Евгения Ивановна Збруева — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Артистическая деятельность) |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{youtube|WSqlwSJNEQw|Евгения Ивановна Збруева (1868-1936). Ф. Шуберт «Лесной царь»}} | {{youtube|WSqlwSJNEQw|Евгения Ивановна Збруева (1868-1936). Ф. Шуберт «Лесной царь»}} | ||
− | '''Евгения Ивановна Збруева''' (в замужестве Штембер; 26 декабря 1867 (7 января 1868) (или 26 декабря 1868 (7 января) 1869)<ref name=zbrueva>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Збруева%20Евгения%20Ивановна/ ''Пружанский А. М.'' Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. | + | '''Евгения Ивановна Збруева''' (в замужестве Штембер; 26 декабря 1867 (7 января 1868) (или 26 декабря 1868 (7 января) 1869)<ref name=zbrueva>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Збруева%20Евгения%20Ивановна/ ''Пружанский А. М.'' Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. Збруева Евгения Ивановна]</ref>), Москва — 20 (или 29) октября 1936, Москва — оперная певица (контральто), вокальный педагог и музыкально-общественный деятель. |
− | Заслуженная артистка императорских театров ( | + | Заслуженная артистка императорских театров (1912 г.). Заслуженная артистка Республики (1922 г.)<ref name=zbrueva/>. |
− | Муж: Адольф Карлович Штембер, родной брат художника [[Виктор Карлович Штембер|В. | + | Муж: Адольф Карлович Штембер, родной брат художника [[Виктор Карлович Штембер|В. К. Штембера]], двоюродный брат композитора [[Николай Карлович Метнер|Н. К. Метнера]]<ref>[http://music.rulitru.ru/v914/метнер._воспоминания,_статьи,_материалы?page=43 Метнер. Воспоминания, статьи, материалы]</ref>. |
== Семья == | == Семья == | ||
− | * | + | * Отец — композитор [[Пётр Петрович Булахов]] (1822—1885) |
− | * Дед (отец отца) | + | * Дед (отец отца) — выдающийся русский певец [[Пётр Александрович Булахов]] (1793<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Вокально-энциклопедический%20словарь/Булахов%20Петр%20Александрович/ Вокально-энциклопедический словарь // Булахов Петр Александрович]</ref> (или 1792)<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Булахов%20Пётр%20Александрович/ ''Пружанский А. М.'' Булахов. Отечественные певцы. 1750—1917 // Пётр Александрович]</ref> — 1835) |
− | * Дядя (брат отца) | + | * Дядя (брат отца) — артист и оперный певец [[Павел Петрович Булахов]] (1824—1875) |
− | * Мать Елизавета Павловна Збруева. Родители жили в гражданском браке, который по закону того времени юридически не признавался; первый муж Елизаветы Петровны полковник Иван Збруев отказался дать ей развод<ref name=belc>[http://belcanto.ru/bulahov.html Пётр Булахов (Pyotr Bulakhov); автор Т. Корженьянц]</ref><ref name=rin>[http://persona.rin.ru/view/f/0/35242/bulahov-petr-petrovich БУЛАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ ( | + | * Мать Елизавета Павловна Збруева. Родители жили в гражданском браке, который по закону того времени юридически не признавался; первый муж Елизаветы Петровны полковник Иван Збруев отказался дать ей развод<ref name=belc>[http://belcanto.ru/bulahov.html Пётр Булахов (Pyotr Bulakhov); автор Т. Корженьянц]</ref><ref name=rin>[http://persona.rin.ru/view/f/0/35242/bulahov-petr-petrovich БУЛАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1882—1885 гг.)]</ref><ref name=persones>[http://persones.ru/biography-23453.html Петр Петрович Булахов]</ref>. Обе дочери, рожденные в гражданском браке, вынуждены были официально носить фамилию и отчество чужого человека — первого супруга их матери. |
== Биография == | == Биография == | ||
+ | |||
=== Детство === | === Детство === | ||
