Изменения

Шарль Дидло

72 999 байтов добавлено, 19:16, 7 января 2017
Новая страница: «[[Файл:Didelot.jpg|thumb|]] '''Карл-Фредерик-Людовик Дидло''' или '''Шарль-Луи Дидло''' ({{lang-fr|Charles-Frédéric-…»
[[Файл:Didelot.jpg|thumb|]]
'''Карл-Фредерик-Людовик Дидло''' или '''Шарль-Луи Дидло''' ({{lang-fr|Charles-Frédéric-Louis Didelot}}; 27 марта 1767, Стокгольм, Швеция — 7 ноября 1837, [[Киев]], Российская империя) — танцовщик и хореограф, работавший во многих странах; выдающийся русский балетмейстер.

Шарль Дидло — это тот человек, которому обязан русский балет своим развитием и высоким международным уровнем.

== Биография ==

=== Начало ===
Карл Людовик Дидло родился в [[Стокгольм]]е в семье французских танцовщиков, работавших в шведском [[Королевская опера в Стокгольме|Королевском оперном театре]]. Отец был балетмейстером и преподавателем танцев в детском классе, он и стал первым учителем своего сына<ref name=bbe>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/20395/Дидло Большая биографическая энциклопедия]</ref>.

Затем ему начал давать уроки [[Луи Фроссар]]; он сразу раглядел талантливого мальчика и выпустил его с исполнением небольшой роли на сцену Оперного театра<ref name=krugosvet>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/DIDLO_SHARL-LUI.html Энциклопедия «Кругосвет»]</ref>. Первый же дебют оказался удачным, а вскоре маленького танцовщика приметил король [[Густав III]] и направил на дальнейшую учебу, чем сыграл огромную роль в его балетной биографии.

С 1776 года Дидло учился в Париже у [[Жан Доберваль |Ж. Доберваля]]<ref name= krugosvet />, у [[Жан Лани|Ж. Лани]]<ref name=autogenerated1>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/161084/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%BB%D0%BE Большая советская энциклопедия]</ref><ref>[http://oballet.ru/category/predromanticheskie-baleti-didlo Предромантические балеты Дидло]</ref>, затем в школе «Мастерская Оперы» у Деэ (Ж. Деге)<ref name= me>[http://www.musenc.ru/html/d/didlo.html Музыкальная энциклопедия]</ref> и работал в нескольких парижских театрах.

Большая биографическая энциклопедия, автор Вл. Греков, рассказывает об этом периоде: {{начало цитаты}}''«Фроссар в одном балете выпустил его на сцену в роли амура; Дидло настолько блестяще справился с этою ролью, что Фроссар после этого все маленькие роли в балетах поручал лишь Дидло. Король Густав III, весьма интересовавшийся театром, обратил внимание на необыкновенное дарование Дидло и отправил его для усовершенствования в Париж, где он поступил в школу, которая тогда называлась „Магазином Большой Оперы“, а впоследствии была переименована в Консерваторию. В период пребывания в этой школе Дидло неоднократно выступал в балетах Большой Оперы в детских ролях. После недолговременного пребывания в театре Удино, куда он был ангажирован по 600 франков в год (в возрасте 12-ти лет), он снова вернулся в „Магазин Большой Оперы“, где пользовался бесплатными уроками лучших преподавателей танцев и музыки и имел возможность видеть знаменитейших артистов французской сцены. Около этого времени в Париж приехал король Густав III; когда на устроенном в его честь празднике ему представили молодого Дидло, он выразил желание, чтобы Дидло возвратился в Швецию»''<ref name=bbe />.{{конец цитаты}}

=== Снова в Стокгольм ===
В 1786 году Дидло вернулся в Стокгольм, где был назначен ведущим демихарактерным танцовщиком<ref name=krugosvet/> и поставил несколько дивертисментов самостоятельно, чем вторично покорил королевское сердце, и Густав вновь за государственный счет отправил его совершенствоваться в Париж.

=== Париж ===
Уже в следующем 1787 году Дидло покинул Швецию и прибыл в Париж на занятия к знаменитому [[Огюст Вестрис|Огюсту Вестрису]]. Дидло и там преуспел.

На молодого артиста обратили внимание известные балетные мастера ([[Жан Жорж Новерр|Ж. Ж. Новерр]], [[Жан Доберваль|Ж. Доберваль]] (он еще раньше давал уроки Шарлю Дидло и был восхищен его новыми работами), [[Мари-Мадлен Гимар|М.-М. Гимар]]) и стали помогать в продвижении — в Париже М.-М. Гимар сама вышла с ним в паре во всех трёх его дебютах<ref name= bbe />, — и результат не замедлил сказаться: начинающий танцовщик Шарль Дидло получил возможность вместе со своей женой балериной Роз Дидло<ref name=bbe/> несколько раз выступить в Парижской академии музыки<ref name=autogenerated1/> (Гранд-Опера).

=== Европейские театры ===

Вскоре чета Дидло заключила контракты с несколькими театрами и работали на театральных подмостках Бордо, Лондона, Лиона<ref name=krugosvet />. Началась серьезная работа.

Большое содействие юному артисту оказал [[Жан-Жорж Новерр|Ж.-Ж. Новерр]], пригласив его в свою труппу в Лондоне. И уже в конце театрального сезона 1787 г.(?) (в источнике ошибочно указан 1876 год, когда юному артисту было всего 9 лет) Дидло попробовал свои силы в балетмейстерстве — он поставил танцы для оперы композитора [[Андре Гретри|Гретри]] по либретто [[Жан Мармонтель|Мармонтеля]] «[[Земира и Азор (опера)|Земира и Азор]]» (сюжет — классическая тема красавицы и чудовища); этим представлением был завершен театральный сезон в Лондонском Королевском театре, исполнителями были сам Шарль Дидло со своей женой Роз Дидло<ref name=kich>[https://archive.is/20121225044415/fandrom.narod.ru/erik_phantomish_beauty_beast.html Сюжет «Красавица и Чудовище» в литературе и драматургии]</ref> — в дальнейших работах Дидло еще не раз будет развивать эту тему Красавицы и Чудовища, оказавшегося с добрым благородным сердцем.

