Изменения

Дочь фараона (балет)

44 342 байта добавлено, 19:59, 20 ноября 2016
Новая страница: «{{youtube|O6xBRWPYg2U|width=450|Большой театр, 25 ноября 2012 года. Хореограф постановщик Пьер Лакотт; Асп…»
{{youtube|O6xBRWPYg2U|width=450|Большой театр, 25 ноября 2012 года. Хореограф постановщик Пьер Лакотт; Аспиччия — Светлана Захарова, Лорд Вильсон и Таор — Руслан Скворцов, Джон Буль и Пассифонт — Денис Медведев, Рамзея — Нина Капцова, Рыбак — Владислав Лантратов}}
'''«Дочь фараона»''' — балет в трёх действиях, в девяти картинах с прологом и эпилогом (о вреде наркотиков).

Композитор: [[Цезарь Пуни]].

Авторы [[либретто]]: [[Мариус Иванович Петипа|Мариус Петипа]] и [[Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж|Жюль Анри Сен-Жорж]] по повести [[Теофиль Готье|Теофиля Готье]] «Роман мумии» («Le Roman de la Momie»).

Первое представление: 18 января (30 января) 1862 года, в Петербурге (Петербургская императорская труппа), на сцене Большого Каменного театра (некоторые источники ошибочно называют Мариинский театр<ref name=belcanto>[http://www.belcanto.ru/ballet_pharaon.html Цезарь Пуни. Балет «Дочь фараона» / La Fille du pharaon]</ref><ref name=faraona>[http://www.pro-ballet.ru/html/d/do45-faraona.html «ДОЧЬ ФАРАОНА» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>).

== Литературная основа ==
Обращение к египетской тематике вписывалось в европейскую моду 19 столетия. К этому периоду относятся интересные археологические находки, сделанные в 1851 году историком [[Франсуа Огюст Фердинан Мариетт|Огюстом Мариеттом]] (François Auguste Ferdinand Mariette), и одновременно — политическая ситуация, раздвинувшая препоны, результатом чего стало начало рытья [[Суэцкий канал|Суэцкого канала]] в 1859 году — на это ушло десять лет: Суэцкий канал был открыт 17 ноября 1869 года (к открытию канала композитор Дж. Верди по заказу египетского хедива написал оперу «[[Аида (опера)|Аида]]»)<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Суэцкий%20канал/ Большая советская энциклопедия. Суэцкий канал]</ref>.

Модной тематике отдал должное французский писатель [[Теофиль Готье]] изданием повести «Роман мумии» («Le Roman de la Momie»).

Повесть привлекла внимание танцовщика и начинающего балетмейстера Мариуса Петипа, который в это время служил в России, в Петербургской императорской труппе, но нередко наезжал в родную Францию. Он искал сюжет для создания большого балетного спектакля, который хотел поставить директор императорских театров [[Андрей Иванович Сабуров|А. И. Сабуров]] для бенефиса своей фаворитки, итальянской балерины, несколько лет работавшей по контракту в Петербургской императорской балетной труппе [[Каролина Розати|Каролины Розати]]<ref name=bilet>[http://www.biletservice.ru/actiondetail.htm?id=4766 Балет Пахита]</ref>. Внимание Мариуса Петипа привлек сюжет романа Теофиля Готье, и он для разработки либретто пригласил известного французского драматурга-либреттиста [[Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж|Анри Сен-Жоржа]], с которым они вместе сочинили либретто будущего хореографического спектакля.

Ни литературная основа — роман Т.Готье, — ни написанное на его основе либретто не ставили своей целью рассказать о настоящем Египте. Нет, это был взгляд европейцев, относящихся к неевропейской культуре как к экзотике — не более того. Именно экзотика и стала главным действием балета. Кроме того, Теофиль Готье широко использовал в своем творчестве иронию — и ее тоже взяли за основу разработчики балетного действия, она помогала выходить из особо драматических сцен, куда авторов заносила фантазия.

Самого М.Петипа как балетмейстера интересовала возможность сотворения национальных танцев в колоритных национальных костюмах — в этом было где разгуляться его неугомонному характеру и яркому балетмейстерскому таланту. Он задумал грандиозный спектакль на четыре часа, в котором было задействовано около 400 артистов. Балет «Дочь фараона» должен был стать восхитительным ошеломляющим феерическим зрелищем, которому не было равных во всем императорском балете середины ХIХ века<ref name=bolsh>[http://www.bolshoi.ru/performances/67/details/ Дочь фараона. Первое явление «Дочери фараона» в Петербурге и Москве]</ref>.

