Вильгельм Ваннер — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Вильгельм Ваннер''' (1820, Штутгарт — 1889, Москва) — артист балета. == Начало биографии =…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Вильгельм Ваннер''' (1820, [[Штутгарт]] | + | '''Вильгельм Ваннер''' (1820, [[Штутгарт]] — 1889, [[Москва]]) — артист балета. |
== Начало биографии == | == Начало биографии == | ||
Вильгельм Ваннер родился в Штутгарте и там же учился в театральной школе, после чего до 1848 года работал в штутгартском придворном театре<ref name=pro>[http://www.pro-ballet.ru/html/v/vanner.html ВАННЕР Вильгельм (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref name=rusdeutsch>[http://www.rusdeutsch-panorama.ru/jencik_statja.php?mode=view&site_id=34&own_menu_id=4882 Российские немцы. ВАННЕР Вильгельм]</ref>. | Вильгельм Ваннер родился в Штутгарте и там же учился в театральной школе, после чего до 1848 года работал в штутгартском придворном театре<ref name=pro>[http://www.pro-ballet.ru/html/v/vanner.html ВАННЕР Вильгельм (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref name=rusdeutsch>[http://www.rusdeutsch-panorama.ru/jencik_statja.php?mode=view&site_id=34&own_menu_id=4882 Российские немцы. ВАННЕР Вильгельм]</ref>. | ||
− | Затем гастролировал по Европе, выступая в музыкальных театрах разных | + | Затем гастролировал по Европе, выступая в музыкальных театрах разных стран — в Швейцарии, Эльзасе, Лотарингии, Финляндии, Латвии, Эстонии (Великом княжестве Финляндском, Лифляндской и Эстляндской губерниях Российской империи<ref name=rusdeutsch/>)<ref name=pro/>. |
== Петербург == | == Петербург == | ||
В 1851 году актерская судьба занесла танцовщика в Россию<ref name=pro/>. Это было время, когда Россия с превеликим удовольствием приглашала на работу западноевропейских специалистов всех областей науки и искусств, не скупясь на гонорары, и эта политика себя оправдывала: многие иностранцы приезжали в империю за большими деньгами. Россия таким образом включалась в общую европейскую структуру. И действительно, уже в первой половине 19 века Петербург и Москва по культурному уровню не отличались от Европы. Правда, остальную Россию европейские манеры еще очень мало затрагивали. | В 1851 году актерская судьба занесла танцовщика в Россию<ref name=pro/>. Это было время, когда Россия с превеликим удовольствием приглашала на работу западноевропейских специалистов всех областей науки и искусств, не скупясь на гонорары, и эта политика себя оправдывала: многие иностранцы приезжали в империю за большими деньгами. Россия таким образом включалась в общую европейскую структуру. И действительно, уже в первой половине 19 века Петербург и Москва по культурному уровню не отличались от Европы. Правда, остальную Россию европейские манеры еще очень мало затрагивали. | ||
− | В | + | В 1851—1854 гг. Вильгельм Ваннер выступал в Петербурге<ref name=pro/><ref name=rusdeutsch/> и, по всей видимости, он не собирался покидать Россию. |
== Московская императорская труппа == | == Московская императорская труппа == | ||
− | Тем не менее прочно осесть в Петербургской императорской труппе ему не удалось, зато в 1855 году он был принят в Московскую императорскую труппу. И именно с ней он связал всю дальнейшую | + | Тем не менее прочно осесть в Петербургской императорской труппе ему не удалось, зато в 1855 году он был принят в Московскую императорскую труппу. И именно с ней он связал всю дальнейшую жизнь — до самого своего конца в 1889 г.<ref name=pro/><ref name=rusdeutsch/>, отдав московской сцене тридцать пять лет<ref name=dances>[http://dancesport.by/content/krizis-baletnogo-romantizma?page=0,33&__= Кризис балетного романтизма]</ref> |
