Ямщицкие песни
Ямщицкие песни — устойчивое название русских песен про ямщиков. Ряд русских ямщицких песен известен в России с XIX века, и они могут считаться в литературе и в быту народными.[1]. В настоящее время представляют собой особый пласт русской песенной культуры, который подлежит изучению в музыкальной критической литературе.
В цикл песен про ямщиков вошли и песни про седоков-пассажиров из-за взаимосвязи тех и других в дороге. Поэтому какие-то ямщицкие песни сочинены от лица самого ямщика («Когда я на почте служил ямщиком»), какие-то — от лица его седока («Смолкнул мой ямщик»).
Содержание
Общая информация
Ямщицкие песни появились в России вместе с ямщиками (он же — возница, кучер). Такие песни могли напевать сами ямщики в дороге, погоняя коней и проносясь мимо русских деревень и городов; так, в пути песни и слагались под цокот копыт и звон бубенцов. Кони-тройки стали считаться чуть ли не символом русской поэзии XIX века.
Запряженные тройки коней, летящие по Руси, воспевал и Н. В. Гоголь в «Мертвых душах»: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал! Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. …Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?..».
Ямщицкая тема включает в себя столько народных или ставших народными песен 19 и начала 20 веков, что этой тематике не раз посвящались работы литературоведов более поздних периодов, в частности Ираклий Андроников опубликовал большую статью в «Литературной газете» за 1 января 1975 года под названием «Четырнадцать русских „троек“»[2].
Первые песенные «ямщики»
Первым, кто привнес в русскую поэзию, казалось бы, совсем не поэтический образ ямщика и придал ему столько поэтичности, что тройка лошадей прочно «влетела» на полном скаку в русскую литературу, был, по мнению литературоведа Ираклия Андроникова, Александр Сергеевич Пушкин[1][2], который ввел в русскую поэзию бытовые обыденные предметы и заговорил в стихосложении бытовым обыденным языком, без высокого «штиля» и пафоса; он же разглядел в мчащейся упряжке поэтический символ и сочинил первое русское стихотворение на ямщицкую тему — «Зимняя дорога»:
- Сквозь волнистые туманы
- Пробирается луна,
- На печальные поляны
- Льёт печально свет она.
- По дороге зимней, скучной
- Тройка борзая бежит,
- Колокольчик однозвучный
- Утомительно гремит.
- Что-то слышится родное
- В долгих песнях ямщика:
- То разгулье удалое,
- То сердечная тоска…
Стихотворение Пушкина впервые напечатано в 1826 году в журнале «Московский вестник», а в 1831 году оно опубликовано в виде песни с нотами — композитор А. Алябьев положил стихи на музыку.
Но это была не первая песня о ямщике.
Считается, что серии ямщицких песен положило начало создание романса «Вот мчится тройка удалая» (автор стихов: Фёдор Глинка, композитор Алексей Николаевич Верстовский) в 1828 году[3]. Первым поэтическо-музыкальным откликом на этот романс стало положенное в 1832 году на музыку Павлом Петровичем Булаховым стихотворение Петра Вяземского под названием «Еще тройка» и получившийся в результате романс «Тройка мчится, тройка скачет»[3][1]. Подчеркивая связь своего произведения со стихотворением Федора Глинки, Вяземский дал ему название «Еще тройка».
А дальше — в русскую музыкально-поэтическую культуру вошел целый ряд «троек и ямщиков». Часто они перекликаются друг с другом, вступают в творческие «разговоры» — когда один романс пишется как ответ на другой, заимствуют друг у друга строчки и даже целые строфы, пререкаются, в чем-то повторяя друг друга, в чем-то различаясь.
Исторический экскурс
Появление ямщиков тесно связано с развитием почты.
Возникновение на Руси первых почтовых служб относится к X веку. Есть факты, что тогда появился повоз — особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, то есть перегонам, не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба[4].
В Московском государстве почта называлась ямом, а почтовая служба — ямской гоньбой. Ямы широко распространены в России с XV века[5]. Тогда и появились ямщики, набиравшиеся из крепостных крестьян. В их обязанность входило возить на своих лошадях княжеских гонцов, а кроме того они занимались также починкой мостов и дорог.
