Шарль Ле Пик — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Шарль Ле Пик''' ({{lang-fr|Charles Le Picq}} (встречается написание ''LePicq'' или ''Lepic''); точные дата и мес…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
'''Шарль Ле Пик''' ({{lang-fr|Charles Le Picq}} (встречается написание ''LePicq'' или ''Lepic''); точные дата и место рождения не установлены — 1806, [[Санкт-Петербург]], [[Россия]]) знаменитый французский танцовщик и хореограф, ученик и последователь реформаторских идей [[Новерр Жан Жорж|Жана Жоржа Новерра]].
+
'''Шарль Ле Пик''' ({{lang-fr|Charles Le Picq}} (встречается написание ''LePicq'' или ''Lepic''); точные дата и место рождения не установлены — 1806, [[Санкт-Петербург]], [[Россия]]) — знаменитый французский танцовщик и хореограф, ученик и последователь реформаторских идей [[Новерр Жан Жорж|Жана Жоржа Новерра]].
  
 
Русская энциклопедия балета даёт две возможные даты его рождения: 1744 и 1749, [[Неаполь]]<ref name=reb>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/031.htm стр. 31]</ref>. Театральная энциклопедия называет местом рождения Страсбург, а годом рождения 1749<ref name=teen>[http://www.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/257.htm#ab5358 стр. 257]</ref>.
 
Русская энциклопедия балета даёт две возможные даты его рождения: 1744 и 1749, [[Неаполь]]<ref name=reb>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/031.htm стр. 31]</ref>. Театральная энциклопедия называет местом рождения Страсбург, а годом рождения 1749<ref name=teen>[http://www.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/257.htm#ab5358 стр. 257]</ref>.
Строка 8: Строка 8:
 
Родился в семье известного танцовщика, который и стал самым первым педагогом собственному сыну; семья постоянно разъезжала по гастролям, и маленький Шарль привык к постоянным сменам жилья<ref name=azcus>[http://www.az-customs.net/rus/arxlaw/he191.htm Лепик Шарль.]</ref>.
 
Родился в семье известного танцовщика, который и стал самым первым педагогом собственному сыну; семья постоянно разъезжала по гастролям, и маленький Шарль привык к постоянным сменам жилья<ref name=azcus>[http://www.az-customs.net/rus/arxlaw/he191.htm Лепик Шарль.]</ref>.
  
С 1761 по 1764 годы обучался в [[Штутгарт]]е у выдающегося балетного танцора и хореографа, новатора и теоретика балетного искусства [[Новерр Жан Жорж|Жана Жоржа Новерра]]. Эти уроки сыграли огромную роль в творчестве Ле Пика — он стал пропагандистом реформ своего учителя. Будучи танцовщиком деми-характерного плана, Ле Пик под воздействием Новерра постепенно сменил несколько вычурную манеру игры, типичную для стиля рококо, на более естественную и живую<ref name=reb/>, особенно это касалось мимических сцен, которым Новерр придавал особенно большое значение<ref>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/NOVERR_ZHAN_ZHORZH.html Онлайн Энциклопедия Кругосвет]</ref>. В течение нескольких лет он работал в различных европейских балетных труппах: в Варшаве — 1765 (Русская энциклопедия балета называет 1764 год<ref name=reb/>), Вене — 1765<ref name=reb/>, в Венеции — 1769, Милане — 1773 и Неаполе.
+
С 1761 по 1764 годы обучался в [[Штутгарт]]е у выдающегося балетного танцора и хореографа, новатора и теоретика балетного искусства [[Новерр Жан Жорж|Жана Жоржа Новерра]]. Эти уроки сыграли огромную роль в творчестве Ле Пика — он стал пропагандистом реформ своего учителя. Будучи танцовщиком деми-характерного плана, Ле Пик под воздействием Новерра постепенно сменил несколько вычурную манеру игры, типичную для стиля рококо, на более естественную и живую<ref name=reb/>, особенно это касалось мимических сцен, которым Новерр придавал особенно большое значение<ref>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/NOVERR_ZHAN_ZHORZH.html Онлайн Энциклопедия Кругосвет]</ref>. В течение нескольких лет он работал в различных европейских балетных труппах: в Варшаве — 1765 (Русская энциклопедия балета называет 1764 год<ref name=reb/>), Вене — 1765<ref name=reb/>, в Венеции — 1769, Милане — 1773 и Неаполе.
  
Молодой артист заставил обратить на себя внимание театральной критики. Мужской танец не был популярен на итальянской сцене. Тем не менее в начале 1770-х годов Шарль Ле Пик сумел добиться признания неаполитанской публики, противопоставив танцу гротеск и пластику серьезной французской школы<ref>[http://prayerdancing.ru/istorija-baleta/54-nikola-molinari.html История балета — История балетного искусства // НИКОЛА МОЛИНАРИ]</ref>.
+
Молодой артист заставил обратить на себя внимание театральной критики. Мужской танец не был популярен на итальянской сцене. Тем не менее в начале 1770-х годов Шарль Ле Пик сумел добиться признания неаполитанской публики, противопоставив танцу гротеск и пластику серьезной французской школы<ref>[http://prayerdancing.ru/istorija-baleta/54-nikola-molinari.html История балета — История балетного искусства // НИКОЛА МОЛИНАРИ]</ref>.
  