Там же, в Лондоне, Дидло поставил свою первую крупную хореографию — к спектаклю по опере: [[Ричард Львиное Сердце (опера)|«Ричард Львиное Сердце»]] на музыку [[Андре Гретри|А.Гретри]], 1788)<ref name=me/>.

В 1890 году [[Жан Доберваль]], оказавшись с женой в Лондоне, куда они бежали от начинающейся Французской революции, повторил там в Королевском театре свой выдающийся комедийный «Балет о соломе» (так персоначально назывался ныне всемирно известный балет «[[Тщетная предосторожность (балет)|Тщетная предосторожность]]»). Партию Лизы исполняла его жена [[Мари-Мадлен Креспе]], а в роли Колена выступил Шарль-Луи Дидло. Дидло к этому времени уже стал известным артистом-танцовщиком.

В 1791 году Дидло был принят в труппу Парижской Оперы (та же Королевская академия музыки, постоянно меняющая свое название в связи с политическим режимом). Однако после разгрома якобинцев Дидло пришлось уехать в Лион, а затем в Лондон<ref name="Бахрушин">[[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю.Бахрушин]]. История русского балета</ref>. В течение нескольких лет им были поставлены ещё балеты, в том числе «Метафорфоза» («Lа métamorphose»; Лион, на сборную музыку, 1795, — основа и предтеча балета [[Зефир и Флора (балет)|«Зефир и Флора»]], который он будет повторять и совершенствовать потом на музыку разных композиторов под разными названиями: «Зефир и Флора», «Флора и Зефир», «Ветреник Зефир, наказанный и удержанный, или Свадьба Флоры»; в Лионе полностью поставить этот спектакль ему так и не удалось из-за небольших размеров сцены и несовершенства техники и он перенёс постановку в Лондон в 1796 году<ref name= bbe />); «Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы» (музыка Ч.Босси, 1796); «Ацис и Галатея» (музыка Босси, 1797). В мае 1801 на сцене Лондонского Королевского театра он поставил балет на музыку Ч.Босси «Кензи и Тао» по известному сюжету о Красавице и Чудовище, где сам исполнил небольшую пантомимную роль Хана<ref name=kich />.

Как балетмейстер Шарль Дидло стал продолжателем традиций так называемого «действенного балета», за который ратовал [[Жан Жорж Новерр]], это и понятно: Дидло был учеником Доберваля, одного из лучших учеников самого Новерра и продолжателем и разработчиком его новаторств. Балеты Шарля Дидло продолжали те же разработки насыщенного действия в форме танца, и именно эта форма завоевывала все основные музыкальные сцены Европы.

=== Приглашение в Россию ===
В это время в балете Российской императорской труппы происходили свои метаморфозы. Артистов приглашали в основном зарубежных, европейских. Какое-то время Петербургский балет возглавлял выдающийся французский танцовщик [[Шарль Ле Пик]]. Однако всё изменилось, когда в Петербург в мае 1797 года (по некоторым данным: событие случилось позже, 1 апреля 1798 года<ref>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/062.htm Энциклопедия балета (страница 62) // автор Г. Н. Добровольская]</ref>) прибыла семья: балетмейстер [[Пьер Пекен Шевалье]], его супруга певица Луиза Шевалье и брат Луизы танцовщик [[Огюст Пуаро]]. Красавица Луиза добилась таких высот в своем искусстве — причем не певческом, а сексуальном, — что получила немалое расположение и влиятельных царедворцев, и самого императора Павла Первого. В результате Шарль Ле Пик был отстранен от должности главного балетмейстера, которая была передана законному супругу певицы Пьеру Шевалье-Пекену. Достижения этой семьи более касались их личного обогащения, нежели русского театра. Через какое-то время новому главному хореографу была выдана большая сумма денег, чтобы он съездил во Францию и подыскал там еще танцовщиков для работы в России — расплатиться с которыми и должен был главный балетмейстер русской императорской труппы. Однако в Петербурге в марте 1801 года был совершен государственный переворот, в результате которого император Павел Первый был убит, а его место занял законный наследник Александр I. Мадам Шевалье тут же была выпровождена из России, а ее супруг Пьер Шевалье-Пекен предпочел и не возвращаться, оставшись со всей выданной ему суммой наедине. А вот прибывший с ними родственник [[Огюст Пуаро]] еще многие годы работал в России.

В связи со всей изложенной ситуацией в Россию требовался главный балетмейстер императорской труппы. [[Шарль Ле Пик]], отстраненный от этой должности и проживавший по-прежнему в Петербурге, теперь сам отказался от нее, но порекомендовал французского балетмейстера Шарля Дидло.

Летом 1801 года директор [[Петербургская императорская труппа|императорских театров Петербурга]] [[Николай Борисович Юсупов|Н. Б. Юсупов]] пригласил Шарля Дидло возглавить Петербургскую балетную труппу [[Императорские театры Российской империи|Российских императорских театров]], в сентябре того же 1801 года Дидло с женой-балериной прибыл в Петербург — Розе Дидло тоже нашлось место в императорской труппе. Правда, она вскоре оставила сцену и занялась преподаванием танцев, причем слыла в великосветском Петербурге одним из лучших и дорогостоящих преподавателей, обучала Великих княжон и была учительницей танцев в Смольном монастыре<ref>[http://villanella.ru/_dances/index3.php?razd2=19vek&doc=%F7%E0%F1%F2%FC+1 О. Ю. Захарова, Светские церемониалы в России. 2003]</ref>.