− | Воспитывавшаяся в музыкальной семье, Евгения Ивановна (неофициально Петровна) с детства была окружена творческой артистической атмосферой. И атмосфера эта была отнюдь небогата. Петр Петрович был скован тяжелой болезнью, в результате которой постоянно находился в инвалидном кресле<ref name=belc/><ref name=rin/><ref name=persones/>, а в 1870-х годах, когда Евгения была еще маленькой, семья стала погорельцами: пожар уничтожил жилье со всем имуществом и сбережениями, сгорели ноты произведений Петра Петровича. Об этом певица вспоминала в мемуарной книге: ''«Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца»''<ref name=belc/>. Композитора и его семью из милости приютил в маленьком домике своей подмосковной усадьбы Кусково граф Шереметев<ref name=persones/>. Очень скоро студенты московской консерватории прозвали это маленькое обиталище композитора «Булашкиная дача»<ref name=belc/>. Там и росла будущая певица. Когда 2 декабря 1885 года Петр Петрович скончался, в семье даже не хватило денег на похороны, все взяла на себя московская консерватория во главе с [[Николай Григорьевич Рубинштейн|Н. | + | Воспитывавшаяся в музыкальной семье, Евгения Ивановна (неофициально Петровна) с детства была окружена творческой артистической атмосферой. И атмосфера эта была отнюдь небогата. Петр Петрович был скован тяжелой болезнью, в результате которой постоянно находился в инвалидном кресле<ref name=belc/><ref name=rin/><ref name=persones/>, а в 1870-х годах, когда Евгения была еще маленькой, семья стала погорельцами: пожар уничтожил жилье со всем имуществом и сбережениями, сгорели ноты произведений Петра Петровича. Об этом певица вспоминала в мемуарной книге: ''«Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца»''<ref name=belc/>. Композитора и его семью из милости приютил в маленьком домике своей подмосковной усадьбы Кусково граф Шереметев<ref name=persones/>. Очень скоро студенты московской консерватории прозвали это маленькое обиталище композитора «Булашкиная дача»<ref name=belc/>. Там и росла будущая певица. Когда 2 декабря 1885 года Петр Петрович скончался, в семье даже не хватило денег на похороны, все взяла на себя московская консерватория во главе с [[Николай Григорьевич Рубинштейн|Н. Г. Рубинштейном]]<ref name=belc/>. |
Евгения, с самого рождения привыкшая к музыке, и сама рано проявила яркие музыкальные способности, которые немедленно оценил постоянный гость семьи композитор и директор московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн<ref name=zbrueva/>. | Евгения, с самого рождения привыкшая к музыке, и сама рано проявила яркие музыкальные способности, которые немедленно оценил постоянный гость семьи композитор и директор московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн<ref name=zbrueva/>. | ||
=== Учёба === | === Учёба === | ||
− | В | + | В 1877—1886 гг. она училась в московском Мариинском институте<ref name=music>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3021/Збруева Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. Збруева Е. И.; автор В. И. Зарубин]</ref> (педагог по игре на фортепяно — Н. Кашкин, по вокалу — Н. Неведомская), пела в местном в хоре (позднее стала его регентом), часто выступала в концертах — солировала как пианистка и как певица<ref name=zbrueva/>. Окончив институт, она некоторое время давала частные уроки музыки, а в в 1889 году была принята в Московскую консерваторию (на стипендию П. Третьякова) — причем сразу на третий курс, педагог по вокалу — Е. Лавровская<ref name=zbrueva/><ref name=academBSE>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/161869/Збруева Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Збруева]</ref>. |
В 1893 Евгения Збруева окончила московскую консерваторию<ref name=music/> с малой серебряной медалью. На выпуском экзамене, проходившем в помещении [[Большой театр|Большого театра]], присутствовал композитор [[Пётр Ильич Чайковский]]. | В 1893 Евгения Збруева окончила московскую консерваторию<ref name=music/> с малой серебряной медалью. На выпуском экзамене, проходившем в помещении [[Большой театр|Большого театра]], присутствовал композитор [[Пётр Ильич Чайковский]]. | ||
+ | [[Файл:Zbrueva2.jpg|thumb|left|Е. И. Збруева — Солоха («Черевички» П. Чайковского), 1906. Фотостудия К. Фишер]] | ||
