Иван Васильевич Ершов — различия между версиями
Олень (обсуждение | вклад) м (Откат правок Робот Пёдор (обсуждение) к версии Лаврентия) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | [[Файл:Boris Kustodiev 02.jpg|thumb|220px|Портрет певца Ивана Ершова. Художник: Борис Кустодиев]] | |
+ | {{youtube|pWOK0P1pgvc|Ивaн Ершов и [[Василий Семёнович Шаронов|Василий Шаронов]]. [[Мореходы (песня)|Мореходы]]. Дуэт (К. Вильбоа — Н. Языков). 1903 г.}} | ||
+ | {{youtube|jkLLEuKP6A0|Ivan Yershov, "Plus la blanche que la blanche hermine", Meyerbeer}} | ||
+ | {{youtube|NhbH6-1r49U|Ivan Yershov, "Pour, Berthe, moi je soupire", Meyerbeer: Le prophète}} | ||
+ | {{youtube|zTmxe3KxKnE|Иван Ершов, часть 3: Полководец. О дитя под окошком твоим.}} | ||
+ | {{youtube|Pns9XVM0kBA|Иван Ершов тенор, часть 4}} | ||
+ | {{youtube|_jR4JKNxzkU|Ivan Yershov, Forging Scene, Wagner: Siegfried (rec. 1903) }} | ||
+ | '''Иван Васильевич Ершов''' (8 (20) ноября 1867, хутор Малый Несветай, Обл. Войска Донского, затем поселок Алексеевка Ростовской области, Российская империя — 21 (в некоторых источниках 28) ноября 1943, Ташкент, СССР (в 1956 г. его прах был перевезен в Ленинград, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры)<ref name=EPrujansk>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Ершов%20Иван%20Васильевич/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. — 2008 // Ершов Иван Васильевич]</ref> — выдающийся академический певец (драматический тенор). | ||
+ | |||
+ | Народный артист СССР (1938). | ||
+ | |||
+ | Доктор искусствоведения (1941)<ref name=EPrujansk/>. | ||
+ | |||
+ | == Биография == | ||
+ | Ничто не предвещало той судьбы, которая ожидала будущего выдаюшегося певца. Иван Ершов родился незаконнорожденным — дело, с одной стороны, довольно обычное, но в то время этому придавалось социальное значение: безотцовщина считалась презрительной и унизительной. Поначалу мать вообще была вынуждена отдать ребенка в бедную крестьянскую семью и забрала его, когда он немножко подрос — лишь с пяти лет он жил с матерью<ref name=EPrujansk/>, которая работала прислугой в обнищавшей дворянской семье, которая только и могла похвастать благородным происхождением — других, более материальных, ценностей уже не было<ref name=belca>[http://www.belcanto.ru/ershov.html Иван Васильевич Ершов]</ref>. | ||
+ | |||
+ | Переехали в Новочеркасск. Мальчик любил музыку и пел в церковном хоре<ref name=EPrujansk/>. В 1884—1888 гг. он учился в Елецком железно-дорожном училище и получил диплом помощника машиниста. А еще пел и даже выступал в самодеятельных концертах. | ||
+ | |||
+ | Вспоминая юные годы, И. В. Ершов писал (Иван Васильевич Ершов Статьи, воспоминания, письма. — Л.; М., 1966<ref name=EPrujansk/>): ''«Детство мое было тяжелым. Я был в семье „лишним ртом“. Моя мать работала прислугой в семье обедневших помещиков. Я собирался стать железнодорожным машинистом. Уже сдал экзамены на звание помощника машиниста и неоднократно выезжал на линию, управляя паровозом»''<ref name=belca/>. | ||
+ | |||
+ | === Певец === | ||
+ | |||
+ | Именно выступления в самодеятельных концертах привлекли внимание к начинающему машинисту музыкантов-профессионалов. Те решили помочь талантливому пареньку из бедной семьи и организовали благотворительный концерт в его пользу<ref name=EPrujansk/>. Собранных денег хватило, чтобы юный машинист в 1888 году покончил с железнодорожным транспортом и уехал в Москву, где поступил в консерваторию и три месяца занимался в классе А. Успенского; но и за эти три месяца успел показать свои выдающиеся способности и по настоянию [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Г. Рубинштейна]] был принят в Петербургскую консерваторию в класс [[Станислав Иванович Габель|С. Габеля]]<ref name=EPrujansk/>. | ||
