Софья Васильевна Фёдорова — различия между версиями
(имя автора стёрто) (Содержимое страницы заменено на «Я ебу собак.») |
Ws (обсуждение | вклад) м (Откат правок Сперма Глот (обсуждение) к версии Лаврентия) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | [[Файл:fedorova 01.jpg|230px|thumb]] | |
+ | '''Софья Васильевна Фёдорова''' (28 сентября 1879, Москва — 3 января 1963, городок Нёйи-сюр-Сен в окрестностях Парижа) — выдающаяся артистка балета, представительница московской юалетной школы. Также известна как ''Фёдорова 2-я'' — поскольку к моменту её поступления на сцену московского Большого театра одна Фёдорова, ее однофамилица, уже работала там в [[кордебалет]]е<ref>[http://all-photo.ru/portret/fiodorova/index.ru.html Российская портретная галерея: Фёдорова Софья Васильевна]</ref><ref name="star">[http://www.goltsman.de/fedorova1.html Звезды русского балета начала ХХ века // СОФЬЯ ФЕДОРОВА; автор Евгений Гольцман]</ref>). | ||
+ | |||
+ | == Семья == | ||
+ | Софья Васильевна Фёдорова происходила из цыганской семьи. Глава семьи Василий Фёдорович Фёдоров был московским ремесленником-медником. Евгений Гольцман в своем авторском сайте «Звёзды русского балета начала ХХ века» пишет о Софье Фёдоровой: «В метрике сказано, что её отец „московский цеховой, медного цеха“. Медники и кузнецы в то время были, обычно, из оседлых цыган»<ref name="star" />. Детей было трое: старшая — Софья, еще дочь Ольга и сын Михаил. | ||
+ | |||
+ | Отец Василий Фёдорович скоро умер, мать Анна Михайловна осталась с тремя малолетними детьми. Помог служивший в Большом театре родственник, устроив всех троих детей на полный пансион в Императорское московское театральное училище. Дети попали на балетное отделение. Софья окончила курс в 1899 году, младшая сестра Ольга — в 1901 году экстерном<ref name="vmd" />. | ||
+ | |||
+ | Все трое Фёдоровых стали артистами балета. [[Ольга Васильевна Фёдорова]] (1882, Москва — 1942, Ленинград) выступала как Фёдорова 3-я<ref name="star" /><ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/f/fedorova.html Фёдорова в Энциклопедии балета]</ref>, она работала в Ленинграде и стала одной из первых советских актрис, получивших звание Заслуженной артистки республики<ref name="vmd">[http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=17644 Московская «цыганочка»]</ref>. Михаил Васильевич Федоров был приглашен [[Сергей Павлович Дягилев|Сергеем Дягилевым]] в его труппу «Русский балет», основанную и выступавшую, в основном, в Монте-Карло, Париже и Лондоне. Среди его ролей — ''Отец'' из балета «[[Блудный сын (балет)|Блудный сын]]». | ||
+ | |||
+ | Мужем Софьи Васильевны Фёдоровой стал известный оперный певец и режиссер оперных спектаклей [[Пётр Сергеевич Оленин]]. | ||
+ | |||
+ | == Биография == | ||
+ | [[Файл:SofFedorova.jpg|thumb]] | ||
+ | [[Файл:Fedorova 009.jpg|thumb|С. В. Фёдорова готовится к спектаклю «[[Тщетная предосторожность (балет)|Тщетная предосторожность]]»]] | ||
+ | [[Файл:Fille Mal Gardee - Sofia Fedorova as Lise - ca 1915.jpg|right|thumb|Софья Фёдорова в роли Лизы, балет «Тщетная предосторожность». Постановщик [[Горский Александр Алексеевич|А. А. Горский]]. Около 1915 г. Фотография [[Фишер Карл Андреевич|К. А. Фишера]]]] | ||
+ | [[Файл:Fille Mal Gardee -Sofia Fedorova as Lise, Grigory Riabtzev as Simone, Mikhail Mordkin as Colas -1899.jpg|thumb|Сцена из балета «Тщетная предосторожность», справа — С. В. Фёдорова в роли Лизы. Владимир Рябцев (мамаша), Михаил Мордкин (Кола). Постановка А. А. Горского. Москва, Большой театр. Около 1915 года.]] | ||
+ | [[Файл:Fedorova 008.jpg|thumb|С. В. Фёдорова в балете «Дочь фараона»]] | ||
+ | [[Файл:220px-Pharaoh's Daughter -Hita -Pas des Caryatids -Sofia Fedorova & Unidentified as Slaves -1909.jpg|thumb|С. В. Фёдорова в балете «Дочь фараона». 1909 год.]] | ||
+ | [[Файл:Fedorova 005.jpg|thumb|С. В. Фёдорова в партии Эсмеральды]] | ||
+ | [[Файл:SophiFedo1.jpg|thumb|С. В. Фёдорова в партии Эсмеральды]] | ||
+ | [[Файл:SophiFedo2.jpg|thumb]] | ||
+ | [[Файл:S-v-fedorova-salambo.jpg|thumb|С. В. Фёдорова — Рабыня-жрица Молоха ([[Саламбо (балет)|«Саламбо»]]), 1910]] | ||
+ | [[Файл:S-v-fedorova-cvety-zla.jpg|thumb|С. В. Фёдорова («Цветы зла»)]] | ||
+ | [[Файл:Fedorova S-Svoboda V-Pyataya-simfonia.jpg|thumb|С. Федорова и В. Свобода — в балете «Пятая симфония» на музыку А. Глазунова. 1916 г.]] | ||
