Сид (опера) — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{youtube|c3FFCb55qbo|width=420|Orchestre et chœur de l'Opéra de Marseille dirigé par Jacques Lacombe, 2011}} '''«Сид»''' (фр.:Le Cid) — опера в…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{youtube|c3FFCb55qbo|width=420|Orchestre et chœur de l'Opéra de Marseille dirigé par Jacques Lacombe, 2011}} | {{youtube|c3FFCb55qbo|width=420|Orchestre et chœur de l'Opéra de Marseille dirigé par Jacques Lacombe, 2011}} | ||
− | '''«Сид»''' (фр.:Le Cid) | + | '''«Сид»''' (фр.:Le Cid) — опера в четырёх актах композитора [[Жюль Массне|Жюля Массне]]. |
По одноименной трагедии [[Пьер Корнель|Пьера Корнеля]]. Авторы [[либретто]] [[Луи Галле]], [[Эдуар Бло]] и [[Адольф д’Эннери]]. | По одноименной трагедии [[Пьер Корнель|Пьера Корнеля]]. Авторы [[либретто]] [[Луи Галле]], [[Эдуар Бло]] и [[Адольф д’Эннери]]. | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
== Основа == | == Основа == | ||
− | В основу сюжета либретто была положена драма «Сид» французского драматурга XVII века Пьера Корнеля, созданная им в 1636 году и поставленная в январе | + | В основу сюжета либретто была положена драма «Сид» французского драматурга XVII века Пьера Корнеля, созданная им в 1636 году и поставленная в январе 1637 г.<ref name=lice>[http://www.licey.net/lit/foreign/kornel Трагедия Корнеля «Сид».]</ref>, в свою очередь основанная на драме испанского литератора дона Гиллем (или Гильен) Кастро и Беллевис (до 1569—1631; воин и поэт, друг Сервантеса), о жизни реально существовавшего рыцаря дона Родриго по прозвищу Сид. Сид — историческое лицо, настоящее имя которого дон Руис (Родриго) Диас (ок. 1040—1099) — рыцарь, боровшийся в маврами и получивший за свои подвиги звание Сид от арабского сеид — господин<ref name=belcanto/>. |
− | Используя сюжет испанского драматурга, Пьер Корнель создал собственное литературное | + | Используя сюжет испанского драматурга, Пьер Корнель создал собственное литературное произведение — трагедию «Сид». Трагедия «Сид» Пьера Корнеля — типичный образец классической трагедии и восходит к рыцарским временам, где главный герой дон Родриго по прозвищу Сид — абсолютно положительный герой, борец за христианскую веру, вынужденный вставать перед дилеммой долга и любви и побеждающий и в долге, и в любви. |
Трагедия «Сид» пользовалась огромным зрительским успехом и вошла в классику не только французской, но и всей мировой литературы<ref name=lice/>. Драма П.Корнеля открыла собой историю французской классицистической трагедии, хотя сам автор обозначил свое произведение как трагикомедию, однако это обозначение неправильно понимать по современной лексике: для Корнеля слово «трагикомедия» обозначало лишь то, что пьеса имела счастливый финал, не оканчивавшийся смертью главного положительного героя<ref name=lice/>. | Трагедия «Сид» пользовалась огромным зрительским успехом и вошла в классику не только французской, но и всей мировой литературы<ref name=lice/>. Драма П.Корнеля открыла собой историю французской классицистической трагедии, хотя сам автор обозначил свое произведение как трагикомедию, однако это обозначение неправильно понимать по современной лексике: для Корнеля слово «трагикомедия» обозначало лишь то, что пьеса имела счастливый финал, не оканчивавшийся смертью главного положительного героя<ref name=lice/>. | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
