Лидия Николаевна Гейтен — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «240px '''Лидия Николаевна Гейтен''' (2 (14) мая 1857 — 20 ноября 1920, Москва) — ру…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл: | + | [[Файл:Geyten1397643014_2.jpg|thumb|Гейтен Лидия Николаевна]] |
− | '''Лидия Николаевна Гейтен''' (2 (14) мая | + | '''Лидия Николаевна Гейтен''' (2 (14) мая 1857 — 20 ноября 1920, Москва) — русская балерина. |
== Учёба == | == Учёба == | ||
− | Девочкой была принята в Московское театральное училище при императорской труппе; заканчивала класс педагога [[Густав Иванович Легат|Густава Легата]]<ref name=pro-ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/g/geyten.html ГЕЙТЕН Лидия Николаевна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref name=omop>[http://omop.su/ruwiki/35/2197.php Лидия Гейтен]</ref><ref name=pomni>[http://pomnipro.ru/memorypage23649/biography Гейтен Лидия | + | Девочкой была принята в Московское театральное училище при императорской труппе; заканчивала класс педагога [[Густав Иванович Легат|Густава Легата]]<ref name=pro-ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/g/geyten.html ГЕЙТЕН Лидия Николаевна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref name=omop>[http://omop.su/ruwiki/35/2197.php Лидия Гейтен]</ref><ref name=pomni>[http://pomnipro.ru/memorypage23649/biography Гейтен Лидия Николаевна — Биография]</ref>. |
− | + | [[Файл:Geyten Lidia.png|thumb|left|240px]] | |
− | Учащихся готовили к сцене с самого начала, и они выходили в небольших детских партиях на сцену, принимая участие в постановках императорской труппы. Лидии Николаевне успех сопутствовал с ранних лет: уже в первой же своей небольшой детской роли Поваренка в «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихоте]]» в 1869 году<ref name=pro-ballet/> (премьера прошла 14 декабря 1869 года в московском Большом театре в бенефис [[Анна Иосифовна Собещанская|А. | + | Учащихся готовили к сцене с самого начала, и они выходили в небольших детских партиях на сцену, принимая участие в постановках императорской труппы. Лидии Николаевне успех сопутствовал с ранних лет: уже в первой же своей небольшой детской роли Поваренка в «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихоте]]» в 1869 году<ref name=pro-ballet/> (премьера прошла 14 декабря 1869 года в московском Большом театре в бенефис [[Анна Иосифовна Собещанская|А. И. Собещанской]] в главной партии Китри<ref>[http://www.ballet2009.ru/aboutballet.html О балете и балетных спектаклях]</ref>) она заявила о себе как о талантливой танцовщице. И уже начиная со следующего года, была назначена выступать в главных партиях — и это будучи ученицей: в балетах «[[Трильби (балет)|Трильби]]» — в 1870 году, «[[Эсмеральда (балет)|Эсмеральда]]» — в 1872 году, «[[Катарина, дочь разбойника (балет)|Катарина, дочь разбойника]]» — в 1874 году<ref name=pro-ballet/><ref>[http://proscena.ru/?p=1511 Театр оперы и балета // Гейтен Лидия Николаевна]</ref>. |
== Московская труппа == | == Московская труппа == | ||
Закончив обучение в 1874 году, юная Лилия Гейтен сразу была принята солисткой в Московскую императорскую труппу. Однако к работе на сцене приступила не сразу: она была командирована за границу за казенный счет для совершенствования<ref name=omop/>. | Закончив обучение в 1874 году, юная Лилия Гейтен сразу была принята солисткой в Московскую императорскую труппу. Однако к работе на сцене приступила не сразу: она была командирована за границу за казенный счет для совершенствования<ref name=omop/>. | ||
− | На сцене московского Большого театра она исполнила множество партий классического репертуара, прослужив там до 1893 года, принимая немалое участие и в гастрольных поездках, в том числе зарубежных<ref name=pro-ballet/> (в 1887 | + | На сцене московского Большого театра она исполнила множество партий классического репертуара, прослужив там до 1893 года, принимая немалое участие и в гастрольных поездках, в том числе зарубежных<ref name=pro-ballet/> (в 1887 году — в лондонском театре «Ковент-Гарден»<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Гуманитарный%20словарь/Гейтен%20Лид.%20Ник/ Гуманитарный словарь, 2002 // Гейтен Лид. Ник.]</ref>). |