+ | |||
+ | С Петербургом стала связана вся дальнейшая жизнь Ивана Ершова. | ||
+ | |||
+ | Он истово учился. По бедности ему было назначено вспомоществование — 15 рублей в месяц стипендии да бесплатный обед<ref name=belca/>. В 1891 был удостоен стипендии им. Н. Н. Фигнера. Начал участвовать в ученических спектаклях. Наконец на него обратил внимание главный дирижер императорского Мариинского театра [[Эдуард Францевич Направник|Э. Ф. Направник]], который взялся сам устраивать дальнейшую судьбу начинающего вокалиста. Направник отправил молодого человека брать уроки пения у [[Евгений Карлович Ряднов|Е. К. Ряднова]]<ref name=EPrujansk/>. | ||
+ | |||
+ | И вот, наконец, в апреле 1893 года был назначен дебют И. В. Ершова на сцене императорского [[Мариинский театр|Мариинского театра]] в партии Фауста (одноименная опера Ш. Гуно)<ref name=EPrujansk/>. Но всё закончилось крахом: дебют прошел неудачно. | ||
+ | |||
+ | Однако педагоги не отвернулись от своего талантливого фаворита. В конце того же 1893 года на средства мецената К. Варгунина Иван Ершов был направлен в Милан, где четыре месяца совершенствовался в вокальном искусстве под руководством Ч. Росси. [[Абрам Акимович Гозенпуд|А. А. Гозенпуд]] писал об этом этапе жизни выдаюшегося певца: ''«После четырех месяцев занятий у педагога Росси он с большим успехом дебютировал в оперном театре Реджио. Новый успех принесло ему исполнение партии Хозе в „Кармен“. Слух о зарубежных выступлениях Ершова дошел до Направника и Всеволожского, и артисту предложили новый дебют. Характерно, что это произошло после того, как он завоевал известность за границей»''<ref name=belca/>. | ||
+ | |||
+ | В апреле 1895 И. В. Ершов вновь дебютировал в императорском Мариинском театре — и вновь в операх Ш. Гуно «Фауст» и еще на этот раз — в «Ромео и Джульетта». Причем в партии Мефистофеля выступил другой дебютант — молодой бас [[Федор Шаляпин]]<ref name=EPrujansk/><ref name=belca/>. На этот раз Иван Ершов был принят в труппу Петербургской императорской труппы, началась повседневгая работа в Мариинском театре, на сцене которого Иван Ершов выступал 34 года (до 1929 г.)<ref name=EPrujansk/>. В этом театре он познал славу выдающегося певца и оставался навсегда ему верным, пережив там все социальные потрясения, сотрясавшие страну, в том числе и Октябрьский переворот 1917 года. | ||
+ | |||
+ | Больше за границу он не выезжал — не хотел<ref name=tonn>[http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=828 Биографии. История жизни великих людей // Ершов Иван Васильевич. 8 (20) ноября 1867 года — 21 ноября 1943 года; автор Арановсий М. Г.]</ref>. | ||
+ | |||
+ | Даже в Москве он выступал редко. Известно его выступление в Москве в 1916 году на сцене императорского Большого театра. Тогда он потряс москвичей, а критик В. Держановский писал: «Ершова Москва почти не знает. Более того, его известность, как это ни странно, по первому взгляду — известность местная, петроградская, а поле его деятельности почти замкнуто границами Мариинской сцены»<ref name=tonn/>. | ||
+ | |||
+ | Певец сохранял традиции, которые познавал в юности от своих преподавателей, он вписывался в общий жанр реализма, в котором тогда ставились спектакли, и нес те же аспекты в своем творчестве. | ||
+ | [[Файл:Ershe09(04).jpg|thumb|left|И. В. Ершов — Зигфрид («Зигфрид» Р. Вагнера). Портрет работы Бориса Кустодиева, Русский музей, Спб.]] | ||
