Мария Самойловна Давыдова
Родилась в Петербурге. Окончила петербургскую частную гимназию княгини Оболенской и еще во время учебы там проявила яркие музыкальные способности[3], а затем поступила на музыкально-драматические курсы, где ее педагогом стал российский оперный певец Иоаким Викторович Тартаков (1860—1923), с которым юная певица, уже начавшая давать свои первые концерты, стала заниматься дополнительно[2].
На оперной сцене дебютировала в конце 1912 года в петербургском Театре музыкальной драмы[3], затем пела на сцене Народного дома[4]. До самой революции 1917 года успешно работала в операх и опереттах, выступала в Петербурге, провела несколько оперных спектаклей в московском Большом театре, а также гастролировала за рубежом.
Еще некоторое время после Октябрьской революции она работала на русских сценах: в 1925 пела на сцене московского Большого театра «Кармен» Ж. Бизе, в 1926 — в операх «Хованщина» М. Мусоргского, «Пиковая дама» П. Чайковского; в 1926 в Петрограде выступала в опереттах «Сильва» И. Кальмана и «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве. Театральная критика взахлеб нахваливала ее[3]. В конце 1926 певица покинула большевистскую Россию и уехала в Париж.
К этому времени в Париже оказалось много русской творческой интеллигенции — эмигрантов, туда же переместились и их русские зрители, когда-то аплодировавшие им в театрах Петербурга и Москвы. Русские антрепренеры-эмигранты Алексей Акакиевич Церетели (сын выдающегося грузинского поэта и общественного деятеля Акакия Церетели) и певица Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа со своим очередным мужем-миллионером Альфредом Массне (племянником композитора Жюля Массне), объединив свои усилия и уже созданные ими порознь антрепризы, создали труппу «Русская опера в Париже» — туда и была принята прибывшая в Париж певица Мария Давыдова. Труппа собрала огромное количество русских талантов: художников, музыкантов, дирижеров, балетных танцоров и, конечно, певцов. Партнерами Давыдовой стали Федор Шаляпин, Дмитрий Смирнов, Сандра Яковлева, Александр Мозжухин, Наталия Ермоленко-Южина, Марианна Черкасская, Нина Кошиц, Капитон Запорожец, Яков Горский, Елена Садовень и многие другие знаменитые певцы. Успех труппы был феноменальный. Как-то на гастролях в Лондоне Ф. И. Шаляпин в одном спектакле оперы «Князь Игорь» исполнял одновременно две роли — Галицкого и Кончака (Давыдова — в партии Кончаковны); этот спектакль навсегда вошел в историю оперного искусства[5]. Но даты этого спектакля называются разные: 1933 год (по предыдущему источнику) или 5 июня 1931, лондонский театр «Лисеум»[6].
Но все когда-то заканчивается, отжила свое и антреприза, а владельцы, разругавшись, подали друг на друга в суд. Но еще до 1950-х года Мария Давыдова работала в оперной антрепризе Кузнецовой-Бенуа, много гастролировала, но уже былого феноменального успеха труппа не имела.
Во время Второй мировой войны она участвовала в организации постановок нескольких оперных спектаклей и концертов вместе с Русским музыкальным обществом за рубежом. Собранные средства были направлены в помощь советским военнопленным[2].
После войны выступала с концертами в Париже и гастролировала в других странах (среди аккомпапиаторов А. Требинский). 23 и 24 ноября 1960 года (в 72 года!) в Париже принимала участие в премьере балета Сергея Лифаря на музыку оперы «Пиковая дама» П. Чайковского и частично из «Евгения Онегина», в котором исполнила партию Графини. Через год, в феврале 1961 года, этот же спектакль был повторен в Париже еще раз[2].
С 1950-х годов М. Давыдова преподавала в Париже в Русской консерватории им. С. В. Рахманинова, созданной силами русских эмигрантов. Там же ею были поставлены оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. В 1958 давала уроки сценического мастерства в Барселоне. Среди учеников — выдающийся шведский оперный певец, сын русских родителей-эмигрантов, Николай Гедда.
Какое-то время она жила в Париже на бульваре Мюрата[7].
В 1963 Мария Давыдова приезжала в СССР[2].
Советский певец Сергей Юрьевич Левик писал о певице, вспоминая ее творчество еще на русской сцене: «Самое себя Давыдова превзошла в роли Кармен. Отличаясь хорошей, явственной дикцией, она умела в каждой фразе находить самое важное слово, самый нужный музыкальный акцент и, нисколько не мельча, построить на нем весь смысл фразы. Давыдова говорила — не говорила, пела — не пела, играла — не играла, но показывала такой цельный образ маленькой хищницы, делающей только то, что именно ей и именно в данную минуту хочется, что её исполнение Кармен стало большой удачей спектакля в целом. Временами казалось, что не она вошла в спектакль, а весь спектакль пригнан к ней»[2].
Портрет Марии Давыдовой в роли Кармен в 1923—1924 написал художник Сергей Юрьевич Судейкин (1882—1946).
Репертуар певицы включал огромное количество оперных партий, опереточных ролей, песен, романсов, она много работала, занималась педагогической деятельностью. Но к старости оказалась одинока, никому не нужна и жизнь свою закончила в парижском доме престарелых.
Есть еще одна бесценная область работы Марии Самойловны Давыдовой-Скобелевой: она написала воспоминания «Мои артистические годы за границей». Издать воспоминания не удалось — не было денег. Эта рукопись, датированная 1966 годом, дает огромный материал о жизни русской диаспоры в Париже, о творческих успехах и нелегкой судьбе выдающихся русских артистов, на долю которых выпало быть изгнанными из своей страны и скитаться по чужим и чуждым пристанищам. Ныне рукопись хранится в ГЦММК, ф. 305, ед. хр. 1.
Оперный репертуар:
- Перфильевна — «Псковитянка», 3-я редакция
- Игуменья Эболи — «Дон Карлос» Дж. Верди
- Марина Мнишек — «Борис Годунов» М. Мусоргского
- Хиври — «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского
- Кармен — «Кармен» Ж. Бизе
- Марфа — «Хованщина» М. П. Мусоргского
- Фёдор и Хозяйка корчмы — «Борис Годунов» М. Мусоргского
- Кончаковна — «Князь Игорь» А. Бородина
- Солоха — «Черевички» П. Чайковского
- Графиня и Полина — «Пиковая дама» П. Чайковского
- Ольга — «Евгений Онегин» П. Чайковского
- Лаура — «Иоланта» П. Чайковского
- Лель — «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова
- Бабариха — «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова
- Розина — «Севильский цирюльник» Дж. Россини
- Гензель — «Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка
Также выступала в оперетте, исполняла романсы, песни и др.вокальные произведения.
Постановки:
- 1955 — опера «Евгений Онегин», Брюссель, «Королевский театр»
- 1959 — опера «Борис Годунов», Барселона, театр «Лисео».
Источники
- ↑ Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. Давыдова Мария Самойловна
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Вокально-энциклопедический словарь
- ↑ Мария Давыдова (Maria Davydova) на сайте Belcanto.ru
- ↑ en: Russian Opera in Exile
- ↑ Большая биографическая энциклопедия. 2009 // Давыдова Мария Самойловна
- ↑ МОИ ВСТРЕЧИ С АННЕНКОВЫМ