Анисья Александровна Булахова — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Bulahova_Anisya.jpg|240px|thumb]]
 
[[Файл:Bulahova_Anisya.jpg|240px|thumb]]
'''Анисья Александровна Булахова''' (урождённая Лаврентьева, сценический псевдоним Лаврова; 27 декабря 1831 (8 января 1832) 1920) русская оперная певица (сопрано). Жена [[Павел Петрович Булахов|Павла Петровича Булахова]]<ref name=slov>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Булахова%20Анисья%20Александровна/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008 // Булахова Анисья Александровна]</ref><ref name=academ>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/14023/Булахова Большая биографическая энциклопедия // Булахова, Анисья Александровна]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/396/Булаховы. Москва. Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992. Булаховы]</ref>.
+
'''Анисья Александровна Булахова''' (урождённая Лаврентьева, сценический псевдоним Лаврова; 27 декабря 1831 (8 января 1832) — 1920) — русская оперная певица (сопрано). Жена [[Павел Петрович Булахов|Павла Петровича Булахова]]<ref name=slov>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Булахова%20Анисья%20Александровна/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008 // Булахова Анисья Александровна]</ref><ref name=academ>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/14023/Булахова Большая биографическая энциклопедия // Булахова, Анисья Александровна]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/396/Булаховы. Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992. Булаховы]</ref>.
  
С 1843 обучалась в Московском театральном училище при императорской труппе<ref name=slov/>, окончив которое, в 1849 г. была принята в саму труппу, дебютировав на сцене Большого театра в роли Изабеллы оперы «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера<ref name=slov/>. В течение 1849—1852 гг. солистка московской императорской труппы.
+
С 1843 обучалась в Московском театральном училище при императорской труппе<ref name=slov/>, окончив которое, в 1849 г. была принята в саму труппу, дебютировав на сцене Большого театра в роли Изабеллы оперы «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера<ref name=slov/>. В течение 1849—1852 гг. — солистка московской императорской труппы.
  
В 1852 году была переведена в [[Петербургская императорская труппа|Петербургскую императорскую труппу]], где прослужила также солисткой до 1872 года — до самого конца своей творческой карьеры<ref name=academ/>.
+
В 1852 году была переведена в [[Петербургская императорская труппа|Петербургскую императорскую труппу]], где прослужила также солисткой до 1872 года — до самого конца своей творческой карьеры<ref name=academ/>.
  
 
Вскоре после прибытия в Петербург, в 1854 году, стала женой известного певца и музыкального деятеля Павла Петровича Булахова, представителя известной музыкальной семьи.
 
Вскоре после прибытия в Петербург, в 1854 году, стала женой известного певца и музыкального деятеля Павла Петровича Булахова, представителя известной музыкальной семьи.
Строка 10: Строка 10:
 
Критика не сразу приняла и распознала ее артистический талант, первоначально отмечая холодность певицы, однако постепенно ее сценический опыт возрастал, рос и зрительский успех. Она обладала не сильным по звучанию, но приятным по тембру голосом, в особенности в верхнем регистре и в совершенстве владела колоратурой<ref name=slov/>, а кроме того отличалась яркой сценической внешностью, что крайне важно для артистической деятельности. Как певица Анисья Александровна занимала одно из важных мест в русской опере, став исполнительницей огромного количества партий в разных оперных спектаклях.
 
Критика не сразу приняла и распознала ее артистический талант, первоначально отмечая холодность певицы, однако постепенно ее сценический опыт возрастал, рос и зрительский успех. Она обладала не сильным по звучанию, но приятным по тембру голосом, в особенности в верхнем регистре и в совершенстве владела колоратурой<ref name=slov/>, а кроме того отличалась яркой сценической внешностью, что крайне важно для артистической деятельности. Как певица Анисья Александровна занимала одно из важных мест в русской опере, став исполнительницей огромного количества партий в разных оперных спектаклях.
  
Драматический актер [[Александр Александрович Нильский|A. A. Нильский]] в книге своих воспоминаний называет A. А. Булахову одной из лучших певиц Петербургской императорской труппы: '' «В числе ее представителей [(русская опера Петербургской императорской сцены — Cyclowiki)] было не много талантливых людей: Д. М. Леонова, A. А. Булахова, Латышева, О. А. Петров да Артемовский»''<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=9 ''A. A. Нильский''. Актер с. петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 9)]</ref>.
+
Драматический актер [[Александр Александрович Нильский|A. A. Нильский]] в книге своих воспоминаний называет A. А. Булахову одной из лучших певиц Петербургской императорской труппы: ''«В числе ее представителей [(русская опера Петербургской императорской сцены — Cyclowiki)] было не много талантливых людей: Д. М. Леонова, A. А. Булахова, Латышева, О. А. Петров да Артемовский»''<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=9 ''A. A. Нильский''. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 9)]</ref>.
  
