Фёдор Игнатьевич Стравинский — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
 
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:FIStravinsk.jpg|thumb|Ф. И. Стравинский]]
+
[[Файл:FIStravinsk.jpg|thumb|Ф. И. Стравинский]]
'''Фёдор Игнатьевич Стравинский''' (8 (20) июня 1843, деревня Новый Двор Речицкого уезда Минской губернии<ref name=prujan>[https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%86%D1%8B/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/ А. М. Пружанский. Отечественные певцы. 2008 // Стравинский Фёдор Игнатьевич]</ref> 21 ноября (4 декабря) 1902, Санкт-Петербург) выдающийся русский академический певец (бас-кантанте).
+
'''Фёдор Игнатьевич Стравинский''' (8 (20) июня 1843, деревня Новый Двор Речицкого уезда Минской губернии<ref name=prujan>[https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%86%D1%8B/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/ А. М. Пружанский. Отечественные певцы. — 2008 // Стравинский Фёдор Игнатьевич]</ref> — 21 ноября (4 декабря) 1902, Санкт-Петербург) — выдающийся русский академический певец (бас-кантанте).
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
[[Файл:FIStr.jpg|thumb|left|Ф. И. Стравинский]]
+
[[Файл:FIStr.jpg|thumb|left|Ф. И. Стравинский]]
  
 
=== Юные годы ===
 
=== Юные годы ===
Строка 10: Строка 10:
 
Отец семейства, Игнатий Игнатьевич, потерпел неудачу в делах, большая семья оказалась в нужде. В результате маленького Фёдора взял к себе на воспитание его более состоятельный дядя Станислав Игнатьевич<ref name=funeral/>.
 
Отец семейства, Игнатий Игнатьевич, потерпел неудачу в делах, большая семья оказалась в нужде. В результате маленького Фёдора взял к себе на воспитание его более состоятельный дядя Станислав Игнатьевич<ref name=funeral/>.
  
В 1850-е годы Фёдор поступил в Мозырское дворянское училище, которое в 1859 году было реорганизовано в Мозырскую гимназию. В 1859 году семья Стравинских переезжает в Нежин Черниговской губернии, и Фёдор до 1861 года учится в Нежинской гимназии, но в 1861 году снова возвращается в Мозырь<ref name=funeral/>. В Мозыре при гимназии сушествовала театральная студия, где ученик Стравинский впервые пришел на сцену — он играл в водевилях и пел в хоре<ref name=funeral/>, проявив артистические способности. В эти же годы подросток увлекся рисованием, в чем тоже проявил немалые способности<ref name=funeral/>. Через много лет, когда мозырский ученик стал знаменитым певцом, один из учителей Мозырской гимназии вспоминал: ''«Высокий, стройный и красивый юноша этот отличался своей благовоспитанностью. Учился он у меня старательно и отвечал уроки не в зубрёжку, а с толком. Мало того, он обращался ко мне с различными вопросами по литературе и вне классного времени. Я охотно удовлетворял его любопытство. В ученическом хоре Стравинский занял первое место и скоро привлёк внимание всего города»''<ref name=funeral/>.
+
В 1850-е годы Фёдор поступил в Мозырское дворянское училище, которое в 1859 году было реорганизовано в Мозырскую гимназию. В 1859 году семья Стравинских переезжает в Нежин Черниговской губернии, и Фёдор до 1861 года учится в Нежинской гимназии, но в 1861 году снова возвращается в Мозырь<ref name=funeral/>. В Мозыре при гимназии сушествовала театральная студия, где ученик Стравинский впервые пришел на сцену — он играл в водевилях и пел в хоре<ref name=funeral/>, проявив артистические способности. В эти же годы подросток увлекся рисованием, в чем тоже проявил немалые способности<ref name=funeral/>. Через много лет, когда мозырский ученик стал знаменитым певцом, один из учителей Мозырской гимназии вспоминал: ''«Высокий, стройный и красивый юноша этот отличался своей благовоспитанностью. Учился он у меня старательно и отвечал уроки не в зубрёжку, а с толком. Мало того, он обращался ко мне с различными вопросами по литературе и вне классного времени. Я охотно удовлетворял его любопытство. В ученическом хоре Стравинский занял первое место и скоро привлёк внимание всего города»''<ref name=funeral/>.
  
 
Характерно, что участвуя в спектаклях в пользу необеспеченных товарищей, Фёдор Стравинский и сам-то мало получал денег из дома<ref name=funeral/>.
 
Характерно, что участвуя в спектаклях в пользу необеспеченных товарищей, Фёдор Стравинский и сам-то мало получал денег из дома<ref name=funeral/>.
  
Однако будущий певец поначалу выбрал практичную стезю юриста и в 1865—1866 гг. обучался на юридическом факультете Новороссийского университета, а в 1866 году поступил Киевский университет и, проучившись там на юриспруденции два года (1866—1868), перешел в Нежинский юридический лицей, который окончил в 1869 году<ref name=prujan/><ref name=belcanto>[http://www.belcanto.ru/strav.html Фёдор Игнатьевич Стравинский]</ref>. Материальную помощь ему оказывал брат Александр, ставший к тому времени офицером<ref name=funeral/>.
+
Однако будущий певец поначалу выбрал практичную стезю юриста и в 1865—1866 гг. обучался на юридическом факультете Новороссийского университета, а в 1866 году поступил Киевский университет и, проучившись там на юриспруденции два года (1866—1868), перешел в Нежинский юридический лицей, который окончил в 1869 году<ref name=prujan/><ref name=belcanto>[http://www.belcanto.ru/strav.html Фёдор Игнатьевич Стравинский]</ref>. Материальную помощь ему оказывал брат Александр, ставший к тому времени офицером<ref name=funeral/>.
  
 
На этом с юридической деятельностью было закончено.
 
На этом с юридической деятельностью было закончено.
Строка 21: Строка 21:
 
Еще будучи студентом, Фёдор Стравинский принимал участие в концертах и самодеятельных спектаклях, проявив себя как одаренный певец. В конце концов любовь к сцене взяла верх и по совету [[Константин Петрович Вильбоа|К. Вильбоа]] и [[Кологривов, Василий Алексеевич|В. Кологривова]] начинающий юрист отбыл в столицу и поступил в Петербургскую консерваторию. А одновременно, чтобы получить хотя бы минимальные средства к жизни, он устроился на службу в канцелярии Русского музыкального общества, где в его работу входила инвентаризация имущества<ref name=funeral/>.
 
Еще будучи студентом, Фёдор Стравинский принимал участие в концертах и самодеятельных спектаклях, проявив себя как одаренный певец. В конце концов любовь к сцене взяла верх и по совету [[Константин Петрович Вильбоа|К. Вильбоа]] и [[Кологривов, Василий Алексеевич|В. Кологривова]] начинающий юрист отбыл в столицу и поступил в Петербургскую консерваторию. А одновременно, чтобы получить хотя бы минимальные средства к жизни, он устроился на службу в канцелярии Русского музыкального общества, где в его работу входила инвентаризация имущества<ref name=funeral/>.
  