+ | После окончания московского театрального училища при императорских театрах (педагог [[Николай Петрович Домашев|Н. П. Домашев]]) Софья Фёдорова 1 сентября 1899 года была принята в балетную труппу императорского Большого театра и изначально зачислена в «корифейки», миновав, вопреки обычаям, кордебалет<ref name="vmd" />, и где по традициям времени стала выступать под артистическим псевдонимом Фёдорова 2-я. | ||
+ | |||
+ | === Большой театр === | ||
+ | Слава пришла неожиданно. Московский большой театр готовился к новаторской постановке молодым балетмейстером [[Александр Алексеевич Горский|А. А. Горским]] балета «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]» композитора [[Людвиг Минкус|Людвига Минкуса]]. Новый спектакль еще на стадии работы над ним интересовал не только всю московскую императорскую труппу, но и чуть ли не всю Москву. 5 декабря 1900 года — накануне премьеры — состоялась генеральная репетиция, на которую съехалась вся городская знать.. И в этот день неожиданно заболела исполнительница партии Мерседес [[Екатерина Васильевна Гельцер|Е. Гельцер]]. На замену была выбрана молодая, только начинающая, но уже подающие надежды танцовщица Софья Фёдорова, занятая в балете в небольшой роли уличной танцовщицы. На изучение новой партии было отведено всего несколько минут перед началом генеральной репетиции, но ей и этого оказалось достаточно. Она исполнила обе партии великолепно. На следующий день, 6 декабря 1900 года, она уже вышла в премьерном представлении «Дон Кихота» в обеих партиях<ref>''[[Владимир Аркадьевич Теляковский|Теляковский В. А.]]'' Воспоминания 1898—1917. Пб., изд-во «Время», 1924</ref>. Выступление прошло с большим успехом, молодая танцовшица была замечена и зрителями, и критиками, и — что особо важно — дирекцией. | ||
+ | |||
+ | В том же году Софья Фёдорова была переведена в разряд вторых танцовщиц, очень быстро стала балериной I класса, а затем и «примой» с окладом 4 тысячи рублей в год — деньги по тем временам немалые. А кроме того, тут же известная парфюмерная фабрика выбрала её среди прочих женщин-знаменитостей своим рекламным лицом<ref name="vmd" />. | ||
+ | |||
+ | На неё обратил внимание балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|А. А. Горский]], отметивший в её индивидуальности бурный темперамент и яркое мастерство перевоплощения, и начал работать с ней, ставя специально для неё дивертисменты и танцевальные номера. Евгений Гольцман в своем авторском сайте «Звезды русского балета начала ХХ века» отмечает, что «Горский ставил для Фёдоровой испанские танцы, которые приводили зал в экстаз»<ref name="star" />. От исполнения классических партий она, как правило, отказывалась, не чувствуя себя достаточно подготовленной к ним технически. Её стихией был характерный танец. | ||
+ | |||
+ | ''«Всё, что не могла достичь техникой, доделывала игрой»'', — вспоминала танцовщица М. Н. Горшкова, считавшая Федорову по дарованию скорее драматической актрисой<ref name=OlKo>[http://duchesselisa.livejournal.com/132179.html?thread=4809299 Помутнение рассудка и разорванное сознание (из книги: ''Ольга Ковалик''. Повседневная жизнь балерин русского императорского театра. Издательство «Молодая гвардия», серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества»)]</ref>. | ||
+ | |||
+ | Евгений Гольцман пишет: ''«В жизни Фёдорова производила впечатление худенького и немощного существа, скромного одетого и довольно неряшливого. На сцене в нее словно вселялся бес, она своим неистовством заражала всю труппу. У нее была довольно слабая техника. Ей трудно было танцевать классические роли, но она была несравненной драматической актрисой»''<ref name="star" />. Горский специально для Фёдоровой переработал несколько партий в классических балетах, в том числе новую версию партии Жены хана в «[[Конек-горбунок (балет Пуни)|Коньке-Горбунке]]» [[Пуни, Цезарь|Цезаря Пуни]], Старухи в «[[Золотая рыбка (балет Минкуса)|Золотой рыбке]]» Л.Минкуса и другие. | ||
+ | |||
+ | Критика отмечает творчество балерины: «Фёдорова была характерной танцовщицей. Но даже характерные танцы в дивертисментах становились в исполнении Ф. ярким явлением, приобретая самостоятельное значение. Обладая огромным стихийным темпераментом, необычайной экспрессией, доходящей до экстатических состояний, драматическим дарованием, она создавала эмоционально насыщенные образы, окрашенные, как правило, в мрачные тона, что со временем приобретало все больший вес в ее творчестве»<ref name="эри" />. | ||
+ | |||