 
=== Работа в Парижской Опере ===
 
=== Работа в Парижской Опере ===
В 1775 году его учитель Ж.-Ж. Новерр был назначен главным балетмейстером балетной труппы Парижской Оперы (l’Opéra de Paris) и пригласил туда Шарля Ле Пика. С 1776 по 1781 гг. Ле Пик работал в Парижской Опере, где стал постоянным партнером выдающейся балерины [[Мари-Мадлен Гимар]]. Однако творческая атмосфера в Парижской Опере была непростой: реформаторские взгляды Новерра не находили понимания как у многих танцоров, желавших работать в устоявшихся и привычных для них рамках, так и у театральных завсегдатаев. Новерр получил приглашение в Лондонский театр «[[Друри-Лейн]]»<ref>[http://rusmilestones.ru/day/show/?id=25236 Жан-Жорж Новерр. Международный день танца]</ref> и покинул пост в Парижской Опере.
+
В 1775 году его учитель Ж.-Ж. Новерр был назначен главным балетмейстером балетной труппы Парижской Оперы (l’Opéra de Paris) и пригласил туда Шарля Ле Пика. С 1776 по 1781 гг. Ле Пик работал в Парижской Опере, где стал постоянным партнером выдающейся балерины [[Мари-Мадлен Гимар]]. Однако творческая атмосфера в Парижской Опере была непростой: реформаторские взгляды Новерра не находили понимания как у многих танцоров, желавших работать в устоявшихся и привычных для них рамках, так и у театральных завсегдатаев. Новерр получил приглашение в Лондонский театр «[[Друри-Лейн]]»<ref>[http://rusmilestones.ru/day/show/?id=25236 Жан-Жорж Новерр. Международный день танца]</ref> и покинул пост в Парижской Опере.
  
 
=== В Лондоне ===
 
=== В Лондоне ===
 
В 1782 году Ле Пик уехал в Лондон вместе с Новерром. Там, в Лондоне, под руководством своего педагога он начал самостоятельно ставить свои первые хореографические композиции. Новерр высоко ценил своего верного ученика и так отзывался о нем в своей известной книге: Шарль Ле Пик «довёл своё искусство до совершенства»<ref name=muz>[http://enc-dic.com/enc_music/Le-Pik-SH-4046.html Музыкальная энциклопедия]</ref>.
 
В 1782 году Ле Пик уехал в Лондон вместе с Новерром. Там, в Лондоне, под руководством своего педагога он начал самостоятельно ставить свои первые хореографические композиции. Новерр высоко ценил своего верного ученика и так отзывался о нем в своей известной книге: Шарль Ле Пик «довёл своё искусство до совершенства»<ref name=muz>[http://enc-dic.com/enc_music/Le-Pik-SH-4046.html Музыкальная энциклопедия]</ref>.
  
1783—1785 — балетмейстер Королевского театра в Лондоне.
+
1783—1785 — балетмейстер Королевского театра в Лондоне.
  
 
=== В Петербургской императорской труппе ===
 
=== В Петербургской императорской труппе ===
  
Приглашение в Россию определило весь ход дальнейшей жизни Шарля Ле Пика, так и оставшегося с семьей в России навсегда. Но — не только. Оно определило и всё дальнейшее развитие русского балета.
+
Приглашение в Россию определило весь ход дальнейшей жизни Шарля Ле Пика, так и оставшегося с семьей в России навсегда. Но — не только. Оно определило и всё дальнейшее развитие русского балета.
  
В 1787 году Шарль Ле Пик был приглашён в Россию, в Санкт-Петербург, куда и прибыл с женой — балериной [[Гертруда Ле Пик-Росси|Гертрудой Росси]] и её сыном, то есть своим пасынком, 10-летним [[Карл Иванович Росси|Карло Джиованни]], будущим выдающимся архитектором Карлом Росси, заняв должность первого танцора Российской императорской труппы. В 1792 он стал там же главным балетмейстером и занимал эту должность вплоть до 1799 года.
+
В 1787 году Шарль Ле Пик был приглашён в Россию, в Санкт-Петербург, куда и прибыл с женой — балериной [[Гертруда Ле Пик-Росси|Гертрудой Росси]] и её сыном, то есть своим пасынком, 10-летним [[Карл Иванович Росси|Карло Джиованни]], будущим выдающимся архитектором Карлом Росси, заняв должность первого танцора Российской императорской труппы. В 1792 он стал там же главным балетмейстером и занимал эту должность вплоть до 1799 года.
  
Одновременно с театральной деятельностью Шарль Ле Пик стал преподавать танцы именитым придворным и императорским детям (по всей видимости — внукам [[Екатерина II|Екатерины II]]), в чем, по всей видимости, преуспел — во всяком случае будущий император Павел Первый наградил его царским подарком: летней дачей в Павловске позле Петербурга, где семья стала проводить лето неподалеку от самой императорской семьи.
+
Одновременно с театральной деятельностью Шарль Ле Пик стал преподавать танцы именитым придворным и императорским детям (по всей видимости — внукам [[Екатерина II|Екатерины II]]), в чем, по всей видимости, преуспел — во всяком случае будущий император Павел Первый наградил его царским подарком: летней дачей в Павловске позле Петербурга, где семья стала проводить лето неподалеку от самой императорской семьи.
  
 
Французский хореграф был приглашен преподавателем и в театр Шереметевых<ref name=fiction>[http://wap.fictionbook.ru/author/alla_krasko/tri_veka_gorodskoyi_usadbyi_grafov_shere/read_online.html?page=5 «Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события»]</ref>.
 
