Шалость Амура (балет) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''«Шалость Амура»''' (по некоторым данным — «Шалости Амура»<ref name=biogra>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biogra…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
'''«Шалость Амура»''' (по некоторым данным — «Шалости Амура»<ref name=biogra>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/5922 Биографический словарь. 2000. Иванов Лев Иванович]</ref>) одноактный анакреонтический балет, сочиненный вторым балетмейстером Петербургской императорской труппы [[Лев Иванович Иванов|Л. И. Ивановым]] на музыку танцовщика балетного отделения этой же труппы и композитора [[Александр Александрович Фридман (музыкант)|А. А. Фридмана]]<ref name=books>[http://books.google.ru/books?id=PXOpasHus6oC&pg=PA311&lpg=PA311&dq=%D0%A0%D1%8B%D1%85%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82&source=bl&ots=6ngbhuXk-X&sig=hstrmP01n5mSI-KYeUvbyeY5eZ0&hl=ru&sa=X&ei=UFuhUPOOHuS40AGp44GIBQ&ved=0CDIQ6AEwBA#v=onepage&q&f=false Александр Плещеев: Наш балет (1673—1896): балет в Россіи до начала XIX столѣтия и…]</ref>.
+
'''«Шалость Амура»''' (по некоторым данным — «Шалости Амура»<ref name=biogra>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/5922 Биографический словарь. 2000. Иванов Лев Иванович]</ref>) — одноактный анакреонтический балет, сочиненный вторым балетмейстером Петербургской императорской труппы [[Лев Иванович Иванов|Л. И. Ивановым]] на музыку танцовщика балетного отделения этой же труппы и композитора [[Александр Александрович Фридман (музыкант)|А. А. Фридмана]]<ref name=books>[http://books.google.ru/books?id=PXOpasHus6oC&pg=PA311&lpg=PA311&dq=%D0%A0%D1%8B%D1%85%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82&source=bl&ots=6ngbhuXk-X&sig=hstrmP01n5mSI-KYeUvbyeY5eZ0&hl=ru&sa=X&ei=UFuhUPOOHuS40AGp44GIBQ&ved=0CDIQ6AEwBA#v=onepage&q&f=false Александр Плещеев: Наш балет (1673—1896): балет в Россіи до начала XIX столѣтия и…]</ref>.
  
Премьера: императорский придворный театр в Красном селе под Санкт-Петербургом 24 июля 1890 г.<ref name=books/>.
+
Премьера: императорский придворный театр в Красном селе под Санкт-Петербургом 24 июля 1890 г.<ref name=books/>.
  
 
== История создания ==
 
== История создания ==
Особой истории создания у балета — нет. Изначально балет ставился для услаждения императорской семьи и императорских приближенных, когда те проводили лето на природе — в Красном селе под Петербургом. В задачи постановки и не входило стать великим достижением искусства, за него и взялся не главный балетмейстер труппы Мариус Иванович Петипа, а его помощник, безотказный и очень талантливый человек [[Лев Иванович Иванов]]<ref name=biogra/><ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/i/ivanov.html Иванов в энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>. Музыку сочинил танцовщик той же труппы, но при этом и профессиональный музыкант [[Александр Александрович Фридман (музыкант)|А. А. Фридман]]<ref name=ejegodnik>[http://books.google.ru/books?id=hGQhAQAAIAAJ&pg=PA162&lpg=PA162&dq=%D0%A8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%90%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82&source=bl&ots=u8MNbvbp5Z&sig=hn6vKg2fYBBjP2tU-aMrINPORug&hl=ru&sa=X&ei=PImiUNfcCOiD0QGj3IG4Aw&ved=0CDUQ6AEwBA#v=onepage&q&f=false Ежегодник императорских театров]</ref>. Музыка эта была мелодичной, но не представляла из себя ничего выдающегося, в ней проявлялись знакомые мотивы — А. А. Фридман тоже не слишком старался, а создал просто танцевальные мелодии, переходящие одна в другую<ref name=books/>.
+
Особой истории создания у балета — нет. Изначально балет ставился для услаждения императорской семьи и императорских приближенных, когда те проводили лето на природе — в Красном селе под Петербургом. В задачи постановки и не входило стать великим достижением искусства, за него и взялся не главный балетмейстер труппы Мариус Иванович Петипа, а его помощник, безотказный и очень талантливый человек [[Лев Иванович Иванов]]<ref name=biogra/><ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/i/ivanov.html Иванов в энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>. Музыку сочинил танцовщик той же труппы, но при этом и профессиональный музыкант [[Александр Александрович Фридман (музыкант)|А. А. Фридман]]<ref name=ejegodnik>[http://books.google.ru/books?id=hGQhAQAAIAAJ&pg=PA162&lpg=PA162&dq=%D0%A8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%90%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82&source=bl&ots=u8MNbvbp5Z&sig=hn6vKg2fYBBjP2tU-aMrINPORug&hl=ru&sa=X&ei=PImiUNfcCOiD0QGj3IG4Aw&ved=0CDUQ6AEwBA#v=onepage&q&f=false Ежегодник императорских театров]</ref>. Музыка эта была мелодичной, но не представляла из себя ничего выдающегося, в ней проявлялись знакомые мотивы — А. А. Фридман тоже не слишком старался, а создал просто танцевальные мелодии, переходящие одна в другую<ref name=books/>.
  