=== Артистическая деятельность === | === Артистическая деятельность === | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | Через несколько месяцев, с января 1894 года<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/42289/Збруева Энциклопедический словарь Ф. | + | 27 апреля 1893<ref name=music/> (или в 1894 году<ref name=belcanto>[http://belcanto.ru/zbrueva.html Евгения Збруева (Eugenia Zbrueva), автор Е. Цодоков]</ref> выпускницей московской консерватории она под фамилией Булахова дебютировала на сцене Большого театра (московская императорская труппа) в партии Вани (опера «[[Иван Сусанин (опера)|Жизнь за царя]]» [[Михаил Иванович Глинка|М. Глинки]])<ref name=music/>. По другим источникам, она дебютировала в Большом театре партией доброго гения (опера «[[Демон (опера)|Демон]]» А. Рубинштейна)<ref name=persona>[http://persona.rin.ru/view/f/0/24046/zbrueva-evgenija-ivanovna Збруева Евгения Ивановна (Выдающаяся певица)]</ref> |
+ | [[Файл:Zbrueva1.jpg|thumb|Евгения Збруева]] | ||
+ | [[Файл:Yevgeniya Zbrueva as Lel 1894.jpg|thumb|Е. Збруева — Лель («[[Снегурочка (опера)|Снегурочка]]» Н.Римского-Корсакова)<br />(Большой театр, Москва, 1894)]] | ||
+ | [[Файл:Zbr012.jpg|thumb|Е. И. Збруева — Анна Болейн («Генрих VIII» К. Сен-Санса), 1897]] | ||
+ | Через несколько месяцев, с января 1894 года<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/42289/Збруева Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона]</ref>, она была официально зачислена в Московскую императорскую труппу и выступала до января 1905<ref name=belcanto/>. На сцене московского Большого театра она сразу заявила о себе как талантливая певица. В 1904 году четыре певца организовали 1-й московский квартет: Евгения Збруева, [[Надежда Васильевна Салина|Надежда Салина]], [[Василий Родионович Петров|Василий Петров]], [[Дмитрий Алексеевич Смирнов|Дмитрий Смирнов]]<ref name=APruj>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Салина%20Надежда%20Васильевна/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. — 2008 // Салина Надежда Васильевна]</ref>; объединенные в один певческий коллектив четыре выдающихся вокалиста пользовались огромным зрительским успехом. | ||
В 1905 году она была переведена в Петербургскую императорскую труппу на место вышедшей в отставку [[Мария Ивановна Долина (певица)|М. Долиной]] и работала в Мариинском театре до 1918, получив в 1912 году звание Заслуженная артистка императорских театров<ref name=zbrueva/><ref name=music/>. | В 1905 году она была переведена в Петербургскую императорскую труппу на место вышедшей в отставку [[Мария Ивановна Долина (певица)|М. Долиной]] и работала в Мариинском театре до 1918, получив в 1912 году звание Заслуженная артистка императорских театров<ref name=zbrueva/><ref name=music/>. | ||
− | Одновременно она много концертировала<ref name=music/>. С 1896 выступала в концертах Кружка любителей рус. музыки. Является первой исполнительницей сольной партии в кантате «По прочтении псалма» С. Танеева в | + | Одновременно она много концертировала<ref name=music/>. С 1896 выступала в концертах Кружка любителей рус. музыки. Является первой исполнительницей сольной партии в кантате «По прочтении псалма» С. Танеева в Москве — 1 апреля 1915, п/у С. Кусевицкого<ref name=zbrueva/>. Гастролировала с концертами и частными оперными труппами: 1908 — в Берлине, в составе антрепризы [[Алексей Акакиевич Церетели|А. А. Церетели]]; 1909 — в Париже, в составе антрепризы [[Сергей Павлович Дягилев|С. Дягилева]]<ref name=belcanto/>; 1910 — в Мюнхене, по приглашению дирижёра Ф. Мотля выступала в партии Эрды — «[[Зигфрид (опера)|Зигфрид]]» и «[[Золото Рейна (опера)|Золото Рейна]]» Р. Вагнера на немецком языке; это было первое участие русской певицы в вагнеровских празднествах; участвовала во многих других поездках<ref name=zbrueva/>. |
Записала на грампластинки около 100 произведений. | Записала на грампластинки около 100 произведений. | ||
