Дезертир (опера) — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{youtube|7Fk1fI1YG_Q|Le Deserteur. Monsigny. Клип на музыку из арии прощания Алексиса с Луизой}} {{youtube|URked63IUeg|"…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{youtube|7Fk1fI1YG_Q|Le Deserteur. Monsigny. Клип на музыку из арии прощания Алексиса с Луизой}} | {{youtube|7Fk1fI1YG_Q|Le Deserteur. Monsigny. Клип на музыку из арии прощания Алексиса с Луизой}} | ||
{{youtube|URked63IUeg|"Le Déserteur " de Monsigny, Théâtre Impérial de Compiègne (фрагмент)}} | {{youtube|URked63IUeg|"Le Déserteur " de Monsigny, Théâtre Impérial de Compiègne (фрагмент)}} | ||
− | '''«Дезертир»''' ({{lang-fr|Le déserteur}}) | + | '''«Дезертир»''' ({{lang-fr|Le déserteur}}) — комическая опера в трех действиях. Композитор [[Пьер-Александр Монсиньи]], автор [[либретто]] [[Мишель-Жан Седэн]] (фр.: Michel-Jean Sedaine). |
Первое представление: театр Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в [[Париж]]е 6 марта 1769 года<ref name=classic>[http://www.classic-music.ru/opera_deserteur.html Опера Пьера Александра Монсиньи «Дезертир»; автор [[Абрам Акимович Гозенпуд|А. Гозенпуд]]]</ref><ref name=delteatro>[http://delteatro.it/dizionario_dell_opera/d/deserteur_le.php it: Déserteur, Le]</ref>. | Первое представление: театр Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в [[Париж]]е 6 марта 1769 года<ref name=classic>[http://www.classic-music.ru/opera_deserteur.html Опера Пьера Александра Монсиньи «Дезертир»; автор [[Абрам Акимович Гозенпуд|А. Гозенпуд]]]</ref><ref name=delteatro>[http://delteatro.it/dizionario_dell_opera/d/deserteur_le.php it: Déserteur, Le]</ref>. | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
− | Сюжет выдержан в театральных традициях | + | Сюжет выдержан в театральных традициях времени — он с явными драматургическими прорехами, наивен и вместе с тем героико-патетичен и пафосен в провозглашениях христианских ценностей — любви, верности, повиновения долгу и прощения<ref>[http://www.naxos.com/catalogue/item.asp?item_code=8.660263-64 MONSIGNY, P.-A.: Deserteur (Le)]</ref>. И выполняет главное свое предназначение — служит фоном музыки. |
− | Основная коллизия развивается в отношениях влюбленных: Луиза, дочь бедного фермера, и солдат Алексис любят друг, и верная Луиза терпеливо ждет, когда закончится срок армейской службы Алексиса, чтобы наконец пожениться и навсегда быть вместе. Но Луиза подневольна и вынуждена подчиняться капризам герцогини, а та приказывает Луизе притвориться, будто она собирается выйти замуж за | + | Основная коллизия развивается в отношениях влюбленных: Луиза, дочь бедного фермера, и солдат Алексис любят друг, и верная Луиза терпеливо ждет, когда закончится срок армейской службы Алексиса, чтобы наконец пожениться и навсегда быть вместе. Но Луиза подневольна и вынуждена подчиняться капризам герцогини, а та приказывает Луизе притвориться, будто она собирается выйти замуж за другого — его двоюродного брата Бертрана. Бедный Алексис, потрясенный изменой любимой, не в силах пережить подобные страдания и, забыв, что он солдат Франции, торопится предотвратить эту свадьбу. Но беглого солдата ловят и осуждают на смертную казнь за дезертирство. И тогда отважная и благородная душой Луиза отправляется к королю, чтобы рассказать ему правду и получить прощение для Алексиса. Прощение дано, но истощенная Луиза не в состоянии продолжать путь и падает без сил. Тогда за дело берется сам король. Он успевает спасти Алексиса вовремя — в тот самый миг, как Алексиса уже должны казнить, король отменяет казнь и провозглашает прощение<ref name=classic/><ref name=intoclass>[http://intoclassics.net/news/2011-03-23-22183 Пьер-Александр Монсиньи. Дезертир (опера) Le Déserteur]</ref>. |
== Действующие лица == | == Действующие лица == | ||
− | * | + | * Алексис — баритон |
− | * | + | * Луиза — сопрано |
