Зефир и Флора (балет) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Файл:Marie-taglioni-in-zephire.jpg|thumb|Мария Тальони в партии Флоры. 1830 год, Лондон; возобновление по х…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Marie-taglioni-in-zephire.jpg|thumb|Мария Тальони в партии Флоры. 1830 год, Лондон; возобновление по хореографии Ш.Дидло, балетмейстер Ф. Тальони. Именно тогда впервые Мария Тальони вышла на сцену в новом виде обуви — тапочках-пуантах]]
+
[[Файл:Marie-taglioni-in-zephire.jpg|thumb|Мария Тальони в партии Флоры. 1830 год, Лондон; возобновление по хореографии Ш.Дидло, балетмейстер Ф. Тальони. Именно тогда впервые Мария Тальони вышла на сцену в новом виде обуви — тапочках-пуантах]]
'''«Зефир и Флора»''' (фр.: Zéphire et Flore) одноактный анакреонтический балет, созданный и поставленный балетмейстером [[Шарль Дидло|Шарлем Дидло]] (1767—1837). Балет относится к так называемым балетам действия (ballet d’action) с превалированием сюжета над пластикой, находящейся в подчинении у сюжета.
+
'''«Зефир и Флора»''' (фр.: Zéphire et Flore) — одноактный анакреонтический балет, созданный и поставленный балетмейстером [[Шарль Дидло|Шарлем Дидло]] (1767—1837). Балет относится к так называемым балетам действия (ballet d’action) с превалированием сюжета над пластикой, находящейся в подчинении у сюжета.
  
 
== Другие представления с тем же названием ==
 
== Другие представления с тем же названием ==
Строка 6: Строка 6:
 
* опера [[Пауль Враницкий |П.Враницкого]] с тем же названием;
 
* опера [[Пауль Враницкий |П.Враницкого]] с тем же названием;
 
* балет «[[Пробуждение Флоры (балет)|Пробуждение Флоры]]» Риккардо Дриго (поставлен в Петербурге, хореография [[Мариус Петипа|Мариуса Петипа]] и [[Лев Иванович Иванов|Льва Иванова]], 1894, Петергофский дворцовый театр, затем [[Мариинский театр]]<ref>[http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2009/6/11/1_1900/ Пробуждение Флоры]</ref>);
 
* балет «[[Пробуждение Флоры (балет)|Пробуждение Флоры]]» Риккардо Дриго (поставлен в Петербурге, хореография [[Мариус Петипа|Мариуса Петипа]] и [[Лев Иванович Иванов|Льва Иванова]], 1894, Петергофский дворцовый театр, затем [[Мариинский театр]]<ref>[http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2009/6/11/1_1900/ Пробуждение Флоры]</ref>);
Этот же балет был воссоздан с таким же названием «Зефир и Флора»: композитор [[Дукельский Владимир Александрович|В. А. Дукельский]], постановщик балетмейстер [[Мясин Леонид Фёдорович|Л. Ф. Мясин]], «[[Русский балет Дягилева]]», [[1925]].
+
Этот же балет был воссоздан с таким же названием «Зефир и Флора»: композитор [[Дукельский Владимир Александрович|В. А. Дукельский]], постановщик балетмейстер [[Мясин Леонид Фёдорович|Л. Ф. Мясин]], «[[Русский балет Дягилева]]», [[1925]].
  
 
== История создания балета ==
 
== История создания балета ==
Балет «Зефир и Флора» впервые был задуман Шарлем Дидло в 1795 году в [[Лион]]е, когда он ставил балет «Метаморфоза» (''Lа métamorphose'') на сборную музыку, посвященный его педагогу [[Жан Доберваль|Жану д’Обервалю]] и ставший основой и предтечей балета «Зефир и Флора»<ref name=bbe>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/20395/Дидло Большая биографическая энциклопедия, автор Вл. Греков]</ref>. Однако осуществить задуманный спектакль в Лионе не удалось из-за небольших размеров сцены и несовершенства театральной техники. Для постановки Шарлю Дидло требовались специальные театральные машины со специальным театральным оснащение — превращениями, полетами, бьющими фонтанами и прочими чудесами техники конца 18 столетия, чего в Лионском театре не оказалось. Но в следующем 1796 году балетмейстер, спасаясь от якобинцев с их революциями, уехал в Лондон, а там у него появились возможности для осуществления задуманного представления.
+
Балет «Зефир и Флора» впервые был задуман Шарлем Дидло в 1795 году в [[Лион]]е, когда он ставил балет «Метаморфоза» (''Lа métamorphose'') на сборную музыку, посвященный его педагогу [[Жан Доберваль|Жану д’Обервалю]] и ставший основой и предтечей балета «Зефир и Флора»<ref name=bbe>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/20395/Дидло Большая биографическая энциклопедия, автор Вл. Греков]</ref>. Однако осуществить задуманный спектакль в Лионе не удалось из-за небольших размеров сцены и несовершенства театральной техники. Для постановки Шарлю Дидло требовались специальные театральные машины со специальным театральным оснащение — превращениями, полетами, бьющими фонтанами и прочими чудесами техники конца 18 столетия, чего в Лионском театре не оказалось. Но в следующем 1796 году балетмейстер, спасаясь от якобинцев с их революциями, уехал в Лондон, а там у него появились возможности для осуществления задуманного представления.
  
