Холизм — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(из викисферы, авторы And)
 
(Онтология и гносеология)
Строка 4: Строка 4:
  
 
== Онтология и гносеология ==
 
== Онтология и гносеология ==
[[Файл:Рерих-НД.jpg|180px|thumb|left|В. А. Скумин. Москва.]]
 
 
 
[[Онтология|Онтологический]] принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, мир есть единое целое, а выделяемые из него отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Онтологический принцип холизма последовательно прослеживается в работах, в частности, таких выдающихся философов как [[Георг Вильгельм Фридрих Гегель]], [[Елена Петровна Блаватская]], [[Елена Ивановна Рерих]], [[Юрий Николаевич Рерих]], [[Виктор Андреевич Скумин]].
 
[[Онтология|Онтологический]] принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, мир есть единое целое, а выделяемые из него отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Онтологический принцип холизма последовательно прослеживается в работах, в частности, таких выдающихся философов как [[Георг Вильгельм Фридрих Гегель]], [[Елена Петровна Блаватская]], [[Елена Ивановна Рерих]], [[Юрий Николаевич Рерих]], [[Виктор Андреевич Скумин]].
  

Версия 11:51, 16 июля 2015

Jan Christiaan Smuts

Холи́зм (от др.-греч. ὅλος — целый, цельный) — направление в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям[1]. Данный термин предложил Ян Христиан Смэтс в 1926 году в книге «Холизм и эволюция». В ней он развил тезис из «Метафизики» Аристотеля: «целое больше, чем сумма его частей».

Онтология и гносеология

Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, мир есть единое целое, а выделяемые из него отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Онтологический принцип холизма последовательно прослеживается в работах, в частности, таких выдающихся философов как Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Елена Петровна Блаватская, Елена Ивановна Рерих, Юрий Николаевич Рерих, Виктор Андреевич Скумин.

В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей. В широком смысле холизм представляет собой установку на учет всех сторон рассматриваемого явления и критическое отношение к любому одностороннему подходу.[2].

Практическим воплощением идеи холизма в плане изучения здоровья человека является возникшее в ХХ веке учение о Культуре Здоровья.

См. также

Примечания

  1. Никифоров А. Л. Холизм // Новая философская энциклопедия. Том четвёртый. М., 2001. ISBN 5-244-00961-3. Интернет-версия статьи
  2. И. Т. Касавин Холизм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин]]. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 1109. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3
  3. K zdorovʹi︠u︡ cherez kulʹturu: zhurnal Mezhdunarodnogo obshchestvennogo dvizhenii︠a︡ "K zdorovʹi︠u︡ cherez kulʹturu". worldcat.org. Проверено 26 января 2015.

Литература

Ссылки