+ | [[Вячеслав Иванович Иванов|Вяч. Иванов]] сказал о танце Софьи Фёдоровой, что «всем своим обликом она будит смутное, тайное воспоминание. Связанные стихии, скрытые за обычной жизнью, умеет развязывать эта заклинательница. Ее область — темная мистика души»<ref name="эри" /><ref name=OlKo/>. | ||
+ | |||
+ | === Работа у Дягилева === | ||
+ | В 1909—1913 годах Софья Федорова, продолжая службу в императорском Большом театре в Москве, несколько раз принимала участие в балетных «Русских сезонах» [[Сергей Павлович Дягилев|С. П. Дягилева]] в [[Париж]]е, где к тому времени уже работал её брат Михаил Фёдоров<ref name="vmd" />. Там же она провела несколько балетов в хореографии [[Михаил Михайлович Фокин|М. М. Фокина]], в балете «Вакханалия» танцевала совместно с женой прославленного балетмейстера [[Вера Петровна Фокина|Верой Фокиной]]. | ||
+ | |||
+ | Париж с первого же ее выступления был полностью покорен московской танцовщицей. И Дягилев приглашал ее и в следующие сезоны. | ||
+ | |||
+ | Постоянным местом службы Фёдоровой оставался московский Большой театр. | ||
+ | |||
+ | === Начало болезни === | ||
+ | |||
+ | В 1913 году она впервые станцевала Жизель в [[Жизель (балет)|одноименном балете]] [[Адольф Шарль Адан|Адольфа Адана]]. Эта партия стала роковой для балерины. | ||
+ | |||
+ | Тут необходимо сделать отступление. Дело в том, что балет «Жизель» основательно прижился на русской сцене, с главной партией — технически очень сложной по понятиям того времени — многие танцовщицы справлялись весьма успешно; однако эта роль несла в себе и огромный психологический драматизм, требовавший актерских данных, которым далеко не все профессиональные балерины могли похвастать<ref name=OlKo/>. «Жизель» неоднократно возобновлялась в обеих императорских труппах — в Санкт-Петербурге и в Москве, и дирекция постоянно озадачивались в поисках очередной исполнительницы главной партии. Софья Федорова справилась с этой партией безукоризненно. Но эта же роль стала предтечей ее болезни. | ||
+ | |||
+ | Еще во время работы над постановкой в московском Большом театре, в 1913 году, Софья Фёдорова опубликовала в еженедельнике «Рампа и жизнь» собственный этюд «В летний день», в котором попыталась разъяснить свою актерскую тему в этом романтической балете: облака представали сказочными кораблями, уплывавшими и увозящими с собой в нереальность, где «нет тоски, обмана и слез», где можно только «стоять вот так, опустить руки и слушать, как мир входит в утомленную душу»<ref name=OlKo/>. | ||
+ | |||
+ | Сцену сумасшествия своей героини, актриса, наделенная особой чуткостью, неуравновешенностью и огромным даром перевоплощения, проводила столь искренне, что критика отмечала уход от театральной пластики к натуралистичности. | ||
+ | |||
+ | Вскоре врачи констатировали у неё серьёзное нервное расстройство, предвестник скорого психического заболевания. Евгений Гольцман пишет: ''«8 октября 1913 года театральный врач отметил у Фёдоровой бессонницу, головокружение, упадок сил, повышенную возбудимость: „Раздражительность, впечатлительность, скорая утомляемость, быстрая, резкая смена в настроении — от полной вялости и апатии с обильными слезами до повышенного бодрого, живого состояния духа“».'' Исполнение партии Жизели, к которой балерина готовилась несколько лет<ref name="star" />, пришлось немедленно прекратить. | ||
+ | |||
+ | Осталось только добавить, что та же партия Жизели сыграет чуть позже точно такую же роковую роль в болезни еще одной великой балерины русской сцены — [[Ольга Александровна Спесивцева|Ольги Спесивцевой]] (1895—1991)<ref name=OlKo/>. | ||
+ | |||
+ | === После ухода из Большого театра === | ||
+ | |||
+ | В 1917 году закончился срок контракта Софья Федоровой с дирекцией Большого театра, но она ещё продолжала изредка появляться на сцене. Однако из-за усиливавшейся болезни все чаще случались неявки на спектакль. В декабре 1918 года в связи с частыми пропусками ей была приостановлена выдача заработной платы. В январе 1919 года она обратилась в художественно-репертуарный комитет балетной труппы с просьбой о пособии, так как «из-за тяжелой болезни» не могла участвовать в спектаклях. Во врачебном свидетельстве говорилось, что она страдает «остро-неврастеническими явлениями в тяжелой форме»<ref name="star" />. И в начале 1919 года она уехала из Москвы в Петроград, где c 1918 года работал её муж — [[Петр Сергеевич Оленин]], знаменитый оперный певец, режиссёр оперных постановок и управляющий оперной труппой Мариинского театра. | ||
+ | |||
