Лев Александрович Лащилин — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Среди исполненных партий) |
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Источники) |
||
Строка 62: | Строка 62: | ||
[[Категория:Умершие 10 ноября]] | [[Категория:Умершие 10 ноября]] | ||
[[Категория:Умершие в 1955 году]] | [[Категория:Умершие в 1955 году]] | ||
+ | [[Категория:Балетмейстеры]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии:Большой театр]] | ||
{{DEFAULTSORT:Лащилин Лев Александрович}} | {{DEFAULTSORT:Лащилин Лев Александрович}} |
Текущая версия на 15:24, 2 января 2017
Лев Александрович Лащилин (17 (29) ноября 1888, Москва, Российская империя — 10 ноября 1955, Москва, СССР) — советский артист балета и балетмейстер.
Заслуженный артист Республики (1933)[1][2].
Содержание
Учёба
Закончил Московское театральное училище при Московской императорской труппе, основной педагог В. Д. Тихомиров[1][2].
Большой театр
В 1906 году, сразу после окончания учебы был принят в Московскую императорскую труппу[3] и очень быстро зарекомендовал себя как ведущий характерный танцовщик и яркий пантомимный артист[1] — он оказался ярким продолжателем традиции московского балета по разработке характерного танца и пантомимы (в отличие от Петербургской труппы, остававшейся в русле классических па, Московская труппа занималась характерными танцами).
Вся творческая жизнь танцовщика и балетмейстера прошла в стенах московского Большого театра[4], там он встретил революцию 1917 года, там же оставался после расформирования императорских трупп, превратясь из императорского артиста в советского — то есть оставаясь всегда на государственной зарплате.
Балетмейстерский дебют Л.Лащилина произошел в первые годы советской власти, когда он, вместе со своим бывшим педагогом и соратником по сцене В. Л. Тихомировым ставили первые советский большой балет «Красный мак» в 1927 году. Для этой постановки Л. Лащилин поставил несколько танцевальных сцен, из которых, в общем-то и состоял балет, среди которых были «Яблочко», танец с лентами для Асафа Мессерера, восточный танец на блюде в исполнении сначала Елены Ильющенко, а затем Надежды Надеждиной (Глава девятая. «Красный мак». Крайности дискуссий о современном балете. «Почему не танцует Мессерер?» Пространство старых ролей. Концертный номер «Футболист» и другие)[5]. Первый советский балет был признан большим успехом советского театрального искусства, а особая слава досталось постановке танца «Яблочко», против которого возмущенно выступали многие балетные деятели. В частности, Асаф Мессерер писал в своей мемуарной книге: «Однако вопреки всему именно „Яблочко“, принесло спектаклю огромный успех. Я не припомню больше такой реакции публики. Зал вставал и ревел от восторга»[5]]. Именно с этого балетного номера пошла слава танца «Яблочко», который еще не раз оказывался на сцене.
Другая работа
Одновременно со службой в Большом театре Лев Александрович вел и другую работу.
В 1909—1911 гг. в составе трупп С. П. Дягилева и А. П. Павловой он гастролировал в Париже, Лондоне, Берлине, Риме и Брюсселе[1].
Его неоднократно приглашали на постановки танцевальных номеров в другие театры. Одна из таких работ сыграла немалую роль в государственной системе СССР, и дело касалось отнюдь не балетных па, а рождения известного сотрудника НКВД. А дело было так. Лев Лащилин был приглашен Александром Таировым в его Камерный театр для работы над танцевальными сценами. Там у балетмейстера произошел бурный роман с одной из ведущих актрис театра Августой Миклашевской. Собственно, бурные чувства были лишь со стороны Августы Леонидовны[6]. Что же касается самого Льва Александровича, он был женат и не собирался разводиться с женой ради любовницы. По некоторым данным, супруга Лащилина запугивала его беременную любовницу и требовала избавиться от ребенка[6]. 30 мая 1918 года Августа Леонидовна родила сына Игоря[7], будущего выдающегося советского спортсмена-боксера, а заодно работника НКВД Игоря Львовича Миклашевского (1918—1990).
Сам Лев Александрович навещал ребенка нечасто и, судя по всему, хорошим отцом сыну так и не стал, однако его родня приняла Игоря, особенно сблизились с племянником сестра Льва Александровича Инна Александровна и ее муж, актер Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин. Они оказали большое влияние на Игоря Львовича Миклашевского и сыграли немалую роль в его судьбе. Есть сведения, что именно Игорь Миклашевский убил своего дядю как «предателя Родины»[8][9].
Лев Александрович Лащилин проработал в Большом театре до 1949 года[1][3].
Уже в конце его балетной карьеры к нему за помощью обратилась Надежда Сергеевна Надеждина, несколько лет проработавшая с ним на одной сцене и создававшая в 1948 году танцевальный ансамбль «Березка», и Лев Александрович принял немалое участие в помощи ей и постановках ансамбля.
Лев Александрович скончался в Москве в возрасте 67 лет[7].
Среди исполненных партий
- Черный козел («Ночь на Лысой горе»)
- Абдерахман («Раймонда»)
- Эспада («Дон Кихот»)
- Бирбанто («Корсар»)
- Клод Фролло (Эсмеральда)
- Повар («Три толстяка»)
- Тарас Бульба («Тарас Бульба»)
- Капулетти («Ромео и Джульетта»)[1]
- Людовик XVI («Пламя Парижа»)
Среди хореографических постановок
- 1-й и 3-й акты первого советского балета «Красный мак» (1927), в том числе танец «Яблочко».
- «Футболист» (1930, совместно с И. А. Моисеевым и Л. А. Жуковым)
- танцы в операх («Пиковая дама», «Снегурочка», «Хованщина», «Золотой петушок», «Гугеноты», «Лакме», «Саломея» и др.)
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 ЛАЩИЛИН Лев Александрович(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ 2,0 2,1 ЛАЩИЛИН Лев Александрович // Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович.- М.: Советская энциклопедия, 1981.- 623 стр. с илл.
- ↑ 3,0 3,1 Лащилин Лев Александрович
- ↑ Биографии деятелей балета. Лащилин Лев Александрович
- ↑ 5,0 5,1 Танец. Мысль. Время // Глава девятая
- ↑ 6,0 6,1 Сергей Есенин и Августа Миклашевская: последняя любовь хулигана
- ↑ 7,0 7,1 Лев Александрович Лащилин
- ↑ Ваксберг А. И. Любовь и коварство. Театральный детектив. — М.: АСТ: Русь—Олимп, 2007. — 378 с. — ISBN 978-5-17-045175-3
- ↑ Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930—1950 годы. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. — 688 с. — 11 000 экз. — ISBN 5-87322-726-8.