Люсьен Петипа — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Солист Парижской академии музыки) |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Portrait_lucien_petipa_1815.jpg|thumb|260 px|Портрет Люсьена Петипа. Художник: Louise Adelaide Desnos]] | [[Файл:Portrait_lucien_petipa_1815.jpg|thumb|260 px|Портрет Люсьена Петипа. Художник: Louise Adelaide Desnos]] | ||
− | '''Люсьен Петипа''' ({{lang-fr|Lucien Petipa}}; 22 декабря 1815, | + | '''Люсьен Петипа''' ({{lang-fr|Lucien Petipa}}; 22 декабря 1815, Марсель — 7 июля 1898, Версаль) — выдающийся [[Франция|французский]] балетный артист, балетмейстер и педагог. |
== Детство == | == Детство == | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
== Начало хореографической карьеры == | == Начало хореографической карьеры == | ||
Впервые Люсьен Петипа вышел на профессиональную сцену в пятилетнем возрасте 25 марта 1821 года в [[Брюссель]]ском театре «Ла Монне» в спектакле «Мания танца» (La Dansomanie), поставленным его отцом по хореографии [[Пьер Гардель|Пьера Гарделя]] (Pierre Gardel), исполнив роль ребенка Гастанэ. | Впервые Люсьен Петипа вышел на профессиональную сцену в пятилетнем возрасте 25 марта 1821 года в [[Брюссель]]ском театре «Ла Монне» в спектакле «Мания танца» (La Dansomanie), поставленным его отцом по хореографии [[Пьер Гардель|Пьера Гарделя]] (Pierre Gardel), исполнив роль ребенка Гастанэ. | ||
− | [[Файл: Jacques-Louis David - Mars desarme par Venus.jpg|left|220 px|thumb|Картина «[[Марс, разоруженный Венерой, и три грации (картина)|Марс, разоруженный Венерой]]». | + | [[Файл: Jacques-Louis David - Mars desarme par Venus.jpg|left|220 px|thumb|Картина «[[Марс, разоруженный Венерой, и три грации (картина)|Марс, разоруженный Венерой]]». Купидон — юный Люсьен Петипа]] |
Появились и другие детские роли. Юный артист уже даже прославился. | Появились и другие детские роли. Юный артист уже даже прославился. | ||
− | В эти годы художник [[Жак-Луи Давид]] (1748—1825) пригласил Люсьена Петипа в качестве натурщика для образа Купидона в картине «[[Марс, разоруженный Венерой, и три грации (картина)|Марс, разоруженный Венерой]]» (Mars désarmé par Vénus); Венерой позировала балерина того же театра Ла Монне [[Мари Лезюёр]] (Marie Lesueur); Давид, живший в Брюсселе в политической эмиграции, еще три года дорабатывал этот свой последний шедевр, картина была завершена в 1824 году (позже он еще рисовал, но не столь значительные произведения); ныне картина хранится в Королевском музее изящных искусств в [[Брюссель|Брюсселе]] (Купидон Люсьен | + | В эти годы художник [[Жак-Луи Давид]] (1748—1825) пригласил Люсьена Петипа в качестве натурщика для образа Купидона в картине «[[Марс, разоруженный Венерой, и три грации (картина)|Марс, разоруженный Венерой]]» (Mars désarmé par Vénus); Венерой позировала балерина того же театра Ла Монне [[Мари Лезюёр]] (Marie Lesueur); Давид, живший в Брюсселе в политической эмиграции, еще три года дорабатывал этот свой последний шедевр, картина была завершена в 1824 году (позже он еще рисовал, но не столь значительные произведения); ныне картина хранится в Королевском музее изящных искусств в [[Брюссель|Брюсселе]] (Купидон Люсьен Петипа — на переднем плане). |
Так, вплоть до 1824 года Люсьен выходил на сцену в небольших ролях амуров в балетных постановках своего отца. | Так, вплоть до 1824 года Люсьен выходил на сцену в небольших ролях амуров в балетных постановках своего отца. | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
== Солист Парижской академии музыки == | == Солист Парижской академии музыки == | ||
− | В течение нескольких лет Люсьен являлся солистом театра, пока в 1839 году на него не обратил внимание оказавшийся во время отпуска в Бордо знаменитый хореограф [[Филиппо Тальони]]. Талант молодого исполнителя потряс Тальони, и он пригласил Люсьена в [[Париж]]<ref name=oxfLP/>, где тот дебютировал на сцене Парижской национальной оперы в балете «[[Сильфида (балет)|Сильфида]] | + | В течение нескольких лет Люсьен являлся солистом театра, пока в 1839 году на него не обратил внимание оказавшийся во время отпуска в Бордо знаменитый хореограф [[Филиппо Тальони]]. Талант молодого исполнителя потряс Тальони, и он пригласил Люсьена в [[Париж]]<ref name=oxfLP/>, где тот дебютировал на сцене Парижской национальной оперы в балете «[[Сильфида (балет)|Сильфида]]» — этот балет был поставлен Филиппом Тальони в 1832 году специально для его дочери Марии Тальони, но к этому периоду исполнители уже сменились, а сама Мария Тальони с сентября 1837 года в течение пяти лет работала по контракту в Российский императорской труппе<ref>[http://selfire.com/2011/04/3359/ Балет «Сильфида»: история, сюжет, фото]</ref>; балет «Сильфида» открывал новый жанр романтического музыкального спектакля, где основное внимание уделялось не сюжетному действию, а форме — самому танцу, что требовало от исполнителей большого мастерства, в первую очередь технического совершенства. Поэтому приглашение молодого артиста на исполнение