=== Петербургская императорская труппа ===
А в апреле 1802 года новый балетмейстер дебютировал на сцене [[Большой Каменный театр|Большого Каменного театра]] балетом «Аполлон и Дафна», затем последовал целый каскад балетных спектаклей: «Фавн и Гамадриада», «Зефир и Флора» (с измененной и исправленной программой), «Роланд и Моргана», «Амур и Психея», «Лаура и Генрих». Помимо этого по желанию вдовствующей императрицы [[Мария Фёдоровна (жена Павла I)|Марии Феодоровны]] Дидло неоднократно устраивал праздники в Павловске и Смольном монастыре<ref name= bbe />. В Смольном же стала преподавать танцы его жена, Роза Дидло.

В России Дидло получил большие полномочия. Труппа петербургского балета находилась под его творческим руководством. Правда, с 1803 года ему был назначен помощник соруководитель — [[Иван Иванович Вальберх]]. Но главным оставался Шарль Дидло.

Он произвел целый переворот в современной ему хореографии и в новой должности первым делом взялся за реформы: упразднил тяжелую «униформу» танцовщиков — обязательные до того времени парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками и прочее и ввел обтягивающие трико и газовые туники. Облегченные в весе танцоры могли совершенствовать собственную технику, чему Дидло уделял огромное внимание. Особо характерны для постановок стали полеты. В дальнейшем его «систему полетов» разработали и развили театральные машинисты. Теоретик балета и балетный критик [[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю.Бахрушин]] отмечал: ''«В отличие от прежних, наивных по своей технике единичных полетов, балетмейстер ввел групповые танцевальные полеты»''<ref name="Бахрушин" />. Дидло в значительной мере усовершенствовал кордебалет, раздвинув рамки возможностей танцоров кордебалета.

С 1804 года Дидло руководил балетным отделением Петербургского театрального училища при императорских театрах<ref name=autogenerated1 />.

=== Увольнение. Европа ===
В 1811 году, перед войной с [[Наполеон]]ом, Дидло как француз был уволен из театра и покинул Россию, причем при переезде из Петербурга в Любек потерпел крушение, едва спасся и потерял программы всех своих балетов и музыки к ним<ref name= bbe />. Тем не менее, прибыв в Лондон, он успешно продолжил работу там, далеко от войны, так как Наполеон отправился на завоевания в глубь Европы. В Лондоне Дидло с громким успехом поставил балеты: «Деревянная нога», «Зефир и Флора» (с новой музыкой) и «Алина, королева Голкондская» (балет его педагога [[Жан Лани|Ж.Лани]]).

=== Впервые на пуантах ===
Однако когда война России с Францией уже осталась в прошлом, в 1815-м году Дидло вновь получил приглашение возвратиться в Петербург на ту же самую должность.

По дороге в Петербург он оказался в [[Париж]]е, где в то время пребывал великий князь [[Константин Павлович]], выражавший всяческую поддержку королю Франции [[Людовик XVIII|Людовику XVIII]]. Каким-то образом великий князь и весьма нуждающийся материально балетмейстер встретились, и князь Константин весьма рекомендовал фрацузскому монарху русского балетмейстера французского происхождения<ref name=bbe/>. В результате Шарль Дидло был приглашен поставить на сцене Гранд-Опера (бывшая Королевская академия музыки) какой-либо из своих балетов. Заработок — это было как раз то, в чем очень нуждался на этот момент Дидло.

Он немедленно приступил к репетициям, создав спектакль, вошедший в историю мирового балетного искусства. В 1815-м году на сцене Большой Опоры Дидло повторил свой балет «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]», но уже на музыку [[Венюа Фредерик Марк Антуан|Ф.-М.-А.Венюа]], и посмотревший постановку [[Людовик XVIII]] лично выразил свое восхищение хореографу<ref name=bbe />. Главными исполнителями в этой постановки были [[Альбер (танцовщик)|Альбер-Декомб]] — ''Зефир'' и [[Женевьева Госселен]] — ''Флора''; это была та знаменитая постановка, в которой впервые упоминается вставание балерины на [[пуанты (балетная поза)|пуанты]]<ref>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1115/ Впервые появились пуанты в балете «Зефир и Флора»]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/389/БАЛЕТ Энциклопедия Кольера // БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА]</ref>, то есть балерина встала на кончики пальцев ног (еще только первый выход на пунтах, еще не танец; балерина [[Женевьева Госселен]]).

Французский музыкальный критик [[Кастиль-Блаз]] по этому поводу восклицал: ''«Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Госслен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная»''.

Именно Шарлю Дидло принадлежит идея позы на пуантах. Эту позу в дальнейшем разработал другой хореограф — романтического направления, [[Филипп Тальони]], создав танец на пуантах.

=== Опять Россия ===
В 1816 году Дидло наконец вновь добрался до Петербурга, а в 1818 году поставил новый балетный спектакль «Ациз и Галатея», за которым последовали следующие. До 1819 года Дидло опять возглавлял императорский балет совместно с [[Иван Иванович Вальберх|Вальберхом]].

В 1819 г. Большой Каменный театр показал его балет «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище» на музыку [[Фердинанд Антонолини|Антонолини]], этот сюжет Дидло когда-то в 1801 году в Лондоне уже использовал, однако новая постановка была настолько переделана и видоизменена, что ничего общего с давней лондонской работой, кроме названия и сюжетной линии, не имела. Главным мотивом стал нравственный аспект: принц Тао превращением в монстра был наказан за свои злодеяния, а любовь красавицы Хензи воскрешала его к добродетели. Музыкальный критик [[Абрам Акимович Гозенпуд|А. А. Гозенпуд]] писал об этой работе: ''«„Хензи и Тао“ — это сценическая иллюстрация положения просветителей о том, что человек от рождения добр, хотя и может стать злым, если искажена его нравственная природа; что подлинная красота является выражением внутренней гармонии, единством духовных и физических свойств человека»''<ref name= kich/>. Кроме больших балетных представлений Дидло сочинил и поставил массу различных дивертисментов, танцев для опер и маленьких балетов.

