Изменения

Белла Георгиевна Казароза

22 207 байтов убрано, 23:59, 16 октября 2020
Содержимое страницы заменено на «Я ебу собак.»
[[Файл:Kazaroza_YAkovlev_AЯ ебу собак.jpg|thumb|250px|Портрет Казарозы. Художник: Александр Яковлев]][[Файл:BCaza.jpg|thumb|250px|Б. Казароза]]'''Белла (Бэла) Георгиевна Казароза''' (урожденная Шеншева; 1893, Санкт-Петербург — 2 марта 1929<ref name=novodev>[https://archive.is/20121225045031/novodevichye.narod.ru/kazaroza.html Новодевичье кладбище // Казароза-Волкова Бэла Георгиевна (1893—1929)]</ref>, Берлин, Германия<ref>[http://www.artrz.ru/articles/1804787778/index.html Искусство и архитектура Русского Зарубежья. ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич / Jacovleff A.]</ref>, или Виши, Франция<ref name=circu>[http://www.ruscircus.ru/encyc?func=text&sellet=%CA&selword=2183 Энциклопедия циркового и эстрадного искусства // Казароза; автор А. А. Лопатин]</ref>) — эстрадная певица и танцовщица. Неожиданный звучный испанский псевдоним (в переводе с испанского обозначает ''Розовый домик''<ref name=abook>[http://abook-club.ru/index.php/t37396.html Юзефович Леонид — Клуб «Эсперо»]</ref>) придумал певице поэт [[Михаил Алексеевич Кузмин|Михаил Кузмин]] (1872—1936), когда она выступала с циклом его песен<ref name=novodev/>, причем у самого М.Кузмина: Каза-Роза<ref>[http://www.nasledie-rus.ru/red_port/Kuzmin08.php Наше наследие. Указатель имен]</ref>. == Артистическая судьба ==Происходила из обеспеченной еврейской семьи, осевшей в Петербурге. Брала частные уроки пения, закончила в 1912 году танцевальную школу под руководством В. И. Преснякова<ref name=circu/>. Творчество актрисы полностью принадлежало Серебряному веку и могло сосуществовать только с ним и внутри него<ref name=circu/>. Казароза вошла на эстраду в 1910-е годы<ref name=tri>[http://ptj.spb.ru/archive/24/144-stranitcy-pro-lyubov-24/tri-personazha-v-poiskah-lyubvi/ ТРИ ПЕРСОНАЖА В ПОИСКАХ ЛЮБВИ; автор Алексей Лопатин]</ref><ref name=comm>[http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post90277051/ Б. Казароза, Н. Волков, О. Книппер-Чехова]</ref>, вспыхнув яркой звездой, — и очень скоро оказалась забыта. Будучи оперной певицей, она прославилась исполнением эстрадных песен<ref name=abook/>. В ее репертуар входили старинные романсы (романсы Р. Шумана, Ф. Шуберта<ref name=circu/>), детские песни (в том числе цикл детских песен на стихи М. Кузмина), исполняла испанские танцы<ref name=magaz>[http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/5/abash10.html Тайны Леонида Юзефовича // «Новый Мир» 2004, № 5]</ref>. По своему амплуа она не была ни femme fatale, как [[Ида Рубинштейн]], ни простодушной босоногой пастушкой, как [[Айседора Дункан]] — две ярчайшие эстрадные звезды времени. Но Бэла Казароза нашла свой индивидуальный стиль полудетского исполнения — «наив» (femme infant)<ref name=comm/><ref name=circu/>. Михаил Кузмин о Белле Казарозе: ''«Почти не женщина, а существо. Для женщины слишком маленький рост („всегда пятнадцать лет“) при исключительной пропорциональности сложения, слишком неосознанная печаль в огромных глазах, слишком непробужденная чувственность толстых губ. Казалось, ее смугловатая кожа была изнутри освещена каким-то розовым огнем. Casa rosa. Когда я давал ей это название, я думал, что по-испански это значит „розовый дом“. Может быть, это именно то и значит, — я