== Либретто оперы == | == Либретто оперы == | ||
− | В самом начале 1884 года композитор Жюль Массне понял, что такое | + | В самом начале 1884 года композитор Жюль Массне понял, что такое слава — он испытал ее в полном размере после постановки его оперы «[[Манон (опера)|Манон]]»<ref name=belcanto/>, премьера которой состоялась 19 января 1884 в театре Опера-Комик в постановке [[Шарль Поншар|Шарля Поншара]]. Но слава — штука кратковременная, ее необходимо поддерживать неустанной работой. |
− | В 1884 году свое либретто на сюжет о доне Родриго по прозвищу Сид на основе трагедии П. | + | В 1884 году свое либретто на сюжет о доне Родриго по прозвищу Сид на основе трагедии П.Корнеля — принес к Жюлю Массне популярный в то время драматург [[Адольф д'Эннери]] (1811—1899)<ref name=belcanto/>. Однако композитора произведение знаменитого драматурга не вдохновило. |
И Массне пришел к своему издателю Ж. Гартману в поисках нового сюжета. Тот тут же достал пять рукописных тетрадей и сказал: «Я вас знаю! Я предвижу успех!..»<ref name=belcanto/>. Эти пять тетрадей рукописного текста представляли собой либретто оперы «Сид», написанное драматургами [[Луи Галле]] (1835—1898) и [[Эдуар Бло|Эдуаром Бло]] (1836—1906) на основе трагедии П.Корнеля<ref name=daa>[http://www.ft.com/intl/cms/s/2/e749daae-9cee-11e0-8678-00144feabdc0.html#axzz289qm07LY Le Cid, Opéra de Marseille]</ref><ref name=answ/>. Существуют данные, что это либретто использовал композитор [[Жорж Бизе]], сочинив свою оперу «Дон Родриго» еще в 1873 году, но не успел ее записать<ref name=belcanto/>. | И Массне пришел к своему издателю Ж. Гартману в поисках нового сюжета. Тот тут же достал пять рукописных тетрадей и сказал: «Я вас знаю! Я предвижу успех!..»<ref name=belcanto/>. Эти пять тетрадей рукописного текста представляли собой либретто оперы «Сид», написанное драматургами [[Луи Галле]] (1835—1898) и [[Эдуар Бло|Эдуаром Бло]] (1836—1906) на основе трагедии П.Корнеля<ref name=daa>[http://www.ft.com/intl/cms/s/2/e749daae-9cee-11e0-8678-00144feabdc0.html#axzz289qm07LY Le Cid, Opéra de Marseille]</ref><ref name=answ/>. Существуют данные, что это либретто использовал композитор [[Жорж Бизе]], сочинив свою оперу «Дон Родриго» еще в 1873 году, но не успел ее записать<ref name=belcanto/>. | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
== Действующие лица == | == Действующие лица == | ||
{{youtube|SFqL5AaaCDs|Montserrat Caballé - Pleurez mes Yeux - Le Cid - Massenet - Verona 1988}} | {{youtube|SFqL5AaaCDs|Montserrat Caballé - Pleurez mes Yeux - Le Cid - Massenet - Verona 1988}} | ||
− | * | + | * Родриго — Rodrigue (тенор) |
− | * Дон Диего, его | + | * Дон Диего, его отец — Don Diègue (бас) |
− | * | + | * Xимена — Chimène (драматическое сопрано) |
− | * Граф Гормас, ее | + | * Граф Гормас, ее отец — Gormas (лирический бас или баритон) |
* Инфанта (сопрано) | * Инфанта (сопрано) | ||
* Король, ее отец (баритон или лирический бас) | * Король, ее отец (баритон или лирический бас) | ||
Строка 42: | Строка 42: | ||
* Гонец мавров (лирический бас или баритон) | * Гонец мавров (лирический бас или баритон) | ||
Друзья графа Гормаса: | Друзья графа Гормаса: | ||
− | ** Дон | + | ** Дон Ариас — Don Arias (тенор), |
− | ** Дон | + | ** Дон Алонсо — Don Alonzo (бас) |
Придворные, епископы, священники, монахи, воины, народ | Придворные, епископы, священники, монахи, воины, народ | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
