Юрий Николаевич Рерих — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(из викисферы)
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников)
Строка 13: Строка 13:
 
   }}
 
   }}
  
'''Ю́рий Никола́евич Рéрих''' ([[16 августа]] [[1902]] с. Окуловка Новгородской губернии — [[21 мая]] [[1960]] [[Москва|г. Москва]]) — всемирно известный [[русские|русский]] востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и [[культура|культуре]] [[Тибет]]а, [[автор]] работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря, доктор филологических наук, [[профессор]], директор Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующий сектором философии и [[история|истории]] религии Института востоковедения АН [[СССР]].  
+
'''Ю́рий Никола́евич Рéрих''' (16 августа 1902 с. Окуловка Новгородской губернии — 21 мая 1960 [[Москва|г. Москва]]) — всемирно известный [[русские|русский]] востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря, доктор филологических наук, [[профессор]], директор Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующий сектором философии и [[история|истории]] религии Института востоковедения АН [[СССР]].  
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Юрий Николаевич родился [[16 августа]] [[1902 год]]а в с. Окуловка Новгородской губернии [[Российская империя|Российской империи]] в [[семья|семье]] [[Николай Константинович Рерих |Николая Константиновича Рериха]] и [[Елена Ивановна Рерих|Елены Ивановны Рерих]]. Четырёхлетний Юрик хорошо говорил [[французский язык|по-французки]], тянется за ним и младший брат [[Святослав Николаевич Рерих|Светик]]. С первых лет жизни детей приучали любить труд, быть наблюдательными, инициативными. Их брали с собою в поездки, отец во время своего отсутствия всегда преписывался с ними. Очень любил Юрий природу, всё живое, собирал за отцом различные коллекции. Детская комната в доме Рерихов напоминала маленькую лабораторию.
+
Юрий Николаевич родился 16 августа 1902 года в с. Окуловка Новгородской губернии Российской империи в семье Николая Константиновича Рериха и [[Елена Ивановна Рерих|Елены Ивановны Рерих]]. Четырёхлетний Юрик хорошо говорил по-французки, тянется за ним и младший брат [[Святослав Николаевич Рерих|Светик]]. С первых лет жизни детей приучали любить труд, быть наблюдательными, инициативными. Их брали с собою в поездки, отец во время своего отсутствия всегда преписывался с ними. Очень любил Юрий природу, всё живое, собирал за отцом различные коллекции. Детская комната в доме Рерихов напоминала маленькую лабораторию.
Детство и отрочество Юрия прошли в [[Санкт-Петербург|Петербурге]]. Он учился в той же гимназии Карла Мая, которую окончил отец. Уже в гимназические годы всерьёз проявился интерес к [[история|истории]] и [[культура|культуре]] Востока. Наряду с гимназическим курсом Юрий занимался с известным [[Учёный|учёным]] Тураевым [[Египет|египтологией]]. С востоковедом Рудневым он изучал [[монгольский язык]].<ref>{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин |Скумин В. А.]], [[Ольга Константиновна Ауновская| Ауновская О.К. ]]|заглавие= Светоносцы |ссылка=http://biblmdkz.narod.ru/svet.html|место= [[Новочебоксарск]] |издательство= Терос |год=1995|страниц=114|isbn= 5-88167-004-3}}</ref>   
+
Детство и отрочество Юрия прошли в Петербурге. Он учился в той же гимназии Карла Мая, которую окончил отец. Уже в гимназические годы всерьёз проявился интерес к [[история|истории]] и культуре Востока. Наряду с гимназическим курсом Юрий занимался с известным учёным Тураевым египтологией. С востоковедом Рудневым он изучал монгольский язык.<ref>{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин |Скумин В. А.]], [[Ольга Константиновна Ауновская| Ауновская О.К. ]]|заглавие= Светоносцы |ссылка=http://biblmdkz.ru/svet.html|место= [[Новочебоксарск]] |издательство= Терос |год=1995|страниц=114|isbn= 5-88167-004-3}}</ref>   
  
В [[1919 год]]у Юрий Николаевич окончил индо-иранское отделение Школы восточных языков при [[Лондон]]ском [[университет]]е, овладев санскритом и персидски языком; затем, в [[1922 год]]у, Гарвардский [[университет]] в [[США]] — со степенью бакалавра по отделению индийской филологии  и  завершает образование в [[1923 год|1923 г.]] в [[Париж]]е — в Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения), где получает звание магистра индийской филологии.  
+
В 1919 году Юрий Николаевич окончил индо-иранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете, овладев санскритом и персидски языком; затем, в 1922 году, Гарвардский университет в [[США]] — со степенью бакалавра по отделению индийской филологии  и  завершает образование в 1923 г.  в Париже — в Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения), где получает звание магистра индийской филологии.  
  
