Изменения

Альфред Фёдорович Бекефи

19 659 байтов добавлено, 16:53, 28 января 2017
Новая страница: «[[Файл:Bekefi.jpg|thumb]] '''Альфред (Аладар) Фёдорович (Фридрихович) Беке́фи''' (29 декабря 1843 (11 янва…»
[[Файл:Bekefi.jpg|thumb]]
'''Альфред (Аладар) Фёдорович (Фридрихович) Беке́фи''' (29 декабря 1843 (11 января 1844), Венгрия — 8 августа 1925) — артист балета. Много работал в России: артист балета московской императорской труппы (1876—1883) и петербургской императорской труппы (1883—1905).

По происхождению венгр. Настоящее имя при рождении Аладар, русифицированно назывался: Аладар Фридрихович<ref name="dict">[http://slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg1/rg1-0767.htm Российский гуманитарный энциклопедический словарь]</ref>, а потом и вовсе по-русски: Альфред Фёдорович.

== Биография ==

Родился в Венгрии в семье балетмейстера Фридриха Бекефи {{OldStyleDate|11|января|1844|29|декабря|1843 года}}. С детства занимался танцами. С раннего возраста принимал участие в гастролях по городам Европы.

В 1865 году в возрасте 21 года впервые приехал гастролировать в Россию, где его выступления в частных театрах продолжились до окончания сезона в 1866 году.

Затем уехал работать в театрах Европы, а через десять лет, в 1876 году, актерская судьба вновь привела его в Москву — он получил приглашение от дирекции Московской императорской труппы. На сцене московского [[Большой театр|Большого театра]] он выступал с 1876 года до 1883.

Получилось так, что в этот период он стал участником двух премьер «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединого озера]]». Самая первая постановка этого всемирно известного балета [[Пётр Ильич Чайковский|П. Чайковского]], прошедшая 4 марта 1877 года на сцене московского [[Большой театр|Большого театра]] в хореографии [[Юлиус Резингер|Юлиуса Резингера]], была признана неудачей, хотя критикой и были положительно отмечены некоторые исполнители. В этой постановке А. Бекефи исполнял венгерский танец.

В 1882 году балетмейстер [[Йозеф Гансен]] возобновил и частично отредактировал старый спектакль. В постановке 1882 года Альфред Бекефи выступил в партии Зигфрида.

В 1883 году А. Бекефи был переведён в [[Петербургская императорская труппа|Петербургскую императорскую труппу]], где танцевал до января 1906 года.

А к этому времени, 15 января 1895 года балетмейстеры [[Лев Иванович Иванов]] и [[Мариус Иванович Петипа]], полностью переработав хореографию «Лебединого озера», показали в Мариинском театре при Петербургской императорской труппе созданный ими балет-шедевр «Лебединое озеро». Там опять участвовал Альфред Бекефи — вместе с [[Мария Мариусовна Петипа|Марией Петипа]] он снова исполнял венгерский танец.

В Петербургской императорской труппе его партнёршами были [[Мария Мариусовна Петипа|М. М. Петипа]], [[Вирджиния Цукки]], [[Ольга Иосифовна Преображенская|О. И. Преображенская]], [[Матильда Феликсовна Кшесинская|М. Ф. Кшесинская]].

Гастролировал в составе русской императорской труппы в Париже, Монте-Карло, Милане, Риме, Мадриде, Вене.

Прощальный бенефис Альфреда Бекефи состоялся в январе 1906 года.

== Разработки по народным танцам ==

Помимо участия в работе императорской балетной труппы Альфред Фридрихович Бекефи внес неоценимый теоретический вклад в развитие русского балета — он разработал целый цикл новых хореографических движений на основе русского народного танца, переносимого им на академическую сцену.

