Ираклий Никитич Никитин
Ираклий Никитич Никитин (19 февраля 1823, Петербург — ?, Москва) — русский артист балета.
Ираклий Никитин (1823—?) и его сестра Елизавета Никитина (1827—?, тоже окончившая балетное отделение театрального училища в 1845 году и ставшая танцовщицей Петербургской императорской труппы[1]) были внебрачными детьми камер-юнкера Коллегии иностранных дел Никиты Всеволодовича Всеволожского — хорошего приятеля А. С. Пушкина, основателя литературно-политического общества «Зелёная лампа», куда входили многие будущие декабристы, — и балерины Авдотьи Овошниковой (1804—1845), ученицы Шарля Дидло[2][3]. Нравы времени вполне позволяли представителям богатых аристократических родов иметь, помимо официальных жен, содержанок (вроде бы как тоже все-таки семья, но без претензий) среди не претендующих ни на что бедных «актёрок». Фамилию свою дети получили по имени отца.
Крестным отцом новорожденного Ираклия стал популярный в то время драматург Николай Иванович Хмельницкий[3].
Ираклий Никитин обучался в Петербургском театральном училище при императорских театрах (педагог французский танцовщик, работавший в Петербурге, Шарль Лашук[2]), причем был в числе самых лучших учеников. Талант его проявился рано, и еще будучи учеником младших классов он впервые вышел на сцену в 1834 или 1835 году в партии Луки в балете «Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле»[2] — этот одноактный балет хореографа Фортунато Бернаделли, который продержался в репертуаре около ста лет[4], воссозданный педагогом И. Никитина К. Лашуком (по другим источникам, не в 1835, а в 1834 году), стал одним из первых публичных спектаклей училища, то есть даваемом учениками для зрителей[5]. В 1835 году он принял участие в танцевальной сцене в премьерном спектакле комической оперы «Бронзовый конь». В 1836 году исполнил роль Принца Рамира в балете «Волшебная кошка», хореограф Карл Лашук.
А учеником выпускного класса в 1840 году Ираклий Никитин дебютировал в Петербургской императорской труппе двумя крупными партиями: ролью Колена в прославленном балете Жана Доберваля «Тщетная предосторожность», который он сам же поставил в училище[2] и где его партнершей — Лизой — была тоже дебютантка, выпускница того же училища Ольга Шлефохт, и ролью Джеймса в «Сильфиде» в партнерстве с Т. Смирновой[6]. В том же 1840 году еще один ученический спектакль «Гитана, испанская цыганка», поставленный самими студентами, прошел на сцене Большого Каменного театра[2], и Ираклий Никитин стал в нем исполнителем главной партии Фредерика[6].
В следующем 1841 году Ираклий Никитин, завершив образование[7], поступил в императорскую труппу[6] — и сразу солистом. Он стал первым русским танцовщиком романтического репертуара[8].
Среди его партий: Колен («Тщетная предосторожность» — 1840, собственная постановка по хореографии Ж. Доберваля), Фредерик («Гитана, испанская цыганка» — 1840, совместная постановка силами учащихся выпускного класса Петербургского театрального училища), Альберт («Озеро волшебниц» — 1840, балетмейстер Ф. Тальони), Гилас («Воспитанница Амура» — 1841, балетмейстер Ф. Тальони), Дон Альваро де Корда («Морской разбойник»), Альбер («Жизель» — 1842, первый исполнитель в России (ему тогда было 19 лет)[2], балетмейстер Антуан Титюс по хореографии Жана Коралли и Жюля Перро). Среди постоянных партнерш: Мария Тальони, Ольга Шлефохт, Елена Андреянова.
Даже та совсем небольшая информация, которая сохранилась об этом танцовщике, ясно доказывает его талант и большие достижения, но ему не повезло со временем. Это было время засилья иностранцев в России — вопрос очень сложный для русской истории: замечательная — и даже гениальная — идея привлечения европейцев для распространения в России западной культуры, этики и эстетики, морали, искусств и наук — в исполнении некомпетентных чиновников-царедворцев, угождавших высшему начальству, имела такие «перегибы», что доходила до полнейшего маразма: по их понятиям, иностранные имена служили залогом успеха; в результате русские артисты, выученные замечательными французскими и итальянскими педагогами — что и являлось целью их работы в России! — заменялись новыми западными гастролерами, зарплаты которых в несколько раз превышали жалованье русских артистов[9]. Поистине: тот самый случай, когда заставь дурака молиться… Ушли предыдущие правители, а их последователи, не поняв всю мудрость прежних решений, продолжили их исполнение с тупым усердием возвеличивания традиций. Дошло до того, что русские имена среди первых танцовщиков оказались, по их мнению, непрестижны. Кого-то спешно переименовывали в зарубежные псевдонимы, как Ольгу Ильину, ставшую Шлефохт, а кого-то просто снимали с ролей.