+ | Он справлялся с разными партиями, но верхом его творчества стали партии в вагнеровских произведениях. И это при том, что Вагнер оказался не слишком любимым композитором в России. Сам Ершов вспоминал в 1933 году: ''«Весь уклад старого Мариинского театра был враждебен Вагнеру»''<ref name=belca/>. Тем не менее именно этот репертуар был любимым у И.Ершова. Композитор И. Стравинский назвал И. Ершова «выдающимся Зигфридом». Козима Вагнер, вдова композитора, писала певцу 15 сентября 1901 года: ''«Многие друзья нашего искусства и многие артисты, среди которых г-жа Литвин, мне говорили о Вашем исполнении произведений нашего искусства. Я обращаюсь к Вам с вопросом, не поведет ли Вас когда-нибудь Ваш путь через Байрейт и не захотите ли Вы там остановиться, чтобы побеседовать со мной о немецком исполнении этих произведений. Я не верю, чтобы я имела когда-либо возможность путешествия в Россию, вот почему я обращаюсь к Вам с этой просьбой. Надеюсь, что Ваши занятия Вам дозволят отпуск и что этот отпуск не очень удален. Примите выражение моего глубокого уважения»''<ref name=belca/>. | ||
+ | |||
+ | Большой успех выпал на долю И. Ершова в партии Гришки Кутерьмы в опере Римского-Корсакова [[Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (опера)|«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»]]. Да и другие оперы Римского-Корсакова отвечали индивидуальности певца<ref name=belca/>. Он великолепно исполнял партии Садко (опера «Садко»), Берендея в «Снегурочке», Михаила Тучу в «Псковитянке». Режиссер [[Василий Петрович Шкафер|В. П. Шкафер]] писал о нем: ''«Артист глубоко почувствовал стихию величайшего страдания и горя людского, потонувшего в пьяном угаре, где ни за грош пропадала жизнь человеческая»''<ref name=belca/>. | ||
+ | |||
+ | С 1915 года И. Ершов вёл педагогическую работу, преподавал в Петроградскей (потом ставшей Ленинградской) консерватории; стал одним из создателей Оперной студии Ленинградской консерватории. Среди учеников: [[Вера Александровна Давыдова|В. А. Давыдова]], [[Довенман Михаил Абрамович|М. А. Довенман]], [[Иванов Алексей Петрович (оперный певец)|А. П. Иванов]], [[Вера Николаевна Кудрявцева|В. Н. Кудрявцева (Лемешева)]], Т. Н. Лаврова, А. А. Мацкевич, И. Е. Пичугин, [[Софья Петровна Преображенская|С. П. Преображенская]], К. Е. Цветов<ref name=EPrujansk/>. | ||
+ | |||
+ | Иван Ершов скончался во время Великой Отечественной войны в эмиграции, ему было 76 лет. | ||
+ | |||
+ | Выдающийся певец, один из селичайших теноров мира<ref>[http://historyofthetenor.com/page.php?21 Ivan Yershov]</ref>, творчеству которого посвящено множество музыковедческих статей, воспоминаний, рассказов современников, портреты которого писали знаменитые художники по заказам издательств<ref name=Verey>[http://belcanto.ru/ershov_vereysky.html Г. Верейский. Встречи // Иван Ершов — артист и художник]</ref>, был не только певцом. | ||
+ | |||
+ | === Художник === | ||
+ | Иван Васильевич Ершов вошел в культуру не только как певец. Он еще рисовал. Он не просто любил рисовать. Он еще и умел рисовать. | ||
+ | |||
+ | Известны его пейзажи, натюрморты, портреты маслом и карандашом<ref name=EPrujansk/><ref name=Verey/>. | ||
+ | |||
+ | В 1910 году его работы были показаны на выставке Товарищества художников<ref name=EPrujansk/>. | ||
+ | [[Файл:Ershove010(04).jpg|thumb|И. В. Ершов — Гришка Кутерьма («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова). С.-Петербург. 1912. Фотостудия К. А. Фишера. Фото из коллекции В. Н. Лапина]] | ||
+ | [[Файл:Ershe010(03).jpg|thumb|И. В. Ершов — Кузнец Вакула («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова). Москва-.С.-Петербург. Фотостудия К. А. Фишера. Фото из коллекции В. Н. Лапина]] | ||
+ | [[Файл:Ershe010.jpg|thumb|И. В. Ершов — Садко ([[Садко (опера)|«Садко»]] Н. Римского-Корсакова)]] | ||
+ | [[Файл:IvanErshovKaschey.JPG|thumb|И. В. Ершов в роли Кащея (опера «[[Кащей Бессмертный (опера)|Кащей Бессмертный]]»)]] | ||
+ | В 1932 году он вообще стал учиться рисованию серьезно. | ||
+ | |||
+ | И все же в историю мирового искусства Иван Васильевич Ершов вошел как певец. | ||