Однако талант постановщика Л. Иванова — человека неброского, далекого от театральных интриг, скромного, широко и глубоко образованного и, судя по всему, русского интеллигента в самом высоком смысле этого слова, вывел этот балет, который должен был быть просто пустяковым действием, в произведения, достойные внимания<ref name=books/>. Постановка имела такой успех, что вскоре после создания была перенесена на сцену публичного [[Мариинский театр|Мариинского театра]] для зрителей.
+
Однако талант постановщика Л. Иванова — человека неброского, далекого от театральных интриг, скромного, широко и глубоко образованного и, судя по всему, русского интеллигента в самом высоком смысле этого слова, — вывел этот балет, который должен был быть просто пустяковым действием, — в произведения, достойные внимания<ref name=books/>. Постановка имела такой успех, что вскоре после создания была перенесена на сцену публичного [[Мариинский театр|Мариинского театра]] — для зрителей.
  
 
== Сюжет ==
 
== Сюжет ==
  
Весь балет сочинил сам Л. И. Иванов, содержание заключается в шалостях Амура.
+
Весь балет сочинил сам Л. И. Иванов, содержание заключается в шалостях Амура.
  
Амур, бог любви, поехал отдыхать на дачу — ну прямо как императорский двор, расшалился и стал влюблять всех вокруг друг в друга — и ой что началось: Эндимион, возлюбленный Дианы, стал приударять за чужой нимфой Ореадой — причем близкой подругой Дианы, а эта самая Ореада, будучи близкой подругой Дианы, в свою очередь увлеклась Эндимионом. Диана все узнала и жутко разгневалась — конечно, не на своего возлюбленного Эндимиона, а на Амура, который устроил все эти безобразия. Амур осознал свою вину, устыдился и снова влюбил в Диану ее возлюбленного, а его любовь с нимфой выбросил. Теперь все становится правильно, а Амур… убегает с Венерой<ref name=books/><ref name=ejegodnik/>.
+
Амур, бог любви, поехал отдыхать на дачу — ну прямо как императорский двор, — расшалился и стал влюблять всех вокруг друг в друга — и ой что началось: Эндимион, возлюбленный Дианы, стал приударять за чужой нимфой Ореадой — причем близкой подругой Дианы, а эта самая Ореада, будучи близкой подругой Дианы, в свою очередь увлеклась Эндимионом. Диана все узнала и жутко разгневалась — конечно, не на своего возлюбленного Эндимиона, а на Амура, который устроил все эти безобразия. Амур осознал свою вину, устыдился и снова влюбил в Диану ее возлюбленного, а его любовь с нимфой выбросил. Теперь все становится правильно, а Амур… убегает с Венерой<ref name=books/><ref name=ejegodnik/>.
  
