аида», Тартаков пел партию царя Амонасро. Поздно вечером артистов развозили по домам в автомобиле. На проспекте Обуховской обороны метельщицы в это позднее время наводили порядок — мели улицу. Какая-то из женщин зазевалась и не отошла в строну вместе с другими, чтобы пропустить машину. В результате шофер вынужден был вильнуть в сторону, но все было в рытвинах, и автомобиль попал передней частью в яму, вырытую для столба, и, перевернувшись, придавил всей тяжестью пассажиров. У И. В. Тартакова спинкой откидного сиденья была раздавлена вся полость живота и повреждена голова[14]. Полученные ушибы оказались трагичны — несовместимы с жизнью[4].

Могила И. В. Тартакова. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)

Иоаким Викторович Тартаков скончался 23 января 1923 года, так и не приходя в себя, в больнице Александровского завода, куда был доставлен сразу после аварии.

Похороны выдающегося певца в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре были засняты на кинопленку[4][1].

Проект надгробия разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. А. Фомин — «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом Петроградского Союза работников искусств». Уже через месяц проект был рассмотрен комиссией по сооружению памятника. В мае 1923 года Комитет по постановке памятника Тартакову возглавил А. К. Глазунов[4].

В том же 1923 состоялись два концерта в память И. В. Тартакова: один — в ГАТОБе, другой — в Малом зале Петроградской консерватории, сбор от которых поступил на сооружение памятника[1].

Материалом для памятника послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесённой в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я. А. Троупянского были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губполит-просвета, которой скульптор заведывал в 1919—1934 годах. Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В. А. Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 года[4].

Репертуар

Репертуар И. В. Тартакова насчитывал 117 партий и 26 опереточных ролей, причем он исполнял еще и некоторые басовые партии. Камерный репертуар И. В. Тартакова насчитывал около 600 произведений композиторов разных эпох и направлений, главное место в этом списке занимали романсы русских композиторов[1][4].

И. В. Тартаков прославился не только как вокалист-исполнитель, критика высоко отмечала его актерскую работу, умение перевоплощаться и создавать психологически насыщенные образы[7]. В частности, Евгений Цодоков приводит цитару из книги С. Левика о И. Тартакове: «Не припомню ни одного случая, чтобы о нем говорили отрицательно как о драматическом актере, хотя масштаб его драматических способностей, да и темперамент были не очень велики. Очевидно, он хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»[7].

Музыкальный критик Эдуард Александрович Старк, работавший под псевдонимом Зигфрид, писал о Иоакиме Тартакове (Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 104—110): «Будучи представителем итал. бельканто, в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой; был мастером мелодического речитатива. Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но все блестяще в целом»[1].