главной мужской партии было признанием его огромного таланта и профессионализма. Источник на русском языке — энциклопедия «Балет» (Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981) дает информацию, что Люсьен Петипа впервые вышел в этом балете 10 июня 1839 года, а его партнершей стала уже прославившаяся исполнением главной женской партии балерина [[Люсиль Гран]] (Lucile Grahn) (1819—1907)<ref name=autogenerated1>[http://www.ballet-enc.ru/html/p/petipa.html Петипа в энциклопедии балета]</ref>. Оксфордский словарь называет другие даты и партнершу: по этому источнику, Люсьен Петипа, хоть и прибыл в Париж в 1839 году, на сцене Парижской оперы в образе графа Альберта в балете «Сильфида» предстал лишь через несколько месяцев, в 1840 году, когда партнершей его была Фани Эльслер (Fanny Elssler)<ref name=oxfLP/><ref>[http://michaelminn.net/andros/biographies/petipa_dynasty/ The Petipa Dynasty]</ref>. |
− | [[Файл:GiselleGr&LP.jpg|thumb|left|240 px|«[[Жизель (балет)|Жизель]]». [[Карлотта Гризи]] | + | [[Файл:GiselleGr&LP.jpg|thumb|left|240 px|«[[Жизель (балет)|Жизель]]». [[Карлотта Гризи]] — ''Жизель'', '''Люсьен Петипа''' — ''Альбер'']] |
− | [[Файл:Paquita -Carolotta Grisi, Lucien Petipa, & Georges Ellie -1844.jpg|thumb|left|240 px|«[[Пакита (балет)|Пакита]]». Первая постановка Ж. Мазилье в Гранд-Опера. Жорж | + | [[Файл:Paquita -Carolotta Grisi, Lucien Petipa, & Georges Ellie -1844.jpg|thumb|left|240 px|«[[Пакита (балет)|Пакита]]». Первая постановка Ж. Мазилье в Гранд-Опера. Жорж Элли — ''Иниго'', [[Карлотта Гризи]] — ''Пахита'', '''Люсьен Петипа''' — ''Люсьен д’Эрвильи''. Париж, 1846]] |
− | [[Файл:Paquita -Carlotta Grisi as Paquita & Lucien Petipa as Lucien -1844.jpg|thumb|left|240 px|«[[Пакита (балет)|Пакита]]». Первая постановка Ж. Мазилье в Гранд-Опера. [[Карлотта Гризи]] | + | [[Файл:Paquita -Carlotta Grisi as Paquita & Lucien Petipa as Lucien -1844.jpg|thumb|left|240 px|«[[Пакита (балет)|Пакита]]». Первая постановка Ж. Мазилье в Гранд-Опера. [[Карлотта Гризи]] — ''Пахита'', '''Люсьен Петипа''' — ''Люсьен д’Эрвильи''. Париж, 1846]] |
[[Файл:Marble Maiden -Adele Dumilatre & Lucien Petipa -Paris -1847.jpg|thumb|left|240 px|«Девушка из мрамора» на музыку А. Адана. В ролях [[Адель Дюмилатр]] и '''Люсьен Петипа''']] | [[Файл:Marble Maiden -Adele Dumilatre & Lucien Petipa -Paris -1847.jpg|thumb|left|240 px|«Девушка из мрамора» на музыку А. Адана. В ролях [[Адель Дюмилатр]] и '''Люсьен Петипа''']] | ||
− | С этого времени и до 1862 года Л.Петипа занимал должность первого танцовщика Парижской Оперы, где был партнером самых прославленных балерин | + | С этого времени и до 1862 года Л.Петипа занимал должность первого танцовщика Парижской Оперы, где был партнером самых прославленных балерин времени — [[Фанни Эльслер]], [[Карлотта Гризи|Карлотты Гризи]], [[Фанни Черрито]]<ref name=autogenerated1/>. |
В дальнейшем Люсьен Петипа с огромным успехом исполнял множество главных сольных партий во множестве балетов, период его творчества выпал на так называемый романтический стиль балета, требующий большого технического мастерства<ref>[http://www.definition-of.net/who-was-Lucien%2BPetipa Who was Lucien Petipa]</ref><ref name=enotes>[http://www.enotes.com/topic/Lucien_Petipa Lucien Petipa]</ref>. | В дальнейшем Люсьен Петипа с огромным успехом исполнял множество главных сольных партий во множестве балетов, период его творчества выпал на так называемый романтический стиль балета, требующий большого технического мастерства<ref>[http://www.definition-of.net/who-was-Lucien%2BPetipa Who was Lucien Petipa]</ref><ref name=enotes>[http://www.enotes.com/topic/Lucien_Petipa Lucien Petipa]</ref>. | ||
− | Одной из самых крупных его ролей стала партия Графа Альберта в балете «[[Жизель (балет)|Жизель]]», где он танцевал в паре с [[Карлотта Гризи|Карлоттой Гризи]]. Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки (Theatre de l’Academie Royal de Musique; она же Гранд Опера, Парижская Национальная опера или просто Парижская Опера) в [[Париж]]е<ref>[http://miniteatr.com.ua/?p=997 Минитеатр: история танца]</ref><ref>[http://www.balet-spb.ru/static-jizel-1.htm Балет Жизель]</ref>. Успех постановки «Жизели» был столь огромен, что все участники спектакля сделались кумирами французской публики, а сплетники поговаривали, что у исполнителей главных партий Люсьена Петипа и Карлотты Гризи начался настоящий, а не только по сцене, роман, и именно из-за него она и рассталась с балетмейстером [[Жюль Перро|Жюлем Перро]]. Было ли это правдой или досужими вымыслами, что скорее всего, так и осталось неизвестным. Но к этому времени Люсьен Петипа уже стал балетной звездой, о нем говорили, писали газеты, рассказывали легенды, сплетничали, что доказывает его популярность и известность. А с Карлоттой Гризи его на долгие годы связали теплые | + | Одной из самых крупных его ролей стала партия Графа Альберта в балете «[[Жизель (балет)|Жизель]]», где он танцевал в паре с [[Карлотта Гризи|Карлоттой Гризи]]. Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки (Theatre de l’Academie Royal de Musique; она же Гранд Опера, Парижская Национальная опера или просто Парижская Опера) в [[Париж]]е<ref>[http://miniteatr.com.ua/?p=997 Минитеатр: история танца]</ref><ref>[http://www.balet-spb.ru/static-jizel-1.htm Балет Жизель]</ref>. Успех постановки «Жизели» был столь огромен, что все участники спектакля сделались кумирами французской публики, а сплетники поговаривали, что у исполнителей главных партий Люсьена Петипа и Карлотты Гризи начался настоящий, а не только по сцене, роман, и именно из-за него она и рассталась с балетмейстером [[Жюль Перро|Жюлем Перро]]. Было ли это правдой или досужими вымыслами, что скорее всего, так и осталось неизвестным. Но к этому времени Люсьен Петипа уже стал балетной звездой, о нем говорили, писали газеты, рассказывали легенды, сплетничали, что доказывает его популярность и известность. А с Карлоттой Гризи его на долгие годы связали теплые отношения — об этом существует немало свидетельств: они неоднократно становились партнерами по сцене и немало вместе работали, постоянно поддерживали друг друга в театральной сумятице и закулисной жизни<ref name=statia>Новые исследования и материалы / Сост. Н. Л. Дунаева. Спб. Балтийские сезоны. 2009—312 с. ISNB 978-5-903368-45-0. Статья: Еще раз о том, как Мариус Петипа оказался в России. Автор: М. А. Ильичева</ref>; но скорее всего, это были именно дружеские отношения, а вовсе не любовные — любовные обычно так долго не длятся, да и вряд ли бы гражданский супруг балерины стал их столь спокойно терпеть, да еще самому продолжать работать с ним. |
− | Но и став знаменитым, Люсьен Петипа не утерял связи с семьей. Семья Петипа прославилась не только искусными деятелями балета, но и своей родственной поддержкой друг другу. Люсьен стремился помочь младшему брату Мариусу, тоже ставшему на путь служения сцене. Время от времени братья Люсьен и Мариус Петипа работали вместе, в частности, в 1841 году в Париже в Академии музыки, где [[Мариус Иванович Петипа|Петипа-младший]] совершенствовался в школе при Гранд-Опера, они выступили на этой сцене в pas de quatre вместе с сестрами Терезой и [[Фанни Эльслер]], о чем упоминал [[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю. | + | Но и став знаменитым, Люсьен Петипа не утерял связи с семьей. Семья Петипа прославилась не только искусными деятелями балета, но и своей родственной поддержкой друг другу. Люсьен стремился помочь младшему брату Мариусу, тоже ставшему на путь служения сцене. Время от времени братья Люсьен и Мариус Петипа работали вместе, в частности, в 1841 году в Париже в Академии музыки, где [[Мариус Иванович Петипа|Петипа-младший]] совершенствовался в школе при Гранд-Опера, они выступили на этой сцене в pas de quatre вместе с сестрами Терезой и [[Фанни Эльслер]], о чем упоминал [[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю. А. Бахрушин]] в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)<ref>[http://in-past.ru/istoriya-russkogo-baleta/246-krizis-russkogo-baleta.html Кризис русского балета]</ref>. |
В эти годы, работая в Парижской академии музыки, он там же преподавал; среди учеников выдающийся французский танцовщик [[Луи Франсуа Мерант]]<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/m/merant.html МЕРАНТ (Merante) Луи Франсуа (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>. | В эти годы, работая в Парижской академии музыки, он там же преподавал; среди учеников выдающийся французский танцовщик [[Луи Франсуа Мерант]]<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/m/merant.html МЕРАНТ (Merante) Луи Франсуа (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>. | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
Будучи в должности первого солиста труппы, Люсьен Петипа сам стал балетмейстером нескольких балетных постановок. | Будучи в должности первого солиста труппы, Люсьен Петипа сам стал балетмейстером нескольких балетных постановок. | ||
− | В 1858 году он поставил для балетной сцены Парижской Оперы спектакль «[[Шакунтала (балет)|Шакунтала]]» на индийские мотивы, имевший шумный успех, | + | В 1858 году он поставил для балетной сцены Парижской Оперы спектакль «[[Шакунтала (балет)|Шакунтала]]» на индийские мотивы, имевший шумный успех, — с колоссальными декорациями и богатыми костюмами; в балет были включены акробатические поддержки, в которых партнёр поднимал балерину на вытянутых руках над своей головой. Главную роль танцевала [[Амалия Феррари]] (Amalia Ferrari), одетая в пышную пачку и балетные туфли, тогда как остальная часть танцовщиков была одета в костюмы, более напоминающие индийские<ref>[http://divanna.livejournal.com/171437.html Влияние Индии на западный танец]</ref>. |
− | В течение | + | В течение 1860—1868 гг. Люсьен Петипа занимал должность директора Парижской Национальной оперы<ref name=enotes/>, пока с ним не приключился несчастный случай во время охоты, после которого он уже не мог танцевать. |
== Брюссель == | == Брюссель == | ||