Шарль Дидло так и остался навсегда в России. В России он стал вдовцом, похоронив свою жену Розу через шесть лет после приезда (то есть в 1807 или 1808 г.), которую современники называли выдающейся балериной<ref name=LBlok>''Блок Л. Д.'' Классический танец: История и современность. М.: «Искусство», 1987</ref>. И там же нашел новое семейное счастье. Его вторую жену тоже звали Розой. Она тоже после замужества стала Розой Дидло (до брака Колинет<ref name=bbe />). Она была танцовщицей Петербургской императорской труппы, тоже француженкой, приглашенной работать в Россию. Из-за того, что обе жены Шарля Дидло звались одинаково, у многих историографов две эти женщины сместились; которая из них когда была с ним — разобраться оказалось трудно. Сын Шарля, Карл Дидло-младший, тоже работал с отцом в Петербургской труппе<ref name=NShuvalov>[http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=1qnKUjz2LQw%3D&tabid=10358 Н. Шувалов. Пушкин и балет]</ref>.

[[Любовь Дмитриевна Блок]] в своих балетоведческих материалах очень негодовала, что о личной жизни выдающегося балетмейстера Шарля Дидло очень мало известно<ref name=LBlok/>, но к сожалению, — это действительно так: в начале 19 столетия Российская империя признавала лишь благородство аристократии, артисты же, как и все прочие, лишь служили ей. К тому же иностранцам за их работу в России платили немалые деньги — гораздо больше, чем получали свои, соотечественники, которые порой были отнюдь не хуже. Так что, по мнению высокопочтимого класса, Шарль Дидло нисколько не отличался от других, приехавших на службу в Россию.

Несколько раз выдающийся балетмейстер обращался к одной и той же теме — балету «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]» — наверняка не случайно, ведь каждый раз он ставил его по-разному, в новых философских тематиках. Однако серьезных исследований по этому балету никто тогда не вел. Что думал он, как жил в России, страдал ли? Наверняка страдал. Он выучился быть царедворцем, кланяться высоким сановникам и блюсти их интересы, назначал на главные роли их фавориток и изгонял талантливых танцовщих, за которых некому было заступиться. А сам он не заступался ни за кого. Что стало причиной таких страхов, такого унижения человеческого достоинства? Ведь что-то стало. В театре он слыл человеком жестоким: ходил с палкой, служившей для «воспитания» нерадивых учеников всех возрастов — от маленьких детей до выпускников училища — и артистов-танцовщиков (об этом сохранилось немало воспоминаний, в том числе — [[Авдотья Яковлевна Панаева|А. Я. Панаевой]]<ref>[http://az.lib.ru/p/panaewa_a_j/text_0010.shtml Авдотья Панаева. Воспоминания]</ref>), причем исключения не делал даже для собственного сына Карла, о чем рассказал [[Петр Андреевич Каратыгин|П. А. Каратыгин]]: ''«Cиняки часто служили знаками отличия будущих танцоров. Малейшая неловкость или непонятливость сопровождались тычком, пинком или пощечиной. <…> Бедному Карлуше также не было ни потачки, ни снисхождения, он подвергался одинаковой участи со всеми. Неукротимый отец, как новый Брут, в минуту гнева готов был бросить в руки ликторов свое единственное детище!»''<ref name=NShuvalov/>. Петр Андреевич Каратыгин в своих воспоминаниях называет Шарля Дидло не иначе как «крепостником»<ref name=PAKaraty>[http://do1917.info/sites/default/files/user11/pdf/1873russtarina7%286%29.pdf «Записки» П.А. Каратыгина]</ref>.

Дидло легко впадал в бешенство, избивая подчиненных ему, но никогда не смел поднять голову при разговорах с начальством. Он отстранил от главной партии свою талантливую ученицу [[Настасья Семеновна Новицкая|Настасью Новицкую]] в угоду генерал-губернатору Санкт-Петербурга графу Милорадовичу, потребовавшему назначить на роль его любовницу [[Екатерина Александровна Телешева|Екатерину Телешеву]]<ref>[http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=37235 Балет и Опера]</ref>. Балерину Настасью Новицкую не только отлучили от роли, ее затравили до смерти. И всё это на глазах у главного балетмейстера императорской труппы. И он не смел возразить.

А ведь он был в Петербурге признанным выдающимся деятелем балета, поднявшим всё искусство русского балета на высоту европейского уровня. Ему подвластны были любые темы и жанры: от героико-трагедийных до комических, всегда с психологическими образами и контрастными драматическими положениями. Он стал символом русского балета начала 19 века. И в описании быта и жизненного уклада аристократического Петербурга невозможно было обойтись, не упомянув имени Дидло. Вспомним хотя бы «Евгения Онегина» [[А. С. Пушкин]]а, когда играющий в утомленного от жизни герой картинно произносит: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Пушкин иронизирует над своим персонажем: мол, даже великий Дидло — ах-ах как утомил юного Евгения. И без Дидло уже нельзя было в этом отрывке обойтись.

=== Конец ===

Последним произведением, созданным Дидло, был небольшой балет «Разрушенный Кумир» (дан в бенефис [[Авдотья Ильинична Истомина|Истоминой]]).

У него уже были готовы новые идеи по программам «Эней и Лавиния», «Взбалмошная голова и доброе сердце», «Проклятие отца» и т. д., но случился непредвиденный конфликт между ним и дирекцией императорских театров, приведший к увольнению выдающегося хореографа. В 1832 году в Петербурге должен был открыться новый театр [[Александринский театр]], к этому событию был приурочен балет [[Катарино Кавос|К. А. Кавоса]] в постановке Шарля Дидло [[Сумбека, или Покорение Казанского царства (балет)|«Сумбека, или Покорение Казанского ханства»]], постановку которого Шарль Дидло уже начал разрабывать.