Через некоторое время в «Жизели» Ираклия Никитина заменил другой танцовщик — француз Эмиль Гредлю, прибывший в Россию еще в 1836 году, исполнивший на русской сцене немало партий и воспитавший множество русских балетных артистов, преподавая в училище при императорских театрах[9]. Обладавший независимым характером Ираклий Никитин пробовал бороться за справедливость и одинаковые права и заработки русских и иностранных артистов[10], но такая задача была, конечно, не под силу одному человеку; некомпетентное и в общем-то равнодушное к искусствам руководство видело в его доводах лишь крамолу и нарушение священных устоев и традиций.
В 1845 году Ираклий Никитин был переведен в Москву[10][3], где на сцене императорского Большого театра был артистом-исполнителем (1845 — кавалер Лоредан — «Тень», балетмейстер П. И. Дидье по хореографии Тальони[11]) и поставил балет «Тщетная предосторожность» по известной ему по Петербургу редакции Ш. Дидло — премьера прошла 12 февраля 1845 года с Е. Санковской в роли Лизы и им же самим в роли Колена; но независимый характер опять призвал на борьбу, снова окончившуюся поражением[10], а через год, в 1846 году, он, чувствуя себя оскорбленным, по собственному почину отказался от контракта с императорской труппой и вовсе отбыл из России в эмиграцию; сначала уехал в Париж[3], затем много лет успешно работал в Венском императорском балете, где приобрел европейскую известность[2][6][10]. Ираклий Никитин оказался самым первым русским артистом, покорившим европейские сцены[12].
В 1847 году Эмиль Гредлю, заменивший во многих основных партиях Ираклия Никитина, решив вернуться во Францию, покинул Россию — в Петербургскую труппу срочно потребовался танцовщик. Но Ираклий Никитин, танцевавший эту же партию, уехал из России. Вот тогда-то Антуан Титюс вспомнил о просьбе своего французского товарища Люсьена Петипа пристроить в Россию его младшего брата Мариуса, и после недолгих переговоров был подписан контракт, по которому отец и сын Петипа прибыли в Петербург[9].
Ираклий Никитин успешно выступал в европейских театрах, но когда артистический возраст закончился, в 1869 году он возвратился на родину[6]. Жил в Москве. Его балетная карьера была завершена, но он продолжил ее, работая педагогом в Московском театральном училище[13]. Среди его учениц оказалась Екатерина Гельцер[14], которая была, правда, не в восторге от своего педагога: он вел уроки слишком профессионально сухо[13].
Ираклий Никитич Никитин скончался в Москве, где проживал последние годы, точная дата смерти не установлена, возможно — в 1899 году?.
Источники
- ↑ Списки выпускников
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 НИКИТИН Ираклий Никитич (1823-?) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 ПУШКИН И ВСЕВОЛОЖСКИЕ
- ↑ БЕРНАДЕЛЛИ
- ↑ Русский балет. Энциклопедия
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Никитин Ираклий Никитич
- ↑ Академия русского балета им. Вагановой. Выпускники
- ↑ Жан Доберваль (Jean Dauberval)
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Страницы истории балета: Новые исследования и материалы / Сост. Н. Л. Дунаева. Спб. Балтийские сезоны. 2009—312 с. ISNB 978-5-903368-45-0. Статья: Еще раз о том, как Мариус Петипа оказался в России. Автор: М. А. Ильичева
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 История русского балета
- ↑ «ТЕНЬ» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ Танцы на соломе
- ↑ 13,0 13,1 Прогулки по Старой Москве и не только // Про балерину Екатерину Гельцер и Карла Маннергейма
- ↑ Екатерина Гельцер