Даже когда в 1883 году московская императорская балетная труппа была значительно сокращена, а Лидии Гейтен как прославленной солистке было предложено переехать в Петербург и перейти Петербургскую императорскую труппу, она отказалась, сославшись на необходимость сохранения московской балетной школы<ref name=omop/>. Обе русские балетные школы (петербургская и московская) к этому времени получили разное развитие: петербургский балет как приближенный к императорскому дому носил официозный характер высокопарного танца, в то время как более демократическая московская труппа изучала народный танец, внедряя его элементы в классический балет, совершая тем самым новое явление балетного искусства. | Даже когда в 1883 году московская императорская балетная труппа была значительно сокращена, а Лидии Гейтен как прославленной солистке было предложено переехать в Петербург и перейти Петербургскую императорскую труппу, она отказалась, сославшись на необходимость сохранения московской балетной школы<ref name=omop/>. Обе русские балетные школы (петербургская и московская) к этому времени получили разное развитие: петербургский балет как приближенный к императорскому дому носил официозный характер высокопарного танца, в то время как более демократическая московская труппа изучала народный танец, внедряя его элементы в классический балет, совершая тем самым новое явление балетного искусства. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
=== Репертуар === | === Репертуар === | ||
Лилия Гейтен практически несла на себе почти весь репертуар московской императорской балетной труппы. Среди ее ролей: | Лилия Гейтен практически несла на себе почти весь репертуар московской императорской балетной труппы. Среди ее ролей: | ||
− | * | + | * 1882 — Сванильда — «[[Коппелия (балет)|Коппелия]]» (впервые в России, балетмейстер [[Йозеф Гансен]] по хореографии [[Артур Сен-Леон|А. Сен-Леона]]) |
− | * | + | * 1887 — Китри-Дульцинея — [[Дон Кихот (балет)|«Дон Кихот»]] (постановка [[Алексей Николаевич Богданов|А. Н. Богданова]], перенос хореографии [[Мариус Иванович Петипа|М. Петипа]])<ref>[http://www.ballet.classical.ru/d_dq.html Дон Кихот / Don Quixote]</ref> |
− | * | + | * Гитана — «[[Гитана, испанская танцовщица (балет)|Гитана, испанская танцовщица]]» |
− | * | + | * Сандрильона — «Волшебный башмачок» |
− | * | + | * Медора — «[[Корсар (балет)|Корсар]]» |
− | * | + | * Низия — «[[Царь Кандавл (балет)|Царь Кандавл]]» |
− | * | + | * Фенелла — «[[Немая из Портичи (опера)|Фенелла]]» |
− | * | + | * Жизель — «[[Жизель (балет)|Жизель]]» |
− | * Одетта и | + | * Одетта и Одиллия — «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]» |
− | * | + | * Сатанилла — «[[Сатанилла (балет)|Сатанилла]]» в постановке балетмейстера [[Фредерик Малавернь|Фредерика Малаверня]] по хореографии [[Жозеф Мазилье|Мазилье]] и [[Мариус Иванович Петипа|Петипа]] |
− | * | + | * 1892 — Аспиччия — «[[Дочь фараона (балет)|Дочь фараона]]» — возобновление в качестве балетмейстера совместно с [[Николай Фёдорович Манохин|Н. Ф. Манохиным]] по хореографии Петипа<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/d/do45-faraona.html «ДОЧЬ ФАРАОНА» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref> |
== Антрепренёр == | == Антрепренёр == | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
Мужем Лидии Гейтен стал артист той же Московской императорской труппы, певец Александр Львович Шарпантье, который был сыном известного русского певца [[Лев Иванович Леонов|Льва (Леона) Леонова]], настоящая фамилия которого была Шарпантье и который сам приходился сыном выдающемуся ирландскому музыканту, прибывшему на работу в Российскую империю и оставшемуся навсегда в России [[Джон Филд|Джону Филду]]<ref>[http://www.rulex.ru/01120239.htm Леонов (Шарпантье)]</ref><ref>[http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=76442 Леонов Лев (Леон) Иванович]</ref>. | Мужем Лидии Гейтен стал артист той же Московской императорской труппы, певец Александр Львович Шарпантье, который был сыном известного русского певца [[Лев Иванович Леонов|Льва (Леона) Леонова]], настоящая фамилия которого была Шарпантье и который сам приходился сыном выдающемуся ирландскому музыканту, прибывшему на работу в Российскую империю и оставшемуся навсегда в России [[Джон Филд|Джону Филду]]<ref>[http://www.rulex.ru/01120239.htm Леонов (Шарпантье)]</ref><ref>[http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=76442 Леонов Лев (Леон) Иванович]</ref>. | ||
− | Дочь Л. | + | Дочь Л. Н. Гейтен и А. Л. Шарпантье: балерина [[Елизавета Александровна Шарпантье]] (1881—1950). |
== Источники == | == Источники == |
Текущая версия на 17:00, 27 мая 2017
Лидия Николаевна Гейтен (2 (14) мая 1857 — 20 ноября 1920, Москва) — русская балерина.