При Петре I было создано особое почтовое ведомство[5]. Ямщики перешли в его подчинение, возили почту. Ямщиков с тройками лошадей обязаны были пропускать вперед все остальные выезды — для этого ямщиков специально снабжали колокольчиками, по звону которых загодя слышалось их приближение.
Судьба ямщика приводила в пути к раздумьям о русской подневольной жизни — отсюда заунывная грустная мелодия, а порой и лихая, но за ее лихостью все равно звучат трагедия и отчаяние. Жизнь крепостного мало значила.
Отец крепостного поэта Ивана Макарова (1821—1852), сочинившего песню «Однозвучно гремит колокольчик», был крепостным почтовым ямщиком у помещика Всеволожского. Однажды в дороге он попал в буран, нашли его уже умершим. А через несколько лет стал ямщиком и сам Иван Макаров: сначала был отдан в солдаты, а там определен в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер — так же, как и его отец, замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи — это были его стихи. Песни на его стихи, уже широко известные к тому времени, считались народными, без авторства. Лишь через годы, в 1930-х годах авторство Ивана Макарова и его судьбу установил пермский филолог Александр Кузьмич Шарц, найдя документы в Пермском Облархиве[1].
Сколько было по Руси таких же безвестных, забытых ямщиков, сгинувших в долгом пути — от мороза, от болезней, от «лихих людей»…
Уже позже, о ямщиках XIX века, писал Владимир Алексеевич Гиляровский (1853—1935) в книге «Москва и москвичи», глава «Вдоль по Питерской»:
Но вот заливается по Питерской дороге курьерский колокольчик — все приходит в движение. Освобождают правую часть дороги, и бешено несется курьерская или фельдъегерская тройка. <…> Все остальные обязаны были подвязывать колокольчик, не доезжая до Москвы. Особенно много троек летело из Питера в Сибирь. <…> Так было до первой половины прошлого века, до Николаевской железной дороги. Николай I положил на карту линейку и провел карандашом прямую черту от Москвы до Питера.
— Чтобы не сбиться с линии — повешу!
И была выстроена прямая дорога. И первые поехали по ней арестанты. Из дворян и купечества многие боялись.
— Нечистая сила колеса крутит…[6]
Так до самого появления поездов по российским дорогам мчались упряжи коней с ямщиками.
Лишь в первой четверти ХХ века поезда, а затем и автомобили полностью заменили ямщиков с тройками. От них остались только песни.
Скачущие по просторам запряженные лошади больше не вдохновляют современных российских поэтов и композиторов на создание новых песен. Впрочем, новые ямщицкие песни все равно появляются, только они все равно сочиняются на старый лад — скажем, для кинофильмов или театральных постановок — и являют собой стилизацию под те, старые песни.
Так, например, для художественного фильма «Станционный смотритель» (1972) по повести А. С. Пушкина композитор Исаак Шварц положил на музыку стихи Пушкина — получился романс «Я ехал к вам». (См. фрагмент из телефильма «Станционный смотритель» — справа)
Возрождение ямщицкой песни
Часть ямщицких песен, к которой относились романсы, в начале советской власти, вскоре после Октябрьского государственного переворота, была запрещена к исполнению — как не соответствующая духу построения всеобщего счастья и уводящая от коллективизма в индивидуализм (песни о любви интимного характера трудно признать коллективистскими). Песни же о тяжелой ямщицкой доле — как соответствующие народному духу и обличающие старый режим — запрету не подлежали. Однако с конца 1950-х годов и с ямщицких романсов постепенно снимался запрет и они становились реабилитированными.
В настоящее время интерес в России к этим произведениям резко возрастает; в разных городах организовывается немало концертов, фестивалей, музыкальных вечеров с программами ямщицких песен[7][8][9].
В 2008 году одну из таких программ подготовили в Москве оперный певец Андрей Александрович Пичугин (баритон) и Владимир Генрихович Маркушевич (семиструнная гитара). Они провели исследования в архивах и восстановили изначальный стихотворный текст музыкальных произведений, разыскали утерянные куплеты и исполняют романсы в музыкальных замыслах композиторов в первоначальном виде[10]. Кроме того, в их репертуар входят и народные ямщицкие песни.
