Одноактный балет «Времена года» (фр.: Les Saisons) на музыку композитора Александра Константиновича Глазунова был создан балетмейстером Мариусом Петипа.
Премьера прошла в Петербурге, в Эрмитажном театре (Петербургская императорская труппа) 7 (20) февраля 1900 года[1][2].
История создания
История создания балета «Времена года» тесно переплетена с другим балетом этих же авторов — «Барышня-служанка» («Испытание Дамиса») — и стилистически, и хронологически.
Оба балета создавались одновременно. Даже их премьеры прошли в разницей всего в три недели: первое представление «Барышни-служанки» состоялось в Петербурге, в Эрмитажном театре 17 (30) января 1900 г.[3], а «Времена года» предстали впервые там же: в Петербурге, в Эрмитажном театре — 7 (20) февраля 1900 года[4].
Так же, как и с предшествующим балетом, инициатором создания следующего — «Времена года» — стал директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (1835—1909); и точно так же Всеволожский требовал создать спектакль в духе французских придворных балетов XVI—XVII веков[4][2]; и как и в предшествующем балете, разработчиком либретто и балетмейстером стал Мариус Петипа, занимавший пост главного балетмейстера Петербургской императорской труппы.
Музыка
Музыка Глазунова к балету не несет ни психологических, ни драматических мотивов — она изначально предполагалась как смена сюит-сезонов для пластических разработок. Глазунов создал музыку к теме вечного возрождения Природы и Жизни, то затухающей, но вновь взметнувшейся.
Римский-Корсаков, побывав на репетиции балета, сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим»[2][4].
Известны слова композитора следующего поколения, Бориса Асафьев: «Времена года» — «лучший по характеру материала и выразительности музыки балет Глазунова, не говоря уже о выдающемся техническом мастерстве»[2].
Музыкальные фрагменты
Сюжет
Весь балет, созданный Мариусом Петипа (1818—1910), к тому времени проработавшим на петербургской сцене более шестидесяти лет и получившим широкую известность не только в России, но и за ее пределами как выдающийся балетмейстер, построен как аллегорические танцы четырех сезонов, сменяющих друг друга. Психологические образы создаются только стилистикой танцев, без определенного развивающегося сюжета[2].
Действующие лица[1]:
Зима. Весна. Лето. Осень. Иней. Лед. Снег. Град. Два гнома. Зефир. Птицы. Колос, цветы. Наяды, сатиры, вакханки, фавны.
Сюжет[4]:
- Зима величественно возвышается в кругу верных слуг, это Снег, Лед, Иней, Град. Из леса выходят два Гнома, они разжигают костер, и горячее пламя изгоняет Зиму. Холм освобождается от снега и покрывается цветами.
- Появляется теплый ветер — Зефир, а с ним является Весна. Прилетает Ласточка.
- Солнце все сильнее согревает землю — это Лето. Созревают колосья. Кружатся Васильки и Маки, обнимая Колос. Изнуренные жарой цветы клонятся к земле. Но появляются наяды, длинные шарфы которых несут в почву живительную воду. Сатиры и фавны борются с цветами, стремясь похитить Колос, но Зефир спасает его.
- Холм превращается в беседку из сплетенных виноградных лоз. Это Осень, сбор винограда. Слетаются все времена года. Начинается праздник урожая.
Премьера
Премьера, как сказано выше, прошла в Петербурге, в Эрмитажном театре — 7 (20) февраля 1900 года; первыми зрителями стали императорская семья и ее окружение. А через неделю, 13 февраля, в бенефис Матильды Кшесинской[2], балет в том же составе и тех же декорациях был показан широкому зрителю на сцене Мариинского театра[4] (Заметим, что через несколько дней, 10 февраля (по ст.ст. пятница 23 февраля) 1900 г., в том же самом Эрмитажном театре Петербурга премьера прошла еще одного балета Мариуса Петипа — «Арлекинада (Миллионы Арлекина)»[5][6] на музыку Риккардо Дриго, созданного в такой же стилистике — в духе французских придворных балетов XVI—XVII веков).
Художники П. Ламбин, И. Пономарев[1].
Первые исполнители: Зима — Алексей Булгаков, Иней — Анна Павлова, Лёд — Юлия Седова, Град — Вера Трефилова, Снег — Любовь Петипа, Зефир — Николай Легат, Роза — Ольга Преображенская, Ласточка — Варвара Рыхлякова, Колос — Матильда Кшесинская, Дух природы — Михаил Обухов, Первый сатир — Александр Горский, Второй сатир — Александр Ширяев, Бахус — Павел Гердт, Вакханка — Мария Петипа.
Постановка балета «Времена года», как официально было признано, не относится к лучшим достижениям Петипа, и неудача балетмейстера отчасти заслонила достоинства музыки Глазунова. Возможно, сказался и возраст балетмейстера (ему шел в это время восемьдесят первый год), и недоброжелательство нового директора императорских театров С. М. Волконского. Вскоре Петипа был вынужден уйти с поста балетмейстера. Спектакль прошел на Мариинской сцене всего один раз[2].
Дальнейшая история балета
А в 1907 году балет «Времена года» возобновил на той же сцене Николай Густавович Легат, первый исполнитель партии Зефира, — к 25-летию творческой деятельности Глазунова[2].
В постановке 1907 года были заняты: Зима — Николай Солянников, Иней — Агриппина Ваганова, Лёд — Эльза Вилль, Град — Лидия Кякшт, Снег — Екатерина Офицерова, Зефир — Михаил Обухов, Роза — Вера Трефилова, Ласточка — Варвара Рыхлякова, Колос — Ольга Преображенская, Дух природы — Георгий Кякшт, Первый сатир — Леонид Леонтьев, Второй сатир — A. A. Матятин, Бахус — Самуил Андрианов, Вакханка — Анна Павлова.
Сокращенную версию этой же постановки западному зрителю представила позже Анна Павлова.
Затем балет вновь вернулся на ту же сцену, но уже в советском варианте — Ленинградского театра оперы и балета в 1926 году. Кроме того, балет неоднократно ставился (в том числе в 1934 г.) как выпускной спектакль Ленинградского хореографического училища[2].
21 января 1959 года его премьера состоялась в московском Большом театре. Эта постановка вместе с одноактным балетом «Петя и Волк» на музыку С. С Прокофьева и Танцевальной сюитой Д. Д. Шостаковича стала дебютом молодого балетмейстера А. Варламова, который дополнил балет Глазунова двумя главными персонажами — Девушка и Юноша. Однако и эта постановка не заслужила благосклонности критики: музыка не предусматривала этих новых действующих лиц, и их образы провисали, не находя музыкального воплощения[2].
Тем не менее с тех пор балет прошел по многим музыкальным сценам разных театров в совершенно разных редакциях. Среди его постановщиков: М. Мордкин, М. Фокин, А. Горский и др.
Музыка из балета очень часто исполняется различными оркестрами отдельно, без танцевальных номеров.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Балет Времена года. Либретто; автор Л. Энтeлиc
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 А. К. Глазунов Балет «ВРЕМЕНА ГОДА»
- ↑ Барышня-служанка (Испытание Дамиса)
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Балет Александра Глазунова «Времена года», автор Л. Михеева
- ↑ Балеты
- ↑ Онлайн Энциклопедия Кругосвет: АРЛЕКИНАДА