 
Получился очень смешной комический спектакль, особенно оказалась яркой и веселой сцена обольщения, проводимая Амуром между Эндимионом и нимфой.
 
Получился очень смешной комический спектакль, особенно оказалась яркой и веселой сцена обольщения, проводимая Амуром между Эндимионом и нимфой.
  
 
== Премьера ==
 
== Премьера ==
Премьера прошла в Красном селе под Санкт-Петербургом 24 июля 1890 г.
+
Премьера прошла в Красном селе под Санкт-Петербургом 24 июля 1890 г.
  
Исполнители: Амур — [[Мария Карловна Андерсон|М.Андерсон]], Диана — [[Анна Христиановна Иогансон|А.Иогансон]], Эндимион — [[Павел ндреевич Гердт|П.Гердт]], нимфа Ореада — [[Варвара Александровна Никитина|В. Никитина]]<ref>[http://proscena.ru/?p=1460 Театр оперы и балета // Никитина В. А.]</ref>, Венера — [[Мария Мариусовна Петипа|М.Петипа]], Морфей — Белов<ref name=ejegodnik/>; в танцевальных сценах еще участвовали и другие артисты, в том числе [[Клавдия Михайловна Куличевская|К.Куличевская]]<ref name=books/>.
+
Исполнители: Амур — [[Мария Карловна Андерсон|М.Андерсон]], Диана — [[Анна Христиановна Иогансон|А.Иогансон]], Эндимион — [[Павел ндреевич Гердт|П.Гердт]], нимфа Ореада — [[Варвара Александровна Никитина|В. Никитина]]<ref>[http://proscena.ru/?p=1460 Театр оперы и балета // Никитина В. А.]</ref>, Венера — [[Мария Мариусовна Петипа|М.Петипа]], Морфей — Белов<ref name=ejegodnik/>; в танцевальных сценах еще участвовали и другие артисты, в том числе [[Клавдия Михайловна Куличевская|К.Куличевская]]<ref name=books/>.
  
 
== В Мариинском театре ==
 
== В Мариинском театре ==
  
Успех представления привел к тому, что оно было повторено уже для зрителей. В сентябре открылся новый театральный сезон императорской труппы для публики, а 11 ноября балет «Шалость Амура» был показан на сцене Мариинского театра<ref name=ejegodnik/>. И у публики тоже пользовался немалым успехом. Особо много аплодисментов досталось проказнику-Амуру — Марии Андерсон<ref name=books/>.
+
Успех представления привел к тому, что оно было повторено уже для зрителей. В сентябре открылся новый театральный сезон императорской труппы для публики, а 11 ноября балет «Шалость Амура» был показан на сцене Мариинского театра<ref name=ejegodnik/>. И у публики тоже пользовался немалым успехом. Особо много аплодисментов досталось проказнику-Амуру — Марии Андерсон<ref name=books/>.
  
Вот и вся жизнь этого короткого балета. Больше он на сцене не появлялся. Вся его прелесть заключалась в постановке хореографии, а она оказалась полностью утрачена, как и многое из работ Льва Ивановича Иванова. Почему так получилось, что официально названное талантливым его творчество столь быстро ушло в небытие несохраненным, а словно бы нарочно уничтожавшимся? Источники называют «чужие амбиции»<ref>[http://www.watchrussia.com/articles/mif-o-lebede Миф о Лебеде]</ref> но чьи? Кто мог так активно выступать против второго балетмейстера императорской труппы? Неужели — он, первый, сам талантливый и вознесшийся на огромную высоту балетного мира?
+
Вот и вся жизнь этого короткого балета. Больше он на сцене не появлялся. Вся его прелесть заключалась в постановке хореографии, а она оказалась полностью утрачена, как и многое из работ Льва Ивановича Иванова. Почему так получилось, что официально названное талантливым его творчество столь быстро ушло в небытие несохраненным, а словно бы нарочно уничтожавшимся? Источники называют «чужие амбиции»<ref>[http://www.watchrussia.com/articles/mif-o-lebede Миф о Лебеде]</ref> — но чьи? Кто мог так активно выступать против второго балетмейстера императорской труппы? Неужели — он, первый, сам талантливый и вознесшийся на огромную высоту балетного мира?
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 21:53, 12 сентября 2018

«Шалость Амура» (по некоторым данным — «Шалости Амура»[1]) — одноактный анакреонтический балет, сочиненный вторым балетмейстером Петербургской императорской труппы Л. И. Ивановым на музыку танцовщика балетного отделения этой же труппы и композитора А. А. Фридмана[2].