Французский хореграф был приглашен преподавателем и в театр Шереметевых<ref name=fiction>[http://wap.fictionbook.ru/author/alla_krasko/tri_veka_gorodskoyi_usadbyi_grafov_shere/read_online.html?page=5 «Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события»]</ref>.
Строка 32: Строка 32:
 
Но все-таки главной деятельностью для Шарля Ле Пика оставалась работа в [[Петербургская императорская труппа|Петербургской императорской труппе]].
 
Но все-таки главной деятельностью для Шарля Ле Пика оставалась работа в [[Петербургская императорская труппа|Петербургской императорской труппе]].
  
В России он стал провозвестником и первым пропагандистом новаторских идей своего учителя Новерра: он перенёс на Петербургскую сцену несколько его балетных спектаклей и поставил собственные представления, также основанные на эстетике реформаторских взглядов Новерра. Кроме того, он организовал издание на русском языке главного труда своего педагога — многотомной книги «Записки о танце и балете» ({{lang-fr|«Lettres sur la danse et les ballets»}}, первое издание в Лионе и Штутгарте в 1760 году), вышедшей в Петербурге под названием «Письма о танце» в 1803—1804 годах — эта работа выдержала несколько изданий и переиздается в том же переводе вплоть до настоящего времени<ref>[http://www.knigisosklada.ru/book/2163960/Pisma-o-tance/ Письма о танце]</ref>. Известный русско-французский балетный деятель [[Борис Евгеньевич Кохно]] через много лет сказал: «Новер преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима достиг России благодаря его ученику Ле Пику»<ref name=reb/>.
+
В России он стал провозвестником и первым пропагандистом новаторских идей своего учителя Новерра: он перенёс на Петербургскую сцену несколько его балетных спектаклей и поставил собственные представления, также основанные на эстетике реформаторских взглядов Новерра. Кроме того, он организовал издание на русском языке главного труда своего педагога — многотомной книги «Записки о танце и балете» ({{lang-fr|«Lettres sur la danse et les ballets»}}, первое издание в Лионе и Штутгарте в 1760 году), вышедшей в Петербурге под названием «Письма о танце» в 1803—1804 годах — эта работа выдержала несколько изданий и переиздается в том же переводе вплоть до настоящего времени<ref>[http://www.knigisosklada.ru/book/2163960/Pisma-o-tance/ Письма о танце]</ref>. Известный русско-французский балетный деятель [[Борис Евгеньевич Кохно]] через много лет сказал: «Новер преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима достиг России благодаря его ученику Ле Пику»<ref name=reb/>.
  
Для творчества Ле Пика были характерны постановки медленных адажио с позировками, он вносил в аллегро прыжки с заносками и пируэты — все то, что плотно вошло в практику русского балетного исполнительского искусства<ref name=reb/>.
+
Для творчества Ле Пика были характерны постановки медленных адажио с позировками, он вносил в аллегро прыжки с заносками и пируэты — все то, что плотно вошло в практику русского балетного исполнительского искусства<ref name=reb/>.
  
Однако в 1797<ref>[http://ptzh.theatre.ru/1998/16/58/ С. Мельникова. Мадам Шевалье // Петербургский театральный журнал]</ref> или 1798 году<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/94401/Огюст Большая биографическая энциклопедия. 2009 // Огюст, Август Леонтьевич, автор Е. Ястребцев]</ref><ref name=ency>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/062.htm Энциклопедия балета (страница 62)]</ref> в Санкт-Петербург из Франции прибыла семья артистов для работы во Французской императорской труппе: балетмейстер [[Пьер Пекен Шевалье]], его жена, оперная певица Луиза Пекен Шевалье, и брат Луизы — балетный танцовщик [[Огюст Пуаро]]. Красавица Луиза очень скоро заблистала не столько на оперной сцене, сколько в великосветских салонах, а также в личных покоях самых высокопоставленных фигур Российской империи, став одновременно любовницей императора Павла I и его сподвижника, царедворца Ивана Павловича Кутайсова. Её муж в новом высоком положении официального супруга императорской любовницы уже не довольствовался работой во французской труппе и 9 ноября 1799 года Высочайшим указом он был назначен «отныне и впредь навсегда быть сочинителем балетов»<ref name=ency/>.
+
Однако в 1797<ref>[http://ptzh.theatre.ru/1998/16/58/ С. Мельникова. Мадам Шевалье // Петербургский театральный журнал]</ref> или 1798 году<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/94401/Огюст Большая биографическая энциклопедия. 2009 // Огюст, Август Леонтьевич, автор Е. Ястребцев]</ref><ref name=ency>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/062.htm Энциклопедия балета (страница 62)]</ref> в Санкт-Петербург из Франции прибыла семья артистов для работы во Французской императорской труппе: балетмейстер [[Пьер Пекен Шевалье]], его жена, оперная певица Луиза Пекен Шевалье, и брат Луизы — балетный танцовщик [[Огюст Пуаро]]. Красавица Луиза очень скоро заблистала не столько на оперной сцене, сколько в великосветских салонах, а также в личных покоях самых высокопоставленных фигур Российской империи, став одновременно любовницей императора Павла I и его сподвижника, царедворца Ивана Павловича Кутайсова. Её муж в новом высоком положении официального супруга императорской любовницы уже не довольствовался работой во французской труппе и 9 ноября 1799 года Высочайшим указом он был назначен «отныне и впредь навсегда быть сочинителем балетов»<ref name=ency/>.
  
