Самуил Андрианов
Самуил Константинович (Дементьевич[1][2][3]) Андрианов (1884, Петербург — 2 октября 1917, Ялта) — русский артист и балетмейстер, педагог.
Окончил Петербургское театральное училище при императорских театрах. Педагоги: П. А. Гердт и Н. Г. Легат. Затем в 1902 году[2] был принят в Петербургскую императорскую труппу танцовщиком.
Через два года, с 1904 года стал преподавать в Петербургском театральном училище[2]. Среди известных учеников — Джордж Баланчин, Борис Шавров[3], Михаил Дудко[4], Михаил Михайлов. М. Михайлов в своей мемуарной книге «Жизнь в балете», 1966 г., писал, что в классе у них была примета: когда Андрианов входил в светло-сером костюме — значит, настроение у него отличное и можно ждать поблажек, ну а если в черном — держись, пощады не будет[5].
Постепенно начал самостоятельно ставить хореографические спектакли, и в 1912 году был назначен балетмейстером, одновременно являясь и солистом-танцовщиком Петербургской труппы[2].
Прославился исполнением партий классического репертуара. Среди партнёрш: Т. П. Карсавина, П. Леньяни, М. Ф. Кшесинская, А. Я. Ваганова, В. А. Трефилова, О. И. Преображенская. Современная критика отмечает, что он обладал благородной, но несколько старомодной манерой танца[3], отвергая любые проявления эстетических новаторств. Как танцовщик строгой академической школы, не допускал никаких реформаторств и новых течений на сцене, придерживаясь лишь прежних традиций. Это было время, когда на балетной сцене разыгрывались нешуточные эстетические бои: в рамках классических балетных форм стали появляться новые течения, представителями которых были, в первую очередь, Михаил Михайлович Фокин и Александр Алексеевич Горский[6].
Жена: Елизавета Гердт, дочь танцовщика П. А. Гердта (Андрианов был ее первым супругом; после его кончины она вышла замуж еще раз).
Скончался в возрасте 33 лет от скоротечной чахотки в октябре 1917-го в Ялте, там его и похоронили[5].
Среди партий:
- Альберт («Жизель»);
- Люсьен («Пахита»),
- Вакх («Времена года»), по хореографии Мариуса Петипа, возобновление балета Н. Г. Легатом[7]
- Гигес («Царь Кандавл»),
- Гренгуар («Эсмеральда»),
- Ураган («Талисман», композитор Р. Дриго),
- Жан де Бриен («Раймонда»),
- Зигфрид («Лебединое озеро»),
- Дезире («Спящая красавица»),
- Базиль («Дон Кихот»),
- Конрад («Корсар»).
Среди балетных постановок:
- 1916 — «Сильвия» (постановка позже не раз переносилась на другие сцены, в том числе была поставлена в Ленинградском хореографическом училище, где партией Повелительницы дриад обратила на себя внимание ученица Марина Тимофеевна Семёнова (1908—2010), будущая звезда советского балета[8]);
- 1916 — «Ненюфар» Н. С. Кроткова
- многие концертные номера.
Источники
- ↑ Андрианов в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Андрианов в энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Русский балет
- ↑ ДУДКО Михаил Андреевич (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 5,0 5,1 Елизавета Гердт
- ↑ Пробуждение Флоры
- ↑ А. К. Глазунов Балет «ВРЕМЕНА ГОДА»
- ↑ Биографии. История жизни великих людей // Семенова Марина Тимофеевна