Альфре Дьёдонне — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Альфонс Альфре Дьёдонне '''Альфонс Эмиль Альфре Дьёдонне''' (фр.:…»)
 
 
Строка 11: Строка 11:
  
 
По возвращению в Париж Дьёдонне был приглашен в парижский театр Амбигю (de l’Ambigu), а затем перешел в театр дю Жимназ (théâtre du Gymnase), где работал на одной сцене с выдающимся французским актером [[Жан-Мари Жоффруа|Ж. Жоффруа]]. Это было большой удачей для артиста: специально для Жоффруа писал свои пьесы выдающийся французский драматург [[Эжен Лабиш]] (с разными соавторами), и Альфре Дьедонне как партнер Жоффруа появлялся в весьма качественных пьесах — это было важно для его дальнейшей карьеры, которая складывалась действительно весьма удачно.
 
По возвращению в Париж Дьёдонне был приглашен в парижский театр Амбигю (de l’Ambigu), а затем перешел в театр дю Жимназ (théâtre du Gymnase), где работал на одной сцене с выдающимся французским актером [[Жан-Мари Жоффруа|Ж. Жоффруа]]. Это было большой удачей для артиста: специально для Жоффруа писал свои пьесы выдающийся французский драматург [[Эжен Лабиш]] (с разными соавторами), и Альфре Дьедонне как партнер Жоффруа появлялся в весьма качественных пьесах — это было важно для его дальнейшей карьеры, которая складывалась действительно весьма удачно.
[[Файл:Alfred Dieudonné-1874.jpg|thumb|left|Актер [[Альфре Дьедонне]] в пьесе [[Эжен Лабиш|Э.Лабиша]] «Дамские субботы» (Les Samedis de Madame), 1874. Шарж [[Ромен Тома (Леритье)|Леритье]]]]
+
[[Файл:ALFRED~1.JPG|thumb|left|Актер [[Альфре Дьедонне]] в пьесе [[Эжен Лабиш|Э.Лабиша]] «Дамские субботы» (Les Samedis de Madame), 1874. Шарж [[Ромен Тома (Леритье)|Леритье]]]]
 
В 1864 году он был приглашен в Россию<ref name=books/>. Россия в эти годы охотно зазывала к себе всех мировых звезд, и это тоже является показателем успешной деятельности артиста. Дьёдонне получил контракт и в итоге 10 лет прослужил во Французской труппе при дирекции [[Петербургская императорская труппа|Петербургских императорских театров]], дебютировав в сезоне 1864/1865 гг. Его работы в России не прошли незамеченными русскими театральными критиками<ref>[http://teatr-lib.ru/Library/Petrovskaya/Putevoditel/ Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Начало XVIII века — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / Под общ. ред. И. Ф. Петровской. СПб., 1994. 448 с.]</ref>. Хроникер русского театра [[Александр Иванович Вольф|А. Вольф]] так рассказал о прибытии в Россию Альфре Дьёдонне и его первых работах в Петербурге во Французской труппе: ''«Сезон не был богат хорошими пьесами, но недостаток их вознаградился приобретением двух хороших артистов. Вормс, артист Comédie française, не попав в сосиетеры, рассердился и сам предложил свои услуги нашей дирекции. Вместе с ним приехал Дьёдонне, один из лучших сюжетов парижского Gymnase dramatique, для замены Дешана. <…> Дьёдонне дебютировал в созданной им в Париже роли Мори в „Nos alliées“ и потом играл бойко и весело комических любовников»''<ref name=books0>[http://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=RA2-PA76&lpg=RA2-PA76&dq=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%90.+%D0%98.+%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=Um4pGuZuZC&sig=-MHvthaO9w2XT5XK9qZGasXNQFM&hl=en&sa=X&ei=vtQyUdiNMvXE4AP11ICoCQ&ved=0CG0Q6AEwCQ#v=onepage&q&f=false Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета (3-я часть, стр. 157—158)]</ref>. Среди его ролей в Петербурге (все — Французская труппа, располагавшаяся в Михайловском театре): Парис — «[[Прекрасная Елена (оперетта)|Прекрасная Елена]]», Понтарме — «Nos bons villageois» («Наши добрые селяне») Викторьена Сарду, герцог д’Естиваль — «Rédemptions» Октава Фельё, Валмаро — «Идеи мадам Обре» Александра Дюма, мн. др. А. Вольф неазывает актера Дьёдонне одним из лучших Французской перербургской труппы, поддерживавших репертуар «своею веселою и умною игрою»<ref name=books0/>. Альфре Дьёдонне прожил в России со своей семьей 10 лет. По поводу отъезда актера из России в 1874 году тот же А. Вольф с грустью написал: ''«Михайловский театр лишился Дьёдонне, который не пожелал возобновить своего контракта ради необходимости возвратиться в Париж ради воспитания детей. Он пробыл в Петербурге ровно 10 лет»''<ref>[http://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=RA2-PA162&lpg=RA2-PA162&dq=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%90.+%D0%98.+%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=Um4pGuZuZC&sig=-MHvthaO9w2XT5XK9qZGasXNQFM&hl=en&sa=X&ei=vtQyUdiNMvXE4AP11ICoCQ&ved=0CG0Q6AEwCQ#v=onepage&q&f=false Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета (Третья часть, стр. 162)]</ref>.
 