− | В октябре 1872 года он вернулся в Брюссель, в театр своего детства, где он впервые вышел на сцену, и в течение недолгого времени ( | + | В октябре 1872 года он вернулся в Брюссель, в театр своего детства, где он впервые вышел на сцену, и в течение недолгого времени (1872—1873 гг.) занимал должность директора балетной труппы. В 1875 году он стал профессором [[Брюссельская консерватория|Королевской Брюссельской консерватории]] ({{lang-fr|Conservatoire royal de Bruxelles}}), где преподавал мастерство танца в течение трех лет, до 1878 года. |
== Конец == | == Конец == | ||
− | А в 1878 году покинул Брюссель и переселился в [[Версаль]], где решил обосноваться до конца и где закончил свою жизнь. Однако до конца оказалось не так | + | А в 1878 году покинул Брюссель и переселился в [[Версаль]], где решил обосноваться до конца и где закончил свою жизнь. Однако до конца оказалось не так мало — он прожил в Версале еще 20 лет. |
За это время он продолжил работать в Парижской Опере: с 1880 года он стал вести курс пантомимы в школе при Парижской Опере, а в 1882 году он там же поставил балетный спектакль «Намуна»<ref name=oxfLP/>. | За это время он продолжил работать в Парижской Опере: с 1880 года он стал вести курс пантомимы в школе при Парижской Опере, а в 1882 году он там же поставил балетный спектакль «Намуна»<ref name=oxfLP/>. | ||
Строка 56: | Строка 56: | ||
== Характеристика личности == | == Характеристика личности == | ||
− | Балетная критика подчеркивала внешние данные Люсьена Петипа, неизменно называя его «красавцем-премьером»<ref>[http://www.bolshoi.ru/ru/season/ballet/repertoire/detail.php?&dir=1&id26=35&act26=info&dynid26=83&dynact26=art Большой театр: репертуар]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/43642/%D0%9F%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%9F%D0%90 Энциклопедический словарь. Петипа Мариус Иванович]</ref> и неизбежно усматривая разницу между | + | Балетная критика подчеркивала внешние данные Люсьена Петипа, неизменно называя его «красавцем-премьером»<ref>[http://www.bolshoi.ru/ru/season/ballet/repertoire/detail.php?&dir=1&id26=35&act26=info&dynid26=83&dynact26=art Большой театр: репертуар]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/43642/%D0%9F%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%9F%D0%90 Энциклопедический словарь. Петипа Мариус Иванович]</ref> и неизбежно усматривая разницу между братьями — выдающимися танцовщиками. В частности «Русский балет» пишет: ''«… Люсьен Петипа, старший брат, холодноватый и академичный, державший себя в строгих рамках. Люсьен был воплощением „du comme il faut“, он и в балетах изображал аристократов, Графа на премьере „Жизели“ танцевал именно он. А Мариус блистал в ролях байронически страстных и необузданных плебеев. На сцене и в жизни он позволял себе дерзости, вольности, непозволительные эскапады, чуть ли не намеренно провоцируя общественный и опасный скандал»''<ref>[http://www.baletomania.ru/Petipa/rom_Petipa/index.html Русский балет]</ref>. |
− | Но несмотря на разницу характеров, братья были дружны. И именно благодаря Люсьену Мариус Петипа появился в России, где стал выдающимся русским балетмейстером. Именно Люсьен Петипа, работая в балетной труппе Парижской оперы, познакомился с командировавшимся туда из России для отбора балетов на русскую сцену главным балетмейстером Петербургской императорской труппы [[Антуан Титюс|Антуаном Титюсом]]<ref name=statia/>. Россия этого периода делала всё для привлечения западноевропейской культуры, и в артистической среде Европы ходили слухи о несметных гонорарах, которые платила русская императорская казна европейским гастролерам. Воспользовавшись знакомством с Антуаном Титюсом, Люсьен Петипа не преминул замолвить словечко за членов своей | + | Но несмотря на разницу характеров, братья были дружны. И именно благодаря Люсьену Мариус Петипа появился в России, где стал выдающимся русским балетмейстером. Именно Люсьен Петипа, работая в балетной труппе Парижской оперы, познакомился с командировавшимся туда из России для отбора балетов на русскую сцену главным балетмейстером Петербургской императорской труппы [[Антуан Титюс|Антуаном Титюсом]]<ref name=statia/>. Россия этого периода делала всё для привлечения западноевропейской культуры, и в артистической среде Европы ходили слухи о несметных гонорарах, которые платила русская императорская казна европейским гастролерам. Воспользовавшись знакомством с Антуаном Титюсом, Люсьен Петипа не преминул замолвить словечко за членов своей семьи — отца и одного из младших братьев Мариуса — тем более что у Мариуса были в это время большие сложности с работой в Европе из-за участия в дуэли — этот сорвиголова претерпел какие-то очередные любовные успехи и неуспехи. Антуан Титюс нашел возможность исполнить просьбу Люсьена: в 1847 году [[Жан-Антуан Петипа]] и [[Мариус Петипа]] прибыли на службу в Петербургскую императорскую труппу; туда же к ним перебрался и младший брат Мариуса и Люсьена, Жан Клод Тонер Петипа; там же, в Петербурге, они прожили до конца своих дней и там же похоронены, а потомки Мариуса Петипа еще долго работали на разных российских сценах… Так что в какой-то степени выдающейся балетмейстерской деятельности Мариуса Петипа в Российской императорской труппе мировой балет обязан его старшему брату Люсьену. |
