Евгения Фёдоровна Смоленская — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:EvgSmolenskaya.jpg|thumb|Евгения Федоровна Смоленская]] | [[Файл:EvgSmolenskaya.jpg|thumb|Евгения Федоровна Смоленская]] | ||
{{youtube|7NjzvhO0MTU|Евгения Смоленская - ариозо Лизы («Пиковая дама»)}} | {{youtube|7NjzvhO0MTU|Евгения Смоленская - ариозо Лизы («Пиковая дама»)}} | ||
− | '''Евгения Федоровна Смоленская''' (1919—1989) | + | '''Евгения Федоровна Смоленская''' (1919—1989) — советская оперная певица (лирико-драматическое сопрано). |
− | Заслуженная артистка РСФСР (1951)<ref name=slov>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Вокально-энциклопедический%20словарь/Смоленская%20Евгения%20Федеровна%20(1919—1989)/ Вокально-энциклопедический словарь. | + | Заслуженная артистка РСФСР (1951)<ref name=slov>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Вокально-энциклопедический%20словарь/Смоленская%20Евгения%20Федеровна%20(1919—1989)/ Вокально-энциклопедический словарь. — 1991—1994 // Смоленская Евгения Федеровна (1919—1989)]</ref>. |
− | Обладала красивым мощным голосом и вместе с тем светлого, ясного тембра<ref name=bolsho>[http://www.bolshoi-theatre.su/legends/evgeniya-smolenskaya/ Легенды | + | Обладала красивым мощным голосом и вместе с тем светлого, ясного тембра<ref name=bolsho>[http://www.bolshoi-theatre.su/legends/evgeniya-smolenskaya/ Легенды Большого — Евгения Смоленская]</ref>. |
− | Евгения Смоленская родилась в маленьком поселке Стенки близ Горловки в Донбассе в семье кузнеца (по другой версии, в семье слесаря<ref name=enakie>[http://enakievets.info/publ/enakievo_kak_na_ladoni/zhiteli_enakievo/smolenskaja_evgenija_fedorovna_pevica/5-1-0-1977 Жители Енакиево // Смоленская Евгения | + | Евгения Смоленская родилась в маленьком поселке Стенки близ Горловки в Донбассе в семье кузнеца (по другой версии, в семье слесаря<ref name=enakie>[http://enakievets.info/publ/enakievo_kak_na_ladoni/zhiteli_enakievo/smolenskaja_evgenija_fedorovna_pevica/5-1-0-1977 Жители Енакиево // Смоленская Евгения Федоровна — певица]</ref>). Уже став прославленной певицей, она вспоминала, что в детстве росла в семье, где иного и часто пели, особенно любили звучные украинские народные песни<ref name=bolsho/><ref name=bolsh2>[http://www.bolshoi-theatre.su/legends/evgeniya-smolenskaya/149/ Творческий путь Евгении Смоленской]</ref>. Эта семейная любовь к песне передалась и ей еще в детстве. А врожденная музыкальность определила дальнейшую профессию. |
Правда, на сцену будущая певица попала еще не сразу. | Правда, на сцену будущая певица попала еще не сразу. | ||
− | [[Файл:Smolenskaya (3).jpg|thumb|left|Евгения | + | [[Файл:Smolenskaya (3).jpg|thumb|left|Евгения Смоленская — Эмма («Хованщина»)]] |
− | [[Файл:Smolenskaya (4).jpg|thumb|left|Евгения | + | [[Файл:Smolenskaya (4).jpg|thumb|left|Евгения Смоленская — Наташа («Русалка»)]] |
− | [[Файл:Smolenskaya (5).jpg|thumb|left|Евгения | + | [[Файл:Smolenskaya (5).jpg|thumb|left|Евгения Смоленская — Ярославна («Князь Игорь»)]] |
После окончания школы-семилетки Смоленская поступила в Енакиевский педагогический техникум и, окончив его, стала учительницей украинского языка и литературы в школе поселка шахты «Красный Профинтерн» (город Енакиево)<ref name=enakie/>. Два года она работала в школе. | После окончания школы-семилетки Смоленская поступила в Енакиевский педагогический техникум и, окончив его, стала учительницей украинского языка и литературы в школе поселка шахты «Красный Профинтерн» (город Енакиево)<ref name=enakie/>. Два года она работала в школе. | ||
