Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Виталий Викторович Песков

75 байтов добавлено, 11:10, 21 июня 2017
/* Вдова */
Все доверенности на авторские права художник давно оформил на Ирину Коршикову, так что еще при жизни В.Пескова они, таким образом, имели общие права на всё его творчество. Естественно, чье-либо еще вмешательство в творческое наследие является нарушением авторских прав и наказывается по Уголовному кодексу РФ, ''статья 146: нарушение авторских и смежных прав.''
Официально брак так и не успели зарегистрировать: как это часто бывает, все неглавное оставлялось на потом — потом — а это действительно оказалось неглавным — неглавным — в самих отношениях за двадцать с лишним лет давно все было ясно и понятно, противоречий не было. Гражданский брак юридически является полноценным, более того, даже зарегистрированный брак при наследовании имущества юридически должен подкрепляться наличием совместного бюджета. Но напрасно выдающийся художник считал, что распределил все наследство между своими, включив в число наследников и пасынка, которого растил, и собственного сына, с которым только и успел познакомиться,  — он не учел мнение на этот счет «чужих», действовавших при абсолютной коррумпированности всей государственной системы. И эти чужие решили, по всей видимости, преподнести выдающемуся художнику посмертный урок высокой морали и нравственности. Они хорошо знали главное: в квартире должны находиться доллары, зарабатываемые в США и привозимые в Москву. И еще: в квартире должны находиться рисунки — рисунки — те рисунки, которые так мешали художникам в конкуренции. Впрочем, неизвестно, чему там отдавалось предпочтение: зависти или стяжательству.
Что стало бы с женой художника, если бы она появилась дома в тот самый момент, когда там были грабители,  — нетрудно представить. Хотя, судя по всему, те торопились все уничтожить и забрать именно к ее приезду. Ирину спасла подруга, не пустив домой и оставив у себя: домой нельзя — нельзя — там мародеры, а в стране такая обстановка, что милиция работает на бандитов, при появлении дома Ирины ее просто загребут в отделение, а выпустят ли оттуда, да вообще что будет — будет — трудно сказать. Такое объяснение дается в воспоминаниях<ref name=site/><ref name=kniga/>. Но сегодня, когда с той поры прошло более десяти лет, когда стало известно многое дальнейшее об этом преступлении, невольно возникает недоверие: а говорила ли эта подруга правду, не участвовала ли в доле? Ведь знала же, что в квартире полным ходом идет грабеж; значит, знала и тех, кто это был.
15 марта 2002 года<ref>[http://www.newsru.com/arch/russia/13mar2002/peskov.html Скончался художник-карикатурист Виталий Песков]</ref> деятели культуры в клубе «Петрович», принадлежащем художнику-бизнесмену Андрею Бильжо, весело отмечали похороны. Радости даже не скрывали. Поведение их было таково (а особенно усердствовал поэт-«правдоруб» Игорь Моисеевич Иртеньев<ref name=site/><ref name=kniga/>), что Ирина Ефимовна вместе со своей подругой и сестрой Виталия Викторовича покинули клуб — клуб — очевидно, чтобы не нарушать всеобщего радостного настроения.
Итог был такой: однокомнатная квартира оказалась полностью разграблена; деньги на новую квартиру, тяжело зарабатываемые за границей, исчезли; рисунки — рисунки — исчезли; позже выяснилось: архив публикаций за 30 с лишним лет работы художника приблизительно в 12 тысяч рисунков был уничтожен ''(статья 214 УК РФ: вандализм)'', а 300 работ-оригиналов украдены для дальнейшего использования и вскоре "нашлись" «нашлись» у художника-бизнесмена Леонида Тишкова, поставивших их в экспозицию в свой выставочный зал ''(статья 146 УК РФ: нарушение авторских и смежных прав)''  — из 15 тысяч рисунков 3 тысячи находились у жены; все имущество из квартиры — квартиры — одежда, мебель, домашняя техника, посуда и вся прочая утварь — утварь — исчезли ''(статья 161 УК РФ: грабеж; статья 158 УК РФ: хищение чужого имущества — имущества — наказание до 5 лет лишения свободы);'' однокомнатная маленькая квартира, как издевательски пояснили художники, будет переоборудована в музей Виталия Пескова, а всё совместно нажитое имущество с этой поры объявляется экспонатами данного музея (''статья 285 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями;'' как тут не вспомнить давнюю традицию: Академия художеств еще в 1919 году забрала для своего помещения особняк купца И. А А. Морозова  Морозова на Пречистенке, 21<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/2678/Российская Москва. Энциклопедический справочник.  — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992. Российская академия художеств]</ref><ref>[http://www.kommersant.ru/doc/693877 Новое решение картинного вопроса (Журнал «Коммерсантъ Власть», № 30 № 30 (684), 31.07.2006)]</ref>); саму вдову потчевали неустанными угрозами: если она поднимет шум — шум — окажется в милиции, откуда выйти проблематично — проблематично — потому что все госорганы в стране коррумпированы и работают не за закон и зарплату, а на тех, кто платит из собственных источников,  — лучше покинуть Москву и отправляться в «свою Америку» — Америку» — все это передавалось через нескольких подруг, которые наверняка передавали правду, но совершенно непонятна степень их участия, кем они были — были — сами жертвы угроз или соучастницы (имена их названы в мемуарах<ref name=site/><ref name=kniga/>)?