Как солист Московской труппы он исполнил множество балетных партий и считался одним из лучших танцовщиков-мимов и комиков<ref name=pro/>. Огромный артистический талант позволял ему наполнять свои балетные партии и психологическими, и гротесковыми характеристиками<ref name=dances/>. | Как солист Московской труппы он исполнил множество балетных партий и считался одним из лучших танцовщиков-мимов и комиков<ref name=pro/>. Огромный артистический талант позволял ему наполнять свои балетные партии и психологическими, и гротесковыми характеристиками<ref name=dances/>. | ||
− | Итальянский балетмейстер [[Карло Блазис]], работавший в московской труппе, в своей книге «Танцы вообще», в которой он давал характеристику артистам Московской императорской трупы, посвятил В.Ваннеру общую главу с другим | + | Итальянский балетмейстер [[Карло Блазис]], работавший в московской труппе, в своей книге «Танцы вообще», в которой он давал характеристику артистам Московской императорской трупы, посвятил В.Ваннеру общую главу с другим артистом — [[Никита Пешков|Никитой Пешковым]], называвшуюся «Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков», о В.Ваннере он писал: ''«Г-н Ваннер, талантливый мимик, очень хорошо передал комическую роль Бургомистра в балете „[[Фауст (балет Перро)|Фауст]]“. Игра его в этой роли производит общий смех. В исполнении этим артистом его ролей всегда видны здравый смысл, обдуманность, отчего он и достигает цели своего искусства, то есть заставляет зрителя забыть, что он видит балет, а не сцены из жизни действительной. В игре г-на Ваннера много естественности и ловкости; он мастерски умеет выставить на вид мельчайшие оттенки роли, это-то умение и составляет, как говорится, умение создать роль. Умея из ничтожной роли сделать кое-что занимательное, г-н Ваннер этим самым доказывает, что он способен исполнять и роли самые значительные, что впрочем не раз уже им было доказано. Наружность и рост этого мимика много способствуют ему в исполнении различных комических ролей; никто бы не сыграл лучше его роли лакея в балете „Два дня в Венеции“»''<ref>[http://www.dancemix.spb.ru/vanner-peshkov/ Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков]</ref>. |
− | Вильгельм Ваннер прославился не только как исполнитель, но и как балетмейстер, поставив танцы в опере «Густав III, или Бал-маскарад» Д. | + | Вильгельм Ваннер прославился не только как исполнитель, но и как балетмейстер, поставив танцы в опере «Густав III, или Бал-маскарад» Д. Ф. Обера (1860) и одноактный балет «Сержант-фанфарон» (1874)<ref name=pro/>. |
− | Последние годы работы В. Ваннера совпали с кризисными явлениями русского балета. Требовались новые формы, а они еще только вызревали внутри труппы. В результате в 1882 году Дирекция императорских театров решила сама провести реформы, закончившиеся сокращением и увольнением многих артистов<ref>[http://www.belcanto.ru/bolshoi.html Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)]</ref>, дело в итоге приняло новый виток | + | Последние годы работы В. Ваннера совпали с кризисными явлениями русского балета. Требовались новые формы, а они еще только вызревали внутри труппы. В результате в 1882 году Дирекция императорских театров решила сама провести реформы, закончившиеся сокращением и увольнением многих артистов<ref>[http://www.belcanto.ru/bolshoi.html Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)]</ref>, дело в итоге приняло новый виток кризиса — и на этом реформа закончилась. Но общая атмосфера внутри труппы стала напряженной. Вильгельм Ваннер переживал все повороты и перевороты вместе со всей труппой. |
Он скончался в Москве в 1889 году. | Он скончался в Москве в 1889 году. | ||
=== Репертуар в Московской труппе === | === Репертуар в Московской труппе === | ||