Оперный репертуар

И. В. Тартаков — Грязной. «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова
И. В. Тартаков — Демон. «Демон» А. Рубинштейна
И. В. Тартаков — Эскамилио. «Кармен» Ж. Бизе
  • 11 октября 1884[15] — Евгений Онегин — «Евгений Онегин» П. Чайковского (впервые в Киеве, постановка И. В. Прибика[16], на киевской премьере присутствовал сам П. И. Чайковский; в этой партии Тартаков, по совету своего партнера, исполнителя партии Ленского Е. К. Ряднова, перенёс последнее fa в слове «мечты» на октаву вверх[17], против чего П. Чайковский не возражал); неоднократно выступал в этой партии
  • 1884 — Бакбара — «Лалла Рук» Ф. Давида
  • 1885 — Эскамилио — «Кармен» Ж. Бизе (впервые в Киеве)
  • 1887 — Акоста — «Уриель Акоста» В. Серовой
  • 1888 — Дон Сезар — «Дон Сезар де Базан» Г. Лишина (в Тифлисе, первый исполнитель)
  • 1890 — Князь Елецкий, позже Граф Томский — «Пиковая дама» П. Чайковского (впервые в Киеве, антреприза И. П. Прянишникова[18]; исполнение певца получило одобрение П. Чайковского)
  • 1892 — Шакловитый — «Хованщина» М. Мусоргского (впервые в Киеве, антреприза И. Сетова)
  • 1892 — Гамлет — «Гамлет» А. Тома (впервые в России)
  • 1896 — Верховный жрец Дагона — «Самсон и Далила» К. Сен-Санса
  • 1899 — Миракль, Коппелиус и Дапертутто — «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (впервые в Мариинском театре)
  • 1901 — Соломон — «Суламифь» А. Рубинштейна
  • 1901 — Григорий Грязной — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре; композитор считал артиста лучшим исполнителем этой партии)
  • 1912 — Зурга — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (впервые в Мариинском театре)
  • 1917 — Дон-Карлос — «Каменный гость» А. Даргомыжского, ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре)
  • Дон Карлос («Каменный гость» А. Даргомыжского, постановка В. Э. Мейерхольда)
  • Демон (одноименная опера А. Рубинштейна, композитор считал И.Тартакова лучшим исполнителем этой партии)
  • Князь Игорь (одноименная опера А. Бородина)
  • Кирилл Троекуров («Дубровский» Э. Направника)
  • Мазепа («Мазепа» П. Чайковского)
  • Веденецкий гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Валентин («Фауст» Ш. Гуно)
  • Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
  • Амонасро («Аида» Дж. Верди)
  • Риголетто — «Риголетто» Дж. Верди
  • Жорж Жермон («Травиата» Дж. Верди)
  • Тонио и Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло).
  • Хозру («Фераморс» А. Рубинштейна)
  • Роберт («Иоланта» П. Чайковского)
  • Орсо («Корделия» Н. Соловьёва)
  • Якуб («Сарацин» Ц. Кюи)
  • Эгнатий («Сервилия» Н. Римского-Корсакова)
  • Джанчотто («Франческа да Римини» Э. Направника)
  • Абубекер («Кавказский пленник» Ц. Кюи)
  • Син-Син-Гу/Трактирщик («Сын мандарина» Ц. Кюи)
  • Кали («Наль и Дамаянти» А. Аренского)
  • Граф Альмавива («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
  • Дон Жуан («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
  • Нелюско («Африканка» Дж. Мейербера)
  • Граф де Невер («Гугеноты» Дж. Мейербера)
  • Меркуцио («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно)
  • Альберт («Вертер» Ж. Массне)
  • Яго («Отелло» Дж. Верди)
  • Оттокар («Вольный стрелок» К. М. Вебера)
  • Вольфрам фон Эшенбах — «Тангейзер» Р. Вагнера
  • Тельрамунд — «Лоэнгрин» Р. Вагнера
  • Альберих — «Золото Рейна»
  • Альберих — «Зигфрид» Р. Вагнера
  • Альберих — «Гибель богов» Р. Вагнера
  • Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно (басовая партия, критики сравнивали певца в этой роли с немецким трагиком Э. Поссартом)
  • Лотарио — «Миньон» А. Тома (басовая партия)

Партнёры (по алфавиту): И. А. Алчевский, А. Н. Амфитеатрова-Левицкая, А. Ю. Больска, Н. А. Большаков, Г. А. Боссе, Е. А. Бронская, Р. Г. Горская, А. М. Давыдов, Дж. Димитреску (в апреле 1894), И. В. Ершов, В. М. Зарудная, Л. Ю. Звягина, Е. Катульская, М. Н. Кузнецова-Бенуа, М. Лубковская, Т. С. Любатович, А. Н. Мацулевич-Соловьёва, М. Е. Медведев, С. Ф. Молчановский, Е. К. Мравина, А. В. Нежданова, К. И. Петраускас, Е. К. Ряднов, Д. И. Ряднова-Джубеллини, А. В. Секар-Рожанский, К. Т. Серебряков, Д. А. Смирнов, Э. О. Сонки, Ф. И. Стравинский, А. Фострём, Ф. И. Шаляпин.

Источники

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. // Тартаков Иоаким Викторович
  2. ВСЭ // Тартаков Иоаким Викторович
  3. 3,0 3,1 Большая биографическая энциклопедия. 2009. Тартаков, Иоаким Викторович
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860—1923)
  5. «Христос» Антона Рубинштейна — новое рождение
  6. Осип Дымов: то, что я помню
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Иоакиму Тартакову — 150 лет; автор Евгений Цодоков
  8. 8,0 8,1 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Тартаков Иоаким Викторович
  9. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
  10. 10,0 10,1 Энциклопедический словарь. 2009. Тартаков Иоаким Викторович
  11. Журнал Бирюч: Репертуар театров // Мариинский театр
  12. румын.: Iacob Gorski Biografie
  13. Отечественные певцы, 2008 // Касторский Владимир Иванович
  14. "С.-Петербургские ведомости // Последняя гастроль
  15. Фатех Вергасов. «Евгений Онегин»
  16. ПРИБИК
  17. С. Ю. Левик // Разные ошибки и дефекты
  18. Пётр Ильич Чайковский