+ | 28 января 1922 года Петр Сергеевич Оленин скончался. Похоронив мужа в Москве, Софья Васильевна сразу решила уехать из страны и уже весной того же года выехала за границу, как официально считалось — на лечение, но фактически это была эмиграция. | ||
+ | |||
+ | === Эмиграция === | ||
+ | Выехав за рубеж, Фёдорова сразу приступила к работе. | ||
+ | |||
+ | Она выступала в Берлине в пантомиме «Покрывало Пьеретты», поставленной по произведению [[Артур Шницлер|Артура Шницлера]]. Нина Берберова, видевшая этот спектакль, вспоминала более чем через полвека: ''«Когда Чабров и Федорова-вторая танцевали польку во втором действии, а мёртвый Пьеро появился на балкончике…, я впервые поняла (и навсегда), что такое настоящий театр, и у меня еще и сейчас проходит по спине холод, когда я вспоминаю шницлеровскую пантомиму в исполнении этих трёх актёров. Такой театр входит в кровь зрителя не метафорически, а буквально, что-то делает с ним, меняет его, влияет на всю его дальнейшую жизнь».''<ref name="star" /> | ||
+ | Из Берлина Фёдорова отправилась в Париж, решив обосноваться там, поскольку в Париже осело много русских эмигрантов, хорошо помнивших ее сценическую деятельность; давала уроки балета и периодически выступала с концертами на эстраде. Но болезнь прогрессировала, и она все чаще проводила время в психиатрических больницах. | ||
+ | |||
+ | В 1925—1926 гг. Софья Фёдорова работала в труппе [[Анна Павловна Павлова|Анны Павловой]]. | ||
+ | |||
+ | В 1928 году [[Сергей Павлович Дягилев|Сергей Дягилев]] пригласил её на выступления с «Русским балетом», именно в его труппе она впервые очаровала Париж своим появлением в «Половецких плясках» и вот, спустя 19 лет, снова оказалась в его труппе. Это выступление стало для нее последним. Болезнь вновь обострилась. Балерина была помещена в госпиталь, откуда ее забрал друг — Г. Столповский, который и поддерживал её до конца дней<ref name="эри">[http://www.slovari-online.ru/word/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0.htm Фёдорова Софья Васильевна] В.Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции</ref><ref>[http://interpretive.ru/dictionary/458/word/%D4%C5%C4%CE%D0%CE%C2%C0+%D1%EE%F4%FC%FF+%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%ED%E0/ Национальная историческая энциклопедия]</ref>. | ||
+ | |||
+ | Выдающаяся балерина Софья Васильевна Фёдорова скончаласть 3 января 1963 года во французском фешенебельном городке Нёйи-сюр-Сен возле Парижа. | ||
+ | |||
+ | == Исполненные партии == | ||
+ | '''Партии на сцене Большого театра''': | ||
+ | * 1901 — «Танец Анитры» на музыку [[Эдвард Григ|Э.Грига]], балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|А. Горский]] | ||
+ | * 1901 — «[[Конек-Горбунок (балет Пуни)|Конек-горбунок]]» [[Цезарь Пуни|Ц.Пуни]], балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|А. Горский]] — ''Жена хана'' | ||
+ | * после 1902 — «[[Дочь Гудулы (балет)|Дочь Гудулы]]» [[Антон Юльевич Симон|А.Симона]], балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|А. Горский]] — ''Эсмеральда'' | ||
+ | * 1903 — «[[Золотая рыбка (балет Минкуса)|Золотая рыбка]]» [[Минкус, Людвиг|Л.Минкуса]] с добавлением музыки других композиторов, балетмейстер А. Горский — ''Старуха'' | ||
+ | * 1906 — «[[Роберт и Бертрам (балет)|Роберт и Бертрам, или Два вора]]» И.Шмидта и Пуни (с добавлением музыки Ф.Шумана, Ф.Шопена, П.Чайковского), балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|А. Горский]] — ''служанка Селестен'' | ||
+ | * 1907 — «[[Аленький цветочек (балет)|Аленький цветочек]]» [[Фома Александрович Гартман|Ф.Гартмана]] — ''испанский танец'' | ||
+ | * 1907 — «[[Арлекинада (Миллионы Арлекина)|Арлекинада]]» — ''Пьеретта'' | ||
+ | * 1910 — «[[Саламбо (балет)|Саламбо]]» [[Андрей Фёдорович Арендс|А.Арендса]], балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|А. Горский]] — ''Рабыня (жрица Молоха)'' | ||
+ | * 1913 — «[[Жизель (балет)|Жизель]]» А.Адана в хореографии Мариуса Петипа — ''Жизель'' | ||
+ | * 1914 — «[[Конек-Горбунок (балет Пуни)|Конек-Горбунок]]» [[Цезарь Пуни|Пуни]] — Цыганский танец, позже украинский танец в хореографии [[Александр Алексеевич Горский|А. Горского]] | ||
+ | * «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]» — ''Уличная танцовщица'' | ||
+ | * 24 апреля 1916 — «Пятая симфония», балет-инсценировка Пятой симфонии А. К. Глазунова. Постановка А. А. Горского. | ||
+ | * «[[Эсмеральда (балет)|Эсмеральда]]» [[Цезарь Пуни|Ц. Пуни]] — ''Эсмеральда'' | ||