− | * Жан-Луи, отец | + | * Жан-Луи, отец Луизы — баритон |
− | * Бертран, кузен | + | * Бертран, кузен Алексиса — тенор |
− | * Мать Бертрана, тетка | + | * Мать Бертрана, тетка Алексиса — меццо-сопрано |
− | * Жанетта, | + | * Жанетта, крестьянка — меццо-сопрано |
− | * Монтёсьель, | + | * Монтёсьель, драгун — тенор |
− | * Куршмен, | + | * Куршмен, бригадир — бас |
* Солдаты, охранники, крестьяне и крестьянки | * Солдаты, охранники, крестьяне и крестьянки | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Премьера прошла в театре Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в [[Париж]]е 6 марта 1769 года. Премьеру собственной персоной посетили [[Луи-Филипп I (герцог Орлеанский)]] (1725—1785) и его сын, впоследствии известный как [[Филипп Эгалите]] (он же до Французской революции Луи Филипп (II) Жозеф, герцог Орлеанский; 1747—1793). | Премьера прошла в театре Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в [[Париж]]е 6 марта 1769 года. Премьеру собственной персоной посетили [[Луи-Филипп I (герцог Орлеанский)]] (1725—1785) и его сын, впоследствии известный как [[Филипп Эгалите]] (он же до Французской революции Луи Филипп (II) Жозеф, герцог Орлеанский; 1747—1793). | ||
− | Исполнители: | + | Исполнители: Алексис — Жозеф Калло (Joseph Caillot), Луиза — Мари-Терез Ларуэтт (Marie-Thérèse Laruette-Villette), Жан-Луи, ее отец — Жан-Луи Ларуэт (Jean-Louis Laruette), Бертран — Антуан Триаль (Antoine Trial), Монтёсьель — Жан-Батист Клерваль (Clairval)<ref>[http://www.amadeusonline.net/almanacco.php?Start=0&Giorno=6&Mese=03&Anno=1769&Giornata=&Testo=&Parola=Stringa Almanacco di Gherardo Casaglia]</ref>. |
− | Успех оперы был столь огромным, что она сразу же вошла в репертуар многих театров и еще долго не сходила со | + | Успех оперы был столь огромным, что она сразу же вошла в репертуар многих театров и еще долго не сходила со сцен — вплоть до начала ХХ века, оказав влияние на дальнейшее развитие французского музыкального искусства, а затем и других стран<ref name=delteatro/>. |
Через семь месяцев после премьеры 8 октября 1769 спектакль был показан в Фонтенбло лично королю Людовику XV<ref name=delteatro/>. | Через семь месяцев после премьеры 8 октября 1769 спектакль был показан в Фонтенбло лично королю Людовику XV<ref name=delteatro/>. | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
Опера Монсиньи принадлежит к значительнейшим, эпохальным явлениям [[Франция|французского]] музыкального театра<ref name=classic/><ref name=delteatro/><ref>[http://dbpedia.org/page/Le_déserteur Le déserteur]</ref>. Впервые в одном произведении сочетались трагедия и фарс<ref name=delteatro/>; как и следует по жанру, музыкальные номера перемежались с разговорными диалогами<ref name=bgmt>[http://bgmt.by/?page_id=103 Русский театр в Кусково. Постановки]</ref>. | Опера Монсиньи принадлежит к значительнейшим, эпохальным явлениям [[Франция|французского]] музыкального театра<ref name=classic/><ref name=delteatro/><ref>[http://dbpedia.org/page/Le_déserteur Le déserteur]</ref>. Впервые в одном произведении сочетались трагедия и фарс<ref name=delteatro/>; как и следует по жанру, музыкальные номера перемежались с разговорными диалогами<ref name=bgmt>[http://bgmt.by/?page_id=103 Русский театр в Кусково. Постановки]</ref>. | ||
− | Сюжет | + | Сюжет спасения — когда в произведении спасение главного положительного персонажа приходит в момент, когда ему грозит неминуемая гибель, — стал своего рода предтечей жанра «оперы спасения»<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/31046 Современная энциклопедия. 2000 // МОНСИНЬИ]</ref> и неоднократно использовался во многих драматических произведениях. |