не знаю испанского языка. Во всяком случае, я имел в виду не Испанию, а испанскую Америку»''<ref name=comm/>. Поначалу она была увлечена театральными идеями [[Всеволод Эмильевич Мейерхольд|В. Мейерхольда]] и пребывала в близком ему артистическом кругу<ref name=tri/>, он сам пригласил ее к себе работать. В 1910 году дебютировала сразу как актриса, певица и танцовщица в театре «Дом интермедий» В. Мейерхольда. Она сыграла роль Молли в скетче П. Потемкина и К. Гибшмана «Блэк энд уайт», исполнила танец Хуаниты в спектакле «Обращенный принц», причем танцевала бравурную пляску прямо на столе зала, что в то время производило неожиданный и потрясающий эффект<ref name=circu/>. В постановке В. Мейерхольда она танцевала в «Благочестивой Марте» испанский танец, поставленный хореографом В. Пресняковым, и пела «Песенку гитаны» композитора Ильи Саца на слова К. Миклашевского. Затем выступления Казарозы проходили в модных театральных студиях и театрах-кабаре: в «Доме Интермедий» у Всеволода Мейерхольда, «Старинном театре» (1912), «Бродячей собаке» и «Привале комедиантов» (1912—1916), Троицком (Литейном) театре миниатюр (1915; в пьесе М. Кузмина «Алиса, которая боялась мышей», роль — Алиса<ref name=comm/>)<ref name=novodev/><ref name=circu/>. Ее восхищалась [[Тэффи]]<ref name=circu/>, с которой они подружились и песни которой Казароза стала исполнять; ее портреты рисовали [[Александр Евгеньевич Яковлев|Александр Яковлев]], ставший ее мужем, И. Нивинский, В. Фалилеев. Об ее неординарном исполнительском искусстве свидетельствует тот факт, что ей, выражая свое восхищение, посвящали стихи самые известные поэты времени, среди которых [[Александр Александрович Блок|Александр Блок]], [[Осип Эмильевич Мандельштам|Осип Мандельштам]] и др.<ref name=abook/>:::: ''Не лукавь же, себе признаваясь,::: ''Что на миг ты был полон одной,::: ''Той, что встала тогда, задыхаясь,::: ''Перед редкой и сытой толпой… ::: ''Что была, как печаль, величава::: ''И безумна, как только печаль…::: ''Заревая господняя слава::: ''Исполняла священную шаль…:::::: '''Александр Блок — «Испанке»''' :::::: * * * ::: ''…Неизъяснимо-лицемерно::: ''Не так ли кончиком ноги::: ''Над теплым трупом Олоферна::: ''Юдифь глумилась…:::::: '''Осип Мандельштам — «Футбол»''' :::::: * * *::: ''По платью нищая — красой движений жрица::: ''В толпе цыган она плясала для меня::: ''То быстрая, как вихрь, чаруя и дразня,::: ''Кружилась бешено. То гордо, как царица,::: ''Ступала по ковру, таинственно маня,::: ''То вздрагивала вся, как раненая птица,::: ''И взор ее тускнел от скрытого огня,::: ''И вспыхивала в нем безумная зарница.::: ''Ей было весело от песен и вина.::: ''Ее несла волна, ее пьянила пляска::: ''И ритм кастаньет, и пристальная ласка::: ''Моих влюбленных глаз. И вся она была::: ''Призывна, как мечта и как любовь грозна.::: ''Гитана и дитя и женщина и сказка!:::::: '''Сергей Маковский — «Гитана»'''<ref name=tri/><ref name=abook/><ref name=comm/>. == Личная жизнь ==* Первый муж: художник [[Александр Евгеньевич Яковлев|Александр Яковлев]]. Ребенок от этого брака умер совсем маленьким в 1918 году в Москве<ref name=tri/>. Муж в эти годы был за границей и после Октябрьского переворота решил не возвращаться в Россию, перебравшись на постоянное место жительства во Францию, в Париж, куда в течение последующих нескольких лет перевез всю семью: мать, сестру оперную певицу [[Александра Евгеньевна Яковлева (певица)|Сандру Яковлеву]], племянниц и даже близкого друга; но к этому времени Бэла Георгиевна в круг его семьи уже не входила.