+ | * «[[Дочь фараона (балет)|Дочь фараона]]» Минкуса — ''Хита'' | ||
+ | * «[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]» [[Пётр Ильич Чайковский|П. И. Чайковского]] — ''Белая кошечка'' | ||
+ | * «[[Тщетная предосторожность (балет)|Тщетная предосторожность]]» [[Петер Людвиг Гертель|П.Гертеля]] — ''Лиза'' | ||
+ | * «[[Корсар (балет)|Корсар]]» [[Адольф Шарль Адан|Адольфа Адана]] — ''Гюльнара и Медора'' | ||
+ | * «[[Парижский рынок (балет)|Парижский рынок]]» [[Цезарь Пуни|Пуни]] — ''Жоржетта'' | ||
+ | * «Волшебное зеркало» [[Арсений Николаевич Корещенко|А.Корещенко]] — ''Принцесса'' | ||
+ | * «[[Раймонда (балет)|Раймонда]]» [[Александр Константинович Глазунов|А.Глазунова]], балетмейтер [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]] — ''панадерос'' | ||
+ | * «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» М.Глинки. [[Балет в опере]] — ''[[лезгинка]]''; сохранились воспоминания об этом исполнении: она вступала в хоровод мужчин «медленными, гибкими, словно ползущими движениями, полузакрывая лицо странно поставленными сочетаниями линий, полусогнутых, полувытянутых рук»<ref>[http://glinka-capella.ru/istorija-baleta/tancovshhiki-gorskogo/2261-s-v-fedorova-cvety-zla.html С. В. Федорова. «Цветы зла»]</ref>. | ||
+ | * «[[Времена года (балет Глазунова)|Времена года]]» А.Глазунова — ''вакханалия'' | ||
+ | * «[[Баядерка (балет)|Баядерка]]» Минкуса — ''индусский танец'' | ||
+ | * «[[Коппелия (балет)|Коппелия]]» [[Лео Делиб]]а — ''чардаш'' | ||
+ | |||
+ | '''«Русские сезоны» в Париже''': | ||
+ | * 1909 — «[[Половецкие пляски (балет)|Половецкие пляски]]» [[Александр Порфирьевич Бородин|А.Бородина]], балетмейстер [[Михаил Михайлович Фокин|М.Фокин]] — ''Половецкая девушка'' | ||
+ | * 1909 — «Вакханалия» на музыку А. К. Глазунова — ''танцевальный девиртисмент'' | ||
+ | * 1909 — «Пир», сюита танцев — танец чардаш на музыку Глазунова в постановке Горского, в партнерстве с [[Михаил Михайлович Мордкин|М.Мордкиным]] | ||
+ | * 1910 — «Шехеразада» на музыку [[Николай Андреевич Римский-Корсаков|Н.Римского-Корсакова]], балетмейстер Фокин — ''одалиска'' | ||
+ | * 1913 — «Клеопатра» (другое название балета «Египетские ночи») [[Антон Степанович Аренский|А.Аренского]] с музыкой других композиторов — ''Таор'' | ||
+ | |||
+ | == Родня == | ||
+ | Осталось только добавить, что в связи с эмиграцией Софьи Васильевны пострадали ее двоюродные племянники, которых она устроила в то самое Театральное училище при Большом театре, которое окончила сама: Михаил, Валериан и Зинаида Арсеньевы — все они были уволены из училища уже через месяц после отъезда их двоюродной тетки с одинаковой формулировкой «за профнепригодность». Однако выученные навыки не пропали: Михаил Сергеевич Арсеньев стал солистом бывшего Мариинского театра, потом руководителем классического балета в Бурятии; Валериан Сергеевич Арсеньев работал в разных театрах — в московком музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко, Минском и Куйбышевском музыкальных театрах, а с 1936 года — солист и один из помощников [[Игорь Александрович Моисеев|Игоря Моисеева]] в организации Ансамбля народного танца И. Моисеева; Зинаида Сергеевна Арсеньева стала эстрадной танцовщицей<ref name="vmd" />. | ||
+ | |||
+ | == На других языках == | ||
+ | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Sophie_Fedorova English] | ||
+ | * [http://fr.wikipedia.org/wiki/Sofia_Fedorova Français] | ||
+ | |||
+ | == Источники == | ||
+ | {{примечания}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]][[Категория:Артисты балета Российской империи]] | ||
+ | [[Категория:Артисты балета]][[Категория:Московская императорская труппа]] | ||
+ | [[Категория:Русские эмигранты]] | ||
+ | [[Категория:Родившиеся 28 сентября]] | ||
+ | [[Категория:Родившиеся в 1879 году]] | ||
+ | [[Категория:Родившиеся в Москве]] | ||
+ | [[Категория:Умершие 3 января]] | ||
+ | [[Категория:Умершие в 1963 году]] | ||
+ | [[Категория:Умершие в Нёйи-сюр-Сен]] | ||
+ | |||
+ | {{DEFAULTSORT:Фёдорова Софья Васильевна}} |
Текущая версия на 21:07, 18 октября 2020
Софья Васильевна Фёдорова (28 сентября 1879, Москва — 3 января 1963, городок Нёйи-сюр-Сен в окрестностях Парижа) — выдающаяся артистка балета, представительница московской юалетной школы. Также известна как Фёдорова 2-я — поскольку к моменту её поступления на сцену московского Большого театра одна Фёдорова, ее однофамилица, уже работала там в кордебалете[1][2]).
