Огюст Пуаро
Огюст Пуаро (фр. Auguste Poireau; около 1780, Лион, Франция—возможно 1832, Петербург[1] или 1844, Франция[2][3]) — французский танцовщик и балетмейстер, много и долго работавший в России, где его даже стали называть по русскому обычаю Августом Леонтьевичем[2].
Являлся родным братом певицы, известной как Мадам Шевалье (или Шевалье Пекен, в некоторых переводах Шевалье-Пейкам)[4], которая вышла замуж за танцовщика и хореографа Пьера Пекена Шевалье.
Содержание
Приглашение в Россию
Начал балетную карьеру, работая в музыкальном театре в Бордо[3].
Его красавица-сестра, певица Луиза Шевалье, привлекла внимание директора Петербургской императорской труппы Н. Б. Юсупова, и тот пригласил ее с мужем и братом работать во Французской труппе при императорских театрах[5], куда те и прибыли в 1797[5] или 1 апреля 1798 года[1][6]. Контрактом оговаривались гонорары: Мадам Шевалье получала 7000 рублей (до неё такого жалования не получал никто в труппе), балетмейстер Пьер Шевалье — 3000, танцор Огюст Пуаро — 2000 рублей, к тому же им полностью оплачивалась квартира, дрова, карета для выездов и предоставлялись бенефисы[5].
Мадам певица сразу привлекла повышенное внимание со стороны сановников императора Павла I. Даже родила дочь от Ивана Павловича Кутайсова, который одаривал свою любовницу и ее семью многочисленными дорогостоящими подарками и оплачивал их проживание[7]. Через небольшое время Мадам Шевалье добилась не меньшей благосклонности и самого императора Павла I, который также не скупился на подарки возлюбленной. О феноменальной жадности Луизы Шевалье по Петербургу ходили небезосновательные слухи; а муж и брат пользовались результатами ее успеха вместе с ней, при этом работая на балетной сцене — Пьер Шевалье в должности сначала танцовщика и балетмейстера, а затем главного балетмейстера Петербургской труппы[6], а Огюст Пуаро — в амплуа первого пантомимного танцовщика[3].
Прибытие в Россию семьи Шевалье — Пуаро весьма положительно сказалось на развитии русского мужского балета. И вот почему.
Балет в императорской труппе при Павле I
Балет, как и вообще театральное искусство, будучи привнесенным в Россию из Западной Европы, конечно, не мог сразу же прижиться на новой почве — для этого потребовались время, смена поколений, и лишь в самом конце 18 века балет как вид театрального искусства упрочился в русском сознании, чему немало способствовала государственная политика, насаждавшая европеизацию России «сверху» (со времен Петра I Россия определила свой путь европеизации). К самому концу 18 века произошло становление русского балета.
Однако с воцарением Павла I в 1797 году отношение к искусствам в России круто изменилось — новый император искренне считал главным приоритетом государственной власти армию, а святым предназначением любого представителя мужского пола — служение в ней. В результате Павел I издал указ, по которому все мужчины-танцоры направлялись в армейские полки для прохождения военной службы. К дамам в балете император проявил куда большую благосклонность, их он не только не уволил со сцены в армию, но и приказал исполнять мужские партии[8][9]. Особо блистала в мужском танце балерина Настасья Берилова (1776—1804), по личному решению императора она же готовила к мужским ролям свою младшую подругу, будущую выдающуюся русскую балерину Евгению Колосову (1782—1869)[8].
Как раз в этот период для работы в императорской труппе в Санкт-Петербург прибыла семья новых французских гастролеров Шевалье — Пуаро.
Мадам Шевалье, на которую быстро распространилось особое императорское благоволение, незамедлительно вмешалась в процесс развития русского балета, поскольку именно к мужскому балету имела непосредственное отношение мужская часть ее семьи: супруг и младший брат. Результатом стало возвращение на сцену мужского танца, поначалу в мужских партиях стал выходить Огюст Пуаро, а за ним мужской балет полностью вернулся на сцену[8][9].
Надо проявить справедливость: прибытие семьи Пуаро — Шевалье в какой-то мере спасло русский балет.
Жизнь артистической семьи проходила в России весьма безбедно и интенсивно: Пьер ставил балеты, хотя и не выдающиеся; Огюст в них выступал, а сама мадам иногда пела в опере, но большую часть времени, пользуясь своим привилегированным положением и влиянием на высших сановников и императора, отводила на устройство дел многочисленных просителей, за что брала немалые суммы.