Впервые балет «Зефир и Флора» прошел на сцене лондонского Театра Её Величества 7 июля 1796 года на музыку композитора [[Чезаре Босси]] (Cesare Bossi). В основных партиях сам балетмейстер и его первая жена: Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло<ref name=2teen>[http://culture.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/175.htm Театральная энциклопедия]</ref>.
+
Впервые балет «Зефир и Флора» прошел на сцене лондонского Театра Её Величества 7 июля 1796 года на музыку композитора [[Чезаре Босси]] (Cesare Bossi). В основных партиях сам балетмейстер и его первая жена: Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло<ref name=2teen>[http://culture.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/175.htm Театральная энциклопедия]</ref>.
  
Этот балет играл особую роль в творчестве Дидло. Он постоянно возвращался к нему в новых постановках, изменял, совершенствовал, вводил новых персонажей — на музыку разных композиторов под разными названиями: «Зефир и Флора», «Флора и Зефир», «Ветреник Зефир, наказанный и удержанный, или Свадьба Флоры»<ref name= bbe /> (или «Зефир непостоянный, наказанный и прощённый, или Свадьба Флоры»<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/v/ven7a.html (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>). Дидло ставил свой балет на разных сценах Европы, в том числе в Петербурге, и в дальнейшем балет возобновлялся многими хореографами.
+
Этот балет играл особую роль в творчестве Дидло. Он постоянно возвращался к нему в новых постановках, изменял, совершенствовал, вводил новых персонажей — на музыку разных композиторов под разными названиями: «Зефир и Флора», «Флора и Зефир», «Ветреник Зефир, наказанный и удержанный, или Свадьба Флоры»<ref name= bbe /> (или «Зефир непостоянный, наказанный и прощённый, или Свадьба Флоры»<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/v/ven7a.html (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>). Дидло ставил свой балет на разных сценах Европы, в том числе в Петербурге, и в дальнейшем балет возобновлялся многими хореографами.
  
Конечно, постоянное возвращение к этому балету возникало у балетмейстера неслучайно. Возможно, что тема любви, семьи, долга волновала Шарля Дидло по сугубо личным причинам. Через шесть лет после приезда в Россию он потерял свою жену Розу Дидло (она скончалась в Петербурге), про которую сохранилось много утверждений как о великой танцовщице<ref name=blok>Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. М.: «Искусство», 1987</ref>, а через несколько лет там же, в Петербурге, он сошелся с другой французской балериной, тоже по имени Роза и тоже работавшей в Петербургской императорской труппе — Розой Колинет, родившейся в 1784 году, а значит моложе балетмейстера на 17 лет. Она стала второй Розой Дидло. О личной жизни Шарля Дидло известно крайне мало, все балетоведческие материалы о нем посвящены только его творческой деятельности, полны восторгов и дифирамбов, при этом не забывая отметить жестокое обращение его с учениками и артистами, но очень мало проливают свет на его личность.
+
Конечно, постоянное возвращение к этому балету возникало у балетмейстера неслучайно. Возможно, что тема любви, семьи, долга волновала Шарля Дидло по сугубо личным причинам. Через шесть лет после приезда в Россию он потерял свою жену Розу Дидло (она скончалась в Петербурге), про которую сохранилось много утверждений как о великой танцовщице<ref name=blok>Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. М.: «Искусство», 1987</ref>, а через несколько лет там же, в Петербурге, он сошелся с другой французской балериной, тоже по имени Роза и тоже работавшей в Петербургской императорской труппе — Розой Колинет, родившейся в 1784 году, а значит моложе балетмейстера на 17 лет. Она стала второй Розой Дидло. О личной жизни Шарля Дидло известно крайне мало, все балетоведческие материалы о нем посвящены только его творческой деятельности, полны восторгов и дифирамбов, при этом не забывая отметить жестокое обращение его с учениками и артистами, — но очень мало проливают свет на его личность.
  
 
== Значение ==
 
== Значение ==
Этот балет сыграл определенную роль в развитии всего балета как искусства. В нем впервые Шарль Дидло использовал такой элемент, как поддержка — до того балерины «опрокидывались» на руки своих кавалеров<ref name=blok/>, но впервые Дидло придал позе определенную структуру, образность. «Зефир и Флора» стал первым балетом, в котором танцор поднимал свою партнершу и в котором появился новый элемент — «па-де-де» как «танцевальный диалог» двух танцоров<ref name=plie>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1115/ Впервые появились пуанты в балете «Зефир и Флора»]</ref>.
+
Этот балет сыграл определенную роль в развитии всего балета как искусства. В нем впервые Шарль Дидло использовал такой элемент, как поддержка — до того балерины «опрокидывались» на руки своих кавалеров<ref name=blok/>, но впервые Дидло придал позе определенную структуру, образность. «Зефир и Флора» стал первым балетом, в котором танцор поднимал свою партнершу и в котором появился новый элемент — «па-де-де» как «танцевальный диалог» двух танцоров<ref name=plie>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1115/ Впервые появились пуанты в балете «Зефир и Флора»]</ref>.
  
