Изменения

Евгения Ивановна Збруева

96 байтов добавлено, 03:00, 24 декабря 2017
{{youtube|WSqlwSJNEQw|Евгения Ивановна Збруева (1868-1936). Ф. Шуберт «Лесной царь»}}
'''Евгения Ивановна Збруева''' (в замужестве Штембер; 26 декабря 1867 (7 января 1868) (или 26 декабря 1868 (7 января) 1869)<ref name=zbrueva>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Збруева%20Евгения%20Ивановна/ ''Пружанский А. М.'' Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь.  — Изд. 2-е испр. и доп., электронное.  — М., 2008. Збруева Евгения Ивановна]</ref>), Москва — Москва — 20 (или 29) октября 1936, Москва — Москва — оперная певица (контральто), вокальный педагог и музыкально-общественный деятель.
Заслуженная артистка императорских театров (1912 г1912 г.). Заслуженная артистка Республики (1922 г1922 г.)<ref name=zbrueva/>.
Муж: Адольф Карлович Штембер, родной брат художника [[Виктор Карлович Штембер|В. К К. Штембера Штембера]], двоюродный брат композитора [[Николай Карлович Метнер|Н. К К. Метнера Метнера]]<ref>[http://music.rulitru.ru/v914/метнер._воспоминания,_статьи,_материалы?page=43 Метнер. Воспоминания, статьи, материалы]</ref>.
== Семья ==
* Отец — Отец — композитор [[Пётр Петрович Булахов]] (1822—1885)* Дед (отец отца)  — выдающийся русский певец [[Пётр Александрович Булахов]] (1793<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Вокально-энциклопедический%20словарь/Булахов%20Петр%20Александрович/ Вокально-энциклопедический словарь // Булахов Петр Александрович]</ref> (или 1792)<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Булахов%20Пётр%20Александрович/ ''Пружанский А. М.'' Булахов. Отечественные певцы. 1750—1917 // Пётр Александрович]</ref>  — 1835)* Дядя (брат отца)  — артист и оперный певец [[Павел Петрович Булахов]] (1824—1875)* Мать Елизавета Павловна Збруева. Родители жили в гражданском браке, который по закону того времени юридически не признавался; первый муж Елизаветы Петровны полковник Иван Збруев отказался дать ей развод<ref name=belc>[http://belcanto.ru/bulahov.html Пётр Булахов (Pyotr Bulakhov); автор Т. Корженьянц]</ref><ref name=rin>[http://persona.rin.ru/view/f/0/35242/bulahov-petr-petrovich БУЛАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1882—1885 гг1882—1885 гг.)]</ref><ref name=persones>[http://persones.ru/biography-23453.html Петр Петрович Булахов]</ref>. Обе дочери, рожденные в гражданском браке, вынуждены были официально носить фамилию и отчество чужого человека — человека — первого супруга их матери.
== Биография ==
 
=== Детство ===
Воспитывавшаяся в музыкальной семье, Евгения Ивановна (неофициально Петровна) с детства была окружена творческой артистической атмосферой. И атмосфера эта была отнюдь небогата. Петр Петрович был скован тяжелой болезнью, в результате которой постоянно находился в инвалидном кресле<ref name=belc/><ref name=rin/><ref name=persones/>, а в 1870-х годах, когда Евгения была еще маленькой, семья стала погорельцами: пожар уничтожил жилье со всем имуществом и сбережениями, сгорели ноты произведений Петра Петровича. Об этом певица вспоминала в мемуарной книге: ''«Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца»''<ref name=belc/>. Композитора и его семью из милости приютил в маленьком домике своей подмосковной усадьбы Кусково граф Шереметев<ref name=persones/>. Очень скоро студенты московской консерватории прозвали это маленькое обиталище композитора «Булашкиная дача»<ref name=belc/>. Там и росла будущая певица. Когда 2 декабря 1885 года Петр Петрович скончался, в семье даже не хватило денег на похороны, все взяла на себя московская консерватория во главе с [[Николай Григорьевич Рубинштейн|Н. Г Г. Рубинштейном Рубинштейном]]<ref name=belc/>.