+ | |||
+ | А талант художника не пропал — перешел генетически к потомкам. | ||
+ | |||
+ | == Семья == | ||
+ | * жена — оперная певица (сопрано) [[Софья Владимировна Акимова]] (1887—1972) | ||
+ | * сын — художник [[Игорь Иванович Ершов]] (1916—1985) | ||
+ | * внучка — художница [[Ксения Игоревна Кривошеина]] (урожд. Ершова; р. 1945), автор публикации про своего деда: [http://lit.lib.ru/k/kriwosheina_ksenija_igorewna/xk-10.shtml Кривошеина Ксения Игоревна. Литературное Наследие Моего Деда великого оперного певца Ивана Васильевича Ершова]. | ||
+ | |||
+ | == Оперный репертуар == | ||
+ | Среди оперных партий: | ||
+ | |||
+ | * 1894 — Артур («Пуритане» В. Беллини), впервые в Харькове | ||
+ | * 1894 — Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), впервые в Харькове | ||
+ | * 1895 — Фабий («Песнь торжествующей любви» В. Гартевельда), первый исполнитель | ||
+ | * 1895 — Орест («Орестея» С. Танеева, в постановке И. И. Палечека), первый исполнитель | ||
+ | * 1895 — Кузнец Вакулы («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель | ||
+ | * 1896 — Владимир Дубровский («[[Дубровский (опера)|Дубровский]]» Э. Направника) | ||
+ | * 1896 — Самсон ([[Самсон и Далила (опера)|«Самсон и Далила»]] К. Сен-Санса), впервые в Мариинском театре | ||
+ | * Иоанн Лейденский («Иоанн Лейденский»/«Пророк» Дж. Мейербера), одна из лучших и любимых самим певцом партий; впервые выступил в ней в 1897 | ||
+ | * 1896 — Руальд («Рогнеда» А. Серова) | ||
+ | * 1897 — Андрей Морозов («Опричник» П. Чайковского) | ||
+ | * 1897 — Дон Оттавио («[[Дон Жуан (опера)|Дон Жуан]]» В. А. Моцарта) | ||
+ | * 1897 — Канио ([[Паяцы (опера)|«Паяцы»]] Р. Леонкавалло, Мариинский театр) | ||
+ | * 1897 — Роланд («Эсклармонда» Ж. Массне) | ||
+ | * 1897 — Фентон («Виндзорские кумушки» О. Николаи) | ||
+ | * 1897 — Молодой цыган ([[Алеко (опера)|«Алеко»]] С. В. Рахманинова), впервые в Петербурге | ||
+ | * 1898 — Фераморс (одноим. опера А. Рубинштейна), впервые в Мариинском театре | ||
+ | * 1898 — Беппо («Корделия» Н. Соловьёва, 2-я ред.), первый исполнитель | ||
+ | * 1898 — Ахиора («Юдифь» А. Серова) | ||
+ | * 1899 — Карл VII («Сарацин» Ц. Кюи), первый исполнитель | ||
+ | * 1899 — Молодой цыган ([[Алеко (опера)|«Алеко»]] С. В. Рахманинова), спектакль в ознаменование столетия со дня рождения А. Пушкина; через два года после премьеры Мариинского театра | ||
+ | * 1899 — Далибор (одноим. опера Б. Сметаны), впервые на русской сцене | ||
+ | * 1900 — Зигмунд ([[Валькирия (опера)|«Валькирия»]] Р. Вагнера), впервые на русской сцене; [[Александр Александрович Блок|А. Блок]], слушавший певца в этой партии, написал стихотворение «Валькирия» | ||
+ | * Тристан («Тристан и Изольда» Р. Вагнера, впервые выступил в этой опере в 1900) | ||
+ | * 1900 — Рауль де Нанжи ([[Гугеноты (опера)|«Гугеноты»]] Дж. Мейербера) | ||
+ | * 1901 — Молодой пастух («Суламифь» А. Рубинштейна), впервые на русской сцене | ||
+ | * 1901 — Макс («Вольный стрелок» К. М. Вебера) | ||
+ | * Князь ([[Русалка (опера Даргомыжского)|«Русалка»]] А. Даргомыжского) | ||
+ | * Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина) | ||
+ | * 1902 — Валерий («Сервилия» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель | ||
+ | * 1902 — Зигфрид ([[Зигфрид (опера)|одноим. опера]] Р. Вагнера), впервые в Мариинском театре | ||
+ | * 1903 — Михайло Туча ([[Псковитянка (опера)|«Псковитянка»]] Н. Римского-Корсакова, 3-я ред.), впервые в Мариинском театре | ||
+ | * 1903 — Андрей ([[Мазепа (опера)|«Мазепа»]] П. Чайковского) | ||
+ | * 1903 — Эней («Троянцы в Карфагене» Г. Берлиоза, Петербург, Эрмитажный театр, II действие) | ||
+ | * 1903 — Зигфрид ([[Гибель богов (опера)|«Гибель богов»]] Р. Вагнера), впервые на русской сцене | ||