Есть и иное развитие возрождения жанра. Стали появляться новые музыкальные произведения на тему ямщицких песен. Они вдохновлены уже не самими ямщиками с их тройками, отошедшими в далекое прошлое, но — песнями о них, иными словами: сам жанр ямщицкой песни порождает собственное развитие.
Но это уже — произведения-стилизации. К ним можно отнести современные ямщицкие песни, часто написанные для кинофильмов или определенных программ. Так — композитор ХХ века Георгий Свиридов создал свой музыкальный вариант на стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Ныне песня входит в репертуар разных певцов и исполняется в обеих музыкальных редакциях — композиторов А. Алябьева и Г. Свиридова. (См. исполнение на музыку А. Алябьева — выше — поет Олег Погудин; исполнение на музыку Г. Свиридова — справа — поет Борис Гмыря)
Композитору Георгию Свиридову также принадлежит сюита «Тройка» — к кинофильму «Метель» (1975) по одноименной повести А. С. Пушкина.
Композитор Владимир Беляев (р.1948) на основе ямщицких песен сочинил сюиту «Ямщицкие песни».
Среди ямщицких песен
Подобные песни настолько вошли в русскую народную культуру, что многие из них утеряли авторство и называются народными песнями. Это обычно значит, что авторы песен неизвестны, а вот услышанная кем-то песня повторена и продолжает жить, и ее поют, часто забывая первозданные слова и заменяя их на другие. И с другими авторскими песнями, прижившимися в народе, происходит то же самое: заменяются слова стихов, видоизменяются порой и какие-то части в мелодии. Потому песни существуют в нескольких вариантах — и все правильные. Часто песни теряют и свое первозданное название, заменяемое на первую строчку песни. В приводимом ниже списке название дается по более частому варианту, например: «Вдоль по Питерской» (именно так пел Ф. И. Шаляпин и песня получила широкую известность в его исполнении), но существует и версия: «Как по Питерской»[11]
Ямщицкие песни (по алфавиту; по первой строчке):
- «Аль опять не видать / Прежней красной доли?» («Песня ямщика») — 1840, музыка: Александр Львович Гурилев (1803—1858), стихи: Константин Александрович Бахтурин (1807—1841) — 1837; на эти слова и другая песня, музыка: Николай Алексеевич Титов[1].
- «В лунном сиянии» (он же — «Динь-динь-динь» и «Колокольчик») — время создания: 1894—1906 гг., автор стихов и музыки Евгений Дмитриевич Юрьев
- «Вдоль по Питерской» (вариант: «Как по Питерской») — народная песня
- «Вот мчится тройка почтовая…» — 1901, народная песня (возможный автор стихов: Леонид Николаевич Трефолев[1])
- «Вот мчится тройка удалая…» — 1828 г., стихи: Фёдор Глинка (1825 г.), музыка: Алексей Николаевич Верстовский
- «Вот на пути село большое» — после 1840 г.[12], музыка Пётр Петрович Булахов, стихи: Н. Анордист (Н. Радостин) (1839 г.)
- «Гайда, тройка!» — конец XIX — начало XX в., Михаил Карлович Штейнберг
- «Гони, ямщик» — до 1914 года, автор музыки: В. Семенов, автор текста: К. Остапенко[13]
- «Гони, ямщик, куда глаза глядят» («Лошадки») — автор слов и музыки эстрадный певец Пётр Лещенко
- «Дорогой длинною» — 1924 ? , автор музыки: Борис Иванович Фомин, автор стихов: Константин Николаевич Подревский
- «Дорожная песня» (стилизация), из кинофильма «Любовь и разлука» — стихи: Булат Окуджава, музыка: Исаак Шварц
- «Запрягу я тройку борзых…» («Песнь ямщика») — 1870, музыка: М. Лазорев, слова: Фадеев
- «Звенит звонок, и тройка мчится» — 1848, Григорий Малышев,