А мировая слава самого Люсьена Петипа померкла в отблеске славы Мариуса. Тем не менее Люсьен Петипа был выдающимся балетным деятелем своего времени. | А мировая слава самого Люсьена Петипа померкла в отблеске славы Мариуса. Тем не менее Люсьен Петипа был выдающимся балетным деятелем своего времени. | ||
== Основные балетные партии == | == Основные балетные партии == | ||
− | * 1839 (или 1840) | + | * 1839 (или 1840) — «[[Сильфида (балет)|Сильфида]]» |
− | * | + | * 1841 — «[[Фаворитка (опера)|Фаворитка]]» — [[Балет в опере|танцевальная сцена]], постановка [[Жюль Перро|Жюля Перро]] — pas de deux с Карлоттой Гризи<ref>[http://oballet.ru/page/zabytoe-tvorchestvo Забытое творчество]</ref> |
− | * | + | * 1841 — «[[Жизель (балет)|Жизель]]» — ''Альбер'' (первый исполнитель) |
− | * «Гентская красавица» [[Адольф Адан|А. Адана]], [[Парижская Опера]] | + | * «Гентская красавица» [[Адольф Адан|А. Адана]], [[Парижская Опера]] — ''Бенедикт''<ref name=autogenerated1 /> |
− | * | + | * 1843 — «[[Пери (балет Бургмюллера)|Пери]]» — ''Ахмед'', балетмейстер Ж. Коралли (первый исполнитель) |
− | * | + | * 1844 — ''Eucharis'', балетмейстер Ж. Коралли (первый исполнитель) |
− | * | + | * 1845 — «[[Своенравная жена (балет)|Своенравная жена]]» («Le Diable a quatre») [[Адольф Адан|А. Адана]], автор либретто [[Адольф Риббинг де Лёвен|А. де Лёвен]], Парижская Опера, балетмейстер [[Жозеф Мазилье|Ж. Мазилье]] — ''граф Полинский'' |
− | * | + | * 1846 — «[[Пахита (балет)|Пахита]]» — ''Люсьен д’Эрвильи'' (Парижская опера), балетмейстер Ж. Мазилье<ref name=autogenerated1 /><ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/p/pahita.html «Пахита» в Энциклопедии балета]</ref> (первый исполнитель) |
− | * | + | * 1849 — «Гризельда» (Griseldis) |
− | * | + | * 1849 — «Крестница фей» (La Filleule des fees), балетмейстер Жюль Перро |
− | * | + | * 1853 — «[[Тщетная предосторожность (балет)|Тщетная предосторожность]]» — ''Колен'', хореограф [[Артюр Сен-Леон|А. Сен-Леон]] (по редакции Ж. Омера) |
− | * | + | * 1854 — «Гемма» (Gemma), балетмейстер Фанни Черрито |
− | * | + | * 1857 — «Марко Спада, или Дочь бандита», композитор [[Даниэль Франсуа Эспри Обер|Д. Ф. Э. Обер]], балетмейстер [[Жозеф Мазилье|Ж. Мазилье]] — ''Марко Спада'' (Парижская опера)<ref>[http://teatrix.ru/forum/viewtopic.php?t=949 Марко Спада или дочь Бандита]</ref> |
== Основные постановки == | == Основные постановки == | ||
− | * | + | * 1847 — [[Балет в опере|хореографические сцены]] к опере «[[Иерусалим (опера)|Иерусалим]]», совместно с [[Жозеф Мазилье|Жозефом Мазилье]], Париж |
− | * | + | * 1957 — балет «Бронзовый конь» по [[Бронзовый конь (опера)|одноименной опере]] [[Даниэль Франсуа Эспри Обер|Д. Ф. Э. Обера]] по либретто [[Эжен Скриб|Э. Скриба]] (вторая редакция) |
− | * 14 июля | + | * 14 июля 1858 — «[[Шакунтала (балет)|Шакунтала]]» (''Sacountala'') [[Эрнест Рейер|Рейера]] ([[Гранд-опера]]), сам же исполнил одну из партий |
− | * 25 марта | + | * 25 марта 1861 — «Грациоза» (''Graziosa'') [[Теодор Франсуа Жозеф Лабар|Т.-Ф.Лабара]] (Париж, Парижская Национальная опера) |
− | * | + | * 1861 — «[[Парижский рынок (балет)|Парижский рынок]]» [[Цезарь Пуни|Ц.Пуни]], совместно с [[Мариус Иванович Петипа|Мариусом Петипа]]<ref name=autogenerated1 /> |
− | * 28 декабря | + | * 28 декабря 1865 — «Король Ивето» (''Le Roi d’Yvetot'') [[Теодор Франсуа Жозеф Лабар|Лабара]] (Париж, Национальная опера) |
− | * | + | * 1867 — [[Балет в опере|хореографические сцены]] к опере «[[Дон Карлос (опера)|Дон Карлос]]», Париж |
− | * 14 октября | + | * 14 октября 1872 — «Рынок безвинных» (''Le Marché des innocents'') (Брюссель, театр «Ла Моне») |
− | * 10 февраля | + | * 10 февраля 1882 — «Намуна» (''Namouna'') (Парижская Национальная опера) |
* «[[Свадьбы Гамаша (балет)|Свадьбы Гамаша]]» (''Les Noces de Gamache'') по роману «[[Дон Кихот (роман)|Дон Кихот]]», композитор [[Франсуа-Шарлемань Лефевр|Ф.Лефевр]] (François-Charlemagne Lefebvre), возобновление постановки [[Луи Милон|Л.Милона]] (Парижская опера) | * «[[Свадьбы Гамаша (балет)|Свадьбы Гамаша]]» (''Les Noces de Gamache'') по роману «[[Дон Кихот (роман)|Дон Кихот]]», композитор [[Франсуа-Шарлемань Лефевр|Ф.Лефевр]] (François-Charlemagne Lefebvre), возобновление постановки [[Луи Милон|Л.Милона]] (Парижская опера) | ||
Кроме того, Л.Петипа поставил [[Балет в опере|дивертисменты]] в 16 операх<ref name=autogenerated1/>. | Кроме того, Л.Петипа поставил [[Балет в опере|дивертисменты]] в 16 операх<ref name=autogenerated1/>. |
Текущая версия на 12:23, 15 марта 2017
Люсьен Петипа (фр. Lucien Petipa; 22 декабря 1815, Марсель — 7 июля 1898, Версаль) — выдающийся французский балетный артист, балетмейстер и педагог.