+ | * 1904 — Паоло («Франческа да Римини» Э. Направника) | ||
+ | * 1905 — Царь Берендей ([[Снегурочка (опера)|«Снегурочка»]] Н. Римского-Корсакова) | ||
+ | * 1906 — Нерон ([[Нерон (опера Рубинштейна)|одноим. опера]] А. Рубинштейна) | ||
+ | * 1905 — Флорестан («Фиделио» Л. Бетховена), впервые в Мариинском театре | ||
+ | * 1905 — Логе ([[Золото Рейна (опера)|«Золото Рейна»]] Р. Вагнера), впервые на русской сцене | ||
+ | * Лоэнгрин (одноим. опера Р. Вагнера, с 1905) | ||
+ | * Фауст (драматическая легенда «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза; концертное исполнение) | ||
+ | * 1907 — Гришка Кутерьма ([[Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (опера)|«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»]] Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель | ||
+ | * 1909 — Парсифаль (одноим. опера Р. Вагнера), концертное исполнение II д., среди партнёров — Ф. Литвин и В. И. Касторский | ||
+ | * 25 мая (7 июня) 1909 — Ахиор ([[Юдифь (опера)|«Юдифь»]] [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Серова]]), конц. исп., п/у Э. А. Купера, антреприза С. Дягилева, театр Шатле, Париж | ||
+ | * 1910 — Персевальд Эраль («Миранда» Н. Казанли), первый исполнитель | ||
+ | * 1911 — Князь Василий Голицын ([[Хованщина (опера)|«Хованщина»]] М. Мусоргского), впервые в Мариинском театре | ||
+ | * 1919 — Кащей бессмертный (одноим. опера Н. Римского-Корсакова, Петроград, ГОТОБ) | ||
+ | * 1915 — Царевич Гвидон ([[Сказка о царе Салтане (опера)|«Сказка о царе Салтане»]] Н. Римского-Корсакова), впервые в Мариинском театре | ||
+ | * 1916 — Мазаниелло («[[Фенелла, или Немая из Портичи (опера)|Фенелла, или Немая из Портичи]]» Д. Обера) | ||
+ | * 1916 — Хозе («[[Кармен (опера)|Кармен]]» Ж. Бизе) | ||
+ | * 1924 — Ирод («Саломея» Р. Штрауса) | ||
+ | * 1924 — Гофман («[[Сказки Гофмана (опера)|Сказки Гофмана]]» Ж. Оффенбаха), ленинградский Малый оперный театр | ||
+ | * 1925 — Хлопуша («Орлиный бунт» А. Пащенко), первый исполнитель | ||
+ | * 1926 — Труффальдино («[[Любовь к трём апельсинам (опера)|Любовь к трём апельсинам]]» С. Прокофьева), Ленинград, ГАТОБ. | ||
+ | * Артур («Пуритане» В. Беллини) | ||
+ | * Эрнани (одноим. опера Дж. Верди) | ||
+ | * 1927 — Петух («Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» И. Стравинского, певец дублировал роль танцовщика) | ||
+ | |||
+ | == Статьи на других языках == | ||
+ | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Ivan_Yershov English] | ||
+ | * [http://uk.wikipedia.org/wiki/Єршов_Іван_Васильович Українська] | ||
+ | |||
+ | == Источники == | ||
+ | {{примечания}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Оперные певцы и певицы]] | ||
+ | [[Категория:Оперные певцы и певицы Российской империи]] [[Категория:Петербургская императорская труппа]] [[Категория:Родившиеся 20 ноября]] | ||
+ | [[Категория:Родившиеся в Области войска Донского]] [[Категория:Родившиеся в 1867 году]] | ||
+ | [[Категория:Умершие в Ташкенте]] [[Категория:Умершие 21 ноября]] | ||
+ | [[Категория:Умершие в 1943 году]] | ||
+ | [[Категория:Теноры]] | ||
+ | [[Категория:Музыкальные педагоги]] [[Категория:Оперные певцы и певицы СССР]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{DEFAULTSORT:Ершов Иван Васильевич}} |
Текущая версия на 08:03, 9 января 2021
Иван Васильевич Ершов (8 (20) ноября 1867, хутор Малый Несветай, Обл. Войска Донского, затем поселок Алексеевка Ростовской области, Российская империя — 21 (в некоторых источниках 28) ноября 1943, Ташкент, СССР (в 1956 г. его прах был перевезен в Ленинград, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры)[1] — выдающийся академический певец (драматический тенор).
Народный артист СССР (1938).
Доктор искусствоведения (1941)[1].
