Алексей Николаевич Верстовский — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Алексей Николаевич Верстовский''' (18 февраля (1 марта) 1799, Тамбовская губерния — 5 (17) нояб…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Алексей Николаевич Верстовский''' (18 февраля (1 марта) 1799, Тамбовская | + | '''Алексей Николаевич Верстовский''' (18 февраля (1 марта) 1799, Тамбовская губерния — 5 (17) ноября 1862, Москва) — русский [[композитор]] и театральный деятель. |
− | [[Файл:AlekseyVerstovskiy. | + | [[Файл:AlekseyVerstovskiy.JPG|thumb|right|Алексей Верстовский]] |
== Биография == | == Биография == | ||
− | Алексей Верстовский родился [[18 февраля]] [[1799 год]]а<ref name="mus-info">[http://mus-info.ru/composers/verstovskii.shtml Алексей Верстовский в Музыкальном справочнике]</ref> в имении Селивёрстово (близ села Мезинец) Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области)<ref name="n">[http://www.neuch.ru/referat/71025.html Жизнь и творчество А. | + | Алексей Верстовский родился [[18 февраля]] [[1799 год]]а<ref name="mus-info">[http://mus-info.ru/composers/verstovskii.shtml Алексей Верстовский в Музыкальном справочнике]</ref> в имении Селивёрстово (близ села Мезинец) Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области)<ref name="n">[http://www.neuch.ru/referat/71025.html Жизнь и творчество А. Н. Верстовского]</ref><ref name=tstu>[http://www.tstu.ru/win/kultur/composer/verst/biograf.htm Жизнь и творчество А. Н. Верстовского]</ref>. Имение было расположено на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Отец Верстовского служил в Тамбовской удельной экспедиции<ref name="n" />. Его мать Анна Васильевна была дочерью генерал-майора Волкова<ref name=tstu/>. Отец композитора был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, и потому фамилия его — Верстовский — образована от части родовой фамилии, а сам он был приписан к дворянскому сословию как выходец из «польского шляхетства»<ref name=belcanto>[http://belcanto.ru/verstovsky.html Алексей Верстовский (Alexey Verstovsky); автор Т. Корженьянц]</ref>. Он получил хорошее образование и был человеком вполне обеспеченным, у него даже был собственный крепостной оркестр и большая нотная библиотека. В таких условиях маленький сын — будущий русский композитор — имел все возможности осваивать музыкальные азы. И он действительно уже с 8 лет начал выступать в любительских концертах как пианист<ref name=belcanto/>. |
− | Алексей Верстовский с детства обучался музыке. Первой учительницей стала | + | Алексей Верстовский с детства обучался музыке. Первой учительницей стала мачеха — Дарья Михайловна Малышева (Колокольцева). В доме была большая нотная библиотека и музыкальные инструменты. Другие дети, брат Василий и сестра Варвара, также играли на музыкальных инструментах. Семья часто по долгу службы отца жила в [[Тамбов]]е, там Алексей брал уроки игры на фортепиано у местного музыканта П. И. Протопопова<ref name="n" /> (по другим данным с П. И. Протопоповым Алексей Верствовский познакомился уже в Уфе)<ref name="me1" />. |
− | В [[1808 год]]у юный Алексей вместе с семьёй переехал в [[Уфа|Уфу]]<ref name="me1">Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. | + | В [[1808 год]]у юный Алексей вместе с семьёй переехал в [[Уфа|Уфу]]<ref name="me1">Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 1. А — Гонг. 1072 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973 (стб. 755—757)</ref>. |
− | В | + | В 1816—1817 гг. Алексей Николаевич обучался в Институте корпуса инженеров путей сообщения в [[Петербург]]е (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения) и продолжал заниматься музыкой, беря уроки музыки по различным дисциплинам и на различных инструментах: у Д. Штейбельта и [[Джон Филд|Дж. Филда]] брал уроки игры на фортепиано, у [[Франц Бём (музыкант)|Ф. Бёма]] и Л. Маурера учился игре на скрипке<ref>[http://www.enclo.spb.ru/directory/index.phtml?&typeitem=articles&iditem=1803712895&PHPSESSID=2de12331b4cffce28a897809d2dea140 Верстовский Алексей Николаевич (1799—1862), музыкант]</ref>. У Брандта, [[Карл Траугот Цейнер|Цейнера]] и М. Миллера учился теории композиции, у Тарквини учил пение<ref name="me1" />. В это же время он увлёкся театром<ref name="me1" />. |
Во время учёбы в институте путей сообщения Верстовский сблизился с музыкантом [[Александр Александрович Алябьев|Александром Алябьевым]], драматургами [[Николай Иванович Хмельницкий|Николаем Хмельницким]] и [[Александр Александрович Шаховской|Александром Шаховским]]<ref name="me1" />. В те же годы Верстовский начинает сочинять произведения для театра. Пишет сам, переводит с [[французский язык|французского]] [[либретто]] [[Водевиль|водевилей]], сочиняет музыку к театральным представлениям. Тогда же, Алексей Николаевич сам участвовал в любительских спектаклях. | Во время учёбы в институте путей сообщения Верстовский сблизился с музыкантом [[Александр Александрович Алябьев|Александром Алябьевым]], драматургами [[Николай Иванович Хмельницкий|Николаем Хмельницким]] и [[Александр Александрович Шаховской|Александром Шаховским]]<ref name="me1" />. В те же годы Верстовский начинает сочинять произведения для театра. Пишет сам, переводит с [[французский язык|французского]] [[либретто]] [[Водевиль|водевилей]], сочиняет музыку к театральным представлениям. Тогда же, Алексей Николаевич сам участвовал в любительских спектаклях. | ||