Юрий Николаевич знал в совершенстве десятки языков. В 1923-1928 г.г. он принимает деятельное участие в Трансгималайской экспедиции, организованной его отцом [[Николай Константинович Рерих|Н. К. Рерихом]]. В [[Индия|Индии]], в [[Тибет]]е, в [[Монголия|Монголии]] местые жители с удивлением говорили ему, что он знает их языки лучше, чем они сами.  
+
Юрий Николаевич знал в совершенстве десятки языков. В 1923-1928 г.г. он принимает деятельное участие в Трансгималайской экспедиции, организованной его отцом Н. К. Рерихом. В Индии, в Тибете, в Монголии местые жители с удивлением говорили ему, что он знает их языки лучше, чем они сами.  
 
[[Файл:Urusvati base.jpg|270px|thumb|left|Институт Гималайских исследований «Урусвати»]]
 
[[Файл:Urusvati base.jpg|270px|thumb|left|Институт Гималайских исследований «Урусвати»]]
[[File:Family Roerich.JPG|270px|thumb|left|Семья Рерихов]]
+
[[File:ЮН и НК.jpg|270px|thumb|left|Юрий Николаевич (слева) и Николай Константинович Рерих]]
С [[1928 год|1928 г.]] и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института [[научное исследование|научных исследований]] "Урусвати", работа которого была направлена на комплексное изучение Востока. Характеризуя деятельность Ю. Н. Рериха на посту директора "Урусвати", [[профессор]],известный исследователь жизни и творческого наследия семьи Рерихов [[Виктор Андреевич Скумин|В. А. Скумин]] подчёркивает:
+
 
 +
С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований "Урусвати", работа которого была направлена на комплексное изучение Востока. Характеризуя деятельность Ю. Н. Рериха на посту директора "Урусвати", [[профессор]],известный исследователь жизни и творческого наследия семьи Рерихов [[Виктор Андреевич Скумин|В. А. Скумин]] подчёркивает:
 
{|
 
{|
 
|{{Начало цитаты}}
 
|{{Начало цитаты}}
Именно объединённая творческая мысль, кипевшая в институте «Урусвати», директором которого был Юрий Николаевич, создала тот мощный энергетический поток, который способен вознести [[человек|человеческое]] сознание в Мир Высший, в сферы космотворчества [[Елена Ивановна Рерих|Тары Урусвати]] и Махатм – Великих Духов Иерархии Света. Этим энергопотоком ведёт [[Агни Йога|Живая Этика]]. В нём жизнетворили [[Николай Константинович Рерих|Рерихи]]. Они сделали всё, чтобы приобщить к энергопотоку Света участников своей духовной общины, международное сообщество.<…>
+
Именно объединённая творческая мысль, кипевшая в институте «Урусвати», директором которого был Юрий Николаевич, создала тот мощный энергетический поток, который способен вознести человеческое сознание в Мир Высший, в сферы космотворчества [[Елена Ивановна Рерих|Тары Урусвати]] и Махатм – Великих Духов Иерархии Света. Этим энергопотоком ведёт [[Агни Йога|Живая Этика]]. В нём жизнетворили Рерихи. Они сделали всё, чтобы приобщить к энергопотоку Света участников своей духовной общины, международное сообщество.<…>
  
 
Настало время осознать — посланцы Шамбалы оставили нам не только и не столько записи и другие материальные предметы, свидетельствующие об их Огненном Опыте. Они создали для духовных последователей единый возносящий энергетический поток, запечатлевший пространственные рекорды их труда и устремивший человечество, всю планету в Предопределенное будущее. <…>
 
Настало время осознать — посланцы Шамбалы оставили нам не только и не столько записи и другие материальные предметы, свидетельствующие об их Огненном Опыте. Они создали для духовных последователей единый возносящий энергетический поток, запечатлевший пространственные рекорды их труда и устремивший человечество, всю планету в Предопределенное будущее. <…>
  