- «Когда я на почте служил ямщиком» («Ямщик») — конец 1860-х г., музыка: Яков Фёдорович Пригожий (1840—1920), стихи: Леонид Николаевич Трефолев (1839—1905) (перевод с польского поэта Владислава Сырокомли)[1]
- «Колокольчик» — 1860-е гг., Александр Аммосов
- «Колокольчики-бубенчики звенят» — 1901, Скиталец
- «Молчи, ямщик!» — народная песня
- «На последнюю пятерку» — народная песня
- «Начинаются дни золотые» — народная песня
- «Ну, быстрей летите, кони». Автор и слов, и музыки Владимир Бакалейников
- «Однозвучно гремит колокольчик» — 1853, музыка: Александр Львович Гурилев, стихи: Иван Макаров ?(1820—1852). Есть также предположение, что автор слов Николай Петрович Макаров, лексикограф и гитарист (1810—1890). У романса есть два популярных музыкальных варианта, один с музыкой Константина Сидоро́вича (биографических данных нет), а второй с музыкой Александра Гурилева[2]
- «Ой, вы кони мои вороные» — авторы слов и музыки: В.Кононов, В.Капаев[14]
- «Ой, мороз, мороз…» — за авторство идет судебная тяжба[15]
- «Пара гнедых, запряженных с зарею» — Сергей Донауров (1839—1897), поэт, переводчик и композитор-любитель написал стихотворение на французском языке и написал к нему музыку. Поэт Алексей Апухтин это стихотворение перевел на русский. А Яков Пригожий обработал мелодию Донаурова, в результате и появился романс «Пара гнедых»[2]
- «По дорожке снег кружится» — народная песня
- «Под дугой колокольчик поёт» — автор слов В. Гарлицкий, музыки — Матвей Иосифович Николаевский (1882—1942)[2]
- «Пыль столбом крутится, вьется» — 1866, музыка: Пётр Петрович Булахов, стихи: Василий Чуевский
- «Семь летящих коней» — аллегория, имеются в виду семь струн гитары, автор слов: Григорий Поженян, автор музыки: Виктор Сапрыкин
- «Сквозь волнистые туманы» («Зимняя дорога») — 1831, композитор А. Алябьев, стихи: А. С. Пушкин (1826 г.)
- «Слышен звон бубенцов» («Бубенцы») — музыка: Владимир Романович Бакалейников (1885—1953), стихи: Александр Борисович Кусиков (Кусикян) (1896—1977)[2]
- «Степь да степь кругом» — музыка С. П. Садовский, стихи: Иван Захарович Суриков
- «Тройка мчится, тройка скачет» — 1834 г. , музыка: Павел Петрович Булахов, стихи: Петр Андреевич Вяземский
- «Уж ты степь моя, степь Моздокская!» (вариант: «Уж ты степь моя, степь широкая!») — народная песня[11]
- «Эй, вы, други, что заснули»
- «Эй, ямщик, гони-ка к Яру» — до 1911 г., музыка: Евгений Юрьев, стихи: Б.Андржеевский
- «Я ехал к вам» — 1972, композитор: И. Шварц, стихи: А. Пушкин
- «Ямщик, не гони лошадей» — 1915, композитор: Яков Лазаревич Фельдман, стихи: Николай фон Риттер
Исполнения
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 О РУССКИХ «ТРОЙКАХ» // «Музыкальная Правда», февраль 12, 1997. № 07
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Романсы и песни с бубенцами
- ↑ 3,0 3,1 ВОТ МЧИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ…
- ↑ Ямщики. История, музеи, иллюстрации
- ↑ 5,0 5,1 Кто такие ямщики?
- ↑ Владимир Алексеевич Гиляровский (1853—1935) «МОСКВА И МОСКВИЧИ». ВДОЛЬ ПО ПИТЕРСКОЙ
- ↑ 23 июля 2011 года в городе Гаврилов-Ям — фестиваль «Ямщицкой песни»
- ↑ Казачьи и ямщицкие песни в День России, Якутск
- ↑ Новосибирская государственная филармония
- ↑ «Ямщицкие песни» — программа, подготовленная А. Пичугиным (баритон) и В. Маркушевичем (7-струнная гитара)
- ↑ 11,0 11,1 Ямщицкие песни // Уж ты степь моя, степь Моздокская!
- ↑ ВОТ НА ПУТИ СЕЛО БОЛЬШОЕ
- ↑ ГОНИ, ЯМЩИК!
- ↑ АУДИО. ОЙ, ВЫ КОНИ МОИ ВОРОНЫЕ
- ↑ Судебная тяжба за авторство песни «Ой, мороз, мороз…» продолжится