В течение 1869—1873 гг. Ф. Старвинский — студент вокального отделения консерватории; среди его педагогов выдающиеся мастера: [[Полина Виардо]], [[Пьетро Репетто]], [[Генриетта Ниссен-Саломан]], завершал образование под руководством [[Камилло Эверарди]]<ref name=prujan/><ref name=belcanto/><ref name=histor>[http://www.nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=176 Биографический словарь, т. 1-4 // Стравинский Федор Игнатьевич]</ref>.
+
В течение 1869—1873 гг. Ф. Старвинский — студент вокального отделения консерватории; среди его педагогов выдающиеся мастера: [[Полина Виардо]], [[Пьетро Репетто]], [[Генриетта Ниссен-Саломан]], завершал образование под руководством [[Камилло Эверарди]]<ref name=prujan/><ref name=belcanto/><ref name=histor>[http://www.nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=176 Биографический словарь, т. 1-4 // Стравинский Федор Игнатьевич]</ref>.
[[Файл:Stravinsky-parents.jpg|thumb|left|Ф. И. Стравинский с женой, Одесса, 1874 г.]]
+
[[Файл:Stravinsky-parents.jpg|thumb|left|Ф. И. Стравинский с женой, Одесса, 1874 г.]]
 
Дебют 30-летнего певца, выпускника Петербургской консерватории, состоялся в 1873 году в Киеве<ref name=biogr>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/12282 Биографический словарь. 2000. Стравинский Федор Игнатьевич]</ref> исполнением партии Графа Родольфо («[[Сомнамбула (опера)|Сомнамбула]]» В. Беллини).
 
Дебют 30-летнего певца, выпускника Петербургской консерватории, состоялся в 1873 году в Киеве<ref name=biogr>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/12282 Биографический словарь. 2000. Стравинский Федор Игнатьевич]</ref> исполнением партии Графа Родольфо («[[Сомнамбула (опера)|Сомнамбула]]» В. Беллини).
  
Следующие три года Федор Стравинский провел в Киеве, где за это время спел 17 партий<ref name=prujan/><ref name=funeral/>. Гастролировал в других городах. Эти годы дали ему очень многое, а главное — молодой певец обрел любовь<ref name=funeral/>, его женой стала молодая пианистка Анна Кирилловна Холодовская.
+
Следующие три года Федор Стравинский провел в Киеве, где за это время спел 17 партий<ref name=prujan/><ref name=funeral/>. Гастролировал в других городах. Эти годы дали ему очень многое, а главное — молодой певец обрел любовь<ref name=funeral/>, его женой стала молодая пианистка Анна Кирилловна Холодовская.
  
 
И так продолжалось три года, до 1876 года.
 
И так продолжалось три года, до 1876 года.
  
 
=== Императорская труппа ===
 
=== Императорская труппа ===
В 1876 году Фёдор Игнатьевич получил приглашение в Петербургскую императорскую труппу<ref name=belcanto/><ref name=biogr/><ref name=fedordost>[http://www.fedordostoevsky.ru/around/Stravinsky_F_I/ Стравинский Федор Игнатьевич]</ref>, музыкальная часть которой через несколько лет (1883 или 1885 гг.) обосновалась в [[Мариинский театр|Мариинском театре]]. Дебютировал в партиях Мефистофеля — [[Фауст (опера)|«Фауст»]] [[Шарль Гуно|Ш. Гуно]] и Фарлафа — «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» [[Михаил Иванович Глинка|М. Глинки]]<ref name=prujan/>.
+
В 1876 году Фёдор Игнатьевич получил приглашение в Петербургскую императорскую труппу<ref name=belcanto/><ref name=biogr/><ref name=fedordost>[http://www.fedordostoevsky.ru/around/Stravinsky_F_I/ Стравинский Федор Игнатьевич]</ref>, музыкальная часть которой через несколько лет (1883 или 1885 гг.) обосновалась в [[Мариинский театр|Мариинском театре]]. Дебютировал в партиях Мефистофеля — [[Фауст (опера)|«Фауст»]] [[Шарль Гуно|Ш. Гуно]] и Фарлафа — «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» [[Михаил Иванович Глинка|М. Глинки]]<ref name=prujan/>.
  
Именно на сцене этого театра солист императорской труппы Ф. И. Стравинский исполнил свои лучшие партии, именно эта сцена выдвинула его в ряд выдающихся вокалистов России.
+
Именно на сцене этого театра солист императорской труппы Ф. И. Стравинский исполнил свои лучшие партии, именно эта сцена выдвинула его в ряд выдающихся вокалистов России.
  
Однако далеко не сразу жизнь сложилась удачно. Первые годы в императорской труппе были очень сложными — императорская труппа славилась излишним бюрократизмом, царедворскими интригами, склоками среди артистов. Примешивались и личные горести — супруги похоронили сына-первенца Романа<ref name=funeral/>.
+
Однако далеко не сразу жизнь сложилась удачно. Первые годы в императорской труппе были очень сложными — императорская труппа славилась излишним бюрократизмом, царедворскими интригами, склоками среди артистов. Примешивались и личные горести — супруги похоронили сына-первенца Романа<ref name=funeral/>.
  
Помимо опер, артист много работал в концертах с исполнением песен и романсов, его постоянным концертмейстером стала его жена<ref>[http://www.dommuseum.ru/index.php?m=dist&pid=14042&PHPSESSID=da6e293f80df7744931d451004f6ae4b  Культурный центр Дом-музей Марины Цветаевой]</ref>. Вместе они неоднократно совершали гастрольные поездки по России. В концертный репертуар входили произведения [[Вольфганг Амадей Моцарт|В. А. Моцарта]], Дж. Верди, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, М. Глинки, [[Александр Сергеевич Даргомыжский|А. Даргомыжского]], Н. Лысенко, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, П. Чайковского, Э. Ф. Направника, [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]], Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. Всего Ф. И. Стравинский провел более 500 концертных выступлений<ref name=prujan/>.
+
Помимо опер, артист много работал в концертах с исполнением песен и романсов, его постоянным концертмейстером стала его жена<ref>[http://www.dommuseum.ru/index.php?m=dist&pid=14042&PHPSESSID=da6e293f80df7744931d451004f6ae4b  Культурный центр Дом-музей Марины Цветаевой]</ref>. Вместе они неоднократно совершали гастрольные поездки по России. В концертный репертуар входили произведения [[Вольфганг Амадей Моцарт|В. А. Моцарта]], Дж. Верди, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, М. Глинки, [[Александр Сергеевич Даргомыжский|А. Даргомыжского]], Н. Лысенко, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, П. Чайковского, Э. Ф. Направника, [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]], Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. Всего Ф. И. Стравинский провел более 500 концертных выступлений<ref name=prujan/>.
  
Много выступал с благотворительным концертами. Так однажды 30 ноября 1880 г. Стравинский и [[Фёдор Михайлович Достоевский|Достоевский]] вместе выступали на литературно-музыкальном вечере в пользу студентов Пе­тербургского университета<ref name=fedordost/>.
+
Много выступал с благотворительным концертами. Так однажды 30 ноября 1880 г. Стравинский и [[Фёдор Михайлович Достоевский|Достоевский]] вместе выступали на литературно-музыкальном вечере в пользу студентов Пе­тербургского университета<ref name=fedordost/>.
  