Содержание
Биография
Ничто не предвещало той судьбы, которая ожидала будущего выдаюшегося певца. Иван Ершов родился незаконнорожденным — дело, с одной стороны, довольно обычное, но в то время этому придавалось социальное значение: безотцовщина считалась презрительной и унизительной. Поначалу мать вообще была вынуждена отдать ребенка в бедную крестьянскую семью и забрала его, когда он немножко подрос — лишь с пяти лет он жил с матерью[1], которая работала прислугой в обнищавшей дворянской семье, которая только и могла похвастать благородным происхождением — других, более материальных, ценностей уже не было[2].
Переехали в Новочеркасск. Мальчик любил музыку и пел в церковном хоре[1]. В 1884—1888 гг. он учился в Елецком железно-дорожном училище и получил диплом помощника машиниста. А еще пел и даже выступал в самодеятельных концертах.
Вспоминая юные годы, И. В. Ершов писал (Иван Васильевич Ершов Статьи, воспоминания, письма. — Л.; М., 1966[1]): «Детство мое было тяжелым. Я был в семье „лишним ртом“. Моя мать работала прислугой в семье обедневших помещиков. Я собирался стать железнодорожным машинистом. Уже сдал экзамены на звание помощника машиниста и неоднократно выезжал на линию, управляя паровозом»[2].
Певец
Именно выступления в самодеятельных концертах привлекли внимание к начинающему машинисту музыкантов-профессионалов. Те решили помочь талантливому пареньку из бедной семьи и организовали благотворительный концерт в его пользу[1]. Собранных денег хватило, чтобы юный машинист в 1888 году покончил с железнодорожным транспортом и уехал в Москву, где поступил в консерваторию и три месяца занимался в классе А. Успенского; но и за эти три месяца успел показать свои выдающиеся способности и по настоянию А. Г. Рубинштейна был принят в Петербургскую консерваторию в класс С. Габеля[1].
С Петербургом стала связана вся дальнейшая жизнь Ивана Ершова.
Он истово учился. По бедности ему было назначено вспомоществование — 15 рублей в месяц стипендии да бесплатный обед[2]. В 1891 был удостоен стипендии им. Н. Н. Фигнера. Начал участвовать в ученических спектаклях. Наконец на него обратил внимание главный дирижер императорского Мариинского театра Э. Ф. Направник, который взялся сам устраивать дальнейшую судьбу начинающего вокалиста. Направник отправил молодого человека брать уроки пения у Е. К. Ряднова[1].
И вот, наконец, в апреле 1893 года был назначен дебют И. В. Ершова на сцене императорского Мариинского театра в партии Фауста (одноименная опера Ш. Гуно)[1]. Но всё закончилось крахом: дебют прошел неудачно.
Однако педагоги не отвернулись от своего талантливого фаворита. В конце того же 1893 года на средства мецената К. Варгунина Иван Ершов был направлен в Милан, где четыре месяца совершенствовался в вокальном искусстве под руководством Ч. Росси. А. А. Гозенпуд писал об этом этапе жизни выдаюшегося певца: «После четырех месяцев занятий у педагога Росси он с большим успехом дебютировал в оперном театре Реджио. Новый успех принесло ему исполнение партии Хозе в „Кармен“. Слух о зарубежных выступлениях Ершова дошел до Направника и Всеволожского, и артисту предложили новый дебют. Характерно, что это произошло после того, как он завоевал известность за границей»[2].
В апреле 1895 И. В. Ершов вновь дебютировал в императорском Мариинском театре — и вновь в операх Ш. Гуно «Фауст» и еще на этот раз — в «Ромео и Джульетта». Причем в партии Мефистофеля выступил другой дебютант — молодой бас Федор Шаляпин[1][2]. На этот раз Иван Ершов был принят в труппу Петербургской императорской труппы, началась повседневгая работа в Мариинском театре, на сцене которого Иван Ершов выступал 34 года (до 1929 г.)[1]. В этом театре он познал славу выдающегося певца и оставался навсегда ему верным, пережив там все социальные потрясения, сотрясавшие страну, в том числе и Октябрьский переворот 1917 года.
Больше за границу он не выезжал — не хотел[3].
Даже в Москве он выступал редко. Известно его выступление в Москве в 1916 году на сцене императорского Большого театра. Тогда он потряс москвичей, а критик В. Держановский писал: «Ершова Москва почти не знает. Более того, его известность, как это ни странно, по первому взгляду — известность местная, петроградская, а поле его деятельности почти замкнуто границами Мариинской сцены»[3].
Певец сохранял традиции, которые познавал в юности от своих преподавателей, он вписывался в общий жанр реализма, в котором тогда ставились спектакли, и нес те же аспекты в своем творчестве.