− | А однажды случилось то, что изменило всю ее жизнь: ее случайное пение услышал директор Енакиевской музыкальной школы З. Концевой. Он не просто | + | А однажды случилось то, что изменило всю ее жизнь: ее случайное пение услышал директор Енакиевской музыкальной школы З. Концевой. Он не просто услышал — он немедленно взялся за дело и объяснил молодой учительнице, что она обладает исключительным голосом и обязана посвятить себя искусству<ref name=enakie/>. |
Евгения Фёдоровна продолжала преподавать украинский язык и одновременно принимала участие в самодеятельных концертах на клубной сцене шахты<ref name=enakie/>. После областной олимпиады в г. Сталино (ныне [[Донецк]]), где молоденькая учительница поразила всех своим чудесным голосом, она получила направление в Киевскую консерваторию<ref name=bolsho/><ref name=bolsh2/>. | Евгения Фёдоровна продолжала преподавать украинский язык и одновременно принимала участие в самодеятельных концертах на клубной сцене шахты<ref name=enakie/>. После областной олимпиады в г. Сталино (ныне [[Донецк]]), где молоденькая учительница поразила всех своим чудесным голосом, она получила направление в Киевскую консерваторию<ref name=bolsho/><ref name=bolsh2/>. | ||
− | В | + | В 1939—1941 гг. училась в Киевской консерватории<ref name=slov/><ref name=kino-teatr>[http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/252384/bio/ Кино-Театр.ru. Смоленская Евгения Федоровна]</ref> и мечтала стать звездой оперной сцены. |
Но эти мечты были отброшены на будущее: в СССР пришла Вторая мировая война, началась Великая Отечественная… Было не до консерваторий, будущая певица поступила на работу в штаб воинской части<ref name=bolsho/><ref name=bolsh2/>. | Но эти мечты были отброшены на будущее: в СССР пришла Вторая мировая война, началась Великая Отечественная… Было не до консерваторий, будущая певица поступила на работу в штаб воинской части<ref name=bolsho/><ref name=bolsh2/>. | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Война пощадила ее. А после победы она пришла в Шахтерский ансамбль, в котором выступала с разнообразным песенным репертуаром<ref name=bolsho/>, а вскоре была принята в профессиональный оперный театр города Сталино. | Война пощадила ее. А после победы она пришла в Шахтерский ансамбль, в котором выступала с разнообразным песенным репертуаром<ref name=bolsho/>, а вскоре была принята в профессиональный оперный театр города Сталино. | ||
− | В 1945—1947 | + | В 1945—1947 годах — солистка Оперного театра г. Сталино (ныне [[Донецк]])<ref name=slov/><ref name=kino-teatr/><ref name=bolsh2/>. |
− | Одновременно с работой в театре Евгения Фёдоровна продолжала | + | Одновременно с работой в театре Евгения Фёдоровна продолжала обучение — у педагога Сталинского музыкального училища Е. Н. Панаевой<ref name=bolsho/>, при этом она уже исполняла серьезные оперные партии: Лиза в «Пиковой даме» Чайковского, Наташа в «Русалке» Даргомыжского, Маша в «Дубровском» Направника. Неимоверный успех сопутствовал ей. |