 
Среди исполнений:
 
Среди исполнений:
 
* Изабелла («[[Роберт-дьявол (опера)|Роберт-Дьявол]]» Дж. Мейербера, этой партией дебютировала в 1849 году в московском Большом театре),
 
* Изабелла («[[Роберт-дьявол (опера)|Роберт-Дьявол]]» Дж. Мейербера, этой партией дебютировала в 1849 году в московском Большом театре),
* Леста («[[Русалка, или Дева Дуная (цикл опер)|Днепровская русалка]]» на основе музыки Ф. Кауэра),
+
* Леста («[[Русалка, или Дева Дуная (цикл опер)|Днепровская русалка]]» на основе музыки Ф. Кауэра);
* Маша («[[Катарино Кавос#Опера «Иван Сусанин»|Иван Сусанин]]» [[Катарино Кавос|К. Кавоса]]),
+
* Маша («[[Катарино Кавос#Опера «Иван Сусанин»|Иван Сусанин]]» [[Катарино Кавос|К. Кавоса]]);
* Аннхен («Вольный стрелок» К. М. Вебера), дебют в Петербургской труппе в 1852 г.<ref name=slov/>.
+
* Аннхен («Вольный стрелок» К. М. Вебера), дебют в Петербургской труппе в 1852 г.<ref name=slov/>
 
* Ксения («Куликовская битва» А. Рубинштейна);
 
* Ксения («Куликовская битва» А. Рубинштейна);
* Эльвира («Пуритане» В. Беллини),
+
* Эльвира («Пуритане» В. Беллини);
* Элеонора («Алессандро Страделла» Ф. Флотова),
+
* Элеонора («Алессандро Страделла» Ф. Флотова);
* Адина («Любовный напиток» Г. Доницетти).
+
* Адина («[[Любовный напиток (опера)|Любовный напиток]]» Г. Доницетти);
* Наташа («[[Русалка (опера Даргомыжского)|Русалка]]» А. Даргомыжского, 1856); первая исполнительница; но критика отметила неудачное исполнение<ref name=slov/>,
+
* Наташа («[[Русалка (опера Даргомыжского)|Русалка]]» А. Даргомыжского, 1856); первая исполнительница; но критика отметила неудачное исполнение<ref name=slov/>;
* Антонида («Жизнь за царя» М. Глинки)
+
* Антонида («Жизнь за царя» М. Глинки);
* Людмила («Руслан и Людмила» М. Глинки); партии Антониды и Людмилы исполняла в петербургском Большом театре после М. Степановой и Е. Семёновой при жизни М. Глинки<ref name=slov/>,
+
* Людмила («[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» М. Глинки); партии Антониды и Людмилы исполняла в петербургском Большом театре после [[Мария Матвеевна Степанова|М. Степановой]] и Е. Семёновой при жизни М. Глинки<ref name=slov/>;
* Леди Гарриета Дургам («Марта, или Ричмондский рынок» Ф. Флотова, 1856), первая исполнительница в России,
+
* Леди Гарриета Дургам («Марта, или Ричмондский рынок» Ф. Флотова, 1856), первая исполнительница в России;
* Цигаретта («Индра» Ф. Флотова, 1857), первая исполнительница в России,
+
* Цигаретта («Индра» Ф. Флотова, 1857), первая исполнительница в России;
* Рахиль («Жидовка» Ж. Ф. Галеви, 1859), первая исполнительница в России,
+
* Рахиль ([[Жидовка (опера)|«Жидовка»]] Ж. Ф. Галеви, 1859), первая исполнительница в России;
* Анна Пэдж («Виндзорские кумушки» О. Николаи, 1859), первая исполнительница в России,
+
* Анна Пэдж («Виндзорские кумушки» О. Николаи, 1859), первая исполнительница в России;
* Эсмеральда («Эсмеральда» А. Даргомыжского, 1859), Даргомыжский отмечал ее особый успех в этой опере<ref name=slov/>,
+
* Эсмеральда ([[Эсмеральда (опера)|«Эсмеральда»]] А. Даргомыжского, 1859), Даргомыжский отмечал ее особый успех в этой опере<ref name=slov/>;
* Мария («Мазепа» Б. Фитингофа-Шеля, 1859), первая исполнительница,
+
* Мария («Мазепа» Б. Фитингофа-Шеля, 1859), первая исполнительница;
* Илия («Кроатка, или Соперницы» О. И. Дютша, 1860), первая исполнительница;
+
* Илия («Кроатка, или Соперницы» О. И. Дютша, 1860), первая исполнительница;
 
* Изабелла («Гонзаго»/«Густав III, или Бал-маскарад» Д. Обера, 1860), первая исполнительница в России.
 