== Краткое содержание ==

=== Действующие лица: ===
* Лорд Вильсон, он же Таор
* Джон Буль, его слуга, он же Пассифонт
* Мумия-Аспиччия, дочь фараона.
* Сторож пирамид.
* Фараон
* Король Нубии
* Рамзея
* Нил
* Верховный жрец
* Лев, обезьяна; придворные, слуги, служанки, невольницы, купцы, армяне, арапы, мумии, воины, жрецы и жрицы, рыбаки и рыбачки, пастухи и пастушки, ундины, духи рек и ручьев и мн.др. — всего около 400 действующих лиц

=== Сюжет ===
Молодой англичанин лорд Вильсон путешествует по [[Египет|Египту]] со своим слугой Джоном Булем. Они знакомятся с арабскими купцами и, когда начинается песчаная буря, вместе с ними укрываются в пирамиде. Там в усыпальнице хранится мумия дочери могущественного фараона Аспиччии. Спасавшиеся в пирамиде люди закуривают трубки, дым окутывает их и приносит удивительные видения… Все изменяются: сам лорд Вильсон превращается в прекрасного египетского юношу по имени Таор, его слуга тоже оказывается египтянином Пассифонтом, раздвигаются стены, ожившие мумии выходят из саркофагов, среди них красавица Аспиччия в окружении служанок. Таор и Аспиччия смотрят друг на друга, и их сердца открываются любви. Но на пути влюбленных стоит множества преград. То на красавицу нападет лев, от которого ее спасает Таор; то от гнева фараона спасает Таора Аспиччия; то на них обрушивает новое несчастье — фараон желает отдать дочь замуж на нубийского короля, и влюбленные бросаются бежать. Но опять их преследуют неудачи — нубийский король настигает их. Спасаясь от нежеланного замужества, Аспиччия бросается в Нил. Нил — это река, но в видениях Нил становится одушевленным существом, властителем подводного царства, выполняющим волю Аспиччии и возвращая ее на землю живой и невредимой. Она бежит во дворец к своему отцу — и как раз вовремя — потому что пойманного враждебными силами Таора ждет смертная казнь. Но Аспиччия рассказывает о своих приключениях фараону, и тот соглашается на брак дочери с Таором. Казалось бы — вот оно, счастье… Но видения неожиданно заканчиваются, а проснувшийся лорд Вильсон обнаруживает себя в пирамиде, где его сморил чудный сон<ref>[http://www.bolshoi.ru/performances/67/libretto/ Дочь фараона. Краткое содержание]</ref><ref name=belcanto/>. В принципе, балет вносит свою лепту в борьбу с наркотиками.

== История создания ==
Судьба балета сложилась так, что он — с самого начала — постоянно оказывался в центре интриг. Конечно, можно возразить, что это судьба всех — или почти всех — крупных постановок. Но даже на фоне обычных театральных интрижек — интриги вокруг балета «Дочь фараона» выделяются.

История создания балета неожиданна и любопытна, о чем в театральных кругах 19 века ходило множество слухов и анекдотов.

=== Мариус Петипа ===
Поначалу балет заказал директор императорских театров [[Андрей Иванович Сабуров|А. И. Сабуров]] для бенефиса своей фаворитки — итальянской балерины, работавшей по контракту в Петербургской императорской балетной труппе [[Каролина Розати|Каролины Розати]].