− | В 1817 году Верстовский оставил институт и поступил на гражданскую службу<ref name="bse2-7">Большая Советская энциклопедия. | + | В 1817 году Верстовский оставил институт и поступил на гражданскую службу<ref name="bse2-7">Большая Советская энциклопедия. Вариолоид — Вибратор. 1951. 648 стр., илл.; 70 л. илл. и карт.</ref>. В 1819 году в петербургском Большом театре была поставлена опера-водевиль Верстовского «Бабушкины попугаи»<ref name="me1" />. Это стало началом его театрально-композиторской деятельности. |
− | В 1823 году Верстовский переехал в [[Москва|Москву]], где служил в канцелярии генерал-губернатора [[Дмитрий Владимирович Голицын|Д. | + | В 1823 году Верстовский переехал в [[Москва|Москву]], где служил в канцелярии генерал-губернатора [[Дмитрий Владимирович Голицын|Д. В. Голицына]]<ref name="me1" />. В то время московская императорская труппа несколько отделилась от общей дирекции императорских театров и на какое-то время вошла в подчинение генерал-губернатора. Карьера музыканта продвигалась успешно: с 1825 года Верстовский А. Н. — инспектор музыки Московской императорской труппы, с 1830 — инспектор репертуара императорских московских театров, в течение 1848—1860 гг. — управляющий конторой Дирекции императорских московских театров, причем по воспоминаниям драматического актера Петербургской труппы [[Александр Александрович Нильский|А. А. Нильского]], Верстовский как управляющий московскими театрами слыл очень строгим и взыскательным начальником<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=7 ''A. A. Нильский''. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 7)]</ref>. |
Художник [[Григорий Чернецов]] включил изображение Алексея Верстовского в свою картину «[[Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге]]», на которой он поместил 223 выдающихся людей России эпохи императора Николая I. Верстовского можно обнаружить под номером 192<ref>[http://www.tez-rus.net/ViewGood37888.html Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог (К-Я). Санкт-Петербург. Palace Editions. 2007]</ref> (чтобы зрители не запутались, художник дал каждому портрету отдельный номер, см. ст.: [[Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге/Список изображений]]). | Художник [[Григорий Чернецов]] включил изображение Алексея Верстовского в свою картину «[[Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге]]», на которой он поместил 223 выдающихся людей России эпохи императора Николая I. Верстовского можно обнаружить под номером 192<ref>[http://www.tez-rus.net/ViewGood37888.html Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог (К-Я). Санкт-Петербург. Palace Editions. 2007]</ref> (чтобы зрители не запутались, художник дал каждому портрету отдельный номер, см. ст.: [[Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге/Список изображений]]). | ||
− | В 1835 году Верстовский написал оперу «[[Аскольдова могила (опера)|Аскольдова могила]]» на сюжет одноимённого романа [[Михаил Николаевич Загоскин|Михаила Загоскина]]. Эта опера, значение которой надолго пережило и самого композитора, стала его своеобразным подарком | + | В 1835 году Верстовский написал оперу «[[Аскольдова могила (опера)|Аскольдова могила]]» на сюжет одноимённого романа [[Михаил Николаевич Загоскин|Михаила Загоскина]]. Эта опера, значение которой надолго пережило и самого композитора, стала его своеобразным подарком жене — актрисе Московской императорской труппе [[Надежда Васильевна Репина|Надежде Васильевне Репиной]] (1809—1867)<ref name=mmsk>[http://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6234 Моя Москва // Жуковского, 9. Дом Быковой]</ref>, на тот момент еще неофициальной жене, они оформили церковный брак лишь спустя годы — в 1841 году. В начале 1842 года эта опера впервые в провинции была поставлена в [[Саратов]]е<ref name="SaratMalinin">Малинин Г. А. Саратов: Очерк-путеводитель. 2-е изд. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1980. — 216 с ил.</ref>. |
− | Алексей Николаевич Верстовский является автором шести опер, более 30 опер-водевилей (в том числе и в соавторстве с другими композиторами) и музыкальных баллад. За отличие в государственной службе действительный статский советник, композитор и театральный деятель А. | + | Алексей Николаевич Верстовский является автором шести опер, более 30 опер-водевилей (в том числе и в соавторстве с другими композиторами) и музыкальных баллад. За отличие в государственной службе действительный статский советник, композитор и театральный деятель А. Н. Верстовский был награждён орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени<ref name=tstu/>. |
Покинув службу в 1860 году, композитор продолжал жить в Москве, пережив собственную славу. Скончался 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище<ref name=tstu/><ref>[http://www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/vagankovskoe Ваганьковское кладбище]</ref>. | Покинув службу в 1860 году, композитор продолжал жить в Москве, пережив собственную славу. Скончался 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище<ref name=tstu/><ref>[http://www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/vagankovskoe Ваганьковское кладбище]</ref>. | ||
== Значение == | == Значение == | ||
− | Имя Верстовского довольно быстро заняло | + | Имя Верстовского довольно быстро заняло место среди значимых деятелей искусства и культуры России первой половины 19 века<ref name=tstu/>. |
