Екатерина Оттовна Вазем

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
YVazem0.jpg

Екатери́на Оттовна Ва́зем (урожденная Матильда Оттовна Вазем; 25 января 1848, Москва—14 декабря 1937, Ленинград) — российская артистка балета, прима-балерина Петербургской императорской труппы, балетный педагог[1].

Имя при рождении — Матильда[2]. По первому мужу Гринева, по второму — Насилова[3].

Семья

Отец — Отто Филипп Вазем, учитель. Мать — Анна Мария (урожденная Озолим; 1821—1894)[4].

В 1871 году вышла замуж за отставного штаб-ротмистра из воронежских дворян — Аполлона Афанасьевича Гринева (1828—1883), страстного балетомана, автора комедии, шедшей на сцене Александрийского театра, одного из учредителей газеты «Минута»[4].

В 1887 В. вторично вышла замуж — за Ивана Ивановича Носилова (1842—1896), хирурга, профессора Военно-медицинской академии. В этом брак родился сын, балетный критик Николай Иванович Носилов (возможно Насилов; 1887—1942).

Ранние годы. Учеба

Екатерина (Матильда) Вазем родилась 13 (25) января 1848 года в Москве[1][5].

Первоначальное образование Екатеорина Вазем получила во французском пансионе Гарбуса в С.-Петербурге[4].

В 1857 году родители отдали ее девятилетней девочкой в Санкт-Петербургское театральное училище; она зачислена была не как большинство детей за казённый счет, а оказалась в числе нескольких «своекоштных» воспитанников с оплатой по 500 рублей в год, не имеющих ни «казенного содержания», ни «казенного стола». Лишь через шесть её как одну из лучших учениц перевели на появившееся в училище казённое место[6].

Её педагогами были Л. И. Иванов — в младших классах, А. Н. Богданов — в средних классах и в старшем классе она занималась у французского танцовщика Э. Гюге[2], работавшего в России с 1848 по 1869 гг. и воспитавшего плеяду русских классических балерин.

В театральном училище она оказалась в числе немногих желающих изучавших немецкий язык у преподавателя Гольдфридриха. Благодаря свободному владению этим языком, Екатерина Вазем исполняла детские роли в спектаклях императорской немецкой труппы[4].

Весной 1866 года она была признана лучшей ученицей училища и Высочайше пожалована бриллиантовой брошью[4].

В 1867 году она окончила Санкт-Петербургское театральное училище[7].

На императорской театральной сцене

По окончании училища была принята в Санкт-Петербургскую балетную труппу императорских театров, дебютировав 10 сентября 1867 года в балете «Наяда и рыбак» балетмейстера Ж.Перро, и вскоре заняла место ведущей балерины.

Среди её партнеров по сцене были П. А. Гердт (её постоянный партнер по танцу), А. Ф. Вергина, А. Н. Кеммерер, К. И. Канцырева, Н. К. Богданова.

TVazem1.jpg

В репертуаре Екатерины Оттовны было 22 партии. Несколько партий специально для неё были сочинены Мариусом Петипа[1].

Среди её ранних партий: сольные танцы — Галя («Золотая рыбка», балетмейстер А.Сен-Леон), «Корсар» (1868, балетмейстеры Ж.Перро и Ж. Мазилье), сольные танцы — «Дочь фараона» (1870, балетмейстер М.Петипа; с 1871 года — партия Аспиччии), партия Баттли в балете «Трильби» (балетмейтер Петипа, 1871), главные роли в балетах «Катарина, дочь разбойника» (1872), «Камарго» (1872).

С начала 1870-х балерина стала получать собственные бенефисы и постепенно вышла в примы-балерины Петербургской сцены.

31 января 1871 года состоялся бенефис трёх артистов: А. Ф. Вергиной, П. А. Гердта и Е. О. Вазем. Для этого тройного бенефиса Мариус Петипа поставил балетный спектакль «Две звезды», нехитрый сюжет которого заключался в том, что Аполлон не может из двух звезд выбрать лучшую, чтобы присудить ей золотое яблоко, и в итоге делит яблоко пополам. «Буридановы муки» (или Парисовы, не могущего выбрать самую красивую богиню Олимпа) Аполлона изображал П. А. Гердт, а в образе двух звезд, понятное дело, предстали две балетные звезды — ярые соперницы по сцене.