− | Вела педагогическую работу. До 1915 давала частные уроки пения, затем преподавала в Петроградской консерватории (с 1916 профессор). После Октябрьского переворота ушла из Мариинского театра и уехала из Петрограда, жила в Кисловодске, в Киеве, во Владивостоке, продолжая работу музыкального педагога. В 1921 году переехала в Москву, преподавала в Московской консерватории, | + | Вела педагогическую работу. До 1915 давала частные уроки пения, затем преподавала в Петроградской консерватории (с 1916 профессор). После Октябрьского переворота ушла из Мариинского театра и уехала из Петрограда, жила в Кисловодске, в Киеве, во Владивостоке, продолжая работу музыкального педагога. В 1921 году переехала в Москву, преподавала в Московской консерватории, затем — в оперной студии у К. С. Станиславского и других музыкальных коллективах и организациях<ref name=zbrueva/>. |
− | 8 марта 1919 в Большом зале Московской консерватории отмечался 35-летний юбилей артистической и педагогической деятельности Евгении Збруевой, в котором участвовали А. Луначарский, К. Станиславский, М. Ипполитов-Иванов, Н. Семашко, А. | + | 8 марта 1919 в Большом зале Московской консерватории отмечался 35-летний юбилей артистической и педагогической деятельности Евгении Збруевой, в котором участвовали А. Луначарский, К. Станиславский, М. Ипполитов-Иванов, Н. Семашко, А. М. Лабинский, А. В. Нежданова, М. И. Фигнер и другие самые выдающиеся деятели музыкально-театральной среды времени<ref name=zbrueva/>. |
== Отзывы == | == Отзывы == | ||
− | [[Владимир Аркадьевич Теляковский|В. | + | [[Владимир Аркадьевич Теляковский|В. А. Теляковский]] (директор императорских театров) в своих воспоминаниях называет Е. Збруеву среди лучших русских певцов самого конца 19 — начала 20 веков<ref>''[[Владимир Аркадьевич Теляковский|Теляковский В. А.]]'' Воспоминания 1898—1917. Пб., изд-во «Время», 1924</ref>. |
− | [[Аркадий Михайлович Пружанский|А. | + | [[Аркадий Михайлович Пружанский|А. М. Пружанский]] (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008): ''«Обладала редким по красоте и мощи голосом густого „бархатного“ тембра и обширного диапазона, чувством стиля и врожденным драм. темпераментом. С. Кругликов сравнивал её голос с виолончелью. <…> Французские критики, приравнивая успех З[бруевой] к шаляпинскому, отмечали большую выразительность её пения, замечательный тембр голоса и драматичность исполнения»''<ref name=zbrueva/>. |
− | Обладала замечательным | + | Обладала замечательным голосом — ''«сильное, густое и мягкое контральто, соединяется у нее с мастерством вокальной техники и большой художественной проникновенностью»''<ref name=persona/>. |
− | Большая Советская Энциклопедия: ''«При чрезвычайно широком диапазоне голос З.[бруевой] | + | Большая Советская Энциклопедия: ''«При чрезвычайно широком диапазоне голос З.[бруевой] — редкий по красоте и сочности — звучал с одинаковой ровностью и силой во всех регистрах, достигая наибольшего художественного воздействия в кантилене»''<ref name=academBSE/>. |
Музыкальная энциклопедия: ''«З. обладала мощным, ровным во всех регистрах, густым и сочным контральто необычайно широкого диапазона. Её исполнение отличалось блестящей виртуозностью, чистотой интонации, тонкостью фразировки, благородством артистич. манеры. Наибольшей силы художеств. воздействия голос певицы достигал в кантилене, лившейся плавным, полнозвучным, плотным потоком»''<ref name=music/>. | Музыкальная энциклопедия: ''«З. обладала мощным, ровным во всех регистрах, густым и сочным контральто необычайно широкого диапазона. Её исполнение отличалось блестящей виртуозностью, чистотой интонации, тонкостью фразировки, благородством артистич. манеры. Наибольшей силы художеств. воздействия голос певицы достигал в кантилене, лившейся плавным, полнозвучным, плотным потоком»''<ref name=music/>. | ||
Строка 55: | Строка 56: | ||
== Репертуар == | == Репертуар == | ||