Но… всё изменилось самым неожиданным образом. Произошла ссора между Дидло и директором императорских театров князем [[Гагарин Сергей Сергеевич (обер-гофмейстер)|С. С. Гагариным]]<ref>[http://www.tatenergo.ru/kazan1000/iz_zhizni_goroda_06.html 1000-летие Казани]</ref>. Большая биографическая энциклопедия называет это личным недоразумением, произошедшим в 1836 году (год назван, скорее всего, ошибочно; ссора произошла раньше)<ref name= bbe />; Ю.Бахрушин рассказывает свою версию (правда, слишком идеологически просоветскую) и называет другую дату — 1831 год: престарелый балетмейстер, поднявший русский балет на небывалый доселе европейский уровень, направил в дирекцию записку, где речь шла о необходимости улучшить правовое и материальное положение русских артистов балета. Песледекабристская государственная реакция расценила такую записку как крамолу и подстрекательство к бунту. В результате Дидло был посажен под арест и вынужден подать прошение об отставке<ref name="Бахрушин" />. Ах, милый Юрий Алексеевич Бахрушин, работавший в советской стране и пытавшийся что есть сил соответствовать окружавшему его миру. Наверняка он знал, что через много лет обязательно придет какая-нибудь Лаврентия и укажет все нужные материалы, и все объяснит, и всё поймет…

[[Александр Алексеевич Плещеев (журналист)|А. А. Плещеев]] в своих хрониках «Наш балет 1673—1896» пишет об этом так: ''«Мотивом недоразумения князя Гагарина — которого [[Пётр Андреевич Каратыгин|П.Каратыгин]] называет гордым и недоступным для подчиненных — с Дидло было следующее обстоятельств: однажды затянули долго антракт; князь приказал начать действие скорее и поторопить танцовщиц одеваться. Дидло равнодушно отнесся к строгому замечанию, вследствие чего князь велел посадить его под арест. Дидло повиновался, но подал на другой день в отставку, которая была принята. Он, вероятно, забыл свою любимую поговорку: „Не нужно спорить с начальством, которого нельзя убедить“. Арестованного держали, по словам [[Рафаил Михайлович Зотов|Зотова]], в конторе. Сцена навсегда потеряла Дидло — этого замечательного деятеля в области хореографии, человека редкого вдохновения и творчества»''<ref>[http://books.google.ru/books?id=PXOpasHus6oC&pg=PA65&lpg=PA65&dq=%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82&source=bl&ots=6mjffwWe_2&sig=kMtptsFmtSrS98upIJIZxgkJmv0&hl=ru&ei=bYGvTLn8JMH68Aa97aTXBQ&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=12&ved=0CC8Q6AEwCw#v=onepage&q&f=false Наш балет (1673—1896)]</ref>.

Оскорбленный старик вдруг встал вровень с человеческим достоинством.

А. Вольф, хроникер русского театра, в своих воспоминаниях написал об этом: ''«В балете произошла революция! Дидло, около тридцати лет деспотически правивший хореографическим царством, был внезапно свержен с престола, но не возмутившимися его поддаными, а начальством»<ref>[http://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=RA2-PA76&lpg=RA2-PA76&dq=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%90.+%D0%98.+%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=Um4pGuZuZC&sig=-MHvthaO9w2XT5XK9qZGasXNQFM&hl=en&sa=X&ei=vtQyUdiNMvXE4AP11ICoCQ&ved=0CG0Q6AEwCQ#v=onepage&q&f=false Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. By А. И. Вольф (стр.29)]</ref>.

Вслед за Шарлем Дидло ушкл из Петербургской императорской труппы и его помощник [[Огюст Пуаро]] — правда, не сразу, а через некоторое время.

А что касается князя Гагарина, покинувшего дирекцию императорских театров почти сразу — в 1833 году, то его, по записям А. Вольфа, наслигла карающая рука: через несколько лет на его жизнь покушался отставной сторож, которому театральная дирекция отказала в пенсии, и тот, оказавшись без средств к существованию и небезосновательно сочтя виновным начальника императорских театров, отомстил как сумел<ref>[http://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=RA2-PA76&lpg=RA2-PA76&dq=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%90.+%D0%98.+%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=Um4pGuZuZC&sig=-MHvthaO9w2XT5XK9qZGasXNQFM&hl=en&sa=X&ei=vtQyUdiNMvXE4AP11ICoCQ&ved=0CG0Q6AEwCQ#v=onepage&q&f=false Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. By А. И. Вольф (стр.37)]</ref> и, очевидно, все же попал на казенные харчи (хроникер русского театра А. Вольф пишет, что Гагарин вообще был тогда убит, хотя его кончина произошла значительно позже: князь в 1833 году, покинув дирекцию императорских театров, продолжил высокую чиновную карьеру в других не менее важных кабинетах и скончался через двадцаль лет после инцидента с Шарлем Дидло, его даты жизни: 1795—1852 гг.<ref>[http://plawsk.narod.ru/articles/book/S19vek.html Вдоль оживленных трактов. XIX век.]</ref>; вполне возможно и другое: А. Вольф запутался в членах высокого княжеского рода: убит в 1842 году лесничим был другой князь Гагарин — Николай Сергеевич<ref>[http://ru.rodovid.org/wk/Запись:200718 Сергей Сергеевич Гагарин р. 1795 ум. 1852]</ref><ref>[http://ru.rodovid.org/wk/Запись:200720 Николай Сергеевич Гагарин р. 12 июль 1784 ум. 25 июль 1842]</ref>). Вместо С. С. Гагарина директорский пост Петербургских императорских театров в 1833 году занял [[Александр Михайлович Гедеонов]].