− | В славного рыцаря Родриго влюблены все местные девушки, включая даже красавиц из самых знатных семей. Но он верен одной | + | В славного рыцаря Родриго влюблены все местные девушки, включая даже красавиц из самых знатных семей. Но он верен одной любви — его избранница дочь знатного графа Гормаса Химена. Однако отцы влюбленных оскорбляют друг друга, и смыть оскорбление можно только кровью. Чтобы смыть оскорбление, нанесенное его отцу, дон Родриго вынужден вызвать на поединок графа Гормаса, отца его любимой Химены. Но — делать нечего, Родриго вынужден выполнить свой долг. Поединок заканчивается тем, что он убивает графа. Его возлюбленная Химена тоже оказывается перед страшным выбором, дарованным ей классицистическим сюжетом: она должна требовать от короля казни убийцы своего отца, но этот убийца — ее возлюбленный. Побеждает долг: она требует отмщения. Но дело спасает наступление мавров, которое дон Родриго должен срочно отражать. Одержав очередную победу — правда, не без помощи высших сил и в том числе Святого Иакова, — Родриго возвращается в Бургос, где его ждет праведная казнь. Но Химена прощает любимого и выходит за него замуж<ref name=class/>. |
== Музыкальная часть == | == Музыкальная часть == | ||
Массне работал над музыкой к опере с марта по ноябрь 1884 года<ref name=belcanto/>. | Массне работал над музыкой к опере с марта по ноябрь 1884 года<ref name=belcanto/>. | ||
− | [[Файл:Jules Massenet - Le Cid 1885.jpg|thumb|left|Премьерная афиша. | + | [[Файл:Jules Massenet - Le Cid 1885.jpg|thumb|left|Премьерная афиша. 1885 г.]] |
Он писал через годы: «Я выучил, как всегда, либретто наизусть. Я хотел беспрестанно иметь его мысленно перед собой, не нуждаясь в том, чтобы носить текст в кармане. Я хотел иметь возможность работать вне дома, на улице, в свете, за обедом, в театре, везде, наконец, где бы у меня был досуг. Я с трудом отрываюсь от работы, особенно когда она меня захватывает, как было в данном случае»<ref name=belcanto/>. Он действительно использовал все увиденное и услышанное для создания музыки: шум старого порта Марселя, испанские мотивы, ритмы испанских народных танцев… | Он писал через годы: «Я выучил, как всегда, либретто наизусть. Я хотел беспрестанно иметь его мысленно перед собой, не нуждаясь в том, чтобы носить текст в кармане. Я хотел иметь возможность работать вне дома, на улице, в свете, за обедом, в театре, везде, наконец, где бы у меня был досуг. Я с трудом отрываюсь от работы, особенно когда она меня захватывает, как было в данном случае»<ref name=belcanto/>. Он действительно использовал все увиденное и услышанное для создания музыки: шум старого порта Марселя, испанские мотивы, ритмы испанских народных танцев… | ||
Строка 65: | Строка 65: | ||
Дирижировал [[Эрнест Альтес]] (Ernest Altès). | Дирижировал [[Эрнест Альтес]] (Ernest Altès). | ||
− | Исполнители: | + | Исполнители: Родриго — выдающийся польский певец, работавший в Париже, [[Ян Рецке]] (Jean de Reszke), Дон Диего — младший брат выдающегося польского певца и тоже певец [[Эдуард Рецке]] (Édouard de Reszke), Xимена — Фридес Деврие (Fidès Devriès), Гормас — Поль Плансон (Pol Plançon), король — Леон Мельшисседек (Léon Melchissédec) и др.<ref name=answ/> |
== Постановки == | == Постановки == |
Текущая версия на 21:54, 22 декабря 2017
«Сид» (фр.:Le Cid) — опера в четырёх актах композитора Жюля Массне.