За 25 лет сценической деятельности Евгения Збруева исполнила 45 партий в 42 операх. Среди этого огромного списка: | За 25 лет сценической деятельности Евгения Збруева исполнила 45 партий в 42 операх. Среди этого огромного списка: | ||
− | * | + | * 1894 — Лель ([[Снегурочка (опера)|«Снегурочка»]] [[Николай Андреевич Римский-Корсаков|Н. Римского-Корсакова]]) |
− | * | + | * 1895 — Егоровна ([[Дубровский (опера)|«Дубровский»]] Э. Направника, одна из первых исполнительниц в московском Большом театре, чередовалась с [[Крутикова Александра Павловна|А. П. Крутиковой]])<ref name=zbrueva/> |
* 1896— Анкудина («Федул с детьми» В. Мартин-и-Солера и В. Пашкевича), первое исполнение в московском Большом театре | * 1896— Анкудина («Федул с детьми» В. Мартин-и-Солера и В. Пашкевича), первое исполнение в московском Большом театре | ||
− | * | + | * 1896 — Гензель («Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка) |
− | * | + | * 1897 — Мать Валерия («Песнь торжествующей любви» А. Симона), первая исполнительница |
− | * | + | * 1901 — Хозяйка корчмы ([[Борис Годунов (опера)|«Борис Годунов»]] М. Мусоргского, ред. Н. Римского-Корсакова), первое исполнение в московском Большом театре |
− | * | + | * 1905 — Эрда ([[Золото Рейна (опера)|«Золото Рейна»]] Р. Вагнера) |
− | * | + | * 1907 — Ратмир («[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» М. Глинки, I действие с купюрами, в концертном исполнении, в Париже) |
− | * | + | * 1906 — Солоха («Черевички» П. Чайковского) |
− | * | + | * 1897 — Анна Болейн («Генрих VIII» К. Сен-Санса) |
− | * | + | * 1907 — Алконост ([[Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (опера)|«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»]] Н. Римского-Корсакова), первая исполнительница |
− | * | + | * 1911 — Василиса Егоровна («[[Капитанская дочка (опера)|Капитанская дочка]]» [[Цезарь Кюи|Ц. Кюи]]), первая исполнительница |
− | * | + | * 1911 — Марфа ([[Хованщина (опера)|«Хованщина»]] М. Мусоргского), первое исполнение в Мариинском театре, в партнерстве с [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф.Шаляпиным]]<ref name=belcanto/> |
− | * | + | * 1916 — Адити («Метель» А. Танеева), первая исполнительница |
* Ваня ([[Жизнь за царя (опера)|«Жизнь за царя»]] М. Глинки) | * Ваня ([[Жизнь за царя (опера)|«Жизнь за царя»]] М. Глинки) | ||
− | * Кармен ([[Кармен (опера)|одноим. опера]] Ж. Бизе). Музыкальный критик [[Александр Вячеславович Оссовский|А. | + | * Кармен ([[Кармен (опера)|одноим. опера]] Ж. Бизе). Музыкальный критик [[Александр Вячеславович Оссовский|А. В. Оссовский]] (Музыкально-критические статьи. 1894—1912. — Л., 1971. С. 283—284): ''«Партия Кармен, как нельзя лучше, укладывается в голосе г-жи Збруевой. Звук повсюду льется без малейшего напряжения полными свободными волнами… Новая партия позволила голосу Е. И. Збруевой проявить свойства, казалось бы, мало доступные его массивности: гибкость и подвижность. Мелкие рисунки, изобилующие в мелодиях Кармен, получили у г-жи Збруевой и воздушность и отчетливость. Искренний привет артистке за талант, вкус и внимание, которые она щедро вложила в вокальную передачу Кармен»''<ref name=belcanto/> |
* Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского) | * Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского) | ||
* Басманов («Опричник» П. Чайковского) | * Басманов («Опричник» П. Чайковского) | ||
Строка 79: | Строка 80: | ||
* Рогнеда (одноименная опера А. Серова) | * Рогнеда (одноименная опера А. Серова) | ||
* Клитемнестра («Орестея» С. Танеева), | * Клитемнестра («Орестея» С. Танеева), | ||
− | * Орфей («Орфей и Эвридика» К. | + | * Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка) |
* Гензель («Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка), | * Гензель («Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка), | ||
* Нежата ([[Садко (опера)|«Садко»]] Н. Римского-Корсакова) | * Нежата ([[Садко (опера)|«Садко»]] Н. Римского-Корсакова) | ||
Строка 87: | Строка 88: | ||