В 1864 году он был приглашен в Россию<ref name=books/>. Россия в эти годы охотно зазывала к себе всех мировых звезд, и это тоже является показателем успешной деятельности артиста. Дьёдонне получил контракт и в итоге 10 лет прослужил во Французской труппе при дирекции [[Петербургская императорская труппа|Петербургских императорских театров]], дебютировав в сезоне 1864/1865 гг. Его работы в России не прошли незамеченными русскими театральными критиками<ref>[http://teatr-lib.ru/Library/Petrovskaya/Putevoditel/ Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Начало XVIII века — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / Под общ. ред. И. Ф. Петровской. СПб., 1994. 448 с.]</ref>. Хроникер русского театра [[Александр Иванович Вольф|А. Вольф]] так рассказал о прибытии в Россию Альфре Дьёдонне и его первых работах в Петербурге во Французской труппе: ''«Сезон не был богат хорошими пьесами, но недостаток их вознаградился приобретением двух хороших артистов. Вормс, артист Comédie française, не попав в сосиетеры, рассердился и сам предложил свои услуги нашей дирекции. Вместе с ним приехал Дьёдонне, один из лучших сюжетов парижского Gymnase dramatique, для замены Дешана. <…> Дьёдонне дебютировал в созданной им в Париже роли Мори в „Nos alliées“ и потом играл бойко и весело комических любовников»''<ref name=books0>[http://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=RA2-PA76&lpg=RA2-PA76&dq=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%90.+%D0%98.+%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=Um4pGuZuZC&sig=-MHvthaO9w2XT5XK9qZGasXNQFM&hl=en&sa=X&ei=vtQyUdiNMvXE4AP11ICoCQ&ved=0CG0Q6AEwCQ#v=onepage&q&f=false Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета (3-я часть, стр. 157—158)]</ref>. Среди его ролей в Петербурге (все — Французская труппа, располагавшаяся в Михайловском театре): Парис — «[[Прекрасная Елена (оперетта)|Прекрасная Елена]]», Понтарме — «Nos bons villageois» («Наши добрые селяне») Викторьена Сарду, герцог д’Естиваль — «Rédemptions» Октава Фельё, Валмаро — «Идеи мадам Обре» Александра Дюма, мн. др. А. Вольф неазывает актера Дьёдонне одним из лучших Французской перербургской труппы, поддерживавших репертуар «своею веселою и умною игрою»<ref name=books0/>. Альфре Дьёдонне прожил в России со своей семьей 10 лет. По поводу отъезда актера из России в 1874 году тот же А. Вольф с грустью написал: ''«Михайловский театр лишился Дьёдонне, который не пожелал возобновить своего контракта ради необходимости возвратиться в Париж ради воспитания детей. Он пробыл в Петербурге ровно 10 лет»''<ref>[http://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=RA2-PA162&lpg=RA2-PA162&dq=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%90.+%D0%98.+%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=Um4pGuZuZC&sig=-MHvthaO9w2XT5XK9qZGasXNQFM&hl=en&sa=X&ei=vtQyUdiNMvXE4AP11ICoCQ&ved=0CG0Q6AEwCQ#v=onepage&q&f=false Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета (Третья часть, стр. 162)]</ref>.
  

