Лев Александрович Лащилин — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Большой театр)
(Источники)
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 13: Строка 13:
 
Вся творческая жизнь танцовщика и балетмейстера прошла в стенах московского Большого театра<ref>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1105/ Биографии деятелей балета. Лащилин Лев Александрович]</ref>, там он встретил революцию 1917 года, там же оставался после расформирования императорских трупп, превратясь из императорского артиста в советского — то есть оставаясь всегда на государственной зарплате.
 
Вся творческая жизнь танцовщика и балетмейстера прошла в стенах московского Большого театра<ref>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1105/ Биографии деятелей балета. Лащилин Лев Александрович]</ref>, там он встретил революцию 1917 года, там же оставался после расформирования императорских трупп, превратясь из императорского артиста в советского — то есть оставаясь всегда на государственной зарплате.
 
{{youtube|JgwduPmgD58| «Яблочко» (Танец советских матросов). Балет «Красный Мак» (1927)}}
 
{{youtube|JgwduPmgD58| «Яблочко» (Танец советских матросов). Балет «Красный Мак» (1927)}}
Балетмейстерский дебют Л.Лащилина произошел в первые годы советской власти, когда он, вместе со своим бывшим педагогом и соратником по сцене В. Л. Тихомировым ставили первые советский большой балет «[[Красный мак (балет)|Красный мак]]» в 1927 году. Для этой постановки Л. Лащилин поставил несколько танцевальных сцен, из которых, в общем-то и состоял балет, среди которых были [[Яблочко (танец)|«Яблочко»]], танец с лентами для [[Асаф Михайлович Мессерер|Асафа Мессерера]], восточный танец на блюде в исполнении сначала [[Елена Ивановна Ильющенко|Елены Ильющенко]], а затем [[Надежда Сергеевна Надеждина|Надежды Надеждиной]] (Глава девятая. «Красный мак». Крайности дискуссий о современном балете. «Почему не танцует Мессерер?» Пространство старых ролей. Концертный номер «Футболист» и другие)<ref name=danceAM>[http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st010.shtml Танец. Мысль. Время // Глава девятая]</ref>. Первый советский балет был признан большим успехом советского театрального искусства, а особая слава досталось постановке танца «Яблочко», против которого возмущенно выступали многие балетные деятели. В частности, Асаф Мессерер писал в своей мемуарной книге: ''«Однако вопреки всему именно „Яблочко“, принесло спектаклю огромный успех. Я не припомню больше такой реакции публики. Зал вставал и ревел от восторга»''<ref name=danceAM/>]. Именно с этого балетного номера пошла слава танца «Яблочко», который еще не раз оказывался на сцене.
+
Балетмейстерский дебют Л.Лащилина произошел в первые годы советской власти, когда он, вместе со своим бывшим педагогом и соратником по сцене В. Л. Тихомировым ставили первые советский большой балет «[[Красный мак (балет)|Красный мак]]» в 1927 году. Для этой постановки Л. Лащилин поставил несколько танцевальных сцен, из которых, в общем-то и состоял балет, среди которых были [[Яблочко (танец)|«Яблочко»]], танец с лентами для [[Асаф Михайлович Мессерер|Асафа Мессерера]], восточный танец на блюде в исполнении сначала [[Елена Михайловна Ильющенко|Елены Ильющенко]], а затем [[Надежда Сергеевна Надеждина|Надежды Надеждиной]] (Глава девятая. «Красный мак». Крайности дискуссий о современном балете. «Почему не танцует Мессерер?» Пространство старых ролей. Концертный номер «Футболист» и другие)<ref name=danceAM>[http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st010.shtml Танец. Мысль. Время // Глава девятая]</ref>. Первый советский балет был признан большим успехом советского театрального искусства, а особая слава досталось постановке танца «Яблочко», против которого возмущенно выступали многие балетные деятели. В частности, Асаф Мессерер писал в своей мемуарной книге: ''«Однако вопреки всему именно „Яблочко“, принесло спектаклю огромный успех. Я не припомню больше такой реакции публики. Зал вставал и ревел от восторга»''<ref name=danceAM/>]. Именно с этого балетного номера пошла слава танца «Яблочко», который еще не раз оказывался на сцене.
  
