Клавдия Михайловна Куличевская (25 октября (6 ноября) 1861, — 1923, Токио[1]) — русская балерина и балетный педагог.
В 1880 году Клавдия Куличевская окончила Петербургское театральное училище[2] (среди педагогов Лев Иванов) и сразу была принята в Петербургскую императорскую труппу солисткой балета[1][3].
Талант и исполнительская техника очень скоро выдвинули ее в выдающиеся исполнительницы балетных партий[3].
Еще годы учебы положили начало ее дружбе с другой выдающейся русской балериной — Матильдой Кшесинской. В своих мемуарах Кшесинская много страниц посвящает их совместной работе, поездкам на гастроли в Париж, ролям, беседам, общим знакомствам, празднествам и т. д.[4]. Кроме того она как балетмейстер поставила для М.Кшесинской несколько хореографических номеров, в том числе танец «Ноктюрн» на музыку Шопена (художник костюмов Леон Бакст), участвовать в котором Кшесинская в качестве своего партнера пригласила молодого В. Ф. Нижинского[5].
Среди балетных партий, исполненных К.Куличевской: Грациелла («Грациелла» Пуньи), Графиня («Своенравная жена» Адана и Пуньи), Илька («Очарованный лес» Дриго), Фея Золота («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1890), танцевальный дивертисмент в балете «Шалость Амура» (1890), сольный танец («Золушка» (композитора Б. А. Фитингоф-Шеля, 1893), Геба («Пробуждение Флоры» Р. Дриго, 1894), Подруга Раймонды Клеманс («Раймонда» А. Глазунова, 1898), Маринетта («Барышня-служанка, или испытание Дамиса» А. Глазунова, 1900) и др.
На сцене Клавдия Куличевская провела почти двадцать лет: с 1880 до 1901 гг., закончив карьеру танцовщицы выходом на сцену последний раз в балете «Камарго» Минкуса.
Прекратив танцевальную карьеру, она в том же 1901 году перешла на педагогическую работу в той же Петербургской театральной школе, которую заканчивала сама. Среди множества её учеников: Б. Ф. Нижинская, О. А. Спесивцева, Г. И. Большакова, Е. Э. Бибер[1][3], Е.В. Лопухова, М.А. Кожухова.
Для выпускных спектаклей училища она уже как балетмейстер поставила несколько отдельных номеров (в том числе «Игра бабочек» на музыку Э. Вальдтейфеля для В. Ф. Нижинского и Ю. Н. Седовой; позднее номер вошёл в балет «Ручей»), балетов (в том числе «Принц-садовник» на музыку Давыдова, 1906); возобновила «Сказку Белой ночи» для О. А. Спесивцевой (на сборную музыку, 1913)[1][3].
Клавдия Куличевская проработала в Петербургском театральном училище с 1901 по 1917 гг.
Через год после государственного переворота 1917 года она эмигрировала[3]. Как сложилась ее судьба в эмиграции, неизвестно.
Клавдия Куличевская скончалась в 1923 году в Токио[3].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Куличевская в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ Списки выпускников. Академия русского балета им А. Я. Вагановой
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Биографии деятелей балета. Куличевская Клавдия Михайловна
- ↑ Воспоминания
- ↑ Бронислава НИЖИНСКАЯ. Ранние воспоминания", М., Изд-во «АРТ», 1999.