Но Шарль Дидло больше на сцену не вернулся.

Шарль Дидло, выдающийся мэтр России, отдавший развитию её балета все свои силы и весь свой талант, в старости стал не нужен.

После своей отставки Дидло продолжал жить в Петербурге. Его усадьба находилась на самом берегу, в том месте, которое сейчас обозначено как Карповка, 21.

Так он провел несколько лет — никому не нужный забытый старик. Желая поправить в теплом климате свое здоровье, расстроенное неприятностями, собственной никчемностью и бездействием, Дидло отправился в Крым. Не добравшись до Крыма, после шестидневной болезни он скончался в возрасте 70 лет в Киеве 7 (19) ноября 1837 года.

Там же, в Киеве он и был похоронен<ref>[http://oballet.ru/page/ukreplenie-nacionalnogo-baleta Укрепление национального балета]</ref>.

Петербургская балетная труппа потеряла великого Шарля Дидло.

Но всё в этой жизни развивается и продолжается — так уж заведено. Вместе с ним из русского балета ушел классицистский стиль, уступив место начинающемуся романтизму. Дидло являлся ярким представителем классического балета, и вся его работа в Петербурге касалась развития именно классицистского эстетического направления, тем не менее его постановки открыли путь к новым веяниям — к романтизму.

== Значение ==
Шарль Дидло в своем творчестве был продолжателем разработок [[Жан-Жорж Новерр|Новерра]] — именно идеи Новерра стали основополагающими в развитии всего балетного искусства и привели к тому балету, который существует сегодня.

Дидло продолжил эти изыскания. Среди его новаторств нельзя не упомянуть, что именно он придумал позу на пуантах — впервые во Франции, а потом неоднократно повторял в следующих постановках.

Но главное его значение принадлежит русскому балету. Имя Шарля Дидло навсегда осталось в русском балете, который он вывел на небывалый доселе высокий уровень. Приняв русский балет как задворки европейского, он вывел его на равный уровень с европейским, придав импульс к его дальнейшему развитию. До приезда Дидло репертуар русского балета состоял, главным образом, из иностранных балетов, а балетную труппу Дирекция театров всегда старалась поддерживать дорогими иностранными танцовщиками и танцовщицами. Дидло же принес на русскую сцену свои собственные оригинальные постановки; он же воспитал целую плеяду русских танцовщиков. Работая с каждым артистом, он заставлял показывать в танце характеры персонажей, совершенно по-разному используя приемы мимики, позы и положения корпуса и рук. Он требовал от артистов не только внешних эффектов, но и соответствия характеру роли, по-своему разрабатывая каждый образ, и при этом сохранял художественную эстетику времени. Будучи человеком, полностью ушедшим в свое дело, он часто бывал и раздражительным, особенно когда его ученики не понимали его. Учитель он был суровый, на уроки приходил с длинной палкой, а в классах и театре прозвали его «крепостником». Дидло не был человеком злопамятным, и приступы гнева на нерадивого ученика или исполнителя бесследно проходили. Однако эти всплески оставили по себе память на века. [[Пётр Андреевич Каратыгин|П. А. Каратыгин]] вспоминал, как «часто Дидло за кулисами гонялся за танцовщицей, которая из предосторожности убегала со сцены в противоположную сторону и пряталась от него. Взбешенного Дидло отливали водой»<ref>[http://www.idelo.ru/513/23.html Петербургские страсти, 9/6/2008] // автор Евгений АНИСИМОВ</ref>. За его учеников в [[Петербургское театральное училище|петербургском театральном училище]] не раз приходилось заступаться инспектору училища [[Сергей Ефимович Рахманов|С. Е. Рахманову]]<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/10720 Большая биографическая энциклопедия. Рахманов, Сергей Ефимович]</ref>. Среди учеников Дидло все танцовщики Петербурга того времени, это [[Мария Ивановна Данилова|М. И. Данилова]], [[Евдокия Ильинична Истомина|А. И. Истомина]], [[Иван Антонович Шемаев|И. А. Шемаев]], [[Анастасия Андреевна Лихутина|А. А. Лихутина]], [[Яков Люстих]], [[Екатерина Александровна Телешева|Е. А. Телешева]], [[Адам Павлович Глушковский|А. П. Глушковский]], [[Николай Осипович Гольц|Н. О. Гольц]], [[Мария Никоновна Иконина|М. Н. Иконина]], [[Вера Андреевна Зубова|В. А. Зубова]], [[Петр Иванович Дидье|П. И. Дидье]], у него какое-то время занимались даже драматические актёры [[Иван Иванович Сосницкий|И. И. Сосницкий]], [[Пётр Андреевич Каратыгин|П. А. Каратыгин]], будущая певица [[Анна Яковлевна Воробьёва|А. Я. Воробьева]], которая поначалу окончила балетное отделение; какое-то время у него же учились [[Николай Осипович Дюр|Н. О. Дюр]], пока не перевелся на драматическое отделение, и [[Александр Евстафьевич Мартынов|А. Е. Мартнынов]].