− | В 1947 году она приехала в Москву и поступила по конкурсу в Большой театр<ref name=bolsh2/>. И сразу дебютировала в уже не раз исполняемой ей в театре в Сталино партией Наташи в опере «Русалка» А. Даргомыжского<ref name=bolsho/>. Она передавала эту роль по-своему: её Наташа—цельная, правдивая и сильная натура, слишком искренняя и прямая, чтобы мириться с открывшейся ей страшной | + | В 1947 году она приехала в Москву и поступила по конкурсу в Большой театр<ref name=bolsh2/>. И сразу дебютировала в уже не раз исполняемой ей в театре в Сталино партией Наташи в опере «Русалка» А. Даргомыжского<ref name=bolsho/>. Она передавала эту роль по-своему: её Наташа—цельная, правдивая и сильная натура, слишком искренняя и прямая, чтобы мириться с открывшейся ей страшной истиной — изменой князя. Одновременно она поражала и глубоким мощным голосом, и владением техничеки, исполнив сложные вокальные фиоритуры, которыми изобилует партия Наташи. Ее путь к славе был предрешен. |
− | В 1947—1972 | + | В 1947—1972 годах — солистка Большого театра<ref name=slov/><ref name=kino-teatr/><ref>[http://www.bilettorg.ru/actors-from-the-past/91/ Евгения Федоровна СМОЛЕНСКАЯ]</ref>. |
В 1948 году она была отмечена в большой статье о молодых талантах московского Большого театра в газете «Вечерняя Москва» (Самойло К. Молодые певцы на сцене Большого театра // Веч. Москва. 1948. 23 февр.)<ref name=slov/>. | В 1948 году она была отмечена в большой статье о молодых талантах московского Большого театра в газете «Вечерняя Москва» (Самойло К. Молодые певцы на сцене Большого театра // Веч. Москва. 1948. 23 февр.)<ref name=slov/>. | ||
Строка 39: | Строка 39: | ||
А Большой театр тем временем предложил ее следующую работу: партию Лизы в опере «Пиковая дама». | А Большой театр тем временем предложил ее следующую работу: партию Лизы в опере «Пиковая дама». | ||
− | Но настоящий успех пришел к Евгении Смоленской в 1951 году с исполнением партии Ярославны в опере Бородина «Князь Игорь», ее предыдущие успешные работы стали даже восприниматься более блекло по сравнению с этой<ref name=bolsh2/>. Ее | + | Но настоящий успех пришел к Евгении Смоленской в 1951 году с исполнением партии Ярославны в опере Бородина «Князь Игорь», ее предыдущие успешные работы стали даже восприниматься более блекло по сравнению с этой<ref name=bolsh2/>. Ее Ярославна — не только преданная жена, но и сильная, волевая натура, помощница и советчица своего мужа, которой Игорь, уезжая, передал бразды правления княжеством. Певица создавала образ, полный силы и властности<ref name=bolsh2/>. Собственно, такой образ женщины и формировала советская система; по замыслу создания [[Простой советский человек|«простого советского человека»]], женщина должна быть независимой от мужчины и работать самостоятельно. |
А потом появились и следующие серьезные роли… | А потом появились и следующие серьезные роли… | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
== Репертуар == | == Репертуар == | ||
− | * | + | * Наташа — [[Русалка Даргомыжского (опера)|«Русалка»]] А. Даргомыжского |
− | * | + | * Ярославна — «[[Князь Игорь (опера)|Князь Игорь]]» А. Бородина (аудиозапись 1951 г.) |
− | * | + | * 1949 — Лиза — «[[Пиковая дама (опера)|Пиковая дама]]» П. Чайковского, Большой театр (аудиозапись 1952 г.) |
− | * | + | * Эмма — «[[Хованщина (опера)|Хованщина]]» М. Мусоргского |
− | * | + | * Мария — [[Мазепа (опера)|«Мазепа»]] П. Чайковского |
− | * | + | * Маша — [[Дубровский (опера)|«Дубровский»]] Э. Направника |
− | * | + | * Кума — [[Чародейка (опера)|«Чародейка»]] П. Чайковского |
− | * | + | * Аида — в [[Аида (опера)|одноименной опере]] Дж. Верди |
− | * | + | * Милитриса — [[Сказка о царе Салтане (опера)|«Сказка о царе Салтане»]] |
