Последние изменения на 11:36 24 ноября 2016

Онегин (балет)

Тег EmbedVideo не может распознать сервис "videomailru".
Балет «Онегин» в хореографии Джона Кранко (John Cranko), The National Ballet of Canada, Artistic Director - Eric Bruhn, запись 1986 г. Можно посмотреть здесь: https://vimeo.com/66806552 и https://my.mail.ru/mail/chestova/video/536/933.html

«Онегин» (Onegin) — балет, поставленный балетмейстером Джоном Кранко (Крэнко) по мотивам русского романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Автор либретто: сам же балетмейстер Джон Кранко.

Первая постановка — 1965 г., Штутгарт, труппа Stuttgart Ballet.

Литературная основа

За основу либретто балетмейстер взял пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин».

Когда-то литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский назвал это пушкинское произведение «энциклопедией русской жизни» — тут имелось в виду, что Пушкин показал весь быт России, весь спектр российской жизни своего времени, начала XIX столетия: и провинциальные имения, и аристократический утонченный Петербург, и дворяне с модными романтическими устремлениями и идеалами французской революции, а рядом — чудовищная жизнь крепостных; и понятия о чести в обществе — что есть честь для женщины и что есть честь для мужчины.

Балетное либретто, по возможности чётко следуя пушкинскому сюжету (конечно, не без отступлений) старалось сохранить и эти бытовые зарисовки, и этические нормы, выраженные у Пушкина стихотворной строфой, а на сцене — балетной пластикой и художественными декорациями. В спектакле соблюдена даже мода того времени — все женские костюмы сшиты фасоном «татьянки» — с завышенной талией под грудью и расклешенной юбкой. Впоследствии такой фасон получил название по имени главной героини пушкинского стихотворного романа.

Балетмейстер

Cranko.jpg

Балетмейстер Джон Кранко (John Cyril Cranko; 1927—1973) — один из самых крупных современных хореографов[1][2]. К сожалению, жизнь его оказалась очень коротка. Родившись в ЮАР[3], где он и начал заниматься балетом, он уехал в Лондон обучаться в Sadler’s Wells Ballet (сейчас эта школа носит название Royal Ballet); затем поставил в разных европейских труппах несколько интересных балетных спектаклей, привлекших внимание критики.

В 1961 году он возглавил балетную труппу музыкального театра в Штутгарте (нем. Stuttgart, город в Германии). Когда-то давно, еще в середине 18 века, именно Штутгарт стал родиной нового вида балета — балета действий (ballet d’action), именно там Жан Жорж Новер 11 февраля 1763 года поставил свой спектакль «Ясон и Медея», которому суждено было навсегда войти в историю балетного искусства как первому сюжетному балету, в котором артисты скинули маски и выступали, показав свои живые человеческие лица, и играли они человеческие страсти.

На долгие годы Штутгарт утерял славу «балетного» города, и вот Джон Кранко своей труппой вернул ему это звание[4]. Работа балетмейстера выходила далеко за рамки его театра — спектакли в его постановках возобновлялись в Европе и Америке. Так произошло и с балетом «Онегин», впервые появившимся в 1965 году в Штутгарте, но с тех пор неоднократно возрождавшимся во многих театрах.

Сам Джон Кранко скончался в самолете, когда возвращался со своей труппой из Нью-Йорка, где давал спектакли, в Штутгарт — 26 июня 1973 года в возрасте 45 лет[3][5]. Всего он создал 77 хореографических постановок[4].

Работа над балетом

Идея создания балета «Онегин» возникла у балетмейстера давно, еще в годы ученичества в Sadler’s Wells в Лондоне в 1952 году, при работе над хореографией танцевальных сцен к опере «Евгений Онегин»[6]. Однако вернулся к этим планам хореограф лишь через много лет, став к тому времени уже известным постановщиком многих балетов.

Для постановки балета «Онегин» Джон Кранко использовал музыку П. И. Чайковского. Казалось бы, можно использовать известную музыку П. И. Чайковского к опере «Евгений Онегин», но балетмейстер не захотел этого делать — он хотел поставить совсем другой спектакль, свою интерпретацию пушкинского романа, как бы абстрагируясь от других произведений на ту же тематику. И музыку он выбрал другую — того же композитора, но из других произведений. Курт Хайнец Штольц (Kurt-Heinz Stolze), главный дирижер Штутгартского балета, подобрал и соединил воедино фрагменты разных произведений Чайковского, в том числе музыкальный цикл «Времена года», несколько инструментальных номеров из опер «Черевички», «Франческа да Римини», увертюры к «Ромео и Джульетта» и др. произведений[4].

Краткий сюжет

Сюжет старается следовать канве пушкинского романа[6], однако в центр ставит любовные отношения Татьяны Лариной и Евгения Онегина, а социальные сцены пушкинского произведения отсутствуют. Напомним, что Пушкин сам — возможно, по цензурным соображениям — убрал из своего романа связь Онегина с декабристскими кругами — и они сохранены только в черновиках.