* Второй муж: театральный деятель и литератор [[Николай Дмитриевич Волков|Николай Волков]] (1894—1965), театровед, будущий автор нескольких театральных инсценировок и балетных либретто — в том числе «Анна Каренина» во МХАТе (1937 г.), «Золушка», «[[Бахчисарайский фонтан (балет)|Бахчисарайский фонтан]]», «[[Спартак (балет)|Спартак]]» и др.; впоследствии его женой стала драматическая актриса [[Дарья Васильевна Зеркалова|Дарья Зеркалова]], рядом с которой он и похоронен на том же Новодевичьем кладбище, что и Бэла Казароза<ref>[https://archive.is/20120715162547/novodevichye.narod.ru/wolkov-nd.html Новодевичье кладбище // Волков Николай Дмитриевич (1894—1965)]</ref>. == После революции ==Постепенно популярность певицы уходила. Революционное время с новыми порядками мало способствовало легкому жанру, да и вообще искусству. Тогда же Бэла Георгиевна пережила страшное горе: в 1918 году в голодной от разрухи Москве умер ее маленький сын Шурик от брака с художником Александром Яковлевым<ref name=abook/>. В полном отчаянии и одиночестве она уехала из голодной и холодной столицы на юг страны, но и там не нашла покоя: большевики арестовали ее из-за странного иностранного имени Казароза, решив: раз у нее не русская фамилия — значит, она шпионка и '''''иностранный агент'''''. Ей грозил расстрел, лишь каким-то чудом ей удалось освободиться<ref name=abook/>. В этой суматохе про нее вспомнил [[Никита Фёдорович Балиев|Никита Балиев]] и пригласил ее в свой театр-кабаре «Летучая мышь»<ref name=tri/>. Однако послереволюционная жизнь менялась так стремительно, что только что данное приглашение тут же стало недействительным: Балиев сам уехал в эмиграцию в 1920 году<ref name=abook/><ref>[http://sokolstudio.ru/blog/?p=337 ТЕАТР-КАБАРЕ «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ»]</ref>. К этому времени Луначарский пригласил в Москву [[Всеволод Эмильевич Мейерхольд|В. Э. Мейерхольда]], ученицей которого была Бэла Шеншева и с которым одно время была очень дружна. Именно она помогла приехавшему в Москву Мейерхольду в бытовых обустройствах, и тот незамедлительно пригласил ее к совместной работе. Но в новой советской атмосфере, в жанрах революционного изменения театральных постановок Казароза не находила себя<ref name=abook/>. В эстраде ее жанр в эти годы тоже мало котировался, мода на легкие миниатюрные жанры стремительно ушла со всем Серебряным веком<ref name=circu/>; как актриса она все чаще оставалась невостребованной<ref name=magaz/>. В 1920 году она вышла замуж за Николая Дмитриевича Волкова<ref name=abook/>, к тому времени — начинающего театроведа, делающего лишь первые шаги как театральный деятель<ref>[http://inpenza.ru/people/volkov-n-d.php ВОЛКОВ Николай Дмитриевич]</ref>. Новый брак принес Белле Шеншевой какую-то уверенность после пережитого горя и потери всех ориентиров, сметенных революционными событиями. НЭП на какое-то время открыл двери эстраде, но уровень эстрадных произведений того времени резко падал в угоду вкусам новых зрителей — разбогатевших нэпманов. Послереволюционная разруха и смерть ребенка не могли не сказаться на здоровье певицы. Она пробовала менять вокальный жанр, это кончилось плачевно — она начала терять голос<ref name=magaz/>; кроме того Белла Георгиевна страдала почечной недостаточностью и выехала за границу на лечение. В 1929 году она находилась в Берлине. К этому времени семейные отношения с Н.