− | * Вера | + | * Вера Шелога — [[Боярыня Вера Шелога (опера)|«Боярыня Вера Шелога»]] Н. А. Римского-Корсакова |
− | * | + | * Сантуцца — «[[Сельская честь (опера)|Сельская честь]]» |
− | * | + | * Марцелина — [[Свадьба Фигаро (опера)|«Свадьба Фигаро»]] Моцарта |
* Берта («[[Севильский цирюльник (опера)|Севильский цирюльник]]») | * Берта («[[Севильский цирюльник (опера)|Севильский цирюльник]]») | ||
* Хозяйка корчмы («[[Борис Годунов (опера)|Борис Годунов]]») | * Хозяйка корчмы («[[Борис Годунов (опера)|Борис Годунов]]») | ||
− | * Елена и Ольга | + | * Елена и Ольга Мироновна — [[Декабристы (опера)|«Декабристы»]] Ю. Шапорина |
− | * | + | * Горислава — [[Руслан и Людмила (опера)|«Руслан и Людмила»]] |
− | * Домна | + | * Домна Сабурова — «[[Царская невеста (опера)|Царская невеста]]» |
− | * | + | * Ларина — «Евгений Онегин» П. Чайковского |
== Источники == | == Источники == |
Текущая версия на 11:57, 1 августа 2018
Евгения Федоровна Смоленская (1919—1989) — советская оперная певица (лирико-драматическое сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (1951)[1].
Обладала красивым мощным голосом и вместе с тем светлого, ясного тембра[2].
Евгения Смоленская родилась в маленьком поселке Стенки близ Горловки в Донбассе в семье кузнеца (по другой версии, в семье слесаря[3]). Уже став прославленной певицей, она вспоминала, что в детстве росла в семье, где иного и часто пели, особенно любили звучные украинские народные песни[2][4]. Эта семейная любовь к песне передалась и ей еще в детстве. А врожденная музыкальность определила дальнейшую профессию.
Правда, на сцену будущая певица попала еще не сразу.
После окончания школы-семилетки Смоленская поступила в Енакиевский педагогический техникум и, окончив его, стала учительницей украинского языка и литературы в школе поселка шахты «Красный Профинтерн» (город Енакиево)[3]. Два года она работала в школе.
А однажды случилось то, что изменило всю ее жизнь: ее случайное пение услышал директор Енакиевской музыкальной школы З. Концевой. Он не просто услышал — он немедленно взялся за дело и объяснил молодой учительнице, что она обладает исключительным голосом и обязана посвятить себя искусству[3].
Евгения Фёдоровна продолжала преподавать украинский язык и одновременно принимала участие в самодеятельных концертах на клубной сцене шахты[3]. После областной олимпиады в г. Сталино (ныне Донецк), где молоденькая учительница поразила всех своим чудесным голосом, она получила направление в Киевскую консерваторию[2][4].
В 1939—1941 гг. училась в Киевской консерватории[1][5] и мечтала стать звездой оперной сцены.
Но эти мечты были отброшены на будущее: в СССР пришла Вторая мировая война, началась Великая Отечественная… Было не до консерваторий, будущая певица поступила на работу в штаб воинской части[2][4].
Война пощадила ее. А после победы она пришла в Шахтерский ансамбль, в котором выступала с разнообразным песенным репертуаром[2], а вскоре была принята в профессиональный оперный театр города Сталино.
В 1945—1947 годах — солистка Оперного театра г. Сталино (ныне Донецк)[1][5][4].
Одновременно с работой в театре Евгения Фёдоровна продолжала обучение — у педагога Сталинского музыкального училища Е. Н. Панаевой[2], при этом она уже исполняла серьезные оперные партии: Лиза в «Пиковой даме» Чайковского, Наташа в «Русалке» Даргомыжского, Маша в «Дубровском» Направника. Неимоверный успех сопутствовал ей.