− | Его деятельность в Московской императорской театральной труппе оказалась настолько важной, что московские театры москвичи прозвали «театрами Верстовского». Верстовскому же принадлежит огромная заслуга в привлечении талантливых артистов. Именно он, услышав пение [[Александр Олимпиевич Бантышев|А. | + | Его деятельность в Московской императорской театральной труппе оказалась настолько важной, что московские театры москвичи прозвали «театрами Верстовского». Верстовскому же принадлежит огромная заслуга в привлечении талантливых артистов. Именно он, услышав пение [[Александр Олимпиевич Бантышев|А. О. Бантышева]] в хоре купца [[Василий Васильевич Варгин|В. В. Варгина]] (того самого купца, что за бесценок продал Москве здание Малого театра, стоящее до сих пор), пригласил талантливого певца петь на сцене и много занимался с ним, обучая нотам и вокальной постановке голоса<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/754/Бантышев Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.]</ref><ref>[http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=7757 Бантышев Александр Олимпиевич]</ref>. |
− | В русской вокальной лирике Верстовский, как композитор, создал новый | + | В русской вокальной лирике Верстовский, как композитор, создал новый жанр — балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме — сюда относятся «Чёрная шаль» (на стихи [[А. С. Пушкин]]а; первый исполнитель [[Пётр Александрович Булахов]] в Москве, дом Пашкова, 1823 г.), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др. |
− | Огромное значение творчества Верстовского перекрылось трагическим для него забытьем еще при жизни. На сцену пришли новые течения и новые поколения музыкантов. Постепенно освобождаясь от старых, уже отшумевших спектаклей с музыкой Верстовского, театры брали в репертуар новые произведения (новый импульс привнесла в развитие русской музыкальной культуры опера М. Глинки «[[Жизнь за царя (опера)|Жизнь за царя]]» в | + | Огромное значение творчества Верстовского перекрылось трагическим для него забытьем еще при жизни. На сцену пришли новые течения и новые поколения музыкантов. Постепенно освобождаясь от старых, уже отшумевших спектаклей с музыкой Верстовского, театры брали в репертуар новые произведения (новый импульс привнесла в развитие русской музыкальной культуры опера М. Глинки «[[Жизнь за царя (опера)|Жизнь за царя]]» в 1836 г.; см.ст. [[Значение оперы «Жизнь за царя»]]): развитие — это вещь обыденная, но и очень горькая, когда приходится освобождать зенит славы для новых поколений. Верстовский тяжело переживал это. |
== Семья == | == Семья == | ||
− | В | + | В 1828 г. композитор переехал в одноэтажный деревянный дом с мезонином, владельцем которого был коллежский советник Карл Бем (современный адрес: Москва, ул. Жуковского, д. 9) — в этом доме квартировала артистка Московской императорской труппы [[Надежда Васильевна Репина]] (1809—1867) — судьба распорядилась так, что она стала основной музой Верстовского<ref name=mmsk>[http://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6234 Моя Москва // Жуковского, 9. Дом Быковой]</ref>. Однако их любовь складывалась непросто. Отец композитора был против каких-либо серьезных отношений сына с актрисой — отношение к этой профессии формировалось всем российским сословным укладом, и приличный дворянин, каким почитал себя отец Алексея Николаевича<ref name=belcanto/>, не мог себе позволить объединиться в одну семью с дочерью театрального музыканта из столыпинских крепостных, которого в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра<ref name=tstu/><ref name=dic>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/2762 Биографический словарь. 2000. Верстовская Надежда Васильевна]</ref> (при поступлении на императорскую службу крепостные получали вольную — но от низкого рождения никуда не денешься). В результате ссоры сыну пришлось покинуть родительский кров<ref name=mmsk/> и перебраться к гражданской супруге (тогда такого понятия не было, и юридическим считался только церковный брак). Любовь победила. Отныне чуть ли не все свои театральные произведения композитор предназначал для исполнения любимой актрисой. |
− | Надежда Васильевна Репина была настоящей примадонной Московской императорской | + | Надежда Васильевна Репина была настоящей примадонной Московской императорской труппы — самодовольной, капризной, своенравной… Можно себе представить, как страдал из-за её «звезданутого» характера скромный — в противовес ей — музыкант. Однако и он решил действовать по-своему и стал без её ведома договариваться с дирекцией… об её отставке. И — добился-таки! Сообщение об этом ничего не подозревавшая Надежда Васильевна получила, прибыв домой после очередного триумфального спектакля. Реакция последовала незамедлительно — артистка упала в обморок — настоящий, не сценический<ref name=mmsk/>. Можно понять желание мужа, чтобы его жена была просто его женой — тем более, что законы в России начала 19 столетия не предусматривали женское участие в развитии социума, однако в данном случае речь шла об успешной талантливой актрисе, все помыслы которой поглощал театр и её работа в нём. |
[[Файл:Moscow, Khlebny Lane 28, Embassy of Iceland.jpg|thumb|270px|Москва, Хлебный пер, 28 (современный адрес). Дом Верстовских. В 1935—1941 годах в доме была резиденция военного атташе Германии генерал-майора Эрнста Кёстринга. В 1944—2011 годах в здании располагалось посольство Исландии в России.]] | [[Файл:Moscow, Khlebny Lane 28, Embassy of Iceland.jpg|thumb|270px|Москва, Хлебный пер, 28 (современный адрес). Дом Верстовских. В 1935—1941 годах в доме была резиденция военного атташе Германии генерал-майора Эрнста Кёстринга. В 1944—2011 годах в здании располагалось посольство Исландии в России.]] | ||