Непреходящее значение реформ Дидло в российской балетной педагогике подтверждает сборник «История художественного образования в России. Выпуск I—II» (СПб: Композитор, 2007): {{начало цитаты}}«Стараниями Дидло сложилась новая система обучения, заложены основы русской балетной педагогической традиции. Урок классического танца приобрел современную структуру. Стал проводиться принцип „от простого к сложному“, процессу обучения была придана последовательность, ученики разделены на отделения (впоследствии разряды и классы в зависимости от способностей, возраста и успехов в обучении), каждому из которых предписывались определенные задачи. Кроме уроков танца и подготовки к участию в спектаклях, были введены уроки актерского мастерства, больше внимания стали уделять музыкальной подготовке. Дидло впервые допустил женщин к обучению воспитанниц, увеличилось число русских педагогов. <…> Именно при Дидло были приняты первые законодательные акты — „Образование Театральной школы“ (1809) и „Устав Санкт-Петербургского Императорского театрального училища“ (1829). Первый документ впервые включал в себя перечень учебных дисциплин, определял обязанности воспитанников, педагогов и служащих, впервые устанавливались правила приема (возраст, условия приемных испытаний), сроки обучения, критерии для перевода из одного отделения в другое. Документом 1829 г. Театральной школе было дано название, просуществовавшее вплоть до революции 1917 г., и статус Императорского, ужесточались правила приема и критерии оценок, введено понятие разрядов (вместо отделений), уточнен перечень учебных дисциплин»<ref>[http://spbballet.narod.ru/simple814.html ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БАЛЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ (ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТРАДИЦИЯ)]</ref>.{{конец цитаты}}

Значение творчества Шарля Дидло в становлении русского балета огромно и его имя навсегда ассоциируется с русским балетом, войдя вместе с ним в историю русской культуры.

== Постановки ==
Всего им поставлено более 40 балетов, не считая танцевальных композиций и [[Балет в опере|фрагментов]] к другим спектаклям:
* 1786 — Па-де-де (Стокгольм)
* 1787 (?) — танцы к опере композитора [[Андре Гретри |А.Гретри]] по литбретто [[Жан Мармонтель |Мармонтеля]] «Земира и Азор» (Лондонский Королевский театр, закрытие сезона)
* 1788 — [[Ричард Львиное Сердце (опера)|«Ричард Львиное Сердце»]], хореографические сцены (Лондон)
* 1789 — ''L’Embarquement pour Cythère'' (Лондон)
* «Любовь маленькой Пегги» (Лондон)
* 1795 — «Метафорфоза» (''Lа métamorphose'', посвященный [[Жан Доберваль|Ж. д’Обервалю]]; Лион; на следующий 1796 год постановка перенесена в Лондон)
* 1796 — «Отомщенная любовь» (Лондон)
* 1796 — «Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы» (музыка Ч.Босси)
* 7 июня 1796 — «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]» на музыку [[Чезаре Босси |Ч.Босси]] по собственному либретто, [[Лондон]]ский [[Театр Её Величества]] (Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло)<ref>[http://culture.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/175.htm Театральная энциклопедия]</ref>
* 1797 — «Ацис и Галатея» [[Чезаре Босси |Ч.Босси]] (Лондон)
* «Сафо и Фаон» (Лондон)
* май 1801 — «Хензи и Тао» Ч.Босси (Лондон, Королевский театр<ref name= kich />)
* 1802 — «Аполлон и Дафна» (автор музыки неизвестен, Петербург)
* 1803 — «Роланд и Моргана» (музыка [[Катерино Альбертович Кавос|Кавоса]] и [[Фердинанд Антонолини|Антонолини]])
* «Фавн и Гамадриада»
* 1804 — «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]» (музыка К. А. Кавоса, перенос лондонской постановки, но с некоторыми изменениями; [[Эрмитажный театр]], [[Санкт-Петербург]])
* «Роланд и Моргана»
* «Лаура и Генрих»
* 1807 — «[[Ясон и Медея (балет)|Медея и Ясон]]»
* 1807 — балет в опере [[Франсуа Адриен Буальдьё|Ф. А. Буальдьё]] «Телемак на острове Калипсо».
* «Дон Кихот» (композитор [[Фредерик Марк Антуан Венюа|А. Венюа]])
* 27 мая 1808 года — «Дон Кихот» (композитор [[Катарино Кавос|К. Кавос]])
* 1808 — «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]», [[Эрмитажный театр]], [[Санкт-Петербург]], композитор [[Катарино Кавос|К.Кавос]]; Зефир — [[Луи Антуан Дюпор|Л. Дюпор]], Флора — [[Мария Ивановна Данилова|М. Данилова]] ([[Бахрушин Юрий Алексеевич|Ю.Бахрушин]] ошибочно назвал спектакль первым появлением балерины на [[Пуанты (поза)|пуантах]]<ref name="Бахрушин"/>, чего другие источники не подтверждают; первый выход на пуантах произошел в том же балете, но в 1815 году — см. ниже)
* 1809 — «Амур и Психея» [[Катерино Альбертович Кавос|Кавоса]]
* 7 апреля 1812 — «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]» (музыка Венюа), [[Ковент-Гарден (театр)|Ковент-Гарден]], Лондон
* 1812 — «Королева Голконды», балет хореографа [[Жан-Бартелеми Лани|Ж.Лани]] на музыку Пьера Монсиньи (Лондон)
* 1813 — «Летний вечер» (Лондон)
* 1813 — «[[Венгерская хижина (балет)|Венгерская хижина, или знаменитые изгнанники]]» А.Венюа, Лондон<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/v/vengerska8-hijina.html Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997]</ref>
* 1814 — «Алжирский базар» (Лондон)
* 1815 — «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]» Лондон (с новой музыкой [[Фредерик Марк Антуан Венюа|А. Венюа]])
* 1815 — «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]» (музыка [[Фредерик Марк Антуан Венюа|А.Венюа]]), [[Гранд-Опера]], [[Париж]] (при содействии бывшего в то время в Париже великого князя [[Константин Павлович|Константина Павловича]]; одно из представлений посетили находившиеся тогда в Париже союзные монархи и [[Людовик XVIII]] лично выразил свое удивление и восхищение великому хореографу<ref name= bbe />; первый выход балерины на пуантах (французская балерина [[Женевьева Госселен]]), еще не танец на [[Пуанты (поза)|пуантах]], а только первый выход; ''Зефир'' — [[Альбер (танцовщик)|Ф. Декомб]])
* 1816 — «Ацис и Галатея» (музыка [[Катарино Кавос|Кавоса]]), Петербург
* 1816 — «Неожиданное возвращение, или Вечер в саду»,
* 1817 — «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» (музыка Ф.Антонолини)
* 1817 — «[[Венгерская хижина (балет)|Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники]]» Ф.-А.-М.Венюа (спектакль выдержал около 100 представлений<ref name= bbe />)
* 1817 — «Неожиданное возвращение, или Вечер в саду»
* 1817 — «Аполлон и музы» (Санкт-Петербург)
* 1817 — «Молодая Молочница, или Нисетта и Лука» Антонолини
* 1818 — «Зефир и Флора» (музыка К. А. Кавоса), Петербург
* 1818 — «Ациз и Галатея»
* 1818 — «Молодая островитянка, или Леон и Тамаида» (балет сочинен и поставлен за три дня для бенефиса первого танцовщика Петербургской труппы Антонина)
* 1818 — «Калиф Багдадский, или Приключение молодости Гарун-аль-Рашида» [[Фердинанд Антонолини |Антонолини]]
* «Приключение на охоте» (мини-балет Кавоса; начало 2-го акта изображает фламандскую сцену с находящейся в Эрмитаже картины [[Давид Теньер |Теньера]]<ref name= bbe />)
* 5 марта 1819 — «[[Рауль де Креки (балет)|Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов]]» Кавоса и его ученика Сушкова, дополнен также музыкой [[Тимофей Васильевич Жучковский|Т. В. Жучковского]]<ref>[http://culture.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/045.htm Энциклопедия балета (страница 45)]</ref> (премьера в бенефис [[Август Леонтьевич Огюст|Огюста]], с Огюстом и [[Евгения Ивановна Колосова |Колосовой]] в главных ролях; балет выдержал 110 представлений, давая полные сборы<ref name= bbe />)
* 1819 — «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище» (музыка [[Фердинанд Антонолини|Антонолини]])
* 1820 — «Карл и Лизбета, или Беглец против воли» композитора П. Ф. Турика (по другим утверждениям: [[Карл Фридрих Хорн|Хорна]]<ref>Театральная энциклопедия, ст. [[Яков Люстих|Люстих Яков]]</ref>), Петербург
* 1820 — «Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса» Жома,
* 1820 — «Кора и Алонзо, или Дева солнца» Антонолини
* 1821 — «Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад» [[Фердинанд Антонолини|Антонолини]]
* 1821 — «Возвращение из Индии» (Санкт-Петербург)
* 1821 — «Роланд и Моргана» (музыка Кавоса и Антонолини),
* 1821 — «Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад» (на музыку Антонолини)
* 1823 — «[[Кавказский пленник, или Тень невесты (балет)|Кавказский пленник, или Тень невесты]]» (музыка Кавоса, по Пушкину)
* 1824 — «Золушка» — ''Cendrillon'', по хореографии [[Луи Дюпор|Л.Дюпорта]] (Санкт-Петербург)
* 1825 — танцы в постановке [[Александр Александрович Шаховской|А. А. Шаховского]] к спектаклю «[[Руслан и Людмила (поэма)|Руслан и Людмила]]» по Пушкину
* 1825 — «Федра и Ипполит» К. А. Кавоса и П. Ф. Турика
* 1827 — «Деревенский праздник»
* «Разрушенный Кумир»
* Начал делать разработку балета [[Сумбека, или Покорение Казанского царства (балет)|«Сумбека, или Покорение Казанского ханства»]], доделать не успел.

