Анастасия Семёновна Новицкая (или, как называли старые словари XIX века, Настасья Семёновна[1]; (1797[1] или по другим источникам 1790[2][3]) — 22 (3 ) 1822) — русская балерина.
Начало биографии
Училась в Петербургской театральной школе, занималась у Ш. Дидло. Еще в ученическое время в 1806 году дебютировала на Петербургской императорской сцене в партии Гимены в балете «Зефир и Флора» Кавоса[2].
В 1806 году завершила учебу[4] (в некоторых источниках ошибочно назван 1809 год[3]).
Петербургская труппа
Новицкая сразу заняла положение солистки.
В 1809 году была отправлена для участия в нескольких представлениях на Московской императорской сцене вместе с Марией Икониной и выступавшим тогда в России Луи Дюпором, прибывшим как политэмигрант из революционной Франции.
Вернувшись в Петербург, Настасья Новицкая сразу была определена на главные партии, чем не могла не вызывать неудовольствие соперниц.
Театральная критика отмечала: «А. С. Новицкая (1790—1822 гг.) Анастасия Семёновна была одинаково одаренной танцовщицей и пантомимной актрисой»; «Живая, быстрая, восхитительная в балетах, Новицкая выделялась и своей мимикой»[1]; «Была одаренной танцовщицей и пантомимной актрисой».
Р. М. Зотов (Р. М. Зотов. «И мои воспоминания о театре») писал, что в её искусстве «невыразимая легкость и чистота соединялись с нежностью и скромностью»[2].
Александр Алексеевич Плещеев отзывался о ней с не меньшим восторгом: «Новицкая Настасья Семеновна — прекрасная танцовщица, пленявшая балетоманов грациозностью. <…> Новицкая не отличалась красотою, но была чрезвычайно симпатична»[5].
Одновременно со службой на сцене преподавала танцы в Смольном и Екатерининском институтах[5].
Собственной семьи у Настасьи Семеновны не было, она проживала с матерью.
Конец
Ушла из жизни очень рано. Этому содействовала обстановка в императорских театрах, полная склок, интриг и творческой зависти[6].
О ее смерти написал в своих воспоминаниях «Заметки» П. А. Каратыгин, называя при этом Настасью Новицкую значительно талантливее других ее выдающихся современниц — подруг по сцене[7]. Дело было в борьбе за роли между танцовщицами. Конкуренткой Настасьи Новицкой стала Екатерина Телешева, находившаяся в личных секс-отношениях с генерал-губернатор Санкт-Петербурга М. А. Милорадовичем (тот самый, который будет смертельно ранен в день декабристского восстания 14 декабря 1825 года). Юная балерина Екатерина Телешева решила, что в борьбе за главные роли все средства хороши, и на улаживание своих дел выставила возлюбленного — главного человека российской столицы — ну разве что после императорской семьи.
Александр Алексеевич Плещеев описывает эти события: «Дидло, в угоду графу Милорадовичу, назначил Новицкой ничтожную роль в каком-то балете, а главную поручил Телешевой. Новицкая обиделась и протестовала. Граф Милорадович вышел из себя и пригрозил посадить ее в смирительный дом. Настасья Семеновна, оскорбленная такой угрозою, захворала. Императрица Мария Федоровна, узнав о болезни Новицкой, прислала к ней своего лейб-медика Рюля, который доложил Государыне о причинах болезни. Граф Милорадович приехал навестить несчастную и извиниться, но последняя еще более была испугана этим визитом и через несколько дней умерла»[5]. Талантливой танцовщице было 25 лет. В этом случае — если верить датам, указанным А. А. Плещеевым, Настасья Новицкая родилась в 1797 году.
Тот же рассказ о смерти Настасьи Новицкой практически повторил балетный историк Ю. А. Бахрушин («История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)[3].
Эта история может служить характеристикой государственного режима — тут собрано всё: и трусость руководителя балетной труппы с его неистовым поклонением высоким чиновникам в ущерб театральным представлениям, и внезаконное всевластие сановников и их расправы с неугодными, и закулисное интриганство, и невозможность самим лечиться у врачей (в виде особого расположения к артистке был выслан императорский медик), и то, что за интриги и фактическое доведение до смерти талантливой танцовщицы — одной из самых талантливых на русской сцене — никто ответственности не понес; а значит — подобное продолжалось. Это всё то, из чего Россия так и не смогла вырваться.
Выступала в балетах
- 1815 — «Сандрильона» по одноименной опере Н.Изуара, балетмейстеры И. Вальберх и Огюст — Сандрильона (первая исполнительница)
- 1816 — «Ацис и Галатея», балетмейстер Ш. Дидло — Ацис (первая исполнительница)
- 1817 — «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра», балетмейстер Ш. Дидло — Арианна (первая исполнительница)
- 1819 — «Хензи и Тао, или Красавица и чудовище», балетмейстер Ш. Дидло — Хензи (первая исполнительница)
- 1820 — «Евтимий и Евхариса, или Побежденная тень Либаса», балетмейстер Ш. Дидло — Евхариса (первая исполнительница)
- 1821 — балет «Алжирские разбойники, или Морская битва», балетмейстер Шарль Дидло — Сесилия[8]
- 1821 — «Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова» — Сильфида
- «Евтимий и Евхариса» — Флора
- «Зефир и Флора» — Гимена, позже Флора
- «Два слова, или Ночь в лесу» — Роза
- 1821 — дивертисмент «Смотр невест, или Деревенские святки» на музыку С. И. Давыдова — танцевальные сцены[9]
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Новицкая Настасья Семёновна
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Русский балет // Большая российская энциклопедия, страница: 244 // автор Л.Линькова
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) // Русский балет в период отечественной Войны 1812 года
- ↑ Академия русского балета им. Вагановой. Выпускники
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Александр Алексеевич Плещеев. Наш балет (1673—1899)
- ↑ Балетная труппа Императорских театров
- ↑ Балет и Опера
- ↑ ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА // Театральная мастерская (стр. 156)
- ↑ ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА // Театральная мастерская (стр. 156)