* Изяслав ([[Рогнеда (опера)|«Рогнеда»]] А. Серова) | * Изяслав ([[Рогнеда (опера)|«Рогнеда»]] А. Серова) | ||
* Мамелфа Тимофеевна («Добрыня Никитич» А. Гречанинова) | * Мамелфа Тимофеевна («Добрыня Никитич» А. Гречанинова) | ||
− | * Рафаэль («Рафаэль» А. | + | * Рафаэль («Рафаэль» А. С. Аренского) |
* Ангел («Демон» А. Рубинштейна) | * Ангел («Демон» А. Рубинштейна) | ||
* Лия («Маккавеи» А. Рубинштейна) | * Лия («Маккавеи» А. Рубинштейна) | ||
Строка 105: | Строка 106: | ||
[[Категория:Родившиеся в Москве]] | [[Категория:Родившиеся в Москве]] | ||
[[Категория:Родившиеся 7 января]] | [[Категория:Родившиеся 7 января]] | ||
− | |||
[[Категория:Умершие в Москве]] | [[Категория:Умершие в Москве]] | ||
[[Категория:Умершие в 1936 году]] | [[Категория:Умершие в 1936 году]] | ||
{{DEFAULTSORT:Збруева Евгения Ивановна}} | {{DEFAULTSORT:Збруева Евгения Ивановна}} |
Текущая версия на 03:00, 24 декабря 2017
Евгения Ивановна Збруева (в замужестве Штембер; 26 декабря 1867 (7 января 1868) (или 26 декабря 1868 (7 января) 1869)[1]), Москва — 20 (или 29) октября 1936, Москва — оперная певица (контральто), вокальный педагог и музыкально-общественный деятель.
Заслуженная артистка императорских театров (1912 г.). Заслуженная артистка Республики (1922 г.)[1].
Муж: Адольф Карлович Штембер, родной брат художника В. К. Штембера, двоюродный брат композитора Н. К. Метнера[2].
Содержание
Семья
- Отец — композитор Пётр Петрович Булахов (1822—1885)
- Дед (отец отца) — выдающийся русский певец Пётр Александрович Булахов (1793[3] (или 1792)[4] — 1835)
- Дядя (брат отца) — артист и оперный певец Павел Петрович Булахов (1824—1875)
- Мать Елизавета Павловна Збруева. Родители жили в гражданском браке, который по закону того времени юридически не признавался; первый муж Елизаветы Петровны полковник Иван Збруев отказался дать ей развод[5][6][7]. Обе дочери, рожденные в гражданском браке, вынуждены были официально носить фамилию и отчество чужого человека — первого супруга их матери.
Биография
Детство
Воспитывавшаяся в музыкальной семье, Евгения Ивановна (неофициально Петровна) с детства была окружена творческой артистической атмосферой. И атмосфера эта была отнюдь небогата. Петр Петрович был скован тяжелой болезнью, в результате которой постоянно находился в инвалидном кресле[5][6][7], а в 1870-х годах, когда Евгения была еще маленькой, семья стала погорельцами: пожар уничтожил жилье со всем имуществом и сбережениями, сгорели ноты произведений Петра Петровича. Об этом певица вспоминала в мемуарной книге: «Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца»[5]. Композитора и его семью из милости приютил в маленьком домике своей подмосковной усадьбы Кусково граф Шереметев[7]. Очень скоро студенты московской консерватории прозвали это маленькое обиталище композитора «Булашкиная дача»[5]. Там и росла будущая певица. Когда 2 декабря 1885 года Петр Петрович скончался, в семье даже не хватило денег на похороны, все взяла на себя московская консерватория во главе с Н. Г. Рубинштейном[5].
Евгения, с самого рождения привыкшая к музыке, и сама рано проявила яркие музыкальные способности, которые немедленно оценил постоянный гость семьи композитор и директор московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн[1].
Учёба
В 1877—1886 гг. она училась в московском Мариинском институте[8] (педагог по игре на фортепяно — Н. Кашкин, по вокалу — Н. Неведомская), пела в местном в хоре (позднее стала его регентом), часто выступала в концертах — солировала как пианистка и как певица[1]. Окончив институт, она некоторое время давала частные уроки музыки, а в в 1889 году была принята в Московскую консерваторию (на стипендию П. Третьякова) — причем сразу на третий курс, педагог по вокалу — Е. Лавровская[1][9].
В 1893 Евгения Збруева окончила московскую консерваторию[8] с малой серебряной медалью. На выпуском экзамене, проходившем в помещении Большого театра, присутствовал композитор Пётр Ильич Чайковский.