Содержание
Семья
Софья Васильевна Фёдорова происходила из цыганской семьи. Глава семьи Василий Фёдорович Фёдоров был московским ремесленником-медником. Евгений Гольцман в своем авторском сайте «Звёзды русского балета начала ХХ века» пишет о Софье Фёдоровой: «В метрике сказано, что её отец „московский цеховой, медного цеха“. Медники и кузнецы в то время были, обычно, из оседлых цыган»[2]. Детей было трое: старшая — Софья, еще дочь Ольга и сын Михаил.
Отец Василий Фёдорович скоро умер, мать Анна Михайловна осталась с тремя малолетними детьми. Помог служивший в Большом театре родственник, устроив всех троих детей на полный пансион в Императорское московское театральное училище. Дети попали на балетное отделение. Софья окончила курс в 1899 году, младшая сестра Ольга — в 1901 году экстерном[3].
Все трое Фёдоровых стали артистами балета. Ольга Васильевна Фёдорова (1882, Москва — 1942, Ленинград) выступала как Фёдорова 3-я[2][4], она работала в Ленинграде и стала одной из первых советских актрис, получивших звание Заслуженной артистки республики[3]. Михаил Васильевич Федоров был приглашен Сергеем Дягилевым в его труппу «Русский балет», основанную и выступавшую, в основном, в Монте-Карло, Париже и Лондоне. Среди его ролей — Отец из балета «Блудный сын».
Мужем Софьи Васильевны Фёдоровой стал известный оперный певец и режиссер оперных спектаклей Пётр Сергеевич Оленин.
Биография
После окончания московского театрального училища при императорских театрах (педагог Н. П. Домашев) Софья Фёдорова 1 сентября 1899 года была принята в балетную труппу императорского Большого театра и изначально зачислена в «корифейки», миновав, вопреки обычаям, кордебалет[3], и где по традициям времени стала выступать под артистическим псевдонимом Фёдорова 2-я.
Большой театр
Слава пришла неожиданно. Московский большой театр готовился к новаторской постановке молодым балетмейстером А. А. Горским балета «Дон Кихот» композитора Людвига Минкуса. Новый спектакль еще на стадии работы над ним интересовал не только всю московскую императорскую труппу, но и чуть ли не всю Москву. 5 декабря 1900 года — накануне премьеры — состоялась генеральная репетиция, на которую съехалась вся городская знать.. И в этот день неожиданно заболела исполнительница партии Мерседес Е. Гельцер. На замену была выбрана молодая, только начинающая, но уже подающие надежды танцовщица Софья Фёдорова, занятая в балете в небольшой роли уличной танцовщицы. На изучение новой партии было отведено всего несколько минут перед началом генеральной репетиции, но ей и этого оказалось достаточно. Она исполнила обе партии великолепно. На следующий день, 6 декабря 1900 года, она уже вышла в премьерном представлении «Дон Кихота» в обеих партиях[5]. Выступление прошло с большим успехом, молодая танцовшица была замечена и зрителями, и критиками, и — что особо важно — дирекцией.
В том же году Софья Фёдорова была переведена в разряд вторых танцовщиц, очень быстро стала балериной I класса, а затем и «примой» с окладом 4 тысячи рублей в год — деньги по тем временам немалые. А кроме того, тут же известная парфюмерная фабрика выбрала её среди прочих женщин-знаменитостей своим рекламным лицом[3].
На неё обратил внимание балетмейстер А. А. Горский, отметивший в её индивидуальности бурный темперамент и яркое мастерство перевоплощения, и начал работать с ней, ставя специально для неё дивертисменты и танцевальные номера. Евгений Гольцман в своем авторском сайте «Звезды русского балета начала ХХ века» отмечает, что «Горский ставил для Фёдоровой испанские танцы, которые приводили зал в экстаз»[2]. От исполнения классических партий она, как правило, отказывалась, не чувствуя себя достаточно подготовленной к ним технически. Её стихией был характерный танец.
«Всё, что не могла достичь техникой, доделывала игрой», — вспоминала танцовщица М. Н. Горшкова, считавшая Федорову по дарованию скорее драматической актрисой[6].
Евгений Гольцман пишет: «В жизни Фёдорова производила впечатление худенького и немощного существа, скромного одетого и довольно неряшливого. На сцене в нее словно вселялся бес, она своим неистовством заражала всю труппу. У нее была довольно слабая техника. Ей трудно было танцевать классические роли, но она была несравненной драматической актрисой»[2]. Горский специально для Фёдоровой переработал несколько партий в классических балетах, в том числе новую версию партии Жены хана в «Коньке-Горбунке» Цезаря Пуни, Старухи в «Золотой рыбке» Л.Минкуса и другие.
Критика отмечает творчество балерины: «Фёдорова была характерной танцовщицей. Но даже характерные танцы в дивертисментах становились в исполнении Ф. ярким явлением, приобретая самостоятельное значение. Обладая огромным стихийным темпераментом, необычайной экспрессией, доходящей до экстатических состояний, драматическим дарованием, она создавала эмоционально насыщенные образы, окрашенные, как правило, в мрачные тона, что со временем приобретало все больший вес в ее творчестве»[7].
Вяч. Иванов сказал о танце Софьи Фёдоровой, что «всем своим обликом она будит смутное, тайное воспоминание. Связанные стихии, скрытые за обычной жизнью, умеет развязывать эта заклинательница. Ее область — темная мистика души»[7][6].