− | + | Монсиньи — один из создателей французской комической оперы, которую он приблизил ее к сентиментальной драме, и именно в «Дезертире» это проявилось более всего<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/37198/Монсиньи Энциклопедический словарь. 2009. Монсиньи Пьер Александр]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/202306 Большой Энциклопедический словарь. 2000. МОНСИНЬИ (Monsigny) Пьер Александр]</ref>. Как композитор он явился продолжателем одновременно и французской, и итальянской музыкальных направлений, соединив в своем творчестве оба стиля. Из этой смеси двух традиций он создал свое собственное творчество, ярким представителем которого явилась музыка к опере «Дезертир»<ref name=intoclass/>. | |
− | Опера | + | Опера «Дезертир» — одно из самых основных произведений композитора. |
Музыка, точно следуя за сюжетом, несет в себе все драматические переживания героев<ref name=classic/>, постоянно переходя от накала трагедии к комическим сценам. | Музыка, точно следуя за сюжетом, несет в себе все драматические переживания героев<ref name=classic/>, постоянно переходя от накала трагедии к комическим сценам. | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
== Следующие постановки == | == Следующие постановки == | ||
− | Опера «Дезертир» обошла все основные музыкальные театры Европы. А с французских подмостков вообще не сходила до начала ХХ | + | Опера «Дезертир» обошла все основные музыкальные театры Европы. А с французских подмостков вообще не сходила до начала ХХ века — уж какой-нибудь из театров обязательно ее возобновлял. А во время Французской революции заключительный хор «Vive Le Roi» («Да здравствует король!») был заменен республиканской песней «Ca Ira»<ref name=delteatro/>. |
Среди множества последующих постановок: | Среди множества последующих постановок: | ||
− | * сразу после премьеры | + | * сразу после премьеры 1769 г. — Опера-Комик (Opéra-Comique) |
− | * | + | * 1787 — в Нью-Йорке |
− | * 1 апреля | + | * 1 апреля 1790 — театр Итальянской комедии (Théâtre-Italien), место премьеры |
− | * 28 июля | + | * 28 июля 1802 — Театр Фейдо (théâtre Feydeau) |
− | * 30 октября | + | * 30 октября 1843 — Опера-комик (Opéra-Comique), новая музыкальная редакция [[Адольф Адан|А.Адана]] |
[[Файл:LEDSER~1.JPG|thumb|220 px|Обложка пластинки с записью оперы]] | [[Файл:LEDSER~1.JPG|thumb|220 px|Обложка пластинки с записью оперы]] | ||
− | * 22 сентября | + | * 22 сентября 1873 — théâtre de l’Athénée, Париж |
− | Ставилась опера и в | + | Ставилась опера и в России — под названием «Беглый солдат (Дезертир)»<ref>[http://ruslit.com.ua/russian_classic/jiharev_sp/vospominaniya_starogo_teatrala.6216/?page=29 Жихарев С. П. Воспоминания старого театрала]</ref>. В крепостном театре Шереметевых роль Луизы исполняла выдающаяся певица [[Прасковья Ивановна Жемчугова]], став первой исполнительницей партии в России<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/138462/Жемчугова Большая биографическая энциклопедия. 2009. Жемчугова, Прасковья Ивановна]</ref> — в 1781 году; опера шла под названием «Беглый солдат»; для ее постановки Н. П. Шереметев выписал из Парижа все иллюстрации к этой опере, приобрел органчик, один из валов которого исполнял увертюру<ref name=bgmt/>. Позже в театрах императорской труппы роль Луизы исполняла [[Елизавета Семёновна Сандунова]]<ref>[http://magazines.russ.ru/nlo/2006/80/zo7.html Редкая вещь («сандуновский скандал» и русский двор времен Французской революции); автор Андрей Зорин]</ref>. |
В начале ХХ века опера была записана в исполнении Opera Lafayette Orchestra, руководитель Райан Браун (Ryan Brown)<ref name=intoclass/>. Теперь она уже возвращается редко, но тем не менее не забыта и время от времени проявляется в репертуарах современных театров. | В начале ХХ века опера была записана в исполнении Opera Lafayette Orchestra, руководитель Райан Браун (Ryan Brown)<ref name=intoclass/>. Теперь она уже возвращается редко, но тем не менее не забыта и время от времени проявляется в репертуарах современных театров. | ||
== Балет == | == Балет == | ||