Есть еще одна особенность этого балета, которую необходимо отметить. Некоторые историки балета считают, что именно в нем впервые балерина встала на [[пуанты (балетная поза)|пуанты]], на кончики пальцев ног. В частности [[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю.Бахрушин]] (Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) пишет: <blockquote>«Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление „положения на пальцах“. Эту позу ввел Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей ее, была, вероятно, [[Мария Ивановна Данилова|Данилова]] в балете „Зефир и Флора“ в 1808 году (все первые изображения стояния на пальцах относятся именно к спектаклю „Зефир и Флора“)»<ref name=bahbal>[[ Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю.Бахрушин]]. «История русского балета». М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)</ref>.</blockquote>
+
Есть еще одна особенность этого балета, которую необходимо отметить. Некоторые историки балета считают, что именно в нем впервые балерина встала на [[пуанты (балетная поза)|пуанты]], на кончики пальцев ног. В частности [[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю.Бахрушин]] (Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) пишет: <blockquote>«Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление „положения на пальцах“. Эту позу ввел Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей ее, была, вероятно, [[Мария Ивановна Данилова|Данилова]] в балете „Зефир и Флора“ в 1808 году (все первые изображения стояния на пальцах относятся именно к спектаклю „Зефир и Флора“)»<ref name=bahbal>[[ Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю.Бахрушин]]. «История русского балета». М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)</ref>.</blockquote>
[[Файл:Zef&FloraDidlo.jpg|thumb|160px|Зефир и Флора (1806). Орлов с оригинала Н. Мецеля. Литография, акварель. Флора — Камель]]
+
[[Файл:Zef&FloraDidlo.jpg|thumb|160px|Зефир и Флора (1806). Орлов с оригинала Н. Мецеля. Литография, акварель. Флора — Камель]]
[[Файл:Mlle Gosselin.jpg|thumb|160px|Женевьева Госселен; приблизительно 1815 г.]]
+
[[Файл:Mlle Gosselin.jpg|thumb|160px|Женевьева Госселен; приблизительно 1815 г.]]
Бахрушин сделал ошибку. Это не его вина: в СССР все зарубежные источники информации были для советских людей недоступны, да и в свои — петербургские и московские архивы вход был закрыт, требовались специальные разрешения к доступу, получить которые часто оказывалось невозможно. Первой балериной, вставшей на [[пуаенты (поза)|пуанты]], стала французская танцовщица [[Женевьева Госселен]], но это действительно было в балете Шарля Дидло «Зефир и Флора», только не в петербургской постановке, а в Париже в 1815 году<ref name=plie/><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/389/БАЛЕТ  Энциклопедия Кольера // БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА]</ref><ref>[http://lifecity.com.ua/?l=knowledge&mod=view&id=3201 Как появились пуанты?]</ref>. Сам Ю.Бахрушин приводит слова французского историка балета [[Кастиль-Блаз]]а по поводу спектакля «Зефир и Флора», поставленного Дидло в Париже в 1815 году: ''«Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Госселен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, ''sur les pointes des pieds'' вещь доселе невиданная»''<ref name=bahbal />. Пуантов-тапочек еще не было, исполнители были обуты в мягкие сандалии. Это еще не был танец на пуантах, но это была первая предтеча его.
+
Бахрушин сделал ошибку. Это не его вина: в СССР все зарубежные источники информации были для советских людей недоступны, да и в свои — петербургские и московские архивы вход был закрыт, требовались специальные разрешения к доступу, получить которые часто оказывалось невозможно. Первой балериной, вставшей на [[пуаенты (поза)|пуанты]], стала французская танцовщица [[Женевьева Госселен]], но это действительно было в балете Шарля Дидло «Зефир и Флора», только не в петербургской постановке, а в Париже в 1815 году<ref name=plie/><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/389/БАЛЕТ  Энциклопедия Кольера // БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА]</ref><ref>[http://lifecity.com.ua/?l=knowledge&mod=view&id=3201 Как появились пуанты?]</ref>. Сам Ю.Бахрушин приводит слова французского историка балета [[Кастиль-Блаз]]а по поводу спектакля «Зефир и Флора», поставленного Дидло в Париже в 1815 году: ''«Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Госселен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, ''sur les pointes des pieds'' — вещь доселе невиданная»''<ref name=bahbal />. Пуантов-тапочек еще не было, исполнители были обуты в мягкие сандалии. Это еще не был танец на пуантах, но это была первая предтеча его.
 
[[Файл:Istomina Avdotya.jpg|thumb|left|[[Авдотья (Евдокия) Истомина|Авдотья Истомина]] в роли Флоры, балет «Зефир и Флора». Гравюра [[Фёдор Иванович Иордан|Ф. Иордана]], 1820-е годы]]
 
[[Файл:Istomina Avdotya.jpg|thumb|left|[[Авдотья (Евдокия) Истомина|Авдотья Истомина]] в роли Флоры, балет «Зефир и Флора». Гравюра [[Фёдор Иванович Иордан|Ф. Иордана]], 1820-е годы]]
[[Файл:IstominaFlora.jpg|thumb|left|Неизвестный художник (первая половина XIX века) А. И. Истомина в роли Флоры в балете Ш. Л. Дидло «Зефир и Флора» на музыку К. А. Кавоса. 1825 г.]]
+
[[Файл:IstominaFlora.jpg|thumb|left|Неизвестный художник (первая половина XIX века) А. И. Истомина в роли Флоры в балете Ш. Л. Дидло «Зефир и Флора» на музыку К. А. Кавоса. 1825 г.]]
  