Артистическая деятельность
27 апреля 1893[8] (или в 1894 году[10] выпускницей московской консерватории она под фамилией Булахова дебютировала на сцене Большого театра (московская императорская труппа) в партии Вани (опера «Жизнь за царя» М. Глинки)[8]. По другим источникам, она дебютировала в Большом театре партией доброго гения (опера «Демон» А. Рубинштейна)[11]
Через несколько месяцев, с января 1894 года[12], она была официально зачислена в Московскую императорскую труппу и выступала до января 1905[10]. На сцене московского Большого театра она сразу заявила о себе как талантливая певица. В 1904 году четыре певца организовали 1-й московский квартет: Евгения Збруева, Надежда Салина, Василий Петров, Дмитрий Смирнов[13]; объединенные в один певческий коллектив четыре выдающихся вокалиста пользовались огромным зрительским успехом.
В 1905 году она была переведена в Петербургскую императорскую труппу на место вышедшей в отставку М. Долиной и работала в Мариинском театре до 1918, получив в 1912 году звание Заслуженная артистка императорских театров[1][8].
Одновременно она много концертировала[8]. С 1896 выступала в концертах Кружка любителей рус. музыки. Является первой исполнительницей сольной партии в кантате «По прочтении псалма» С. Танеева в Москве — 1 апреля 1915, п/у С. Кусевицкого[1]. Гастролировала с концертами и частными оперными труппами: 1908 — в Берлине, в составе антрепризы А. А. Церетели; 1909 — в Париже, в составе антрепризы С. Дягилева[10]; 1910 — в Мюнхене, по приглашению дирижёра Ф. Мотля выступала в партии Эрды — «Зигфрид» и «Золото Рейна» Р. Вагнера на немецком языке; это было первое участие русской певицы в вагнеровских празднествах; участвовала во многих других поездках[1].
Записала на грампластинки около 100 произведений.
Вела педагогическую работу. До 1915 давала частные уроки пения, затем преподавала в Петроградской консерватории (с 1916 профессор). После Октябрьского переворота ушла из Мариинского театра и уехала из Петрограда, жила в Кисловодске, в Киеве, во Владивостоке, продолжая работу музыкального педагога. В 1921 году переехала в Москву, преподавала в Московской консерватории, затем — в оперной студии у К. С. Станиславского и других музыкальных коллективах и организациях[1].
8 марта 1919 в Большом зале Московской консерватории отмечался 35-летний юбилей артистической и педагогической деятельности Евгении Збруевой, в котором участвовали А. Луначарский, К. Станиславский, М. Ипполитов-Иванов, Н. Семашко, А. М. Лабинский, А. В. Нежданова, М. И. Фигнер и другие самые выдающиеся деятели музыкально-театральной среды времени[1].
Отзывы
В. А. Теляковский (директор императорских театров) в своих воспоминаниях называет Е. Збруеву среди лучших русских певцов самого конца 19 — начала 20 веков[14].
А. М. Пружанский (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008): «Обладала редким по красоте и мощи голосом густого „бархатного“ тембра и обширного диапазона, чувством стиля и врожденным драм. темпераментом. С. Кругликов сравнивал её голос с виолончелью. <…> Французские критики, приравнивая успех З[бруевой] к шаляпинскому, отмечали большую выразительность её пения, замечательный тембр голоса и драматичность исполнения»[1].
Обладала замечательным голосом — «сильное, густое и мягкое контральто, соединяется у нее с мастерством вокальной техники и большой художественной проникновенностью»[11].
Большая Советская Энциклопедия: «При чрезвычайно широком диапазоне голос З.[бруевой] — редкий по красоте и сочности — звучал с одинаковой ровностью и силой во всех регистрах, достигая наибольшего художественного воздействия в кантилене»[9].
Музыкальная энциклопедия: «З. обладала мощным, ровным во всех регистрах, густым и сочным контральто необычайно широкого диапазона. Её исполнение отличалось блестящей виртуозностью, чистотой интонации, тонкостью фразировки, благородством артистич. манеры. Наибольшей силы художеств. воздействия голос певицы достигал в кантилене, лившейся плавным, полнозвучным, плотным потоком»[8].