Содержание
Детство
Люсьен Петипа родился 22 декабря 1815 года в Марселе в семье французского танцовщика Жана-Антуана Петипа (Jean-Antoine Petipa) (1787—1855) и его жены Викторины Морель-Грассо (Victorine Morel-Grasseau) (1794—1860); его младший брат Мариус Петипа (1818—1910) стал выдающимся русским балетмейстером.
Первые балетные шаги делал под руководством своего отца, балетного артиста, известного в свое время балетмейстера[1].
В 1819 году Жан-Антуан Петипа получил приглашение возглавить балетную труппу театра «Ла Монне» в Брюсселе, сменив в этой должности франко-бельгийского балетмейстера Эжена Юса (Eugène Hus). Семья переехала в Бельгию.
Начало хореографической карьеры
Впервые Люсьен Петипа вышел на профессиональную сцену в пятилетнем возрасте 25 марта 1821 года в Брюссельском театре «Ла Монне» в спектакле «Мания танца» (La Dansomanie), поставленным его отцом по хореографии Пьера Гарделя (Pierre Gardel), исполнив роль ребенка Гастанэ.
Появились и другие детские роли. Юный артист уже даже прославился.
В эти годы художник Жак-Луи Давид (1748—1825) пригласил Люсьена Петипа в качестве натурщика для образа Купидона в картине «Марс, разоруженный Венерой» (Mars désarmé par Vénus); Венерой позировала балерина того же театра Ла Монне Мари Лезюёр (Marie Lesueur); Давид, живший в Брюсселе в политической эмиграции, еще три года дорабатывал этот свой последний шедевр, картина была завершена в 1824 году (позже он еще рисовал, но не столь значительные произведения); ныне картина хранится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе (Купидон Люсьен Петипа — на переднем плане).
Так, вплоть до 1824 года Люсьен выходил на сцену в небольших ролях амуров в балетных постановках своего отца.
Должность главного балетмейстера театра «Ла Монне» Ж. Петипа занимал вплоть до 1831 года, но это формально. На самом деле театральная жизнь длилась в Брюсселе до августа 1830 года, пока там не вспыхнула Бельгийская революция, и все местные театры прекратили свою работу на 15 месяцев (пока не произошел распад Объединённого Нидерландского королевства и не была провозглашена независимость Бельгии). Зарплаты не было, и отец семейства нашел работу в качестве учителя бальных танцев в пансионах, которые еще как-то продолжали существовать, но давали небольшую материальную поддержу, а детей, в том числе Люсьена и Мариуса, он пристроил подрабатывать перепиской нот. Все это мало обеспечивало семью. Антуан Петипа решился арендовать театр в Антверпене и дать там несколько балетных представлений, причем вся труппа состояла лишь из членов его семьи.
Спасение пришло из родной Франции, когда в 1834 году Антуан Петипа получил приглашение на должность балетмейстера в театр Бордо, которое было немедленно с благодарностью принято. Дружная семья Петипа в апреле 1835 года вернулась из Бельгии во Францию, где в Бордо сам Жан-Антуан занял должность балетмейстера театра, а дети стали заниматься балетом у прославленного танцора Огюста Вестриса[2], и вскоре 20-летний Люсьен Петипа стал первым танцовщиком труппы в том же театре в Бордо.
Солист Парижской академии музыки
В течение нескольких лет Люсьен являлся солистом театра, пока в 1839 году на него не обратил внимание оказавшийся во время отпуска в Бордо знаменитый хореограф Филиппо Тальони. Талант молодого исполнителя потряс Тальони, и он пригласил Люсьена в Париж[1], где тот дебютировал на сцене Парижской национальной оперы в балете «Сильфида» — этот балет был поставлен Филиппом Тальони в 1832 году специально для его дочери Марии Тальони, но к этому периоду исполнители уже сменились, а сама Мария Тальони с сентября 1837 года в течение пяти лет работала по контракту в Российский императорской труппе[3]; балет «Сильфида» открывал новый жанр романтического музыкального спектакля, где основное внимание уделялось не сюжетному действию, а форме — самому танцу, что требовало от исполнителей большого мастерства, в первую очередь технического совершенства. Поэтому приглашение молодого артиста на исполнение главной мужской партии было признанием его огромного таланта и профессионализма. Источник на русском языке — энциклопедия «Балет» (Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981) дает информацию, что Люсьен Петипа впервые вышел в этом балете 10 июня 1839 года, а его партнершей стала уже прославившаяся исполнением главной женской партии балерина Люсиль Гран (Lucile Grahn) (1819—1907)[4]. Оксфордский словарь называет другие даты и партнершу: по этому источнику, Люсьен Петипа, хоть и прибыл в Париж в 1839 году, на сцене Парижской оперы в образе графа Альберта в балете «Сильфида» предстал лишь через несколько месяцев, в 1840 году, когда партнершей его была Фани Эльслер (Fanny Elssler)[1][5].
