Изменения

Люсьен Петипа

65 байтов добавлено, 12:23, 15 марта 2017
[[Файл:Portrait_lucien_petipa_1815.jpg|thumb|260 px|Портрет Люсьена Петипа. Художник: Louise Adelaide Desnos]]
'''Люсьен Петипа''' ({{lang-fr|Lucien Petipa}}; 22 декабря 1815, Марсель — Марсель — 7 июля 1898, Версаль)  — выдающийся [[Франция|французский]] балетный артист, балетмейстер и педагог.
== Детство ==
== Начало хореографической карьеры ==
Впервые Люсьен Петипа вышел на профессиональную сцену в пятилетнем возрасте 25 марта 1821 года в [[Брюссель]]ском театре «Ла Монне» в спектакле «Мания танца» (La Dansomanie), поставленным его отцом по хореографии [[Пьер Гардель|Пьера Гарделя]] (Pierre Gardel), исполнив роль ребенка Гастанэ.
[[Файл: Jacques-Louis David - Mars desarme par Venus.JPGjpg|left|220 px|thumb|Картина «[[Марс, разоруженный Венерой, и три грации (картина)|Марс, разоруженный Венерой]]». Купидон — Купидон — юный Люсьен Петипа]]
Появились и другие детские роли. Юный артист уже даже прославился.
В эти годы художник [[Жак-Луи Давид]] (1748—1825) пригласил Люсьена Петипа в качестве натурщика для образа Купидона в картине «[[Марс, разоруженный Венерой, и три грации (картина)|Марс, разоруженный Венерой]]» (Mars désarmé par Vénus); Венерой позировала балерина того же театра Ла Монне [[Мари Лезюёр]] (Marie Lesueur); Давид, живший в Брюсселе в политической эмиграции, еще три года дорабатывал этот свой последний шедевр, картина была завершена в 1824 году (позже он еще рисовал, но не столь значительные произведения); ныне картина хранится в Королевском музее изящных искусств в [[Брюссель|Брюсселе]] (Купидон Люсьен Петипа — Петипа — на переднем плане).
Так, вплоть до 1824 года Люсьен выходил на сцену в небольших ролях амуров в балетных постановках своего отца.
== Солист Парижской академии музыки ==
В течение нескольких лет Люсьен являлся солистом театра, пока в 1839 году на него не обратил внимание оказавшийся во время отпуска в Бордо знаменитый хореограф [[Филиппо Тальони]]. Талант молодого исполнителя потряс Тальони, и он пригласил Люсьена в [[Париж]]<ref name=oxfLP/>, где тот дебютировал на сцене Парижской национальной оперы в балете «[[Сильфида (балет)|Сильфида]]» — » — этот балет был поставлен Филиппом Тальони в 1832 году специально для его дочери Марии Тальони, но к этому периоду исполнители уже сменились, а сама Мария Тальони с сентября 1837 года в течение пяти лет работала по контракту в Российский императорской труппе<ref>[http://selfire.com/2011/04/3359/ Балет «Сильфида»: история, сюжет, фото]</ref>; балет «Сильфида» открывал новый жанр романтического музыкального спектакля, где основное внимание уделялось не сюжетному действию, а форме — форме — самому танцу, что требовало от исполнителей большого мастерства, в первую очередь технического совершенства. Поэтому приглашение молодого артиста на исполнение главной мужской партии было признанием его огромного таланта и профессионализма. Источник на русском языке — языке — энциклопедия «Балет» (Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981) дает информацию, что Люсьен Петипа впервые вышел в этом балете 10 июня 1839 года, а его партнершей стала уже прославившаяся исполнением главной женской партии балерина [[Люсиль Гран]] (Lucile Grahn) (1819—1907)<ref name=autogenerated1>[http://www.ballet-enc.ru/html/p/petipa.html Петипа в энциклопедии балета]</ref>. Оксфордский словарь называет другие даты и партнершу: по этому источнику, Люсьен Петипа, хоть и прибыл в Париж в 1839 году, на сцене Парижской оперы в образе графа Альберта в балете «Сильфида» предстал лишь через несколько месяцев, в 1840 году, когда партнершей его была Фани Эльслер (Fanny Elssler)<ref name=oxfLP/><ref>[http://michaelminn.net/andros/biographies/petipa_dynasty/ The Petipa Dynasty]</ref>.