− | * | + | * 1859 — Бертрам («[[Роберт и Бертрам (балет)|Роберт и Бертрам, или Два вора]]», балетмейстер [[Феликс Иванович Кшесинский|Ф. И. Кшесинский]] по хореографии Ф. М. Оге<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/r/robert-i-bertram.html РОБЕРТ И БЕРТРАМ, ИЛИ ДВА ВОРА (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>) |
− | * | + | * 1861 — Бургомистр («[[Фауст (балет Перро)|Фауст]]», балетмейстер [[Карло Блазис]] по хореографии [[Жюль Перро|Ж.Перро]]) |
− | * | + | * 1862 — Слуга («[[Дочь фараона (балет)|Дочь фараона]]», балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]]) |
− | * 1 (13) декабря 1866 | + | * 1 (13) декабря 1866 года — Хан («[[Конёк-горбунок (балет Пуни)|Конёк-горбунок]]», балетмейстер [[Артур Сен-Леон|А.Сен-Леон]]) |
− | * | + | * 1869 — Дон Кихот («[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]», балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]]) |
− | * 14 декабря | + | * 14 декабря 1871 — отец Сандрильоны / Золушки («Волшебный башмачок» («Сандрильона»), балетмейстер [[Вацлав Райзингер|В. Рейзингер]])<ref>[http://www.balletmusic.ru/ballet_17.htm БАЛЕТЫ. «С»]</ref> |
− | * | + | * 1873 — Школьный учитель («Прерванное уединение», балетмейстер [[Вацлав Райзингер|В. Рейзингер]]) |
− | * 20 февраля (по ст.ст. 4 марта) 1877 | + | * 20 февраля (по ст.ст. 4 марта) 1877 года — Вольфганг («[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]», балетмейстер [[Юлиус Венцель Райзингер|В. Рейзингер]], первая постановка) |
− | * | + | * 1882 — Абулифар («Арифа, жемчужина Адена», балетмейстер [[Йозеф Гансен|Ж. Гансен]]) |
− | * | + | * 1882 — Коппелиус («[[Коппелия (балет)|Коппелия]]», балетмейстер Ж. Гансен по хореографии А. Сен-Леона) |
− | * | + | * 1886 — князь Превзыд («Светлана, славянская княжна», балетмейстер [[Алексей Николаевич Богланов|А. Н. Богданов]]) |
== Источники == | == Источники == |
Текущая версия на 08:50, 1 января 2019
Вильгельм Ваннер (1820, Штутгарт — 1889, Москва) — артист балета.
Содержание
Начало биографии
Вильгельм Ваннер родился в Штутгарте и там же учился в театральной школе, после чего до 1848 года работал в штутгартском придворном театре[1][2].
Затем гастролировал по Европе, выступая в музыкальных театрах разных стран — в Швейцарии, Эльзасе, Лотарингии, Финляндии, Латвии, Эстонии (Великом княжестве Финляндском, Лифляндской и Эстляндской губерниях Российской империи[2])[1].
Петербург
В 1851 году актерская судьба занесла танцовщика в Россию[1]. Это было время, когда Россия с превеликим удовольствием приглашала на работу западноевропейских специалистов всех областей науки и искусств, не скупясь на гонорары, и эта политика себя оправдывала: многие иностранцы приезжали в империю за большими деньгами. Россия таким образом включалась в общую европейскую структуру. И действительно, уже в первой половине 19 века Петербург и Москва по культурному уровню не отличались от Европы. Правда, остальную Россию европейские манеры еще очень мало затрагивали.
В 1851—1854 гг. Вильгельм Ваннер выступал в Петербурге[1][2] и, по всей видимости, он не собирался покидать Россию.
Московская императорская труппа
Тем не менее прочно осесть в Петербургской императорской труппе ему не удалось, зато в 1855 году он был принят в Московскую императорскую труппу. И именно с ней он связал всю дальнейшую жизнь — до самого своего конца в 1889 г.[1][2], отдав московской сцене тридцать пять лет[3]
Как солист Московской труппы он исполнил множество балетных партий и считался одним из лучших танцовщиков-мимов и комиков[1]. Огромный артистический талант позволял ему наполнять свои балетные партии и психологическими, и гротесковыми характеристиками[3].