И Мариус Петипа отнесся к работе весьма серьезно. Он к этому времени еще официально не балетмейстер, а первый танцовщик Петербургской императорской труппы, но уже заявивший о себе и как балетмейстер в небольших танцевальных дивертисментах: он поставил Гран-па на музыку Минкуса к новой постановке балета «[[Пахита (балет)|Пахита]]» композитора [[Эдуар Мари Эрнест Дельдевез|Э.-М.-Э. Дельдевеза]], 1847<ref name=bilet/> (совместно с [[Фредерик Малавернь|Фредериком]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/f/frederik.html ФРЕДЕРИК (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/p/pahita.html «ПАХИТА» («Paquita»)]</ref>), перенес совместно с отцом, известным хореографом [[Жан-Антуан Петипа|Жаном-Антуаном Петипа]], вместе с которым и был приглашен в Россию, балет «[[Сатанилла, или Любовь и ад (балет)|Сатанилла, или Любовь и ад]]» [[Наполеон Анри Ребер|Наполеона-Анри Ребера]] и [[Франсуа Бенуа]] (по хореографии [[Мазилье Жозеф|Ж. Мазилье]], новая редакция), 1848<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/p/petipa.html Петипа в энциклопедии балета]</ref>, поставил несколько небольших танцевальных дивертисментов и небольших балетов, в том числе — «Брак во времена Регентства» на сцене Большого Каменного театра 18 декабря 1858 года, там блистали три молодые солистки Петербургского балета: жена начинающего балетмейстера [[Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа|Мария Петипа]], [[Марфа Николаевна Муравьёва|Марфа Муравьева]] и [[Анна Ивановна Прихунова|Анна Прихунова]] (в то время еще не официальная супруга, но уже возлюбленная князя [[Лев Николаевич Гагарин|Л. Н. Гагарина]], близкого друга министра двора и уделов [[Владимир Фёдорович Адлерберг|В. Ф. Адлерберга]]); балет ознаменовался успехом<ref name=duchesse>[http://duchesselisa.livejournal.com/137163.html?thread=4997067 Дневник одной фарфоровой куклы. Балетное соперничество Суровщиковой-Петипа и Муравьевой. Отрывок из книги: Ольга Ковалик. Повседневная жизнь балерин русского императорского театра. ISBN 978-5-235-03457-0; 2011 г.]</ref>, и балетмейстер уверенно рассчитывал на продолжение постановок собственных хореографий.

Новый балет «Дочь фараона» должен был стать для Мариуса Петипа первой большой балетмейстерской работой — он сам принимал участие в разработке либретто, уже начал сочинять танцы, определять исполнителей. Главная партия отводилась Каролине Розати, которой в то время было уже далеко за тридцать лет и она в силу этого не могла скакать по сцене с легкостью недавней выпускницы танцевального класса, и в постановке хореографии для нее необходимо было учитывать эти специфические особенности.

=== Андрей Иванович Сабуров ===
Уже были подсчитаны все сметы, подписаны все контракты на постановку балета, уже даже была назначена премьера в [[бенефис]] Розати, но что-то произошло в личных отношениях балерины и важного сановника — директора императорских театров Андрея Ивановича Сабурова.

Поостыв в своих чувствах, Сабуров решил отменить балет. Для М. И. Петипа это было огромным творческим ударом — он готовился к первой своей большой работе, которая уже началась, и главная партия Аспиччии создавалась специально для Розати, которая тоже готовилась к исполнению. Но Сабуров был непоколебим, объясняя, что денег на спектакль нет — хотя буквально недавно постановка планировалась и средства были. Тогда разгневанная Розати, прихватив с собой начинающего балетмейстера, вместе с ним отправилась с самого утра домой к Сабурову. Высокий сановник не был готов к визитерам и оказался застигнутым врасплох: в домашнем халате нараспашку он окончательно разгневался и в который раз запальчиво объяснял, что постановка не состоится. Балерина однако, уже начавшая готовиться к собственному бенефису и партии Аспиччии, тоже пребывала в гневе. В пылу горячего спора халат на Сабурове распахнулся, открыв все то, что должен был скрывать. Галантный высокопоставленный чиновник был столь смущен этим обстоятельством, что спорить больше не смог. Результатом стал приказ о немедленном начале репетиций<ref name="Лев перед прыжком">[http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=102&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=255791 Лев перед прыжком] // Электронная версия газеты «Культура» № 2-2000 г., автор Виолетта МАЙНИЕЦЕ</ref><ref name="Балет «Дочь фараона»">[http://www.bolshoi.ru/ru/season/ballet/repertoire/detail.php?&act26=info&id26=67&dynact26=art&dynid26=161 Балет «Дочь фараона»]</ref>. Правда, Сабуров настоял, что свой балет хореограф сочинит ровно за шесть недель<ref name=bazaar/>. Вот так постановил высокий чиновник!