Работа у Дягилева
В 1909—1913 годах Софья Федорова, продолжая службу в императорском Большом театре в Москве, несколько раз принимала участие в балетных «Русских сезонах» С. П. Дягилева в Париже, где к тому времени уже работал её брат Михаил Фёдоров[3]. Там же она провела несколько балетов в хореографии М. М. Фокина, в балете «Вакханалия» танцевала совместно с женой прославленного балетмейстера Верой Фокиной.
Париж с первого же ее выступления был полностью покорен московской танцовщицей. И Дягилев приглашал ее и в следующие сезоны.
Постоянным местом службы Фёдоровой оставался московский Большой театр.
Начало болезни
В 1913 году она впервые станцевала Жизель в одноименном балете Адольфа Адана. Эта партия стала роковой для балерины.
Тут необходимо сделать отступление. Дело в том, что балет «Жизель» основательно прижился на русской сцене, с главной партией — технически очень сложной по понятиям того времени — многие танцовщицы справлялись весьма успешно; однако эта роль несла в себе и огромный психологический драматизм, требовавший актерских данных, которым далеко не все профессиональные балерины могли похвастать[6]. «Жизель» неоднократно возобновлялась в обеих императорских труппах — в Санкт-Петербурге и в Москве, и дирекция постоянно озадачивались в поисках очередной исполнительницы главной партии. Софья Федорова справилась с этой партией безукоризненно. Но эта же роль стала предтечей ее болезни.
Еще во время работы над постановкой в московском Большом театре, в 1913 году, Софья Фёдорова опубликовала в еженедельнике «Рампа и жизнь» собственный этюд «В летний день», в котором попыталась разъяснить свою актерскую тему в этом романтической балете: облака представали сказочными кораблями, уплывавшими и увозящими с собой в нереальность, где «нет тоски, обмана и слез», где можно только «стоять вот так, опустить руки и слушать, как мир входит в утомленную душу»[6].
Сцену сумасшествия своей героини, актриса, наделенная особой чуткостью, неуравновешенностью и огромным даром перевоплощения, проводила столь искренне, что критика отмечала уход от театральной пластики к натуралистичности.
Вскоре врачи констатировали у неё серьёзное нервное расстройство, предвестник скорого психического заболевания. Евгений Гольцман пишет: «8 октября 1913 года театральный врач отметил у Фёдоровой бессонницу, головокружение, упадок сил, повышенную возбудимость: „Раздражительность, впечатлительность, скорая утомляемость, быстрая, резкая смена в настроении — от полной вялости и апатии с обильными слезами до повышенного бодрого, живого состояния духа“». Исполнение партии Жизели, к которой балерина готовилась несколько лет[2], пришлось немедленно прекратить.
Осталось только добавить, что та же партия Жизели сыграет чуть позже точно такую же роковую роль в болезни еще одной великой балерины русской сцены — Ольги Спесивцевой (1895—1991)[6].
После ухода из Большого театра
В 1917 году закончился срок контракта Софья Федоровой с дирекцией Большого театра, но она ещё продолжала изредка появляться на сцене. Однако из-за усиливавшейся болезни все чаще случались неявки на спектакль. В декабре 1918 года в связи с частыми пропусками ей была приостановлена выдача заработной платы. В январе 1919 года она обратилась в художественно-репертуарный комитет балетной труппы с просьбой о пособии, так как «из-за тяжелой болезни» не могла участвовать в спектаклях. Во врачебном свидетельстве говорилось, что она страдает «остро-неврастеническими явлениями в тяжелой форме»[2]. И в начале 1919 года она уехала из Москвы в Петроград, где c 1918 года работал её муж — Петр Сергеевич Оленин, знаменитый оперный певец, режиссёр оперных постановок и управляющий оперной труппой Мариинского театра.
28 января 1922 года Петр Сергеевич Оленин скончался. Похоронив мужа в Москве, Софья Васильевна сразу решила уехать из страны и уже весной того же года выехала за границу, как официально считалось — на лечение, но фактически это была эмиграция.
Эмиграция
Выехав за рубеж, Фёдорова сразу приступила к работе.
Она выступала в Берлине в пантомиме «Покрывало Пьеретты», поставленной по произведению Артура Шницлера. Нина Берберова, видевшая этот спектакль, вспоминала более чем через полвека: «Когда Чабров и Федорова-вторая танцевали польку во втором действии, а мёртвый Пьеро появился на балкончике…, я впервые поняла (и навсегда), что такое настоящий театр, и у меня еще и сейчас проходит по спине холод, когда я вспоминаю шницлеровскую пантомиму в исполнении этих трёх актёров. Такой театр входит в кровь зрителя не метафорически, а буквально, что-то делает с ним, меняет его, влияет на всю его дальнейшую жизнь».[2] Из Берлина Фёдорова отправилась в Париж, решив обосноваться там, поскольку в Париже осело много русских эмигрантов, хорошо помнивших ее сценическую деятельность; давала уроки балета и периодически выступала с концертами на эстраде. Но болезнь прогрессировала, и она все чаще проводила время в психиатрических больницах.
В 1925—1926 гг. Софья Фёдорова работала в труппе Анны Павловой.
