Барокко

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск

Барокко (От Порт. Barroco Исп. Barrueco И Фр. Baroque — Жемчужина Неправильной Формы) — Стиль В Европейском Искусстве (Живописи, Скульптуре, Музыке, Литературе) И Архитектуре Начала 16 — Конца 18 В. Хронологически Барокко Следует За РенессансОм, За Ним Следует Классицизм. По Эстетическим Определению, Барокко — Стиль, Который Возник На Волне Кризиса ГуманизмА И Рождения Маньеризма. Он Выражает Желание Наслаждаться Дарами Жизни, Искусства И Природаприроды. Если Ренессанс Имел Незначительное Распространение В Странах За Пределами Западной Европы, То С Эпохи Барокко Началось Настоящее Распространения Европейской Цивилизации На Другие Континенты.

Большое Значение В Настоящее Время Получили Церемониалы, Этикет, Облагораживание Образа Жизни И Внешнего Вида ЧеловекА. Эти Постулаты Нашли Свое Отражение В Искусстве. Основные Черты Стиля Барокко — Парадность, Торжественность, Пышность, Динамичность. Особенно Необходимо Отметить Стремление К Синтезу Искусств — Взаимопроникновение Архитектуры, Скульптуры, Живописи И Декоративного Искусства. Архитектура Барокко Отличается Пространственным Размахом, Плавностью И Сложным Сочетанием Криволинейных Форм, Слиянием Объемов В Динамическую Массу, Богатую Скульптурный Декор. Часто Встречаются Развернутые Колоннады, Пилястры. Купола Приобретают Сложные Формы, Становятся Многоярусными. Характерные Детали Барокко — Теламон (Атлант), Кариатида И Маскарон.

Родиной Барокко Считается Италия И Ее Такие Выдающиеся Художественные Центры, Как Рим, Где Хранятся Первые Образцы Барокко В Архитектуре, Скульптуре, Живописи.

Общая Характеристика

Церковь Скальци Культура Барокко Обозначена Тяготением К:

  • Стремлению Поразить Читателя Пышным Убранством Произведения;
  • Воспроизведению Постоянного Движения, Пышности, Вихря Времени;
  • Аллегоризму;
  • Резкому КонтрастУ;
  • Тенденции Жизнеутверждающего Восприятия Действительности;
  • Выражению Просветительской Тематики;

Основателем Барокко В Италии Считают Микеланджело Буонаротти. Именно Он Широко Использовал Карнизы, Удвоение Пилястр И Колонн, Тесноту Архитектурных Элементов И Сверхчеловеческие Размеры. Скульптурные И Архитектурные Произведения Гения До Сих Пор Производят Впечатление Скорби, Напряжения, Нервозности, Хотя Сохраняют Четкое Построение, Симметрию И Потустороннюю, Почти Невозможную Красоту.

Характерна Пышность, Парадность, Яркость Цветов, Контрастность, Экстравагантность Орнамента, Асимметрия Конструкций. В Барочной Архитектуре Господствуют Сильные Контрасты Объемов, Преувеличенная Пластика Фасадов, Эффекты Светотени И Цвета. Живопись И Скульптура Отмечаются Декоративно-Театральными Композициями, Тонкой Разработкой Колорита И Эффектов Освещения, Усложненной Пластикой, Парадностью. В Музыке — Появление Оперы, Развитие Свободного Полифонического Стиля (В Частности В Творчестве Иоганна Себастьяна Баха).

Барочный Стиль Доминировал В Европейском Искусстве В 17 Веке. В Некоторых Странах Он Также Захватил Конец 16 И Середину 18 Века (Италия, Польша, Австрия, Латинская Америка).

Происхождение Термина

Название Стиля Имеет Французское Происхождение. Этимология Слова Однозначно Не Установлена: Одни Исследователи Указывают На Французское Слово «Baroco» — Логическая Формула Бессмысленного, Другие — На Связь С Названием Жемчужины Раковины, Имеющую Удлиненную, Неправильную Форму.