 
В результате в 1799 году Шарль Ле Пик был отстранён от должности главного балетмейстера для передачи поста Пьеру Шевалье, однако остался в Петербурге и продолжал служить на императорской сцене. Кроме того, он преподавал танцы в петербургской театральной школе и в крепостном театре Николая Петровича Шереметева. Среди учеников в Петербургском театральном училище: [[Настасья Берилова]], [[Ульяна Плетень]], [[Арина Ивановна Тукманова|Арина Тукманова]]; среди учеников в театре Шереметева: [[Татьяна Васильевна Гранатова-Шлыкова]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/g/granatova-ql3kova.html ГРАНАТОВА-ШЛЫКОВА (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>, Елена Казакова<ref name=fiction/>.
 
В результате в 1799 году Шарль Ле Пик был отстранён от должности главного балетмейстера для передачи поста Пьеру Шевалье, однако остался в Петербурге и продолжал служить на императорской сцене. Кроме того, он преподавал танцы в петербургской театральной школе и в крепостном театре Николая Петровича Шереметева. Среди учеников в Петербургском театральном училище: [[Настасья Берилова]], [[Ульяна Плетень]], [[Арина Ивановна Тукманова|Арина Тукманова]]; среди учеников в театре Шереметева: [[Татьяна Васильевна Гранатова-Шлыкова]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/g/granatova-ql3kova.html ГРАНАТОВА-ШЛЫКОВА (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>, Елена Казакова<ref name=fiction/>.
Строка 42: Строка 42:
 
В конце жизни Ле Пик неоднократно ставил дворцовые празднества при дворе. В Петербурге он оставался до конца своих дней, где и скончался.
 
В конце жизни Ле Пик неоднократно ставил дворцовые празднества при дворе. В Петербурге он оставался до конца своих дней, где и скончался.
  
Советский историк балета [[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю. А. Бахрушин]] считает деятельность Шарля Ле Пика определяющей для дальнейшего развития русского балета: он принес с собой французскую балетную школу (одновременно в России господствовала и итальянская хореографическая школа, привнесённая итальянскими хореографами: [[Антонио Ринальди (хореограф)]], [[Гаспаро Анжиолини]], [[Джузеппе Канциани]])<ref>[http://in-past.ru/istoriya-russkogo-baleta/245-razvitie-syuzhetnogo-baleta-v-rossii-vo-vtoroj-polovine-xviii-veka.html ''Юрий Алексеевич Бахрушин''. «История русского балета», глава Развитие сюжетного балета]</ref>. Шарль Ле Пик окончательно упрочил в русском балете французский стиль — начиная с него, французские традиции стали базисными в русском балете, подготовив тем самым путь другому выдающемуся французскому хореографу, занявшему пост главного балетмейстера императорских театров в 1801 году, [[Шарль Дидло|Шарлю Дидло]]. И именно Шарлю Ле Пику обязана Россия приглашением Шарля Дидло: когда с четой Шевалье-Пекен в России было покончено и их возвращение более не ожидалось, Шарлю Ле Пику было предложено вновь занять место главного балетмейстера, но он отказался, зато посоветовал пригласить на этот пост другого француза — Шарля Дидло, который и вступил в должность осенью 1801 года.
+
Советский историк балета [[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю. А. Бахрушин]] считает деятельность Шарля Ле Пика определяющей для дальнейшего развития русского балета: он принес с собой французскую балетную школу (одновременно в России господствовала и итальянская хореографическая школа, привнесённая итальянскими хореографами: [[Антонио Ринальди (хореограф)]], [[Гаспаро Анжиолини]], [[Джузеппе Канциани]])<ref>[http://in-past.ru/istoriya-russkogo-baleta/245-razvitie-syuzhetnogo-baleta-v-rossii-vo-vtoroj-polovine-xviii-veka.html ''Юрий Алексеевич Бахрушин''. «История русского балета», глава Развитие сюжетного балета]</ref>. Шарль Ле Пик окончательно упрочил в русском балете французский стиль — начиная с него, французские традиции стали базисными в русском балете, подготовив тем самым путь другому выдающемуся французскому хореографу, занявшему пост главного балетмейстера императорских театров в 1801 году, — [[Шарль Дидло|Шарлю Дидло]]. И именно Шарлю Ле Пику обязана Россия приглашением Шарля Дидло: когда с четой Шевалье-Пекен в России было покончено и их возвращение более не ожидалось, Шарлю Ле Пику было предложено вновь занять место главного балетмейстера, но он отказался, зато посоветовал пригласить на этот пост другого француза — Шарля Дидло, который и вступил в должность осенью 1801 года.
  
 
== Личная жизнь ==
 
== Личная жизнь ==
Строка 67: Строка 67:
 
* «Любовь Александра и Роксаны» [[Франсуа-Ипполит Бартелемон|Бартелемона]], балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
 
* «Любовь Александра и Роксаны» [[Франсуа-Ипполит Бартелемон|Бартелемона]], балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
 
* 1784: «Охота Генриха IV» (''La Partie de chasse de Henri IV'') [[Бартелемон Франсуа-Ипполит|Бартелемона]], балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
 
* 1784: «Охота Генриха IV» (''La Partie de chasse de Henri IV'') [[Бартелемон Франсуа-Ипполит|Бартелемона]], балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
* 1784: «[[Дезертир (балет)|Дезертир]]», балетмейстер [[Жан Доберваль|Ж. Доберваль]] партия Алексиса (Лондон)<ref name= reb />
+
* 1784: «[[Дезертир (балет)|Дезертир]]», балетмейстер [[Жан Доберваль|Ж. Доберваль]] — партия Алексиса (Лондон)<ref name= reb />
 
