Холизм — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Онтология и гносеология)
(оформление)
Строка 4: Строка 4:
  
 
== Онтология и гносеология ==
 
== Онтология и гносеология ==
[[Онтология|Онтологический]] принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, мир есть единое целое, а выделяемые из него отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Онтологический принцип холизма последовательно прослеживается в работах, в частности, таких выдающихся философов как [[Георг Вильгельм Фридрих Гегель]], [[Елена Петровна Блаватская]], [[Елена Ивановна Рерих]], [[Юрий Николаевич Рерих]], [[Виктор Андреевич Скумин]].
+
[[Онтология|Онтологический]] принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, мир есть единое целое, а выделяемые из него отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Онтологический принцип холизма последовательно прослеживается в работах, в частности, таких выдающихся философов как Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Елена Петровна Блаватская, [[Елена Ивановна Рерих]], [[Юрий Николаевич Рерих]], [[Виктор Андреевич Скумин]].
 +
[[Файл:Kathm.jpg |360px |thumb |[[Виктор Андреевич Скумин|В. А. Скумин]] (в центре группы)]]
  
В [[Гносеология|гносеологии]] холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.
+
В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.
 
В широком смысле холизм представляет собой установку на учет всех сторон рассматриваемого явления и критическое отношение к любому одностороннему  подходу.<ref>{{книга |автор=И. Т. Касавин |часть=Холизм |заглавие=Энциклопедия эпистемологии и философии науки |ссылка=http://www.enc-dic.com/enc_epist/Holizm-817.html |ответственный=Составление и общая редакция. И. Т. Касавин]]|место=Москва|издательство=«Канон+» РООИ «Реабилитация»|год=2009 |страницы=1109|страниц=1248|isbn=978-5-88373-089-3|тираж=800}}</ref>.
 
В широком смысле холизм представляет собой установку на учет всех сторон рассматриваемого явления и критическое отношение к любому одностороннему  подходу.<ref>{{книга |автор=И. Т. Касавин |часть=Холизм |заглавие=Энциклопедия эпистемологии и философии науки |ссылка=http://www.enc-dic.com/enc_epist/Holizm-817.html |ответственный=Составление и общая редакция. И. Т. Касавин]]|место=Москва|издательство=«Канон+» РООИ «Реабилитация»|год=2009 |страницы=1109|страниц=1248|isbn=978-5-88373-089-3|тираж=800}}</ref>.
  
Практическим воплощением идеи холизма в плане изучения [[Здоровье|здоровья]] [[Человек|человека]] является возникшее в ХХ веке учение о [[Культура здоровья|Культуре Здоровья]].
+
Практическим воплощением идеи холизма в плане изучения [[Здоровье|здоровья]] [[Человек|человека]] является возникшее в ХХ веке Учение Скумина о [[Культура здоровья|Культуре Здоровья]].
  
 
== См. также ==
 
== См. также ==

Версия 17:23, 20 сентября 2015

Jan Christiaan Smuts

Холи́зм (от др.-греч. ὅλος — целый, цельный) — направление в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям[1]. Данный термин предложил Ян Христиан Смэтс в 1926 году в книге «Холизм и эволюция». В ней он развил тезис из «Метафизики» Аристотеля: «целое больше, чем сумма его частей».

Онтология и гносеология

Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, мир есть единое целое, а выделяемые из него отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Онтологический принцип холизма последовательно прослеживается в работах, в частности, таких выдающихся философов как Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Елена Петровна Блаватская, Елена Ивановна Рерих, Юрий Николаевич Рерих, Виктор Андреевич Скумин.

В. А. Скумин (в центре группы)

В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей. В широком смысле холизм представляет собой установку на учет всех сторон рассматриваемого явления и критическое отношение к любому одностороннему подходу.[2].

Практическим воплощением идеи холизма в плане изучения здоровья человека является возникшее в ХХ веке Учение Скумина о Культуре Здоровья.

См. также

Примечания

  1. Никифоров А. Л. Холизм // Новая философская энциклопедия. Том четвёртый. М., 2001. ISBN 5-244-00961-3. Интернет-версия статьи
  2. И. Т. Касавин Холизм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин]]. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 1109. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3
  3. K zdorovʹi︠u︡ cherez kulʹturu: zhurnal Mezhdunarodnogo obshchestvennogo dvizhenii︠a︡ "K zdorovʹi︠u︡ cherez kulʹturu". worldcat.org. Проверено 26 января 2015.

Литература

Ссылки