Правда, [[Плещеев Александр Алексеевич (журналист)|А. А. Плещеев]] в хрониках «Наш балет» писал, что дело было отнюдь не в халате, а значительно прозаичнее. Розати пригрозила судом, поскольку в ее контракте значился новый балет в ее бенефис, и тогда Сабуров, издеваясь над Петипа, предложил ему поставить балет в кратчайшие сроки — за семь недель. Петипа согласился. Отступать было некуда, и дирекция потребовала от главного балетмейстера [[Артур Сен-Леон|А. Сен-Леона]] освободить на семь недель место для репетиций постановки Мариуса Петипа<ref name=APl>[http://books.google.ru/books?id=UzjkAAAAMAAJ&pg=PA269&lpg=PA269&dq=%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0+%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0&source=bl&ots=u3zveLHOkQ&sig=EzhZ3HB1FFXn_zWh8E9P6rogTK4&hl=ru#v=onepage&q=%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0&f=false Плещеев А. Наш балет (стр. 193)]</ref>.

=== Цезарь Пуни ===
У Петипа не было выбора. Излишне нервничая, он тут же повздорил с композитором Пуни, и тот в приливе гнева уничтожил клавир.

У любого профессионального балетмейстера руки бы от всего этого опустились. Но Мариус Петипа еще не был абсолютно профессиональным балетмейстером — он готовился к этой миссии, и готовился серьезно. И даже когда композитор уничтожил собственную музыку, Мариус Иванович унынию не поддался и начал ставить балет без музыки. В конце концов Пуни, успокоившись, снова взялся за балет, но музыку ему уже пришлось «подгонять» под почти готовые танцы<ref name="Лев перед прыжком"/>.

М. Петипа так нервничал, что поставил балет даже не за семь недель, как потребовало начальство, а уложился в шесть недель<ref name=APl/>
[[Файл:Petipa MI-Taor-Doch-faraona.jpg|thumb|220 px|Мариус Петипа в партии Таора. 1862 г.]]
Вот в таких экстремальных условиях был рожден балет, ставший впоследствии мировой классикой.

== Премьера ==
Премьера балета «Дочь фараона» состоялась 18 января (30 января) 1862 года<ref name="Раздел Дочь Фараона">[http://www.do100verno.net/blog/1173/page-3 Раздел Дочь Фараона]</ref>, в Петербурге, на сцене Большого Каменного театра, и в главной партии блистала, как и предполагалось, Каролина Розати. В истории балета она навсегда осталась одной из лучших исполнительниц этой партии, которой она и закончила свою блистательную танцевальную карьеру в России. Впрочем, мнения по этому поводу были различным. Например, Александр Иванович Вольф (он же Абрам Яковлевич Вольф) так писал в «Хрониках петербургских театров»: ''«Новый балет С.Жоржа и Петипа «Дочь фараона» - одно из великолепнейших хореографических произведений нашего времени, не имел вначале заслуженного успеха, потому что тяжеловесная Розатти была далеко не удовлетворительна в главной роли»''<ref>[http://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=RA2-PA76&lpg=RA2-PA76&dq=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84+%D0%90.+%D0%98.+%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=Um4pGuZuZC&sig=-MHvthaO9w2XT5XK9qZGasXNQFM&hl=en&sa=X&ei=vtQyUdiNMvXE4AP11ICoCQ&ved=0CG0Q6AEwCQ Вольф А. И. Хроника петербургских театров. Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета (стр. 117)]</ref>.

В премьерном спектакле, помимо Каролины Розати, также были заняты: Фараон — [[Николай Осипович Гольц|Николай Гольц]], Джон Буль и Пасифонт — [[Тимофей Алексеевич Стуколкин|Т. А. Стуколкин]], Король Нубии — [[Феликс Иванович Кшесинский|Ф. И. Кшесинский]], Рамзея — [[Любовь Петровна Радина|Л. П. Радина]], партию рыбака исполнял [[Лев Иванович Иванов|Лев Иванов]]<ref name="Балет «Дочь фараона»"/><ref name="Раздел Дочь Фараона"/>. А главная мужская партия стала последней ролью Мариуса Петипа<ref name=faraona/>. Именно ею он закончил свою танцевальную карьеру и начал балетмейстерскую деятельность.