С этого времени и до 1862 года Л.Петипа занимал должность первого танцовщика Парижской Оперы, где был партнером самых прославленных балерин времени — Фанни Эльслер, Карлотты Гризи, Фанни Черрито[4]. В дальнейшем Люсьен Петипа с огромным успехом исполнял множество главных сольных партий во множестве балетов, период его творчества выпал на так называемый романтический стиль балета, требующий большого технического мастерства[6][7].
Одной из самых крупных его ролей стала партия Графа Альберта в балете «Жизель», где он танцевал в паре с Карлоттой Гризи. Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки (Theatre de l’Academie Royal de Musique; она же Гранд Опера, Парижская Национальная опера или просто Парижская Опера) в Париже[8][9]. Успех постановки «Жизели» был столь огромен, что все участники спектакля сделались кумирами французской публики, а сплетники поговаривали, что у исполнителей главных партий Люсьена Петипа и Карлотты Гризи начался настоящий, а не только по сцене, роман, и именно из-за него она и рассталась с балетмейстером Жюлем Перро. Было ли это правдой или досужими вымыслами, что скорее всего, так и осталось неизвестным. Но к этому времени Люсьен Петипа уже стал балетной звездой, о нем говорили, писали газеты, рассказывали легенды, сплетничали, что доказывает его популярность и известность. А с Карлоттой Гризи его на долгие годы связали теплые отношения — об этом существует немало свидетельств: они неоднократно становились партнерами по сцене и немало вместе работали, постоянно поддерживали друг друга в театральной сумятице и закулисной жизни[10]; но скорее всего, это были именно дружеские отношения, а вовсе не любовные — любовные обычно так долго не длятся, да и вряд ли бы гражданский супруг балерины стал их столь спокойно терпеть, да еще самому продолжать работать с ним.
Но и став знаменитым, Люсьен Петипа не утерял связи с семьей. Семья Петипа прославилась не только искусными деятелями балета, но и своей родственной поддержкой друг другу. Люсьен стремился помочь младшему брату Мариусу, тоже ставшему на путь служения сцене. Время от времени братья Люсьен и Мариус Петипа работали вместе, в частности, в 1841 году в Париже в Академии музыки, где Петипа-младший совершенствовался в школе при Гранд-Опера, они выступили на этой сцене в pas de quatre вместе с сестрами Терезой и Фанни Эльслер, о чем упоминал Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)[11].
В эти годы, работая в Парижской академии музыки, он там же преподавал; среди учеников выдающийся французский танцовщик Луи Франсуа Мерант[12].
Балетмейстерская деятельность
Будучи в должности первого солиста труппы, Люсьен Петипа сам стал балетмейстером нескольких балетных постановок.
В 1858 году он поставил для балетной сцены Парижской Оперы спектакль «Шакунтала» на индийские мотивы, имевший шумный успех, — с колоссальными декорациями и богатыми костюмами; в балет были включены акробатические поддержки, в которых партнёр поднимал балерину на вытянутых руках над своей головой. Главную роль танцевала Амалия Феррари (Amalia Ferrari), одетая в пышную пачку и балетные туфли, тогда как остальная часть танцовщиков была одета в костюмы, более напоминающие индийские[13].
В течение 1860—1868 гг. Люсьен Петипа занимал должность директора Парижской Национальной оперы[7], пока с ним не приключился несчастный случай во время охоты, после которого он уже не мог танцевать.
Брюссель
В октябре 1872 года он вернулся в Брюссель, в театр своего детства, где он впервые вышел на сцену, и в течение недолгого времени (1872—1873 гг.) занимал должность директора балетной труппы. В 1875 году он стал профессором Королевской Брюссельской консерватории (фр. Conservatoire royal de Bruxelles), где преподавал мастерство танца в течение трех лет, до 1878 года.
Конец
А в 1878 году покинул Брюссель и переселился в Версаль, где решил обосноваться до конца и где закончил свою жизнь. Однако до конца оказалось не так мало — он прожил в Версале еще 20 лет.
За это время он продолжил работать в Парижской Опере: с 1880 года он стал вести курс пантомимы в школе при Парижской Опере, а в 1882 году он там же поставил балетный спектакль «Намуна»[1].
Люсьен Петипа умер 7 июля 1898 года.
Характеристика личности
Балетная критика подчеркивала внешние данные Люсьена Петипа, неизменно называя его «красавцем-премьером»[14][15] и неизбежно усматривая разницу между братьями — выдающимися танцовщиками. В частности «Русский балет» пишет: «… Люсьен Петипа, старший брат, холодноватый и академичный, державший себя в строгих рамках. Люсьен был воплощением „du comme il faut“, он и в балетах изображал аристократов, Графа на премьере „Жизели“ танцевал именно он. А Мариус блистал в ролях байронически страстных и необузданных плебеев. На сцене и в жизни он позволял себе дерзости, вольности, непозволительные эскапады, чуть ли не намеренно провоцируя общественный и опасный скандал»[16].