Певцу Ф. Стравинскому посвятили свои романсы [[Антон Григорьеивич Рубинштейн|А. Г. Рубинштейн]] («Баллада», 1891) [[Николай Андреевич Римский-Корсаков|Н. Римский-Корсаков]] («Анчар — древо смерти», 1897)<ref name=prujan/>.
+
Певцу Ф. Стравинскому посвятили свои романсы [[Антон Григорьеивич Рубинштейн|А. Г. Рубинштейн]] («Баллада», 1891) [[Николай Андреевич Римский-Корсаков|Н. Римский-Корсаков]] («Анчар — древо смерти», 1897)<ref name=prujan/>.
  
 
Интересный факт: Фёдор Стравинский позировал для образа одного из казаков к картине [[Репин Илья Ефимович|Ильи Репина]] [[Запорожцы пишут письмо турецкому султану (картина)|«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»]]<ref>[http://korrespondent.net/showbiz/1422142-korrespondent-veselye-zaporozhcy-istoriya-sozdaniya-kartiny-zaporozhcy-pishut-pismo-tureckomu-sultanu  История создания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»]</ref>.
 
Интересный факт: Фёдор Стравинский позировал для образа одного из казаков к картине [[Репин Илья Ефимович|Ильи Репина]] [[Запорожцы пишут письмо турецкому султану (картина)|«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»]]<ref>[http://korrespondent.net/showbiz/1422142-korrespondent-veselye-zaporozhcy-istoriya-sozdaniya-kartiny-zaporozhcy-pishut-pismo-tureckomu-sultanu  История создания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»]</ref>.
Строка 46: Строка 46:
 
В 1897 году художник [[Леонид Владимирович Позен|Леонид Позен]] написал портрет Федора Игнатьевича<ref name=prujan/>.
 
В 1897 году художник [[Леонид Владимирович Позен|Леонид Позен]] написал портрет Федора Игнатьевича<ref name=prujan/>.
  
В 1898 году, после 22 лет сценической деятельности, Ф. И. Стравинский был награждён орденом св. Станислава 3-й степени<ref name=funeral/>.
+
В 1898 году, после 22 лет сценической деятельности, Ф. И. Стравинский был награждён орденом св. Станислава 3-й степени<ref name=funeral/>.
  
 
При этом, несмотря на успешность и славу, семья вела довольно затворнический образ жизни<ref name=funeral/>, общаясь лишь в кругу самых близких друзей.
 
При этом, несмотря на успешность и славу, семья вела довольно затворнический образ жизни<ref name=funeral/>, общаясь лишь в кругу самых близких друзей.
 
   
 
   
Будучи разносторонне образованным человеком, Фёдор Стравинский собрал огромную библиотеку книг по истории, театроведению, искусствам<ref name=funeral/><ref name=biogr/>. Он неплохо рисовал; сохранились альбомы с его зарисовками — автопортреты в ролях, шаржи, иллюстрации; даже пейзажи<ref name=prujan/> (основная часть библиотеки со временем перешла к сыну Юрию Фёдоровичу Стравинскому; значительная часть её была распродана, а после смерти Юрия Фёдоровича во время блокады Ленинграда почти все книги были расхищены<ref name=funeral/>).
+
Будучи разносторонне образованным человеком, Фёдор Стравинский собрал огромную библиотеку книг по истории, театроведению, искусствам<ref name=funeral/><ref name=biogr/>. Он неплохо рисовал; сохранились альбомы с его зарисовками — автопортреты в ролях, шаржи, иллюстрации; даже пейзажи<ref name=prujan/> (основная часть библиотеки со временем перешла к сыну Юрию Фёдоровичу Стравинскому; значительная часть её была распродана, а после смерти Юрия Фёдоровича во время блокады Ленинграда почти все книги были расхищены<ref name=funeral/>).
[[Файл:FIStravOlofern.jpg|thumb|220px|Ф. И. Стравинский — Олоферн («Юдифь» А. Серова). 1889, С.-Петербург. Мариинский театр]]
+
[[Файл:FIStravOlofern.jpg|thumb|220px|Ф. И. Стравинский — Олоферн («Юдифь» А. Серова). 1889, С.-Петербург. Мариинский театр]]
В январе 1901 года, в ознаменование 25-летней творческой деятельности, Ф. И. Стравинский получил звание «Заслуженный артист императорских театров»<ref name=biogr/> с выдачей установленного золотого знака. Кроме того, император [[Николай II]] уделил певцу два часа в личной аудиенции<ref name=funeral/>. В день юбилея в Мариинском театре прошла опера [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А.Серова]] [[Юдифь (опера)|«Юдифь»]], в которой сам юбиляр исполнил партию Олоферна<ref name=funeral/>.
+
В январе 1901 года, в ознаменование 25-летней творческой деятельности, Ф. И. Стравинский получил звание «Заслуженный артист императорских театров»<ref name=biogr/> с выдачей установленного золотого знака. Кроме того, император [[Николай II]] уделил певцу два часа в личной аудиенции<ref name=funeral/>. В день юбилея в Мариинском театре прошла опера [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А.Серова]] [[Юдифь (опера)|«Юдифь»]], в которой сам юбиляр исполнил партию Олоферна<ref name=funeral/>.
[[Файл:StrFImog.jpg|thumb|left|220px|Могила Ф. И. Стравинского на [[Тихвинское кладбище|Тихвинском кладбище]] в [[Александро-Невская лавра|Александро-Невской лавре]] ([[Санкт-Петербург]])]]
+
[[Файл:StrFImog.jpg|thumb|left|220px|Могила Ф. И. Стравинского на [[Тихвинское кладбище|Тихвинском кладбище]] в [[Александро-Невская лавра|Александро-Невской лавре]] ([[Санкт-Петербург]])]]
 
Еще через несколько месяцев, в мае 1901 года артист был награждён орденом св. Анны 3-й степени<ref name=funeral/>.
 
Еще через несколько месяцев, в мае 1901 года артист был награждён орденом св. Анны 3-й степени<ref name=funeral/>.
  
 
=== Конец ===
 
=== Конец ===
Через год, в конце 1902 г. Фёдор Игнатьевич Стравинский скончался в возрасте 59 лет.
+
Через год, в конце 1902 г. Фёдор Игнатьевич Стравинский скончался в возрасте 59 лет.
  
Похоронен на Петербургском Волковском (Новодевичьем) кладбище<ref name=funeral/>. Через шесть лет после смерти певца, 21 ноября 1908 года на его могиле был установлен памятник — обелиск из розового гранита работы скульпторов [[Беклемишев Владимир Александрович|В. А. Беклемишева]] и [[Леонид Владимирович Позен|Л. В. Позена]]<ref name=prujan/>, созданный на средства друзей и почитателей<ref name=funeral/>.
+
Похоронен на Петербургском Волковском (Новодевичьем) кладбище<ref name=funeral/>. Через шесть лет после смерти певца, 21 ноября 1908 года на его могиле был установлен памятник — обелиск из розового гранита работы скульпторов [[Беклемишев Владимир Александрович|В. А. Беклемишева]] и [[Леонид Владимирович Позен|Л. В. Позена]]<ref name=prujan/>, созданный на средства друзей и почитателей<ref name=funeral/>.
 
   
 
   
В 1936 году, в связи с упразднением кладбища, прах выдающегося певца вместе с захоронением его сына Гурия Фёдоровича был перенесен в Некрополь мастеров искусств<ref name=prujan/>. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)<ref name=funeral/>.
+
В 1936 году, в связи с упразднением кладбища, прах выдающегося певца вместе с захоронением его сына Гурия Фёдоровича был перенесен в Некрополь мастеров искусств<ref name=prujan/>. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)<ref name=funeral/>.
  
