Шарль Лашук
Шарль (Карл) Лашук — французский артист балета первой пологвины XIX века, работавший в России в Петербургской императорской труппе.
Российскую империю создавали «иностранные агенты» — это факт, от которого уйти невозможно. Существуют исторические документы, воспоминания, хроники — и они обучают куда лучше, чем современные министры культуры. Благодаря «иностранным агентам» в Российской империи появились науки, техника, искусства, образование и т. д. Императорская казна, не скупясь, приглашала европейцев — еще со времен царя Алексея Михайловича, а его сын Пётр Первый с поистине русским размахом поддержал начатую политику европеизации.
Одним из огромного числа прибывших в Российскую империю за несметным гонораром был скромный французский артист балета Шарль Лашук. Где он родился, рос и учился, — выяснить не удалось. Но ясно, что это был талантливый профессионал — бездарных российские высокопоставленные чиновники не приглашали: зачем тратить средства на неумех, России нужны были самые лучшие из лучших. Из хроник можно узнать, что в Россию Шарль Лашук попал в 1830-х годах — именно с этого периода начинает упоминаться его имя в документах Петербургской императорской труппы, где он служил солистом балета и преподавателем.
Шарль Лашук принимал участие во множестве балетных постановок, он обучал множество будущих звезд русской балетной сцены[1] и до сих пор считается одним из выдающихся педагогов классического танца[2] — без его имени не смогла обойтись Энциклопедия русского балета. А вот о нем самом в этой энциклопедии статьи не существует. Это несправедливо.
Информации об артисте действительно очень мало. Сколько лет проработал он в Петербурге, вернулся ли на родину или так и остался до конца своих дней в России — ничего этого выяснить не удалось. Лашук был среди тех, кто внес немалый вклад в развитие русской культуры, и это неоспоримо.
Среди балетных партий:
- 1833/1834 — Марс и па-де-де с Лаурой Пейсар[3] — «Марс и Венера, или Сети вулкана», балетмейстер Алексис Блаш по хореографии Ж. Б. Блаша
- 1834 — Альманзор — «Зораида, или Мавры Гренады»
- 1834 или 1835[4] — Ахиллес — «Кесарь в Египте», балетмейстер Антуан Титюс; А. Плещеев писал: "В этом балете ["Юлий Цезарь в Египте"] особенно отличались гг. Лашук, Гольц и г-жа Круазет"[5]
- 1835 — Саборт — «Фюльбер, или Маленький матрос», балетмейстер Алексис Блаш
- 1836 — Магомед — «Восстание в серале», балемейстер Антуан Титюс по хореографии Филиппо Тальони
- 1837 — Зинга — «Киа-Кинг», хореограф Антуан Титюс
- 1837 — Адмирал Спенсер — «Дикий остров», хореограф Антуан Титюс
- 1837 — барон Виллибальд — «Дева Дуная», балетмейстер Филиппо Тальони. Петербургская премьера прошла 20 декабря 1837, партнерша — прославленная Мария Тальони
- 1840 — Райдаг-бей — «Морской разбойник», балетмейстер Филипп Тальони
Среди постановок:
- 1834 — «Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле» по хореографии Фортунато Бернаделли; этот балет Шарль Лашук поставил для своего бенефиса в исполнении учащихся театрального училища при Петербургской императорской труппе; это был один из первых публичных спектаклей училища[6]; в постановке особо блистала юная Наталья Аполлонская, привлекшая внимание императора Николая Первого[7]
- 1836 — «Волшебная кошка»[8]
Среди учеников: Ираклий Никитин[9], Тимофей Стуколкин[10]
Источники
- ↑ Из педагогической энциклопедии / М. Л. Вивьен // Вестник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. — СПб., 1999. — N 7. — С. 70-82
- ↑ Классический танец в культурном пространстве Петербурга, XVIII — начало ХХ вв.
- ↑ Театральная мастерская
- ↑ ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА // Театральная мастерская (стр. 716)
- ↑ Александр Плещеев. Наш балет
- ↑ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА
- ↑ Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
- ↑ ШЛЕФОХТ (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ НИКИТИН Ираклий Никитич (1823-?) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ СТУКОЛКИН Тимофей Алексеевич (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)