Михаил Иванович Сариотти

Материал из ALL
Версия от 10:19, 7 июня 2023; Komandante (обсуждение | вклад) (Откат правок Sune.2 (обсуждение) к версии MaxSvet)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
MIsariotti.jpg

Михаил Иванович Сариотти (или Сарьотти, настоящая фамилия Сироткин; в некоторых источниках отчество значится: Яковлевич[1]; 1839 (возможно также 1830 или 1831), приход Нюкирк Выборгской губернии, ныне поселок Поляны Ленинградской области (по некоторым источникам Петербург)[2][3] — 30 января (11 февраля) 1878, Санкт-Петербург) — артист петербургской императорской труппы, оперный певец (бас-баритон), музыкальный критик.

Биография

О происхождении этого очень знаменитого русского артиста середины 19 века известно немного. Точно даже не установлена дата рождения.

Незаконнорожденный сын высокопоставленной особы, он был воспитан в небогатом семействе.

Получив образование в Петербурге, готовился стать медиком[3].

Однако любовь к музыке и проявившиеся способности круто изменили первоначальные планы. С 1859 года он стал брать уроки вокала у петербургского певца П. И. Гумбина[3], у которого он, юный ученик, даже довольно долгое время проживал. А через несколько месяцев уехал в Милан обучаться у прославленного педагога Пьетро Репетто[2]. С учебой в Италии тоже помог Гумбин[4].

Там же, в Италии, он дебютировал в 1860 году, с большим успехом исполнив партию Моисея («Моисей в Египте» Дж. Россини) в г. Салюцо (Пьемонт). С 1862 артист уже активно выступал в итальянских театрах: в Милане и в Кремоне под звучным «итальянским» псевдонимом Сариотти[4], с которым так и остался на всю жизнь.

Вернувшись в Россию, Михаил Иванович, уже как хорошо подготовленный певец в 1863 году был принят солистом в петербургскую императорскую труппу[2], дебютировав в партиях Альфонса XI — «Фаворитка» Г. Доницетти и Бертрама — «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера (последнюю партию подготовил под руководством О. А. Петрова, который, по мнению многих современников, был непревзойденным Бертрамом[5][6]; причем это была новая разработка постановки, сделанная в переводе на русский язык Аполлоном Григорьевым (1863 г.)[7]).

В скором времени он женился на драматической актрисе той же петербургской императорской труппы Валентине Константиновне Лядовой, происходившей из известной артистической семьи: ее отец Константин Николаевич Лядов (1820—1871) с 1860 г. занимал должность главного капельмейстера оперной труппы, ее брат Анатолий Константинович Лядов — композитор, её родной дядя, брат ее отца Александр Николаевич Лядов — дирижёр, а его дочь, то есть двоюродная сестра Валентины Лядовой, Вера Александровна Лядова-Иванова в те годы была балериной петербургской императорской труппы, а потом прославилась как выдающаяся артистка оперетты. Таким образом, сценическая атмосфера окружала Михаила Сариотти и дома, и в театре. Правда, брак продержался недолго, всего четыре года. После развода Валентина Константиновна вышла замуж за хормейстера Петербургской труппы И. А. Помазанского[8]. Насколько известно, другой семьи певец не создал.

Своими воспоминаниями о Михаиле Сариотти поделился его близкий друг драматический актер Петербургской императорской труппы A. A. Нильский, посвятив Михаилу Ивановичу главу в своей мемуарной книге. А. А. Нильский писал, что Михаил Иванович был завсегдатаем в доме директора репертуарной части Павла Степановича Фёдорова, который очень любил оперу и особо привечал талантливых певцов. А. Нильский дал характеристику М. Сариотти: «Он был необыкновенно худощав, высок и некрасив; длинные светло-русые волосы, густыми и вьющимися прядями, похожими на всклокоченную гриву, ниспадали на плечи и придавали ему странный вид, который многие называли „демонским“. Это название он также оправдывал своими манерами, ухватками, живостью и подвижностью, которые не покидали его до конца жизни. Чуть ли не с детства имея предрасположение к чахотке, Сариотти постоянно был нездоров, однако упорно противодействовал развитию болезни до последнего дня. Он берег себя, вел умеренную жизнь, вел всем был крайне осторожен и, благодаря этому, прожил дольше предельного срока, предсказанного докторами, у которых он лечился»[4].