 
В 1915 году в Мариинском театре был установлен бюст певца работы скульптора Шервуда<ref name=funeral/>.
 
В 1915 году в Мариинском театре был установлен бюст певца работы скульптора Шервуда<ref name=funeral/>.
  
 
== Семья ==
 
== Семья ==
* Супруга: Анна Кирилловна Холодовская (11.08.1854 — 7.06.1939) музыкант, как концертмейстер неоднократно выступала вместе с мужем; в 1922 году уехала из послереволюционной России, проживала с сыном Игорем Фёдоровичем, умерла в Париже, похоронена на кладбище [[Сент-Женевьев-де-Буа]]<ref name=funeral/><ref>[http://pomnipro.ru/memorypage1306/biography Стравинский Фёдор Игнатьевич — Биография]</ref>.
+
* Супруга: Анна Кирилловна Холодовская (11.08.1854 — 7.06.1939) — музыкант, как концертмейстер неоднократно выступала вместе с мужем; в 1922 году уехала из послереволюционной России, проживала с сыном Игорем Фёдоровичем, умерла в Париже, похоронена на кладбище [[Сент-Женевьев-де-Буа]]<ref name=funeral/><ref>[http://pomnipro.ru/memorypage1306/biography Стравинский Фёдор Игнатьевич — Биография]</ref>.
 
* Сын: Роман (умер молодым)
 
* Сын: Роман (умер молодым)
* Сын: Юрий Фёдорович Стравинский (умер в 1941 году в блокадном Ленинграде) архитектор
+
* Сын: Юрий Фёдорович Стравинский (умер в 1941 году в блокадном Ленинграде) — архитектор
* Сын: [[Игорь Фёдорович Стравинский]] (1882—1971) выдающийся композитор
+
* Сын: [[Игорь Фёдорович Стравинский]] (1882—1971) — выдающийся композитор
* Сын: Гурий Фёдорович Стравинский (1884—1917) академический певец (похоронен вместе с отцом).
+
* Сын: Гурий Фёдорович Стравинский (1884—1917) — академический певец (похоронен вместе с отцом).
С 1881 года Фёдор Игнатьевич проживал с женой и сыновьями в доходном доме А. М. Тупикова (дом № 6 на Крюковом канале, квартира 66), снимая девятикомнатную квартиру, совсем рядом с Мариинским театром. Соседом по дому был дирижер Мариинского театра дирижёр [[Эдуард Францевич Направник|Э. Ф. Направник]]. Позднее этажом выше Стравинских жила блистательная балерина [[Тамара Платоновна Карсавина|Т. П. Карсавина]]<ref name=funeral/>.
+
С 1881 года Фёдор Игнатьевич проживал с женой и сыновьями в доходном доме А. М. Тупикова (дом № 6 на Крюковом канале, квартира 66), снимая девятикомнатную квартиру, совсем рядом с Мариинским театром. Соседом по дому был дирижер Мариинского театра дирижёр [[Эдуард Францевич Направник|Э. Ф. Направник]]. Позднее этажом выше Стравинских жила блистательная балерина [[Тамара Платоновна Карсавина|Т. П. Карсавина]]<ref name=funeral/>.
  
 
== Характеристика творчества ==
 
== Характеристика творчества ==
 
Фёдор Стравинский обладал ровным звучным голосом обширного диапазона (свыше двух октав, от нижнего фа до верхнего соль-диез, что позволяло ему исполнять от низких басовых до баритоновых партий), однако не отличавшимся большой силой и красотой тембра<ref name=prujan/>, но при этом он очень много сам работал над своим голосом, добиваясь нужного звучания<ref name=funeral/>.
 
Фёдор Стравинский обладал ровным звучным голосом обширного диапазона (свыше двух октав, от нижнего фа до верхнего соль-диез, что позволяло ему исполнять от низких басовых до баритоновых партий), однако не отличавшимся большой силой и красотой тембра<ref name=prujan/>, но при этом он очень много сам работал над своим голосом, добиваясь нужного звучания<ref name=funeral/>.
  
Однако природные недостатки голоса певец маскировал выдающейся артистичесской игрой. Работая над ролью, он тщательно изучал литературу, исторические источники, изобразительный материал, уделяя большое внимание внешнему рисунку образа (мимика, жест, костюм, грим — артист всегда сам гримировался<ref name=prujan/>). Он был исполнителем не только главных партий, но умел мастерски исполнить характерные эпизодические роли<ref name=belcanto/>.
+
Однако природные недостатки голоса певец маскировал выдающейся артистичесской игрой. Работая над ролью, он тщательно изучал литературу, исторические источники, изобразительный материал, уделяя большое внимание внешнему рисунку образа (мимика, жест, костюм, грим — артист всегда сам гримировался<ref name=prujan/>). Он был исполнителем не только главных партий, но умел мастерски исполнить характерные эпизодические роли<ref name=belcanto/>.
  
Ф. Стравинский нес на русскую сцену реалистическое понимание вокального искусства<ref>[http://megabook.ru/article/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Стравинский Федор Игнатьевич]</ref> традиции [[Осип Афанасьевич Петров|О. А. Петрова]] (это подчеркивал музыкальный критик [[Владимир Васильевич Стасов|В. В. Стасов]]<ref name=histor/>), в числе продолжателей которых [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф. И. Шаляпин]], [[Леонид Витальевич Собинов|Л. В. Собинов]] и др.<ref name=prujan/>
+
Ф. Стравинский нес на русскую сцену реалистическое понимание вокального искусства<ref>[http://megabook.ru/article/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Стравинский Федор Игнатьевич]</ref> — традиции [[Осип Афанасьевич Петров|О. А. Петрова]] (это подчеркивал музыкальный критик [[Владимир Васильевич Стасов|В. В. Стасов]]<ref name=histor/>), в числе продолжателей которых [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф. И. Шаляпин]], [[Леонид Витальевич Собинов|Л. В. Собинов]] и др.<ref name=prujan/>
  
 
Критик В. Стасов особо отмечал исполнение им партий Фарлафа ([[Руслан и Людмила (опера)|«Руслан и Людмила»]] М. Глинки.) и Варлаама ([[Борис Годунов (опера)|«Борис Годунов»]] М. Мусоргского)<ref name=prujan/>.
 
Критик В. Стасов особо отмечал исполнение им партий Фарлафа ([[Руслан и Людмила (опера)|«Руслан и Людмила»]] М. Глинки.) и Варлаама ([[Борис Годунов (опера)|«Борис Годунов»]] М. Мусоргского)<ref name=prujan/>.
  