Репертуар
За 25 лет сценической деятельности Евгения Збруева исполнила 45 партий в 42 операх. Среди этого огромного списка:
- 1894 — Лель («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
- 1895 — Егоровна («Дубровский» Э. Направника, одна из первых исполнительниц в московском Большом театре, чередовалась с А. П. Крутиковой)[1]
- 1896— Анкудина («Федул с детьми» В. Мартин-и-Солера и В. Пашкевича), первое исполнение в московском Большом театре
- 1896 — Гензель («Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка)
- 1897 — Мать Валерия («Песнь торжествующей любви» А. Симона), первая исполнительница
- 1901 — Хозяйка корчмы («Борис Годунов» М. Мусоргского, ред. Н. Римского-Корсакова), первое исполнение в московском Большом театре
- 1905 — Эрда («Золото Рейна» Р. Вагнера)
- 1907 — Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки, I действие с купюрами, в концертном исполнении, в Париже)
- 1906 — Солоха («Черевички» П. Чайковского)
- 1897 — Анна Болейн («Генрих VIII» К. Сен-Санса)
- 1907 — Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), первая исполнительница
- 1911 — Василиса Егоровна («Капитанская дочка» Ц. Кюи), первая исполнительница
- 1911 — Марфа («Хованщина» М. Мусоргского), первое исполнение в Мариинском театре, в партнерстве с Ф.Шаляпиным[10]
- 1916 — Адити («Метель» А. Танеева), первая исполнительница
- Ваня («Жизнь за царя» М. Глинки)
- Кармен (одноим. опера Ж. Бизе). Музыкальный критик А. В. Оссовский (Музыкально-критические статьи. 1894—1912. — Л., 1971. С. 283—284): «Партия Кармен, как нельзя лучше, укладывается в голосе г-жи Збруевой. Звук повсюду льется без малейшего напряжения полными свободными волнами… Новая партия позволила голосу Е. И. Збруевой проявить свойства, казалось бы, мало доступные его массивности: гибкость и подвижность. Мелкие рисунки, изобилующие в мелодиях Кармен, получили у г-жи Збруевой и воздушность и отчетливость. Искренний привет артистке за талант, вкус и внимание, которые она щедро вложила в вокальную передачу Кармен»[10]
- Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
- Басманов («Опричник» П. Чайковского)
- Графиня и Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
- Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
- Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
- Авра («Юдифь» А. Серова)
- Рогнеда (одноименная опера А. Серова)
- Клитемнестра («Орестея» С. Танеева),
- Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка)
- Гензель («Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка),
- Нежата («Садко» Н. Римского-Корсакова)
- Свояченица («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова)
- Мариула («Ледяной дом» А. Корещенко)
- Спиридоновна («Вражья сила» А. Серова)
- Изяслав («Рогнеда» А. Серова)
- Мамелфа Тимофеевна («Добрыня Никитич» А. Гречанинова)
- Рафаэль («Рафаэль» А. С. Аренского)
- Ангел («Демон» А. Рубинштейна)
- Лия («Маккавеи» А. Рубинштейна)
- Эпихариса («Нерон» А. Рубинштейна)
- Зибель («Фауст» Ш. Гуно)
- Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера)
- Нанси («Марта, или Ричмондский рынок» Ф. Флотова)
- Марта и Панталис («Мефистофель» А. Бойто)
Источники
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. Збруева Евгения Ивановна
- ↑ Метнер. Воспоминания, статьи, материалы
- ↑ Вокально-энциклопедический словарь // Булахов Петр Александрович
- ↑ Пружанский А. М. Булахов. Отечественные певцы. 1750—1917 // Пётр Александрович
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Пётр Булахов (Pyotr Bulakhov); автор Т. Корженьянц
- ↑ 6,0 6,1 БУЛАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1882—1885 гг.)
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Петр Петрович Булахов
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. Збруева Е. И.; автор В. И. Зарубин
- ↑ 9,0 9,1 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Збруева
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Евгения Збруева (Eugenia Zbrueva), автор Е. Цодоков
- ↑ 11,0 11,1 Збруева Евгения Ивановна (Выдающаяся певица)
- ↑ Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
- ↑ Пружанский А. М. Отечественные певцы. — 2008 // Салина Надежда Васильевна
- ↑ Теляковский В. А. Воспоминания 1898—1917. Пб., изд-во «Время», 1924