Но несмотря на разницу характеров, братья были дружны. И именно благодаря Люсьену Мариус Петипа появился в России, где стал выдающимся русским балетмейстером. Именно Люсьен Петипа, работая в балетной труппе Парижской оперы, познакомился с командировавшимся туда из России для отбора балетов на русскую сцену главным балетмейстером Петербургской императорской труппы Антуаном Титюсом[10]. Россия этого периода делала всё для привлечения западноевропейской культуры, и в артистической среде Европы ходили слухи о несметных гонорарах, которые платила русская императорская казна европейским гастролерам. Воспользовавшись знакомством с Антуаном Титюсом, Люсьен Петипа не преминул замолвить словечко за членов своей семьи — отца и одного из младших братьев Мариуса — тем более что у Мариуса были в это время большие сложности с работой в Европе из-за участия в дуэли — этот сорвиголова претерпел какие-то очередные любовные успехи и неуспехи. Антуан Титюс нашел возможность исполнить просьбу Люсьена: в 1847 году Жан-Антуан Петипа и Мариус Петипа прибыли на службу в Петербургскую императорскую труппу; туда же к ним перебрался и младший брат Мариуса и Люсьена, Жан Клод Тонер Петипа; там же, в Петербурге, они прожили до конца своих дней и там же похоронены, а потомки Мариуса Петипа еще долго работали на разных российских сценах… Так что в какой-то степени выдающейся балетмейстерской деятельности Мариуса Петипа в Российской императорской труппе мировой балет обязан его старшему брату Люсьену.
А мировая слава самого Люсьена Петипа померкла в отблеске славы Мариуса. Тем не менее Люсьен Петипа был выдающимся балетным деятелем своего времени.
Основные балетные партии
- 1839 (или 1840) — «Сильфида»
- 1841 — «Фаворитка» — танцевальная сцена, постановка Жюля Перро — pas de deux с Карлоттой Гризи[17]
- 1841 — «Жизель» — Альбер (первый исполнитель)
- «Гентская красавица» А. Адана, Парижская Опера — Бенедикт[4]
- 1843 — «Пери» — Ахмед, балетмейстер Ж. Коралли (первый исполнитель)
- 1844 — Eucharis, балетмейстер Ж. Коралли (первый исполнитель)
- 1845 — «Своенравная жена» («Le Diable a quatre») А. Адана, автор либретто А. де Лёвен, Парижская Опера, балетмейстер Ж. Мазилье — граф Полинский
- 1846 — «Пахита» — Люсьен д’Эрвильи (Парижская опера), балетмейстер Ж. Мазилье[4][18] (первый исполнитель)
- 1849 — «Гризельда» (Griseldis)
- 1849 — «Крестница фей» (La Filleule des fees), балетмейстер Жюль Перро
- 1853 — «Тщетная предосторожность» — Колен, хореограф А. Сен-Леон (по редакции Ж. Омера)
- 1854 — «Гемма» (Gemma), балетмейстер Фанни Черрито
- 1857 — «Марко Спада, или Дочь бандита», композитор Д. Ф. Э. Обер, балетмейстер Ж. Мазилье — Марко Спада (Парижская опера)[19]
Основные постановки
- 1847 — хореографические сцены к опере «Иерусалим», совместно с Жозефом Мазилье, Париж
- 1957 — балет «Бронзовый конь» по одноименной опере Д. Ф. Э. Обера по либретто Э. Скриба (вторая редакция)
- 14 июля 1858 — «Шакунтала» (Sacountala) Рейера (Гранд-опера), сам же исполнил одну из партий
- 25 марта 1861 — «Грациоза» (Graziosa) Т.-Ф.Лабара (Париж, Парижская Национальная опера)
- 1861 — «Парижский рынок» Ц.Пуни, совместно с Мариусом Петипа[4]
- 28 декабря 1865 — «Король Ивето» (Le Roi d’Yvetot) Лабара (Париж, Национальная опера)
- 1867 — хореографические сцены к опере «Дон Карлос», Париж
- 14 октября 1872 — «Рынок безвинных» (Le Marché des innocents) (Брюссель, театр «Ла Моне»)
- 10 февраля 1882 — «Намуна» (Namouna) (Парижская Национальная опера)
- «Свадьбы Гамаша» (Les Noces de Gamache) по роману «Дон Кихот», композитор Ф.Лефевр (François-Charlemagne Lefebvre), возобновление постановки Л.Милона (Парижская опера)
Кроме того, Л.Петипа поставил дивертисменты в 16 операх[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Oxford Dictionary of Dance: Lucien Petipa
- ↑ ПЕТИПА Мариус Иванович (1818—1910)
- ↑ Балет «Сильфида»: история, сюжет, фото
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Петипа в энциклопедии балета
- ↑ The Petipa Dynasty
- ↑ Who was Lucien Petipa
- ↑ 7,0 7,1 Lucien Petipa
- ↑ Минитеатр: история танца
- ↑ Балет Жизель
- ↑ 10,0 10,1 Новые исследования и материалы / Сост. Н. Л. Дунаева. Спб. Балтийские сезоны. 2009—312 с. ISNB 978-5-903368-45-0. Статья: Еще раз о том, как Мариус Петипа оказался в России. Автор: М. А. Ильичева
- ↑ Кризис русского балета
- ↑ МЕРАНТ (Merante) Луи Франсуа (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ Влияние Индии на западный танец
- ↑ Большой театр: репертуар
- ↑ Энциклопедический словарь. Петипа Мариус Иванович
- ↑ Русский балет
- ↑ Забытое творчество
- ↑ «Пахита» в Энциклопедии балета
- ↑ Марко Спада или дочь Бандита