Около 400 артистов в ярких костюмах были задействованы в этом феерическом зрелище, где особое место отводилась спецэффектам — сквозь туман вдруг проступали великолепные дворцы, дикие звери, красоты природы, обозначающие Египет и сконструированные художниками и мастерами петербургского театра, художники: А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер (декорации), Кельвер, Столяров (костюмы)<ref name=faraona/><ref name=bazaar>[http://russian-bazaar.com/ru/content/7362.htm ДОЧЬ ФАРАОНА // Русский базар, № 32 (485)]</ref>. На сцене вспыхивали яркие объяснительные надписи, дополняющие смысл происходящего — например, «Сон из минувшего» в финале пролога<ref name=bolsh/>.

Балет, как и задумывал его автор балетмейстер М. И. Петипа, стал знаменательным зрелищем.

== Следующие постановки ==
Балету, созданному всего за несколько недель в таких тяжелейших условиях, была уготована долгая и счастливая сценическая судьба<ref name=bolsh/>. Он на долгое время остался в репертуаре Петербургской императорской труппы. К 1879 году «Дочь фараона» прошла 150 раз, на юбилейном спектакле хореографу был преподнесен от публики лавровый венок<ref name=bazaar/>.

В 1864 году этот балет из Петербурга был перенесен на сцену московского Большого театра<ref name=bolsh/>. Московская премьера прошла 17 ноября 1864 года: художник [[Карл Фёдорович Вальц|К. Ф. Вальц]]; исполнители: ''Лорд Вильсон'' и ''Таор'' — [[Сергей Петрович Соколов|С. П. Соколов]], ''Джон Буль'' и ''Пасифонт'' — [[Вильгельм Ваннер|В. Ваннер]], ''Мумия'' и ''Аспиччия'' — [[Прасковья Прохоровна Лебедева|П. П. Лебедева]], ''Фараон'' — [[Фредерик Маловернь|Фредерик]], ''Царь Нубийский'' — [[Фёдор Андреевич Рейнсгаузен|Ф. А. Рейнсгаузен]], ''Рамзея'' — Н. Я. Рябова, ''Рыбак'' — [[Иван Алексеевич Ермолов|И. А. Ермолов]]<ref name=faraona/>. В роли Аспиччии позже были заняты [[Анна Иосифовна Собещанская|А. И. Собещанская]], [[Генриэтта Дор|Г. Дор]], [[Полина Михайловна Карпакова|П. М. Карпакова]], [[Мария Николаевна Горшенкова|М. Н. Горшенкова]] и др.
[[Файл:Pharoah's Daughter -Nile River Scene -Vera Karalli as Aspicia, Platon Karsvin as the Nile God -circa 1890.JPG|thumb|380 px|Сцена из балета «[[Дочь фараона (балет)|Дочь фараона]]». [[Вера Алексеевна Каралли|Вера Каралли]] — Аспиччия, [[Платон Константинович Карсавин|Платон Карсавин]] — Фараон (Мариинский театр, около 1890 г.)]]

Таким образом, балет шел в обеих императорских труппах — петербургской и московской.

И в обеих труппах там танцевали, сменяя друг друга, многие выдающиеся танцовщики, в Петербурге партию Аспиччии исполняли [[Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа|М. С. Петипа]], [[Александра Николаевна Кеммерер|А. Н. Кеммерер]], [[Генриэтта Дор|Г. Дор]], [[Александра Фёдоровна Вергина|А. Ф. Вергина]], [[Екатерина Оттовна Вазем|Е. О. Вазем]] и др.<ref name=faraona/>, причем [[Мария Сергеевна Суровщикова|М. С. Суровщикова-Петипа]] приняла эту роль сразу после Каролины Розати — она вышла в партии Аспиччии уже 4 октября 1862 года<ref name=duchesse>[http://duchesselisa.livejournal.com/137163.html?thread=4997067 Дневник одной фарфоровой куклы. Балетное соперничество Суровщиковой-Петипа и Муравьевой]</ref>. И танцевала с таким изяществом и талантом, что затмила прославленную первую исполнительницу. Обозреватель «Современного слова» писал: ''«Г-жа Муравьева в главной роли была выше всех похвал; это гора света между всеми бывшими и настоящими хореографическими алмазами. В этом балете проявилась в артистке не только самобытность ее громадного таланта, не только священный огонь в танцах, но даже драматизм в строгом смысле этого слова»''<ref name=duchesse/>. А о восторгах зрителей говорит появившийся стишок — тоже на исполнение Марии Суровщиковой-Петипа:
:: ''На извозчике ль я еду,''
:: ''Сяду ль что писать,''
:: ''Тороплюсь ли я к обеду,''
:: ''В карты ли играть,''
:: ''В переулке ль, средь салона…''
:: ''День ли, то ли ночь…''
:: ''Всё в уме Дочь фараона,''
:: ''Фараона дочь''<ref name=duchesse/>.
Правда, тут необходимо пояснить значение балетных представлений в то время — в середине 19 столетия русскому балету в жизни «приличного» столичного общества отводилась роль, сравнимая с сегодняшним положением футбола или рок-групп: полные аншлаги собирали не стадионы, а театральные залы. А зрители, вполне искушенные знатоки «в области балета» — ну как нынешние фанаты футбола и рок-групп — с легкостью улавливали разницу в исполнительском искусстве кумиров балетной сцены.