По одноименной трагедии Пьера Корнеля. Авторы либретто Луи Галле, Эдуар Бло и Адольф д’Эннери.
Премьера состоялась 30 ноября1885 года в Париже в театре Парижской оперы (Гранд-Опера)[1][2].
Язык оригинала: французский.
Жанр: пост-романтизм[3].
Содержание
Основа
В основу сюжета либретто была положена драма «Сид» французского драматурга XVII века Пьера Корнеля, созданная им в 1636 году и поставленная в январе 1637 г.[4], в свою очередь основанная на драме испанского литератора дона Гиллем (или Гильен) Кастро и Беллевис (до 1569—1631; воин и поэт, друг Сервантеса), о жизни реально существовавшего рыцаря дона Родриго по прозвищу Сид. Сид — историческое лицо, настоящее имя которого дон Руис (Родриго) Диас (ок. 1040—1099) — рыцарь, боровшийся в маврами и получивший за свои подвиги звание Сид от арабского сеид — господин[1].
Используя сюжет испанского драматурга, Пьер Корнель создал собственное литературное произведение — трагедию «Сид». Трагедия «Сид» Пьера Корнеля — типичный образец классической трагедии и восходит к рыцарским временам, где главный герой дон Родриго по прозвищу Сид — абсолютно положительный герой, борец за христианскую веру, вынужденный вставать перед дилеммой долга и любви и побеждающий и в долге, и в любви.
Трагедия «Сид» пользовалась огромным зрительским успехом и вошла в классику не только французской, но и всей мировой литературы[4]. Драма П.Корнеля открыла собой историю французской классицистической трагедии, хотя сам автор обозначил свое произведение как трагикомедию, однако это обозначение неправильно понимать по современной лексике: для Корнеля слово «трагикомедия» обозначало лишь то, что пьеса имела счастливый финал, не оканчивавшийся смертью главного положительного героя[4].
Краткое содержание трагедии «Сид» на русском языке можно прочитать здесь.
Трагедия П.Корнеля «Сид» послужила отправной точкой для многих других литературных произведений.
Либретто оперы
В самом начале 1884 года композитор Жюль Массне понял, что такое слава — он испытал ее в полном размере после постановки его оперы «Манон»[1], премьера которой состоялась 19 января 1884 в театре Опера-Комик в постановке Шарля Поншара. Но слава — штука кратковременная, ее необходимо поддерживать неустанной работой.
В 1884 году свое либретто на сюжет о доне Родриго по прозвищу Сид на основе трагедии П.Корнеля — принес к Жюлю Массне популярный в то время драматург Адольф д'Эннери (1811—1899)[1]. Однако композитора произведение знаменитого драматурга не вдохновило.
И Массне пришел к своему издателю Ж. Гартману в поисках нового сюжета. Тот тут же достал пять рукописных тетрадей и сказал: «Я вас знаю! Я предвижу успех!..»[1]. Эти пять тетрадей рукописного текста представляли собой либретто оперы «Сид», написанное драматургами Луи Галле (1835—1898) и Эдуаром Бло (1836—1906) на основе трагедии П.Корнеля[5][3]. Существуют данные, что это либретто использовал композитор Жорж Бизе, сочинив свою оперу «Дон Родриго» еще в 1873 году, но не успел ее записать[1].
Обретя таким образом сразу два либретто на один и тот же сюжет, Жюль Массне наверняка решил, что такова его судьба, и приступил к работе. Смешав оба либретто, он проштудировал также и испанский первоисточник, написанный Гиллемом, и в конце концов получил единый сценарий.
