Тёзки:
- Фридрих Шольц (Friedrich Scholz; 1926—2008) — немецкий композитор и литератор.
- Фридрих фон Шольц (Friedrich von Scholtz; 1851—1927) — германский военный деятель
Фридрих Ефимович Шольц (нем. Friedrich Scholz; 5 октября 1787, Гернштадт, Силезия, Германия — 27 октября 1830, Москва, Российская империя) — русский композитор, дирижёр и музыкальный педагог немецкого происхождения.
Биография
Детство
Фридрих Шольц родился 5 октября 1787 года в городе Гернштадт в Силезии в семье немецкого музыканта[1][2], который и стал первым педагогом своему сыну, обучая его игре на фортепиано, скрипке, органе. Материальное положение семьи всецело зависело от небольшого семейного бизнеса[3], и пока дела шли успешно, семья жила в достатке.
Учёба
В 1802 году юный Фридрих Шольц покинул родительский кров и поступил в Архитектурное училище в Бреславле (ныне Вроцлав), при этом успешно продолжая музыкальные занятии и беря уроки композиции у капельмейстера Й. И. Шнабеля[2].
Переезды
Но родительский бизнес потерпел крах, и обучение пришлось срочно бросить; отец устроился работать театральным капельмейстером в небольшом городке Силезии; предложенного заработка на обучение сына не хватало, и Фридрих, так и не завершив образования, вернулся к родителям с тем, чтобы помогать отцу[3]. Но музыкальные занятия не пострадали, отец по-прежнему занимался с сыном. Вскоре в судьбу вмешалась политика — начавшаяся война вынудила молодого музыканта покинуть Силезию и переехать сначала в г. Грауденц (ныне Грудзёндз, Польша), где он некоторое время занимал место капельмейстера театра, затем в Курляндию, где тоже работал в театре[3][1], а в 1811 г. Фридрих Шольц отправился в Петербург, где был принят на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы[4][5].
В Москву
В 1815 году переехал в Москву, где давал частные уроки музыки и очень быстро зарекомендовал себя хорошим преподавателем. Он и называться стал на русский манер, по отчеству: Фридрих Ефимович, а порой и совсем по-русски: Фёдор Ефимович[1][6].
Фридрих Шольц, оказавшись в России, изучил не только русский язык, но и заинтересовался русской национальной музыкой. Это было время, когда русская культура находилась в начальном периоде становления и ни собственных теоретических музыкальных разработок, ни системы должного музыкального образования еще не имела. В 1819 г. Шольц составил записку о необходимости учреждения в Москве музыкальной консерватории. Но идея не нашла отклика в широких массах, которые еще не были к ней готовы[3]. К слову сказать, Московская консерватория открылась лишь в 1866 году (Санкт-Петербургская — на четыре года раньше, в 1862), то есть через 67 лет после записки Ф.Шольца.
Московская императорская труппа
Однако, хотя идея создания консерватории была отвергнута, Ф.Шольц получил приглашение вернуться на работу в структуру императорских театров, но уже в московскую труппу. С 27 сентября 1820 года — дирижёр Московской труппы императорских театров[2], выступавшей по разным сценам, а с открытием в 1825 году Большого театра со всей московской труппой продолжил работу там. Таким образом, Фридрих Шольц стоял у самых истоков зарождения музыкальной культуры и музыкального театра Москвы. По словам В. Ф. Одоевского, в концерте 1825 управлял оркестром «…с обыкновенным ему огнем и искусством»[7].
Помимо педагогической и дирижерской работы, занимался композиторской деятельностью, сочиняя музыку в основном к постановкам для московской императорской сцены. Ежегодно давал концерты из своих сочинений[7].
Согласно Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, Шольц написал 10 небольших опер, 10 балетов и водевили[4][5]. Обычно работал совместно с композиторами А. А. Алябьевым, А. Н. Верстовским, Л. В. Маурером. Кроме того, Энциклопедия «Балет» называет Ф. Е. Шольца автором множества интермедий-дивертисментов к различным спектаклям[8].
Алябьев посвятил Шольцу два своих произведения: 3-й струнный квартет и увертюру к опере-водевилю «Три десятки, или Новое двухдневное приключение» (оба — 1825).