Слово «Barocco» Встречается И В Итальянских Источниках Относительно Нечестного Приема В Торговле. Французские Классицисты В Середине 18 Века Перенесли Этот Термин В Художественную Литературу.

История

Барокко Возникло И Получило Большое Развитие В Италии, Заменив Простые И Ясные Формы Искусства Раннего И Высокого Возрождения. Связано С Дворянской Культурой Времен Расцвета Абсолютизма, Барокко Было Призвано Прославлять Знать И Церковь. Но В Нем Отразились И Прогрессивные Идеи, Обусловленные Тогдашней Борьбой За Национальное Единство В Разных Странах Европы. Наряду С Этим Барокко Открыло Новые Возможности Для Искусства, Особенно Ярко Проявились В Синтезе Искусств, В Создании Грандиозных Городских И Парковых Ансамблей И Тому Подобное.

Лучшие Представители Итальянского Барокко: Архитектор И Скульптор Лоренцо Бернини, Архитекторы Франческо Борромини И Карло Фонтана, Ювара, Живописцы Пьетро Да Кортона, Джордано Лука, Маньяско, Дж. Б. Тьеполо. Полученные В Италии Достижения Барокко Легли В Основу Дальнейшего Развития Искусства Испании И Ее Американских Колоний, А Также Германии, Частично Франции, Фландрии, Польши И Украины В Ее Составе, Австрии И Чехословакии В Ее Составе И Тому Подобное.

Демократическую Ветвь Барокко В Живописи Олицетворяли Произведения Караваджо И Его Последователей — Сальватора Розы И Др.

Особенно Стилем Барокко Занимались Иезуиты. Барокко, Благодаря Их Усилиям, Распространилось Тогдашним Миром И Даже Иногда Называлось Стилем Иезуитов. Оно Достигло Америки И Филиппин, Китая И Др. Известно, Что Иезуиты Поселились И В Китае. Будучи Знатоками И Мастерами Барокко, Они Ознакомили Китайских Мастеров Со Стилистикой Барокко, Которой Заинтересовался Сам Император Цянлуна. Для Него И Построили Барокко Усадьбу На Европейский Манер С Дворцом, ФонтанАми В Саду, Барочными Павильонами И Лабиринтом. Сохранены Гравюры, Запечатлевшие Барокко Усадьбу С Садом В Китае.

Региональные Особенности Барокко

Охотничий Замок Ступиниджи Барокко Имело Свои Региональные Особенности. Поэтому Барокко Мексики Или Бразилии Невозможно Спутать С Барокко Португалии Или Австрии. Конечно, Главное Направление Задавали Итальянцы И Иезуиты, Поэтому Стиль Барокко Несколько Ошибочно Называли «Стилем Иезуитов». Хотя Именно Иезуиты Сделали Барокко Своим Характерным Стилем И Строили Соборы И Монастыри Именно В Барочном Стиле.

Правдой Будет Утверждение, Что В Барочном Стиле Были Два Направления — Барокко Светское (Дворцы Знати И Королевских Семей, Памятники Обладателей Стран) И Барокко Церковное (Религиозные Сооружения От Монастырей До Отдельных Часовен). Направления Существовали Отдельно, Но Постоянно Обогащали Друг Друга Похожими Средствами Обработки И Использования Материалов Или Декора. Поэтому В 18 В. Зал Церкви Напоминал Пышный Зал Дворца И Наоборот, Что Замечали И Современники.

Среди Образцов Светской Барокко Садово-Дворцовые Ансамбли Вилянов В Варшаве (Польша), Охотничий Замок Ступиниджи У Турина (Италия), Шенбрунн В Вене (Австрия), Несколько Замков И Дворцов Чехии, Германии, Франции.