 
== Дальнейшие возобновления балета ==
 
== Дальнейшие возобновления балета ==
  
Как уже было сказано, сам Шарль Дидло создал несколько постановок своего балета, в том числе в Петербургской императорской труппе. И хотя общий сюжет их всех был однотипным, какие-то сцены оказывались совершенно различными — каждая постановка становилась не возобновлением прежней, а новой конструкцией на ту же тему. Использовалась и музыка разных композиторов.
+
Как уже было сказано, сам Шарль Дидло создал несколько постановок своего балета, в том числе в Петербургской императорской труппе. И хотя общий сюжет их всех был однотипным, какие-то сцены оказывались совершенно различными — каждая постановка становилась не возобновлением прежней, а новой конструкцией на ту же тему. Использовалась и музыка разных композиторов.
  
 
В Москву балеты Дидло переносил его ученик [[Адам Глушковский]].
 
В Москву балеты Дидло переносил его ученик [[Адам Глушковский]].
  
После увольнения Шарля Дидло из императорской труппы и вскоре после этого последовавшей его смерти балет «Зефир и Флора» появлялся на сцене, но сказать с уверенностью, какой именно из них возобновлялся, на сегодня затруднительно.
+
После увольнения Шарля Дидло из императорской труппы и вскоре после этого последовавшей его смерти балет «Зефир и Флора» появлялся на сцене, но сказать с уверенностью, какой именно из них возобновлялся, — на сегодня затруднительно.
  
Известно возобновление балета в Лондоне в 1830, сделанное Филиппом Тальони для его дочери — Марии Тальони. Именно тогда ее Флора впервые вышла на сцену в тапочках-пуантах<ref name=puanty>[http://balet-v-teatre.ru/foto/puanty/fotka_1.html Пуанты]</ref>. Но это еще не был танец на пуантах, это все еще была предтеча его. [[Кастиль-Блаз]] писал об этом исполнении, сравнивая Марию Тальони с предыдущей французской исполнительницей (Женевьева Госселен к этому времени умерла): ''«Мы не забыли г-жу Госселен-старшую; изумительную ее гибкость; силу мускулатуры, позволявшую ей повисать в воздухе на носках (extremite des pieds) в течение минуты или двух; легкость ее танцевальных эволюции; изящество сложения; наконец, поразительную непринужденность при исполнении трудностей, с непосредственностью, естественностью и мягкостью, которые и есть верх искусства, ибо искусство за ними вполне незаметно… Г-жа Тальони кажется нам способной заменить танцовщицу, которую мы потеряли… Характер ее танца во многом схож с танцем предшественницы. Почти тот же рост, та же смелость поз, та же гибкость движений…»''<ref>[http://bugabooks.com/book/87-klassicheskij-tanec/13-taloni.html Классический танец // Тальони]</ref>. В танце на пуантах Мария Тальони выйдет через два года, в 1832 году, в Парижской опере в балете своего отца «[[Сильфида (балет)|Сильфида]]».
+
Известно возобновление балета в Лондоне в 1830, сделанное Филиппом Тальони для его дочери — Марии Тальони. Именно тогда ее Флора впервые вышла на сцену в тапочках-пуантах<ref name=puanty>[http://balet-v-teatre.ru/foto/puanty/fotka_1.html Пуанты]</ref>. Но это еще не был танец на пуантах, это все еще была предтеча его. [[Кастиль-Блаз]] писал об этом исполнении, сравнивая Марию Тальони с предыдущей французской исполнительницей (Женевьева Госселен к этому времени умерла): ''«Мы не забыли г-жу Госселен-старшую; изумительную ее гибкость; силу мускулатуры, позволявшую ей повисать в воздухе на носках (extremite des pieds) в течение минуты или двух; легкость ее танцевальных эволюции; изящество сложения; наконец, поразительную непринужденность при исполнении трудностей, с непосредственностью, естественностью и мягкостью, которые и есть верх искусства, ибо искусство за ними вполне незаметно… Г-жа Тальони кажется нам способной заменить танцовщицу, которую мы потеряли… Характер ее танца во многом схож с танцем предшественницы. Почти тот же рост, та же смелость поз, та же гибкость движений…»''<ref>[http://bugabooks.com/book/87-klassicheskij-tanec/13-taloni.html Классический танец // Тальони]</ref>. В танце на пуантах Мария Тальони выйдет через два года, в 1832 году, в Парижской опере в балете своего отца «[[Сильфида (балет)|Сильфида]]».
  
 
Кроме того, на Петербургской императорской сцене балет возобновлял [[Антуан Титюс]]. Известны и другие возобновления.
 
Кроме того, на Петербургской императорской сцене балет возобновлял [[Антуан Титюс]]. Известны и другие возобновления.
[[Файл:Silf-MT-1.jpg|thumb|Мария Тальони в роли Флоры («Зефир и Флора») Литография, 1830 г.]]
+
[[Файл:Silf-MT-1.jpg|thumb|Мария Тальони в роли Флоры («Зефир и Флора») Литография, 1830 г.]]
  