[[Файл:GiselleGr&LP.jpg|thumb|left|240 px|«[[Жизель (балет)|Жизель]]». [[Карлотта Гризи]]  — ''Жизель'', '''Люсьен Петипа'''  — ''Альбер'']][[Файл:Paquita -Carolotta Grisi, Lucien Petipa, & Georges Ellie -1844.JPGjpg|thumb|left|240 px|«[[Пакита (балет)|Пакита]]». Первая постановка Ж. Мазилье в Гранд-Опера. Жорж Элли — Элли — ''Иниго'', [[Карлотта Гризи]]  — ''Пахита'', '''Люсьен Петипа'''  — ''Люсьен д’Эрвильи''. Париж, 1846]][[Файл:Paquita -Carlotta Grisi as Paquita & Lucien Petipa as Lucien -1844.JPGjpg|thumb|left|240 px|«[[Пакита (балет)|Пакита]]». Первая постановка Ж. Мазилье в Гранд-Опера. [[Карлотта Гризи]]  — ''Пахита'', '''Люсьен Петипа'''  — ''Люсьен д’Эрвильи''. Париж, 1846]][[Файл:Marble Maiden -Adele Dumilatre & Lucien Petipa -Paris -1847.JPGjpg|thumb|left|240 px|«Девушка из мрамора» на музыку А. Адана. В ролях [[Адель Дюмилатр]] и '''Люсьен Петипа''']]С этого времени и до 1862 года Л.Петипа занимал должность первого танцовщика Парижской Оперы, где был партнером самых прославленных балерин времени — времени — [[Фанни Эльслер]], [[Карлотта Гризи|Карлотты Гризи]], [[Фанни Черрито]]<ref name=autogenerated1/>.
В дальнейшем Люсьен Петипа с огромным успехом исполнял множество главных сольных партий во множестве балетов, период его творчества выпал на так называемый романтический стиль балета, требующий большого технического мастерства<ref>[http://www.definition-of.net/who-was-Lucien%2BPetipa Who was Lucien Petipa]</ref><ref name=enotes>[http://www.enotes.com/topic/Lucien_Petipa Lucien Petipa]</ref>.
Одной из самых крупных его ролей стала партия Графа Альберта в балете «[[Жизель (балет)|Жизель]]», где он танцевал в паре с [[Карлотта Гризи|Карлоттой Гризи]]. Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки (Theatre de l’Academie Royal de Musique; она же Гранд Опера, Парижская Национальная опера или просто Парижская Опера) в [[Париж]]е<ref>[http://miniteatr.com.ua/?p=997 Минитеатр: история танца]</ref><ref>[http://www.balet-spb.ru/static-jizel-1.htm Балет Жизель]</ref>. Успех постановки «Жизели» был столь огромен, что все участники спектакля сделались кумирами французской публики, а сплетники поговаривали, что у исполнителей главных партий Люсьена Петипа и Карлотты Гризи начался настоящий, а не только по сцене, роман, и именно из-за него она и рассталась с балетмейстером [[Жюль Перро|Жюлем Перро]]. Было ли это правдой или досужими вымыслами, что скорее всего, так и осталось неизвестным. Но к этому времени Люсьен Петипа уже стал балетной звездой, о нем говорили, писали газеты, рассказывали легенды, сплетничали, что доказывает его популярность и известность. А с Карлоттой Гризи его на долгие годы связали теплые отношения — отношения — об этом существует немало свидетельств: они неоднократно становились партнерами по сцене и немало вместе работали, постоянно поддерживали друг друга в театральной сумятице и закулисной жизни<ref name=statia>Новые исследования и материалы / Сост. Н. Л Л. Дунаева Дунаева. Спб. Балтийские сезоны. 2009—312 с. ISNB 978-5-903368-45-0. Статья: Еще раз о том, как Мариус Петипа оказался в России. Автор: М. А А. Ильичева Ильичева</ref>; но скорее всего, это были именно дружеские отношения, а вовсе не любовные — любовные — любовные обычно так долго не длятся, да и вряд ли бы гражданский супруг балерины стал их столь спокойно терпеть, да еще самому продолжать работать с ним.
