Иоаким Викторович Тартаков — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Конец) |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
{{youtube|gelkPl3MnD0|И.Тартаков. Романс Демона}} | {{youtube|gelkPl3MnD0|И.Тартаков. Романс Демона}} | ||
{{youtube|Q_MZHLxkHQk|И.Тартаков. «[[Средь шумного бала (романс)|Средь шумного бала...]]»}} | {{youtube|Q_MZHLxkHQk|И.Тартаков. «[[Средь шумного бала (романс)|Средь шумного бала...]]»}} | ||
− | '''Иоаким Викторович Тартаков''' (2(14) ноября 1860, | + | '''Иоаким Викторович Тартаков''' (2(14) ноября 1860, Одесса — 23 января 1923, Петроград) — выдающийся оперный певец (лирико-драматический баритон), режиссер, педагог вокала. «Заслуженный артист императорских театров» (1911). Засл. арт. Республики (1923)<ref name=Pruj>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Тартаков%20Иоаким%20Викторович/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. // Тартаков Иоаким Викторович]</ref><ref>[http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ta/read_38/ ВСЭ // Тартаков Иоаким Викторович]</ref>. |
== Происхождение == | == Происхождение == | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Официальная версия гласит: певец родился в многодетной семье одесского еврейского портного<ref name=Pruj/><ref name=acade>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/122185/Тартаков Большая биографическая энциклопедия. 2009. Тартаков, Иоаким Викторович]</ref><ref name=funer>[http://funeral-spb.ru/necropols/tihvinskoe/tartakov/ ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860—1923)]</ref>. | Официальная версия гласит: певец родился в многодетной семье одесского еврейского портного<ref name=Pruj/><ref name=acade>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/122185/Тартаков Большая биографическая энциклопедия. 2009. Тартаков, Иоаким Викторович]</ref><ref name=funer>[http://funeral-spb.ru/necropols/tihvinskoe/tartakov/ ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860—1923)]</ref>. | ||
− | А есть еще версии неофициальные, циркулировавшие в виде слухов, но со временем перенявшие форму мемуаров. По ним, а именно: по утверждению дирижёра [[Антон Георгиевич Шароев|Антона Шароева]] и писателя [[Осип Дымов|Осипа Дымова]] (наст.имя Иосиф Исидорович Перельман), Иоаким Тартаков был внебрачным сыном [[Антон Григорьевич Рубинштейн|Антона Рубинштейна]]. Кроме того, Антон Шароев еще утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец, пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков<ref>[http://www.classicalmusicnews.ru/interview/Hristos-Antona-Rubinshteina-novoe-rozhdenie/ «Христос» Антона | + | А есть еще версии неофициальные, циркулировавшие в виде слухов, но со временем перенявшие форму мемуаров. По ним, а именно: по утверждению дирижёра [[Антон Георгиевич Шароев|Антона Шароева]] и писателя [[Осип Дымов|Осипа Дымова]] (наст.имя Иосиф Исидорович Перельман), Иоаким Тартаков был внебрачным сыном [[Антон Григорьевич Рубинштейн|Антона Рубинштейна]]. Кроме того, Антон Шароев еще утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец, пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков<ref>[http://www.classicalmusicnews.ru/interview/Hristos-Antona-Rubinshteina-novoe-rozhdenie/ «Христос» Антона Рубинштейна — новое рождение]</ref><ref name=funer/>. По поводу последней версии — в семье Шароевых наверняка есть подтверждения тому. А версию Рубинштейн — Тартаков действительно поддерживает в своих воспоминаниях О.Дымов<ref>[http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=print&id=3424 Осип Дымов: то, что я помню]</ref>, но поддерживает только в том смысле, что действительно были такие слухи. |
− | Вместе с | + | Вместе с тем — существуют мнения, не только опровергающие эту версию, но и объясняющие ее происхождение. Да и что может быть общего у столичного жителя, представителя высших богемных кругов Петербурга, директора консерватории А. Г. Рубинштейна, с женой одесского портного, известного лишь в районе близлежащих улиц. |
== Юные годы == | == Юные годы == | ||
Интерес к музыке у официального сына одесского портного проявился рано, и с детских лет он посещал оперные спектакли театра Одесской оперы. | Интерес к музыке у официального сына одесского портного проявился рано, и с детских лет он посещал оперные спектакли театра Одесской оперы. | ||
− | Серьезно заниматься самому музыкой помогли спонсоры, и с 16 лет Иоаким Тартаков на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итальянской одесской оперы В. Лушковской, которая, кстати, неправильно определила его голос тенором<ref name=Pruj/><ref name=operanews>[http://www.operanews.ru/tartakov.html Иоакиму | + | Серьезно заниматься самому музыкой помогли спонсоры, и с 16 лет Иоаким Тартаков на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итальянской одесской оперы В. Лушковской, которая, кстати, неправильно определила его голос тенором<ref name=Pruj/><ref name=operanews>[http://www.operanews.ru/tartakov.html Иоакиму Тартакову — 150 лет; автор Евгений Цодоков]</ref> — впрочем, это были ранние годы, когда голос мог еще и не устояться. Брал уроки и у других педагогов. |
− | Молодой певец стал принимать участие в концертах. Счастливый поворот в судьбе случился в 1876 году, когда на одном из концертов, в котором выступал Тартаков, присутствовала мать двух выдающихся | + | Молодой певец стал принимать участие в концертах. Счастливый поворот в судьбе случился в 1876 году, когда на одном из концертов, в котором выступал Тартаков, присутствовала мать двух выдающихся музыкантов — [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Г. Рубинштейна]] (см. раздел: Происхождение) и [[Николай Григорьевич Рубинштейн|Н. Г. Рубинштейна]]. Услышав пение молодого вокалиста, она предложила Тартакову отправиться вместе с ней в Петербург, где директором консерватории был ее сын Антон (см. раздел: Происхождение). |