[[Эдуард Александрович Старк|Э. А. Старк (Зигфрид)]] нахваливал Орлика из [[Мазепа (опера)|«Мазепы»]] П. И. Чайковского: ''«Стравинский создал из Орлика совершенно изумительную фигуру жестокого палача, достойного соучастника Мазепы. Драматическая наполненность каждого слова, особенно, например, фразы: „Открой, где клады, скрытые тобой?“ — потрясла зрителя, видевшего перед собой зверский образ мучителя. Стравинский и Мельников так вели сцену в тюрьме, что публика каждый раз по окончании её разражалась бурей аплодисментов. Это было настоящее торжество музыкальной драмы, которое, по словам М. И. Чайковского, дало петербургскому исполнению преимущество перед московским»''<ref name=prujan/><ref>Старк (Зигфрид) Э. А. Сценическая история опер П. Чайковского в быв. Мариинском театре // П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета им. С. М. Кирова (б. Мариинский). 1840—1940. Л., 1941. С. 64</ref>.
+
[[Эдуард Александрович Старк|Э. А. Старк (Зигфрид)]] нахваливал Орлика из [[Мазепа (опера)|«Мазепы»]] П. И. Чайковского: ''«Стравинский создал из Орлика совершенно изумительную фигуру жестокого палача, достойного соучастника Мазепы. Драматическая наполненность каждого слова, особенно, например, фразы: „Открой, где клады, скрытые тобой?“ — потрясла зрителя, видевшего перед собой зверский образ мучителя. Стравинский и Мельников так вели сцену в тюрьме, что публика каждый раз по окончании её разражалась бурей аплодисментов. Это было настоящее торжество музыкальной драмы, которое, по словам М. И. Чайковского, дало петербургскому исполнению преимущество перед московским»''<ref name=prujan/><ref>Старк (Зигфрид) Э. А. Сценическая история опер П. Чайковского в быв. Мариинском театре // П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета им. С. М. Кирова (б. Мариинский). 1840—1940. — Л., 1941. С. 64</ref>.
 
* Имеется в виду певец [[Иван Александрович Мельников]] (1832―1906).
 
* Имеется в виду певец [[Иван Александрович Мельников]] (1832―1906).
[[Файл:Fedor_stravinsky.jpg|thumb|220px|Ф. И. Стравинский в роли Мельника (опера А. Даргомыжского [[Русалка (опера Даргомыжского)|«Русалка»]])]]
+
[[Файл:Fedor_stravinsky.jpg|thumb|220px|Ф. И. Стравинский в роли Мельника (опера А. Даргомыжского [[Русалка (опера Даргомыжского)|«Русалка»]])]]
[[Файл:FIStravNeiz.jpg|thumb|220px|Ф. И. Стравинский — ? (неизвестная роль)]]
+
[[Файл:FIStravNeiz.jpg|thumb|220px|Ф. И. Стравинский — ? (неизвестная роль)]]
  
 
== Оперный репертуар ==
 
== Оперный репертуар ==
 
За 26 лет деятельности в императорской труппе певец принял участие в 1400 спектаклях<ref name=funeral/>, исполнил в 59 операх 66 разнохарактерных партий (драматических, трагических и комедийных)<ref name=prujan/>:
 
За 26 лет деятельности в императорской труппе певец принял участие в 1400 спектаклях<ref name=funeral/>, исполнил в 59 операх 66 разнохарактерных партий (драматических, трагических и комедийных)<ref name=prujan/>:
* 15 января 1874 — Сильва («Эрнани» Дж. Верди)
+
* 15 января 1874 — Сильва («Эрнани» Дж. Верди)
* 7 мая 1874 — Милорд ([[Фра-Дьяволо (опера)|«Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине»]] Д. Обера)
+
* 7 мая 1874 — Милорд ([[Фра-Дьяволо (опера)|«Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине»]] Д. Обера)
 
* Дон Базилио (21 сент. 1874) и Дон Бартоло («[[Севильский цирюльник (опера)|Севильский цирюльник]]» Дж. Россини, 1882)
 
* Дон Базилио (21 сент. 1874) и Дон Бартоло («[[Севильский цирюльник (опера)|Севильский цирюльник]]» Дж. Россини, 1882)
* 1874 — Вязьминский («Опричник» П. Чайковского), впервые в Киеве, антреприза [[Иосиф Яковлевич Сетов|И. Сетова]]
+
* 1874 — Вязьминский («Опричник» П. Чайковского), впервые в Киеве, антреприза [[Иосиф Яковлевич Сетов|И. Сетова]]
* 18 мая 1874 — Граф де Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера)
+
* 18 мая 1874 — Граф де Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера)
 
* Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера)
 
* Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера)
* 1876 — Светлейший («Кузнец Вакула» П. Чайковского)
+
* 1876 — Светлейший («Кузнец Вакула» П. Чайковского)
* 1877 — Рамфис ([[Аида (опера)|«Аида»]] Дж. Верди, на рус. яз.), впервые в Петербурге
+
* 1877 — Рамфис ([[Аида (опера)|«Аида»]] Дж. Верди, на рус. яз.), впервые в Петербурге
* 1877 — Чин-као («[[Бронзовый конь (опера)|Бронзовый конь]]»)<ref>[https://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=RA2-PA76&lpg=RA2-PA76&dq=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%90.+%D0%98.+%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=Um4pGuZuZC&sig=-MHvthaO9w2XT5XK9qZGasXNQFM&hl=en&sa=X&ei=vtQyUdiNMvXE4AP11ICoCQ#v=onepage&q&f=false Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. By А. И. Вольф (стр.137)]</ref>
+
* 1877 — Чин-као («[[Бронзовый конь (опера)|Бронзовый конь]]»)<ref>[https://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=RA2-PA76&lpg=RA2-PA76&dq=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%90.+%D0%98.+%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=Um4pGuZuZC&sig=-MHvthaO9w2XT5XK9qZGasXNQFM&hl=en&sa=X&ei=vtQyUdiNMvXE4AP11ICoCQ#v=onepage&q&f=false Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. By А. И. Вольф (стр.137)]</ref>
* 1878 — Спарафучиле ([[Риголетто (опера)|«Риголетто»]] Дж. Верди), впервые в Мариинском театре
+
* 1878 — Спарафучиле ([[Риголетто (опера)|«Риголетто»]] Дж. Верди), впервые в Мариинском театре
* 1879 — Стефано Колонн («Риенци» Р. Вагнера), впервые на русской сцене
+
* 1879 — Стефано Колонн («Риенци» Р. Вагнера), впервые на русской сцене
* 1880 — Иван Грозный ([[Купец Калашников (опера)|«Купец Калашников»]] А. Рубинштейна), первый исполнитель
+
* 1880 — Иван Грозный ([[Купец Калашников (опера)|«Купец Калашников»]] А. Рубинштейна), первый исполнитель
* 1880 — Голова («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
+
* 1880 — Голова («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
* 1880 — Тарас Бульба (одноимённая опера В. Кюнера), первый исполнитель
+
* 1880 — Тарас Бульба (одноимённая опера В. Кюнера), первый исполнитель
* 1881 — Дюнуа («Орлеанская дева» П. Чайковского), первый исполнитель
+
* 1881 — Дюнуа («Орлеанская дева» П. Чайковского), первый исполнитель
* 1882 — Дед-мороз ([[Снегурочка (опера)|«Снегурочка»]] Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
+
* 1882 — Дед-мороз ([[Снегурочка (опера)|«Снегурочка»]] Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
* 1883 — Казенбек («Кавказский пленник» Ц. Кюи), первый исполнитель
+
* 1883 — Казенбек («Кавказский пленник» Ц. Кюи), первый исполнитель
* 1883 — Капулетти («[[Ромео и Джульетта (опера)|Ромео и Джульетта]]» Ш. Гуно), впервые на русской сцене
+
* 1883 — Капулетти («[[Ромео и Джульетта (опера)|Ромео и Джульетта]]» Ш. Гуно), впервые на русской сцене
* 1884 — Орлик («Мазепа» П. Чайковского), впервые в Мариинском театре
+
* 1884 — Орлик («Мазепа» П. Чайковского), впервые в Мариинском театре
* 1885 — Югурт («Корделия» Н. Соловьёва; 1-я ред.), первый исполнитель
+
* 1885 — Югурт («Корделия» Н. Соловьёва; 1-я ред.), первый исполнитель
* 1885 — Цунига («[[Кармен (опера)|Кармен]]» Ж. Бизе), впервые в Мариинском театре
+
* 1885 — Цунига («[[Кармен (опера)|Кармен]]» Ж. Бизе), впервые в Мариинском театре
* 29 декабря 1886 — Геслер («Вильгельм Телль» Дж. Россини)
+
* 29 декабря 1886 — Геслер («Вильгельм Телль» Дж. Россини)
* 1886 — Мефистофель (одноимённая опера А. Бойто), впервые в Мариинском театре
+
* 1886 — Мефистофель (одноимённая опера А. Бойто), впервые в Мариинском театре
 
* Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
 
* Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
* 1886 — Вильгельм Завоеватель («Гарольд» Э. Направника), первый исполнитель
+
* 1886 — Вильгельм Завоеватель («Гарольд» Э. Направника), первый исполнитель
* 1887 — Мамыров («[[Чародейка (опера)|Чародейка]]» П. Чайковского), первый исполнитель
+
* 1887 — Мамыров («[[Чародейка (опера)|Чародейка]]» П. Чайковского), первый исполнитель
* 1888 — Лепорелло («Жуан» Б. Фитингофа-Шеля), первый исполнитель
+
* 1888 — Лепорелло («Жуан» Б. Фитингофа-Шеля), первый исполнитель
* 1889 — Боярин Полтев («Горюша» А. Рубинштейна), первый исполнитель
+
* 1889 — Боярин Полтев («Горюша» А. Рубинштейна), первый исполнитель
* 1890 — Скула («[[Князь Игорь (опера)|Князь Игорь]]» А. Бородина), первый исполнитель
+
* 1890 — Скула («[[Князь Игорь (опера)|Князь Игорь]]» А. Бородина), первый исполнитель
* 1892 — Мстивый («Млада» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
+
* 1892 — Мстивый («Млада» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
* 1894 — Пистоль («Фальстаф» Дж. Верди), впервые на русской сцене
+
* 1894 — Пистоль («Фальстаф» Дж. Верди), впервые на русской сцене
* 1894 — Жиль-Перез (оперетта [[Чёрное домино (оперетта)|«Черное домино»]])
+
* 1894 — Жиль-Перез (оперетта [[Чёрное домино (оперетта)|«Черное домино»]])
* 1895 — Панас («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
+
* 1895 — Панас («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
* 1895 — Андрей Дубровский («[[Дубровский (опера)|Дубровский]]» Э. Направника), первый исполнитель
+
* 1895 — Андрей Дубровский («[[Дубровский (опера)|Дубровский]]» Э. Направника), первый исполнитель
* 1895 — Руслан ([[Руслан и Людмила (опера)|«Руслан и Людмила»]] М. Глинки)
+
* 1895 — Руслан ([[Руслан и Людмила (опера)|«Руслан и Людмила»]] М. Глинки)
* 1896 — Варлаам ([[Борис Годунов (опера)|«Борис Годунов»]] М. Мусоргского, редакция и инструментовка Н. Римского-Корсакова, Петербург, Большой зал консерватории. Спектакль Общества музыкальных собраний), первый исполнитель постановки
+
* 1896 — Варлаам ([[Борис Годунов (опера)|«Борис Годунов»]] М. Мусоргского, редакция и инструментовка Н. Римского-Корсакова, Петербург, Большой зал консерватории. Спектакль Общества музыкальных собраний), первый исполнитель постановки
 
* Фарлаф («Руслан и Людмила» М.Глинки)
 
* Фарлаф («Руслан и Людмила» М.Глинки)
 
* Бертрам («[[Роберт-Дьявол (опера)|Роберт-Дьявол]]» Дж. Мейербера)
 
* Бертрам («[[Роберт-Дьявол (опера)|Роберт-Дьявол]]» Дж. Мейербера)
 
* Генрих-Птицелов («[[Лоэнгрин (опера)|Лоэнгрин]]» Р. Вагнера)
 
* Генрих-Птицелов («[[Лоэнгрин (опера)|Лоэнгрин]]» Р. Вагнера)
 
* Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. Глинки)
 
* Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. Глинки)
* Агамемнон («Орестея» С. Танеева, один из первых исполнителей, в постановке И. И. Палечека)
+
* Агамемнон («Орестея» С. Танеева, один из первых исполнителей, в постановке И. И. Палечека)
* Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
+
* Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
 
* Сэр Джон Фальстаф («Виндзорские кумушки» О. Николаи)
 
* Сэр Джон Фальстаф («Виндзорские кумушки» О. Николаи)
 
* Мельник («[[Русалка (опера Даргомыжского)|Русалка]]» А.Даргомыжского)
 
* Мельник («[[Русалка (опера Даргомыжского)|Русалка]]» А.Даргомыжского)
Строка 136: Строка 136:
 
* Ерёмка («Вражья сила» А.Серова)
 
* Ерёмка («Вражья сила» А.Серова)
 
* Фальстаф («Виндзорские кумушки» О.Николаи)
 
* Фальстаф («Виндзорские кумушки» О.Николаи)
* 1899 — Раймонд («Сарацин» Ц. Кюи); первый исполнитель
+
* 1899 — Раймонд («Сарацин» Ц. Кюи); первый исполнитель
* 1901 — Дуда («[[Садко (опера)|Садко]]» Н. Римского-Корсакова), впервые в Мариинском театре
+
* 1901 — Дуда («[[Садко (опера)|Садко]]» Н. Римского-Корсакова), впервые в Мариинском театре
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 12:08, 1 августа 2018

Ф. И. Стравинский

Фёдор Игнатьевич Стравинский (8 (20) июня 1843, деревня Новый Двор Речицкого уезда Минской губернии[1] — 21 ноября (4 декабря) 1902, Санкт-Петербург) — выдающийся русский академический певец (бас-кантанте).

Биография

Ф. И. Стравинский

Юные годы

Родился в Речицком уезде Минской губернии (ныне Гомельская область, Белоруссия)[2] в семье агронома[1]. Семья вела корни из шляхетского рода герба Сулима, известного с 1500 года[2].

Отец семейства, Игнатий Игнатьевич, потерпел неудачу в делах, большая семья оказалась в нужде. В результате маленького Фёдора взял к себе на воспитание его более состоятельный дядя Станислав Игнатьевич[2].

В 1850-е годы Фёдор поступил в Мозырское дворянское училище, которое в 1859 году было реорганизовано в Мозырскую гимназию. В 1859 году семья Стравинских переезжает в Нежин Черниговской губернии, и Фёдор до 1861 года учится в Нежинской гимназии, но в 1861 году снова возвращается в Мозырь[2]. В Мозыре при гимназии сушествовала театральная студия, где ученик Стравинский впервые пришел на сцену — он играл в водевилях и пел в хоре[2], проявив артистические способности. В эти же годы подросток увлекся рисованием, в чем тоже проявил немалые способности[2]. Через много лет, когда мозырский ученик стал знаменитым певцом, один из учителей Мозырской гимназии вспоминал: «Высокий, стройный и красивый юноша этот отличался своей благовоспитанностью. Учился он у меня старательно и отвечал уроки не в зубрёжку, а с толком. Мало того, он обращался ко мне с различными вопросами по литературе и вне классного времени. Я охотно удовлетворял его любопытство. В ученическом хоре Стравинский занял первое место и скоро привлёк внимание всего города»[2].