 
== Действующие лица ==
 
== Действующие лица ==
Строка 60: Строка 60:
  
 
== Сюжет ==
 
== Сюжет ==
Главные персонажи Зефир, бог легкого весеннего ветра, хотя порой и развивающегося до бурь, и Флора, покровительница растений и плодов, нимфа цветов и весны, влюблены друг в друга. Но Зефир уж слишком непостоянен и беспечен: то неожиданно исчезнет, то так же неожиданно появится вновь, то встретит красавиц-нимф и, забыв обо всем на свете, начнет танцевать с ними — а те готовы ответить на ухаживания легкого и непринужденного красавца… Но строгий Амур решил сам взяться за дело и навести порядок в их отношениях, объяснив Зефиру несостоятельность и аморальность его отношения к любимой. Всё заканчивается хорошо: ветреник Зефир всё осознал и повел Флору к Гименею.
+
Главные персонажи Зефир, бог легкого весеннего ветра, хотя порой и развивающегося до бурь, и Флора, покровительница растений и плодов, нимфа цветов и весны, — влюблены друг в друга. Но Зефир уж слишком непостоянен и беспечен: то неожиданно исчезнет, то так же неожиданно появится вновь, то встретит красавиц-нимф и, забыв обо всем на свете, начнет танцевать с ними — а те готовы ответить на ухаживания легкого и непринужденного красавца… Но строгий Амур решил сам взяться за дело и навести порядок в их отношениях, объяснив Зефиру несостоятельность и аморальность его отношения к любимой. Всё заканчивается хорошо: ветреник Зефир всё осознал и повел Флору к Гименею.
  
 
Особое значение в постановке Дидло отвел сценическим эффектам: распускающийся розовый куст, неожиданно на глазах зрителей превращающийся во взлетающее облако, летящие нимфы и божества, бьющий фонтан, водопад у храма Венеры… Всё это придавало представлению зрелищность в дополнение к красивому танцу<ref name=balzf />.
 
Особое значение в постановке Дидло отвел сценическим эффектам: распускающийся розовый куст, неожиданно на глазах зрителей превращающийся во взлетающее облако, летящие нимфы и божества, бьющий фонтан, водопад у храма Венеры… Всё это придавало представлению зрелищность в дополнение к красивому танцу<ref name=balzf />.
  
