Холизм — различия между версиями
Cat1987 (обсуждение | вклад) (→Онтология и гносеология) |
Student (обсуждение | вклад) (оформление) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
== Онтология и гносеология == | == Онтология и гносеология == | ||
− | [[Онтология|Онтологический]] принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, мир есть единое целое, а выделяемые из него отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Онтологический принцип холизма последовательно прослеживается в работах, в частности, таких выдающихся философов как | + | [[Онтология|Онтологический]] принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, мир есть единое целое, а выделяемые из него отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Онтологический принцип холизма последовательно прослеживается в работах, в частности, таких выдающихся философов как Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Елена Петровна Блаватская, [[Елена Ивановна Рерих]], [[Юрий Николаевич Рерих]], [[Виктор Андреевич Скумин]]. |
+ | [[Файл:Kathm.jpg |360px |thumb |[[Виктор Андреевич Скумин|В. А. Скумин]] (в центре группы)]] | ||
− | В | + | В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей. |
В широком смысле холизм представляет собой установку на учет всех сторон рассматриваемого явления и критическое отношение к любому одностороннему подходу.<ref>{{книга |автор=И. Т. Касавин |часть=Холизм |заглавие=Энциклопедия эпистемологии и философии науки |ссылка=http://www.enc-dic.com/enc_epist/Holizm-817.html |ответственный=Составление и общая редакция. И. Т. Касавин]]|место=Москва|издательство=«Канон+» РООИ «Реабилитация»|год=2009 |страницы=1109|страниц=1248|isbn=978-5-88373-089-3|тираж=800}}</ref>. | В широком смысле холизм представляет собой установку на учет всех сторон рассматриваемого явления и критическое отношение к любому одностороннему подходу.<ref>{{книга |автор=И. Т. Касавин |часть=Холизм |заглавие=Энциклопедия эпистемологии и философии науки |ссылка=http://www.enc-dic.com/enc_epist/Holizm-817.html |ответственный=Составление и общая редакция. И. Т. Касавин]]|место=Москва|издательство=«Канон+» РООИ «Реабилитация»|год=2009 |страницы=1109|страниц=1248|isbn=978-5-88373-089-3|тираж=800}}</ref>. | ||
− | Практическим воплощением идеи холизма в плане изучения [[Здоровье|здоровья]] [[Человек|человека]] является возникшее в ХХ веке | + | Практическим воплощением идеи холизма в плане изучения [[Здоровье|здоровья]] [[Человек|человека]] является возникшее в ХХ веке Учение Скумина о [[Культура здоровья|Культуре Здоровья]]. |
== См. также == | == См. также == |
Версия 17:23, 20 сентября 2015
Холи́зм (от др.-греч. ὅλος — целый, цельный) — направление в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям[1]. Данный термин предложил Ян Христиан Смэтс в 1926 году в книге «Холизм и эволюция». В ней он развил тезис из «Метафизики» Аристотеля: «целое больше, чем сумма его частей».
Онтология и гносеология
Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, мир есть единое целое, а выделяемые из него отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Онтологический принцип холизма последовательно прослеживается в работах, в частности, таких выдающихся философов как Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Елена Петровна Блаватская, Елена Ивановна Рерих, Юрий Николаевич Рерих, Виктор Андреевич Скумин.
В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей. В широком смысле холизм представляет собой установку на учет всех сторон рассматриваемого явления и критическое отношение к любому одностороннему подходу.[2].
Практическим воплощением идеи холизма в плане изучения здоровья человека является возникшее в ХХ веке Учение Скумина о Культуре Здоровья.
См. также
Примечания
- ↑ Никифоров А. Л. Холизм // Новая философская энциклопедия. Том четвёртый. М., 2001. ISBN 5-244-00961-3. Интернет-версия статьи
- ↑ И. Т. Касавин Холизм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин]]. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 1109. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3
- ↑ K zdorovʹi︠u︡ cherez kulʹturu: zhurnal Mezhdunarodnogo obshchestvennogo dvizhenii︠a︡ "K zdorovʹi︠u︡ cherez kulʹturu". worldcat.org. Проверено 26 января 2015.
Литература
- Морозов Е. В. Холизм. Духовное возрождение 2012. Саарбрюккен, 2010. ISBN 978-3-8433-0393-4
- Журнал «Холизм и здоровье» — Рег. номер: ПИ ФС 77-38506
- Труды В. А. Скумина
Ссылки
- World Organisation of Culture of Health
- The European Library: Виктор Скумин [Victor Skumin]
- The Library of Culture of Health: Victor Skumin
- Stanford Encyclopedia of Philosophy article: "Holism and Nonseparability in Physics"
- James Schombert of University of Oregon Physics Dept on quantum holism
- Theory of sociological holism from "World of Wholeness"