Своей работой А. Бекефи «заразил» танцовщица [[Александр Викторович Ширяев|А. В. Ширяева]] (1867—1941; внука композитора Цезаря Пуни), они много работали над этой темой совместно и даже неоднократно предпринимали путешествия в разные регионы Российской империи — в основном в далекие деревни — для изучения народного танца и, перерабатывая их, переносили на сцену, значительно расширив набор движений характерных танцев академического балета<ref name=kinozapiski>[http://www.kinozapiski.ru/article/39/ Петербургский балет. Из воспоминаний артиста Мариинского театра. (Под редакцией [[Юрий Иосифович Слонимский|Ю. М. Слонимского]])]</ref>. Бекефи, как старший и более опытный танцовщик, пришел к выводу о необходимости выделения из классических па группы упражнений для так называемого «разогрева» ног. Ширяев, заимствовав эти упражнения у своего старшего товарища, разработал их дальше, создав схему экзерсиса характерного танца<ref>[http://www.book-science.ru/humanities/perfarts/stanovlenie-shkoly-narodno-scenicheskogo-tanca.html Становление школы народно-сценического танца]</ref>. Мариус Петипа с большим интересом воспринял эту работу, и она стала входить в программу обучения.
[[Файл:Bekefi AF-Lezginka.jpg|thumb|210 px|А. Ф. Бекефи — Лезгинка]]
[[Файл:423px-Swan Lake - Hungarian Dance -Lead Couple -Marie Petipa & Alfred Bekefi -1895.jpg|thumb|210 px|Венгерский танец из балета «Лебединое озеро». [[Мария Мариусовна Петипа|М. М. Петипа]] и А. Ф. Бекефи. хореография Л. Иванова и М. Петипа, 1895 г.]]
[[Файл:Corsaire -Pavel Gerdt as Conrad -Pierina Legnani as Medora -Alfred Bekefi as Pasha -1899.jpg|thumb|210 px|Сцена из балета «[[Корсар (балет)|Корсар]]» в постановке [[Мариус Иванович Петипа|М. Петипа]], Санкт-Петербург, 1899. [[Пьерина Леньяни]] — ''Медора'', [[Павел Андреевич Гердт|Павел Гердт]] — ''Конрад'' (слева) и '''Альфред Бекефи''' — ''Саид Паша'' (справа). Костюмы исполнителей на этой фотографии послужили моделями при постановке балета «Корсар» в [[Большой театр|Большом театре]] в 2007 году при возобновлении спектакля [[Алексей Осипович Ратманский|А.Ратманским]] и [[Юрий Петрович Бурлака|Ю.Бурлакой]] по записям [[Николай Григорьевич Сергеев|Н. Г. Сергеева]].]]
Эти наработки для характерного танца составили начало определенного направления в изучении и исполнительской технике русского балета.

== Награды ==
За многолетнюю службу дважды был награждён золотыми медалями (1901, 1904)<ref name="энцб">[http://culture.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/006.htm#ab86 Энциклопедия балета (страница 6)]</ref>. К этому времени относится интересный и редкий подарок, полученный им и через много лет ставший аукционным лотом. Это, как сообщает аукционный дом «Гелос», «лента с цветами флага Венгрии и выполненной золотым тиснением надписью: ''„Альфреду Бекефи 1901 XI 21 Отъ стараго прiятеля“.'' Россия, начало ХХ века. Длина 94 см, ширина 18 см. Незначительные потертости. Предмет представляет историческую ценность»<ref>[http://www.gelos.ru/2010/February/12.02/main.shtml Аукционный дом Гелос]</ref>. Аукционеры делают предположение, что, вероятно, данная лента была преподнесена артисту после одного из представлений.

Кто стал обладателем этой ленты, когда-то подаренной знаменитому артисту императорской труппы, — держится в тайне.

== Отзывы критики ==
Критика единодушно отмечала талант и мастерство А. Бекефи:
* ''«Ведущий характерный танцовщик и мастер пантомимы. Блестящий исполнитель испанских, цыганских танцев. Не имел равных в венгерских танцах в балетах»''<ref name="энцб" />;
* ''«Был ярким характерным танцовщиком, внёс большой вклад в развитие характерного танца в русском балете. С большой чёткостью и выразительностью исполнял он чардаши, мазурки и другие танцы. Обладал мимическим дарованием»''<ref name="pro" /><ref name="te1">Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, А — «Глобус», 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл. (стб 487—488)</ref>;
* ''«Считался несравненным исполнителем цыганских, испанских и особенно венгерских танцев. Пылкость и темперамент Б. в сочетании с элегантностью и благородством И. Кшесинского составили основу стиля петербургских характерных танцовщиков»''<ref name="dict" />.

Особо подчёркивался его вклад в разработку характерного танца, который он разрабатывал в течение многих лет, объединившись с [[Александр Викторович Ширяев|А. В. Ширяевым]], ставшим его последователем и тоже энтузиастом развития балетных реформаторских течений<ref name=kinozapiski/>.