Но и став знаменитым, Люсьен Петипа не утерял связи с семьей. Семья Петипа прославилась не только искусными деятелями балета, но и своей родственной поддержкой друг другу. Люсьен стремился помочь младшему брату Мариусу, тоже ставшему на путь служения сцене. Время от времени братья Люсьен и Мариус Петипа работали вместе, в частности, в 1841 году в Париже в Академии музыки, где [[Мариус Иванович Петипа|Петипа-младший]] совершенствовался в школе при Гранд-Опера, они выступили на этой сцене в pas de quatre вместе с сестрами Терезой и [[Фанни Эльслер]], о чем упоминал [[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю. А А. Бахрушин Бахрушин]] в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)<ref>[http://in-past.ru/istoriya-russkogo-baleta/246-krizis-russkogo-baleta.html Кризис русского балета]</ref>.
В эти годы, работая в Парижской академии музыки, он там же преподавал; среди учеников выдающийся французский танцовщик [[Луи Франсуа Мерант]]<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/m/merant.html МЕРАНТ (Merante) Луи Франсуа (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>.
Будучи в должности первого солиста труппы, Люсьен Петипа сам стал балетмейстером нескольких балетных постановок.
В 1858 году он поставил для балетной сцены Парижской Оперы спектакль «[[Шакунтала (балет)|Шакунтала]]» на индийские мотивы, имевший шумный успех,  — с колоссальными декорациями и богатыми костюмами; в балет были включены акробатические поддержки, в которых партнёр поднимал балерину на вытянутых руках над своей головой. Главную роль танцевала [[Амалия Феррари]] (Amalia Ferrari), одетая в пышную пачку и балетные туфли, тогда как остальная часть танцовщиков была одета в костюмы, более напоминающие индийские<ref>[http://divanna.livejournal.com/171437.html Влияние Индии на западный танец]</ref>.
В течение 1860—1868 гг1860—1868 гг. Люсьен Петипа занимал должность директора Парижской Национальной оперы<ref name=enotes/>, пока с ним не приключился несчастный случай во время охоты, после которого он уже не мог танцевать.
== Брюссель ==
В октябре 1872 года он вернулся в Брюссель, в театр своего детства, где он впервые вышел на сцену, и в течение недолгого времени (1872—1873 гг1872—1873 гг.) занимал должность директора балетной труппы. В 1875 году он стал профессором [[Брюссельская консерватория|Королевской Брюссельской консерватории]] ({{lang-fr|Conservatoire royal de Bruxelles}}), где преподавал мастерство танца в течение трех лет, до 1878 года.
== Конец ==
А в 1878 году покинул Брюссель и переселился в [[Версаль]], где решил обосноваться до конца и где закончил свою жизнь. Однако до конца оказалось не так мало — мало — он прожил в Версале еще 20 лет.
За это время он продолжил работать в Парижской Опере: с 1880 года он стал вести курс пантомимы в школе при Парижской Опере, а в 1882 году он там же поставил балетный спектакль «Намуна»<ref name=oxfLP/>.
