«Привал кавалерии» — комедийный балет, созданный композитором И. И. Армсгеймером по сценарию М. И. Петипа, он же — балетмейстер-постановщик.
Премьера: 21 января 1896, Петербургская императорская труппа, Мариинский театр[1].
Главная партия балета изначально предполагалась для исполнения дочерью балетмейстера Марией Петипа[2][3], героиню даже назвали таким же именем — Мария.
Сюжет
Драматически либретто создано по принципу большинства музыкально-драматических постановок времени — сюжет представляет собой весьма примитивно выстроенную фабулу о любви и служит лишь основанием для музыкального и сценического воплощения замысла авторов, для которых главное — не смысл происходящего действия, не логика поступков персонажей, а исключительно зрелищность, поэтому все внимание балетмейстера занимала техническая сторона танца.
Краткое содержание. Действие разворачивается в небольшой австрийской деревне, где пляшут деревенские красавицы-крестьянки и красавцы-крестьяне. Две подруги — местная самая большая красавица Тереза и менее красивая, но добрая и нежная Мария — влюблены в местного самого большого красавца крестьянина Пьера (почему австрийский крестьянин носит французское имя — в либретто не объяснено), который, как и положено главному положительному герою, любит не ту, что красивее, а ту, чье сердце добрее и благороднее, — Марию. Но вот в деревню приходит на привал полк гусар-кавалеристов. Они размещаются на отдых в крестьянских домах. Красавец кресьтянин Пьер почему-то — исключительно по воле разработчиков либретто — скупится подать гусарам вина, за что его немедленно арестовывают, а добрая Мария отвлекает караульных и спасает Пьера. Тем временем все гусары влюбляются в местную красотку Терезу и желают танцевать исключительно с ней. Спасенный Пьер и Мария начинают готовиться к свадьбе, причем все господа офицеры, только что арестовавшие Пьера и от которых он бежал, активно помогают влюбленным. Однако всему приходит конец: трубач играет сбор, и гусары покидают деревню. Но то невыразимое впечатление, которое они произвели на молодых крестьянок, останется, судя по всему, навсегда[4].
Все психологические неточности сюжета оправдывались формой постановки — комедийной, легкой, озорной, искрометной[4], как бы переносившей в танцевальные ритмы стиль водевиля; это был балет-шутка[3], балет-анекдот с яркими гротесковыми образами.
Премьера
Премьера прошла 21 января 1896 года в петербургском Мариинском театре; балетмейстер М. И. Петипа, художники Г. Левот (декорации), Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижер Р. Е. Дриго[1]; первой исполнительницей партии Марии, как и предполагалось, стала Мария Петипа[2], в остальных ролях: Тереза — П. Леньяни, Пьер — П. А. Гердт, уланский корнет — С. Г. Легат, гусарский ротмистр — А. Ф. Бекефи, гусарский полковник — С. И. Лукьянов, уланский офицер — И. Ф. Кшесинский[1].
Постановка была признана успешной, и балет просуществовал на сцене Мариинского театра еще несколько лет, затем еще неоднократно ставился в других театрах.
Дальнейшие постановки
Спектакль не сходил со сцены еще долго; в партии Терезы выступали выдающиеся русские балерины Петербургской труппы М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, В. А. Трефилова (введена на роль в 1899 году[5])[1], Л. Г. Кякшт и др.
15 ноября 1898 года балет пришел в Москву, где на сцене московского Большого театра был поставлен балетмейстером И. Н. Хлюстиным. Декорации использовались сборные — то есть из других спектаклей; дирижер С. Я. Рябов; исполнители: Тереза — Е. В. Гельцер, Мария — Е. А. Шарпантье, Пьер — В. Д. Тихомиров, корнет — М. М. Мордкин, гусарский полковник — В. Ф. Гельцер, гусарский ротмистр — сам постановщик И. Н. Хлюстин[1].
Еще через несколько лет, а именно 25 января 1919 г., «Привал кавалерии» вернулся на ту же сцену Мариинки[6], где впервые пришел к зрителю — однако к этому времени в стране произошли большие социальные изменения, вследствие которых прежний Мариинский театр получил новое название — Петроградский театр оперы и балета. Там и прошло возобновление постановки М. И. Петипа — балетмейстер А. В. Ширяев (по М. И. Петипа), дирижёр Дриго; Тереза — Е. М. Люком, Мария — Е. В. Лопухова, Пьер — Л. С. Леонтьев[1].
Затем ту же постановку хореографии М. И. Петипа возродил известный советский балетмейстер П. А. Гусев, поставив балет на разных сценах: в 1968 году — в ленинградском ансамбле «Камерный балет», в 1975 году — в Ленинградском Малом театре, в 1978 — в Новосибирске, в 1979 — в Перми[1].
Театры возвращались к этому балету довольно редко — уж слишком контрастировал он с идеологически установленными рамками советского искусства призыва к соцреализму и другим соцсвершениям, — но тем не менее не давали ему забыться.
А вскоре после падения СССР вместе с его соцреализмом балет засиял яркими красками на разных сценах музыкальных театров бывших советских республик.
Постановка, осуществленная П.Гусевым (по хореографии М. И. Петипа), уже сама легла в основу последующих возобновлений балета — так, этот веселый одноактный балет уже в XXI веке вошел в спектакль «Вечер старинной хореографии», показанный московскому зрителю в Театре Кремлёвского балета[4].
Балет «Привал кавалерии» в хореографии М. И. Петипа был записан в начале ХХ столетия специальной формой режиссером Н. Г. Сергеевым, а потом вместе с другими записями вывезен им в эмиграцию; сейчас коллекция Сергеева хранится в Гарвардском университете США и доступна всем желающим.
Веселый шутливый музыкальный спектакль, уже получив новую жизнь, вновь приходит на сцены[3] — он поставлен в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Львове (в помещении Львовского национального академического театра оперы и балета им. С. Крушельницкой, премьера 11 января 2012 года[7][8]), Ростове-на-Дону[9].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 «ПРИВАЛ КАВАЛЕРИИ» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 2,0 2,1 Петипа в Энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Привал кавалерии
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Либретто балета «Привал кавалерии»
- ↑ Вера Трефилова (Vera Trefilova)
- ↑ Журнал Бирюч: Репертуар театров // Мариинский театр
- ↑ Премьера балета «Привал кавалерии» состоится во Львове
- ↑ «ПРИВАЛ КАВАЛЕРІЇ» У ЛЬВОВІ
- ↑ Ростовский Государственный Музыкальный Театр. «Привал кавалерии»