− | Огромный успех оперы привел к тому, что к ней обратились и другие музыкальные | + | Огромный успех оперы привел к тому, что к ней обратились и другие музыкальные деятели — артисты балеты. |
− | Выдающийся французский балетмейстер [[Жан Доберваль]], используя музыку оперы, но в аранжировке [[Франсуа-Ипполит Бартелемон|Ф. Бартелемона]], и то же самое [[либретто]], поставил одноимённый балет. Произошло это то ли 5 мая 1784 года<ref name=ballet/><ref name=niv>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/031.htm Энциклопедия балета (страница 31)]</ref>, то ли 12 декабря 1785 года<ref name=cesar/> в Лондоне, куда балетмейстера забросила | + | Выдающийся французский балетмейстер [[Жан Доберваль]], используя музыку оперы, но в аранжировке [[Франсуа-Ипполит Бартелемон|Ф. Бартелемона]], и то же самое [[либретто]], поставил одноимённый балет. Произошло это то ли 5 мая 1784 года<ref name=ballet/><ref name=niv>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/031.htm Энциклопедия балета (страница 31)]</ref>, то ли 12 декабря 1785 года<ref name=cesar/> в Лондоне, куда балетмейстера забросила судьба — он как достойный ученик выдающегося деятеля балета [[Жан Жорж Новерр|Ж.Новера]] был изгнан из Парижской Академии музыки и еще не получил приглашения в театр Бордо (Grand Théâtre de Bordeaux), где позже поставит свой выдающийся [[Тщетная предосторожность (балет)|балет о соломе, получивший мировую известность под названием ''La fille mal gardée'']]. В лондонской постановке балетного «Дезертира» главными исполнителями были: [[Шарль Ле Пик]] (Алексис) и [[Гертруда Ле Пик-Росси]] (Луиза). Постановка балета была встречена с не меньшим успехом, чем до того — оперы на тот же сюжет<ref name=niv/>. |
− | Приехав в Россию возглавлять балет Петербургской императорской труппы, Шарль Ле Пик стал первым делом переносить постановки, в которых он был занят как исполнитель в европейских театрах. 27 апреля 1789 он поставил этот балет по хореографии Жана Доберваля под названием «Дезертир, или | + | Приехав в Россию возглавлять балет Петербургской императорской труппы, Шарль Ле Пик стал первым делом переносить постановки, в которых он был занят как исполнитель в европейских театрах. 27 апреля 1789 он поставил этот балет по хореографии Жана Доберваля под названием «Дезертир, или Женщина — героиня» в Большом Каменном театре Петербурга<ref name=ballet/>, причем по воспоминаниям современников, эта постановка считалась одной из лучших Петербургской императорской труппы<ref>[http://sptl.spb.ru/biruch/index.php?view=page&action=show&id=885 БИРЮЧ Петроградских Государственных театров]</ref>. |
− | В августе 1800 года балетмейстер [[Пьер Пекен-Шевалье|П. Шевалье]] поставил свою версию этого же балета Ж.Доберваля, но с музыкой [[Франсуа Дюкенуа]] и несколько изменив сценарий и имена персонажей, | + | В августе 1800 года балетмейстер [[Пьер Пекен-Шевалье|П. Шевалье]] поставил свою версию этого же балета Ж.Доберваля, но с музыкой [[Франсуа Дюкенуа]] и несколько изменив сценарий и имена персонажей, — с собственной хореографией, под названием «Деревенская героиня» («L’heroine villageoise»); театр в Гатчине, близ Петербурга; художник И. Дранше (отец [[Софья Дранше|Софьи Дранше]]); исполнители: ''Ле Лорм, садовник'' — [[Александр Греков|А. Греков]], ''Луиза, его дочь'' — [[Настасья Берилова|Н. П. Берилова]], ''Люка, ее брат'' — [[Евгения Колосова|Е. И. Колосова]], ''Бастьен, подручный садовника и возлюбленный Луизы'' — [[Иван Иванович Вальберх|И. И. Вальберх]], ''Бебе, дурачок'' — [[Огюст Пуаро|Огюст]], ''Пьер Бушерон'' — [[Василий Михайлович Балашов|В. М. Балашов]], ''Дениз, подруга Луизы'' — Роза Колинет (будущая вторая жена овдовевшего в России [[Шарль Дидло|Ш.Дидло]])<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=52448&p=90 Книга: «Русский балет» — Страница 90]</ref>. |