Сам Ю. Н. Рерих — Удрая заложил мощный магнит энергетического потока Урусвати в [[Москва|Москве]] — сердце [[Россия|России]], духовном средоточии [[Европа|Европы]]. <…>
+
Сам Ю. Н. Рерих — Удрая заложил мощный магнит энергетического потока Урусвати в [[Москва|Москве]] — сердце [[Россия|России]], духовном средоточии Европы. <…>
  
Мы полюбили бесконечность самопознания и беспредельность самосовершенствования. Мы знаем, что тьма — это отсутствие Света. Потому считаем главным для продвижения в энергопотоке Урусвати практику огненной трансмутации – реальный труд преображения жизнетворчества, перенос сознания в [[сердце]]. [[Культура здоровья|Культура Здоровья]] открыта для всех, кто понимает неотложность воспитания [[Человек|человека духовного]] и духовного этноса, кто уже сейчас мыслит о человеке огненном и об огненном этносе.<ref>{{статья|автор=[[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В.А]]|заглавие= Удрая — наш Духовный Наставник.|издание=[[Журнал «К Здоровью через Культуру»]] |ссылка=http://biblmdkz.narod.ru/j9.html |место=|издательство=[[Международное общественное Движение «К Здоровью через культуру»]]|год=2003|номер=9|страниц=3-12|страниц=68|issn=0204-3440|тираж=500}}</ref>{{Конец цитаты}}
+
Мы полюбили бесконечность самопознания и беспредельность самосовершенствования. Мы знаем, что тьма — это отсутствие Света. Потому считаем главным для продвижения в энергопотоке Урусвати практику огненной трансмутации – реальный труд преображения жизнетворчества, перенос сознания в сердце. [[Культура здоровья|Культура Здоровья]] открыта для всех, кто понимает неотложность воспитания [[Человек духовный|человека духовного]] и духовного этноса, кто уже сейчас мыслит о человеке огненном и об огненном этносе.<ref>{{статья|автор=[[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В.А]]|заглавие= Удрая — наш Духовный Наставник.|издание=[[Журнал «К Здоровью через Культуру»]] |ссылка=http://biblmdkz.ru/j9.html |место=|издательство=[[Международное общественное Движение «К Здоровью через культуру»]]|год=2003|номер=9|страниц=3-12|страниц=68|issn=0204-3440|тираж=500}}</ref>{{Конец цитаты}}
 
|}
 
|}
  
[[File:Могила востоковеда Юрия Рериха.JPG|270px|thumb|Могила Ю. Н. Рериха на Новодевичьем кладбище Москвы]]
+
В сфере общественной деятельности учёный принимает активное участие в ознакомлении мировой общественности с идеями [[Агни Йога|Агни Йоги]], Пактом Рериха (Пактом Культуры) и борьбе за его ратификацию.
  
В сфере общественной деятельности [[учёный]] принимает активное участие в ознакомлении мировой общественности с идеями [[Агни Йога|Агни Йоги]], Пактом Рериха (Пактом [[Культура|Культуры]]) и борьбе за его ратификацию.  
+
В 1949-1957 годах он преподает в Калимпонгском университете в Индии.  
  
В 1949-1957 годах он преподает в Калимпонгском [[университет]]е в [[Индия|Индии]].  
+
Осенью 1957 года Ю.Н.Рерих возвращается на Родину и возглавляет сектор [[история|истории]] философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН [[СССР]] в [[Москва|Москве]]. Именно ему принадлежит неоценимая заслуга возвращения Родине творческого наследия Н. К. Рериха — великого [[русские|русского]] художника, мыслителя и общественного деятеля.
  
Осенью [[1957 год]]а Ю.Н.Рерих возвращается на Родину и возглавляет сектор [[история|истории]] философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН [[СССР]] в [[Москва|Москве]]. Именно ему принадлежит неоценимая заслуга возвращения Родине творческого наследия Н. К. Рериха — великого [[русские|русского]] художника, мыслителя и общественного деятеля.
+
Юрий Николаевич Рерих окончил свой земной путь в [[Москва|Москве]] 21 мая 1960 года. Прах его захоронен на Новодевичьем кладбище.
 
+
Юрий Николаевич Рерих окончил свой земной путь в [[Москва|Москве]] [[21 мая]] [[1960 год]]а. Прах его захоронен на Новодевичьем кладбище.
+
  
 
Именем Ю. Н. Рериха названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи горы Белухи - между пиками Н. К. Рериха и Урусвати.
 