В 1947 году она приехала в Москву и поступила по конкурсу в Большой театр[4]. И сразу дебютировала в уже не раз исполняемой ей в театре в Сталино партией Наташи в опере «Русалка» А. Даргомыжского[2]. Она передавала эту роль по-своему: её Наташа—цельная, правдивая и сильная натура, слишком искренняя и прямая, чтобы мириться с открывшейся ей страшной истиной — изменой князя. Одновременно она поражала и глубоким мощным голосом, и владением техничеки, исполнив сложные вокальные фиоритуры, которыми изобилует партия Наташи. Ее путь к славе был предрешен.
В 1947—1972 годах — солистка Большого театра[1][5][6].
В 1948 году она была отмечена в большой статье о молодых талантах московского Большого театра в газете «Вечерняя Москва» (Самойло К. Молодые певцы на сцене Большого театра // Веч. Москва. 1948. 23 февр.)[1].
В августе 1949 года Евгения Смоленская побывала на Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште, где приняла участие в конкурсе вокалистов и получила первую премию[2].
А Большой театр тем временем предложил ее следующую работу: партию Лизы в опере «Пиковая дама».
Но настоящий успех пришел к Евгении Смоленской в 1951 году с исполнением партии Ярославны в опере Бородина «Князь Игорь», ее предыдущие успешные работы стали даже восприниматься более блекло по сравнению с этой[4]. Ее Ярославна — не только преданная жена, но и сильная, волевая натура, помощница и советчица своего мужа, которой Игорь, уезжая, передал бразды правления княжеством. Певица создавала образ, полный силы и властности[4]. Собственно, такой образ женщины и формировала советская система; по замыслу создания «простого советского человека», женщина должна быть независимой от мужчины и работать самостоятельно.
А потом появились и следующие серьезные роли…
Много времени певица отдавала педагогической работе. Она вела курс в училище им. Октябрьской революции, на отделении Музкомедии[2], потом отделение муз.комедии было переведено в полном составе в Гнесинское училище, объединив оба класса, и она была педагогом Института им. Гнесиных[5].
Не обошел ее своим вниманием советский образ жизни. Она была депутатом Московского городского совета депутатов трудящихся[5].
Записи ее выступлений в опере «Князь Игорь» (партия: Ярославна) попали в фильм «Большой концерт» (1951)[5].
Дочь работала в Москве в Ленинской библиотеке (ныне Российская государственная библиотека)[2].
Записи исполнений Евгении Смоленской прослушать: здесь, здесь, здесь и кто где найдет.
Репертуар
- Наташа — «Русалка» А. Даргомыжского
- Ярославна — «Князь Игорь» А. Бородина (аудиозапись 1951 г.)
- 1949 — Лиза — «Пиковая дама» П. Чайковского, Большой театр (аудиозапись 1952 г.)
- Эмма — «Хованщина» М. Мусоргского
- Мария — «Мазепа» П. Чайковского
- Маша — «Дубровский» Э. Направника
- Кума — «Чародейка» П. Чайковского
- Аида — в одноименной опере Дж. Верди
- Милитриса — «Сказка о царе Салтане»
- Вера Шелога — «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова
- Сантуцца — «Сельская честь»
- Марцелина — «Свадьба Фигаро» Моцарта
- Берта («Севильский цирюльник»)
- Хозяйка корчмы («Борис Годунов»)
- Елена и Ольга Мироновна — «Декабристы» Ю. Шапорина
- Горислава — «Руслан и Людмила»
- Домна Сабурова — «Царская невеста»
- Ларина — «Евгений Онегин» П. Чайковского
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Вокально-энциклопедический словарь. — 1991—1994 // Смоленская Евгения Федеровна (1919—1989)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Легенды Большого — Евгения Смоленская
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Жители Енакиево // Смоленская Евгения Федоровна — певица
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Творческий путь Евгении Смоленской
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Кино-Театр.ru. Смоленская Евгения Федоровна
- ↑ Евгения Федоровна СМОЛЕНСКАЯ