− | Но изменить уже ничего нельзя было и, покинув сцену в | + | Но изменить уже ничего нельзя было и, покинув сцену в 1841 г. в возрасте 32 лет, Надежда Васильевна официально вышла замуж за А. Н. Верстовского<ref name=dic/>. К этому времени они уже проживали в совместно купленном собственном домике на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке, № 16/24; там супруги жили с 1836 по 1860 гг., пока не переехали в другой дом — поблизости, в Хлебный переулок. Этот дом стал их последним пристанищем, там же они с разницей в пять лет оба скончались. |
− | Стала ли при таких условиях супружеская жизнь для неё | + | Стала ли при таких условиях супружеская жизнь для неё счастливой — чтобы забыться, она употребляла изрядное количество напитков, что и свело её через годы в могилу<ref name=mmsk/>. |
== Авторские произведения == | == Авторские произведения == | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
'''Музыка к драматическим и др. постановкам:''' | '''Музыка к драматическим и др. постановкам:''' | ||
− | * 14 октября | + | * 14 октября 1824 — Увертюра к открытию Малого театра (тогда: дом купца [[Василий Васильевич Варгин|В. В. Варгина]]) |
− | * 6 января | + | * 6 января 1825 — «[[Торжество муз (спектакль)|Торжество муз]]», пролог в стихах [[Михаил Александрович Дмитриев|М. А. Дмитриева]] к открытию Большого театра; совместно с [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Е. Шольцем]] и [[Александр Александрович Алябьев|А. А. Алябьевым]] |
− | * | + | * 1827 — «Певцы во стане русских воинов» |
− | * | + | * 1832 — «Рославлев, или Русские в 1812 году», совместно с [[Александр Егорович Варламов|А. Варламовым]]; драма [[Александр Александрович Шаховской|А. Шаховского]] по роману [[Михаил Николаевич Загоскин|М. Н. Загоскина]] |
− | * | + | * 1840 — «Параша-сибирячка» |
'''Оперы''' (всего композитором создано 6 опер): | '''Оперы''' (всего композитором создано 6 опер): | ||
− | * | + | * 1828 — «[[Пан Твардовский (опера)|Пан Твардовский]]» |
− | * | + | * 1832 — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев», по балладе [[Василий Андреевич Жуковский|В. А. Жуковского]] «Громобой, или Двенадцать спящих дев» |
− | * | + | * 1835 — «[[Аскольдова могила (опера)|Аскольдова могила]]» |
− | * | + | * 1839 — «Тоска по родине» |
− | * | + | * 1841 — «Сон наяву, или Чурова долина» |
− | * | + | * 1854 — «Громобой», постановка 1857 (главная партия Рогнеды написана композитором специально для [[Семёнова Екатерина Алексеевна|Е. А. Семёновой]]<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Семёнова%20Екатерина%20Алексеевна/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. — 2008 // Семёнова Екатерина Алексеевна]</ref>) |
'''Оперы-водевили''' (оперные арии и другие музыкальные номера перемежаются с драматическими): | '''Оперы-водевили''' (оперные арии и другие музыкальные номера перемежаются с драматическими): | ||
− | * | + | * 1817 — «Сентиментальный помещик в степной деревне» |
− | * | + | * 1819 — «Бабушкины попугаи», текст [[Николай Иванович Хмельницкий|Н. И. Хмельницкого]] |
− | * | + | * 1820 — «Карантин», совместно с [[Людвиг Вильгельм Маурер|Л. В. Маурером]] |
− | * | + | * 1821 — «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской», текст Н. И. Хмельницкого и В. Н. Всеволожского; совместно с Л. Маурером |
− | * | + | * 1821 — «Сюрпризы» (совместно с [[Катарино Кавос|Кавосом]], Корсаковым, Леброком; по произведениям [[Эжен Скриб|Э. Скриба]] |
− | * | + | * 1822 — «Новая шалость, или Театральное сражение», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А. Алябьевым]] и [[Людвиг Вильгельм Маурер|Л. В. Маурером]] |
− | * | + | * 1822 — «Дом сумасшедших, или Странная свадьба» (этот французский водевиль М. А. Дежозье и А. З. Валори («Странная свадьба») Верстовский перевел на русский язык сам) |
− | * | + | * 1823 — «[[Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом (опера-водевиль)|Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом]]», текст [[Александр Сергеевич Грибоедов|А. С. Грибоедова]] и [[Пётр Андреевич Вяземский|П. А. Вяземского]] |
− | * | + | * 1824 — «Проситель», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А. Алябьевым]], [[Михаил Юрьевич Виельгорский|Мих. Ю. Виельгорским]] и [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Е Шольцем]]; текст А. И. Писарева |
− | * | + | * 1824 — «[[Хлопотун (водевиль)|Хлопотун, или Дело мастера боится]]», совместно с А. Алябьевым |
− | * | + | * 1824 — «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», совместно с А. Алябьевым и Ф. Е. Шольцем (перевод [[Александр Иванович Писарев|А. И. Писарева]] водевиля [[Мельвиль (драматург)|Мельвиля]] по мелодраме [[Джованни Жиро]] «Гувернер в хлопотах») |
− | * | + | * 1825 — «Встреча дилижансов», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А. Алябьевым]], текст [[Александр Иванович Писарев|А. И. Писарева]], некоторые сцены и куплеты М. А. Дмитриева и [[Пимен Николаевич Арапов|П. Н. Арапова]] |
− | * | + | * 1825 — «Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери», авторизованный перевод с фр. [[Александр Иванович Писарев|А. И. Писарева]] |
− | * | + | * 1825 — «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А. Алябьевым]] и [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Е. Шольцем]]; текст [[Александр Иванович Писарев|А. И. Писарева]]. |
− | * | + | * 1825 — «Опыт артистов, или Авось удастся» (совместно с М.Виельгорским и И. И. Геништой) |
− | * | + | * 1825 — «Волшебный нос, или Талисманы и финики» (в соавторстве), авторизованный перевод с фр. [[Александр Иванович Писарев|А. И. Писарева]] |