В начале 1870-х гг. Екатерина Вазем получила приглашение на гастроли в США, в том числе во время Всемирной выставки 1876. Однако Дирекция Императорских театров и Министерство двора не разрешили гастроли[4].

В 1873 году основным артистам балетной труппы Мариинского театра было повышено жалованье. В балетных хрониках «Наш балет; 1673—1899: балет в России…» за 1873 год любопытные факты: «Год закончился приятным для некоторых артистов событием: были увеличены оклады и поспектакльная плата. Так, Вазем вместо 5 руб. разовых назначили 25 руб, Кеммерер вместо 15 руб. — 25 руб., Шапошниковой прибавили 100 руб. к жалованью и назначили 5 руб. разовых…»[8].

Балетное мастерство Екатерины Вазем было безусловным, и вскоре она получила официальные приглашения на балетные сцены Нью-Йорка и Филадельфии. Но дирекция императорских театров не отпустила балерину гастролировать в США, однако взамен предложило материальные условия: с 1874 года Е.Вазем по выслуге десяти лет заключила контракт на три года с жалованьем 6000 в год и поспектакльных по 35 рублей, ежегодный полубенефис и трехмесяный отпуск с сохранением содержания[6]. Такая высокая зарплата была не у всех: скажем, московская прима того же периода Анна Собещанская получала в десять раз меньше — 600 рублей в год, а ставка Минкуса составляла 4000 в год[9].

Первый балет, специально поставленный для Вазем — «Бабочка» (1874, балетмейстер М. И. Петипа). И хотя критика оценила постановку довольно холодно, отмечались новаторские идеи балетмейстера и технические возможности исполнительницы.

Исполненные партии

Екатерина Вазем в костюме Никии. Второй акт балета «Баядерка». Санкт-Петербург, 1877
<center>Екатерина Вазем — Зорайя («Зорайя, мавританка в Испании», балетмейстер М. И. Петипа, 1881 г.)

Е.Вазем стала первой исполнительницей партий: «Бабочка» (балетмейстер М. И. Петипа), Анжелла («Бандиты», музыка Минкуса), Никия («Баядерка», 1877), Дочь снегов («Дочь снегов», 1879, балетмейстер М. И. Петипа), Роксана («Роксана, краса Черногории» (балетмейстер М. И. Петипа), одна из двух звёзд («Две звезды», балетмейстер М. И. Петипа). Среди других ролей: Наяда («Наяда и рыбак», балетмейстер Жюль Перро), Галя («Золотая рыбка», музыка Л.Минкуса, балетмейстер А.Сен-Леон), Аспиччия («Дочь фараона»), Жизель («Жизель» А.Адана), («Дева Дуная» А.Адана), Пахита («Пахита» — 1881), Зорайя («Зорайя, мавританка в Испании» — 1881), Фенелла («Фенелла» Д.-Ф.Обера), Низия («Царь Кандавл», балетмейстер М.Петипа) и др.

Екатерина Вазем обладала филигранной техникой и была эталоном классического танца для своего времени[1].

Её мастерство отличалось холодновато-благородной манерой танца, виртуозностью[2].

«Недостатком танцовщицы была холодность. Лицо её оставалось равнодушным к происходящему на сцене. Проникновенности, душевной теплоты художественной изобразительности — вот чего не хватало Вазем», — таково было общее мнение о балерине[6].

А.Плещеев писал, что она отличалась не столько мимическими способностями, сколько «точностью и необычайной силой в танцах, самоуверенностью в двойных турах, безукоризненными стальными пуантами и художественною отделкой мельчайших деталей». См. А. Плещеев «„Наш балет“». Пав. Рос-в.[2][3]

Известно, что балерина выступала также и на московской сцене в балетах «Пахита», «Зорайя, мавританка в Испании» (причем стала соавтором по разработке либретто; балет с самого начала ставился на нее как исполнительницу главной партии; музыка Л. Ф. Минкуса, хореограф Петипа, 1881)[4]) и «Ночь и день» (последний балет был сочинен специально по случаю коронации Александра III[6]). Но там она давала мало представлений. И связано это было с тем, что в 1883 г. царь подписал указ о реформе московского балета, по которому часть московской труппы была уволена на пенсию, а часть перешла в Петербург. По этому поводу Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) писал: «„Реформа“ 1883 г. почти полностью уничтожила самостоятельность балета в Москве и превратила его в филиал петербургской труппы»[10]. В своих воспоминаниях о спектаклях в Москве балерина рассказывала об упадническом настроении, царившем на московской сцене, а отсюда и неорганизованность — не поданные вовремя костюмы, откровенная несдержанность публики и все подобное, мешавшее воплощению на сцене.