− | Еще через пару лет, в 1802 году, балет там же, в Большом театре Петербурга, вернувшись к первоначальной верссии Ж. | + | Еще через пару лет, в 1802 году, балет там же, в Большом театре Петербурга, вернувшись к первоначальной верссии Ж. Доберваля — Ш. ЛеПика, возобновил [[Иван Иванович Вальберх|И. И. Вальберх]], исполнив сам же роль Алексиса, в партии Луизы — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И. Колосова]]<ref name=ballet/>. В Петербурге балет еще неоднократно возобновлялся, в том числе опять прошел на той же сцене Большого Каменного театра 12 мая 1818 г. ([[Огюст Пуаро|Огюст]] — Алексей, Е Колосова — Луиза, Эбельгард — Монтосьель, Никитина — Жанета<ref>[http://pushkin.teamt.ru/performances/21/index.html?name=&per_page=10&theater_id=0 ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА]</ref>); в возобновлении [[Огюст Пуаро|Огюста]] 12 октября 1821 (Луиза — [[Авдотья Ильинична Истомина|А. И. Истомина]]). Было и еще несколько спектаклей, последнее возобновление балета в Петербурге прошло в 1839 году. |
Давала балет и Московская императорская труппа (все постановки воссоздавали хореографию Доберваля): | Давала балет и Московская императорская труппа (все постановки воссоздавали хореографию Доберваля): | ||
− | * 15 февраля | + | * 15 февраля 1808 — театр в доме Пашкова на Моховой, балетмейстер И. И. Вальберх |
− | * | + | * 1811 — Арбатский театр, под названием «Геройство любви, или Беглый солдат», балетмейстер И. И. Вальберх |
− | * | + | * 1820 — театр Пашкова, балетмейстер [[Фортунато Бернаделли|Ф. Бернаделли]] |
== Источники == | == Источники == |
Текущая версия на 20:41, 1 мая 2017
«Дезертир» (фр. Le déserteur) — комическая опера в трех действиях. Композитор Пьер-Александр Монсиньи, автор либретто Мишель-Жан Седэн (фр.: Michel-Jean Sedaine).
Первое представление: театр Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в Париже 6 марта 1769 года[1][2].
В 1784[3] или 1785 году[4] Жан Доберваль на музыку оперы поставил одноимённый балет.
Содержание
Сюжет
Сюжет выдержан в театральных традициях времени — он с явными драматургическими прорехами, наивен и вместе с тем героико-патетичен и пафосен в провозглашениях христианских ценностей — любви, верности, повиновения долгу и прощения[5]. И выполняет главное свое предназначение — служит фоном музыки.
Основная коллизия развивается в отношениях влюбленных: Луиза, дочь бедного фермера, и солдат Алексис любят друг, и верная Луиза терпеливо ждет, когда закончится срок армейской службы Алексиса, чтобы наконец пожениться и навсегда быть вместе. Но Луиза подневольна и вынуждена подчиняться капризам герцогини, а та приказывает Луизе притвориться, будто она собирается выйти замуж за другого — его двоюродного брата Бертрана. Бедный Алексис, потрясенный изменой любимой, не в силах пережить подобные страдания и, забыв, что он солдат Франции, торопится предотвратить эту свадьбу. Но беглого солдата ловят и осуждают на смертную казнь за дезертирство. И тогда отважная и благородная душой Луиза отправляется к королю, чтобы рассказать ему правду и получить прощение для Алексиса. Прощение дано, но истощенная Луиза не в состоянии продолжать путь и падает без сил. Тогда за дело берется сам король. Он успевает спасти Алексиса вовремя — в тот самый миг, как Алексиса уже должны казнить, король отменяет казнь и провозглашает прощение[1][6].
Действующие лица
- Алексис — баритон
- Луиза — сопрано
- Жан-Луи, отец Луизы — баритон
- Бертран, кузен Алексиса — тенор
- Мать Бертрана, тетка Алексиса — меццо-сопрано
- Жанетта, крестьянка — меццо-сопрано
- Монтёсьель, драгун — тенор
- Куршмен, бригадир — бас
- Солдаты, охранники, крестьяне и крестьянки
Премьера
Премьера прошла в театре Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в Париже 6 марта 1769 года. Премьеру собственной персоной посетили Луи-Филипп I (герцог Орлеанский) (1725—1785) и его сын, впоследствии известный как Филипп Эгалите (он же до Французской революции Луи Филипп (II) Жозеф, герцог Орлеанский; 1747—1793).