== Литература ==

* ''[[Юрий Иосифович Слонимский|Слонимский Ю.]]'' Дидло. Вехи творческой биографии. Л.-М , 1958.
* ''Слонимский Ю.'' Мастера балета. [Л.], 1937.
* ''[[Глушковский Адам Павлович|Глушковский А. П.]]'' Воспоминания балетмейстера. Л.—М., 1940.
* ''[[Адам Глушковский|Глушковский А. П.]]'' Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло // Москвитянин. 1856. т. 1, кн. 6.
* {{книга |автор =Глушковский А. П. |часть = Воспоминания о великом хореографе К.-Л. Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве |заглавие = Воспоминания балетмейстера |оригинал = |ссылка = |ответственный = |издание = 2-е изд. (современное издание)|место = СПб |издательство = ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, «Лань» |год = 2010
|том = |страницы =323-423 |страниц = 576

|isbn = 978-5-8114-1030-9
|тираж = 1500
}}
* ''Мундт Н.'' Биография Карла-Людовика Дидло… // Репертуар русского театра. СПб. 1840, т. 1, кн. 3. С. 1—8.
* ''Ильин А.'' Пушкинские балеты // Пушкин на сцене Большого театра. М., 1949.
* ''[[Александр Григорьевич Мовшенсон|Мовшенсон А. Г.]], Слонимский Ю. О.'' Новое о последних годах деятельности Дидло // Театральное наследство. М., 1956. С. 64—94.
* ''[[Вера Михайловна Красовская|Красовская В. М.]]'' Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. Л.—М., 1958.
* ''[[Абрам Акимович Гозенпуд|Гозенпуд А.]]'' Музыкальный театр в России. Л., 1959.


== Примечания ==
{{примечания|2}}

[[Категория:Персоналии по алфавиту]] [[Категория:Петербургская императорская труппа]]
[[Категория:Балетмейстеры Российской империи]]
[[Категория:Артисты балета]][[Категория:Артисты балета Франции]]
[[Категория:Балетмейстеры]][[Категория:Балетмейстеры Франции]]
[[Категория:Родившиеся 27 марта]] [[Категория:Родившиеся в Стокгольме]]
[[Категория:Родившиеся в 1767 году]]
[[Категория:Умершие 7 ноября]]
[[Категория:Умершие в 1837 году]] [[Категория:Умершие в Киеве]]


{{DEFAULTSORT:Дидло Шарль}}
Редактор
3215
правок