* 1785: «Каменный гость» (''Le Convive de pierre''), музыка [[Кристоф Виллибальд Глюк|Глюка]] (Королевский театр, Лондон)
 
* 1785: «Каменный гость» (''Le Convive de pierre''), музыка [[Кристоф Виллибальд Глюк|Глюка]] (Королевский театр, Лондон)
 
* 1785: «Суд Париса» (''Le Jugement de Pâris'') [[Франсуа-Ипполит Бартелемон|Бартелемона]], балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
 
* 1785: «Суд Париса» (''Le Jugement de Pâris'') [[Франсуа-Ипполит Бартелемон|Бартелемона]], балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
Строка 75: Строка 75:
 
* 1786: «Анетта и Любен»
 
* 1786: «Анетта и Любен»
 
* 1793: «[[Амур и Психея (балет Ж. Новерра)|Амур и Психея]]» на музыку [[Мартин-и-Солер, Висенте|В.Мартин-и-Солера]] (Новерр ставил балет с музыкой [[Родольф, Жан-Жозеф|Ж.-Ж. Родольфа]] в Лондоне), в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга<ref name=rusbal>[http://www.mosconsv.ru/publications/aref/maximova-okt.pdf Диссертация «Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад»]</ref>
 
* 1793: «[[Амур и Психея (балет Ж. Новерра)|Амур и Психея]]» на музыку [[Мартин-и-Солер, Висенте|В.Мартин-и-Солера]] (Новерр ставил балет с музыкой [[Родольф, Жан-Жозеф|Ж.-Ж. Родольфа]] в Лондоне), в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга<ref name=rusbal>[http://www.mosconsv.ru/publications/aref/maximova-okt.pdf Диссертация «Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад»]</ref>
* 4 ноября 1796: «Смерть Геркулеса» [[Мартин-и-Солер Висенте|В. Мартин-и-Солера]]; театр в Гатчине, близ Петербурга; Геркулес — '''Ле Пик''', Деянира — [[Мария Грекова]], Иола — [[Настасья Берилова|Н. П. Берилова]], Филоктет — [[Иван Иванович Вальберх|И. И. Вальберх]], Гилль — А. Берилов, Ревность — [[Александр Греков]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/smert5-gerkulesa.html «СМЕРТЬ ГЕРКУЛЕСА» («La mort d’Hercule») (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>.
+
* 4 ноября 1796: «Смерть Геркулеса» [[Мартин-и-Солер Висенте|В. Мартин-и-Солера]]; театр в Гатчине, близ Петербурга; Геркулес — '''Ле Пик''', Деянира — [[Мария Грекова]], Иола — [[Настасья Берилова|Н. П. Берилова]], Филоктет — [[Иван Иванович Вальберх|И. И. Вальберх]], Гилль — А. Берилов, Ревность — [[Александр Греков]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/smert5-gerkulesa.html «СМЕРТЬ ГЕРКУЛЕСА» («La mort d’Hercule») (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>.
 
* 1797: «[[Ясон и Медея (балет)|Медея и Язон]]» [[Родольф Жан-Жозеф|Ж.-Ж. Родольфа]]
 
* 1797: «[[Ясон и Медея (балет)|Медея и Язон]]» [[Родольф Жан-Жозеф|Ж.-Ж. Родольфа]]
* 27 ноября 1797: «Аделия де Понтьё»; Эрмитажный театр, Петербург; композитор Ле Брен, художник [[Пьетро Гонзаго]]; Ринальд граф де Понтьё — [[Александр Греков|А. Греков]], Аделия де Понтьё [[Гертруда Ле Пик-Росси|Г. Ле Пик]], Раймонд Майенский — '''Ш. Ле Пик''', щитоносец Ринальдов — [[Тван Иванович Вальберх|И. И. Вальберх]], Принцесса крови — Е. Стеллато, [[Настасья Берилова|Н. П. Берилова]], [[Арина Ивановна Тукманова|А. Тукманова]], [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И. Колосова]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/a/adeli8-de-pont5e.html «АДЕЛИЯ ДЕ ПОНТЬЁ» («Adele de Ponthieu») (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>
+
* 27 ноября 1797: «Аделия де Понтьё»; Эрмитажный театр, Петербург; композитор Ле Брен, художник [[Пьетро Гонзаго]]; Ринальд граф де Понтьё — [[Александр Греков|А. Греков]], Аделия де Понтьё [[Гертруда Ле Пик-Росси|Г. Ле Пик]], Раймонд Майенский — '''Ш. Ле Пик''', щитоносец Ринальдов — [[Тван Иванович Вальберх|И. И. Вальберх]], Принцесса крови — Е. Стеллато, [[Настасья Берилова|Н. П. Берилова]], [[Арина Ивановна Тукманова|А. Тукманова]], [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И. Колосова]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/a/adeli8-de-pont5e.html «АДЕЛИЯ ДЕ ПОНТЬЁ» («Adele de Ponthieu») (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>
  
 
'''Собственные авторские постановки в Петербурге:'''
 
'''Собственные авторские постановки в Петербурге:'''
Строка 83: Строка 83:
 
* 27 апреля 1789: «[[Дезертир (опера)#Балет|Дезертир]]», по хореографии [[Жан Доберваль|Жана Доберваля]], Большой Каменный театр, Петербург
 