 
== Другая работа ==
 
== Другая работа ==
Строка 34: Строка 34:
 
[[Файл:LlaiLBank.jpg|thumb|Л. Лащилин и [[Любовь Михайловна Банк|Л. Банк]] — танец из оперы [[Кармен (опера)|«Кармен»]]]]
 
[[Файл:LlaiLBank.jpg|thumb|Л. Лащилин и [[Любовь Михайловна Банк|Л. Банк]] — танец из оперы [[Кармен (опера)|«Кармен»]]]]
 
[[Файл:LevLa.jpg|thumb|]]
 
[[Файл:LevLa.jpg|thumb|]]
 +
* Черный козел («[[Ночь на Лысой горе (балет)|Ночь на Лысой горе]]»)
 
* Абдерахман («[[Раймонда (балет)|Раймонда]]»)
 
* Абдерахман («[[Раймонда (балет)|Раймонда]]»)
 
* Эспада («[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]»)
 
* Эспада («[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]»)
Строка 41: Строка 42:
 
* Тарас Бульба («[[Тарас Бульба (балет)|Тарас Бульба]]»)
 
* Тарас Бульба («[[Тарас Бульба (балет)|Тарас Бульба]]»)
 
* Капулетти («[[Ромео и Джульетта (балет)|Ромео и Джульетта]]»)<ref name=ballet/>
 
* Капулетти («[[Ромео и Джульетта (балет)|Ромео и Джульетта]]»)<ref name=ballet/>
 +
* Людовик XVI («[[Пламя Парижа (балет)|Пламя Парижа]]»)
  
 
== Среди хореографических постановок ==
 
== Среди хореографических постановок ==
  
 
* 1-й и 3-й акты первого советского балета «Красный мак» (1927), в том числе танец [[Яблочко (танец)|«Яблочко»]].
 
* 1-й и 3-й акты первого советского балета «Красный мак» (1927), в том числе танец [[Яблочко (танец)|«Яблочко»]].
 +
* [[Футболист (балет)|«Футболист»]] (1930, совместно с [[Игорь Александрович Моисеев|И. А. Моисеевым]] и [[Леонид Алексеевич Жуков|Л. А. Жуковым]])
 
* танцы в операх ([[Пиковая дама (опера)|«Пиковая дама»]], «[[Снегурочка (опера)|Снегурочка]]», «[[Хованщина (опера)|Хованщина]]», «[[Золотой петушок (опера)|Золотой петушок]]», «[[Гугеноты (опера)|Гугеноты]]», «[[Лакме (опера)|Лакме]]», «[[Саломея (опера)|Саломея]]» и др.)
 
* танцы в операх ([[Пиковая дама (опера)|«Пиковая дама»]], «[[Снегурочка (опера)|Снегурочка]]», «[[Хованщина (опера)|Хованщина]]», «[[Золотой петушок (опера)|Золотой петушок]]», «[[Гугеноты (опера)|Гугеноты]]», «[[Лакме (опера)|Лакме]]», «[[Саломея (опера)|Саломея]]» и др.)
  
Строка 59: Строка 62:
 
[[Категория:Умершие 10 ноября]]
 
[[Категория:Умершие 10 ноября]]
 
[[Категория:Умершие в 1955 году]]
 
[[Категория:Умершие в 1955 году]]
 +
[[Категория:Балетмейстеры]]
 +
[[Категория:Персоналии:Большой театр]]
  
  
 
{{DEFAULTSORT:Лащилин Лев Александрович}}
 
{{DEFAULTSORT:Лащилин Лев Александрович}}

Текущая версия на 15:24, 2 января 2017

Лев Александрович Лащилин

Лев Александрович Лащилин (17 (29) ноября 1888, Москва, Российская империя — 10 ноября 1955, Москва, СССР) — советский артист балета и балетмейстер.

Заслуженный артист Республики (1933)[1][2].

Учёба

Закончил Московское театральное училище при Московской императорской труппе, основной педагог В. Д. Тихомиров[1][2].