* Изабелла («Гонзаго»/«Густав III, или Бал-маскарад» Д. Обера, 1860), первая исполнительница в России.
  

Текущая версия на 12:59, 6 июля 2017

Bulahova Anisya.jpg

Анисья Александровна Булахова (урождённая Лаврентьева, сценический псевдоним Лаврова; 27 декабря 1831 (8 января 1832) — 1920) — русская оперная певица (сопрано). Жена Павла Петровича Булахова[1][2][3].

С 1843 обучалась в Московском театральном училище при императорской труппе[1], окончив которое, в 1849 г. была принята в саму труппу, дебютировав на сцене Большого театра в роли Изабеллы оперы «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера[1]. В течение 1849—1852 гг. — солистка московской императорской труппы.

В 1852 году была переведена в Петербургскую императорскую труппу, где прослужила также солисткой до 1872 года — до самого конца своей творческой карьеры[2].

Вскоре после прибытия в Петербург, в 1854 году, стала женой известного певца и музыкального деятеля Павла Петровича Булахова, представителя известной музыкальной семьи.

Критика не сразу приняла и распознала ее артистический талант, первоначально отмечая холодность певицы, однако постепенно ее сценический опыт возрастал, рос и зрительский успех. Она обладала не сильным по звучанию, но приятным по тембру голосом, в особенности в верхнем регистре и в совершенстве владела колоратурой[1], а кроме того отличалась яркой сценической внешностью, что крайне важно для артистической деятельности. Как певица Анисья Александровна занимала одно из важных мест в русской опере, став исполнительницей огромного количества партий в разных оперных спектаклях.

Драматический актер A. A. Нильский в книге своих воспоминаний называет A. А. Булахову одной из лучших певиц Петербургской императорской труппы: «В числе ее представителей [(русская опера Петербургской императорской сцены — Cyclowiki)] было не много талантливых людей: Д. М. Леонова, A. А. Булахова, Латышева, О. А. Петров да Артемовский»[4].

Среди исполнений:

  • Изабелла («Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера, этой партией дебютировала в 1849 году в московском Большом театре),
  • Леста («Днепровская русалка» на основе музыки Ф. Кауэра);
  • Маша («Иван Сусанин» К. Кавоса);
  • Аннхен («Вольный стрелок» К. М. Вебера), дебют в Петербургской труппе в 1852 г.[1]
  • Ксения («Куликовская битва» А. Рубинштейна);
  • Эльвира («Пуритане» В. Беллини);
  • Элеонора («Алессандро Страделла» Ф. Флотова);
  • Адина («Любовный напиток» Г. Доницетти);
  • Наташа («Русалка» А. Даргомыжского, 1856); первая исполнительница; но критика отметила неудачное исполнение[1];
  • Антонида («Жизнь за царя» М. Глинки);
  • Людмила («Руслан и Людмила» М. Глинки); партии Антониды и Людмилы исполняла в петербургском Большом театре после М. Степановой и Е. Семёновой при жизни М. Глинки[1];
  • Леди Гарриета Дургам («Марта, или Ричмондский рынок» Ф. Флотова, 1856), первая исполнительница в России;
  • Цигаретта («Индра» Ф. Флотова, 1857), первая исполнительница в России;
  • Рахиль («Жидовка» Ж. Ф. Галеви, 1859), первая исполнительница в России;
  • Анна Пэдж («Виндзорские кумушки» О. Николаи, 1859), первая исполнительница в России;
  • Эсмеральда («Эсмеральда» А. Даргомыжского, 1859), Даргомыжский отмечал ее особый успех в этой опере[1];
  • Мария («Мазепа» Б. Фитингофа-Шеля, 1859), первая исполнительница;
  • Илия («Кроатка, или Соперницы» О. И. Дютша, 1860), первая исполнительница;
  • Изабелла («Гонзаго»/«Густав III, или Бал-маскарад» Д. Обера, 1860), первая исполнительница в России.

Источники