Текущая версия на 21:31, 24 ноября 2016

Альфонс Альфре Дьёдонне

Альфонс Эмиль Альфре Дьёдонне (фр.: Alphonse Emile Alfred Dieudonné, dit simplement Dieudonné; 12 января 1834 (по данным Франц. Википедии) или 9 января 1836 (по данным французского справочника «Наши артисты»[1]), Париж — 1922, Париж) — французский драматический актер.

За свою долгую актерскую карьеру Альфре Дьёдонне сыграл множество ролей. Его молодые годы выпали на засилье в театрах Парижа легких комедий и водевилей, а вся жизнь казалась именно такой, каким казался в то время Париж — веселой, беззаботной, праздничной, от чего кружилась голова. И многие юноши покидали праведные карьеры финансистов, врачей и адвокатов, предназначенные им родителями, и с головой погружались в театральную атмосферу: становились драматургами, художникам и артистами.

Не избежал этой же участи и Альфре Дьёдонне.

Он начал актерскую карьеру в 1856 году в Лиссабоне[1], где его заметила выдающаяся французская актриса Элиза Рашель, и пригласила принять участие в организованном ею гастрольном турне по Европе и США. Так началась его слава.

В 1857 году актер женился на драматической актрисе Виктории Ежени Бланкан (Victoire Eugénie Blancan), которая являлась одновременно и его партнершей и всю жизнь следовала за своим мужем, в какие бы театры ни ангажировали. А в скором времени у них родились две дочери.

По возвращению в Париж Дьёдонне был приглашен в парижский театр Амбигю (de l’Ambigu), а затем перешел в театр дю Жимназ (théâtre du Gymnase), где работал на одной сцене с выдающимся французским актером Ж. Жоффруа. Это было большой удачей для артиста: специально для Жоффруа писал свои пьесы выдающийся французский драматург Эжен Лабиш (с разными соавторами), и Альфре Дьедонне как партнер Жоффруа появлялся в весьма качественных пьесах — это было важно для его дальнейшей карьеры, которая складывалась действительно весьма удачно.

Актер Альфре Дьедонне в пьесе Э.Лабиша «Дамские субботы» (Les Samedis de Madame), 1874. Шарж Леритье

В 1864 году он был приглашен в Россию[1]. Россия в эти годы охотно зазывала к себе всех мировых звезд, и это тоже является показателем успешной деятельности артиста. Дьёдонне получил контракт и в итоге 10 лет прослужил во Французской труппе при дирекции Петербургских императорских театров, дебютировав в сезоне 1864/1865 гг. Его работы в России не прошли незамеченными русскими театральными критиками[2]. Хроникер русского театра А. Вольф так рассказал о прибытии в Россию Альфре Дьёдонне и его первых работах в Петербурге во Французской труппе: «Сезон не был богат хорошими пьесами, но недостаток их вознаградился приобретением двух хороших артистов. Вормс, артист Comédie française, не попав в сосиетеры, рассердился и сам предложил свои услуги нашей дирекции. Вместе с ним приехал Дьёдонне, один из лучших сюжетов парижского Gymnase dramatique, для замены Дешана. <…> Дьёдонне дебютировал в созданной им в Париже роли Мори в „Nos alliées“ и потом играл бойко и весело комических любовников»[3]. Среди его ролей в Петербурге (все — Французская труппа, располагавшаяся в Михайловском театре): Парис — «Прекрасная Елена», Понтарме — «Nos bons villageois» («Наши добрые селяне») Викторьена Сарду, герцог д’Естиваль — «Rédemptions» Октава Фельё, Валмаро — «Идеи мадам Обре» Александра Дюма, мн. др. А. Вольф неазывает актера Дьёдонне одним из лучших Французской перербургской труппы, поддерживавших репертуар «своею веселою и умною игрою»[3]. Альфре Дьёдонне прожил в России со своей семьей 10 лет. По поводу отъезда актера из России в 1874 году тот же А. Вольф с грустью написал: «Михайловский театр лишился Дьёдонне, который не пожелал возобновить своего контракта ради необходимости возвратиться в Париж ради воспитания детей. Он пробыл в Петербурге ровно 10 лет»[4].