Евгения, с самого рождения привыкшая к музыке, и сама рано проявила яркие музыкальные способности, которые немедленно оценил постоянный гость семьи композитор и директор московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн<ref name=zbrueva/>.
=== Учёба ===
В 1877—1886 гг1877—1886 гг. она училась в московском Мариинском институте<ref name=music>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3021/Збруева Музыкальная энциклопедия.  — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В В. Келдыша Келдыша. 1973—1982. Збруева Е. И.; автор В. И И. Зарубин Зарубин]</ref> (педагог по игре на фортепяно — фортепяно — Н. Кашкин, по вокалу — вокалу — Н. Неведомская), пела в местном в хоре (позднее стала его регентом), часто выступала в концертах — концертах — солировала как пианистка и как певица<ref name=zbrueva/>. Окончив институт, она некоторое время давала частные уроки музыки, а в в 1889 году была принята в Московскую консерваторию (на стипендию П. Третьякова)  — причем сразу на третий курс, педагог по вокалу — вокалу — Е. Лавровская<ref name=zbrueva/><ref name=academBSE>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/161869/Збруева Большая советская энциклопедия.  — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Збруева]</ref>.
В 1893 Евгения Збруева окончила московскую консерваторию<ref name=music/> с малой серебряной медалью. На выпуском экзамене, проходившем в помещении [[Большой театр|Большого театра]], присутствовал композитор [[Пётр Ильич Чайковский]].
[[Файл:Zbrueva2.jpg|thumb|left|Е. И И. Збруева —  Збруева — Солоха («Черевички» П. Чайковского), 1906. Фотостудия К. Фишер]] 
=== Артистическая деятельность ===
27 апреля 1893<ref name=music/> (или в 1894 году<ref name=belcanto>[http://belcanto.ru/zbrueva.html Евгения Збруева (Eugenia Zbrueva), автор Е. Цодоков]</ref> выпускницей московской консерватории она под фамилией Булахова дебютировала на сцене Большого театра (московская императорская труппа) в партии Вани (опера «[[Иван Сусанин (опера)|Жизнь за царя]]» [[Михаил Иванович Глинка|М. Глинки]])<ref name=music/>. По другим источникам, она дебютировала в Большом театре партией доброго гения (опера «[[Демон (опера)|Демон]]» А. Рубинштейна)<ref name=persona>[http://persona.rin.ru/view/f/0/24046/zbrueva-evgenija-ivanovna Збруева Евгения Ивановна (Выдающаяся певица)]</ref>
[[Файл:Zbrueva1.jpg|thumb|Евгения Збруева]]
[[Файл:Yevgeniya Zbrueva as Lel 1894.jpg|thumb|Е. Збруева — Збруева — Лель («[[Снегурочка (опера)|Снегурочка]]» Н.Римского-Корсакова)<br />(Большой театр, Москва, 1894)]][[Файл:Zbr012.jpg|thumb|Е. И И. Збруева —  Збруева — Анна Болейн («Генрих VIII» К. Сен-Санса), 1897]]Через несколько месяцев, с января 1894 года<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/42289/Збруева Энциклопедический словарь Ф. А А. Брокгауза  Брокгауза и И. А А. Ефрона Ефрона]</ref>, она была официально зачислена в Московскую императорскую труппу и выступала до января 1905<ref name=belcanto/>. На сцене московского Большого театра она сразу заявила о себе как талантливая певица. В 1904 году четыре певца организовали 1-й московский квартет: Евгения Збруева, [[Надежда Васильевна Салина|Надежда Салина]], [[Василий Родионович Петров|Василий Петров]], [[Дмитрий Алексеевич Смирнов|Дмитрий Смирнов]]<ref name=APruj>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Салина%20Надежда%20Васильевна/ Пружанский А. М М. Отечественные  Отечественные певцы.  — 2008 // Салина Надежда Васильевна]</ref>; объединенные в один певческий коллектив четыре выдающихся вокалиста пользовались огромным зрительским успехом.