Он справлялся с разными партиями, но верхом его творчества стали партии в вагнеровских произведениях. И это при том, что Вагнер оказался не слишком любимым композитором в России. Сам Ершов вспоминал в 1933 году: «Весь уклад старого Мариинского театра был враждебен Вагнеру»[2]. Тем не менее именно этот репертуар был любимым у И.Ершова. Композитор И. Стравинский назвал И. Ершова «выдающимся Зигфридом». Козима Вагнер, вдова композитора, писала певцу 15 сентября 1901 года: «Многие друзья нашего искусства и многие артисты, среди которых г-жа Литвин, мне говорили о Вашем исполнении произведений нашего искусства. Я обращаюсь к Вам с вопросом, не поведет ли Вас когда-нибудь Ваш путь через Байрейт и не захотите ли Вы там остановиться, чтобы побеседовать со мной о немецком исполнении этих произведений. Я не верю, чтобы я имела когда-либо возможность путешествия в Россию, вот почему я обращаюсь к Вам с этой просьбой. Надеюсь, что Ваши занятия Вам дозволят отпуск и что этот отпуск не очень удален. Примите выражение моего глубокого уважения»[2].
Большой успех выпал на долю И. Ершова в партии Гришки Кутерьмы в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Да и другие оперы Римского-Корсакова отвечали индивидуальности певца[2]. Он великолепно исполнял партии Садко (опера «Садко»), Берендея в «Снегурочке», Михаила Тучу в «Псковитянке». Режиссер В. П. Шкафер писал о нем: «Артист глубоко почувствовал стихию величайшего страдания и горя людского, потонувшего в пьяном угаре, где ни за грош пропадала жизнь человеческая»[2].
С 1915 года И. Ершов вёл педагогическую работу, преподавал в Петроградскей (потом ставшей Ленинградской) консерватории; стал одним из создателей Оперной студии Ленинградской консерватории. Среди учеников: В. А. Давыдова, М. А. Довенман, А. П. Иванов, В. Н. Кудрявцева (Лемешева), Т. Н. Лаврова, А. А. Мацкевич, И. Е. Пичугин, С. П. Преображенская, К. Е. Цветов[1].
Иван Ершов скончался во время Великой Отечественной войны в эмиграции, ему было 76 лет.
Выдающийся певец, один из селичайших теноров мира[4], творчеству которого посвящено множество музыковедческих статей, воспоминаний, рассказов современников, портреты которого писали знаменитые художники по заказам издательств[5], был не только певцом.
Художник
Иван Васильевич Ершов вошел в культуру не только как певец. Он еще рисовал. Он не просто любил рисовать. Он еще и умел рисовать.
Известны его пейзажи, натюрморты, портреты маслом и карандашом[1][5].
В 1910 году его работы были показаны на выставке Товарищества художников[1].
В 1932 году он вообще стал учиться рисованию серьезно.
И все же в историю мирового искусства Иван Васильевич Ершов вошел как певец.
А талант художника не пропал — перешел генетически к потомкам.
Семья
- жена — оперная певица (сопрано) Софья Владимировна Акимова (1887—1972)
- сын — художник Игорь Иванович Ершов (1916—1985)
- внучка — художница Ксения Игоревна Кривошеина (урожд. Ершова; р. 1945), автор публикации про своего деда: Кривошеина Ксения Игоревна. Литературное Наследие Моего Деда великого оперного певца Ивана Васильевича Ершова.