В 1928 году Сергей Дягилев пригласил её на выступления с «Русским балетом», именно в его труппе она впервые очаровала Париж своим появлением в «Половецких плясках» и вот, спустя 19 лет, снова оказалась в его труппе. Это выступление стало для нее последним. Болезнь вновь обострилась. Балерина была помещена в госпиталь, откуда ее забрал друг — Г. Столповский, который и поддерживал её до конца дней[7][8].
Выдающаяся балерина Софья Васильевна Фёдорова скончаласть 3 января 1963 года во французском фешенебельном городке Нёйи-сюр-Сен возле Парижа.
Исполненные партии
Партии на сцене Большого театра:
- 1901 — «Танец Анитры» на музыку Э.Грига, балетмейстер А. Горский
- 1901 — «Конек-горбунок» Ц.Пуни, балетмейстер А. Горский — Жена хана
- после 1902 — «Дочь Гудулы» А.Симона, балетмейстер А. Горский — Эсмеральда
- 1903 — «Золотая рыбка» Л.Минкуса с добавлением музыки других композиторов, балетмейстер А. Горский — Старуха
- 1906 — «Роберт и Бертрам, или Два вора» И.Шмидта и Пуни (с добавлением музыки Ф.Шумана, Ф.Шопена, П.Чайковского), балетмейстер А. Горский — служанка Селестен
- 1907 — «Аленький цветочек» Ф.Гартмана — испанский танец
- 1907 — «Арлекинада» — Пьеретта
- 1910 — «Саламбо» А.Арендса, балетмейстер А. Горский — Рабыня (жрица Молоха)
- 1913 — «Жизель» А.Адана в хореографии Мариуса Петипа — Жизель
- 1914 — «Конек-Горбунок» Пуни — Цыганский танец, позже украинский танец в хореографии А. Горского
- «Дон Кихот» — Уличная танцовщица
- 24 апреля 1916 — «Пятая симфония», балет-инсценировка Пятой симфонии А. К. Глазунова. Постановка А. А. Горского.
- «Эсмеральда» Ц. Пуни — Эсмеральда
- «Дочь фараона» Минкуса — Хита
- «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Белая кошечка
- «Тщетная предосторожность» П.Гертеля — Лиза
- «Корсар» Адольфа Адана — Гюльнара и Медора
- «Парижский рынок» Пуни — Жоржетта
- «Волшебное зеркало» А.Корещенко — Принцесса
- «Раймонда» А.Глазунова, балетмейтер М. И. Петипа — панадерос
- «Руслан и Людмила» М.Глинки. Балет в опере — лезгинка; сохранились воспоминания об этом исполнении: она вступала в хоровод мужчин «медленными, гибкими, словно ползущими движениями, полузакрывая лицо странно поставленными сочетаниями линий, полусогнутых, полувытянутых рук»[9].
- «Времена года» А.Глазунова — вакханалия
- «Баядерка» Минкуса — индусский танец
- «Коппелия» Лео Делиба — чардаш
«Русские сезоны» в Париже:
- 1909 — «Половецкие пляски» А.Бородина, балетмейстер М.Фокин — Половецкая девушка
- 1909 — «Вакханалия» на музыку А. К. Глазунова — танцевальный девиртисмент
- 1909 — «Пир», сюита танцев — танец чардаш на музыку Глазунова в постановке Горского, в партнерстве с М.Мордкиным
- 1910 — «Шехеразада» на музыку Н.Римского-Корсакова, балетмейстер Фокин — одалиска
- 1913 — «Клеопатра» (другое название балета «Египетские ночи») А.Аренского с музыкой других композиторов — Таор
Родня
Осталось только добавить, что в связи с эмиграцией Софьи Васильевны пострадали ее двоюродные племянники, которых она устроила в то самое Театральное училище при Большом театре, которое окончила сама: Михаил, Валериан и Зинаида Арсеньевы — все они были уволены из училища уже через месяц после отъезда их двоюродной тетки с одинаковой формулировкой «за профнепригодность». Однако выученные навыки не пропали: Михаил Сергеевич Арсеньев стал солистом бывшего Мариинского театра, потом руководителем классического балета в Бурятии; Валериан Сергеевич Арсеньев работал в разных театрах — в московком музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко, Минском и Куйбышевском музыкальных театрах, а с 1936 года — солист и один из помощников Игоря Моисеева в организации Ансамбля народного танца И. Моисеева; Зинаида Сергеевна Арсеньева стала эстрадной танцовщицей[3].
На других языках
Источники
- ↑ Российская портретная галерея: Фёдорова Софья Васильевна
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Звезды русского балета начала ХХ века // СОФЬЯ ФЕДОРОВА; автор Евгений Гольцман
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Московская «цыганочка»
- ↑ Фёдорова в Энциклопедии балета
- ↑ Теляковский В. А. Воспоминания 1898—1917. Пб., изд-во «Время», 1924
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Помутнение рассудка и разорванное сознание (из книги: Ольга Ковалик. Повседневная жизнь балерин русского императорского театра. Издательство «Молодая гвардия», серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества»)
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Фёдорова Софья Васильевна В.Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции
- ↑ Национальная историческая энциклопедия
- ↑ С. В. Федорова. «Цветы зла»