Исполнители: Алексис — Жозеф Калло (Joseph Caillot), Луиза — Мари-Терез Ларуэтт (Marie-Thérèse Laruette-Villette), Жан-Луи, ее отец — Жан-Луи Ларуэт (Jean-Louis Laruette), Бертран — Антуан Триаль (Antoine Trial), Монтёсьель — Жан-Батист Клерваль (Clairval)[7].
Успех оперы был столь огромным, что она сразу же вошла в репертуар многих театров и еще долго не сходила со сцен — вплоть до начала ХХ века, оказав влияние на дальнейшее развитие французского музыкального искусства, а затем и других стран[2].
Через семь месяцев после премьеры 8 октября 1769 спектакль был показан в Фонтенбло лично королю Людовику XV[2].
Значение
Опера Монсиньи принадлежит к значительнейшим, эпохальным явлениям французского музыкального театра[1][2][8]. Впервые в одном произведении сочетались трагедия и фарс[2]; как и следует по жанру, музыкальные номера перемежались с разговорными диалогами[9].
Сюжет спасения — когда в произведении спасение главного положительного персонажа приходит в момент, когда ему грозит неминуемая гибель, — стал своего рода предтечей жанра «оперы спасения»[10] и неоднократно использовался во многих драматических произведениях.
Монсиньи — один из создателей французской комической оперы, которую он приблизил ее к сентиментальной драме, и именно в «Дезертире» это проявилось более всего[11][12]. Как композитор он явился продолжателем одновременно и французской, и итальянской музыкальных направлений, соединив в своем творчестве оба стиля. Из этой смеси двух традиций он создал свое собственное творчество, ярким представителем которого явилась музыка к опере «Дезертир»[6].
Опера «Дезертир» — одно из самых основных произведений композитора.
Музыка, точно следуя за сюжетом, несет в себе все драматические переживания героев[1], постоянно переходя от накала трагедии к комическим сценам.
Влияние оперы «Дезертир» распространялось на музыкально-театральное европейское искусство вплоть до середины следующего, XIX, века[6].
Следующие постановки
Опера «Дезертир» обошла все основные музыкальные театры Европы. А с французских подмостков вообще не сходила до начала ХХ века — уж какой-нибудь из театров обязательно ее возобновлял. А во время Французской революции заключительный хор «Vive Le Roi» («Да здравствует король!») был заменен республиканской песней «Ca Ira»[2].
Среди множества последующих постановок:
- сразу после премьеры 1769 г. — Опера-Комик (Opéra-Comique)
- 1787 — в Нью-Йорке
- 1 апреля 1790 — театр Итальянской комедии (Théâtre-Italien), место премьеры
- 28 июля 1802 — Театр Фейдо (théâtre Feydeau)
- 30 октября 1843 — Опера-комик (Opéra-Comique), новая музыкальная редакция А.Адана
- 22 сентября 1873 — théâtre de l’Athénée, Париж
Ставилась опера и в России — под названием «Беглый солдат (Дезертир)»[13]. В крепостном театре Шереметевых роль Луизы исполняла выдающаяся певица Прасковья Ивановна Жемчугова, став первой исполнительницей партии в России[14] — в 1781 году; опера шла под названием «Беглый солдат»; для ее постановки Н. П. Шереметев выписал из Парижа все иллюстрации к этой опере, приобрел органчик, один из валов которого исполнял увертюру[9]. Позже в театрах императорской труппы роль Луизы исполняла Елизавета Семёновна Сандунова[15].
В начале ХХ века опера была записана в исполнении Opera Lafayette Orchestra, руководитель Райан Браун (Ryan Brown)[6]. Теперь она уже возвращается редко, но тем не менее не забыта и время от времени проявляется в репертуарах современных театров.
Балет
Огромный успех оперы привел к тому, что к ней обратились и другие музыкальные деятели — артисты балеты.