Оперный репертуар
Среди оперных партий:
- 1894 — Артур («Пуритане» В. Беллини), впервые в Харькове
- 1894 — Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), впервые в Харькове
- 1895 — Фабий («Песнь торжествующей любви» В. Гартевельда), первый исполнитель
- 1895 — Орест («Орестея» С. Танеева, в постановке И. И. Палечека), первый исполнитель
- 1895 — Кузнец Вакулы («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
- 1896 — Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Направника)
- 1896 — Самсон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), впервые в Мариинском театре
- Иоанн Лейденский («Иоанн Лейденский»/«Пророк» Дж. Мейербера), одна из лучших и любимых самим певцом партий; впервые выступил в ней в 1897
- 1896 — Руальд («Рогнеда» А. Серова)
- 1897 — Андрей Морозов («Опричник» П. Чайковского)
- 1897 — Дон Оттавио («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
- 1897 — Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло, Мариинский театр)
- 1897 — Роланд («Эсклармонда» Ж. Массне)
- 1897 — Фентон («Виндзорские кумушки» О. Николаи)
- 1897 — Молодой цыган («Алеко» С. В. Рахманинова), впервые в Петербурге
- 1898 — Фераморс (одноим. опера А. Рубинштейна), впервые в Мариинском театре
- 1898 — Беппо («Корделия» Н. Соловьёва, 2-я ред.), первый исполнитель
- 1898 — Ахиора («Юдифь» А. Серова)
- 1899 — Карл VII («Сарацин» Ц. Кюи), первый исполнитель
- 1899 — Молодой цыган («Алеко» С. В. Рахманинова), спектакль в ознаменование столетия со дня рождения А. Пушкина; через два года после премьеры Мариинского театра
- 1899 — Далибор (одноим. опера Б. Сметаны), впервые на русской сцене
- 1900 — Зигмунд («Валькирия» Р. Вагнера), впервые на русской сцене; А. Блок, слушавший певца в этой партии, написал стихотворение «Валькирия»
- Тристан («Тристан и Изольда» Р. Вагнера, впервые выступил в этой опере в 1900)
- 1900 — Рауль де Нанжи («Гугеноты» Дж. Мейербера)
- 1901 — Молодой пастух («Суламифь» А. Рубинштейна), впервые на русской сцене
- 1901 — Макс («Вольный стрелок» К. М. Вебера)
- Князь («Русалка» А. Даргомыжского)
- Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина)
- 1902 — Валерий («Сервилия» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
- 1902 — Зигфрид (одноим. опера Р. Вагнера), впервые в Мариинском театре
- 1903 — Михайло Туча («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова, 3-я ред.), впервые в Мариинском театре
- 1903 — Андрей («Мазепа» П. Чайковского)
- 1903 — Эней («Троянцы в Карфагене» Г. Берлиоза, Петербург, Эрмитажный театр, II действие)
- 1903 — Зигфрид («Гибель богов» Р. Вагнера), впервые на русской сцене
- 1904 — Паоло («Франческа да Римини» Э. Направника)
- 1905 — Царь Берендей («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
- 1906 — Нерон (одноим. опера А. Рубинштейна)
- 1905 — Флорестан («Фиделио» Л. Бетховена), впервые в Мариинском театре
- 1905 — Логе («Золото Рейна» Р. Вагнера), впервые на русской сцене
- Лоэнгрин (одноим. опера Р. Вагнера, с 1905)
- Фауст (драматическая легенда «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза; концертное исполнение)
- 1907 — Гришка Кутерьма («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
- 1909 — Парсифаль (одноим. опера Р. Вагнера), концертное исполнение II д., среди партнёров — Ф. Литвин и В. И. Касторский
- 25 мая (7 июня) 1909 — Ахиор («Юдифь» А. Серова), конц. исп., п/у Э. А. Купера, антреприза С. Дягилева, театр Шатле, Париж
- 1910 — Персевальд Эраль («Миранда» Н. Казанли), первый исполнитель
- 1911 — Князь Василий Голицын («Хованщина» М. Мусоргского), впервые в Мариинском театре
- 1919 — Кащей бессмертный (одноим. опера Н. Римского-Корсакова, Петроград, ГОТОБ)
- 1915 — Царевич Гвидон («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), впервые в Мариинском театре
- 1916 — Мазаниелло («Фенелла, или Немая из Портичи» Д. Обера)
- 1916 — Хозе («Кармен» Ж. Бизе)
- 1924 — Ирод («Саломея» Р. Штрауса)
- 1924 — Гофман («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), ленинградский Малый оперный театр
- 1925 — Хлопуша («Орлиный бунт» А. Пащенко), первый исполнитель
- 1926 — Труффальдино («Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева), Ленинград, ГАТОБ.
- Артур («Пуритане» В. Беллини)
- Эрнани (одноим. опера Дж. Верди)
- 1927 — Петух («Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» И. Стравинского, певец дублировал роль танцовщика)
Статьи на других языках
Источники
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Пружанский А. М. Отечественные певцы. — 2008 // Ершов Иван Васильевич
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Иван Васильевич Ершов
- ↑ 3,0 3,1 Биографии. История жизни великих людей // Ершов Иван Васильевич. 8 (20) ноября 1867 года — 21 ноября 1943 года; автор Арановсий М. Г.
- ↑ Ivan Yershov
- ↑ 5,0 5,1 Г. Верейский. Встречи // Иван Ершов — артист и художник
- Персоналии по алфавиту
- Оперные певцы и певицы
- Оперные певцы и певицы Российской империи
- Петербургская императорская труппа
- Родившиеся 20 ноября
- Родившиеся в Области войска Донского
- Родившиеся в 1867 году
- Умершие в Ташкенте
- Умершие 21 ноября
- Умершие в 1943 году
- Теноры
- Музыкальные педагоги
- Оперные певцы и певицы СССР