Домашняя консерватория
Не добившись понимания властей в плане создании консерватории и системы музыкального образования, Фридрих Ефимович сам в 1830 г. открыл у себя на дому для всех желающих бесплатное преподавание генерал-баса и композиции[2] (в Биографическом словаре названа другая дата: вторая половина 1820-го года[3]). Однако эта огромная по важности педагогическая работа была прервана через несколько месяцев его заболеванием и скоропостижной смертью.
Фридрих Ефимович Шольц скончался в Москве от холеры 15 (27) октября 1830 года на 44 году жизни.
Потомки Шольца, получив дворянский титул, жили в России[9].
Среди произведений
К сожалению, не все произведения композитора удалось установить.
Балеты. Многие балеты сочинены к постановкам балетмейстера А. П. Глушковского, это:
- 1816 — «Игрища на святках»
- 1817 — «Казаки на Рейне»
- 1818 — «Невское гулянье»
- 1821 — «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», по поэме А. С. Пушкина (Театр на Моховой). Этот балет стал первым музыкально-сценическим воплощением известной пушкинской сказочной поэмы, положив начало волшебному (сказочному) балету как жанру[2]. Музыкальная энциклопедия о музыке к балету: «Музыка этого произведения отличается разнообразием выразительных средств, эффектной инструментовкой, близостью к мелодике бытового романса (в ней используются различные национальные танцевальные жанры, включая восточные)»[7])
- 1823 — «Три талисмана: кошелёк, рожок и пояс, или Восточный чародей», Театр на Моховой (Москва)
- 1823 — «Старинные игрища, или Святочный вечер»
- 1826 — «Три пояса, или Русская Сандрильона» (Большой театр)
- 1829 — «Полифем, или Торжество Галатеи» (Большой театр)
Оперы-водевили:
- 1821 — «Волшебная флейта»
- 1823 — «Продажная одноколка, или Похищенная Европа», перевод с французского В. М. Бакунина
- 1824 — «Проситель» (совместно с А. Н. Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и А. А. Алябьевым; Московский театр на Моховой)
- 1824 — «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», водевиль Мельвиля (переделка итальянской мелодраматической пьесы Джованни Жиро «Гувернер в хлопотах») в переводе на русский язык А. И. Писарева (совместно с А. А. Алябьевым, А. Верстовским; театр на Моховой)
- 1825 — «Господин Пик-Асьет, или Новый искатель обедов» (Monsieur Pique-Assiette). Водевиль в 1 д. М. Теолона, Ф.-В.-А. Дартуа (Dartois) и Габриеля (Ж-Ж.-Г. Делюрье). Пер. с фр. П. Н. Арапова (совместно с Н. Е. Кубиштой). Большой театр
- 1827 — «Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам» (Le plus beau jour de la vie). Опера-водевиль в 2 д. Текст Э. Скриба и А.-Ф. Варнера. Переделка с фр. Н. И. Малышева. Московский Большой театр
- 1830 — «Муж и жена» (совместно с Алябьевым, Верстовским и Л. В. Маурером; Большой театр)
- «Старый гусар, или Пажи Фридриха II» (совместно с А. А. Алябьевым, И. И. Геништой и Л.Маурером; постановка 1845, Большой театр)
Спектакль к торжественному открытию Большого театра:
- Увертюра к драматическому прологу «Торжество муз» М. А. Дмитриева (музыка к спектаклю сочинена Алябьевым и Верстовским, Шольцу принадлежит же увертюра к спектаклю), этим произведением открылся Большой театр 6 января 1825 года.
Ф.Шольцу приписывается:
- музыка к опере «Хижина на Альпийских горах» (постановка 1822 г., Театр на Моховой (Москва)[7].
Сочинения для оркестра:
- Торжественный марш (по случаю заключения мира с Турцией, 1829), полонез и др.
- фантазия для 6 ф/п. «Наваринское сражение» (1828)
- пьесы для фортепиано, романсы.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 ШОЛЬЦ
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 ШОЛЬЦ Федор (Фридрих) Ефимович
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Большая биографическая энциклопедия, автор Е. Я.
- ↑ 4,0 4,1 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907
- ↑ 5,0 5,1 Шольц Фридрих (Scholz)
- ↑ ШОЛЬЦ Федор Ефимович
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Музыкальная энциклопедия
- ↑ (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ Потомки благородных родов живут на тверской земле