− | * | + | * 1825 — «Три десятки, или Новое двухдневное приключение», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А. Алябьевым]]; авторизованный перевод с фр. [[Александр Иванович Писарев|А. И. Писарева]] |
− | * | + | * 1826 — «Притчи, или Эзоп у Ксанфа» (в соавторстве) |
− | * | + | * 1827 — «Две записки, или Без вины виноват», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А. Алябьевым]], текст [[Александр Иванович Писарев|А. И. Писарева]] |
− | * | + | * 1827 — «Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А. Алябьевым]]; авторизованный перевод с фр. [[Александр Иванович Писарев|А. И. Писарева]] |
− | * | + | * 1827 — «Выкуп Барда, или Сила песнопения», авторизованный перевод [[Михаил Александрович Дмитриев|М. А. Дмитриева]] |
− | * | + | * 1827 — «Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мертвых», текст [[Александр Иванович Писарев|А.Писарева]] |
− | * | + | * 1827 — «Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит»; текст [[Михаил Николаевич Загоскин|М.Загоскина]] |
− | * | + | * 1827 — «Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам», совместно с А.Алябьевым и Ф.Шольцем |
− | * | + | * 1827 — «Вечер под Новый год», в соавторстве; текст А. Писарева |
− | * | + | * 1828 — «Пять лет в два часа, или Как дороги утки», авторизованный перевод [[Александр Иванович Писарев|А. И. Писарева]] либретто оперы-водевиля французских драматургов [[Мельвиль (драматург)|Мельвиля]], [[Николя Бразье|Н. Бразье]] и [[Пьер Франсуа Кармуш|П.-Ф.-А. Кармуша]] ''Tony, ou Cinq années en deux heures'' |
{{youtube|9Now_VbcKe8|Лидия Русланова - Вот мчится тройка удалая}} | {{youtube|9Now_VbcKe8|Лидия Русланова - Вот мчится тройка удалая}} | ||
{{youtube|IxR5oURX7gQ|Алибек Днишев - Вот мчится тройка удалая}} | {{youtube|IxR5oURX7gQ|Алибек Днишев - Вот мчится тройка удалая}} | ||
− | * | + | * 1828 — «Средство выдавать дочерей замуж», авторизованный перевод А. Писарева |
− | * | + | * 1829 — «Новый Парис», совместно с А.Алябьевым и Л. Маурером |
− | * | + | * 1828 — «Утро после бала» (по пьесе «15 лет в Париже, или Не все друзья одинаковы», текст А. Писарева) |
− | * | + | * 1829 — «Станислав, или Не всякий это сделает» (Stanislas, ou La soeur de Christine). Водевиль в 1 д. [[Эммануэль Теолон|М. Теолона]] и [[Эжен Скриб|Эжена (Э. Скриба)]]. Пер. с фр. [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т. Ленского]] |
− | * | + | * 1829 — «Дипломат» |
− | * | + | * 1830 — «Муж и жена», совместно с [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Е. Шольцем]], Л. В. Маурером и [[Александр Александрович Алябьев|А. А. Алябьевым]]; текст [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т. Ленского]] |
− | * | + | * 1830 — «Пустыня, или Сон убийцы»; водевиль в 1 д. М. Теолона и Эжена ([[Эжен Скриб|Э. Скриба]]). Пер. с фр. Д. Т. Ленского |
− | * | + | * 1831 — «Старый гусар, или Пажи Фридриха 11-го», совместно с А. А. Алябьевым и И. И. Геништой |
− | * | + | * 1832 — «Карантин», совместно с Л. Маурером |
− | * | + | * 1832 — «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской», совместно с [[Людвиг Маурер|Л. Маурером]] |
− | * | + | * 1832 — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» |
* «Моя жена выходит замуж», совместно с А. Алябьевым | * «Моя жена выходит замуж», совместно с А. Алябьевым | ||
− | * | + | * 1839 — «[[Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка (водевиль)|Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка]]», водевиль [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т. Ленского]] |
'''Романсы и баллады:''' | '''Романсы и баллады:''' | ||
− | * | + | * 1823 г. — [[Чёрная шаль (баллада)|«Черная шаль»]] (на стихи [[Александр Сергеевич Пушкин|А. С. Пушкина]]), первым исполнителем стал [[Пётр Александрович Булахов|П. А. Булахов]]<ref>[http://a-pesni.org/popular20/tchernchal.htm ЧЕРНАЯ ШАЛЬ]</ref> |
− | * | + | * 1823 г. — «Три песни скальда» (на стихи В. Жуковского) |
− | * | + | * 1823 г. — «Бедный певец» (на стихи В. Жуковского) |
− | * | + | * 1827 — «Гишпанская песня» («Ночной зефир»); стихи А. Пушкина |
* «Два ворона» («Ворон к ворону летит…»); стихи А. Пушкина | * «Два ворона» («Ворон к ворону летит…»); стихи А. Пушкина | ||
− | * | + | * 1828 — «[[Вот мчится тройка удалая (романс)|Вот мчится тройка удалая]]» (другое название «Колокольчик»; на стихи [[Фёдор Николаевич Глинка|Ф.Глинки]]) |
− | * | + | * 1829 — «Казак», стихи А. Пушкина |
− | * | + | * 1831 — «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», стихи А. Пушкина |
− | * | + | * 1832 — «[[Старый муж, грозный муж (романс)|Старый муж, грозный муж]]» (на стихи [[Александр Сергеевич Пушкин|А. С. Пушкина]])<ref>[http://a-pesni.org/romans/starmuz.htm ЦЫГАНСКАЯ ПЕСНЯ]</ref> |
− | * | + | * 1836 — «Пир Петра Великого»; на стихи А. С. Пушкина<ref>[http://a-pesni.org/popular20/pirpetra.htm ПИР ПЕТРА ВЕЛИКОГО]</ref>; это последнее при жизни А. Пушкина из его произведений, положенных на музыку<ref name=belcanto/>) |
− | * «Бедный певец», стихи [[Василий Андреевич Жуковский|В. | + | * «Бедный певец», стихи [[Василий Андреевич Жуковский|В. А. Жуковского]] |
− | * | + | * 1849 — «Ночной смотр», стихи В. А. Жуковского |
== Исполнения на музыку А. Верстовского == | == Исполнения на музыку А. Верстовского == |
Текущая версия на 20:41, 1 мая 2017
Алексей Николаевич Верстовский (18 февраля (1 марта) 1799, Тамбовская губерния — 5 (17) ноября 1862, Москва) — русский композитор и театральный деятель.