На какое-то короткое время балет ушел из театров, но очень скоро был возобновлен: в петербургском Мариинском театре — 10 ноября 1885 (Аспиччию танцевала — [[Вирджиния Цукки|В. Цукки]], позже [[Евгения Павловна Соколова|Е. П. Соколова]], [[Мария Николаевна Горшенкова|М. Н. Горшенкова]] и др.)<ref name=faraona/>, в московском Большом театре — 14 февраля 1892 года (балетмейстеры возобновления [[Лидия Николаевна Гейтен|Л. Н. Гейтен]] и [[Николай Фёдорович Манохин|Н. Ф. Манохин]] по хореографии Петипа, они же исполнили главные партии<ref name=faraona/>; ''Нубийский царь '' — [[Василий Фёдорович Гельцер|В. Ф. Гельцер]]).
[[Файл:Pharaoh's Daughter -Pas des chasseresses -1898 -1.JPG|thumb|left|420 px|Постановка 1898 г., Мариинский театр. Аспиччия — [[Матильда Кшесинская]], Рамзея — [[Ольга Иосифовна Преображенская|Ольга Преображенская]]]]
Следующее возобновление балета в Мариинке прошло 21 октября 1898 года<ref name=faraona/>. В этой редакции особенно прославилась исполнением роли Аспиччии [[Матильда Кшесинская]], которая считала этот балет своей «личной собственностью» и блистала в нем не только техникой, но и подаренными ей романовскими бриллиантами от Фаберже<ref name=bolsh/>. Как прима она редко допускала своих соперниц по сцене к этой партии, позволяя им выходить в роли Аспиччии лишь тогда, когда по какой-то причине она сама не могла. Чуть позже ее всё же сменяли [[Ольга Иосифовна Преображенская|О. И. Преображенская]], А. П. Павлова, Ю. Н. Седова, Л. Н. Егорова, Е. А. Смирнова, Е. П. Гердт и др. В других партиях: Король Нубии — [[Феликс Иванович Кшесинский|Ф. И. Кшесинский]], Фараон — [[Николай Сергеевич Аистов|Н. С. Аистов]], Рамзея — [[Анна Христиановна Иогансон|А. Х. Иогансон]].