 
== Постановки ==
 
== Постановки ==
* 7 июля 1796 — [[Театр Её Величества]], [[Лондон]], композитор [[Босси, Чезаре|Ч. Босси]], художник Липаротти; Зефир — Шарль Дидло, Флора — Роза Дидло.
+
* 7 июля 1796 — [[Театр Её Величества]], [[Лондон]], композитор [[Босси, Чезаре|Ч. Босси]], художник Липаротти; Зефир — Шарль Дидло, Флора — Роза Дидло.
* 1804 — [[Эрмитажный театр]], [[Санкт-Петербург]], Россия, художник Корсини; Зефир — Шарль Дидло, Флора — Роза Дидло
+
* 1804 — [[Эрмитажный театр]], [[Санкт-Петербург]], Россия, художник Корсини; Зефир — Шарль Дидло, Флора — Роза Дидло
* 1808 — [[Эрмитажный театр]], [[Санкт-Петербург]], композитор [[Катерино Альбертович Кавос|К.Кавос]]; Зефир — [[Луи Антуан Дюпор |Дюпор]], Флора — [[Мария Ивановна Данилова|Данилова]] ([[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю.Бахрушин]] назвал первым появлением балерины на пуантах<ref name=bahbal />, что опровергается другими материалами)
+
* 1808 — [[Эрмитажный театр]], [[Санкт-Петербург]], композитор [[Катерино Альбертович Кавос|К.Кавос]]; Зефир — [[Луи Антуан Дюпор |Дюпор]], Флора — [[Мария Ивановна Данилова|Данилова]] ([[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю.Бахрушин]] назвал первым появлением балерины на пуантах<ref name=bahbal />, что опровергается другими материалами)
* 7 апреля 1812 — театр Ковент-Гарден, Лондон, музыка [[Фредерик Марк Антуан Венюа|А.Венюа]]; балетмейстер К. Дидло
+
* 7 апреля 1812 — театр Ковент-Гарден, Лондон, музыка [[Фредерик Марк Антуан Венюа|А.Венюа]]; балетмейстер К. Дидло
* 12 декабря 1815 — Гранд-Опера, Париж; музыка А.Венюа, художники [[Пьер-Люк-Шарль Сисери|П. Л. Сисери]] и Марш, балетмейстер К. Дидло; Зефир — [[Альбер (танцовщик)|Альбер]], Флора — [[Женевьева Госселен|Госселен-старшая]] (Дидло получил разрешение на постановку при содействии бывшего в то время в Париже великого князя Константина Павловича; одно из представлений посетили находившиеся тогда в Париже союзные монархи и Людовик XVIII лично выразил свое удивление и восхищение великому хореографу<ref name= bbe />; также упоминание французской критикой о вставании балерины на пуанты<ref name=bahbal />)
+
* 12 декабря 1815 — Гранд-Опера, Париж; музыка А.Венюа, художники [[Пьер-Люк-Шарль Сисери|П. Л. Сисери]] и Марш, балетмейстер К. Дидло; Зефир — [[Альбер (танцовщик)|Альбер]], Флора — [[Женевьева Госселен|Госселен-старшая]] (Дидло получил разрешение на постановку при содействии бывшего в то время в Париже великого князя Константина Павловича; одно из представлений посетили находившиеся тогда в Париже союзные монархи и Людовик XVIII лично выразил свое удивление и восхищение великому хореографу<ref name= bbe />; также упоминание французской критикой о вставании балерины на пуанты<ref name=bahbal />)
* 1817 — Театр на Моховой (Москва), перенос постановки Шарля Дидло [[Адам Павлович Глушковский |А. П. Глушковским]] с добавлением второго акта на музыку [[Фредерик Марк Антуан Венюа|А.Венюа]]<ref name=2teen />; Флора — [[Татьяна Глушковская]]
+
* 1817 — Театр на Моховой (Москва), перенос постановки Шарля Дидло [[Адам Павлович Глушковский |А. П. Глушковским]] с добавлением второго акта на музыку [[Фредерик Марк Антуан Венюа|А.Венюа]]<ref name=2teen />; Флора — [[Татьяна Глушковская]]
* 2 января 1818 — [[Эрмитажный театр]], Петербург; художники С. П. Кондратьев и К. Бабини; новая редакция, балетмейстер Ш.Дидло. Балет оставался в репертуаре Петербургской императорской труппы долго, его переносили на разные театральные сцены петербургской труппы; среди исполнителей партии Флоры — [[Анастасия Семёновна Новицкая|Настасья Новицкая]] и [[Анастасия Лихутина]], в других партиях: [[Авдотья Овошникова]] (мать будущего выдающегося танцовщика [[Ираклий Никитин|Ираклия Никитина]]), [[Яков Люстих]], [[Вера Андреевна Зубова|Вера Зубова]], [[Александра Антоновна Шемаева|Александра Шемаева]] и др.
+
* 2 января 1818 — [[Эрмитажный театр]], Петербург; художники С. П. Кондратьев и К. Бабини; новая редакция, балетмейстер Ш.Дидло. Балет оставался в репертуаре Петербургской императорской труппы долго, его переносили на разные театральные сцены петербургской труппы; среди исполнителей партии Флоры — [[Анастасия Семёновна Новицкая|Настасья Новицкая]] и [[Анастасия Лихутина]], в других партиях: [[Авдотья Овошникова]] (мать будущего выдающегося танцовщика [[Ираклий Никитин|Ираклия Никитина]]), [[Яков Люстих]], [[Вера Андреевна Зубова|Вера Зубова]], [[Александра Антоновна Шемаева|Александра Шемаева]] и др.
* 18 января 1828 — Большой Каменный театр, Петербург; музыка Кавоса, новая редакция, балетмейстер К. Дидло; Флора — [[Евдокия Ильинична Истомина]]
+
* 18 января 1828 — Большой Каменный театр, Петербург; музыка Кавоса, новая редакция, балетмейстер К. Дидло; Флора — [[Евдокия Ильинична Истомина]]
* 1829 — [[Большой театр]], Москва, на музыку композиторов [[Катерино Альбертович Кавос|К. А. Кавоса]] и [[Николай Егорович Кубишта|Н. Е. Кубишты]] (Флора — [[Фелицата Виржиния Гюллень-Сор|Ф. Гюллень-Сор]])
+
* 1829 — [[Большой театр]], Москва, на музыку композиторов [[Катерино Альбертович Кавос|К. А. Кавоса]] и [[Николай Егорович Кубишта|Н. Е. Кубишты]] (Флора — [[Фелицата Виржиния Гюллень-Сор|Ф. Гюллень-Сор]])
* 3 июля 1830 — Ковент-Гарден, Лондон; возобновление по хореографии Ш.Дидло, балетмейстер [[Филипп Тальони|Ф. Тальони]]; Флора — [[Мария Тальони|М. Тальони]]. Именно тогда впервые Мария Тальони вышла на сцену в новом виде обуви — тапочках-пуантах<ref name=puanty/>
+
* 3 июля 1830 — Ковент-Гарден, Лондон; возобновление по хореографии Ш.Дидло, балетмейстер [[Филипп Тальони|Ф. Тальони]]; Флора — [[Мария Тальони|М. Тальони]]. Именно тогда впервые Мария Тальони вышла на сцену в новом виде обуви — тапочках-пуантах<ref name=puanty/>
* 19 апреля 1841 — Большой Каменный театр, Петербург; возобновление; музыка Кавоса и Ванюа, балетмейстеры [[Антуан Титюс]] и Кузмина; Зефир — [[Эмиль Гредлю]], Флора — Андреева 2-я
+
* 19 апреля 1841 — Большой Каменный театр, Петербург; возобновление; музыка Кавоса и Ванюа, балетмейстеры [[Антуан Титюс]] и Кузмина; Зефир — [[Эмиль Гредлю]], Флора — Андреева 2-я
В 1820 — 1830-х гг. постановки балета возобновлялись в других русских городах: Орёл, Харьков, Курск, Киев<ref name=2teen/>.
+
В 1820 — 1830-х гг. постановки балета возобновлялись в других русских городах: Орёл, Харьков, Курск, Киев<ref name=2teen/>.
  