Характерно, что участвуя в спектаклях в пользу необеспеченных товарищей, Фёдор Стравинский и сам-то мало получал денег из дома[2].

Однако будущий певец поначалу выбрал практичную стезю юриста и в 1865—1866 гг. обучался на юридическом факультете Новороссийского университета, а в 1866 году поступил Киевский университет и, проучившись там на юриспруденции два года (1866—1868), перешел в Нежинский юридический лицей, который окончил в 1869 году[1][3]. Материальную помощь ему оказывал брат Александр, ставший к тому времени офицером[2].

На этом с юридической деятельностью было закончено.

Начало творческой жизни

Еще будучи студентом, Фёдор Стравинский принимал участие в концертах и самодеятельных спектаклях, проявив себя как одаренный певец. В конце концов любовь к сцене взяла верх и по совету К. Вильбоа и В. Кологривова начинающий юрист отбыл в столицу и поступил в Петербургскую консерваторию. А одновременно, чтобы получить хотя бы минимальные средства к жизни, он устроился на службу в канцелярии Русского музыкального общества, где в его работу входила инвентаризация имущества[2].

В течение 1869—1873 гг. Ф. Старвинский — студент вокального отделения консерватории; среди его педагогов выдающиеся мастера: Полина Виардо, Пьетро Репетто, Генриетта Ниссен-Саломан, завершал образование под руководством Камилло Эверарди[1][3][4].

Ф. И. Стравинский с женой, Одесса, 1874 г.

Дебют 30-летнего певца, выпускника Петербургской консерватории, состоялся в 1873 году в Киеве[5] исполнением партии Графа Родольфо («Сомнамбула» В. Беллини).

Следующие три года Федор Стравинский провел в Киеве, где за это время спел 17 партий[1][2]. Гастролировал в других городах. Эти годы дали ему очень многое, а главное — молодой певец обрел любовь[2], его женой стала молодая пианистка Анна Кирилловна Холодовская.

И так продолжалось три года, до 1876 года.

Императорская труппа

В 1876 году Фёдор Игнатьевич получил приглашение в Петербургскую императорскую труппу[3][5][6], музыкальная часть которой через несколько лет (1883 или 1885 гг.) обосновалась в Мариинском театре. Дебютировал в партиях Мефистофеля — «Фауст» Ш. Гуно и Фарлафа — «Руслан и Людмила» М. Глинки[1].

Именно на сцене этого театра солист императорской труппы Ф. И. Стравинский исполнил свои лучшие партии, именно эта сцена выдвинула его в ряд выдающихся вокалистов России.

Однако далеко не сразу жизнь сложилась удачно. Первые годы в императорской труппе были очень сложными — императорская труппа славилась излишним бюрократизмом, царедворскими интригами, склоками среди артистов. Примешивались и личные горести — супруги похоронили сына-первенца Романа[2].

Помимо опер, артист много работал в концертах с исполнением песен и романсов, его постоянным концертмейстером стала его жена[7]. Вместе они неоднократно совершали гастрольные поездки по России. В концертный репертуар входили произведения В. А. Моцарта, Дж. Верди, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Лысенко, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, П. Чайковского, Э. Ф. Направника, А. Рубинштейна, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. Всего Ф. И. Стравинский провел более 500 концертных выступлений[1].

Много выступал с благотворительным концертами. Так однажды 30 ноября 1880 г. Стравинский и Достоевский вместе выступали на литературно-музыкальном вечере в пользу студентов Пе­тербургского университета[6].

Певцу Ф. Стравинскому посвятили свои романсы А. Г. Рубинштейн («Баллада», 1891) Н. Римский-Корсаков («Анчар — древо смерти», 1897)[1].

Интересный факт: Фёдор Стравинский позировал для образа одного из казаков к картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»[8].

В 1897 году художник Леонид Позен написал портрет Федора Игнатьевича[1].

В 1898 году, после 22 лет сценической деятельности, Ф. И. Стравинский был награждён орденом св. Станислава 3-й степени[2].

При этом, несмотря на успешность и славу, семья вела довольно затворнический образ жизни[2], общаясь лишь в кругу самых близких друзей.

Будучи разносторонне образованным человеком, Фёдор Стравинский собрал огромную библиотеку книг по истории, театроведению, искусствам[2][5]. Он неплохо рисовал; сохранились альбомы с его зарисовками — автопортреты в ролях, шаржи, иллюстрации; даже пейзажи[1] (основная часть библиотеки со временем перешла к сыну Юрию Фёдоровичу Стравинскому; значительная часть её была распродана, а после смерти Юрия Фёдоровича во время блокады Ленинграда почти все книги были расхищены[2]).

Ф. И. Стравинский — Олоферн («Юдифь» А. Серова). 1889, С.-Петербург. Мариинский театр

В январе 1901 года, в ознаменование 25-летней творческой деятельности, Ф. И. Стравинский получил звание «Заслуженный артист императорских театров»[5] с выдачей установленного золотого знака. Кроме того, император Николай II уделил певцу два часа в личной аудиенции[2]. В день юбилея в Мариинском театре прошла опера А.Серова «Юдифь», в которой сам юбиляр исполнил партию Олоферна[2].

Еще через несколько месяцев, в мае 1901 года артист был награждён орденом св. Анны 3-й степени[2].

Конец

Через год, в конце 1902 г. Фёдор Игнатьевич Стравинский скончался в возрасте 59 лет.

Похоронен на Петербургском Волковском (Новодевичьем) кладбище[2]. Через шесть лет после смерти певца, 21 ноября 1908 года на его могиле был установлен памятник — обелиск из розового гранита работы скульпторов В. А. Беклемишева и Л. В. Позена[1], созданный на средства друзей и почитателей[2].

В 1936 году, в связи с упразднением кладбища, прах выдающегося певца вместе с захоронением его сына Гурия Фёдоровича был перенесен в Некрополь мастеров искусств[1]. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)[2].

В 1915 году в Мариинском театре был установлен бюст певца работы скульптора Шервуда[2].

Семья

  • Супруга: Анна Кирилловна Холодовская (11.08.1854 — 7.06.1939) — музыкант, как концертмейстер неоднократно выступала вместе с мужем; в 1922 году уехала из послереволюционной России, проживала с сыном Игорем Фёдоровичем, умерла в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа[2][9].
  • Сын: Роман (умер молодым)
  • Сын: Юрий Фёдорович Стравинский (умер в 1941 году в блокадном Ленинграде) — архитектор
  • Сын: Игорь Фёдорович Стравинский (1882—1971) — выдающийся композитор
  • Сын: Гурий Фёдорович Стравинский (1884—1917) — академический певец (похоронен вместе с отцом).