Учёба
Девочкой была принята в Московское театральное училище при императорской труппе; заканчивала класс педагога Густава Легата[1][2][3].
Учащихся готовили к сцене с самого начала, и они выходили в небольших детских партиях на сцену, принимая участие в постановках императорской труппы. Лидии Николаевне успех сопутствовал с ранних лет: уже в первой же своей небольшой детской роли Поваренка в «Дон Кихоте» в 1869 году[1] (премьера прошла 14 декабря 1869 года в московском Большом театре в бенефис А. И. Собещанской в главной партии Китри[4]) она заявила о себе как о талантливой танцовщице. И уже начиная со следующего года, была назначена выступать в главных партиях — и это будучи ученицей: в балетах «Трильби» — в 1870 году, «Эсмеральда» — в 1872 году, «Катарина, дочь разбойника» — в 1874 году[1][5].
Московская труппа
Закончив обучение в 1874 году, юная Лилия Гейтен сразу была принята солисткой в Московскую императорскую труппу. Однако к работе на сцене приступила не сразу: она была командирована за границу за казенный счет для совершенствования[2].
На сцене московского Большого театра она исполнила множество партий классического репертуара, прослужив там до 1893 года, принимая немалое участие и в гастрольных поездках, в том числе зарубежных[1] (в 1887 году — в лондонском театре «Ковент-Гарден»[6]).
Даже когда в 1883 году московская императорская балетная труппа была значительно сокращена, а Лидии Гейтен как прославленной солистке было предложено переехать в Петербург и перейти Петербургскую императорскую труппу, она отказалась, сославшись на необходимость сохранения московской балетной школы[2]. Обе русские балетные школы (петербургская и московская) к этому времени получили разное развитие: петербургский балет как приближенный к императорскому дому носил официозный характер высокопарного танца, в то время как более демократическая московская труппа изучала народный танец, внедряя его элементы в классический балет, совершая тем самым новое явление балетного искусства.
Репертуар
Лилия Гейтен практически несла на себе почти весь репертуар московской императорской балетной труппы. Среди ее ролей:
- 1882 — Сванильда — «Коппелия» (впервые в России, балетмейстер Йозеф Гансен по хореографии А. Сен-Леона)
- 1887 — Китри-Дульцинея — «Дон Кихот» (постановка А. Н. Богданова, перенос хореографии М. Петипа)[7]
- Гитана — «Гитана, испанская танцовщица»
- Сандрильона — «Волшебный башмачок»
- Медора — «Корсар»
- Низия — «Царь Кандавл»
- Фенелла — «Фенелла»
- Жизель — «Жизель»
- Одетта и Одиллия — «Лебединое озеро»
- Сатанилла — «Сатанилла» в постановке балетмейстера Фредерика Малаверня по хореографии Мазилье и Петипа
- 1892 — Аспиччия — «Дочь фараона» — возобновление в качестве балетмейстера совместно с Н. Ф. Манохиным по хореографии Петипа[8]
Антрепренёр
В 1894 году, она, создав собственную труппу как антрепренер, гастролировала по России.
В 1895 году Лидия Гейтен облюбовала летнюю сцену в московском саду «Аквариум», где выступала в балетных дивертисментах[1].
Больше на сцену Большого театра она не вернулась. Но после ухода со сцены преподавала в Московском хореографическом училище[3].
Скончалась во время послереволюционной разрухи в голодной и холодной Москве, 20 ноября 1920 года.
Семья
Мужем Лидии Гейтен стал артист той же Московской императорской труппы, певец Александр Львович Шарпантье, который был сыном известного русского певца Льва (Леона) Леонова, настоящая фамилия которого была Шарпантье и который сам приходился сыном выдающемуся ирландскому музыканту, прибывшему на работу в Российскую империю и оставшемуся навсегда в России Джону Филду[9][10].
Дочь Л. Н. Гейтен и А. Л. Шарпантье: балерина Елизавета Александровна Шарпантье (1881—1950).
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 ГЕЙТЕН Лидия Николаевна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Лидия Гейтен
- ↑ 3,0 3,1 Гейтен Лидия Николаевна — Биография
- ↑ О балете и балетных спектаклях
- ↑ Театр оперы и балета // Гейтен Лидия Николаевна
- ↑ Гуманитарный словарь, 2002 // Гейтен Лид. Ник.
- ↑ Дон Кихот / Don Quixote
- ↑ «ДОЧЬ ФАРАОНА» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ Леонов (Шарпантье)
- ↑ Леонов Лев (Леон) Иванович