Выдающийся французский балетмейстер Жан Доберваль, используя музыку оперы, но в аранжировке Ф. Бартелемона, и то же самое либретто, поставил одноимённый балет. Произошло это то ли 5 мая 1784 года[3][16], то ли 12 декабря 1785 года[4] в Лондоне, куда балетмейстера забросила судьба — он как достойный ученик выдающегося деятеля балета Ж.Новера был изгнан из Парижской Академии музыки и еще не получил приглашения в театр Бордо (Grand Théâtre de Bordeaux), где позже поставит свой выдающийся балет о соломе, получивший мировую известность под названием La fille mal gardée. В лондонской постановке балетного «Дезертира» главными исполнителями были: Шарль Ле Пик (Алексис) и Гертруда Ле Пик-Росси (Луиза). Постановка балета была встречена с не меньшим успехом, чем до того — оперы на тот же сюжет[16].
Приехав в Россию возглавлять балет Петербургской императорской труппы, Шарль Ле Пик стал первым делом переносить постановки, в которых он был занят как исполнитель в европейских театрах. 27 апреля 1789 он поставил этот балет по хореографии Жана Доберваля под названием «Дезертир, или Женщина — героиня» в Большом Каменном театре Петербурга[3], причем по воспоминаниям современников, эта постановка считалась одной из лучших Петербургской императорской труппы[17].
В августе 1800 года балетмейстер П. Шевалье поставил свою версию этого же балета Ж.Доберваля, но с музыкой Франсуа Дюкенуа и несколько изменив сценарий и имена персонажей, — с собственной хореографией, под названием «Деревенская героиня» («L’heroine villageoise»); театр в Гатчине, близ Петербурга; художник И. Дранше (отец Софьи Дранше); исполнители: Ле Лорм, садовник — А. Греков, Луиза, его дочь — Н. П. Берилова, Люка, ее брат — Е. И. Колосова, Бастьен, подручный садовника и возлюбленный Луизы — И. И. Вальберх, Бебе, дурачок — Огюст, Пьер Бушерон — В. М. Балашов, Дениз, подруга Луизы — Роза Колинет (будущая вторая жена овдовевшего в России Ш.Дидло)[18].
Еще через пару лет, в 1802 году, балет там же, в Большом театре Петербурга, вернувшись к первоначальной верссии Ж. Доберваля — Ш. ЛеПика, возобновил И. И. Вальберх, исполнив сам же роль Алексиса, в партии Луизы — Е. И. Колосова[3]. В Петербурге балет еще неоднократно возобновлялся, в том числе опять прошел на той же сцене Большого Каменного театра 12 мая 1818 г. (Огюст — Алексей, Е Колосова — Луиза, Эбельгард — Монтосьель, Никитина — Жанета[19]); в возобновлении Огюста 12 октября 1821 (Луиза — А. И. Истомина). Было и еще несколько спектаклей, последнее возобновление балета в Петербурге прошло в 1839 году.
Давала балет и Московская императорская труппа (все постановки воссоздавали хореографию Доберваля):
- 15 февраля 1808 — театр в доме Пашкова на Моховой, балетмейстер И. И. Вальберх
- 1811 — Арбатский театр, под названием «Геройство любви, или Беглый солдат», балетмейстер И. И. Вальберх
- 1820 — театр Пашкова, балетмейстер Ф. Бернаделли
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Опера Пьера Александра Монсиньи «Дезертир»; автор А. Гозенпуд
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 it: Déserteur, Le
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 «ДЕЗЕРТИР» («Le Deserteur») (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 4,0 4,1 Информация на сайте CÉSAR
- ↑ MONSIGNY, P.-A.: Deserteur (Le)
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Пьер-Александр Монсиньи. Дезертир (опера) Le Déserteur
- ↑ Almanacco di Gherardo Casaglia
- ↑ Le déserteur
- ↑ 9,0 9,1 Русский театр в Кусково. Постановки
- ↑ Современная энциклопедия. 2000 // МОНСИНЬИ
- ↑ Энциклопедический словарь. 2009. Монсиньи Пьер Александр
- ↑ Большой Энциклопедический словарь. 2000. МОНСИНЬИ (Monsigny) Пьер Александр
- ↑ Жихарев С. П. Воспоминания старого театрала
- ↑ Большая биографическая энциклопедия. 2009. Жемчугова, Прасковья Ивановна
- ↑ Редкая вещь («сандуновский скандал» и русский двор времен Французской революции); автор Андрей Зорин
- ↑ 16,0 16,1 Энциклопедия балета (страница 31)
- ↑ БИРЮЧ Петроградских Государственных театров
- ↑ Книга: «Русский балет» — Страница 90
- ↑ ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА