Нина Борисовна Подгорецкая — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Нина Подгорецкая. Фото с открытки 1920-х гг. '''Нина Борисовна Подго…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:NPodgoretskaja.jpg|thumb|240px|Нина Подгорецкая. Фото с открытки 1920-х гг.]]
 
[[Файл:NPodgoretskaja.jpg|thumb|240px|Нина Подгорецкая. Фото с открытки 1920-х гг.]]
'''Нина Борисовна Подгорецкая''' (27 ноября (10 декабря) 1902, Лубны Полтавской области (Энциклопедия балета ошибочно называет ее родиной несуществующий г. Дубны<ref name=pro-ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/p/podgorecka8.html ПОДГОРЕЦКАЯ Нина Борисовна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>) 5 марта 1977, Москва) балерина.
+
'''Нина Борисовна Подгорецкая''' (27 ноября (10 декабря) 1902, Лубны Полтавской области (Энциклопедия балета ошибочно называет ее родиной несуществующий г. Дубны<ref name=pro-ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/p/podgorecka8.html ПОДГОРЕЦКАЯ Нина Борисовна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>) — 5 марта 1977, Москва) — балерина.
  
 
== Учеба ==
 
== Учеба ==
Училась в Московском хореографическом училище, педагог [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. Д. Тихомиров]], после чего сразу была зачислена солисткой московского Большого театра<ref name=pro-ballet/><ref>[http://www.vslovar.ru/cult/4239.html ПОДГОРЕЦКАЯ]</ref>.
+
Училась в Московском хореографическом училище, педагог [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. Д. Тихомиров]], после чего сразу была зачислена солисткой московского Большого театра<ref name=pro-ballet/><ref>[http://www.vslovar.ru/cult/4239.html ПОДГОРЕЦКАЯ]</ref>.
  
 
== Семья ==
 
== Семья ==
Творческая жизнь балерины была плотно связана с ее семьей — она стала женой (гражданский брак) хронологически первой (из трёх) выдающегося балетмейстера [[Игорь Александрович Моисеев|Игоря Моисеева]] и позже вместе с ним создавала танцевальный ансамбль Моисеева<ref>[http://www.tribuna.ru/articles/2008/11/07/article9432/ Игорь Моисеев и его ангелы]</ref>.
+
Творческая жизнь балерины была плотно связана с ее семьей — она стала женой (гражданский брак) — хронологически первой (из трёх) выдающегося балетмейстера [[Игорь Александрович Моисеев|Игоря Моисеева]] и позже вместе с ним создавала танцевальный ансамбль Моисеева<ref>[http://www.tribuna.ru/articles/2008/11/07/article9432/ Игорь Моисеев и его ангелы]</ref>.
  
 
== Большой театр ==
 
== Большой театр ==
Поступив в 1919 году в штат балетной труппы Большого театра, Нина Подгорецкая сразу стала исполнять крупные партии, а в 1922—1924 гг. преподавала в Московском хореографическом училище.
+
Поступив в 1919 году в штат балетной труппы Большого театра, Нина Подгорецкая сразу стала исполнять крупные партии, а в 1922—1924 гг. преподавала в Московском хореографическом училище.
  
Историк балета [[Юрий Бахрушин]] давал ей такую характеристику: ''«…Н. Подгорецкая была строгой классичкой, однако в ее исполнении не было академической сухости. Форма ее танца была безупречна, но никогда не шла за счет одухотворенности образов… Не довольствуясь своим положением классической балерины, эта выдающаяся танцовщица охотно и блестяще исполняла характерные номера в балетах, постоянно выступала в концертах. Эта деятельность самым благотворным образом влияла на развитие ее дарования — с каждым годом танец балерины становился многограннее и богаче»''<ref>[http://www.bilettorg.ru/actors-from-the-past/368/ НИНА ПОДГОРЕЦКАЯ]</ref><ref>[https://vk.com/wall-11665068_10012 Балерины XX века]</ref>.
+
Историк балета [[Юрий Бахрушин]] давал ей такую характеристику: ''«…Н. Подгорецкая была строгой классичкой, однако в ее исполнении не было академической сухости. Форма ее танца была безупречна, но никогда не шла за счет одухотворенности образов… Не довольствуясь своим положением классической балерины, эта выдающаяся танцовщица охотно и блестяще исполняла характерные номера в балетах, постоянно выступала в концертах. Эта деятельность самым благотворным образом влияла на развитие ее дарования — с каждым годом танец балерины становился многограннее и богаче»''<ref>[http://www.bilettorg.ru/actors-from-the-past/368/ НИНА ПОДГОРЕЦКАЯ]</ref><ref>[https://vk.com/wall-11665068_10012 Балерины XX века]</ref>.
  
Казалось бы, впереди балерину ожидала счастливая судьба примы. Однако в начале 1930-х годах в советском балете произошли кардинальные преобразования. По личному решению И. Сталина, артистов и хореографов московского Большого театра стали заменять на специально приглашенных артистов и хореографов Ленинграда, им и отдавали все значимые посты, на них распределялись основные балетные партии. Московские артисты довольствовались незначительными ролями или вообще вынуждены были покинуть сцену Большого театра — как, например, знаменитый хореограф [[Игорь Александрович Моисеев]]<ref>[http://www.pseudology.org/people/MoiseevIA.htm Игорь Александрович Моисеев]</ref>. В результате целый пласт русской культуры — эстетическое направление Московской балетной школы — оказался практически уничтожен.
+
Казалось бы, впереди балерину ожидала счастливая судьба примы. Однако в начале 1930-х годах в советском балете произошли кардинальные преобразования. По личному решению И. Сталина, артистов и хореографов московского Большого театра стали заменять на специально приглашенных артистов и хореографов Ленинграда, им и отдавали все значимые посты, на них распределялись основные балетные партии. Московские артисты довольствовались незначительными ролями или вообще вынуждены были покинуть сцену Большого театра — как, например, знаменитый хореограф [[Игорь Александрович Моисеев]]<ref>[http://www.pseudology.org/people/MoiseevIA.htm Игорь Александрович Моисеев]</ref>. В результате целый пласт русской культуры — эстетическое направление Московской балетной школы — оказался практически уничтожен.
[[Файл:Bank_Abramova.jpg|thumb|left|400 px|Фото с открытки 1928 г. Слева направо: '''Нина Борисовна Подгорецкая''', [[Любовь Михайловна Банк]], [[Валентина Васильевна Кудрявцева]], [[Анастасия Ивановна Абрамова]]. Артистическая судьба их была схожа: балерины Большого театра, яркие представительницы Московской школы балета, они оказались на задворках сцены. В 1947 году они одновременно получили в качестве компенсации звание Заслуженная артистка РСФСР и были тут же уволены.]]
+
[[Файл:Bank_Abramova.jpg|thumb|left|400 px|Фото с открытки 1928 г. Слева направо: '''Нина Борисовна Подгорецкая''', [[Любовь Михайловна Банк]], [[Валентина Васильевна Кудрявцева]], [[Анастасия Ивановна Абрамова]]. Артистическая судьба их была схожа: балерины Большого театра, яркие представительницы Московской школы балета, они оказались на задворках сцены. В 1947 году они одновременно получили в качестве компенсации звание Заслуженная артистка РСФСР и были тут же уволены.]]
 
Ленинградцев пересылали постепенно, группками в несколько человек.
 
Ленинградцев пересылали постепенно, группками в несколько человек.
  
Главным балетмейстером Большого театра с 1936 года был назначен только что прибывший из Ленинграда [[Ростислав Владимирович Захаров|Р. В. Захаров]], прославившийся там постановкой балета «[[Бахчисарайский фонтан (балет)|Бахчисарайский фонтан]]» (1934)<ref>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_110.php Театральная Энциклопедия]</ref>. Больше москвичам ставить балетные спектакли не давали. Муж Подгорецкой Игорь Моисеев оказался чужим в этой среде, единственным балетмейстером-неленинградцем, и семейной паре Моисеев — Подгорецкая не давали возможности работать.
+
Главным балетмейстером Большого театра с 1936 года был назначен только что прибывший из Ленинграда [[Ростислав Владимирович Захаров|Р. В. Захаров]], прославившийся там постановкой балета «[[Бахчисарайский фонтан (балет)|Бахчисарайский фонтан]]» (1934)<ref>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_110.php Театральная Энциклопедия]</ref>. Больше москвичам ставить балетные спектакли не давали. Муж Подгорецкой Игорь Моисеев оказался чужим в этой среде, единственным балетмейстером-неленинградцем, и семейной паре Моисеев — Подгорецкая не давали возможности работать.
  
 
Сам Моисеев вспоминал об этом периоде: ''«Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семёновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил её от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актёрское поприще меня больше не устраивало»''<ref>[http://www.pseudology.org/people/MoiseevIA.htm Игорь Александрович Моисеев]</ref>.
 
Сам Моисеев вспоминал об этом периоде: ''«Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семёновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил её от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актёрское поприще меня больше не устраивало»''<ref>[http://www.pseudology.org/people/MoiseevIA.htm Игорь Александрович Моисеев]</ref>.
Строка 24: Строка 24:
  
 
== Ансамбль Моисеева ==
 
== Ансамбль Моисеева ==
Нина Подгорецкая формально оставалась солисткой Большого театра, но работать там ей почти не давали, и одновременно с Большим театром, где она лишь числилась, она работала в созданном совместно с мужем И.Моисеевым Ансамбле народного танца СССР. В 1940 году женой (второй хронологически) И. Моисеева стала одна из солисток ансамбля Тамара Зейферт, однако Нина Подгорецкая продолжала выступать там до 1951 г. ей и деваться было некуда: на сцене Большого театра она почти не появлялась, и лишь изредка выступала в концертных программах от Большого театра на других сценических площадках — в основном с исполнением характерных и народных танцев.
+
Нина Подгорецкая формально оставалась солисткой Большого театра, но работать там ей почти не давали, и одновременно с Большим театром, где она лишь числилась, она работала в созданном совместно с мужем И.Моисеевым Ансамбле народного танца СССР. В 1940 году женой (второй хронологически) И. Моисеева стала одна из солисток ансамбля Тамара Зейферт, однако Нина Подгорецкая продолжала выступать там до 1951 г. — ей и деваться было некуда: на сцене Большого театра она почти не появлялась, и лишь изредка выступала в концертных программах от Большого театра на других сценических площадках — в основном с исполнением характерных и народных танцев.
  
 
== Последние творческие годы ==
 
== Последние творческие годы ==
В 1947, словно компенсацию за сломанную творческую судьбу, ей было выдано звание Заслуженная артистка РСФСР. В 1948 году она была уволена из Большого театра — официально<ref name=pro-ballet/>. Еще до 1951 года она продолжала работать в Ансамбле.
+
В 1947, словно компенсацию за сломанную творческую судьбу, ей было выдано звание Заслуженная артистка РСФСР. В 1948 году она была уволена из Большого театра — официально<ref name=pro-ballet/>. Еще до 1951 года она продолжала работать в Ансамбле.
 
[[Файл:NPodgoretskayaMogila.jpg|thumb|Памятник на могиле Н. Подгорецкой]]
 
[[Файл:NPodgoretskayaMogila.jpg|thumb|Памятник на могиле Н. Подгорецкой]]
 
До 1963 года выступала в концертах<ref name=pro-ballet/>.
 
До 1963 года выступала в концертах<ref name=pro-ballet/>.
Строка 33: Строка 33:
 
Скончалась в Москве 5 марта 1977 в возрасте 74 лет.
 
Скончалась в Москве 5 марта 1977 в возрасте 74 лет.
  
Похоронена на [[Головинское кладбище|Головинском кладбище]]<ref>[https://archive.is/20120712125029/moscow-tombs.narod.ru/raznoe/golovinskoe/podgoretskaya.htm Памятник на могиле Н.Подгорецкой]</ref>.
+
Похоронена на [[Головинское кладбище|Головинском кладбище]]<ref>[https://archive.is/20120712125029/moscow-tombs.narod.ru/raznoe/golovinskoe/podgoretskaya.htm Памятник на могиле Н. Подгорецкой]</ref>.
  
 
Энциклопедия балета о Нине Подгорецкой: ''«Искусство Подгорецкой, обладавшей красивым арабеском и большим прыжком, отличалось выразительностью, пластичностью»''<ref name=pro-ballet/>.
 
Энциклопедия балета о Нине Подгорецкой: ''«Искусство Подгорецкой, обладавшей красивым арабеском и большим прыжком, отличалось выразительностью, пластичностью»''<ref name=pro-ballet/>.
  
 
== Репертуар в Большом театре ==
 
== Репертуар в Большом театре ==
* 1922 — «[[Раймонда (балет)|Раймонда]]», балетмейстер А. А. Горский — ''Раймонда'',
+
* 1922 — «[[Раймонда (балет)|Раймонда]]», балетмейстер А. А. Горский — ''Раймонда'',
* «[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]» — ''Аврора'',
+
* «[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]» — ''Аврора'',
* «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]» — ''Одетта-Одиллия'',
+
* «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]» — ''Одетта-Одиллия'',
* «[[Конек-Горбунок (балет Пуни)|Конек-Горбунок]]» — ''Царь-Девица'',
+
* «[[Конек-Горбунок (балет Пуни)|Конек-Горбунок]]» — ''Царь-Девица'',
* «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]» — ''Китри'',
+
* «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]» — ''Китри'',
* «[[Баядерка (балет)|Баядерка]]» — ''Никия'';
+
* «[[Баядерка (балет)|Баядерка]]» — ''Никия'';
* 1932 — «[[Саламбо (балет)|Саламбо]]» — ''Саламбо'', балетмейстер [[Игорь Александрович Моисеев|И. А. Моисеев]] по собственной редакции с использованием хореографии А. А. Горского<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/salambo.html «САЛАМБО» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>.
+
* 1932 — «[[Саламбо (балет)|Саламбо]]» — ''Саламбо'', балетмейстер [[Игорь Александрович Моисеев|И. А. Моисеев]] по собственной редакции с использованием хореографии А. А. Горского<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/salambo.html «САЛАМБО» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>.
* «[[Жизель (балет)|Жизель]]» — ''Жизель'';
+
* «[[Жизель (балет)|Жизель]]» — ''Жизель'';
* «[[Пламя Парижа (балет)|Пламя Парижа]]» — ''Мирейль де Пуатье''
+
* «[[Пламя Парижа (балет)|Пламя Парижа]]» — ''Мирейль де Пуатье''
* «[[Красный мак (балет)|Красный мак]]» — ''Тао Хоа''
+
* «[[Красный мак (балет)|Красный мак]]» — ''Тао Хоа''
 
и др.
 
и др.
  

Текущая версия на 02:41, 23 декабря 2017

Нина Подгорецкая. Фото с открытки 1920-х гг.

Нина Борисовна Подгорецкая (27 ноября (10 декабря) 1902, Лубны Полтавской области (Энциклопедия балета ошибочно называет ее родиной несуществующий г. Дубны[1]) — 5 марта 1977, Москва) — балерина.

Учеба

Училась в Московском хореографическом училище, педагог В. Д. Тихомиров, после чего сразу была зачислена солисткой московского Большого театра[1][2].

Семья

Творческая жизнь балерины была плотно связана с ее семьей — она стала женой (гражданский брак) — хронологически первой (из трёх) выдающегося балетмейстера Игоря Моисеева и позже вместе с ним создавала танцевальный ансамбль Моисеева[3].

Большой театр

Поступив в 1919 году в штат балетной труппы Большого театра, Нина Подгорецкая сразу стала исполнять крупные партии, а в 1922—1924 гг. преподавала в Московском хореографическом училище.

Историк балета Юрий Бахрушин давал ей такую характеристику: «…Н. Подгорецкая была строгой классичкой, однако в ее исполнении не было академической сухости. Форма ее танца была безупречна, но никогда не шла за счет одухотворенности образов… Не довольствуясь своим положением классической балерины, эта выдающаяся танцовщица охотно и блестяще исполняла характерные номера в балетах, постоянно выступала в концертах. Эта деятельность самым благотворным образом влияла на развитие ее дарования — с каждым годом танец балерины становился многограннее и богаче»[4][5].

Казалось бы, впереди балерину ожидала счастливая судьба примы. Однако в начале 1930-х годах в советском балете произошли кардинальные преобразования. По личному решению И. Сталина, артистов и хореографов московского Большого театра стали заменять на специально приглашенных артистов и хореографов Ленинграда, им и отдавали все значимые посты, на них распределялись основные балетные партии. Московские артисты довольствовались незначительными ролями или вообще вынуждены были покинуть сцену Большого театра — как, например, знаменитый хореограф Игорь Александрович Моисеев[6]. В результате целый пласт русской культуры — эстетическое направление Московской балетной школы — оказался практически уничтожен.

Фото с открытки 1928 г. Слева направо: Нина Борисовна Подгорецкая, Любовь Михайловна Банк, Валентина Васильевна Кудрявцева, Анастасия Ивановна Абрамова. Артистическая судьба их была схожа: балерины Большого театра, яркие представительницы Московской школы балета, они оказались на задворках сцены. В 1947 году они одновременно получили в качестве компенсации звание Заслуженная артистка РСФСР и были тут же уволены.

Ленинградцев пересылали постепенно, группками в несколько человек.

Главным балетмейстером Большого театра с 1936 года был назначен только что прибывший из Ленинграда Р. В. Захаров, прославившийся там постановкой балета «Бахчисарайский фонтан» (1934)[7]. Больше москвичам ставить балетные спектакли не давали. Муж Подгорецкой Игорь Моисеев оказался чужим в этой среде, единственным балетмейстером-неленинградцем, и семейной паре Моисеев — Подгорецкая не давали возможности работать.

Сам Моисеев вспоминал об этом периоде: «Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семёновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил её от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актёрское поприще меня больше не устраивало»[8].

В результате Игорю Моисееву пришлось уволиться из Большого театра, и в течение нескольких лет он вместе с женой Ниной Подгорецкой основал свой знаменитый Ансамбль народного танца СССР, открывшийся в 1937 году.

Ансамбль Моисеева

Нина Подгорецкая формально оставалась солисткой Большого театра, но работать там ей почти не давали, и одновременно с Большим театром, где она лишь числилась, она работала в созданном совместно с мужем И.Моисеевым Ансамбле народного танца СССР. В 1940 году женой (второй хронологически) И. Моисеева стала одна из солисток ансамбля Тамара Зейферт, однако Нина Подгорецкая продолжала выступать там до 1951 г. — ей и деваться было некуда: на сцене Большого театра она почти не появлялась, и лишь изредка выступала в концертных программах от Большого театра на других сценических площадках — в основном с исполнением характерных и народных танцев.

Последние творческие годы

В 1947, словно компенсацию за сломанную творческую судьбу, ей было выдано звание Заслуженная артистка РСФСР. В 1948 году она была уволена из Большого театра — официально[1]. Еще до 1951 года она продолжала работать в Ансамбле.

Памятник на могиле Н. Подгорецкой

До 1963 года выступала в концертах[1].

Скончалась в Москве 5 марта 1977 в возрасте 74 лет.

Похоронена на Головинском кладбище[9].

Энциклопедия балета о Нине Подгорецкой: «Искусство Подгорецкой, обладавшей красивым арабеском и большим прыжком, отличалось выразительностью, пластичностью»[1].

Репертуар в Большом театре

и др.

Источники