В 1905 году она была переведена в Петербургскую императорскую труппу на место вышедшей в отставку [[Мария Ивановна Долина (певица)|М. Долиной]] и работала в Мариинском театре до 1918, получив в 1912 году звание Заслуженная артистка императорских театров<ref name=zbrueva/><ref name=music/>.
Одновременно она много концертировала<ref name=music/>. С 1896 выступала в концертах Кружка любителей рус. музыки. Является первой исполнительницей сольной партии в кантате «По прочтении псалма» С. Танеева в Москве — Москве — 1 апреля 1915, п/у С. Кусевицкого<ref name=zbrueva/>. Гастролировала с концертами и частными оперными труппами: 1908 — 1908 — в Берлине, в составе антрепризы [[Алексей Акакиевич Церетели|А. А А. Церетели Церетели]]; 1909 — 1909 — в Париже, в составе антрепризы [[Сергей Павлович Дягилев|С. Дягилева]]<ref name=belcanto/>; 1910 — 1910 — в Мюнхене, по приглашению дирижёра Ф. Мотля выступала в партии Эрды — Эрды — «[[Зигфрид (опера)|Зигфрид]]» и «[[Золото Рейна (опера)|Золото Рейна]]» Р. Вагнера на немецком языке; это было первое участие русской певицы в вагнеровских празднествах; участвовала во многих других поездках<ref name=zbrueva/>.
Записала на грампластинки около 100 произведений.
Вела педагогическую работу. До 1915 давала частные уроки пения, затем преподавала в Петроградской консерватории (с 1916 профессор). После Октябрьского переворота ушла из Мариинского театра и уехала из Петрограда, жила в Кисловодске, в Киеве, во Владивостоке, продолжая работу музыкального педагога. В 1921 году переехала в Москву, преподавала в Московской консерватории, затем — затем — в оперной студии у К. С С. Станиславского  Станиславского и других музыкальных коллективах и организациях<ref name=zbrueva/>.
8 марта 1919 в Большом зале Московской консерватории отмечался 35-летний юбилей артистической и педагогической деятельности Евгении Збруевой, в котором участвовали А. Луначарский, К. Станиславский, М. Ипполитов-Иванов, Н. Семашко, А. М М. Лабинский Лабинский, А. В В. Нежданова Нежданова, М. И И. Фигнер  Фигнер и другие самые выдающиеся деятели музыкально-театральной среды времени<ref name=zbrueva/>.
== Отзывы ==
[[Владимир Аркадьевич Теляковский|В. А А. Теляковский Теляковский]] (директор императорских театров) в своих воспоминаниях называет Е. Збруеву среди лучших русских певцов самого конца 19 — 19 — начала 20 веков<ref>''[[Владимир Аркадьевич Теляковский|Теляковский В. А.]]'' Воспоминания 1898—1917. Пб., изд-во «Время», 1924</ref>.
[[Аркадий Михайлович Пружанский|А. М М. Пружанский Пружанский]] (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь.  — Изд. 2-е испр. и доп., электронное.  — М., 2008): ''«Обладала редким по красоте и мощи голосом густого „бархатного“ тембра и обширного диапазона, чувством стиля и врожденным драм. темпераментом. С. Кругликов сравнивал её голос с виолончелью. <…> Французские критики, приравнивая успех З[бруевой] к шаляпинскому, отмечали большую выразительность её пения, замечательный тембр голоса и драматичность исполнения»''<ref name=zbrueva/>.
Обладала замечательным голосом — голосом — ''«сильное, густое и мягкое контральто, соединяется у нее с мастерством вокальной техники и большой художественной проникновенностью»''<ref name=persona/>.
Большая Советская Энциклопедия: ''«При чрезвычайно широком диапазоне голос З.[бруевой]  — редкий по красоте и сочности — сочности — звучал с одинаковой ровностью и силой во всех регистрах, достигая наибольшего художественного воздействия в кантилене»''<ref name=academBSE/>.
Музыкальная энциклопедия: ''«З. обладала мощным, ровным во всех регистрах, густым и сочным контральто необычайно широкого диапазона. Её исполнение отличалось блестящей виртуозностью, чистотой интонации, тонкостью фразировки, благородством артистич. манеры. Наибольшей силы художеств. воздействия голос певицы достигал в кантилене, лившейся плавным, полнозвучным, плотным потоком»''<ref name=music/>.