С 1881 года Фёдор Игнатьевич проживал с женой и сыновьями в доходном доме А. М. Тупикова (дом № 6 на Крюковом канале, квартира 66), снимая девятикомнатную квартиру, совсем рядом с Мариинским театром. Соседом по дому был дирижер Мариинского театра дирижёр Э. Ф. Направник. Позднее этажом выше Стравинских жила блистательная балерина Т. П. Карсавина[2].

Характеристика творчества

Фёдор Стравинский обладал ровным звучным голосом обширного диапазона (свыше двух октав, от нижнего фа до верхнего соль-диез, что позволяло ему исполнять от низких басовых до баритоновых партий), однако не отличавшимся большой силой и красотой тембра[1], но при этом он очень много сам работал над своим голосом, добиваясь нужного звучания[2].

Однако природные недостатки голоса певец маскировал выдающейся артистичесской игрой. Работая над ролью, он тщательно изучал литературу, исторические источники, изобразительный материал, уделяя большое внимание внешнему рисунку образа (мимика, жест, костюм, грим — артист всегда сам гримировался[1]). Он был исполнителем не только главных партий, но умел мастерски исполнить характерные эпизодические роли[3].

Ф. Стравинский нес на русскую сцену реалистическое понимание вокального искусства[10] — традиции О. А. Петрова (это подчеркивал музыкальный критик В. В. Стасов[4]), в числе продолжателей которых Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов и др.[1]

Критик В. Стасов особо отмечал исполнение им партий Фарлафа («Руслан и Людмила» М. Глинки.) и Варлаама («Борис Годунов» М. Мусоргского)[1].

Э. А. Старк (Зигфрид) нахваливал Орлика из «Мазепы» П. И. Чайковского: «Стравинский создал из Орлика совершенно изумительную фигуру жестокого палача, достойного соучастника Мазепы. Драматическая наполненность каждого слова, особенно, например, фразы: „Открой, где клады, скрытые тобой?“ — потрясла зрителя, видевшего перед собой зверский образ мучителя. Стравинский и Мельников так вели сцену в тюрьме, что публика каждый раз по окончании её разражалась бурей аплодисментов. Это было настоящее торжество музыкальной драмы, которое, по словам М. И. Чайковского, дало петербургскому исполнению преимущество перед московским»[1][11].

Ф. И. Стравинский в роли Мельника (опера А. Даргомыжского «Русалка»)
Ф. И. Стравинский — ? (неизвестная роль)

Оперный репертуар

За 26 лет деятельности в императорской труппе певец принял участие в 1400 спектаклях[2], исполнил в 59 операх 66 разнохарактерных партий (драматических, трагических и комедийных)[1]:

  • 15 января 1874 — Сильва («Эрнани» Дж. Верди)
  • 7 мая 1874 — Милорд («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера)
  • Дон Базилио (21 сент. 1874) и Дон Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1882)
  • 1874 — Вязьминский («Опричник» П. Чайковского), впервые в Киеве, антреприза И. Сетова
  • 18 мая 1874 — Граф де Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера)
  • Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера)
  • 1876 — Светлейший («Кузнец Вакула» П. Чайковского)
  • 1877 — Рамфис («Аида» Дж. Верди, на рус. яз.), впервые в Петербурге
  • 1877 — Чин-као («Бронзовый конь»)[12]
  • 1878 — Спарафучиле («Риголетто» Дж. Верди), впервые в Мариинском театре
  • 1879 — Стефано Колонн («Риенци» Р. Вагнера), впервые на русской сцене
  • 1880 — Иван Грозный («Купец Калашников» А. Рубинштейна), первый исполнитель
  • 1880 — Голова («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
  • 1880 — Тарас Бульба (одноимённая опера В. Кюнера), первый исполнитель
  • 1881 — Дюнуа («Орлеанская дева» П. Чайковского), первый исполнитель
  • 1882 — Дед-мороз («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
  • 1883 — Казенбек («Кавказский пленник» Ц. Кюи), первый исполнитель
  • 1883 — Капулетти («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), впервые на русской сцене
  • 1884 — Орлик («Мазепа» П. Чайковского), впервые в Мариинском театре
  • 1885 — Югурт («Корделия» Н. Соловьёва; 1-я ред.), первый исполнитель
  • 1885 — Цунига («Кармен» Ж. Бизе), впервые в Мариинском театре
  • 29 декабря 1886 — Геслер («Вильгельм Телль» Дж. Россини)
  • 1886 — Мефистофель (одноимённая опера А. Бойто), впервые в Мариинском театре
  • Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
  • 1886 — Вильгельм Завоеватель («Гарольд» Э. Направника), первый исполнитель
  • 1887 — Мамыров («Чародейка» П. Чайковского), первый исполнитель
  • 1888 — Лепорелло («Жуан» Б. Фитингофа-Шеля), первый исполнитель
  • 1889 — Боярин Полтев («Горюша» А. Рубинштейна), первый исполнитель
  • 1890 — Скула («Князь Игорь» А. Бородина), первый исполнитель
  • 1892 — Мстивый («Млада» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
  • 1894 — Пистоль («Фальстаф» Дж. Верди), впервые на русской сцене
  • 1894 — Жиль-Перез (оперетта «Черное домино»)
  • 1895 — Панас («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова), первый исполнитель
  • 1895 — Андрей Дубровский («Дубровский» Э. Направника), первый исполнитель
  • 1895 — Руслан («Руслан и Людмила» М. Глинки)
  • 1896 — Варлаам («Борис Годунов» М. Мусоргского, редакция и инструментовка Н. Римского-Корсакова, Петербург, Большой зал консерватории. Спектакль Общества музыкальных собраний), первый исполнитель постановки
  • Фарлаф («Руслан и Людмила» М.Глинки)
  • Бертрам («Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера)
  • Генрих-Птицелов («Лоэнгрин» Р. Вагнера)
  • Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. Глинки)
  • Агамемнон («Орестея» С. Танеева, один из первых исполнителей, в постановке И. И. Палечека)
  • Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
  • Сэр Джон Фальстаф («Виндзорские кумушки» О. Николаи)
  • Мельник («Русалка» А.Даргомыжского)
  • Олоферн («Юдифь» А. Серова)
  • Ерёмка («Вражья сила» А.Серова)
  • Фальстаф («Виндзорские кумушки» О.Николаи)
  • 1899 — Раймонд («Сарацин» Ц. Кюи); первый исполнитель
  • 1901 — Дуда («Садко» Н. Римского-Корсакова), впервые в Мариинском театре

Источники

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 А. М. Пружанский. Отечественные певцы. — 2008 // Стравинский Фёдор Игнатьевич
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 2,24 2,25 2,26 2,27 СТРАВИНСКИЙ Фёдор Игнатьевич (1843—1902)
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Фёдор Игнатьевич Стравинский
  4. 4,0 4,1 Биографический словарь, т. 1-4 // Стравинский Федор Игнатьевич
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Биографический словарь. 2000. Стравинский Федор Игнатьевич
  6. 6,0 6,1 Стравинский Федор Игнатьевич
  7. Культурный центр Дом-музей Марины Цветаевой
  8. История создания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  9. Стравинский Фёдор Игнатьевич — Биография
  10. Стравинский Федор Игнатьевич
  11. Старк (Зигфрид) Э. А. Сценическая история опер П. Чайковского в быв. Мариинском театре // П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета им. С. М. Кирова (б. Мариинский). 1840—1940. — Л., 1941. С. 64
  12. Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. By А. И. Вольф (стр.137)