Государственный переворот и его итоги для семьи
Однако в марте 1801 года вся их жизнь круто изменилась в результате государственного переворота: Павел I был убит, а заступивший на царствование Александр I потребовал немедленной высылки мадам Шевалье. Пьер Шевалье в это время находился в Париже, куда был командирован с большой суммой для ангажирования знаменитых французских артистов для русского театра, и потому решил не возвращаться[6].
Огюст Пуаро в России
Тем не менее от Огюста Пуаро никто не потребовал покинуть Петербург, и он продолжал работать в России, где сначала был на исполнительском амплуа танцора, а впоследствии поставил как балетмейстер свыше 30 балетов[2], некоторые ставил совместно в И. И. Вальберхом и Шарлем Дидло.
Этот период времени связан с развитием и становлением русского балета, о чем впоследствии писал советский историк русского балета Ю. А. Бахрушин: «Период с 1790 по 1805 год был чрезвычайно знаменательным в истории развития балета в России. За это пятнадцатилетие … было заложено прочное основание для самоопределения русского балета»[10]. А тот небольшой период, когда император изгнал из Петербургской труппы мужской балет, не сыграл существенной роли в общей истории развитии балета на русской сцене.
О. Пуаро особо прославился исполнением национального танца, а русский танец исполнял, по выражению современников, «как настоящий русский»[3]. Биографическая энциклопедия дает творчеству Огюста Пуаро (или, как его стали называть — Огюста) высокую характеристику: «Огюст был не только хорошим танцором, но и отличным балетмейстером … он в танцах, особенно в исполнении русской пляски, был неподражаем»[1].
По прибытии в Петербургскую труппу нового главного балетмейстера Шарля Дидло, сменившего Пьера Пекена Шевалье, Огюст Пуаро быстро подружился с ним, много работал в его постановках, а потом стал ассистентом во многих спектаклях — Дидло доверял ему хореографию некоторых дивертисментов и танцев к своим постановкам.
Кроме того, он вел педагогическую работу в Петербургской театральной школе и какое-то время был и придворным учителем танцев.
О кончине Огюста Пуаро версии расходятся: по некоторым источникам, он умер в 1832 году Санкт-Петербурге[1], по другим — в 1833 покинул Петербургскую сцену, а скончался во Франции в 1844 году[2][3].
Среди балетных партий:
- «Деревенская героиня» — дурачок Бебе
- «Граф Кастелли» — Адольф
- «Амур и Психея» — Тизифон
- 30 января 1799 — «Новый Вертер» композитора С. Н. Титова, балетмейстер И. И. Вальберх[11]
- 1799 — «Приезд Фетиды и Пелея в Фессалию», балетмейстер П. Пекен Шевалье — Пелей
- декабрь 1799 — «Возвращение Полиоркета», балетмейстер П. Пекен Шевалье — Полиоркет
- 1800 — «Деревенская героиня», автор сценария и балетмейстер П. Пекен Шевалье (с использованием постановки Ж.Доберваля) — Бебе, дурачок
- 1800 — «Любовная страсть Флоры и Зефира» («Les Amours de Flore et Zephire») — Зефир, композитор Дж. Сарти, сценарист и балетмейстер П. Шевалье[12]
- «Зефир и Флора» — Бахус
- 1807 — «Медея и Язон», балетмейстер Шарль Дидло по хореографии Новерра — Язон
- 1815 — «Сандрильона» по одноименной опере Н.Изуара — принц Рамир, балетмейстеры сам Огюст Пуаро и И.Вальберх, некоторые танцы поставил Шарль Дидло[13]
- 1817 — «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» А. Венюа, балетмейстер Ш.Дидло — граф Рагоцкий
- 5 марта 1819 — «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» на музыку К. А. Кавоса и его ученика Сушкова, дополнен также музыкой Т. В. Жучковского[14], балетмейстер Шарль Дидло, по либретто одноименного балета итальянского балетмейстера Сальваторе Вигано[10] — граф де Креки (Дидло посвятил этот балет Огюсту, исполнителю главной партии де Креки[3]; премьера прошла в бенефис Огюста; в главных партиях Огюст и Колосова; спектакль выдержал 110 представлений, давая полные сборы[15])
- 1820 — «Федул с детьми на господской вечеринке» — Федул (в собственной хореографии)
- «Молодая островитянка, или Леон и Тамаида», балетмейстер Ш.Дидло — Дон Педро
- 1821 — опера «Немой в горах Сьерры-Морены, или Таинственный нищий» — Немой