Бороться с мафией, явно прикормленной высокими властными структурами, для немолодой женщины, конечно, было невозможно. Ничего другого не оставалось, как уехать из Москвы — Москвы — да и куда деваться, семью выдающегося художника превратили в бомжей. Преступники не были в курсе, что у нее в Нью-Йорке сохранилась небольшая часть архива — архива — всего около трех тысяч рисунков. Но и этого было достаточно, чтобы не исчезла память о выдающемся художнике.
В Москве никто и не думал о создании музея Виталия Пескова — Пескова — его так и не создали, нужно было лишь присвоить недвижимое имущество,  — а уж дальше, считая, что все препятствия удалены, началось «коммерческое использование» приобретения ''(статья 159 Уголовного кодекса РФ: мошенничество; статья 158 УК РФ часть 2: хищение чужого имущества для использования его в личных корыстных целях; наказание до 5-ти лет лишения свободы),'' причем действовали так нагло, что в высоком покровительстве и «крышевании» сомневаться не приходится. Ровно через месяц после смерти художника, с 12 по 25 апреля 2002 года в московском частном клубе «Муха», принадлежавшем Леониду Тишкову, в Большом Кисловском переулке, прошла выставка 300 рисунков выдающегося художника Виталия Пескова, называвшаяся «Виталий Песков: тот самый и другой»<ref>[http://exlibris.ng.ru/fakty/2002-04-18/11_man.html Человечек и его миры // Независимая газета (18 апреля 2002)]</ref><ref name=peoples/>, на выставке экспонировались те самые рисунки, что пропали из квартиры художника. Вход на выставку платный — платный — должны же были устроители всего этого безобразия получить материальное вознаграждение за моральные издержки, ведь поди совсем нервы истрепали на такой-то скорости: через месяц выставку организовать! Организатором выставки был Леонид Тишков ''(статья 158 часть 2 Уголовного кодекса РФ: хищение чужого имущества для использования его в личных корыстных целях).'' В многочисленных рекламных интервью и откликах, по ним-то теперь и можно установить организатора — организатора — «Независимая газета» от 18 апреля 2002, «Коммерсантъ» от 12 апреля 2002, «Российская газета» от 15 апреля 2002 года и др.  — сам Леонид Тишков уверенно рассказал, что Виталий Песков «удостоился великой чести — чести — быть другом Тишкова», и вот поэтому Тишков в знак такой дружбы «вычистил» чужую квартиру, где нашел 300 оригинальных рисунков, представленных им на этой выставке, а вот весь архив оказался… пропавшим (то есть выброшенным Тишковым же). По воспоминаниям Ирины Коршиковой, гражданской вдовы Виталия Пескова: Тишков никогда в жизни не был другом Виталия, она сама его в глаза не видела, а о его существовании знает только то, что Тишков является мужем детской писательницы Марины Москвиной, с которой сама когда-то была знакома и сохранила общих подруг, от которых чета Тишков — Тишков — Москвина и узнала о семейной жизни ее и Виталия и о хранящихся долларах.