Михаил Сариотти в повседневной жизни был, что называется, «народным умельцем», о чем тоже упомянул его друг А. А. Нильский: «В домашнем обиходе Сариотти был незаменим. Он умел делать буквально все, даже искусно занимался дамским рукодельем, включительно до вышиванья в пяльцах. В особенности же он славился кройкою женского платья и обивкою мебели. Он никогда ни перед какой работой не становился в тупик, ни перед столярной, ни перед слесарной…»[4]. Эти умения весьма выручали певца, получавшего не слишком большoе жалованье.

В петербургской императорской труппе Михаил Сариотти прослужил до самой смерти в 1878 году[3]. А. Нильский рассказал в своих воспоминаниях и про то, как тяжело болел и умирал Сариотти, живя последнее свое лето у Нильского на даче около Стрельны[4].

Артистическая деятельность

М. И. Скариотти прославился как оперный певец императорской труппы. Он выступал также с концертными программами и исполнением романсов. Стал первым исполнителем произведения М. Мусоргского «Светская сказочка» («Козел»), 1868[3].

В. Л. Бианки — Юдифь, М. И. Сариотти — Олоферн (опера «Юдифь» А. Серова), 1863
Михаил Сариотти — Владимир Красное Солнышко в опере «Рогнеда», 1865
М. И. Сариотти — Еремка и Д. М. Леонова — Спиридоновна («Вражья сила» А. Серова), 1871(?), Мариинский театр, С.-Петербург

Участвовал в петербургских музыкально-литературных вечерах.

В 1866 вместе с певицей Д. М. Леоновой гастролировал в Перми, в 1867 — в Рязани.

Выступал также в драматических спектаклях на клубных сценах[3].

Композитор А. Серов писал: «Сариотти весьма замечательный артист и как актер, и как характерный певец в партиях, не превышающих пределы его голоса, очень сильного, но не обширного. Он склонен к преувеличениям, но… великолепно схватывает драматический смысл, и ему удается придать значение малейшим оттенкам ролей… Это чисто артистическая натура… Он имеет большое значение для музыкальной драмы»[3].

Оперный репертуар

  • Моисей («Моисей в Египте» Дж. Россини) в г. Салюцо (Пьемонт)
  • 1862 — Оровезо («Норма» В. Беллини), в Милане
  • 1862 — Граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), в Милане
  • 1863 — Альфонс XI — «Фаворитка» Г. Доницетти
  • 1863 — Бертрам — «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера
  • 1863 — Олоферн («Юдифь» А. Серова) (Мариинский театр, первый исполнитель, подготовил партию под руководством композитора А.Серова и певца О. А. Петрова)
  • 1864 — Карл Смелый (опера «Карл Смелый», так в России назывались первые постановки оперы Россини «Вильгельм Телль»[9])
  • 1865 — Алказим («Наида» Ф. Флотова), впервые в России
  • 1865 — Верховный жрец Перун («Рогнеда» А. Серова) (первый исполнитель)
  • 1867 — Кудряш («Гроза» В. Кашперова) (первый исполнитель)
  • 1868 — Барон Дуфоль («Травиата» Дж. Верди, на русском языке), впервые в Мариинском театре
  • 1868 — Пан Струс («Нижегородцы» Э. Направника) (первый исполнитель)
  • 1869 — Робин («Вильям Ратклиф» Ц. Кюи) (первый исполнитель)
  • 1871 — Еремка («Вражья сила» А. Серова) (первый исполнитель, А.Пружанский называет эту партию вершиной творчества певца, решившего роль в гротесково-реалистическом плане, подчеркивая во внешнем рисунке образа уродство и нищету[3])
  • 1872 — 2-й гость («Каменный гость» А. Даргомыжского) (первый исполнитель)
  • 1873 — Петр («Ермак» М. Л. де Сантиса) (первый исполнитель)
  • 1874 — Пристав Никитич («Борис Годунов» М. Мусоргского, полная версия 2-й ред.) (первый исполнитель)
  • 1876 — 2-й сбир («Анджело» Ц. Кюи, 1-я ред.) (первый исполнитель)
  • Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. Глинки)
  • Светозар («Руслан и Людмила» М. Глинки)
  • Сват («Русалка» А. Даргомыжского)
  • Красное солнышко («Рогнеда» А. Серова)
  • Дон Жуан и Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
  • Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)