- 1821 — «Старые погудки на новый лад» (дивертисмент) — русский танец в паре с Е. Колосовой
- 1821 — балет «Алжирские разбойники, или Морская битва», балетмейстер Шарль Дидло — Педро[16]
- 1821 — дивертисмент «Смотр невест, или Деревенские святки» на музыку С. И. Давыдова — танцевальные сцены[17]
- 1824 — «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» — танцевальные сцены
- 1825 — «Пажи герцога Вандомского» — Герцог Вандомский
- «Нина, или Сумасшедшая от любви» по хореографии Луи Милона — Граф
- «Карл и Лизбета, или Беглец против воли» — Геслер
- 1831 — «Оправданная служанка, или Праздник Матюрины» — Тамбур-мажор
- «Рауль синяя борода», собственная хореография — Рауль
- «Возвращение из Индии, или Деревянная нога», собственная хореография — Вильямс
Среди постановок:
- 1799 — дивертисмент к опере «Мельник — колдун, обманщик и сват»
- 1803—1807 — танцевальные дивертисменты к оперному циклу «Днепровская русалка»
- 1808 — «Отчаяние Жокриса, или Простаки»
- 1813—1814 — «Ополчение, или Любовь к Отечеству» К. А. Кавоса (совместно с Вальберхом)
- 1815 — «Сандрильона» (совместно с Вальберхом), некоторые дивертисменты поставил Шарль Дидло; Огюст исполнил партию принца Рамира
- 1820 — «Федул с детьми на господской вечеринке» (сам же исполнил главную партию)
- 1821 — «Петергофское гулянье»
- 1821 — «Гулянье на Крестовском острове»
- 1821 — «Дезертир»
- 1822 — «Краковская свадьба»
- 1823 — «Семья простаков, или У страха глаза велики»
- 1823 — «Кавказский пленник, или Тень невесты» (в качестве ассистента балетмейстера Ш. Дидло)
- 1824 — «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Шольца, по хореографии А. П. Глушковского (в качестве ассистента балетмейстера Ш. Дидло)
- 1825 — «Сатана со всем прибором, или Уроки чародея» (совместно с Дидло)
- 1831 — балет «Клари»
- 1830 или 1835 — «Альмавива и Розина» (по «Свадьбе Фигаро» Бомарше) на музыку Р. Крейцера; совместно с А. Блашем по хореографии Ж. Б. Блаша
- «Деревенская героиня» (совместно с Вальберхом)
- «Русские в Германии» (совместно с Вальберхом)
- «Казак в Лондоне» (совместно с Вальберхом)
- «Похищение, или Роберт — атаман разбойников» (совместно с Дидло)
- «Сон Светланы» (совместно с Дидло)
- «Торжество России, или Русские в Париже»
- «Рауль — Синяя борода, или таинственный кабинет» (по другим истчникам «Рауль синяя борода, или Опасность любопытства»[18])
- «Возвращение Пожарского в свое отечество»
- «Дидона, или Истребление Карфагена»
- «Сумбека, или Покорение Казанского царства» (в качестве ассистента балетмейстера Ш. Дидло, затем постановка перешла к Алексису Блашу)
Возобновлял спектакли Ж. Доберваля, И. Вальберха, Ш. Дидло.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Большая биографическая энциклопедия. 2009 // Огюст, Август Леонтьевич, автор Е. Ястребцев
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Энциклопедический словарь. 2009 // Огюст Август Леонтьевич
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Российский гуманитарный энциклопедический словарь // Пуаро Огюст
- ↑ Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907 // Шевалье-Пейкам
- ↑ 5,0 5,1 5,2 С. Мельникова. Мадам Шевалье // Петербургский театральный журнал
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Энциклопедия балета (страница 62) // автор Г. Н. Добровольская
- ↑ Н. И. Греч. Воспоминания о моей жизни
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Биографии деятелей балета. Берилова Настасья Парфентьевна
- ↑ 9,0 9,1 Евгения Колосова (Eugenia Kolosova)
- ↑ 10,0 10,1 Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)
- ↑ «НОВЫЙ ВЕРТЕР» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ «ЛЮБОВНАЯ СТРАСТЬ ФЛОРЫ И ЗЕФИРА» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ Журнал «Балет». Балетные чтения: из новых диссертаций; автор Оксана Андреевна Карнович
- ↑ Энциклопедия балета (страница 45)
- ↑ Большая биографическая энциклопедия
- ↑ ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА // Театральная мастерская (стр. 156)
- ↑ ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА // Театральная мастерская (стр. 156)
- ↑ Театральная мастерская