Именем Ю. Н. Рериха названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи горы Белухи - между пиками Н. К. Рериха и Урусвати.
Строка 75: Строка 74:
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==
* {{книга|автор=[[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В.А.]]|заглавие= [[Культура здоровья|Культура Здоровья]]. Избранные лекции|ответственный= |ссылка= |место=[[Чебоксары]] |издательство=Региональная организация Международного общественного Движения «К Здоровью через Культуру» |год=2002 |том= |страниц=264 |страницы=48|isbn=5-88167-019-1}}
+
* {{книга|автор=[[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В.А.]]|заглавие= [[Культура здоровья|Культура Здоровья]]. Избранные лекции|ответственный= |ссылка=http://biblmdkz.ru/sl.html |место=Чебоксары |издательство=Региональная организация Международного общественного Движения «К Здоровью через Культуру» |год=2002 |том= |страниц=264 |страницы=48|isbn=5-88167-019-1}}
* {{книга|автор=[[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В.А]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Л.А. Бобина]]|часть=|заглавие= Действенная основа Учения о Культуре Здоровья. Учебное пособие|ссылка=http://biblmdkz.narod.ru/v4.html|место=[[Чебоксары]]|издательство=|год=2012 |страницы=|страниц=44|isbn=978-5-88167-039-9|тираж=300}}
+
* {{книга|автор=[[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В.А]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Л.А. Бобина]]|часть=|заглавие= Действенная основа Учения о Культуре Здоровья. Учебное пособие|ссылка=http://biblmdkz.ru/v4.html|место=Чебоксары|издательство=|год=2012 |страницы=|страниц=44|isbn=978-5-88167-039-9|тираж=300}}
  
 
== См. также ==
 
== См. также ==
* [[Николай Константинович Рерих]]
+
 
 
* [[Елена Ивановна Рерих]]
 
* [[Елена Ивановна Рерих]]
 
* [[Святослав Николаевич Рерих]]
 
* [[Святослав Николаевич Рерих]]

Текущая версия на 12:23, 8 апреля 2016

Юрий Николаевич Рерих
учёный
Дата рождения16.8.1902
Место рожденияОкуловка, Новгородская губерния
Дата смерти21.5.1960
Место смертиМосква
СтранаРоссийская империя, СССР
Научная сфераВостоковедение, лингвистика, этнография
Место работыИнститут Гималайских исследований «Урусвати», Институт востоковедения АН СССР
Учёная степеньдоктор филологических наук
Учёное званиепрофессор

Ю́рий Никола́евич Рéрих (16 августа 1902 с. Окуловка Новгородской губернии — 21 мая 1960 г. Москва) — всемирно известный русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря, доктор филологических наук, профессор, директор Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР.

Биография

Юрий Николаевич родился 16 августа 1902 года в с. Окуловка Новгородской губернии Российской империи в семье Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих. Четырёхлетний Юрик хорошо говорил по-французки, тянется за ним и младший брат Светик. С первых лет жизни детей приучали любить труд, быть наблюдательными, инициативными. Их брали с собою в поездки, отец во время своего отсутствия всегда преписывался с ними. Очень любил Юрий природу, всё живое, собирал за отцом различные коллекции. Детская комната в доме Рерихов напоминала маленькую лабораторию. Детство и отрочество Юрия прошли в Петербурге. Он учился в той же гимназии Карла Мая, которую окончил отец. Уже в гимназические годы всерьёз проявился интерес к истории и культуре Востока. Наряду с гимназическим курсом Юрий занимался с известным учёным Тураевым египтологией. С востоковедом Рудневым он изучал монгольский язык.[1]

В 1919 году Юрий Николаевич окончил индо-иранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете, овладев санскритом и персидски языком; затем, в 1922 году, Гарвардский университет в США — со степенью бакалавра по отделению индийской филологии и завершает образование в 1923 г. в Париже — в Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения), где получает звание магистра индийской филологии.

Юрий Николаевич знал в совершенстве десятки языков. В 1923-1928 г.г. он принимает деятельное участие в Трансгималайской экспедиции, организованной его отцом Н. К. Рерихом. В Индии, в Тибете, в Монголии местые жители с удивлением говорили ему, что он знает их языки лучше, чем они сами.