Cразу после преступления, прибыв из Москвы в Нью-Йорк, Ирина Коршикова и Вагрич Бахчанян (выдающийся художник, работавший несколько лет в «Литературной газете», уехавший в эмиграцию в 1974 г1974 г. и обосновавшийся в Нью-Йорке) совместно отправили письмо в «Литературную газету», где Виталий Песков и Вагрич Бахчанян проработали вместе в течение многих лет — лет — письмо было посвящено преступлению и надругательству над памятью художника и взывало о помощи. Сотрудники отдела юмора «12 стульев» Павел Хмара и Евгений Обухов тут же стали действовать, объяснив главному редактору газеты Юрию Михайловичу Полякову необходимость этой публикации. Тот сразу согласился, но объяснил, что не может принимать решения самостоятельно и должен все это изложить вышестоящему руководству — руководству — что вообще-то лишь проформа. Павел Хмара и Евгений Обухов, связавшись по Интернету с Ириной Ефимовной Коршиковой, пообещали: «Литературная газета» не предаст, поможет и в сохранении творческого наследия художника, и в возвращении его семье всего имущества и денег<ref name=site/><ref name=kniga/>. Но время шло, в своих следующих письмах оба сотрудника юмористического отдела оправдывались, что постоянно напоминают Полякову о необходимости публикации, а тот по-прежнему все не может договориться с кем-то из вышестоящих… Надо отдать должное Полякову: он сдался не сразу, он пытался кому-то — то — кому, кто стоял за всем этим, кто так отчаянно старался крышевать деяния воров?  — объяснить, что правда о таком выдающемся художнике, каким является Виталий Песков, все равно выйдет наружу, что умалчивание — умалчивание — это соучастие… Публикация в «Литературной газете» письма вдовы и друга выдающегося художника о чудовищном преступлении и надругательстве над ним не была разрешена<ref name=site/><ref name=kniga/>.
Куда бы вдова выдающегося художника ни обращалась — обращалась — Министерство культуры Российской Федерации, Союз художников, Общественная палата, Московская мэрия и ти т. д д.  — ни одно из госучреждений и ни одна из общественных организаций не помогли: часто вообще не отвечали или отвечали издевательски, как это сделали в Министерстве культуры Российской Федерации, прислав наглый ответ за подписью никогда не существовавшего человека: ''«Министерство культуры России не заинтересовано в творчестве художника В. Пескова».''
Через некоторое время Прокуратура Российской Федерации все же возбудила уголовное дело. Но — Но — на сем и посчитала свою миссию законченной. То ли дело было как открыто — открыто — так и закрыто, то ли так себе и стоит открытое — открытое — никому не мешая. В книжной редакции своих воспоминаний И.Коршикова привела цитату из ответа ей заместителя начальника Управления современного искусства Министерства культуры РФ А. С С. Заволокина Заволокина, написавшего, что Тишков является крупным чиновником режима по искусствам, он — он — «пропагандист творчества советских и российских карикатуристов и представитель российского искусства в других странах» ''(стр. 318 — 318 — ВИТАЛИЮ ОТ ИРИНЫ. Памяти художника Виталия Пескова" , Mir Collection NY, 2007).'' По «странному» стечению обстоятельств эта страница на сайт Энциклопедии карикатуры не попала. К слову сказать, [[Заволокин Александр Сергеевич]] (1951—2008), занимавший эту высокую должность<ref>[http://pravo.mincultrf.ru/documents/117924/page3/ Правовой портал в сфере культуры — культуры — Министерство культуры]</ref>, как явствует из источников — источников — приходился общим другом [[Швыдкой Михаил Ефимович|Михаилу Швыдкому]] и Леониду Тишкову<ref name=kourni>[http://www.kournikovagallery.ru/fulltext/exhibitions?pid=48 Памяти коллекционера Александра Заволокина]</ref>.