− | Межу тем [[Сергей Юрьевич Левик|С. | + | Межу тем [[Сергей Юрьевич Левик|С. Ю. Левик]] в своей книге «Записки оперного певца» излагает иную версию переезда юноши в Петербург: сам Рубинштейн, находясь на гастролях в Одессе, услышал Тартакова и, сразу определив талант начинающего певца, принял решение о необходимости заняться его судьбой<ref name=operanews/>. По этой версии, на первый план выходят способности певца и честная и бескорыстная работа директора Петербургской консерватории, а отнюдь не личные родственные мотивы и вдруг ни с того ни с сего пробудившееся отцовство. |
− | + | Но — как бы то ни было — на следующий год, в 1877 году, Иоаким Тартаков стал студентом Петербургской консерватории, педагог [[Камилло Эверарди]]<ref name=funer/><ref name=acbse>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/138328/Тартаков Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Тартаков Иоаким Викторович]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7437/Тартаков Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.]</ref>. | |
Консерваторию И.Тартаков окончил в 1881 году с серебряной медалью<ref name=Pruj/><ref name=operanews/>. | Консерваторию И.Тартаков окончил в 1881 году с серебряной медалью<ref name=Pruj/><ref name=operanews/>. | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
22 августа 1877 года дебютировал в партии Риголетто ([[Риголетто (опера)|одноименная опера]] Дж. Верди) на сцене Одесского оперного театра (антреприза С. Пальма), где пел один сезон. | 22 августа 1877 года дебютировал в партии Риголетто ([[Риголетто (опера)|одноименная опера]] Дж. Верди) на сцене Одесского оперного театра (антреприза С. Пальма), где пел один сезон. | ||
− | В | + | В 1882—1884 — солист петербургского [[Мариинский театр|Мариинского театра]] (Петербургская императорская труппа)<ref name=funer/>. |
− | В 1884—1887 и 1890—1893 выступал в Киевской опере (антреприза Н. Савина, с 1890, антреприза И. | + | В 1884—1887 и 1890—1893 выступал в Киевской опере (антреприза Н. Савина, с 1890, антреприза И. П. Прянишникова). С 1885 года стал режиссёром Киевской оперы, в 1888 году занял там же должность главного режиссёра; поставил впервые в Киеве «[[Кармен (опера)|Кармен]]» Ж. Бизе, 1885 и «Мазепу» П. Чайковского, 1886)<ref name=Pruj/>. В эти же самые годы, в летние месяцы 1884—1887, когда Киевский театр не работал, принимал участие в московской оперетте (антреприза [[Михаил Валентинович Лентовский|М. Лентовского]], театр сада «Аквариум»). |
[[Файл:ITartakov.jpg|thumb|left|220px|Иоаким Тартаков]] | [[Файл:ITartakov.jpg|thumb|left|220px|Иоаким Тартаков]] | ||
В сезоне 1887/88 участвовал в первой гастрольной поездке русcкой оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исполнял партии Демона (одноименная опера А. Рубинштейна), Калашникова («Купец Калашников» А. Рубинштейна), Князя Вязьминского («Опричник» П. Чайковского). | В сезоне 1887/88 участвовал в первой гастрольной поездке русcкой оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исполнял партии Демона (одноименная опера А. Рубинштейна), Калашникова («Купец Калашников» А. Рубинштейна), Князя Вязьминского («Опричник» П. Чайковского). | ||
− | В | + | В 1888 — гастролировал в Харькове, Казани, Н. Новгороде, Керчи. |
В 1888—1890 пел в Тифлисской опере. | В 1888—1890 пел в Тифлисской опере. | ||
− | В 1892 в составе труппы И. | + | В 1892 в составе труппы И. П. Прянишникова гастролировал в Москве (оперы «Демон» А. Рубинштейна и «Фауст» Ш. Гуно, п/у П. Чайковского). |
− | В | + | В 1893—1894 гг. пел в Петербурге (театр сада «Аркадия» и Малый театр, антреприза С. Пальма). |
− | В 1894 по инициативе [[Эдуард ФРанцевич Направник|Э. Направника]] И.Тартаков снова был приглашен в Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), сразу заняв ведущее место, и работал там до 1921, одновременно принимая участие в разных концертах (4 декабря 1905 участвовал в концерте в пользу жертв революции) и много гастролируя с частными антрепризами (например, 1908 году в составе антрепризы [[Алексей Акакиевич Церетели|А. | + | В 1894 по инициативе [[Эдуард ФРанцевич Направник|Э. Направника]] И.Тартаков снова был приглашен в Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), сразу заняв ведущее место, и работал там до 1921, одновременно принимая участие в разных концертах (4 декабря 1905 участвовал в концерте в пользу жертв революции) и много гастролируя с частными антрепризами (например, 1908 году в составе антрепризы [[Алексей Акакиевич Церетели|А. А. Церетели]] выступал в Лондоне, Стокгольме, Берлине). В 1909—1921 являлся главным режиссёром петербургского (затем ставшего по политическим причинам петроградского) Мариинского театра<ref name=dic>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/56470/Тартаков Энциклопедический словарь. 2009. Тартаков Иоаким Викторович]</ref> (поставил оперы «Нерон» А. Рубинштейна, 1906; «Измена» М. Ипполитова-Иванова, совместно с Н. Н. Боголюбовым, 1914; [[Севильский цирюльник (опера)|«Севильский цирюльник»]] Дж. Россини, 1918; [[Риголетто (опера)|«Риголетто»]]<ref>[http://biruch.sptl.spb.ru/index.php?view=shedule&theatre=1&page=3 Журнал Бирюч: Репертуар театров // Мариинский театр]</ref>)<ref name=Pruj/>. |
В эти годы он все меньше выступает, а значительно больше занимается постановками опер<ref name=acade/>. | В эти годы он все меньше выступает, а значительно больше занимается постановками опер<ref name=acade/>. | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
Одновременно со службой в императорской труппе некоторое время в начале 1900-х гг. преподавал в Саратовском музыкальном училище<ref name=Pruj/>. | Одновременно со службой в императорской труппе некоторое время в начале 1900-х гг. преподавал в Саратовском музыкальном училище<ref name=Pruj/>. | ||
− | После | + | После 1917 г. одновременно выступал в спектаклях МАЛЕГОТа. В 1921 — зав. Художественно-административной частью МАЛЕГОТа; постановил там оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923). |
− | [[Файл:Tar&MMt07.jpg|thumb|240px|Выдающиеся русские певцы [[Иоаким Викторович Тартаков|И. | + | [[Файл:Tar&MMt07.jpg|thumb|240px|Выдающиеся русские певцы [[Иоаким Викторович Тартаков|И. В. Тартаков]] и [[Медведев Михаил Ефимович (певец)|М. Е. Медведев]] с афишей оперы «Демон»]] |
− | По инициативе [[Александр Константинович Глазунов|А. | + | По инициативе [[Александр Константинович Глазунов|А. К. Глазунова]] в 1920 был приглашен в Петроградскую консерваторию<ref name=dic/>, где, получив профессорскую должность, преподавал до самого конца своей жизни в 1923<ref name=acbse/> и стал педагогом многих выдающихся певцов; среди его учеников: Н. А. Аксакова, [[Александр Иосифович Батурин|А. И. Батурин]], [[Александр Михайлович Брагин|А. М. Брагин]], А. Д. Городцов, [[Мария Самойловна Давыдова|М. С. Давыдова]], [[Алексей Михайлович Каншин|А. М. Каншин]], [[Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа|М. Н. Кузнецова-Бенуа]], [[Зоя Петровна Лодий|З. П. Лодий]], [[Элеонора Яковлевна Мелодист|Э. Я. Мелодист]], Ю. А. Модестов, В. А. Никольский, Л. Ратнер, В. С. Розинг, В. А. Селях, [[Сперанский Николай Иванович|Н. И. Сперанский]], И. Н. Стешенко, А. Н. Смоленская, Г. Ф. Стравинский, А. М. Шишмарева и др. Кроме того, занимался с учениками и частным образом (у него уроки брали [[Яков Львович Горский|Я. Л. Горский]]<ref>[http://www.lauta.ru/Iacob-Gorski-Biografie.html румын.: Iacob Gorski Biografie]</ref>, [[Николай Николаевич Радошанский|Н. Н. Радошанский]]<ref name=Pruj/>). К И. Тартакову не раз обращались за профессиональными советами и другие выдающиеся певцы времени, среди которых [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф. И. Шаляпин]] и [[Николай Никанорович Куклин|Н. Н. Куклин]]<ref name=Pruj/>. И. В. Тартаков поддерживал молодых талантливых певцов, помогая им и советами, и заступничеством, и собственным опытом, сыграв тем самым неоспоримо большую роль в их дальнейшей творческой карьере; под его руководством молодые певцы не раз готовили свои партии (например, И.Тартаков помогал певцу [[Владимир Иванович Касторский|В. И. Касторскому]] в начале его сценической карьеры<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Касторский%20Владимир%20Иванович/ Отечественные певцы, 2008 // Касторский Владимир Иванович]</ref>). |
− | Т. | + | Т. В. Тартаков был одним из организаторов театра «Малая опера» в Петрограде<ref name=Pruj/>. |
Одним из первых русских певцов он записывался на грампластинки и всего записал 28 произведений<ref name=Pruj/>. | Одним из первых русских певцов он записывался на грампластинки и всего записал 28 произведений<ref name=Pruj/>. | ||
− | Только по этой краткой хронологической биографии уже видно, насколько значима и обширна была деятельность Иоакима Тартакова. Помимо огромного оперного и концертного репертуара и режиссерской работы, он вел и педагогическую работу, и большую организационную работу в области певческого искусства. Слава пришла к нему и укрепилась настолько, что послужила началам слухов: завистники часто ищут причины чужих успехов не в таланте своих конкурентов, а в объяснениях какими-то иными факторами. [[Сергей Юрьевич Левик|С. | + | Только по этой краткой хронологической биографии уже видно, насколько значима и обширна была деятельность Иоакима Тартакова. Помимо огромного оперного и концертного репертуара и режиссерской работы, он вел и педагогическую работу, и большую организационную работу в области певческого искусства. Слава пришла к нему и укрепилась настолько, что послужила началам слухов: завистники часто ищут причины чужих успехов не в таланте своих конкурентов, а в объяснениях какими-то иными факторами. [[Сергей Юрьевич Левик|С. Ю. Левик]] считает, что именно так возник слух об отцовстве А. Г. Рубинштейна, покровительствовавшего талантливому певцу<ref name=operanews/>. |
== Конец == | == Конец == | ||
− | В воскресный день 21 января 1923 года Тартаков вместе с другими артистами выступал перед рабочими Александровского | + | В воскресный день 21 января 1923 года Тартаков вместе с другими артистами выступал перед рабочими Александровского завода — далеко за Невской заставой в театре «Революционная эстрада» (бывшем «Вена»). Исполнялась опера Верди «Аида», Тартаков пел партию царя Амонасро. Поздно вечером артистов развозили по домам в автомобиле. На проспекте Обуховской обороны метельщицы в это позднее время наводили порядок — мели улицу. Какая-то из женщин зазевалась и не отошла в строну вместе с другими, чтобы пропустить машину. В результате шофер вынужден был вильнуть в сторону, но все было в рытвинах, и автомобиль попал передней частью в яму, вырытую для столба, и, перевернувшись, придавил всей тяжестью пассажиров. У И. В. Тартакова спинкой откидного сиденья была раздавлена вся полость живота и повреждена голова<ref>[http://pda.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10238162@SV_Articles "С.-Петербургские ведомости // Последняя гастроль]</ref>. Полученные ушибы оказались трагичны — несовместимы с жизнью<ref name=funer/>. |
− | [[Файл:IVTartakovMogila.jpg|thumb|Могила И. | + | [[Файл:IVTartakovMogila.jpg|thumb|Могила И. В. Тартакова. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)]] |
Иоаким Викторович Тартаков скончался 23 января 1923 года, так и не приходя в себя, в больнице Александровского завода, куда был доставлен сразу после аварии. | Иоаким Викторович Тартаков скончался 23 января 1923 года, так и не приходя в себя, в больнице Александровского завода, куда был доставлен сразу после аварии. | ||
Похороны выдающегося певца в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре были засняты на кинопленку<ref name=funer/><ref name=Pruj/>. | Похороны выдающегося певца в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре были засняты на кинопленку<ref name=funer/><ref name=Pruj/>. | ||
− | Проект надгробия разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. | + | Проект надгробия разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. А. Фомин — «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом Петроградского Союза работников искусств». Уже через месяц проект был рассмотрен комиссией по сооружению памятника. В мае 1923 года Комитет по постановке памятника Тартакову возглавил А. К. Глазунов<ref name=funer/>. |
− | В том же 1923 состоялись два концерта в память И. | + | В том же 1923 состоялись два концерта в память И. В. Тартакова: один — в ГАТОБе, другой — в Малом зале Петроградской консерватории, сбор от которых поступил на сооружение памятника<ref name=Pruj/>. |
− | Материалом для памятника послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесённой в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я. | + | Материалом для памятника послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесённой в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я. А. Троупянского были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губполит-просвета, которой скульптор заведывал в 1919—1934 годах. Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В. А. Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 года<ref name=funer/>. |
== Репертуар == | == Репертуар == | ||
− | Репертуар И. | + | Репертуар И. В. Тартакова насчитывал 117 партий и 26 опереточных ролей, причем он исполнял еще и некоторые басовые партии. Камерный репертуар И. В. Тартакова насчитывал около 600 произведений композиторов разных эпох и направлений, главное место в этом списке занимали романсы русских композиторов<ref name=Pruj/><ref name=funer/>. |
− | И. | + | И. В. Тартаков прославился не только как вокалист-исполнитель, критика высоко отмечала его актерскую работу, умение перевоплощаться и создавать психологически насыщенные образы<ref name=operanews/>. В частности, Евгений Цодоков приводит цитару из книги С. Левика о И. Тартакове: ''«Не припомню ни одного случая, чтобы о нем говорили отрицательно как о драматическом актере, хотя масштаб его драматических способностей, да и темперамент были не очень велики. Очевидно, он хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»''<ref name=operanews/>. |
− | Музыкальный критик [[Эдуард Александрович Старк]], работавший под псевдонимом Зигфрид, писал о Иоакиме Тартакове (Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. | + | Музыкальный критик [[Эдуард Александрович Старк]], работавший под псевдонимом Зигфрид, писал о Иоакиме Тартакове (Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 104—110): ''«Будучи представителем итал. бельканто, в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой; был мастером мелодического речитатива. Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но все блестяще в целом»''<ref name=Pruj/>. |
=== Оперный репертуар === | === Оперный репертуар === | ||
− | [[Файл:Tartakov04.jpg|thumb|[[Иоаким Викторович Тартаков|И. | + | [[Файл:Tartakov04.jpg|thumb|[[Иоаким Викторович Тартаков|И. В. Тартаков]] — Грязной. [[Царская невеста (опера)|«Царская невеста»]] Н. Римского-Корсакова]] |
− | [[Файл:Tart02.jpg|thumb|И. | + | [[Файл:Tart02.jpg|thumb|И. В. Тартаков — Демон. [[Демон (опера)|«Демон»]] А. Рубинштейна]] |
− | [[Файл:Tartakov05.jpg|thumb|И. | + | [[Файл:Tartakov05.jpg|thumb|И. В. Тартаков — Эскамилио. [[Кармен (опера)|«Кармен»]] Ж. Бизе]] |
− | * 11 октября 1884<ref>[http://www.pseudology.org/eneida/EugenyOnegin/index.htm Фатех Вергасов. «Евгений Онегин»]</ref> | + | * 11 октября 1884<ref>[http://www.pseudology.org/eneida/EugenyOnegin/index.htm Фатех Вергасов. «Евгений Онегин»]</ref> — Евгений Онегин — «[[Евгений Онегин (опера)|Евгений Онегин]]» П. Чайковского (впервые в Киеве, постановка [[Прибик Иосиф Вячеславович|И. В. Прибика]]<ref>[http://vslovar.org.ru/cult/4313.html ПРИБИК]</ref>, на киевской премьере присутствовал сам П. И. Чайковский; в этой партии Тартаков, по совету своего партнера, исполнителя партии Ленского [[Ряднов Евгений Карлович|Е. К. Ряднова]], перенёс последнее ''fa'' в слове «мечты» на октаву вверх<ref name=aca-music>[http://aca-music.ru/sergej-yurevich-levik/raznye-oshibki-i-defekty/ С. Ю. Левик // Разные ошибки и дефекты]</ref>, против чего П. Чайковский не возражал); неоднократно выступал в этой партии |
− | * | + | * 1884 — Бакбара — «Лалла Рук» Ф. Давида |
− | * | + | * 1885 — Эскамилио — [[Кармен (опера)|«Кармен»]] Ж. Бизе (впервые в Киеве) |
− | * | + | * 1887 — Акоста — [[Уриель Акоста (опера)|«Уриель Акоста»]] [[Валентина Семоновна Серова|В. Серовой]] |
− | * | + | * 1888 — Дон Сезар — «Дон Сезар де Базан» Г. Лишина (в Тифлисе, первый исполнитель) |
− | * | + | * 1890 — Князь Елецкий, позже Граф Томский — «[[Пиковая дама (опера)|Пиковая дама]]» П. Чайковского (впервые в Киеве, антреприза [[Ипполит Петрович Прянишников|И. П. Прянишникова]]<ref>[http://fanparty.ru/fanclubs/fanparty-fan-club-composer/tribune/89477 Пётр Ильич Чайковский]</ref>; исполнение певца получило одобрение П. Чайковского) |
− | * | + | * 1892 — Шакловитый — «[[Хованщина (опера)|Хованщина]]» М. Мусоргского (впервые в Киеве, антреприза [[Иосиф Яковлевич Сетов|И. Сетова]]) |
− | * | + | * 1892 — Гамлет — «[[Гамлет (опера Тома)|Гамлет]]» А. Тома (впервые в России) |
− | * | + | * 1896 — Верховный жрец Дагона — [[Самсон и Далила (опера)|«Самсон и Далила»]] К. Сен-Санса |
− | * | + | * 1899 — Миракль, Коппелиус и Дапертутто — «[[Сказки Гофмана (опера)|Сказки Гофмана]]» Ж. Оффенбаха (впервые в [[Мариинский театр|Мариинском театре]]) |
− | * | + | * 1901 — Соломон — «Суламифь» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]] |
− | * | + | * 1901 — Григорий Грязной — «[[Царская невеста (опера)|Царская невеста]]» Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре; композитор считал артиста лучшим исполнителем этой партии) |
− | * | + | * 1912 — Зурга — [[Искатели жемчуга (опера)|«Искатели жемчуга»]] Ж. Бизе (впервые в Мариинском театре) |
− | * | + | * 1917 — Дон-Карлос — «[[Каменный гость опера)|Каменный гость]]» А. Даргомыжского, ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре) |
− | * Дон Карлос («[[Каменный гость (опера)|Каменный гость]]» А. Даргомыжского, постановка В. | + | * Дон Карлос («[[Каменный гость (опера)|Каменный гость]]» А. Даргомыжского, постановка В. Э. Мейерхольда) |
* Демон ([[Демон (опера)|одноименная опера]] А. Рубинштейна, композитор считал И.Тартакова лучшим исполнителем этой партии) | * Демон ([[Демон (опера)|одноименная опера]] А. Рубинштейна, композитор считал И.Тартакова лучшим исполнителем этой партии) | ||
* Князь Игорь ([[Князь Игорь (опера)|одноименная опера]] А. Бородина) | * Князь Игорь ([[Князь Игорь (опера)|одноименная опера]] А. Бородина) | ||
Строка 108: | Строка 108: | ||
* Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини) | * Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини) | ||
* Амонасро («[[Аида (опера)|Аида]]» Дж. Верди) | * Амонасро («[[Аида (опера)|Аида]]» Дж. Верди) | ||
− | * | + | * Риголетто — «[[Риголетто (опера)|Риголетто]]» Дж. Верди |
* Жорж Жермон ([[Травиата (опера)|«Травиата»]] Дж. Верди) | * Жорж Жермон ([[Травиата (опера)|«Травиата»]] Дж. Верди) | ||
* Тонио и Сильвио ([[Паяцы (опера)|«Паяцы»]] Р. Леонкавалло). | * Тонио и Сильвио ([[Паяцы (опера)|«Паяцы»]] Р. Леонкавалло). | ||
Строка 120: | Строка 120: | ||
* Син-Син-Гу/Трактирщик («Сын мандарина» Ц. Кюи) | * Син-Син-Гу/Трактирщик («Сын мандарина» Ц. Кюи) | ||
* Кали («Наль и Дамаянти» А. Аренского) | * Кали («Наль и Дамаянти» А. Аренского) | ||
− | * Граф Альмавива ([[Свадьба Фигаро (опера)|«Свадьба Фигаро»]] В. | + | * Граф Альмавива ([[Свадьба Фигаро (опера)|«Свадьба Фигаро»]] В. А. Моцарта) |
− | * Дон Жуан («[[Дон Жуан (опера)|Дон Жуан]]» В. | + | * Дон Жуан («[[Дон Жуан (опера)|Дон Жуан]]» В. А. Моцарта) |
* Нелюско («Африканка» Дж. Мейербера) | * Нелюско («Африканка» Дж. Мейербера) | ||
* Граф де Невер ([[Гугеноты (опера)|«Гугеноты»]] Дж. Мейербера) | * Граф де Невер ([[Гугеноты (опера)|«Гугеноты»]] Дж. Мейербера) | ||
Строка 127: | Строка 127: | ||
* Альберт («Вертер» Ж. Массне) | * Альберт («Вертер» Ж. Массне) | ||
* Яго («Отелло» Дж. Верди) | * Яго («Отелло» Дж. Верди) | ||
− | * Оттокар («Вольный стрелок» К. | + | * Оттокар («Вольный стрелок» К. М. Вебера) |
− | * Вольфрам фон | + | * Вольфрам фон Эшенбах — «Тангейзер» Р. Вагнера |
− | * | + | * Тельрамунд — «Лоэнгрин» Р. Вагнера |
− | * | + | * Альберих — «Золото Рейна» |
− | * | + | * Альберих — «Зигфрид» Р. Вагнера |
− | * | + | * Альберих — «Гибель богов» Р. Вагнера |
− | * | + | * Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно (басовая партия, критики сравнивали певца в этой роли с немецким трагиком Э. Поссартом) |
− | * | + | * Лотарио — «Миньон» А. Тома (басовая партия) |
− | Партнёры (по алфавиту): [[Иван Алексеевич Алчевский|И. | + | Партнёры (по алфавиту): [[Иван Алексеевич Алчевский|И. А. Алчевский]], [[Амфитеатрова-Левицкая Александра Николаевна|А. Н. Амфитеатрова-Левицкая]], [[Аделаида Юлиановна Больска|А. Ю. Больска]], [[Николай Аркадьевич Большаков|Н. А. Большаков]], [[Боссе Гуальтьер Антонович|Г. А. Боссе]], Е. А. Бронская, Р. Г. Горская, [[Александр Михайлович Давыдов|А. М. Давыдов]], Дж. Димитреску (в апреле 1894), [[Иван Васильевич Ершов|И. В. Ершов]], [[Варвара Михайловна Зарудная|В. М. Зарудная]], Л. Ю. Звягина, [[Елена Ивановна Катульская|Е. Катульская]], [[Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа|М. Н. Кузнецова-Бенуа,]] [[Лубковская Мария Мечиславовна|М. Лубковская]], [[Любатович Татьяна Спиридоновна|Т. С. Любатович]], [[Александра Николаевна Мацулевич-Соловьева|А. Н. Мацулевич-Соловьёва]], [[Михаил Ефимович Медведев|М. Е. Медведев]], [[Стефан Фёдорович Молчановский|С. Ф. Молчановский]], [[Евгения Константиновна Мравина|Е. К. Мравина]], [[Антонина Васильевна Нежданова|А. В. Нежданова]], К. И. Петраускас, [[Евгений Карлович Ряднов|Е. К. Ряднов]], [[Ряднова-Джубеллини Джованна Иосифовна|Д. И. Ряднова-Джубеллини]], [[Антон Владиславович Секар-Рожанский|А. В. Секар-Рожанский]], [[Серебряков Константин Терентьевич|К. Т. Серебряков]], [[Дмитрий Алексеевич Смирнов|Д. А. Смирнов]], [[Сонки Евелина Осиповна|Э. О. Сонки]], [[Федор Игнатьевич Стравинский|Ф. И. Стравинский]], [[Фострем Альма Августовна|А. Фострём]], [[Федор Иванович Шаляпин|Ф. И. Шаляпин]]. |
== Источники == | == Источники == |
Текущая версия на 12:09, 1 августа 2018
Иоаким Викторович Тартаков (2(14) ноября 1860, Одесса — 23 января 1923, Петроград) — выдающийся оперный певец (лирико-драматический баритон), режиссер, педагог вокала. «Заслуженный артист императорских театров» (1911). Засл. арт. Республики (1923)[1][2].
Содержание
Происхождение
В происхождении этого выдающегося певца много неясного, а об истинном отцовстве по сию пору не умолкают разные слухи.
Официальная версия гласит: певец родился в многодетной семье одесского еврейского портного[1][3][4].
А есть еще версии неофициальные, циркулировавшие в виде слухов, но со временем перенявшие форму мемуаров. По ним, а именно: по утверждению дирижёра Антона Шароева и писателя Осипа Дымова (наст.имя Иосиф Исидорович Перельман), Иоаким Тартаков был внебрачным сыном Антона Рубинштейна. Кроме того, Антон Шароев еще утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец, пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков[5][4]. По поводу последней версии — в семье Шароевых наверняка есть подтверждения тому. А версию Рубинштейн — Тартаков действительно поддерживает в своих воспоминаниях О.Дымов[6], но поддерживает только в том смысле, что действительно были такие слухи.
Вместе с тем — существуют мнения, не только опровергающие эту версию, но и объясняющие ее происхождение. Да и что может быть общего у столичного жителя, представителя высших богемных кругов Петербурга, директора консерватории А. Г. Рубинштейна, с женой одесского портного, известного лишь в районе близлежащих улиц.
Юные годы
Интерес к музыке у официального сына одесского портного проявился рано, и с детских лет он посещал оперные спектакли театра Одесской оперы.
Серьезно заниматься самому музыкой помогли спонсоры, и с 16 лет Иоаким Тартаков на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итальянской одесской оперы В. Лушковской, которая, кстати, неправильно определила его голос тенором[1][7] — впрочем, это были ранние годы, когда голос мог еще и не устояться. Брал уроки и у других педагогов.
Молодой певец стал принимать участие в концертах. Счастливый поворот в судьбе случился в 1876 году, когда на одном из концертов, в котором выступал Тартаков, присутствовала мать двух выдающихся музыкантов — А. Г. Рубинштейна (см. раздел: Происхождение) и Н. Г. Рубинштейна. Услышав пение молодого вокалиста, она предложила Тартакову отправиться вместе с ней в Петербург, где директором консерватории был ее сын Антон (см. раздел: Происхождение).
Межу тем С. Ю. Левик в своей книге «Записки оперного певца» излагает иную версию переезда юноши в Петербург: сам Рубинштейн, находясь на гастролях в Одессе, услышал Тартакова и, сразу определив талант начинающего певца, принял решение о необходимости заняться его судьбой[7]. По этой версии, на первый план выходят способности певца и честная и бескорыстная работа директора Петербургской консерватории, а отнюдь не личные родственные мотивы и вдруг ни с того ни с сего пробудившееся отцовство.
Но — как бы то ни было — на следующий год, в 1877 году, Иоаким Тартаков стал студентом Петербургской консерватории, педагог Камилло Эверарди[4][8][9].
Консерваторию И.Тартаков окончил в 1881 году с серебряной медалью[1][7].
Артистическая карьера
22 августа 1877 года дебютировал в партии Риголетто (одноименная опера Дж. Верди) на сцене Одесского оперного театра (антреприза С. Пальма), где пел один сезон.
В 1882—1884 — солист петербургского Мариинского театра (Петербургская императорская труппа)[4].
В 1884—1887 и 1890—1893 выступал в Киевской опере (антреприза Н. Савина, с 1890, антреприза И. П. Прянишникова). С 1885 года стал режиссёром Киевской оперы, в 1888 году занял там же должность главного режиссёра; поставил впервые в Киеве «Кармен» Ж. Бизе, 1885 и «Мазепу» П. Чайковского, 1886)[1]. В эти же самые годы, в летние месяцы 1884—1887, когда Киевский театр не работал, принимал участие в московской оперетте (антреприза М. Лентовского, театр сада «Аквариум»).
В сезоне 1887/88 участвовал в первой гастрольной поездке русcкой оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исполнял партии Демона (одноименная опера А. Рубинштейна), Калашникова («Купец Калашников» А. Рубинштейна), Князя Вязьминского («Опричник» П. Чайковского).
В 1888 — гастролировал в Харькове, Казани, Н. Новгороде, Керчи.
В 1888—1890 пел в Тифлисской опере.
В 1892 в составе труппы И. П. Прянишникова гастролировал в Москве (оперы «Демон» А. Рубинштейна и «Фауст» Ш. Гуно, п/у П. Чайковского).
В 1893—1894 гг. пел в Петербурге (театр сада «Аркадия» и Малый театр, антреприза С. Пальма).
В 1894 по инициативе Э. Направника И.Тартаков снова был приглашен в Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), сразу заняв ведущее место, и работал там до 1921, одновременно принимая участие в разных концертах (4 декабря 1905 участвовал в концерте в пользу жертв революции) и много гастролируя с частными антрепризами (например, 1908 году в составе антрепризы А. А. Церетели выступал в Лондоне, Стокгольме, Берлине). В 1909—1921 являлся главным режиссёром петербургского (затем ставшего по политическим причинам петроградского) Мариинского театра[10] (поставил оперы «Нерон» А. Рубинштейна, 1906; «Измена» М. Ипполитова-Иванова, совместно с Н. Н. Боголюбовым, 1914; «Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1918; «Риголетто»[11])[1].
В эти годы он все меньше выступает, а значительно больше занимается постановками опер[3].
Одновременно со службой в императорской труппе некоторое время в начале 1900-х гг. преподавал в Саратовском музыкальном училище[1].
После 1917 г. одновременно выступал в спектаклях МАЛЕГОТа. В 1921 — зав. Художественно-административной частью МАЛЕГОТа; постановил там оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923).
По инициативе А. К. Глазунова в 1920 был приглашен в Петроградскую консерваторию[10], где, получив профессорскую должность, преподавал до самого конца своей жизни в 1923[8] и стал педагогом многих выдающихся певцов; среди его учеников: Н. А. Аксакова, А. И. Батурин, А. М. Брагин, А. Д. Городцов, М. С. Давыдова, А. М. Каншин, М. Н. Кузнецова-Бенуа, З. П. Лодий, Э. Я. Мелодист, Ю. А. Модестов, В. А. Никольский, Л. Ратнер, В. С. Розинг, В. А. Селях, Н. И. Сперанский, И. Н. Стешенко, А. Н. Смоленская, Г. Ф. Стравинский, А. М. Шишмарева и др. Кроме того, занимался с учениками и частным образом (у него уроки брали Я. Л. Горский[12], Н. Н. Радошанский[1]). К И. Тартакову не раз обращались за профессиональными советами и другие выдающиеся певцы времени, среди которых Ф. И. Шаляпин и Н. Н. Куклин[1]. И. В. Тартаков поддерживал молодых талантливых певцов, помогая им и советами, и заступничеством, и собственным опытом, сыграв тем самым неоспоримо большую роль в их дальнейшей творческой карьере; под его руководством молодые певцы не раз готовили свои партии (например, И.Тартаков помогал певцу В. И. Касторскому в начале его сценической карьеры[13]).
Т. В. Тартаков был одним из организаторов театра «Малая опера» в Петрограде[1].
Одним из первых русских певцов он записывался на грампластинки и всего записал 28 произведений[1].
Только по этой краткой хронологической биографии уже видно, насколько значима и обширна была деятельность Иоакима Тартакова. Помимо огромного оперного и концертного репертуара и режиссерской работы, он вел и педагогическую работу, и большую организационную работу в области певческого искусства. Слава пришла к нему и укрепилась настолько, что послужила началам слухов: завистники часто ищут причины чужих успехов не в таланте своих конкурентов, а в объяснениях какими-то иными факторами. С. Ю. Левик считает, что именно так возник слух об отцовстве А. Г. Рубинштейна, покровительствовавшего талантливому певцу[7].
Конец
В воскресный день 21 января 1923 года Тартаков вместе с другими артистами выступал перед рабочими Александровского завода — далеко за Невской заставой в театре «Революционная эстрада» (бывшем «Вена»). Исполнялась опера Верди «Аида», Тартаков пел партию царя Амонасро. Поздно вечером артистов развозили по домам в автомобиле. На проспекте Обуховской обороны метельщицы в это позднее время наводили порядок — мели улицу. Какая-то из женщин зазевалась и не отошла в строну вместе с другими, чтобы пропустить машину. В результате шофер вынужден был вильнуть в сторону, но все было в рытвинах, и автомобиль попал передней частью в яму, вырытую для столба, и, перевернувшись, придавил всей тяжестью пассажиров. У И. В. Тартакова спинкой откидного сиденья была раздавлена вся полость живота и повреждена голова[14]. Полученные ушибы оказались трагичны — несовместимы с жизнью[4].
Иоаким Викторович Тартаков скончался 23 января 1923 года, так и не приходя в себя, в больнице Александровского завода, куда был доставлен сразу после аварии.
Похороны выдающегося певца в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре были засняты на кинопленку[4][1].
Проект надгробия разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. А. Фомин — «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом Петроградского Союза работников искусств». Уже через месяц проект был рассмотрен комиссией по сооружению памятника. В мае 1923 года Комитет по постановке памятника Тартакову возглавил А. К. Глазунов[4].
В том же 1923 состоялись два концерта в память И. В. Тартакова: один — в ГАТОБе, другой — в Малом зале Петроградской консерватории, сбор от которых поступил на сооружение памятника[1].
Материалом для памятника послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесённой в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я. А. Троупянского были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губполит-просвета, которой скульптор заведывал в 1919—1934 годах. Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В. А. Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 года[4].
Репертуар
Репертуар И. В. Тартакова насчитывал 117 партий и 26 опереточных ролей, причем он исполнял еще и некоторые басовые партии. Камерный репертуар И. В. Тартакова насчитывал около 600 произведений композиторов разных эпох и направлений, главное место в этом списке занимали романсы русских композиторов[1][4].
И. В. Тартаков прославился не только как вокалист-исполнитель, критика высоко отмечала его актерскую работу, умение перевоплощаться и создавать психологически насыщенные образы[7]. В частности, Евгений Цодоков приводит цитару из книги С. Левика о И. Тартакове: «Не припомню ни одного случая, чтобы о нем говорили отрицательно как о драматическом актере, хотя масштаб его драматических способностей, да и темперамент были не очень велики. Очевидно, он хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»[7].
Музыкальный критик Эдуард Александрович Старк, работавший под псевдонимом Зигфрид, писал о Иоакиме Тартакове (Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 104—110): «Будучи представителем итал. бельканто, в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой; был мастером мелодического речитатива. Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но все блестяще в целом»[1].