== Педагогическая работа ==
Он ещё какое-то время гастролировал по Европе, выступая в концертах, а вернувшись в Россию, с 1914 года перешёл на педагогическую работу и преподавал характерные танцы в Петербургском театральном училище<ref name="dict" />. Среди учеников [[Касьян Ярославич Голейзовский|Касьян Голейзовский]].
Архив артиста хранится: ЛГТМ, 24 ед. хр., 1888—1914<ref>[http://www.rusarchives.ru/guide/lf_ussr/bas_bel.shtml Архивные справочники]</ref>.

== Среди балетных партий в императорских труппах (Россия) ==

* 1877 — «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]» (первая постановка), балетмейстер [[Юлиус Резингер]] — венгерский танец
* 1879 — «Дева ада», балетмейстер [[Йозеф Хансен]] (Гансен) — ''принц Кадур''
* 1881 — «Арифа», балетмейстер [[Йозеф Хансен]] — ''Али-Бакум''
* 1881 — «Зорайя, мавританка в Испании», балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]] — ''Тамарат''
* 1882 — «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]» (вторая постановка), балетмейстер [[Йозеф Хансен]] — ''Зигфрид''
* «[[Катарина, дочь разбойника (балет)|Катарина, дочь разбойника]]» — танец сальтарелло
* «[[Конёк-Горбунок (балет Пуни)|Конёк-Горбунок]]», балетмейстер [[Артур Сен-Леон|А. Сен-Леон]] — уральский танец
* «[[Грациелла (балет)|Грациелла]]», балетмейстер А. Сен-Леон — матлот (собственная постановка танца)
* «Бабушкина свадьба» — ''Бров''
* 1886 — «Волшебные пилюли» — танец: игра в серсо
* 1886 — «Приказ короля» — танец трубадуров
* «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» ([[Балет в опере|танец]] — [[лезгинка]])
* «[[Немая из Портичи (опера)|Немая из Портичи]]» ([[Балет в опере|танец]] — тарантелла)
* 1886 — «[[Эсмеральда (балет)|Эсмеральда]]», балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]] по хореографии [[Жюль Перро|Ж.Перро]] — Квазимодо (критика подчёркивала исполнение этой партии как «особое достижение танцора»<ref name="pro">[http://www.pro-ballet.ru/html/b/bekefi.html БЕКЕФИ в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>)
* 1887 — «Очарованный лес», балетмейстер [[Лев Иванович Иванов|Л. И. Иванов]] — ''Иося''
* 1887 — «Гарлемский тюльпан» композитора [[Борис Александрович Фитингоф-Шель|Б. А. Фитингоф-Шеля]], балетмейстер Л. И. Иванов — ''Андреас''
* 1889 — «Талисман», балетмейстер М. И. Петипа — ''индус Наль''
* 1890 — «[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]», балетмейстер М. Петипа — ''Кот в сапогах'' (первый исполнитель)<ref name="dict" />
* 1895 — «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]» (третья постановка), балетмейстеры [[Лев Иванович Иванов|Л. И. Иванов]] и [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]] — венгерский танец
* 1896 — «[[Привал кавалерии (балет)|Привал кавалерии]]», балетмейстер М. Петипа — ''Ротмистр'' (первый исполнитель)<ref name="dict" />
* «[[Коппелия (балет)|Коппелия]]», по хореографии [[Артур Сен-Леон|А. Сен-Леона]] — танец
* «Маркитантка», возобновление хореографии [[Артур Сен-Леон|А. Сен-Леона]] — танец
* 1898 — «[[Раймонда (балет)|Раймонда]]», балетмейстер М. Петипа — ''Палотас'' (первый исполнитель)<ref name="dict" />
* 1899 — «[[Эсмеральда (балет)|Эсмеральда]]», новая авторская редакция, балетмейстер М. И. Петипа — ''Квазимодо'' (уже исполнял ту же партию в предыдущих постановках)<ref>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_268.php Театральная энциклопедия]</ref>
* 1899 — «[[Корсар (балет)|Корсар]]», балетмейстер М. И. Петипа — ''Сеид-паша''
* 1902 — «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]», балетмейстер М. Петипа — ''Эспада''
и др.

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Балет]]
[[Категория:Артисты балета]][[Категория:Артисты балета Российской империи]]
[[Категория:Московская императорская труппа]]
[[Категория:Петербургская императорская труппа]]
[[Категория:Родившиеся 11 января]]
[[Категория:Родившиеся в 1844 году]]
[[Категория:Умершие 8 августа]]
[[Категория:Умершие в 1925 году]]

{{DEFAULTSORT:Бекефи Альфред Фёдорович}}
Редактор
3215
правок