Содержание
Биография
Алексей Верстовский родился 18 февраля 1799 года[1] в имении Селивёрстово (близ села Мезинец) Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области)[2][3]. Имение было расположено на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Отец Верстовского служил в Тамбовской удельной экспедиции[2]. Его мать Анна Васильевна была дочерью генерал-майора Волкова[3]. Отец композитора был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, и потому фамилия его — Верстовский — образована от части родовой фамилии, а сам он был приписан к дворянскому сословию как выходец из «польского шляхетства»[4]. Он получил хорошее образование и был человеком вполне обеспеченным, у него даже был собственный крепостной оркестр и большая нотная библиотека. В таких условиях маленький сын — будущий русский композитор — имел все возможности осваивать музыкальные азы. И он действительно уже с 8 лет начал выступать в любительских концертах как пианист[4].
Алексей Верстовский с детства обучался музыке. Первой учительницей стала мачеха — Дарья Михайловна Малышева (Колокольцева). В доме была большая нотная библиотека и музыкальные инструменты. Другие дети, брат Василий и сестра Варвара, также играли на музыкальных инструментах. Семья часто по долгу службы отца жила в Тамбове, там Алексей брал уроки игры на фортепиано у местного музыканта П. И. Протопопова[2] (по другим данным с П. И. Протопоповым Алексей Верствовский познакомился уже в Уфе)[5].
В 1808 году юный Алексей вместе с семьёй переехал в Уфу[5].
В 1816—1817 гг. Алексей Николаевич обучался в Институте корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения) и продолжал заниматься музыкой, беря уроки музыки по различным дисциплинам и на различных инструментах: у Д. Штейбельта и Дж. Филда брал уроки игры на фортепиано, у Ф. Бёма и Л. Маурера учился игре на скрипке[6]. У Брандта, Цейнера и М. Миллера учился теории композиции, у Тарквини учил пение[5]. В это же время он увлёкся театром[5].
Во время учёбы в институте путей сообщения Верстовский сблизился с музыкантом Александром Алябьевым, драматургами Николаем Хмельницким и Александром Шаховским[5]. В те же годы Верстовский начинает сочинять произведения для театра. Пишет сам, переводит с французского либретто водевилей, сочиняет музыку к театральным представлениям. Тогда же, Алексей Николаевич сам участвовал в любительских спектаклях.
В 1817 году Верстовский оставил институт и поступил на гражданскую службу[7]. В 1819 году в петербургском Большом театре была поставлена опера-водевиль Верстовского «Бабушкины попугаи»[5]. Это стало началом его театрально-композиторской деятельности.
В 1823 году Верстовский переехал в Москву, где служил в канцелярии генерал-губернатора Д. В. Голицына[5]. В то время московская императорская труппа несколько отделилась от общей дирекции императорских театров и на какое-то время вошла в подчинение генерал-губернатора. Карьера музыканта продвигалась успешно: с 1825 года Верстовский А. Н. — инспектор музыки Московской императорской труппы, с 1830 — инспектор репертуара императорских московских театров, в течение 1848—1860 гг. — управляющий конторой Дирекции императорских московских театров, причем по воспоминаниям драматического актера Петербургской труппы А. А. Нильского, Верстовский как управляющий московскими театрами слыл очень строгим и взыскательным начальником[8].
Художник Григорий Чернецов включил изображение Алексея Верстовского в свою картину «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», на которой он поместил 223 выдающихся людей России эпохи императора Николая I. Верстовского можно обнаружить под номером 192[9] (чтобы зрители не запутались, художник дал каждому портрету отдельный номер, см. ст.: Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге/Список изображений).
В 1835 году Верстовский написал оперу «Аскольдова могила» на сюжет одноимённого романа Михаила Загоскина. Эта опера, значение которой надолго пережило и самого композитора, стала его своеобразным подарком жене — актрисе Московской императорской труппе Надежде Васильевне Репиной (1809—1867)[10], на тот момент еще неофициальной жене, они оформили церковный брак лишь спустя годы — в 1841 году. В начале 1842 года эта опера впервые в провинции была поставлена в Саратове[11].
Алексей Николаевич Верстовский является автором шести опер, более 30 опер-водевилей (в том числе и в соавторстве с другими композиторами) и музыкальных баллад. За отличие в государственной службе действительный статский советник, композитор и театральный деятель А. Н. Верстовский был награждён орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени[3].
Покинув службу в 1860 году, композитор продолжал жить в Москве, пережив собственную славу. Скончался 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище[3][12].
Значение
Имя Верстовского довольно быстро заняло место среди значимых деятелей искусства и культуры России первой половины 19 века[3].
Его деятельность в Московской императорской театральной труппе оказалась настолько важной, что московские театры москвичи прозвали «театрами Верстовского». Верстовскому же принадлежит огромная заслуга в привлечении талантливых артистов. Именно он, услышав пение А. О. Бантышева в хоре купца В. В. Варгина (того самого купца, что за бесценок продал Москве здание Малого театра, стоящее до сих пор), пригласил талантливого певца петь на сцене и много занимался с ним, обучая нотам и вокальной постановке голоса[13][14].