Большой театр

В 1906 году, сразу после окончания учебы был принят в Московскую императорскую труппу[3] и очень быстро зарекомендовал себя как ведущий характерный танцовщик и яркий пантомимный артист[1] — он оказался ярким продолжателем традиции московского балета по разработке характерного танца и пантомимы (в отличие от Петербургской труппы, остававшейся в русле классических па, Московская труппа занималась характерными танцами).

Вся творческая жизнь танцовщика и балетмейстера прошла в стенах московского Большого театра[4], там он встретил революцию 1917 года, там же оставался после расформирования императорских трупп, превратясь из императорского артиста в советского — то есть оставаясь всегда на государственной зарплате.

()

«Яблочко» (Танец советских матросов). Балет «Красный Мак» (1927)

Балетмейстерский дебют Л.Лащилина произошел в первые годы советской власти, когда он, вместе со своим бывшим педагогом и соратником по сцене В. Л. Тихомировым ставили первые советский большой балет «Красный мак» в 1927 году. Для этой постановки Л. Лащилин поставил несколько танцевальных сцен, из которых, в общем-то и состоял балет, среди которых были «Яблочко», танец с лентами для Асафа Мессерера, восточный танец на блюде в исполнении сначала Елены Ильющенко, а затем Надежды Надеждиной (Глава девятая. «Красный мак». Крайности дискуссий о современном балете. «Почему не танцует Мессерер?» Пространство старых ролей. Концертный номер «Футболист» и другие)[5]. Первый советский балет был признан большим успехом советского театрального искусства, а особая слава досталось постановке танца «Яблочко», против которого возмущенно выступали многие балетные деятели. В частности, Асаф Мессерер писал в своей мемуарной книге: «Однако вопреки всему именно „Яблочко“, принесло спектаклю огромный успех. Я не припомню больше такой реакции публики. Зал вставал и ревел от восторга»[5]]. Именно с этого балетного номера пошла слава танца «Яблочко», который еще не раз оказывался на сцене.

Другая работа

Одновременно со службой в Большом театре Лев Александрович вел и другую работу.

В 1909—1911 гг. в составе трупп С. П. Дягилева и А. П. Павловой он гастролировал в Париже, Лондоне, Берлине, Риме и Брюсселе[1].

Его неоднократно приглашали на постановки танцевальных номеров в другие театры. Одна из таких работ сыграла немалую роль в государственной системе СССР, и дело касалось отнюдь не балетных па, а рождения известного сотрудника НКВД. А дело было так. Лев Лащилин был приглашен Александром Таировым в его Камерный театр для работы над танцевальными сценами. Там у балетмейстера произошел бурный роман с одной из ведущих актрис театра Августой Миклашевской. Собственно, бурные чувства были лишь со стороны Августы Леонидовны[6]. Что же касается самого Льва Александровича, он был женат и не собирался разводиться с женой ради любовницы. По некоторым данным, супруга Лащилина запугивала его беременную любовницу и требовала избавиться от ребенка[6]. 30 мая 1918 года Августа Леонидовна родила сына Игоря[7], будущего выдающегося советского спортсмена-боксера, а заодно работника НКВД Игоря Львовича Миклашевского (1918—1990).

()

Спорт Особого Назначения.Боксер Игорь Миклашевский

Сам Лев Александрович навещал ребенка нечасто и, судя по всему, хорошим отцом сыну так и не стал, однако его родня приняла Игоря, особенно сблизились с племянником сестра Льва Александровича Инна Александровна и ее муж, актер Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин. Они оказали большое влияние на Игоря Львовича Миклашевского и сыграли немалую роль в его судьбе. Есть сведения, что именно Игорь Миклашевский убил своего дядю как «предателя Родины»[8][9].

Лев Александрович Лащилин проработал в Большом театре до 1949 года[1][3].

Уже в конце его балетной карьеры к нему за помощью обратилась Надежда Сергеевна Надеждина, несколько лет проработавшая с ним на одной сцене и создававшая в 1948 году танцевальный ансамбль «Березка», и Лев Александрович принял немалое участие в помощи ей и постановках ансамбля.

Лев Александрович скончался в Москве в возрасте 67 лет[7].

Среди исполненных партий

Л. Лащилин – Капулетти
Л. Лащилин и Л. Банк — танец из оперы «Кармен»
LevLa.jpg

Среди хореографических постановок

Источники