* 27 апреля 1789: «[[Дезертир (опера)#Балет|Дезертир]]», по хореографии [[Жан Доберваль|Жана Доберваля]], Большой Каменный театр, Петербург
 
* 1790: «Своенравная пастушка»
 
* 1790: «Своенравная пастушка»
* 1790: танцы в спектакле «Начальное управление Олега» по сюжету Екатерины II с музыкой [[Карло Каноббио]], [[Джузеппе Сарти]] и [[Василий Алексеевич Пашкевич|В. А. Пашкевича]] (совместно с [[Джузеппе Канциани]]<ref name=azcus />)
+
* 1790: танцы в спектакле «Начальное управление Олега» по сюжету Екатерины II с музыкой [[Карло Каноббио]], [[Джузеппе Сарти]] и [[Василий Алексеевич Пашкевич|В. А. Пашкевича]] (совместно с [[Джузеппе Канциани]]<ref name=azcus />)
 
* 1792: «Дидона покинутая» [[Висенте Мартин-и-Солер|В. Мартин-и-Солера]], сам же танцевал партию Энея
 
* 1792: «Дидона покинутая» [[Висенте Мартин-и-Солер|В. Мартин-и-Солера]], сам же танцевал партию Энея
* 1793: «Оракул» композитора [[Висенте Мартин-и-Солер|В. Мартин-и-Солера]], среди исполнителей: ''Фе де Плезир'' (Фея Радости) [[Гертруда ЛеПик-Росси]], ''Шарман'' [[Настасья Берилова]] (еще будучи ученицей), ''Люсинда'' [[Ульяна Плетень]] (еще будучи ученицей), ''Статуи'' Софья Петровна Ленц-Вальберх (жена [[Иван Иванович Вальберх|И.Вальберха]]), [[Евгения Ивановна Колосова|Евгения Колосова]] и др.
+
* 1793: «Оракул» композитора [[Висенте Мартин-и-Солер|В. Мартин-и-Солера]], среди исполнителей: ''Фе де Плезир'' (Фея Радости) — [[Гертруда ЛеПик-Росси]], ''Шарман'' — [[Настасья Берилова]] (еще будучи ученицей), ''Люсинда'' — [[Ульяна Плетень]] (еще будучи ученицей), ''Статуи'' — Софья Петровна Ленц-Вальберх (жена [[Иван Иванович Вальберх|И.Вальберха]]), [[Евгения Ивановна Колосова|Евгения Колосова]] и др.
 
* 1795: «Прекрасная Арсена»
 
* 1795: «Прекрасная Арсена»
 
* 1795: «Два маленьких савояра» [[Никола Мари Далейрак|Далейрака]] (по другим версиям, автор музыки [[Карло Каноббио]]<ref name=rusbal/>)
 
* 1795: «Два маленьких савояра» [[Никола Мари Далейрак|Далейрака]] (по другим версиям, автор музыки [[Карло Каноббио]]<ref name=rusbal/>)
 
* 1798: «Любовь Байяра»
 
* 1798: «Любовь Байяра»
* 1799: «Танкред», героико-пантомимный балет в 5 актах; композитор В. Мартин-и-Солер, автор сценария и балетмейстер Ш. Ле Пик, он сам же исполнил главную мужскую партию Танкреда, а в главной женской партии — партия Аменаиды — его жена [[Гертруда Ле Пик-Росси]], Агрир — [[Александр Греков]], Орбассан — [[Иван Иванович альберх|Иван Вальберх]], Соламир — А. Григорьев, Альмадон — А. Егоров, Фания — Софья Вальберх<ref>[http://sergg.ru/doc/ballet/encyclopedia/032.htm Энциклопедия балета (страница 32)]</ref><ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/t/tankred.html «ТАНКРЕД» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>
+
* 1799: «Танкред», героико-пантомимный балет в 5 актах; композитор В. Мартин-и-Солер, автор сценария и балетмейстер Ш. Ле Пик, он сам же исполнил главную мужскую партию Танкреда, а в главной женской партии — партия Аменаиды — его жена [[Гертруда Ле Пик-Росси]], Агрир — [[Александр Греков]], Орбассан — [[Иван Иванович альберх|Иван Вальберх]], Соламир — А. Григорьев, Альмадон — А. Егоров, Фания — Софья Вальберх<ref>[http://sergg.ru/doc/ballet/encyclopedia/032.htm Энциклопедия балета (страница 32)]</ref><ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/t/tankred.html «ТАНКРЕД» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>
* танцы в опере «Февей» [[Пашкевич Василий Алексеевич|В. А. Пашкевича]].
+
* танцы в опере «Февей» [[Пашкевич Василий Алексеевич|В. А. Пашкевича]].
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 20:35, 1 мая 2017

Шарль Ле Пик (фр. Charles Le Picq (встречается написание LePicq или Lepic); точные дата и место рождения не установлены — 1806, Санкт-Петербург, Россия) — знаменитый французский танцовщик и хореограф, ученик и последователь реформаторских идей Жана Жоржа Новерра.

Русская энциклопедия балета даёт две возможные даты его рождения: 1744 и 1749, Неаполь[1]. Театральная энциклопедия называет местом рождения Страсбург, а годом рождения 1749[2].

Биография

Ранние годы, начало творческого периода

Родился в семье известного танцовщика, который и стал самым первым педагогом собственному сыну; семья постоянно разъезжала по гастролям, и маленький Шарль привык к постоянным сменам жилья[3].