== Репертуар ==
За 25 лет сценической деятельности Евгения Збруева исполнила 45 партий в 42 операх. Среди этого огромного списка:
* 1894 — 1894 — Лель ([[Снегурочка (опера)|«Снегурочка»]] [[Николай Андреевич Римский-Корсаков|Н. Римского-Корсакова]])* 1895 — 1895 — Егоровна ([[Дубровский (опера)|«Дубровский»]] Э. Направника, одна из первых исполнительниц в московском Большом театре, чередовалась с [[Крутикова Александра Павловна|А. П П. Крутиковой Крутиковой]])<ref name=zbrueva/>
* 1896— Анкудина («Федул с детьми» В. Мартин-и-Солера и В. Пашкевича), первое исполнение в московском Большом театре
* 1896 — 1896 — Гензель («Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка)* 1897 — 1897 — Мать Валерия («Песнь торжествующей любви» А. Симона), первая исполнительница* 1901 — 1901 — Хозяйка корчмы ([[Борис Годунов (опера)|«Борис Годунов»]] М. Мусоргского, ред. Н. Римского-Корсакова), первое исполнение в московском Большом театре* 1905 — 1905 — Эрда ([[Золото Рейна (опера)|«Золото Рейна»]] Р. Вагнера)* 1907 — 1907 — Ратмир («[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» М. Глинки, I действие с купюрами, в концертном исполнении, в Париже)* 1906 — 1906 — Солоха («Черевички» П. Чайковского)* 1897 — 1897 — Анна Болейн («Генрих VIII» К. Сен-Санса)* 1907 — 1907 — Алконост ([[Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (опера)|«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»]] Н. Римского-Корсакова), первая исполнительница* 1911 — 1911 — Василиса Егоровна («[[Капитанская дочка (опера)|Капитанская дочка]]» [[Цезарь Кюи|Ц. Кюи]]), первая исполнительница* 1911 — 1911 — Марфа ([[Хованщина (опера)|«Хованщина»]] М. Мусоргского), первое исполнение в Мариинском театре, в партнерстве с [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф.Шаляпиным]]<ref name=belcanto/>* 1916 — 1916 — Адити («Метель» А. Танеева), первая исполнительница
* Ваня ([[Жизнь за царя (опера)|«Жизнь за царя»]] М. Глинки)
* Кармен ([[Кармен (опера)|одноим. опера]] Ж. Бизе). Музыкальный критик [[Александр Вячеславович Оссовский|А. В В. Оссовский Оссовский]] (Музыкально-критические статьи. 1894—1912.  — Л., 1971. С. 283—284): ''«Партия Кармен, как нельзя лучше, укладывается в голосе г-жи Збруевой. Звук повсюду льется без малейшего напряжения полными свободными волнами… Новая партия позволила голосу Е. И И. Збруевой  Збруевой проявить свойства, казалось бы, мало доступные его массивности: гибкость и подвижность. Мелкие рисунки, изобилующие в мелодиях Кармен, получили у г-жи Збруевой и воздушность и отчетливость. Искренний привет артистке за талант, вкус и внимание, которые она щедро вложила в вокальную передачу Кармен»''<ref name=belcanto/>
* Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
* Басманов («Опричник» П. Чайковского)
* Рогнеда (одноименная опера А. Серова)
* Клитемнестра («Орестея» С. Танеева),
* Орфей («Орфей и Эвридика» К. В В. Глюка Глюка)
* Гензель («Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка),
* Нежата ([[Садко (опера)|«Садко»]] Н. Римского-Корсакова)
* Изяслав ([[Рогнеда (опера)|«Рогнеда»]] А. Серова)
* Мамелфа Тимофеевна («Добрыня Никитич» А. Гречанинова)
* Рафаэль («Рафаэль» А. С С. Аренского Аренского)
* Ангел («Демон» А. Рубинштейна)
* Лия («Маккавеи» А. Рубинштейна)
Редактор
2147
правок