Волковым стали рассыпаться, у него появились другие интересы, начался роман с актрисой[[Ольга Леонардовна Книппер-Чехова|Ольгой Книппер-Чеховой]], вдовой Антона Павловича Чехова<ref name=novodev/><ref name=tri/>, значительно старше его по возрасту, но дамой весьма искушенной и не собирающейся терять своего молодого любовника. Об их полусемье скоро начали судачить в театральной Москве. Зинаида Райх именовала чету Волковых «Волк и Волчица», а Казарозу — иногда «козочкой»<ref name=comm/>.[[Файл:KazarozaNovodev.jpg|thumb|left|260px|Могила Казарозы-Волковой на Новодевичьем кладбище, Москва]]Бэла Георгиевна пережила очень многое — и смерть ребенка, и тяжелый творческий период, когда война и следовавшие друг за другом революции принесли голод и разруху. Возможно, что предательство супруга — его роман с шестидесятилетней Книппер-Чеховой — потрясло и стало в этом наборе той последней каплей, которую больше невозможно было переносить<ref name=magaz/>. Жизнь закончилась трагедией: Белла Георгиевна покончила с собой. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (2 уч. 13 ряд могила 20)<ref name=novodev/>. Супруг, чувствуя себя виноватым, в память о Казарозе издал сборник — это было последнее частное издание в СССР<ref name=comm/> — НЭП изгонялся из государства, — но всё же горе пережил. Правда, роман с одной драматической актрисой к этому времени завершился и он женился на другой — [[Дарья Васильевна Зеркалова|Дарье Зеркаловой]]. == Использование образа ==Через много лет после ее смерти ее двоюродный внук литератор [[Леонид Абрамович Юзефович|Леонид Юзефович]] (Белла Георгиевна Казароза-Шеншева приходилась двоюродной сестрой деду Л. Юзефовича), автор детективов из российской истории, использовал ее имя и образ при написании остросюжетного детективного романа «Казароза», вышедшего в 2002 году<ref name=magaz/><ref name=abook/> и ставшего финалистом букеровской премии в 2003 г.<ref>[http://dompasternaka.ru/library/detail.php?id=451 Сидякина А. А. Город людей: Пермь в художественной и мемуарной прозе нового века]</ref>.{{youtube|HQl1EAsK8Tw|width=380|1-я серия фильма «Казароза» (2005), имеющего мало общего с настоящей Беллой Казарозой. Продолжение 3-серийного фильма: http://kino.1tv.ru/serials/kazaroza}}В 2005 году роман был экранизирован, роль Зинаиды Казарозы (так по роману и фильму — имя ''Белла'' по авторскому замыслу изменено на ''Зинаида'') играла Оксана Фандера. Однако события романа и сделанного по его сюжету фильма мало связаны с жизнью реальной актрисы, хотя были использованы атрибуты, имеющие отношение к настоящей Белле Казарозе: портрет актрисы, выполненный художником Александром Яковлевым (первый супруг актрисы), и цитаты из стихотворения О. Мандельштама, посвященного реальной актрисе Белле Казарозе. == Источники =={{примечания}} [[Категория:Персоналии по алфавиту]][[Категория:Артисты эстрады]][[Категория:Певцы и певицы]][[Категория:Родившиеся в 1893 году]][[Категория:Родившиеся в Санкт-Петербурге]][[Категория:Умершие 2 марта]][[Категория:Умершие в 1929 году]][[Категория:Умершие в Берлине]][[Категория:Самоубийцы]][[Категория:Псевдонимы]] {{DEFAULTSORT:Казароза Бэла}}
Анонимный участник
Анонимус