С 1761 по 1764 годы обучался в Штутгарте у выдающегося балетного танцора и хореографа, новатора и теоретика балетного искусства Жана Жоржа Новерра. Эти уроки сыграли огромную роль в творчестве Ле Пика — он стал пропагандистом реформ своего учителя. Будучи танцовщиком деми-характерного плана, Ле Пик под воздействием Новерра постепенно сменил несколько вычурную манеру игры, типичную для стиля рококо, на более естественную и живую[1], особенно это касалось мимических сцен, которым Новерр придавал особенно большое значение[4]. В течение нескольких лет он работал в различных европейских балетных труппах: в Варшаве — 1765 (Русская энциклопедия балета называет 1764 год[1]), Вене — 1765[1], в Венеции — 1769, Милане — 1773 и Неаполе.

Молодой артист заставил обратить на себя внимание театральной критики. Мужской танец не был популярен на итальянской сцене. Тем не менее в начале 1770-х годов Шарль Ле Пик сумел добиться признания неаполитанской публики, противопоставив танцу гротеск и пластику серьезной французской школы[5].

Работа в Парижской Опере

В 1775 году его учитель Ж.-Ж. Новерр был назначен главным балетмейстером балетной труппы Парижской Оперы (l’Opéra de Paris) и пригласил туда Шарля Ле Пика. С 1776 по 1781 гг. Ле Пик работал в Парижской Опере, где стал постоянным партнером выдающейся балерины Мари-Мадлен Гимар. Однако творческая атмосфера в Парижской Опере была непростой: реформаторские взгляды Новерра не находили понимания как у многих танцоров, желавших работать в устоявшихся и привычных для них рамках, так и у театральных завсегдатаев. Новерр получил приглашение в Лондонский театр «Друри-Лейн»[6] и покинул пост в Парижской Опере.

В Лондоне

В 1782 году Ле Пик уехал в Лондон вместе с Новерром. Там, в Лондоне, под руководством своего педагога он начал самостоятельно ставить свои первые хореографические композиции. Новерр высоко ценил своего верного ученика и так отзывался о нем в своей известной книге: Шарль Ле Пик «довёл своё искусство до совершенства»[7].

1783—1785 — балетмейстер Королевского театра в Лондоне.

В Петербургской императорской труппе

Приглашение в Россию определило весь ход дальнейшей жизни Шарля Ле Пика, так и оставшегося с семьей в России навсегда. Но — не только. Оно определило и всё дальнейшее развитие русского балета.

В 1787 году Шарль Ле Пик был приглашён в Россию, в Санкт-Петербург, куда и прибыл с женой — балериной Гертрудой Росси и её сыном, то есть своим пасынком, 10-летним Карло Джиованни, будущим выдающимся архитектором Карлом Росси, заняв должность первого танцора Российской императорской труппы. В 1792 он стал там же главным балетмейстером и занимал эту должность вплоть до 1799 года.

Одновременно с театральной деятельностью Шарль Ле Пик стал преподавать танцы именитым придворным и императорским детям (по всей видимости — внукам Екатерины II), в чем, по всей видимости, преуспел — во всяком случае будущий император Павел Первый наградил его царским подарком: летней дачей в Павловске позле Петербурга, где семья стала проводить лето неподалеку от самой императорской семьи.

Французский хореграф был приглашен преподавателем и в театр Шереметевых[8].

Но все-таки главной деятельностью для Шарля Ле Пика оставалась работа в Петербургской императорской труппе.

В России он стал провозвестником и первым пропагандистом новаторских идей своего учителя Новерра: он перенёс на Петербургскую сцену несколько его балетных спектаклей и поставил собственные представления, также основанные на эстетике реформаторских взглядов Новерра. Кроме того, он организовал издание на русском языке главного труда своего педагога — многотомной книги «Записки о танце и балете» (фр. «Lettres sur la danse et les ballets», первое издание в Лионе и Штутгарте в 1760 году), вышедшей в Петербурге под названием «Письма о танце» в 1803—1804 годах — эта работа выдержала несколько изданий и переиздается в том же переводе вплоть до настоящего времени[9]. Известный русско-французский балетный деятель Борис Евгеньевич Кохно через много лет сказал: «Новер преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима достиг России благодаря его ученику Ле Пику»[1].

Для творчества Ле Пика были характерны постановки медленных адажио с позировками, он вносил в аллегро прыжки с заносками и пируэты — все то, что плотно вошло в практику русского балетного исполнительского искусства[1].

Однако в 1797[10] или 1798 году[11][12] в Санкт-Петербург из Франции прибыла семья артистов для работы во Французской императорской труппе: балетмейстер Пьер Пекен Шевалье, его жена, оперная певица Луиза Пекен Шевалье, и брат Луизы — балетный танцовщик Огюст Пуаро. Красавица Луиза очень скоро заблистала не столько на оперной сцене, сколько в великосветских салонах, а также в личных покоях самых высокопоставленных фигур Российской империи, став одновременно любовницей императора Павла I и его сподвижника, царедворца Ивана Павловича Кутайсова. Её муж в новом высоком положении официального супруга императорской любовницы уже не довольствовался работой во французской труппе и 9 ноября 1799 года Высочайшим указом он был назначен «отныне и впредь навсегда быть сочинителем балетов»[12].

В результате в 1799 году Шарль Ле Пик был отстранён от должности главного балетмейстера для передачи поста Пьеру Шевалье, однако остался в Петербурге и продолжал служить на императорской сцене. Кроме того, он преподавал танцы в петербургской театральной школе и в крепостном театре Николая Петровича Шереметева. Среди учеников в Петербургском театральном училище: Настасья Берилова, Ульяна Плетень, Арина Тукманова; среди учеников в театре Шереметева: Татьяна Васильевна Гранатова-Шлыкова[13], Елена Казакова[8].