Вернувшись в Париж в 1874 году, он пришел на сцену знаменитого театра Пале-Руаяль (théâtre du Palais-Royal). К этому времени туда же перешел и Жоффруа, так что они опять оказалась партнерами.

Затем еще двадцать лет Альфре Дьедонне прослужил в парижском театре Водевиля (théâtre du Vaudeville), а закончил карьеру, участвуя в спектаклях различных музыкальных театров.

Некоторое время был директором гастрольных зарубежных турне[1].

В 1896 году актерскую семью постигло чудовищное горе. Одна из их уже выросших к этому времени дочерей, Альфонсина-Эжени (Alphonsine Eugénie), родившаяся в 1860 году, тоже ставшая драматической актрисой и работавшая под псевдонимом Déa Dieudonné, часто работала с отцом. 24 февраля 1896 они вместе успешно провели выступление в Каннах. Вернувшись домой, уставшая актриса легла спать. И больше не проснулась. Ее отпевание прошло в Русской церкви в Париже.

Племянник: известный французский актер Альбер Дьёдонне[5], звезда немого кинематографа, вошедший в историю французской культуры как исполнитель роли Наполеона Бонапарта.

Среди репертуара

Альфонс Альфре Дьёдонне. Photo par Ch. Reutlinge

Всего за жизнь им сыграно приблизительно 300 ролей[1], перечислить все их немыслимо, многие из этих пьес вообще ушли в небытие. А были и выдающиеся произведения, по сей день не утратившие своей значимости; актер играл в пьесах Александра Дюма, Викторьена Сарду, Эжена Лабиша, Альфре Делакура, в классическом репертуаре[6]:

  • 1860 — Арман — «Путешествие мсье Перришона»
  • 1861 — Фредерик — «Пыль в глаза»
  • 1864 — Оливье де Милланси (Olivier de Millancey) — «Муж, бросивший жену» (Un mari qui lance sa femme) Э.Лабиша и Р.Деланда (Raimond Deslandes), Théâtre du Gymnase (Paris); в этом же спектакле играла Сара Бернар в роли княгини (Princesse Douchinka)[7]
  • 1862 — Морис — «Первый шаг» (Le Premier Pas)
  • 1874 — Леон — «Дамские субботы» (Les Samedis de Madame)
  • 1875 — Madame Lili М.Моннье, Théâtre du Vaudeville
  • 1876 — «Розовое домино» (Les Dominos Roses)
  • 1885 — Clara Soleil Э.Гондине и П. Сильрака
  • 1891 — Liliane, авторы Félicien Champsaur и Léopold Lacour
  • 1895 — «Трудный возраст» (L'Âge difficile), автор Jules Lemaître
  • 1906 — «Пассажиры» (Les Passagères), автор Alfred Capus, Théâtre de la Renaissance
  • 1908 — «Обнаженная» (La Femme nue), автор Henry Bataille
  • 1909 — «Ангел» (Un ange), автор Alfred Capus
  • 1912 — La Prise de Berg-Op-Zoom, автор Саша Гитри

На других языках

Источники