Последние изменения на 17:00 27 мая 2017

Лидия Николаевна Гейтен

Гейтен Лидия Николаевна

Лидия Николаевна Гейтен (2 (14) мая 1857 — 20 ноября 1920, Москва) — русская балерина.

Учёба

Девочкой была принята в Московское театральное училище при императорской труппе; заканчивала класс педагога Густава Легата[1][2][3].

Geyten Lidia.png

Учащихся готовили к сцене с самого начала, и они выходили в небольших детских партиях на сцену, принимая участие в постановках императорской труппы. Лидии Николаевне успех сопутствовал с ранних лет: уже в первой же своей небольшой детской роли Поваренка в «Дон Кихоте» в 1869 году[1] (премьера прошла 14 декабря 1869 года в московском Большом театре в бенефис А. И. Собещанской в главной партии Китри[4]) она заявила о себе как о талантливой танцовщице. И уже начиная со следующего года, была назначена выступать в главных партиях — и это будучи ученицей: в балетах «Трильби» — в 1870 году, «Эсмеральда» — в 1872 году, «Катарина, дочь разбойника» — в 1874 году[1][5].

Московская труппа

Закончив обучение в 1874 году, юная Лилия Гейтен сразу была принята солисткой в Московскую императорскую труппу. Однако к работе на сцене приступила не сразу: она была командирована за границу за казенный счет для совершенствования[2].

На сцене московского Большого театра она исполнила множество партий классического репертуара, прослужив там до 1893 года, принимая немалое участие и в гастрольных поездках, в том числе зарубежных[1] (в 1887 году — в лондонском театре «Ковент-Гарден»[6]).

Даже когда в 1883 году московская императорская балетная труппа была значительно сокращена, а Лидии Гейтен как прославленной солистке было предложено переехать в Петербург и перейти Петербургскую императорскую труппу, она отказалась, сославшись на необходимость сохранения московской балетной школы[2]. Обе русские балетные школы (петербургская и московская) к этому времени получили разное развитие: петербургский балет как приближенный к императорскому дому носил официозный характер высокопарного танца, в то время как более демократическая московская труппа изучала народный танец, внедряя его элементы в классический балет, совершая тем самым новое явление балетного искусства.

Geyten LN-480x667.jpg

Репертуар

Лилия Гейтен практически несла на себе почти весь репертуар московской императорской балетной труппы. Среди ее ролей:

Антрепренёр

В 1894 году, она, создав собственную труппу как антрепренер, гастролировала по России.

В 1895 году Лидия Гейтен облюбовала летнюю сцену в московском саду «Аквариум», где выступала в балетных дивертисментах[1].

Больше на сцену Большого театра она не вернулась. Но после ухода со сцены преподавала в Московском хореографическом училище[3].

Скончалась во время послереволюционной разрухи в голодной и холодной Москве, 20 ноября 1920 года.

Семья

Мужем Лидии Гейтен стал артист той же Московской императорской труппы, певец Александр Львович Шарпантье, который был сыном известного русского певца Льва (Леона) Леонова, настоящая фамилия которого была Шарпантье и который сам приходился сыном выдающемуся ирландскому музыканту, прибывшему на работу в Российскую империю и оставшемуся навсегда в России Джону Филду[9][10].

Дочь Л. Н. Гейтен и А. Л. Шарпантье: балерина Елизавета Александровна Шарпантье (1881—1950).

Источники