Оперный репертуар
- 11 октября 1884[15] — Евгений Онегин — «Евгений Онегин» П. Чайковского (впервые в Киеве, постановка И. В. Прибика[16], на киевской премьере присутствовал сам П. И. Чайковский; в этой партии Тартаков, по совету своего партнера, исполнителя партии Ленского Е. К. Ряднова, перенёс последнее fa в слове «мечты» на октаву вверх[17], против чего П. Чайковский не возражал); неоднократно выступал в этой партии
- 1884 — Бакбара — «Лалла Рук» Ф. Давида
- 1885 — Эскамилио — «Кармен» Ж. Бизе (впервые в Киеве)
- 1887 — Акоста — «Уриель Акоста» В. Серовой
- 1888 — Дон Сезар — «Дон Сезар де Базан» Г. Лишина (в Тифлисе, первый исполнитель)
- 1890 — Князь Елецкий, позже Граф Томский — «Пиковая дама» П. Чайковского (впервые в Киеве, антреприза И. П. Прянишникова[18]; исполнение певца получило одобрение П. Чайковского)
- 1892 — Шакловитый — «Хованщина» М. Мусоргского (впервые в Киеве, антреприза И. Сетова)
- 1892 — Гамлет — «Гамлет» А. Тома (впервые в России)
- 1896 — Верховный жрец Дагона — «Самсон и Далила» К. Сен-Санса
- 1899 — Миракль, Коппелиус и Дапертутто — «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (впервые в Мариинском театре)
- 1901 — Соломон — «Суламифь» А. Рубинштейна
- 1901 — Григорий Грязной — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре; композитор считал артиста лучшим исполнителем этой партии)
- 1912 — Зурга — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (впервые в Мариинском театре)
- 1917 — Дон-Карлос — «Каменный гость» А. Даргомыжского, ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре)
- Дон Карлос («Каменный гость» А. Даргомыжского, постановка В. Э. Мейерхольда)
- Демон (одноименная опера А. Рубинштейна, композитор считал И.Тартакова лучшим исполнителем этой партии)
- Князь Игорь (одноименная опера А. Бородина)
- Кирилл Троекуров («Дубровский» Э. Направника)
- Мазепа («Мазепа» П. Чайковского)
- Веденецкий гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
- Валентин («Фауст» Ш. Гуно)
- Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
- Амонасро («Аида» Дж. Верди)
- Риголетто — «Риголетто» Дж. Верди
- Жорж Жермон («Травиата» Дж. Верди)
- Тонио и Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло).
- Хозру («Фераморс» А. Рубинштейна)
- Роберт («Иоланта» П. Чайковского)
- Орсо («Корделия» Н. Соловьёва)
- Якуб («Сарацин» Ц. Кюи)
- Эгнатий («Сервилия» Н. Римского-Корсакова)
- Джанчотто («Франческа да Римини» Э. Направника)
- Абубекер («Кавказский пленник» Ц. Кюи)
- Син-Син-Гу/Трактирщик («Сын мандарина» Ц. Кюи)
- Кали («Наль и Дамаянти» А. Аренского)
- Граф Альмавива («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
- Дон Жуан («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
- Нелюско («Африканка» Дж. Мейербера)
- Граф де Невер («Гугеноты» Дж. Мейербера)
- Меркуцио («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно)
- Альберт («Вертер» Ж. Массне)
- Яго («Отелло» Дж. Верди)
- Оттокар («Вольный стрелок» К. М. Вебера)
- Вольфрам фон Эшенбах — «Тангейзер» Р. Вагнера
- Тельрамунд — «Лоэнгрин» Р. Вагнера
- Альберих — «Золото Рейна»
- Альберих — «Зигфрид» Р. Вагнера
- Альберих — «Гибель богов» Р. Вагнера
- Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно (басовая партия, критики сравнивали певца в этой роли с немецким трагиком Э. Поссартом)
- Лотарио — «Миньон» А. Тома (басовая партия)
Партнёры (по алфавиту): И. А. Алчевский, А. Н. Амфитеатрова-Левицкая, А. Ю. Больска, Н. А. Большаков, Г. А. Боссе, Е. А. Бронская, Р. Г. Горская, А. М. Давыдов, Дж. Димитреску (в апреле 1894), И. В. Ершов, В. М. Зарудная, Л. Ю. Звягина, Е. Катульская, М. Н. Кузнецова-Бенуа, М. Лубковская, Т. С. Любатович, А. Н. Мацулевич-Соловьёва, М. Е. Медведев, С. Ф. Молчановский, Е. К. Мравина, А. В. Нежданова, К. И. Петраускас, Е. К. Ряднов, Д. И. Ряднова-Джубеллини, А. В. Секар-Рожанский, К. Т. Серебряков, Д. А. Смирнов, Э. О. Сонки, Ф. И. Стравинский, А. Фострём, Ф. И. Шаляпин.
Источники
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. // Тартаков Иоаким Викторович
- ↑ ВСЭ // Тартаков Иоаким Викторович
- ↑ 3,0 3,1 Большая биографическая энциклопедия. 2009. Тартаков, Иоаким Викторович
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860—1923)
- ↑ «Христос» Антона Рубинштейна — новое рождение
- ↑ Осип Дымов: то, что я помню
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Иоакиму Тартакову — 150 лет; автор Евгений Цодоков
- ↑ 8,0 8,1 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Тартаков Иоаким Викторович
- ↑ Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
- ↑ 10,0 10,1 Энциклопедический словарь. 2009. Тартаков Иоаким Викторович
- ↑ Журнал Бирюч: Репертуар театров // Мариинский театр
- ↑ румын.: Iacob Gorski Biografie
- ↑ Отечественные певцы, 2008 // Касторский Владимир Иванович
- ↑ "С.-Петербургские ведомости // Последняя гастроль
- ↑ Фатех Вергасов. «Евгений Онегин»
- ↑ ПРИБИК
- ↑ С. Ю. Левик // Разные ошибки и дефекты
- ↑ Пётр Ильич Чайковский