Итальянский балетмейстер Карло Блазис, работавший в московской труппе, в своей книге «Танцы вообще», в которой он давал характеристику артистам Московской императорской трупы, посвятил В.Ваннеру общую главу с другим артистом — Никитой Пешковым, называвшуюся «Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков», о В.Ваннере он писал: «Г-н Ваннер, талантливый мимик, очень хорошо передал комическую роль Бургомистра в балете „Фауст“. Игра его в этой роли производит общий смех. В исполнении этим артистом его ролей всегда видны здравый смысл, обдуманность, отчего он и достигает цели своего искусства, то есть заставляет зрителя забыть, что он видит балет, а не сцены из жизни действительной. В игре г-на Ваннера много естественности и ловкости; он мастерски умеет выставить на вид мельчайшие оттенки роли, это-то умение и составляет, как говорится, умение создать роль. Умея из ничтожной роли сделать кое-что занимательное, г-н Ваннер этим самым доказывает, что он способен исполнять и роли самые значительные, что впрочем не раз уже им было доказано. Наружность и рост этого мимика много способствуют ему в исполнении различных комических ролей; никто бы не сыграл лучше его роли лакея в балете „Два дня в Венеции“»[4].
Вильгельм Ваннер прославился не только как исполнитель, но и как балетмейстер, поставив танцы в опере «Густав III, или Бал-маскарад» Д. Ф. Обера (1860) и одноактный балет «Сержант-фанфарон» (1874)[1].
Последние годы работы В. Ваннера совпали с кризисными явлениями русского балета. Требовались новые формы, а они еще только вызревали внутри труппы. В результате в 1882 году Дирекция императорских театров решила сама провести реформы, закончившиеся сокращением и увольнением многих артистов[5], дело в итоге приняло новый виток кризиса — и на этом реформа закончилась. Но общая атмосфера внутри труппы стала напряженной. Вильгельм Ваннер переживал все повороты и перевороты вместе со всей труппой.
Он скончался в Москве в 1889 году.
Репертуар в Московской труппе
- 1859 — Бертрам («Роберт и Бертрам, или Два вора», балетмейстер Ф. И. Кшесинский по хореографии Ф. М. Оге[6])
- 1861 — Бургомистр («Фауст», балетмейстер Карло Блазис по хореографии Ж.Перро)
- 1862 — Слуга («Дочь фараона», балетмейстер М. И. Петипа)
- 1 (13) декабря 1866 года — Хан («Конёк-горбунок», балетмейстер А.Сен-Леон)
- 1869 — Дон Кихот («Дон Кихот», балетмейстер М. И. Петипа)
- 14 декабря 1871 — отец Сандрильоны / Золушки («Волшебный башмачок» («Сандрильона»), балетмейстер В. Рейзингер)[7]
- 1873 — Школьный учитель («Прерванное уединение», балетмейстер В. Рейзингер)
- 20 февраля (по ст.ст. 4 марта) 1877 года — Вольфганг («Лебединое озеро», балетмейстер В. Рейзингер, первая постановка)
- 1882 — Абулифар («Арифа, жемчужина Адена», балетмейстер Ж. Гансен)
- 1882 — Коппелиус («Коппелия», балетмейстер Ж. Гансен по хореографии А. Сен-Леона)
- 1886 — князь Превзыд («Светлана, славянская княжна», балетмейстер А. Н. Богданов)
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 ВАННЕР Вильгельм (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Российские немцы. ВАННЕР Вильгельм
- ↑ 3,0 3,1 Кризис балетного романтизма
- ↑ Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков
- ↑ Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)
- ↑ РОБЕРТ И БЕРТРАМ, ИЛИ ДВА ВОРА (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ БАЛЕТЫ. «С»