В конце жизни Ле Пик неоднократно ставил дворцовые празднества при дворе. В Петербурге он оставался до конца своих дней, где и скончался.

Советский историк балета Ю. А. Бахрушин считает деятельность Шарля Ле Пика определяющей для дальнейшего развития русского балета: он принес с собой французскую балетную школу (одновременно в России господствовала и итальянская хореографическая школа, привнесённая итальянскими хореографами: Антонио Ринальди (хореограф), Гаспаро Анжиолини, Джузеппе Канциани)[14]. Шарль Ле Пик окончательно упрочил в русском балете французский стиль — начиная с него, французские традиции стали базисными в русском балете, подготовив тем самым путь другому выдающемуся французскому хореографу, занявшему пост главного балетмейстера императорских театров в 1801 году, — Шарлю Дидло. И именно Шарлю Ле Пику обязана Россия приглашением Шарля Дидло: когда с четой Шевалье-Пекен в России было покончено и их возвращение более не ожидалось, Шарлю Ле Пику было предложено вновь занять место главного балетмейстера, но он отказался, зато посоветовал пригласить на этот пост другого француза — Шарля Дидло, который и вступил в должность осенью 1801 года.

Личная жизнь

Дж.-Дж. Казанова в своей известной книге «История моей жизни» называет Ле Пика любовником Бинетти[15]. Доскональность этих сведений проверить невозможно.

Шарль Ле Пик был женат на известной балерине Гертруде Росси и растил её сына, своего пасынка, будущего архитектора Карла Ивановича Росси. По некоторым источникам, официальный церковный брак был оформлен уже в России (Гертруда по прибытии была оформлена как фрау Росси; лишь в России стала значиться как мадам Ле Пик), но досконально известно, что в Петербург они прибыли уже сложившейся семьей[16]. С семьей Шарль Ле Пик приехал в Россию и остался в ней навсегда.

Творчество

Шарль Ле Пик исполнял главные партии в балетах известных балетмейстеров своего времени Новера, Франца Гильфердинга, Гаспаро Анджолини.

Основные балеты:

  • 1770: Orfeo e Euridice (Венеция)
  • 1771: I fatti d’Achille figlio di Peleo (Венеция)
  • 1774: Aminta e Clori (Неаполь)
  • 1777: Telemaco nell’isola di Calipso (Венеция)
  • 1776: «Капризы Галатеи» композитора Ж.-Ж. Родольфа, партия: Пастух[7] (Парижская Опера)
  • 1778: «Апеллес и Кампаспа», Парижская Опера
  • 1782 или 1783[2]: «Похищение сабинянок» (Il ratto delle Sabine) Винчентио, музыка В. Мартин-и-Солера, балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • 1783: «Персидские супруги» (Les Épouses persanes) (Лондон)
  • «Жеманница» Борги, балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • 1783: «Обманутый опекун» (в других переводах «Обманутый учитель»[2]), композитор Мартини, балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • «Дон Жуан» Глюка, балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • «Любовь Александра и Роксаны» Бартелемона, балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • 1784: «Охота Генриха IV» (La Partie de chasse de Henri IV) Бартелемона, балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • 1784: «Дезертир», балетмейстер Ж. Доберваль — партия Алексиса (Лондон)[1]
  • 1785: «Каменный гость» (Le Convive de pierre), музыка Глюка (Королевский театр, Лондон)
  • 1785: «Суд Париса» (Le Jugement de Pâris) Бартелемона, балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • 1785: «Макбет» по пьесе Шекспира, по хореографии Матью Локка (Королевский театр, Лондон; считается, что этой работой Ле Пик положил начало балетной шекспириане)[17].

Перенес на петербургскую сцену балеты Ж. Новерра:

Собственные авторские постановки в Петербурге:

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 стр. 31
  2. 2,0 2,1 2,2 стр. 257
  3. 3,0 3,1 Лепик Шарль.
  4. Онлайн Энциклопедия Кругосвет
  5. История балета — История балетного искусства // НИКОЛА МОЛИНАРИ
  6. Жан-Жорж Новерр. Международный день танца
  7. 7,0 7,1 Музыкальная энциклопедия
  8. 8,0 8,1 «Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события»
  9. Письма о танце
  10. С. Мельникова. Мадам Шевалье // Петербургский театральный журнал
  11. Большая биографическая энциклопедия. 2009 // Огюст, Август Леонтьевич, автор Е. Ястребцев
  12. 12,0 12,1 Энциклопедия балета (страница 62)
  13. ГРАНАТОВА-ШЛЫКОВА (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  14. Юрий Алексеевич Бахрушин. «История русского балета», глава Развитие сюжетного балета
  15. Казанова История моей жизни
  16. ГДЕ РОДИЛСЯ ЗОДЧИЙ РОССИ ?
  17. Шекспир, балет и революция Раду Поклитару в «Большом»
  18. 18,0 18,1 Диссертация «Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад»
  19. «СМЕРТЬ ГЕРКУЛЕСА» («La mort d’Hercule») (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  20. «АДЕЛИЯ ДЕ ПОНТЬЁ» («Adele de Ponthieu») (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  21. Энциклопедия балета (страница 32)
  22. «ТАНКРЕД» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)