Действующие лица
- Родриго — Rodrigue (тенор)
- Дон Диего, его отец — Don Diègue (бас)
- Xимена — Chimène (драматическое сопрано)
- Граф Гормас, ее отец — Gormas (лирический бас или баритон)
- Инфанта (сопрано)
- Король, ее отец (баритон или лирический бас)
- Святой Иаков (баритон)
- Гонец мавров (лирический бас или баритон)
Друзья графа Гормаса:
- Дон Ариас — Don Arias (тенор),
- Дон Алонсо — Don Alonzo (бас)
Придворные, епископы, священники, монахи, воины, народ
Сюжет
В славного рыцаря Родриго влюблены все местные девушки, включая даже красавиц из самых знатных семей. Но он верен одной любви — его избранница дочь знатного графа Гормаса Химена. Однако отцы влюбленных оскорбляют друг друга, и смыть оскорбление можно только кровью. Чтобы смыть оскорбление, нанесенное его отцу, дон Родриго вынужден вызвать на поединок графа Гормаса, отца его любимой Химены. Но — делать нечего, Родриго вынужден выполнить свой долг. Поединок заканчивается тем, что он убивает графа. Его возлюбленная Химена тоже оказывается перед страшным выбором, дарованным ей классицистическим сюжетом: она должна требовать от короля казни убийцы своего отца, но этот убийца — ее возлюбленный. Побеждает долг: она требует отмщения. Но дело спасает наступление мавров, которое дон Родриго должен срочно отражать. Одержав очередную победу — правда, не без помощи высших сил и в том числе Святого Иакова, — Родриго возвращается в Бургос, где его ждет праведная казнь. Но Химена прощает любимого и выходит за него замуж[2].
Музыкальная часть
Массне работал над музыкой к опере с марта по ноябрь 1884 года[1].
Он писал через годы: «Я выучил, как всегда, либретто наизусть. Я хотел беспрестанно иметь его мысленно перед собой, не нуждаясь в том, чтобы носить текст в кармане. Я хотел иметь возможность работать вне дома, на улице, в свете, за обедом, в театре, везде, наконец, где бы у меня был досуг. Я с трудом отрываюсь от работы, особенно когда она меня захватывает, как было в данном случае»[1]. Он действительно использовал все увиденное и услышанное для создания музыки: шум старого порта Марселя, испанские мотивы, ритмы испанских народных танцев…
В опере вообще большую часть занимает танцевальная музыка[3].
Завершенную оперу композитор посвятил Э. Ритту и П. Гайяру, двум директорам Парижской оперы, где и прошла ее премьера.
Премьера
Премьера прошла 30 ноября 1885 года в театре Гранд-Опера, в зале Гарнье[6].
Дирижировал Эрнест Альтес (Ernest Altès).
Исполнители: Родриго — выдающийся польский певец, работавший в Париже, Ян Рецке (Jean de Reszke), Дон Диего — младший брат выдающегося польского певца и тоже певец Эдуард Рецке (Édouard de Reszke), Xимена — Фридес Деврие (Fidès Devriès), Гормас — Поль Плансон (Pol Plançon), король — Леон Мельшисседек (Léon Melchissédec) и др.[3]
Постановки
Опера «Сид» вошла в классику мирового оперного искусства, она неоднократно ставилась и продолжается ставиться во многих театрах, существуют ее аудиозаписи[7][8][5].
Существует рок-опера с тем же названием.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Опера Жюля Массне «Сид»: автор А. Кенигсберг
- ↑ 2,0 2,1 Опера Жюля Массне «Сид» / Le Cid: автор А. Гозенпуд
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 AMG AllMusic Guide to Classical Music : Le Cid, opera
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Трагедия Корнеля «Сид».
- ↑ 5,0 5,1 Le Cid, Opéra de Marseille
- ↑ Три оперы Жюля Массне: «Сид»
- ↑ Жюль Массне. Сид (Аланья, Урия-Монзон) 2011
- ↑ Ж. Массне. Балетная музыка из оперы «Сид», Живописные сцены, Последний сон Девы. Дир. Л. Фремо, 1973.г.