== Характеристика личности ==
Балетная критика подчеркивала внешние данные Люсьена Петипа, неизменно называя его «красавцем-премьером»<ref>[http://www.bolshoi.ru/ru/season/ballet/repertoire/detail.php?&dir=1&id26=35&act26=info&dynid26=83&dynact26=art Большой театр: репертуар]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/43642/%D0%9F%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%9F%D0%90 Энциклопедический словарь. Петипа Мариус Иванович]</ref> и неизбежно усматривая разницу между братьями — братьями — выдающимися танцовщиками. В частности «Русский балет» пишет: ''«… Люсьен Петипа, старший брат, холодноватый и академичный, державший себя в строгих рамках. Люсьен был воплощением „du comme il faut“, он и в балетах изображал аристократов, Графа на премьере „Жизели“ танцевал именно он. А Мариус блистал в ролях байронически страстных и необузданных плебеев. На сцене и в жизни он позволял себе дерзости, вольности, непозволительные эскапады, чуть ли не намеренно провоцируя общественный и опасный скандал»''<ref>[http://www.baletomania.ru/Petipa/rom_Petipa/index.html Русский балет]</ref>.
Но несмотря на разницу характеров, братья были дружны. И именно благодаря Люсьену Мариус Петипа появился в России, где стал выдающимся русским балетмейстером. Именно Люсьен Петипа, работая в балетной труппе Парижской оперы, познакомился с командировавшимся туда из России для отбора балетов на русскую сцену главным балетмейстером Петербургской императорской труппы [[Антуан Титюс|Антуаном Титюсом]]<ref name=statia/>. Россия этого периода делала всё для привлечения западноевропейской культуры, и в артистической среде Европы ходили слухи о несметных гонорарах, которые платила русская императорская казна европейским гастролерам. Воспользовавшись знакомством с Антуаном Титюсом, Люсьен Петипа не преминул замолвить словечко за членов своей семьи — семьи — отца и одного из младших братьев Мариуса — Мариуса — тем более что у Мариуса были в это время большие сложности с работой в Европе из-за участия в дуэли — дуэли — этот сорвиголова претерпел какие-то очередные любовные успехи и неуспехи. Антуан Титюс нашел возможность исполнить просьбу Люсьена: в 1847 году [[Жан-Антуан Петипа]] и [[Мариус Петипа]] прибыли на службу в Петербургскую императорскую труппу; туда же к ним перебрался и младший брат Мариуса и Люсьена, Жан Клод Тонер Петипа; там же, в Петербурге, они прожили до конца своих дней и там же похоронены, а потомки Мариуса Петипа еще долго работали на разных российских сценах… Так что в какой-то степени выдающейся балетмейстерской деятельности Мариуса Петипа в Российской императорской труппе мировой балет обязан его старшему брату Люсьену.
А мировая слава самого Люсьена Петипа померкла в отблеске славы Мариуса. Тем не менее Люсьен Петипа был выдающимся балетным деятелем своего времени.