В русской вокальной лирике Верстовский, как композитор, создал новый жанр — балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме — сюда относятся «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина; первый исполнитель Пётр Александрович Булахов в Москве, дом Пашкова, 1823 г.), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.
Огромное значение творчества Верстовского перекрылось трагическим для него забытьем еще при жизни. На сцену пришли новые течения и новые поколения музыкантов. Постепенно освобождаясь от старых, уже отшумевших спектаклей с музыкой Верстовского, театры брали в репертуар новые произведения (новый импульс привнесла в развитие русской музыкальной культуры опера М. Глинки «Жизнь за царя» в 1836 г.; см.ст. Значение оперы «Жизнь за царя»): развитие — это вещь обыденная, но и очень горькая, когда приходится освобождать зенит славы для новых поколений. Верстовский тяжело переживал это.
Семья
В 1828 г. композитор переехал в одноэтажный деревянный дом с мезонином, владельцем которого был коллежский советник Карл Бем (современный адрес: Москва, ул. Жуковского, д. 9) — в этом доме квартировала артистка Московской императорской труппы Надежда Васильевна Репина (1809—1867) — судьба распорядилась так, что она стала основной музой Верстовского[10]. Однако их любовь складывалась непросто. Отец композитора был против каких-либо серьезных отношений сына с актрисой — отношение к этой профессии формировалось всем российским сословным укладом, и приличный дворянин, каким почитал себя отец Алексея Николаевича[4], не мог себе позволить объединиться в одну семью с дочерью театрального музыканта из столыпинских крепостных, которого в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра[3][15] (при поступлении на императорскую службу крепостные получали вольную — но от низкого рождения никуда не денешься). В результате ссоры сыну пришлось покинуть родительский кров[10] и перебраться к гражданской супруге (тогда такого понятия не было, и юридическим считался только церковный брак). Любовь победила. Отныне чуть ли не все свои театральные произведения композитор предназначал для исполнения любимой актрисой.
Надежда Васильевна Репина была настоящей примадонной Московской императорской труппы — самодовольной, капризной, своенравной… Можно себе представить, как страдал из-за её «звезданутого» характера скромный — в противовес ей — музыкант. Однако и он решил действовать по-своему и стал без её ведома договариваться с дирекцией… об её отставке. И — добился-таки! Сообщение об этом ничего не подозревавшая Надежда Васильевна получила, прибыв домой после очередного триумфального спектакля. Реакция последовала незамедлительно — артистка упала в обморок — настоящий, не сценический[10]. Можно понять желание мужа, чтобы его жена была просто его женой — тем более, что законы в России начала 19 столетия не предусматривали женское участие в развитии социума, однако в данном случае речь шла об успешной талантливой актрисе, все помыслы которой поглощал театр и её работа в нём.
Но изменить уже ничего нельзя было и, покинув сцену в 1841 г. в возрасте 32 лет, Надежда Васильевна официально вышла замуж за А. Н. Верстовского[15]. К этому времени они уже проживали в совместно купленном собственном домике на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке, № 16/24; там супруги жили с 1836 по 1860 гг., пока не переехали в другой дом — поблизости, в Хлебный переулок. Этот дом стал их последним пристанищем, там же они с разницей в пять лет оба скончались.
Стала ли при таких условиях супружеская жизнь для неё счастливой — чтобы забыться, она употребляла изрядное количество напитков, что и свело её через годы в могилу[10].
Авторские произведения
Аранжировки народных песен и музыкальных произведений (оперы, водевили и др.) европейских композиторов для сцены Большого театра; два духовных произведения («Обедня» и «Духовный концерт»)
Музыка к драматическим и др. постановкам:
- 14 октября 1824 — Увертюра к открытию Малого театра (тогда: дом купца В. В. Варгина)
- 6 января 1825 — «Торжество муз», пролог в стихах М. А. Дмитриева к открытию Большого театра; совместно с Ф. Е. Шольцем и А. А. Алябьевым
- 1827 — «Певцы во стане русских воинов»
- 1832 — «Рославлев, или Русские в 1812 году», совместно с А. Варламовым; драма А. Шаховского по роману М. Н. Загоскина
- 1840 — «Параша-сибирячка»
Оперы (всего композитором создано 6 опер):
- 1828 — «Пан Твардовский»
- 1832 — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев», по балладе В. А. Жуковского «Громобой, или Двенадцать спящих дев»
- 1835 — «Аскольдова могила»
- 1839 — «Тоска по родине»
- 1841 — «Сон наяву, или Чурова долина»
- 1854 — «Громобой», постановка 1857 (главная партия Рогнеды написана композитором специально для Е. А. Семёновой[16])
Оперы-водевили (оперные арии и другие музыкальные номера перемежаются с драматическими):
- 1817 — «Сентиментальный помещик в степной деревне»
- 1819 — «Бабушкины попугаи», текст Н. И. Хмельницкого
- 1820 — «Карантин», совместно с Л. В. Маурером
- 1821 — «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской», текст Н. И. Хмельницкого и В. Н. Всеволожского; совместно с Л. Маурером
- 1821 — «Сюрпризы» (совместно с Кавосом, Корсаковым, Леброком; по произведениям Э. Скриба
- 1822 — «Новая шалость, или Театральное сражение», совместно с А. А. Алябьевым и Л. В. Маурером
- 1822 — «Дом сумасшедших, или Странная свадьба» (этот французский водевиль М. А. Дежозье и А. З. Валори («Странная свадьба») Верстовский перевел на русский язык сам)
- 1823 — «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского
- 1824 — «Проситель», совместно с А. А. Алябьевым, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем; текст А. И. Писарева
- 1824 — «Хлопотун, или Дело мастера боится», совместно с А. Алябьевым
- 1824 — «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», совместно с А. Алябьевым и Ф. Е. Шольцем (перевод А. И. Писарева водевиля Мельвиля по мелодраме Джованни Жиро «Гувернер в хлопотах»)
- 1825 — «Встреча дилижансов», совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, некоторые сцены и куплеты М. А. Дмитриева и П. Н. Арапова
- 1825 — «Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери», авторизованный перевод с фр. А. И. Писарева
- 1825 — «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки», совместно с А. А. Алябьевым и Ф. Е. Шольцем; текст А. И. Писарева.