Этот спектакль в самом начале ХХ века записал режиссер петербургской труппы [[Николай Григорьевич Сергеев|Н. Г. Сергеев]] — специальной хореографической записью, разработанной [[Владимир Иванович Степанов|В. И. Степановым]]. Когда после Октябрьской революции Н. Г. Сергеев уехал в эмиграцию, он взял все балетные записи с собой, сейчас его коллекция находится в библиотеке Гарвардского университета (США) и доступна всем деятелям балета.
[[Файл:220px-Pharaoh's Daughter -Hita -Pas des Caryatids -Sofia Fedorova & Unidentified as Slaves -1909.jpg|thumb|left|С. В. Фёдорова в балете «Дочь фараона». Москва, Большой театр]]
[[Файл:Karalli_fedorova.jpg|thumb|left|Каралли, Федорова II, Козлов II. Балет «Дочь Фараона». Фото с открытки начала ХХ века]]
27 ноября 1905 года прошла новая премьера в Москве (московский императорский Большой театр) — балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|Александр Горский]] создал свою редакцию балета, сочинив новое либретто в духе «научных открытий в области египтологии»<ref name=bolsh/> и реализма, выраставшего в недрах Московской императорской труппы от влияния театральных идей находящегося рядом, в Москве, [[Константин Сергеевич Станиславский|К. С. Станиславского]] и его Художественного театра. Оформили спектакль [[Константин Алексеевич Коровин|К. А. Коровин]], (декорации и костюмы), Н. А. Клодт, П. Я. Овчинников, Г. И. Голов (декорации). Горский несколько переиначил сюжет и имена персонажей, хотя основное действие и общий замысел оставил пежними — такими же, как создал Мариус Петиа; исполнители: Англичанин-турист (бывший ''Лорд Вильсон'' и ''Таор'') — [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. Д. Тихомиров]], его слуга — Поливанов, Мумия и Бинт-Анта — Г. Гримальди, Рамзес II (фараон таким образом приобрел вполне конкретное имя в соответствии с достижениями мировой археологии) — [[Иван Емельянович Сидоров|И. Е. Сидоров]], царь Хитарис (бывший нубийский король-завоеватель) — [[Михаил Михайлович Мордкин|М. М. Мордкин]], Хита — [[Софья Васильевна Фёдорова|С. В. Фёдорова]]<ref name=faraona/>.

В первые советские годы балет был снят с репертуара «за малую художественную ценность»<ref name=bolsh/> — новая власть, расценивавшая искусство как прислугу политического режима, под «художественной ценностью» понимала лишь лакейское поклонение.
{{youtube|jxLENkmuIh0|ДОЧЬ ФАРАОНА. НЕДОСКАЗАННОЕ. ЧАСТЬ 1. Николай Цискаридзе рассказывает о постановке балета в Большом театре}}
{{youtube|GxKrCCNwX14|ДОЧЬ ФАРАОНА. НЕДОСКАЗАННОЕ. ЧАСТЬ 2}}
Но в 1928 году — в конце НЭПовского периода — балет в последний раз перед длительным исчезновением вернулся в репертуар Ленинграда, тогда партию Аспиччии исполнила молодая балерина [[Марина Тимофеевна Семёнова|Марина Семенова]]<ref name=bolsh/>.

== Постановка Пьера Лакотта ==
А затем балет «Дочь фараона» надолго исчез из репертуара [[СССР|советских]] театров. А в других странах он и вовсе не ставился.

Этот балет должен был бы забыться, оставив по себе лишь воспоминания в архивных документах.

Но этого не произошло по той причине, что когда-то он был записан режиссером петербургской балетной труппы [[Николай Григорьевич Сергеев|Н. Г. Сергеевым]]. Никаких записей постановки в Москве в хореографии А. Горского, появившейся значительно позже первоначальной редакции М.Петипа, не сохранилось<ref name=bazaar/>, а вот хореография М. И. Петипа благодаря Н. Г. Сергееву — есть!

Эти записи, хранящиеся в американском Гарвардском университете, заинтересовали французского балетмейстера [[Пьер Лакотт|Пьера Лакотта]]. Он и возобновил через много лет балет «Дочь фараона»<ref>[http://botinok.co.il/node/58270 Как записывают балет?]</ref> на сцене московского Большого театра в 2003 году. А на следующий год, в 2004 году, он повторил эту постановку в Париже, в прославленном театре Парижской Оперы. Но всё же это не совсем хореография М. И. Петипа: Пьер Лакотт использовал прежнее либретто и танцевальные наработки Мариуса Петипа, но наполнил их танцами собственного сочинения, далеко не всегда соответствующими манере 19 столетия<ref name=bazaar/>. По-другому и быть не могло: слишком изменилась за это время балетная техника. Тем не менее этот балет сегодня жив, а хореография Мариуса Петипа в записях Н. Г. Сергеева, сохраненная в Гарвардском университете, еще ждет следующих разработчиков и балетмейстеров.

== На других языках ==
* [http://en.wikipedia.org/wiki/The_Pharaoh's_Daughter English]
* [http://fr.wikipedia.org/wiki/La_Fille_du_pharaon Français]

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Балеты по алфавиту]]
Редактор
3215
правок