В начале 1884 года она танцевала партию Никии в балете «Баядерка» Минкуса[5], что стало её последним полным выступлением.

Завершение балетной карьеры

Её прощальный бенефис состоялся в феврале 1884 года[4].

Для прощального бенефиса она выбрала сцены из трех любимых балетов: «Дочь фараона», «Камарго» и «Пахита»[6]. Ей были торжественно преподнесены дорогие подарки, в том числе лавровый венок, на вплетенных лентах которого были вышиты годы её работы в Мариинском театре: «1867 — 1884»; отдельно от балетной труппы — серебряный венок с выгравираванными названиями балетов, в которых она танцевала. Пришедшая публика рукоплескала стоя и постоянно передавала на сцену корзины цветов. «Петербургая газета» и «Театральный мирок» ещё несколько дней писали об этом бенефисе и торжественном проводе выдающейся танцовщицы.

Педагогическая деятельность

Она ушла со сцены в 36 лет, после чего занималась педагогической деятельностью в Санкт-Петербургском театральном училище[1], где вела средние классы в течение 1886—1896 гг[2].

Среди учеников Екатерины Оттовны в училище — выдающиеся балерины Анна Павлова, Агриппина Ваганова, Э. И. Вилль, Ольга Преображенская, Матильда Ксешинская, М. С. Скорсюк, А. П. Павлова, Вера Трефилова.

В 1896 году она была уволена «вследствие введения новой системы в преподавании балетных танцев» и стала давать частные уроки.


Революция 1917 года отвлекла государственные умы от балетного искусства. Тем не менее через некоторое время новые власти стали приглашать старое поколение танцовщиков для передачи опыта молодежи. Среди приглашенных была и Екатерина Оттовна Вазем. У нее занимались О. А. Спесивцева, Е. П. Гердт, Б. В. Шавров, К. М. Сергеев и др. Артист М. М. Михайлов, стажировавшийся у неё, оставил воспоминания об этих уроках.

Книга воспоминаний

Екатерина Оттовна написала книгу «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867—1884»[5]. Эти воспоминания она диктовала сыну, балетному критику Николаю (Нилу) Ивановичу Насилову (1887—1942), уже будучи в преклонном возрасте. Книга вышла в 1937 году и в этом же году при Ленинградском хореографическом училище открылось балетмейстерское отделение — и это при том, что в стране в этот же год происходило много чего другого, чем год навсегда вошёл в историю[6]. Книга выдержала два издания, второе издание дополненное и уточненное; в 2009 году книга вышла в издательстве «Планета Музыки», Санкт-Петербург, ISBN 978-5-8114-0993-8[11]. Эти воспоминания очень ценны тем, что показывают и атмосферу, царящую в Мариинском театре конца 19 столетия; и характеристики артистов и балетмейстеров, и её субъективную оценку их творчества, и обзор русской балетной критики, театральной публики и балетного начальства в лице многочисленных чиновников системы императорских театров[6][11].

Последние годы жизни Екатерина Оттовна Вазем провела в ленинградском Доме ветеранов сцены. Там она скончалась 14 декабря 1937 года[1].

Похоронена на Смоленском лютеранском кладбище рядом с матерью и вторым мужем Носиловым[4].

На других языках

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  3. 3,0 3,1 Биографии знаменитых людей: Вазем Екатерина Оттовна
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 ВАЗЕМ Екатерина Оттовна
  5. 5,0 5,1 5,2 Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 1. А — Гонг. 1072 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра (1867—1884)
  7. Академия русского балета им. Вагановой. Выпускники
  8. Плещеев, Александр Алексеевич. «Наш балет (1673—1899). Балет в России до начала XIX столетия»
  9. Любимец легких муз. Забытый юбилей Людвига Минкуса
  10. Ю. А. БАХРУШИН. ИСТОРИЯ РУССКОГО БАЛЕТА
  11. 11,0 11,1 Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра (1867—1884)

Ссылки