Файл:Urusvati base.jpg
Институт Гималайских исследований «Урусвати»
Юрий Николаевич (слева) и Николай Константинович Рерих

С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований "Урусвати", работа которого была направлена на комплексное изучение Востока. Характеризуя деятельность Ю. Н. Рериха на посту директора "Урусвати", профессор,известный исследователь жизни и творческого наследия семьи Рерихов В. А. Скумин подчёркивает:

Именно объединённая творческая мысль, кипевшая в институте «Урусвати», директором которого был Юрий Николаевич, создала тот мощный энергетический поток, который способен вознести человеческое сознание в Мир Высший, в сферы космотворчества Тары Урусвати и Махатм – Великих Духов Иерархии Света. Этим энергопотоком ведёт Живая Этика. В нём жизнетворили Рерихи. Они сделали всё, чтобы приобщить к энергопотоку Света участников своей духовной общины, международное сообщество.<…>

Настало время осознать — посланцы Шамбалы оставили нам не только и не столько записи и другие материальные предметы, свидетельствующие об их Огненном Опыте. Они создали для духовных последователей единый возносящий энергетический поток, запечатлевший пространственные рекорды их труда и устремивший человечество, всю планету в Предопределенное будущее. <…>

Сам Ю. Н. Рерих — Удрая заложил мощный магнит энергетического потока Урусвати в Москве — сердце России, духовном средоточии Европы. <…>

Мы полюбили бесконечность самопознания и беспредельность самосовершенствования. Мы знаем, что тьма — это отсутствие Света. Потому считаем главным для продвижения в энергопотоке Урусвати практику огненной трансмутации – реальный труд преображения жизнетворчества, перенос сознания в сердце. Культура Здоровья открыта для всех, кто понимает неотложность воспитания человека духовного и духовного этноса, кто уже сейчас мыслит о человеке огненном и об огненном этносе.[2]

В сфере общественной деятельности учёный принимает активное участие в ознакомлении мировой общественности с идеями Агни Йоги, Пактом Рериха (Пактом Культуры) и борьбе за его ратификацию.

В 1949-1957 годах он преподает в Калимпонгском университете в Индии.

Осенью 1957 года Ю.Н.Рерих возвращается на Родину и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР в Москве. Именно ему принадлежит неоценимая заслуга возвращения Родине творческого наследия Н. К. Рериха — великого русского художника, мыслителя и общественного деятеля.

Юрий Николаевич Рерих окончил свой земной путь в Москве 21 мая 1960 года. Прах его захоронен на Новодевичьем кладбище.

Именем Ю. Н. Рериха названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи горы Белухи - между пиками Н. К. Рериха и Урусвати.

Основные труды Ю. Н. Рериха

  • Рерих Ю. Н. Тибетский язык. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 136 с.
  • Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. — Вып.1 — 11 / Ред. Ю. Парфинович и В. Дылыкова. — М.: Наука, 1983—1993. — (АН СССР. Ин-т востоковедения).
  • Избранные труды / АН СССР. Инcтитут народов Азии. — М.: Наука, 1967. (Текст на англ. яз.)
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись / Пер с англ. А. Л. Барковой. — М.: МЦР; Мастер-Банк. — 2001.
  • Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. — Т.1. — М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е. И. Рерих; Мастер-Банк, 2004.
  • Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. — Т.2. / ред. И. И. Нейч. — М.: МЦР, 2007.
  • Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи. 1967
  • Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии / — Самара: Издательство «Агни», 1994.
  • Рерих Ю. Н. Удивительное жизнеописание Чаг лоцзавы, составленное Джуба Чойдаром (перевод с тибетского)
  • Рерих Ю. Н. Аланские дружины в эпоху монголов. Из журнала «Осетия», Париж, 1933 год, апрель — май — июнь.
  • Рерих Ю. Н. Буддизм и культурное единство Азии — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002. (Сборник статей, выпущенный к столетию со дня рождения ученого)
  • Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. — Т.1: 1919—1935 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. — Т.2: 1936—1960 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи. Лекции. Переводы. — Самара, 1999.
  • Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. — М.: МЦР, 1992. — (Малая Рериховская библиотека). Скан-копия первого издания
  • Каталог тибетской коллекции. 1930.
  • Путешествие в сокровенную Азию. 1931.
  • Рерих Ю. Н. Владения архатов. 1929.
  • Рерих Ю. Н. Современная тибетская фонетика
  • Roerich G. N. Trails to Inmost Asia. Five Years of Exploration with the Roerichs' Central Asian Expedition. New Haven — London, 1931.
  • Roerich G. N. The Blue Annal. Calcutta, 1949,1953. Part I—II.
  • Roerich G. N. Le parler de l’Amdo. Etude d’un dialecte archaique du Tibet. Rome, 1958.

Примечания

Литература

См. также