Основные действующие лица:

  • Онегин
  • Ленский
  • Татьяна
  • Ольга
  • Князь Гремин (этот персонаж был введен в оперу «Евгений Онегин», у Пушкина он безымянный муж Татьяны; но был оставлен для балета[6])

1 акт. Имение Лариных, где протекает спокойная счастливая жизнь дворян в кругу таких же безмятежных счастливых крепостных. Сосед Владимир Ленский, молодой человек, поэт, жених младшей дочери мадам Лариной, приходит в гости и приводит с собой своего товарища, такого же молодого столичного щеголя, играющего в романтический образ холодного байроновского все повидавшего на своем жизненном пути героя, — Евгения Онегина. Не видя вокруг других мужчин и начитавшись романтических книг, юная Татьяна — старшая дочь мадам Лариной — без памяти влюбляется в столичного красавца Онегина и пишет ему признательное письмо.

2 акт. Отмечается день рождения Татьяны (так по либретто[6]), где Онегин в шутку решил приударить за Ольгой. Ссора с Ленским приводит к вызову на дуэль, и в этом поединке Онегин хладнокровно убивает своего друга, а потом сам содрогается при мысли о том, что же он наделал.

3 акт. Проходят годы. Онегин возвращается в Петербург, и там на балу встречает Татьяну, она уже не та юная девочка, она замужняя дама. Оба они уже взрослые, и юношеские игры в романтических героев остались позади. Онегин видит перед собой светскую красавицу («малиновый берет» напрочь отсутствует), и все те чувства, которые когда-то обратила к нему она, теперь обуревают его. Он не может противиться этому и шлет Татьяне письмо, а потом и сам приходит к ней. Но Татьяна не может предать мужа и выгоняет Онегина (у Пушкина: «Я вас люблю, к чему лукавить. … Но я другому отдана, я буду век ему верна»).

Спектакль

Премьера прошла в Штутгарте 13 апреля 1965 года. Автор либретто и постановшик Джон Кранко; художник Ю. Розе; Онегин — Р. Барра, ТатьянаМарсиа Хайде, Ленский — Э. Мадсен, Ольга — А. Кардьюс[7].

Критика откликнулась на балет самыми превосходными отзывами, а по поводу гастролей Штутгартской балетной труппы в США, когда балет «Онегин» в 1969 году был показан взыскательному американскому зрителю в Нью-Йорке, американский балетный критик Анна Киссельгофф писала, что «балет столь замечательно и проницательно разработан и несет в знакомом сюжете столько по-новому увиденного и сказанного балетным языком точного пушкинского текста, что это доводит до шока»[5].

Правда, критика еще и высказалась по поводу русских крепостных, отплясывающих греческие и еврейские танцы, заклеймив балетмейстера в навязывании «клюквы»[8], но все сошлись на том, что по сравнению со всей общей великолепной хореографией, это было не слишком существенным пороком.

Балет «Онегин» в хореографии Джона Кранко пережил самого хореографа и является шедевром современного балетного искусства. Он поставлен на многих сценах[1] и входит в репертуар множества театров. Вплоть до настоящего времени театры продолжают возобновлять это произведение в хореографии выдающегося мастера Джона Кранко.

Однако разрешение на постановку балета имеют далеко не все театры. Ни один театр России, и даже ни один театр на территории бывшего СССР, долгое время не имел на это юридических прав[4]. Только в 2013 году балет «Онегин» пришел в московский Большой театр — добился этого художественный руководитель балетной труппы театра Сергей Филин, но сам он увидеть спектакль на прославленной московской сцене не смог: в связи с произошедшим инцидентом (на него было совершено покушение, подробнее см. ст. Сергей Филин) вынужден находиться на лечении в Германии. Первый прогон в московском Большом театре торжественно прошел 12 июля 2013 года. Основная премьера — 19 июля 2013 года. Правда, не обошлось без скандала. Одна из танцовщиц, репетировавшая главную роль, депутат ГосДумы от партии Единая Россия Светлана Захарова была перед самой премьерой отстранена (или самоустранилась в знак протеста) от участия в спектакле. На официальной премьере 19 июля в партии Татьяны — Диана Вишнева[8].

Другие балеты на тот же сюжет

Балет В. Медведева

В ноябре 1999 года в Праге (Чехия) прошла постановка другого балета с тем же названием «Онегин» и по тому же сюжету — роману А. С. Пушкина в хореографии Василия Медведева. Исполнителем партии Онегина стал известный чешский танцовщик Станислав Фечо[9]. Балетмейстер этого спектакля тоже не использовал музыку Чайковского к опере, а обратился к симфоническим произведениям этого же композитора. Его спектакль попробовал охватить больше аспектов и положений, затронутых Пушкиным. Если спектакль Д. Кранко посвящен понятиям любви и долга, то В. Медведев использовал не только само произведение Пушкина, но и черновики к нему, где речь шла о связи героя с обществами декабристов.

Балет Б. Эйфмана

()

Видеоролик-анонс Eifman Ballet Eugene Onegin

Может быть, в ответ на спектакль Джона Кранко российский хореограф Борис Эйфман в марте 2009 года[10] поставил свой балет на тот же сюжет пушкинского романа в стихах. Эйфман использовал музыку П. И. Чайковского к опере «Евгений Онегин», однако добавил к ней музыкальные номера современного композитора Александра Ситковецкого[11]. Классическая музыка Чайковского звучит совместно с рок-группой «Автограф»[10]. Но главное — Эйфман показал балетную версию не классического пушкинского произведения; он перенес действие в Россию 1990-х годов.

Источники