Волшебное озеро (симфония)
«Волшебное озеро» (опус 62) — симфония композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок».
Подзаголовок, данный композитором: «Сказочная картинка»[1].
Время создания: 1908 год[2].
Содержание
Композитор
Анатолий Константинович Лядов (1855—1914), много и плодотворно изучая русской фольклор, использовал его в своем творчестве, создав музыкальный цикл симфонических миниатюр русской народной сказки[3]. В этот цикл вошло несколько произведений: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», а также «Танец Амазонки», «Скорбная песнь»[4] — эти два последних произведения входят не в цикл русских сказок, а в цикл миниатюрных симфоний.
Композитор не писал больших многослойных произведений. Его излюбленной музыкальной формой стала небольшая инструментальная или вокальная пьеса.
Музыкант Б. Асафьев сказал о нем: «…Лядов скромно отвел себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой — и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике»[3].
История создания
Произведение «Волшебное озеро» относится к музыкальному циклу сказочных картинок на тему русского фольклора, созданному А. К. Лядовым в 1900-х годах. Как считает музыковед Л. Михеева, «Волшебное озеро» было задумано Лядовым еще в 1880-е годы, но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, отмеченное особым творческим подъемом[2][5].
Тем не менее, есть мнение другого музыкального критика — Анны Булычевой, что первое произведение цикла — симфония «Баба-Яга» — появилось под влиянием сказок в редакции А. Н. Афанасьева и иллюстраций Ивана Билибина[6]. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году именно как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная» и послужила отправной точкой для работы композитора на циклом[6]. Л.Михеева же считает, что иллюстрации И. Билибина лишь подтолкнули к осуществлению давно задуманного самим композитором[5].
Однако «Волшебное озеро» не связано с какой-то определенной сказкой, хотя и вписывается в общий цикл. Известны слова самого композитора, рассказывающего, что вдохновением ему послужило вполне реальное лесное озеро: «Вот как оно было у меня с озером, — рассказывал композитор. — Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль — все время, и порой будто совсем уходит. Все останавливается, всякое шуршание. Нет, оказывается, что-то где-то копошится. Вдруг, скользнул ветер…»[2][5]. В эскизах композитора, который был еще точным художником-рисовальщиком, рядом с нотными строками сохранился карандашный набросок озера с камышами и елями на берегу, возможно, воспроизводящий виденный когда-то пейзаж.
Б. Асафьев указывает это озеро даже более географически точно: в окрестностях села Волыновки[2], то есть в северной части, ближе к Финляндии. Б. Асафьев вообще видит в этом небольшом произведении К.Лядова связь с финским эпосом «Калевала»[5].
А. К. Лядов для «Волшебного озера» использовал фрагменты своей незаконченной оперы «Зорюшка»[5].
Сам композитор с удовольствием отмечал, что «Волшебное озеро» вполне удовлетворяло его авторским амбициям, а этого он не утверждал про все свои произведения. «Ах, как я его люблю!» — сам же о нем писал композитор[1]. И еще одно высказывание, отнюдь не характерное для этого скромного и взыскательного музыканта: «Какое моё „Волшебное озеро“ хорошее! Играю — и упиваюсь. В таком роде я ещё не сочинял»[5].
Сюжет
Весь сюжет, собственно, сводится к звукам, словно услышанным композитором у озера: рябь, чуть бьется вода… Такая музыкальная картинка-зарисовка. Лядов сам определил сюжет: «Как оно картинно, чисто, со звёздами, и таинственно в глубине. А главное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мёртвая природа, холодная, злая, но фантастичная, как в сказке»[1][5].
Состав оркестра
2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, челеста, большой барабан, арфа, струнные[2].
Оркестровка «Волшебного озера» — признается в музыковедении как одно из высших достижений оркестрового мастерства А. К. Лядова[1].
Премьера
Музыкальная пьеса была завершена в 1908 году.
Премьера «Волшебного озера» была представлена 21 февраля 1909 года в Большом зале Петербургской консерватории под управлением Н. Черепнина[7]. Рецензия на концерт появилась 26 февраля 1909 года[5].
Исполнения
Исполнительская судьба произведения многообразна — существует множество вариантов и аудиозаписей. С некоторыми можно ознакомиться в Интернете и скачать их: Лядов Анатолий Константинович (1855—1914). `Волшебное озеро` для оркестра op. 62, А.К Лядов. Волшебное озеро, Get-Tune.Net — Лядов — Волшебное озеро (Сказочная картинка), соч. 62.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Композитор Лядов — «Волшебное озеро»
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Лядов. «Волшебное озеро»; автор: Л. Михеева
- ↑ 3,0 3,1 Музыкальный словарь // ЛЯДОВ Анатолий Константинович
- ↑ Лядов Анатолий Константинович (1855—1914)
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Классическая музыка // Анатолий Константинович Лядов // Баба-Яга; автор: Л. Михеева
- ↑ 6,0 6,1 Мариинский театр // Концертный зал. Лядов. Скрябин. Шостакович // «Баба-Яга»; автор: Анна Булычева
- ↑ Анатолий ЛЯДОВ // «ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО». «КИКИМОРА»