Барокко В Российской Империи

Барочный Портрет Петра Iii В России Развитие Барокко Был Связан С Ростом И Укреплением Дворянского Государства. Вполне Справедливо Его Делят На «Московское» (Предбароко Или «Нарышкинского») (1680-Е — 1720-Е Гг.), Утреннее Или «Петровский» (1700-Е — 1730-Е Гг.) И Развито Или Елизаветинское (1740-Е И 1770-Е Гг). Разделение Является Условным, Так Как В Провинции Эти Стили Существовали Больший Срок. Яркими Образцами Утреннего Барокко России Были Меншиковский Дворец В КронштадтЕ (Сильно Перестроен, Почти Исчез Как Барочная Достопримечательность), Петропавловский Собор В Крепости (Сохраненный), Меншиковский Дворец На Васильевском Острове (Реставрирован, Филиал Музея Эрмитаж), Петергоф (Дворцово-Парковый Ансамбль) И Меньшиковский Дворец В Пригороде Ораниенбаум, Некоторые Сооружения Александро-Невского Монастыря (Потом Одноименной Лавры), Константиновский Дворец В Стрельне (Реставрированный).

Черты Барокко Присущи И Репрезентативным Портретам. Вельможи Представлены В Роскошных Одеждах, Как Важные Государственные Деятели Или Военные. Особенно Много Подобных Портретов Был Создан В Первые Годы Царствования Императрицы Екатерины Ii В (Худ. Рослен, Портрет Графа Чернышева С. Г., Худ. Лампи, Портрет Потемкина В Рыцарских Доспехах). Черты Интимности И Беспристрастности Можно Найти Только В Портретах Женщин Или Детей (Иван Вишняков, Портрет Сары Фермор).

Русское Барокко, В Отличие От Западноевропейского, Не Имело Мистицизма. Выдающимися Памятниками Русского Барокко Является Дворец В Пушкине (Бывш. Царское Село (Музей-Заповедник)), Зимний Дворец, Смольный Собор, Никольский Военно-Морской Собор И Другие Строения В Стиле Барокко Санкт-Петербурга, Созданные В. В. Растрелли, С. И. Чевакинским И Д. В. Ухтомским — Образцы Развитого Барокко.

В Москве На Удивление Мало Образцов Развитого Барокко В Архитектуре. Вот Судьба Некоторых. Светские Образцы Барокко — Дворец Императрицы Анны В Аненгофи, Лефортово (Арх. Б.Растрелли, Не Существует).

Деревянный Барочный Дворец Шереметева В Кусково (Так Называемые Старые Хоромы) Разобраны Из-За Ошибок В Расчетах И Угрозу Рухнуть. Их Место Занял Нынешний Одноэтажный Дворец В Стиле Утреннего Классицизма.

Интересным Образцом Барокко Является Дворец Апраксина (Построено В 1766-69 Гг). Впоследствии Дворец Приобрела Семья Трубецких.

В Значительной Достопримечательностью Религиозной Архитектуры Эпохи Барокко Является Церковь Климента Папы Римского В Замоскворечье, Которого Почитают И Православные. Выстроенная На Средства Канцлера Бестужева По Проекту Пьетро Антонио Трезини (1742—1747 Гг).

Ссылки

Литература

  • Вельфин Г. Ренессанс И Барокко. Исследование Сущности И Становления Стиля Барокко В Италии. — Спб, «Азбука-Классика», 2004. — 287 С.
  • Украинская Советская Энциклопедия : В 12 Т. / Под Ред. Н. Божан — 2-Е Изд. — Киев: Гл. Редакция Усэ, 1974—1985.
  • Малый Словарь Истории Украины / Отв. Ред. Валерий Смолий. — Киев: Лыбидь, 1997.
  • Очерки Истории Архитектуры Украинской Сср. К., 1957
  • Алпатов М. В. Всеобщая История Искусства, Т. 2. М.-Л., 1949
  • Вельфлин Г. Ренессанс И Барокко. Пер. С Нем. Спб, 1913
  • История Русского Искусства, Т. 1. М., 1957
  • Программы По Истории Украинского Искусства. Академия Архитектуры Усср. К., 1956
  • Виппер Б. Р. Архитектура Русского Барокко, М., «Наука», 1978Горный биом в Майнкрафте.png---------------------------20451327203346723161844400002

Content-Disposition: form-data; name="wpSave"

Записать страницу