== Основные балетные партии ==
* 1839 (или 1840)  — «[[Сильфида (балет)|Сильфида]]»* 1841 — 1841 — «[[Фаворитка (опера)|Фаворитка]]» — » — [[Балет в опере|танцевальная сцена]], постановка [[Жюль Перро|Жюля Перро]]  — pas de deux с Карлоттой Гризи<ref>[http://oballet.ru/page/zabytoe-tvorchestvo Забытое творчество]</ref>* 1841 — 1841 — «[[Жизель (балет)|Жизель]]» — » — ''Альбер'' (первый исполнитель)* «Гентская красавица» [[Адольф Адан|А. Адана]], [[Парижская Опера]]  — ''Бенедикт''<ref name=autogenerated1 />* 1843 — 1843 — «[[Пери (балет Бургмюллера)|Пери]]» — » — ''Ахмед'', балетмейстер Ж. Коралли (первый исполнитель)* 1844 — 1844 — ''Eucharis'', балетмейстер Ж. Коралли (первый исполнитель)* 1845 — 1845 — «[[Своенравная жена (балет)|Своенравная жена]]» («Le Diable a quatre») [[Адольф Адан|А. Адана]], автор либретто [[Адольф Риббинг де Лёвен|А. де Лёвен]], Парижская Опера, балетмейстер [[Жозеф Мазилье|Ж. Мазилье]]  — ''граф Полинский''* 1846 — 1846 — «[[Пахита (балет)|Пахита]]» — » — ''Люсьен д’Эрвильи'' (Парижская опера), балетмейстер Ж. Мазилье<ref name=autogenerated1 /><ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/p/pahita.html «Пахита» в Энциклопедии балета]</ref> (первый исполнитель)* 1849 — 1849 — «Гризельда» (Griseldis)* 1849 — 1849 — «Крестница фей» (La Filleule des fees), балетмейстер Жюль Перро* 1853 — 1853 — «[[Тщетная предосторожность (балет)|Тщетная предосторожность]]» — » — ''Колен'', хореограф [[Артюр Сен-Леон|А. Сен-Леон]] (по редакции Ж. Омера)* 1854 — 1854 — «Гемма» (Gemma), балетмейстер Фанни Черрито* 1857 — 1857 — «Марко Спада, или Дочь бандита», композитор [[Даниэль Франсуа Эспри Обер|Д. Ф. Э Э. Обер Обер]], балетмейстер [[Жозеф Мазилье|Ж. Мазилье]]  — ''Марко Спада'' (Парижская опера)<ref>[http://teatrix.ru/forum/viewtopic.php?t=949 Марко Спада или дочь Бандита]</ref>
== Основные постановки ==
* 1847 — 1847 — [[Балет в опере|хореографические сцены]] к опере «[[Иерусалим (опера)|Иерусалим]]», совместно с [[Жозеф Мазилье|Жозефом Мазилье]], Париж* 1957 — 1957 — балет «Бронзовый конь» по [[Бронзовый конь (опера)|одноименной опере]] [[Даниэль Франсуа Эспри Обер|Д. Ф. Э Э. Обера Обера]] по либретто [[Эжен Скриб|Э. Скриба]] (вторая редакция)* 14 июля 1858 — 1858 — «[[Шакунтала (балет)|Шакунтала]]» (''Sacountala'') [[Эрнест Рейер|Рейера]] ([[Гранд-опера]]), сам же исполнил одну из партий* 25 марта 1861 — 1861 — «Грациоза» (''Graziosa'') [[Теодор Франсуа Жозеф Лабар|Т.-Ф.Лабара]] (Париж, Парижская Национальная опера)* 1861 — 1861 — «[[Парижский рынок (балет)|Парижский рынок]]» [[Цезарь Пуни|Ц.Пуни]], совместно с [[Мариус Иванович Петипа|Мариусом Петипа]]<ref name=autogenerated1 />* 28 декабря 1865 — 1865 — «Король Ивето» (''Le Roi d’Yvetot'') [[Теодор Франсуа Жозеф Лабар|Лабара]] (Париж, Национальная опера)* 1867 — 1867 — [[Балет в опере|хореографические сцены]] к опере «[[Дон Карлос (опера)|Дон Карлос]]», Париж* 14 октября 1872 — 1872 — «Рынок безвинных» (''Le Marché des innocents'') (Брюссель, театр «Ла Моне»)* 10 февраля 1882 — 1882 — «Намуна» (''Namouna'') (Парижская Национальная опера)
* «[[Свадьбы Гамаша (балет)|Свадьбы Гамаша]]» (''Les Noces de Gamache'') по роману «[[Дон Кихот (роман)|Дон Кихот]]», композитор [[Франсуа-Шарлемань Лефевр|Ф.Лефевр]] (François-Charlemagne Lefebvre), возобновление постановки [[Луи Милон|Л.Милона]] (Парижская опера)
Кроме того, Л.Петипа поставил [[Балет в опере|дивертисменты]] в 16 операх<ref name=autogenerated1/>.
Редактор
2147
правок