- 1825 — «Опыт артистов, или Авось удастся» (совместно с М.Виельгорским и И. И. Геништой)
- 1825 — «Волшебный нос, или Талисманы и финики» (в соавторстве), авторизованный перевод с фр. А. И. Писарева
- 1825 — «Три десятки, или Новое двухдневное приключение», совместно с А. А. Алябьевым; авторизованный перевод с фр. А. И. Писарева
- 1826 — «Притчи, или Эзоп у Ксанфа» (в соавторстве)
- 1827 — «Две записки, или Без вины виноват», совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева
- 1827 — «Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам», совместно с А. А. Алябьевым; авторизованный перевод с фр. А. И. Писарева
- 1827 — «Выкуп Барда, или Сила песнопения», авторизованный перевод М. А. Дмитриева
- 1827 — «Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мертвых», текст А.Писарева
- 1827 — «Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит»; текст М.Загоскина
- 1827 — «Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам», совместно с А.Алябьевым и Ф.Шольцем
- 1827 — «Вечер под Новый год», в соавторстве; текст А. Писарева
- 1828 — «Пять лет в два часа, или Как дороги утки», авторизованный перевод А. И. Писарева либретто оперы-водевиля французских драматургов Мельвиля, Н. Бразье и П.-Ф.-А. Кармуша Tony, ou Cinq années en deux heures
- 1828 — «Средство выдавать дочерей замуж», авторизованный перевод А. Писарева
- 1829 — «Новый Парис», совместно с А.Алябьевым и Л. Маурером
- 1828 — «Утро после бала» (по пьесе «15 лет в Париже, или Не все друзья одинаковы», текст А. Писарева)
- 1829 — «Станислав, или Не всякий это сделает» (Stanislas, ou La soeur de Christine). Водевиль в 1 д. М. Теолона и Эжена (Э. Скриба). Пер. с фр. Д. Т. Ленского
- 1829 — «Дипломат»
- 1830 — «Муж и жена», совместно с Ф. Е. Шольцем, Л. В. Маурером и А. А. Алябьевым; текст Д. Т. Ленского
- 1830 — «Пустыня, или Сон убийцы»; водевиль в 1 д. М. Теолона и Эжена (Э. Скриба). Пер. с фр. Д. Т. Ленского
- 1831 — «Старый гусар, или Пажи Фридриха 11-го», совместно с А. А. Алябьевым и И. И. Геништой
- 1832 — «Карантин», совместно с Л. Маурером
- 1832 — «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской», совместно с Л. Маурером
- 1832 — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев»
- «Моя жена выходит замуж», совместно с А. Алябьевым
- 1839 — «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», водевиль Д. Т. Ленского
Романсы и баллады:
- 1823 г. — «Черная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), первым исполнителем стал П. А. Булахов[17]
- 1823 г. — «Три песни скальда» (на стихи В. Жуковского)
- 1823 г. — «Бедный певец» (на стихи В. Жуковского)
- 1827 — «Гишпанская песня» («Ночной зефир»); стихи А. Пушкина
- «Два ворона» («Ворон к ворону летит…»); стихи А. Пушкина
- 1828 — «Вот мчится тройка удалая» (другое название «Колокольчик»; на стихи Ф.Глинки)
- 1829 — «Казак», стихи А. Пушкина
- 1831 — «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», стихи А. Пушкина
- 1832 — «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина)[18]
- 1836 — «Пир Петра Великого»; на стихи А. С. Пушкина[19]; это последнее при жизни А. Пушкина из его произведений, положенных на музыку[4])
- «Бедный певец», стихи В. А. Жуковского
- 1849 — «Ночной смотр», стихи В. А. Жуковского
Исполнения на музыку А. Верстовского
Источники
- ↑ Алексей Верстовский в Музыкальном справочнике
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Жизнь и творчество А. Н. Верстовского
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Жизнь и творчество А. Н. Верстовского
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Алексей Верстовский (Alexey Verstovsky); автор Т. Корженьянц
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 1. А — Гонг. 1072 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973 (стб. 755—757)
- ↑ Верстовский Алексей Николаевич (1799—1862), музыкант
- ↑ Большая Советская энциклопедия. Вариолоид — Вибратор. 1951. 648 стр., илл.; 70 л. илл. и карт.
- ↑ A. A. Нильский. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 7)
- ↑ Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог (К-Я). Санкт-Петербург. Palace Editions. 2007
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Моя Москва // Жуковского, 9. Дом Быковой
- ↑ Малинин Г. А. Саратов: Очерк-путеводитель. 2-е изд. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1980. — 216 с ил.
- ↑ Ваганьковское кладбище
- ↑ Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
- ↑ Бантышев Александр Олимпиевич
- ↑ 15,0 15,1 Биографический словарь. 2000. Верстовская Надежда Васильевна
- ↑ Пружанский А. М. Отечественные певцы. — 2008 // Семёнова Екатерина Алексеевна
- ↑ ЧЕРНАЯ ШАЛЬ
- ↑ ЦЫГАНСКАЯ ПЕСНЯ
- ↑ ПИР ПЕТРА ВЕЛИКОГО