 
== Воссоздание ==
 
== Воссоздание ==

Текущая версия на 20:17, 3 апреля 2018

Мария Тальони в партии Флоры. 1830 год, Лондон; возобновление по хореографии Ш.Дидло, балетмейстер Ф. Тальони. Именно тогда впервые Мария Тальони вышла на сцену в новом виде обуви — тапочках-пуантах

«Зефир и Флора» (фр.: Zéphire et Flore) — одноактный анакреонтический балет, созданный и поставленный балетмейстером Шарлем Дидло (1767—1837). Балет относится к так называемым балетам действия (ballet d’action) с превалированием сюжета над пластикой, находящейся в подчинении у сюжета.

Другие представления с тем же названием

Легенда о счастливой любви Зефира и Флоры вдохновляла и художников, и скульпторов, и поэтов, и музыкантов; среди музыкальных сценических представлений существуют:

Этот же балет был воссоздан с таким же названием «Зефир и Флора»: композитор В. А. Дукельский, постановщик балетмейстер Л. Ф. Мясин, «Русский балет Дягилева», 1925.

История создания балета

Балет «Зефир и Флора» впервые был задуман Шарлем Дидло в 1795 году в Лионе, когда он ставил балет «Метаморфоза» (Lа métamorphose) на сборную музыку, посвященный его педагогу Жану д’Обервалю и ставший основой и предтечей балета «Зефир и Флора»[2]. Однако осуществить задуманный спектакль в Лионе не удалось из-за небольших размеров сцены и несовершенства театральной техники. Для постановки Шарлю Дидло требовались специальные театральные машины со специальным театральным оснащение — превращениями, полетами, бьющими фонтанами и прочими чудесами техники конца 18 столетия, чего в Лионском театре не оказалось. Но в следующем 1796 году балетмейстер, спасаясь от якобинцев с их революциями, уехал в Лондон, а там у него появились возможности для осуществления задуманного представления.

Впервые балет «Зефир и Флора» прошел на сцене лондонского Театра Её Величества 7 июля 1796 года на музыку композитора Чезаре Босси (Cesare Bossi). В основных партиях сам балетмейстер и его первая жена: Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло[3].

Этот балет играл особую роль в творчестве Дидло. Он постоянно возвращался к нему в новых постановках, изменял, совершенствовал, вводил новых персонажей — на музыку разных композиторов под разными названиями: «Зефир и Флора», «Флора и Зефир», «Ветреник Зефир, наказанный и удержанный, или Свадьба Флоры»[2] (или «Зефир непостоянный, наказанный и прощённый, или Свадьба Флоры»[4]). Дидло ставил свой балет на разных сценах Европы, в том числе в Петербурге, и в дальнейшем балет возобновлялся многими хореографами.

Конечно, постоянное возвращение к этому балету возникало у балетмейстера неслучайно. Возможно, что тема любви, семьи, долга волновала Шарля Дидло по сугубо личным причинам. Через шесть лет после приезда в Россию он потерял свою жену Розу Дидло (она скончалась в Петербурге), про которую сохранилось много утверждений как о великой танцовщице[5], а через несколько лет там же, в Петербурге, он сошелся с другой французской балериной, тоже по имени Роза и тоже работавшей в Петербургской императорской труппе — Розой Колинет, родившейся в 1784 году, а значит моложе балетмейстера на 17 лет. Она стала второй Розой Дидло. О личной жизни Шарля Дидло известно крайне мало, все балетоведческие материалы о нем посвящены только его творческой деятельности, полны восторгов и дифирамбов, при этом не забывая отметить жестокое обращение его с учениками и артистами, — но очень мало проливают свет на его личность.

Значение

Этот балет сыграл определенную роль в развитии всего балета как искусства. В нем впервые Шарль Дидло использовал такой элемент, как поддержка — до того балерины «опрокидывались» на руки своих кавалеров[5], но впервые Дидло придал позе определенную структуру, образность. «Зефир и Флора» стал первым балетом, в котором танцор поднимал свою партнершу и в котором появился новый элемент — «па-де-де» как «танцевальный диалог» двух танцоров[6].

Есть еще одна особенность этого балета, которую необходимо отметить. Некоторые историки балета считают, что именно в нем впервые балерина встала на пуанты, на кончики пальцев ног. В частности Ю.Бахрушин (Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) пишет:
«Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление „положения на пальцах“. Эту позу ввел Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей ее, была, вероятно, Данилова в балете „Зефир и Флора“ в 1808 году (все первые изображения стояния на пальцах относятся именно к спектаклю „Зефир и Флора“)»[7].
Зефир и Флора (1806). Орлов с оригинала Н. Мецеля. Литография, акварель. Флора — Камель
Женевьева Госселен; приблизительно 1815 г.

Бахрушин сделал ошибку. Это не его вина: в СССР все зарубежные источники информации были для советских людей недоступны, да и в свои — петербургские и московские архивы вход был закрыт, требовались специальные разрешения к доступу, получить которые часто оказывалось невозможно. Первой балериной, вставшей на пуанты, стала французская танцовщица Женевьева Госселен, но это действительно было в балете Шарля Дидло «Зефир и Флора», только не в петербургской постановке, а в Париже в 1815 году[6][8][9]. Сам Ю.Бахрушин приводит слова французского историка балета Кастиль-Блаза по поводу спектакля «Зефир и Флора», поставленного Дидло в Париже в 1815 году: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Госселен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная»[7]. Пуантов-тапочек еще не было, исполнители были обуты в мягкие сандалии. Это еще не был танец на пуантах, но это была первая предтеча его.