[[Файл:Gen&Bahr.jpg|thumb|390px|Вагрич Бахчанян (слева) и Александр Генис (справа) на выставке памяти художника Виталия Пескова, Нью-Йорк, 18 января 2004]]
Семье художника помогали чужие люди: объявление о необходимости сохранения хотя бы оставшихся трех тысяч рисунков из огромного творческого наследия выдающегося художника,  — публиковались в русскоязычной прессе, и люди отзывались на них; отзывались отовсюду, где живут русскоязычные люди, знающие и любящие произведения Виталия Пескова — Пескова — из Москвы и Петербурга, из Киева и Минска, из Прибалтики и западноевропейских стран, из разных городов США…
В Нью-Йорке, совместно Вагричем Бахчаняном, Ирина Коршикова провела несколько выставок памяти мужа, создала сайт: ''[http://www.peskov.org/ «Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова»]'' (январь 2002 г2002 г.) и издала книгу ''[http://cartoonia.net/lit/albums/peskov.pdf «Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», Mir Collection NY, 2007, ISBN 1-893552-50-0, впоследствии представленную на сайте Большая Энциклопедия Карикатуры]'' (книгу также можно скачать и читать [http://maxima-library.org/knigi/knigi/bl/author/101108 здесь] или [https://librusec.pro/b/489041 здесь]). И каждое из этих деяний, освещаемое в прессе, немедленно получало отклик в виде новых порций угроз и предупреждений из Москвы; это было мерзко, но наверняка не слишком страшно: вдалеке, из Москвы, исполнить свои угрозы они не могли.
Но из бедственного и нищенского положения спастись оказалось невозможно: все деньги, которые высылались в Москву (пасынок художника тоже зарабатывал) на покупку квартиры, с чем были связано все будущее и профессия, были украдены; пока издавалась книга памяти Виталия Пескова — Пескова — талантливый начинающий литератор и музыкальный критик [[Виктор Коршиков]], многие серьезные статьи которого уже публиковались в прессе и получили отклик профессионалов, в том числе со стороны преподавателей Московской консерватории, покончил с собой<ref name=peoplesVK/> (также существует недостоверное мнение, что он был убит, но это и не столь важно: доведение до самоубийства является само по себе тоже убийством — убийством — и пожалуй, даже страшнее; ''статья 120 УК РФ: доведение до самоубийства; наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет''). Это — Это — самый кошмарный итог каскада преступлений.
[[Файл:Korshikova-Peskov6.jpg|thumb|left|Письмо посла Российской Федерации (для увеличения кликнуть на изображение)]]
В 2008 году Ирина Ефимовна Коршикова безвозмездно передала весь имеющийся у нее архив (рисунки, фотографии, публикации, письма и записки художника, а также последующая переписка с деятелями культуры, Прокуратурой, Министерством культуры РФ, Московской мэрией и ти т. д д.) в Российский государственный архив литературы и искусства (см.[http://www.rgali.ru/showObject.do?object=213295574 Передача в РГАЛИ документов В. В В. Пескова Пескова] и [http://www.rusarchives.ru/news/goryaeva0708.shtml Архивы России]: «Во время командировки был принят на хранение архив художника-карикатуриста Виталия Пескова (приблизительно 3 тысячи рисунков) от его вдовы Ирины Коршиковой»), за что получила специальную благодарность от правительства Российской Федерации. Ни соболезнований, ни уверений в раскрытии преступников, надругавшихся над прахом выдающегося художника и оставивших его семью без средств к существованию, официальными лицами не было высказано<ref name=peoples/>.
Имена вдов всегда пишутся мелким шрифтом, но именно они сохранили для человечества своих мужей: стихи Осипа Мандельштама, пьесы Александра Вампилова, проза Юрия Трифонова (тоже гражданский брак) и Сергея Довлатова, произведения [[Илья Габай|Ильи Габая]], искусствоведческие работы историка Рашита Янгирова<ref>[http://www.rp-net.ru/store/element.php?IBLOCK_ID=30&SECTION_ID=0&ELEMENT_ID=6354 Хроника кинематографической жизни русского зарубежья: в 2 т. / Рашит Янгиров (предисл., подгот. текста З. М М. Зевиной Зевиной; справочн. аппарат З. М М. Зевиной Зевиной, Т. П П. Сухман Сухман). Т.1: 1918—1929. Т.2: 1930—1980.]</ref>, 3 тысячи рисунков Виталия Пескова — Пескова — всё, что осталось из уничтоженного огромного творческого наследия в 15 тысяч карикатур, из которых 300 рисунков было украдено мародерами…
Творчество Виталия Пескова не забыто. Рисунки художника по-прежнему живы и привлекают внимание. Они постоянно переходят из сайта в сайт, ими иллюстрируют статьи в СМИ и сборники, они продолжают использоваться в различных телепроектах (например, заставки телепередачи «Рождённые в СССР» на канале «Ностальгия»).
Редактор
3215
правок