Премьера: императорский придворный театр в Красном селе под Санкт-Петербургом 24 июля 1890 г.[2].

История создания

Особой истории создания у балета — нет. Изначально балет ставился для услаждения императорской семьи и императорских приближенных, когда те проводили лето на природе — в Красном селе под Петербургом. В задачи постановки и не входило стать великим достижением искусства, за него и взялся не главный балетмейстер труппы Мариус Иванович Петипа, а его помощник, безотказный и очень талантливый человек Лев Иванович Иванов[1][3]. Музыку сочинил танцовщик той же труппы, но при этом и профессиональный музыкант А. А. Фридман[4]. Музыка эта была мелодичной, но не представляла из себя ничего выдающегося, в ней проявлялись знакомые мотивы — А. А. Фридман тоже не слишком старался, а создал просто танцевальные мелодии, переходящие одна в другую[2].

Однако талант постановщика Л. Иванова — человека неброского, далекого от театральных интриг, скромного, широко и глубоко образованного и, судя по всему, русского интеллигента в самом высоком смысле этого слова, — вывел этот балет, который должен был быть просто пустяковым действием, — в произведения, достойные внимания[2]. Постановка имела такой успех, что вскоре после создания была перенесена на сцену публичного Мариинского театра — для зрителей.

Сюжет

Весь балет сочинил сам Л. И. Иванов, содержание заключается в шалостях Амура.

Амур, бог любви, поехал отдыхать на дачу — ну прямо как императорский двор, — расшалился и стал влюблять всех вокруг друг в друга — и ой что началось: Эндимион, возлюбленный Дианы, стал приударять за чужой нимфой Ореадой — причем близкой подругой Дианы, а эта самая Ореада, будучи близкой подругой Дианы, в свою очередь увлеклась Эндимионом. Диана все узнала и жутко разгневалась — конечно, не на своего возлюбленного Эндимиона, а на Амура, который устроил все эти безобразия. Амур осознал свою вину, устыдился и снова влюбил в Диану ее возлюбленного, а его любовь с нимфой выбросил. Теперь все становится правильно, а Амур… убегает с Венерой[2][4].

Получился очень смешной комический спектакль, особенно оказалась яркой и веселой сцена обольщения, проводимая Амуром между Эндимионом и нимфой.

Премьера

Премьера прошла в Красном селе под Санкт-Петербургом 24 июля 1890 г.

Исполнители: Амур — М.Андерсон, Диана — А.Иогансон, Эндимион — П.Гердт, нимфа Ореада — В. Никитина[5], Венера — М.Петипа, Морфей — Белов[4]; в танцевальных сценах еще участвовали и другие артисты, в том числе К.Куличевская[2].

В Мариинском театре

Успех представления привел к тому, что оно было повторено уже для зрителей. В сентябре открылся новый театральный сезон императорской труппы для публики, а 11 ноября балет «Шалость Амура» был показан на сцене Мариинского театра[4]. И у публики тоже пользовался немалым успехом. Особо много аплодисментов досталось проказнику-Амуру — Марии Андерсон[2].

Вот и вся жизнь этого короткого балета. Больше он на сцене не появлялся. Вся его прелесть заключалась в постановке хореографии, а она оказалась полностью утрачена, как и многое из работ Льва Ивановича Иванова. Почему так получилось, что официально названное талантливым его творчество столь быстро ушло в небытие несохраненным, а словно бы нарочно уничтожавшимся? Источники называют «чужие амбиции»[6] — но чьи? Кто мог так активно выступать против второго балетмейстера императорской труппы? Неужели — он, первый, сам талантливый и вознесшийся на огромную высоту балетного мира?

Источники