Авдотья Истомина в роли Флоры, балет «Зефир и Флора». Гравюра Ф. Иордана, 1820-е годы
Неизвестный художник (первая половина XIX века) А. И. Истомина в роли Флоры в балете Ш. Л. Дидло «Зефир и Флора» на музыку К. А. Кавоса. 1825 г.

Дальнейшие возобновления балета

Как уже было сказано, сам Шарль Дидло создал несколько постановок своего балета, в том числе в Петербургской императорской труппе. И хотя общий сюжет их всех был однотипным, какие-то сцены оказывались совершенно различными — каждая постановка становилась не возобновлением прежней, а новой конструкцией на ту же тему. Использовалась и музыка разных композиторов.

В Москву балеты Дидло переносил его ученик Адам Глушковский.

После увольнения Шарля Дидло из императорской труппы и вскоре после этого последовавшей его смерти балет «Зефир и Флора» появлялся на сцене, но сказать с уверенностью, какой именно из них возобновлялся, — на сегодня затруднительно.

Известно возобновление балета в Лондоне в 1830, сделанное Филиппом Тальони для его дочери — Марии Тальони. Именно тогда ее Флора впервые вышла на сцену в тапочках-пуантах[10]. Но это еще не был танец на пуантах, это все еще была предтеча его. Кастиль-Блаз писал об этом исполнении, сравнивая Марию Тальони с предыдущей французской исполнительницей (Женевьева Госселен к этому времени умерла): «Мы не забыли г-жу Госселен-старшую; изумительную ее гибкость; силу мускулатуры, позволявшую ей повисать в воздухе на носках (extremite des pieds) в течение минуты или двух; легкость ее танцевальных эволюции; изящество сложения; наконец, поразительную непринужденность при исполнении трудностей, с непосредственностью, естественностью и мягкостью, которые и есть верх искусства, ибо искусство за ними вполне незаметно… Г-жа Тальони кажется нам способной заменить танцовщицу, которую мы потеряли… Характер ее танца во многом схож с танцем предшественницы. Почти тот же рост, та же смелость поз, та же гибкость движений…»[11]. В танце на пуантах Мария Тальони выйдет через два года, в 1832 году, в Парижской опере в балете своего отца «Сильфида».

Кроме того, на Петербургской императорской сцене балет возобновлял Антуан Титюс. Известны и другие возобновления.

Мария Тальони в роли Флоры («Зефир и Флора») Литография, 1830 г.

Действующие лица

Список действующих лиц приведен по постановке 1804 года в Эрмитажном театре, Петербург[12] (в некоторых постановках упоминаемы и другие персонажи):

  • Зефир
  • Флора
  • Амур
  • Венера
  • Бахус
  • Гименей
  • Грации
  • Клеониса
  • Аминта
  • Эригона
  • Цефиса
  • Сатир
  • Селен
  • Фавн
  • Вакханка
  • Амуры. Зефиры. Наяды. Тритоны. Сатиры. Нимфы.

Сюжет

Главные персонажи Зефир, бог легкого весеннего ветра, хотя порой и развивающегося до бурь, и Флора, покровительница растений и плодов, нимфа цветов и весны, — влюблены друг в друга. Но Зефир уж слишком непостоянен и беспечен: то неожиданно исчезнет, то так же неожиданно появится вновь, то встретит красавиц-нимф и, забыв обо всем на свете, начнет танцевать с ними — а те готовы ответить на ухаживания легкого и непринужденного красавца… Но строгий Амур решил сам взяться за дело и навести порядок в их отношениях, объяснив Зефиру несостоятельность и аморальность его отношения к любимой. Всё заканчивается хорошо: ветреник Зефир всё осознал и повел Флору к Гименею.

Особое значение в постановке Дидло отвел сценическим эффектам: распускающийся розовый куст, неожиданно на глазах зрителей превращающийся во взлетающее облако, летящие нимфы и божества, бьющий фонтан, водопад у храма Венеры… Всё это придавало представлению зрелищность в дополнение к красивому танцу[12].

Постановки

В 1820 — 1830-х гг. постановки балета возобновлялись в других русских городах: Орёл, Харьков, Курск, Киев[3].

Воссоздание

()

'Zephyr et Flore' - A Pre-Romantic Ballet (Юрий Соловьев, Наталья Макарова и Людмила Алексеева)

Казалось бы, балет давно ушел и забыт.

Да так оно и было.

Но в 1925 году, воспользовавшись тем же сюжетом, балетмейстер Леонид Мясин поставил фрагмент балета «Зефир и Флора» в той же старинной стилистике предромантического характера для труппы Русские балеты Дягилева на музыку Владимира Дукельского, художник Жорж Брак. Среди исполнителей: Антон Долин, Алисия Никитина, Серж Лифарь, Александра Данилова, Любовь Чернышева, Лидия Соколова, Фелия Дубровская.

В 1964 году был снят документальный фильм «История Русского балета», в который вошел фрагмент из мясинской постановки «Зефир и Флора».

Полностью балет потерян, но этот фрагмент был повторен в исполнении солистов Юрия Соловьева, Натальи Макаровой и Людмилы Алексеевой и кордебалета (см. видеоролик).

Источники