Музыковедческая деятельность

Одновременно с работой на сцене М. И. Скариотти писал музыковедческие и критические статьи. По поводу стимула к литературно-критической деятельности Михаила Сариотти его друг А. А. Нильский писал: «Получаемое им содержание от дирекции было так мало, что его едва хватало на докторов и на поездки по различным лечебным курортам, в числе которых была даже Африка. Послушный докторскому предписанию, он посетил и ее, но она, кажется, не принесла ему никакой пользы. Недостаток материальных средств принуждал его иметь приватный заработок: на клубных сценах он появлялся драматическим актером, на концертных эстрадах пел романсы и, наконец, в одной из петербургских газет подвизался в качестве присяжного рецензента. Он был, как говорится, мастером на все руки: ко всему относился серьезно и добросовестно. Частных заработков, считая их необходимой поддержкой существования, он ни от кого не скрывал, также как и своего газетного сотрудничества. Когда же артисты, недовольные его отзывами, стали упрекать Михаила Ивановича в совместительстве, а также в том, что в печатных суждениях о товарищах могут проскальзывать личные отношения, Сариотти спокойно ответил:
— Господа, за свои рецензии я получаю в год 700 рублей. Это для меня, получающего скудное вознаграждение за артистический труд, большое подспорье. Если вам не нравятся мои отзывы, то сложитесь и давайте мне эту семисот рублевую сумму в год, и я покину свое сотрудничество»[4].

Тем не менее он, хотя и говорил лишь о материальном стимуле, вынуждавшем его к этой работе, оказался талантливым критиком, и его работы пользовались популярностью.

В 1870-х гг. он заведовал музыкальным отделом в журнале «Всемирная иллюстрация»[2], где публиковал свои заметки под псевдонимом М. С.[3]. Он был известен как рецензент оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского и некоторых романсов М. Мусоргского.

Составил список соч. О. И. Дютша (Муз. листок. 1874. № 2).

Стал автором еще нескольких музыковедческих работ, среди которых:

  • Рихард Вагнер и его музыкальная драма «Тангейзер» // Всемирная иллюстрация. (СПб.). 1875. [Т. 13]. № 5;
  • Франсуа Адриен Буальдьё. (По случаю столетнего юбилея его рождения) // Всемирная иллюстрация. (СПб.). 1875. [Т. 13]. № 26;
  • Иоганн Штраус // Всемирная иллюстрация. (СПб.). 1875. [Т. 14]. № 23;
  • Императорская русская опера; Кузнец Вакула, опера в 4 действиях г. Чайковского // Всемирная иллюстрация. (СПб.). 1877. [Т. 17]. № 5;
  • Итало Кампанини, тенор итальянской оперы в Петербурге // Всемирная иллюстрация. (СПб.). 1877. [Т. 18]. № 18;
  • Анджело Мазини, первый тенор итальянской оперы в Петербурге // Всемирная иллюстрация. (СПб.). 1877. [Т. 18]. № 22;
  • Русские композиторы Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский // Всемирная иллюстрация. (СПб.). 1877. № 312[3].

На других языках

Источники